Национальный корпус русского языка. Общие сведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Advertisements

Научный стиль
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Главная задача библиотеки школы - оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Среди современных средств информации книга занимает.
Лекция 4. Экстралингвистическая разметка. Метаданные. В.П. Захаров Санкт-Петербургский государственный университет.
Стили речи Приложение к уроку - семинару автор: Гончарова Н. учитель: Щербак Е.В.
Стили речи русского языка. Стили речи Разговорный Научный Художественный Публицистический Официально - деловой.
Книга – наш друг и советчик. КАК ХОРОШО ЧИТАТЬ КАК ХОРОШО ЧИТАТЬ 1. Зачем надо читать? Зачем надо читать?Зачем надо читать? 2. Какие есть жанры книг?
1 Информационно - правые системы Справочные правовые системы открывают доступ к: -Нормативным актам; -Материалам судебной практики; -Различные комментарии;
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Российские разработки корпусов устной речи I. Корпусы звучащей речи = фонетические базы данных II. Корпусы устных текстов.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Стили речи (развитие речи- 9класс) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Изоплит Гончаровой Л.В.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Учитель МОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Лебедева Евгения Игоревна Подготовка к ГИА 9 класс.
Транксрипт:

Национальный корпус русского языка. Общие сведения

1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОРПУСЕ История создания и предназначение корпуса. Отличие от электронных библиотек НКРЯ – сбалансированный и аннотированный корпус Возможности использования корпуса в научных и образовательных целях

2.СОСТАВ КОРПУСА Нажать на «Поиск в корпусе» Откроется страница «Основной корпус» Слева – список других корпусов: Синтаксический газетный Синтаксическийгазетный Параллельный обучающий Параллельныйобучающий Диалектный поэтический Диалектныйпоэтический Устный акцентологический Устныйакцентологический Мультимедийный исторический Мультимедийныйисторический

3.ПОИСК в КОРПУСЕ ОБЪЕМ: основной – почти 210 млн слов газетный – 173 млн слов ТИПЫ РАЗМЕТКИ Разметка описана трижды: На главной стр – разделы: «Морфология», «Синтаксис», «Семантика», «Параметры текстов» В таблицах поиска В примерах

4. МОРФОЛОГИЯ Особенности морфологической разметки Таблицы грамматических признаков Снятая и неснятая омонимия (можно задать подкорпус) Расхождения со школьной грамматикой (2- й родительный, местный; пассив и медий; предикатив)

5.Семантическая разметка Принципы семантической разметки Состав семантических классов зависит от части речи: Существительные предметные Прилагательные Глаголы Существительные непредметные

6.МЕТАРАЗМЕТКА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ II.1. Художественные тексты Жанр текста (включается также помета «нежанровая проза»): историко- приключенческая, криминальная, любовная литература, сатира и юмор, фантастика, и т.п. Тип текста (при обозначении типа широко используется самоидентификация текста; список типов в принципе открытый и дается в окне поиска в алфавитном порядке): анекдот, боевик, детектив, повесть, притча, рассказ, роман, сказка, триллер, эпопея, эссе и т.п. Хронотоп текста (приблизительное указание на место и время описываемых в тексте событий; включается также помета «хронотоп не определен»); в частности, различается доисторический период, античность, Средние века, Новое время, Россия: 19 век, Россия: 20 век (до 1914), Россия/СССР: война 1914–1918, революция, гражданская война, 20-е гг., 30-е гг., война 1941–1945, послевоенный период (до 1952), 50-е гг., 60–80 гг., перестройка, Россия: постсоветский период. Для художественных текстов указание на хронотоп дается вместо указания на тематику (как более информативное).

