МОУ «Средняя общеобразовательная школа 16» г. Берёзовский «Развитие здоровьесберегающих основ как условие реализации образовательной инициативы «Наша.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологии здоровьесбережения на уроках биологии (анализ урока). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Выполнила: Л.А.Дроздова, учитель биологии МОУ СОШ 16 г.Воркуты.
Advertisements

Проведение урока математики с позиции технологии здоровьесбережения. Костромина Татьяна Дмитриевна -руководитель ШМО учителей математики, информатики.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения Мамонтова Л. Г., учитель химии ГОУ Лицей 1523 Москва.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») Материал подготовлен.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») Выполнила:Бикчураева.
Малинкина Раисья Сергеевна учитель французского языка Образование - высшее МГПИ им. Н.К.Крупской, факультет иностранных языков, 1987 г. Педагогический.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Идеи педагогики оздоровления Использование нестандартных уроков: Уроки-игры Уроки-игры Уроки-дискуссии Уроки-дискуссии Уроки-соревнования Уроки-соревнования.
Здоровьесберегающие технологии МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.
«Использование здоровьесберегающих методов и приемов на уроках»
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
чистота; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски; наличие или отсутствие неприятных монотонных звуковых раздражителей.
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СБО. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
Педагогический совет по теме "Здоровьесбережение в организации учебного- воспитательного процесса.
Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения (выступление на семинаре для молодых педагогов) Автор: Рыбкина Н.И., учитель русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии в работе психолога Сообщение педагога-психолога лицея «Дубна» Сухаревой О.А. Сухаревой О.А.
Транксрипт:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 16» г. Берёзовский «Развитие здоровьесберегающих основ как условие реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» Выполнил: учитель начальных классов Выполнил: учитель начальных классов Е.В. Малютина Е.В. Малютина

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" «… Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность…» «… Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность…» Президент РФ Д. А. Медведев от 4 февраля 2010г. Президент РФ Д. А. Медведев от 4 февраля 2010г.

Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно. Академик, хирург Н.М. Амосов Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно. Академик, хирург Н.М. Амосов

В связи с актуальностью проблемы сохранения здоровья школьников, в течение пяти лет в Школе реализуется программа «Здоровье», в которой был предложен современный комплекс методов построения здоровьесберегающего пространства, в том числе введен со 2 го по 11 й класс третий час физической культуры. Ежегодно в школе проводится конкурс «Самый здоровый класс», диспансеризация. В связи с актуальностью проблемы сохранения здоровья школьников, в течение пяти лет в Школе реализуется программа «Здоровье», в которой был предложен современный комплекс методов построения здоровьесберегающего пространства, в том числе введен со 2 го по 11 й класс третий час физической культуры. Ежегодно в школе проводится конкурс «Самый здоровый класс», диспансеризация. Большое внимание уделяется организации горячего питания школьников. В меню включены мясо, рыба, фрукты, овощи. Учащиеся получают витаминизированные печенье, вафли, кисели, молоко. Для профилактики йододеффицита дети получают йодированное хлеб, соль. Приготовление блюд соответствует технологии, постоянно обновляется ассортимент. Все необходимые требования к качеству приготовления пищи, составлению меню, санитарному состоянию пищеблока, хранению и реализации продуктов соблюдаются. В Школе питаются 83% обучающихся, никогда не наблюдалось пищевых отравлений Большое внимание уделяется организации горячего питания школьников. В меню включены мясо, рыба, фрукты, овощи. Учащиеся получают витаминизированные печенье, вафли, кисели, молоко. Для профилактики йододеффицита дети получают йодированное хлеб, соль. Приготовление блюд соответствует технологии, постоянно обновляется ассортимент. Все необходимые требования к качеству приготовления пищи, составлению меню, санитарному состоянию пищеблока, хранению и реализации продуктов соблюдаются. В Школе питаются 83% обучающихся, никогда не наблюдалось пищевых отравлений

Исследования здоровья детей. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России 14 % детей практически здоровы, 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 50 % имеют функциональные отклонения, % - хронические заболевания % - хронические заболевания.

Тенденции роста заболеваемости (2010г.) Рост хронических заболеваний – 5,84%/год Рост хронических заболеваний – 5,84%/год Рост за период обучения: Рост за период обучения: Близорукость с 3,9% до 12,3% Близорукость с 3,9% до 12,3% Нервно-психические расстройства с 5,6 до 16,4% Нервно-психические расстройства с 5,6 до 16,4% Нарушения осанки с 1,9 до 16,8% Нарушения осанки с 1,9 до 16,8% Общее число здоровых детей уменьшается в 4 раза Общее число здоровых детей уменьшается в 4 раза

Факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся недостаток двигательной активности учащихся; недостаток двигательной активности учащихся; несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса; перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса; несовершенство учебных программ и технологий; несовершенство учебных программ и технологий; авторитарный стиль преподавания; авторитарный стиль преподавания; отсутствие индивидуального подхода к учащимся; отсутствие индивидуального подхода к учащимся; использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным; использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным; неправильное питание учащихся; неправильное питание учащихся; недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий; недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий; низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья; низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья; неблагополучное состояние здоровья учителей; неблагополучное состояние здоровья учителей; недостаточное развитие у учителей личностных качеств (доброжелательности, чувства юмора и др.), необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий. недостаточное развитие у учителей личностных качеств (доброжелательности, чувства юмора и др.), необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СОШ ГОДА ЗАБОЛЕВАНИЯ1-е кл.2-е кл.3-е кл.4-е кл. Подлежало осмотру Осмотрено Плоскостопие Нарушение осанки Нарушение зрения Хр.гастрит1 Бр. астма1111 Хр.пиелонефрит2322 Сколиоз-2-- Неврозоподобное состояние В.П.С. В.С.Д.1--- Кардиопатия13987

Ожирение4323 Понижение слуха1--- Псориаз Сахарный деабед1 Хр.гепатит Бол-ь Осгут-шлаттера Гимофилия Группа здоровья: Физическое развитие: - ниже среднего -выше среднего -среднее Физическая группа: -основная -специальная -освобождённые

Физкультминутки и динамические паузы Физкультминутки и динамические паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Физкультминутки и динамические паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости класса, проводим дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течение 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений: Упражнения для детей с избыточным весом. Упражнения для детей с избыточным весом. 1) ходьба с высоким подниманием коленей; 1) ходьба с высоким подниманием коленей; 2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох; 2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох; 3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное; 3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное; 4) прыжки с хлопками над головой. 4) прыжки с хлопками над головой. Упражнения для профилактики плоскостопия. Упражнения для профилактики плоскостопия. 1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз). 1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз). 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз); 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз); 3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз); 3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз); 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз). 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).

Упражнения для улучшения осанки. 1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках. «Водопад» - Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. Упражнения для улучшения осанки. 1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках. «Водопад» - Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Физкультминутки выполняются через минут напряжённого зрительного труда. Какие же ориентиры мы используем на уроках? Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1с м.

Бумажные офтальмотренажёры. Бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены: Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто. Например, на доске расставлены: Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

Тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется. Пирамидка

Вот ещё элементы зрительной гимнастики: Вот ещё элементы зрительной гимнастики: Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Точечный массаж помогает: Проводить профилактику простудных заболеваний; Закаливание детей; Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения; Обучить навыкам проведения точечного массажа.

Упражнения для рук мышц 5. Упражнения для мышц рук. 5. Упражнения для мышц рук. 1) «Моя семья» 1) «Моя семья» Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, Этот пальчик- мамочка, А вот этот пальчик – я, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.) Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.) 2) «Капуста» 2) «Капуста» Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём. Мы капусту жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.) (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

-Подготовить руку к письму; -Развить внимание, терпение; -Стимулировать фантазию; -Активизировать работу мозга; -Научиться управлять своим телом.

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия (Устав Всемирной организации здравоохранения) Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия (Устав Всемирной организации здравоохранения)

Нормы здоровья Аспекты здоровья Считается нормой если ребенок: Физический умеет преодолевать усталость Интеллектуальный проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость Нравственный честен, самокритичен Социальныйкоммуникабелен Эмоциональныйуравновешен

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления. Здоровый ребенок практически достижимая норма детского развития. Здоровый ребенок практически достижимая норма детского развития. Оздоровление не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. Оздоровление не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. Индивидуально-дифференцированный подход основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. Индивидуально-дифференцированный подход основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи школы с позиции здоровьесбережения Сохранение высокого уровня реального здоровья школьника Сохранение высокого уровня реального здоровья школьника Формирование культуры здоровья Формирование культуры здоровья Подготовка к дальнейшей успешной и счастливой жизни Подготовка к дальнейшей успешной и счастливой жизни

Здоровьесберегающие образовательные технологии: Психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемый при тесном контакте педагог медицинский работник ученик); Образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемый при тесном контакте педагог медицинский работник ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, чистота, температура и свежесть воздуха, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Принципы здоровьесберегающей педагогики оздоровительная направленность оздоровительная направленность комплексный междисциплинарный подход к обучению школьников комплексный междисциплинарный подход к обучению школьников активное обучение активное обучение формирование ответственности формирование ответственности связь теории с практикой связь теории с практикой активность активность наглядность наглядность систематичность и последовательность систематичность и последовательность повторение повторение постепенность постепенность индивидуализация индивидуализация доступность доступность учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся непрерывность непрерывность всестороннее и гармоническое развитие личности всестороннее и гармоническое развитие личности

Средства достижения целей здоровьесберегающих технологий средства двигательной направленности; средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы гигиенические факторы

Идеи педагогики оздоровления Использование нестандартных уроков: Уроки-игры Уроки-игры Уроки-дискуссии Уроки-дискуссии Уроки-соревнования Уроки-соревнования Театрализованные уроки Театрализованные уроки Уроки-консультации Уроки-консультации Уроки с групповыми формами работы Уроки с групповыми формами работы

Методы здоровьесберегающих технологий. Рассказ Рассказ Дидактический рассказ Дидактический рассказ Беседа Беседа Лекция Лекция ДискуссияРабота с книгой ДискуссияРабота с книгой Демонстрация Демонстрация Иллюстрация Иллюстрация Видеометод Видеометод Упражнения Упражнения Наглядность Наглядность Лабораторный метод Лабораторный метод Практический метод Практический метод Познавательная игра Познавательная игра Методы программированного Методы программированного обучения обучения Обучающий контроль Обучающий контроль Ситуационный метод Ситуационный метод Игровой метод Игровой метод Соревновательный метод Соревновательный метод Активные методы обучения Активные методы обучения воспитательные, просветительские воспитательные, просветительские и образовательные программы и образовательные программы

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову):

Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, опрос учащихся, письмо, письмо, чтение, чтение, слушание, слушание, рассказ, рассказ, рассматривание наглядных пособий, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, ответы на вопросы, решение примеров, задач, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. практические занятия и т. д.

Число использованных учителем видов преподавания: словесный, словесный, наглядный, наглядный, аудиовизуальный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, для инсценирования дискуссии, обсуждения, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, привития интереса к познавательным программам, решения как учебных, так и воспитательных задач.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, интерес к занятиям, стремление больше узнать, стремление больше узнать, радость от активности, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально- смысловых разрядок: Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально- смысловых разрядок: улыбок, улыбок, уместных остроумных шуток, уместных остроумных шуток, использования поговорок, использования поговорок, афоризмов с комментариями, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д. музыкальных минуток и т.д.

Соответствие технологий обучения возможностям школьников Приемы, способствующие коррекции и развитию учащихся; Приемы, способствующие коррекции и развитию учащихся; мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу», «Трудно, но мы вместе справимся»); мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу», «Трудно, но мы вместе справимся»); использование различного опорного материала – конспектов, схем, таблиц, графов, кластеров и т.д.; использование различного опорного материала – конспектов, схем, таблиц, графов, кластеров и т.д.;

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. попрощаться со школьниками.

Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Работа, проведённая с учениками МОУ «СОШ 16» Работа, проведённая с учениками МОУ «СОШ 16» 1. Введение третьего часа физической культуры. 1. Введение третьего часа физической культуры. 2. Работа секций, кружков: 2. Работа секций, кружков: -общая физическая подготовка; -общая физическая подготовка; -волейбол; -флорбол; -волейбол; -флорбол; -баскетбол; -баскетбол; -футбол; -футбол; -клуб юных инспекторов движения «Зелёная волна» -клуб юных инспекторов движения «Зелёная волна» 3. Участие в ежегодных традиционных спортивных соревнованиях: 3. Участие в ежегодных традиционных спортивных соревнованиях: - школьных : «День здоровья», «День ГО», военно-спортивная игра «Зарница», осенний кросс ; - школьных : «День здоровья», «День ГО», военно-спортивная игра «Зарница», осенний кросс ; -городских : по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, в лыжных гонках. -городских : по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, в лыжных гонках. 4. Проведение физических минуток на уроках. 4. Проведение физических минуток на уроках. 5. Проведение спортивных мероприятий: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Рыцарский турнир». 5. Проведение спортивных мероприятий: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Рыцарский турнир». 6. Посещение оздоровительного комплекса « Атлант», бассейна «Дельфин», ДЮСШ. 6. Посещение оздоровительного комплекса « Атлант», бассейна «Дельфин», ДЮСШ. 7. Ежегодная диспансеризация школьников(100%); 7. Ежегодная диспансеризация школьников(100%); -проведение ежегодных углубленных медицинских осмотров обущающихся с 1 по 11 класс. -проведение ежегодных углубленных медицинских осмотров обущающихся с 1 по 11 класс.

8.Организация горячего питания 2010год- 70%. 8.Организация горячего питания 2010год- 70%. 9. Организация витаминизации. 9. Организация витаминизации. 10. Соблюдение питьевого режима, использование бутылированной воды в начальных классах. 10. Соблюдение питьевого режима, использование бутылированной воды в начальных классах. 11. Организация школьного оздоровительного детского лагеря в период летних и осенних каникул. 11. Организация школьного оздоровительного детского лагеря в период летних и осенних каникул. 12. Проведение занятий логопеда с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 12. Проведение занятий логопеда с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 13. Проведение школьным психологом: 13. Проведение школьным психологом: - тренингов, - тренингов, - анкетирования, - анкетирования, - бесед, - бесед, - развивающих занятий с обучающимися. - развивающих занятий с обучающимися. 14. Индивидуальная работа с детьми по медицинским отводам. 14. Индивидуальная работа с детьми по медицинским отводам.

Посещение бассейна.

Польза посещения бассейна: Помогает укрепить здоровье; Помогает укрепить здоровье; Обучение плаванию; Обучение плаванию; Снятие стресса, повышение настроения; Снятие стресса, повышение настроения; Увеличение гибкости и подвижности всех суставов; Увеличение гибкости и подвижности всех суставов; Закаливание организма Закаливание организма

в МОУ «СОШ 16» прошёл День науки, творчества и спорта. Для ребят 2 – 9 классов в этот день прошли необычные уроки, в которых оценивалась слаженность команды – класса, умение быстро и правильно дать ответ.

3 января 2011гв ДК «Шахтеров» состоялся городской турнир по мини-футболу среди школьников 3-4 классов учебных заведений г. Берёзовского. Сборная команда мальчиков школы 16 заняла 1 место.

В начале февраля 2011 года в МОУ «Лицей 17» состоялось первенство города по баскетболу в двух возрастных группах среди девушек г.р. и девушек 1995г.р. и моложе школ и лицеев города Березовский. Сборная команда девушек МОУ «СОШ 16» г.р. заняла I место.

Учащиеся 1 – 7 классов выполняли упражнения Кузбасского спортивно - технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества». В него входит 3 основных вида испытаний: бег метров, бег метров, метание мяча (150 гр.). По итогам городских соревнований 64 учащихся нашей школы: 6 человек из 1-2 классов (I ступень), 21 человек из 3-4 классов (II ступень), 37 человек из 5-7 классов (III ступень) превысили нормативы на «отлично» I, II, III ступени. Позже ребятам торжественно вручили Губернаторский значок «Отличника физической подготовки Кузбасса» Кузбасского спортивно - технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества»

24 февраля 2011 года в ЦРТДиЮ прошёл конкурс молодёжных инициатив «Вместе мы сила» в рамках антинаркотической акции. Нашу школу представляла агитбригада «Луч», которая достойно выступила на городском конкурсе. Ребята своим выступлением ещё раз показали, почему же стоит соблюдать ЗОЖ, и ещё раз убедились, сто если собраться всем вместе, то «Вместе мы сила!»

21 февраля 2011 года в рамках антинаркотической акции «Родительский урок» прошла встреча обучающихся 9-ых классов с представителями службы наркоконтроля.

7 апреля 2011 года в нашей школе прошёл Всемирный, Всекузбасский день Здоровья.

27 апреля 2011 года состоялся городской конкурс «ЮДМ» (Юные друзья милиции), в котором приняли участие 7 команд.

С 16 по 20 мая 2011 года на стадионе МОУ «СОШ 8» прошло городское легкоатлетическое троеборье.

С 13 по 15 мая 2011 года в спортивном комплексе «Кировец» г. Кемерово состоялся открытый городской (региональный) турнир по баскетболу. Участвовали девочки и мальчики 4-5 классов. Сборная команда девочек МОУ «СОШ 16» заняли I место.

Подведены итоги второй малой спартакиады за учебный год среди учащихся 2, 3, 4 классов по 8 видам состязаний. Ребята в течение учебного года с сентября по май соревновались в осеннем кроссе, футболе, «весёлых стартах», баскетболе, плавании, дартсе, «охотниках и утках», «снайпере».

31 мая 2011 года рамках акции Всемирного дня борьбы с курением прошёл городской профилактический фотоквест.

01 июня 2011 года на городской площади собрались участники агитбригад ЮИД всех школ города, в рамках празднования Дня защиты детей.

7 мая 2011 учащиеся нашей школы приняли участие в городской легкоатлетической эстафете, посвящённой Дню Победы. На всех этапах эстафеты наши юноши и девушки заняли 1 место!

20 июня 2011 года на центральной площади города Берёзовский состоялась городская развлекательная спортивная эстафета «Олимп – 2011» для детей пришкольных лагерей дневного пребывания, посвященная 22-му Всероссийскому олимпийскому дню. Дружная команда «Максимум» оздоровительного лагеря дневного пребывания «Солнышко» заняла I место.

6 июня 2011 года в оздоровительном лагере дневного пребывания «Солнышко» при МОУ «Средняя общеобразовательная школа 16» состоялась спортивная эстафета «Гагаринские старты», посвящённая 50-летию Космонавтики.

15 июня 2011 года в лагере состоялся конкурс между отрядами на лучшую зарядку, под девизом «Здоровье = хорошее настроение!».

Работа с родителями. 1. Участие в общешкольных мероприятиях: 1. Участие в общешкольных мероприятиях: « Папа, мама, я – спортивная семья». « Папа, мама, я – спортивная семья». 2. Консультация психолога. 2. Консультация психолога. 3. Родительские лектории в рамках программы «Здоровья». 3. Родительские лектории в рамках программы «Здоровья». 4. Встречи с врачами-специалистами по пропаганде здорового образа жизни 4. Встречи с врачами-специалистами по пропаганде здорового образа жизни

28 февраля 2011 года в школе 16 прошло заседание родительского клуба отцов «Традиции в семейном воспитании»

Здоровье и самосовершенствование учителя Мы занимаемся не только здоровьем учащихся, но и здоровьем наших учителей, которые принимают активное участие в спортивных мероприятиях, метод. учёбах, мед. осмотрах и являются примером для своих учеников. Мы занимаемся не только здоровьем учащихся, но и здоровьем наших учителей, которые принимают активное участие в спортивных мероприятиях, метод. учёбах, мед. осмотрах и являются примером для своих учеников. Заболевания, которым подвержен учитель: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний); нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний); сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.); сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.); остеохондроз; остеохондроз; нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы; нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы; заболевания верхних дыхательных путей; заболевания верхних дыхательных путей; патология зрения (миопия и др.); патология зрения (миопия и др.);

В школе состоялась дружеская встреча поколений по игре флорбол, в рамках школьной спартакиады работников образования 11 января 2011 года младшенькие

Старшенькие

12 февраля 2011 года на лыжной базе города Березовского прошёл массовый забег «Лыжня России – 2011», посвящённый зимней олимпиаде в Сочи в 2014году.

20 марта 2011 года на стадионе ПЛ – 18 состоялась зимняя спартакиада работников образования, в которой приняли участие 21 команда. Команда наших учителей «Секрет» достойно выступила на проводимых соревнованиях. Каждый участник команды зарядился здоровьем, бодростью и хорошим настроением.

Участие в турслёте!!!

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким Вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». и здоровым».

Список использованной литературы: Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, с. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, с. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы Н.К. Смирнов, М.В. Аносова. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы Н.К. Смирнов, М.В. Аносова. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. М. : Вентана-Граф, с. (Педагогическая мастерская). Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. М. : Вентана-Граф, с. (Педагогическая мастерская). Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, – с. 62. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, – с. 62.