7.МЕТАРАЗМЕТКА: НЕХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ. Сфера функционирования текста (параметр призван отражать в первую очередь языковые особенности): бытовая, официально- деловая, производственно-техническая, публицистическая, учебно- научная,церковно-богословская. Тип текста (включается также помета «тип не определен»): автобиография, акт, дневник, договор, документ, закон, заметка, заявление, инструкция, информационное сообщение, кодекс, комментарий, листовка, обзор, объявление, отзыв, отчет, очерк, письмо, постановление, проповедь, путеводитель, резюме, реклама, рекомендация, рецензия, рецепт, сочинение, справочник, статья, учебник, характеристика, хроника, эссе, и т.п. Тематика текста (в принципе, у одного текста тем может быть несколько): бизнес, коммерция, экономика, финансы; война и вооруженные конфликты; дом и домашнее хозяйство; здоровье и медицина; зрелища и развлечения; искусство; криминал; наука (по разделам и отраслям); политика и общественная жизнь; право; производство; сельское хозяйство; спорт; природа; частная жизнь и т.п.

8.ЗАДАТЬ ПОДКОРПУС По любому из этих метапризнаков вы можете задать подкорпус. Кроме того, поиск может осуществляться по разным грамматическим и семантическим признакам

9. ПРИМЕР МЕТАРАЗМЕТКИ Автор Евгений Жеребенков Пол автора муж Название Учитесь властвовать... Дата создания 2003 Сфера функционирования публицистика, нехудожественная Тема текста: политика и общественная жизнь Тип текста: статья Стиль: нейтральный Предложений: 56 Словоформ: 1015 Возраст аудитории: н-возраст Уровень образования аудитории : н-уровень Размер аудитории: большая Тип носителя: журнал Источник: «Итоги», Дата публикации: Издание: «Итоги»

10. studiuorum Образовательный портал Национального корпуса русского языка Методические разработки Разделы: Статьи Упражнения

11. Типы использования разметки Точный поиск Например: определенно-личные предложения – нет прош. времени. Задается только настоящее-будущее и императив. Научные исследования ОПТИМИЗАЦИЯ ПОИСКА

12. ОПТИМИЗАЦИЯ ПОИСКА На любой выдаче можно делать творческие задания. См. тренировочное задание. Там был запрос: До + сущ. род. + глаг. + числит (До зарплаты осталось сто рублей) Если задать существительные со значением места: Слово грамм. признаки семант. признаки до Слово грамм. признаки семант. признаки S r:concr & t:space Слово грамм. признаки семант. признаки V Слово грамм. признаки семант. признаки NUM должны выдаваться примеры типа: до ворот оставалось два метра

13. ШУМ ПОЛЕЗЕН Шум: От тюрьмы до места казни 2 км. Не соответствует запросу: казни – не глагол, а сущ.: казни (сущ) и казни (глаг) – омоформы До посадки оставалось три с небольшим часа. Метонимия: посадка = и место, и событие. Можно вывести семантическое правило: Если сущ. = место, то количественная группа имеет семантику расстояния; Если сущ. = событие, то количественная группа имеет семантику времени; Есть существительные, имеющие оба значения (второе – метонимическое). Эти значения можно выявить разными контекстами: До остановки осталось три метра (место, например, трамвайная остановка) vs. До остановки осталось три часа (событие)

14. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОИСК запрос: «белый + существительное» Разграничить свободные словосочетания и фразеологизмы. белая ворона, белый свет, белыми нитками, до белого каления, под белы руки, белые пятна (чего) белые воротнички, белый вальс, белые ночи, белая зависть И терминологические обозначения видов, пород, сортов: белое вино, белый гриб, белый медведь. Можно обсудить: типы фразеологических единиц (идиомы и коллокации), стилистическую характеристику – разговорные, книжные (терминологические номинации) происходящие в языке процессы изменения Например: Эту работу невозможно сделать в белых перчатках (синоним – грязная работа, обычно – в моральном смысле); Соль (сахар) – это белая смерть. Отдельный запрос: белые перчатки (+ газетный корпус) : Политику в белых перчатках не делают

15.Темы: «многозначность», «прямые и переносные значения слов» Каковы законы семантической сочетаемости и как образуются производные значения? Нарушение контекстного ограничения: Цвет физический предмет Нарушение семантического запрета – абсурд или метафора Запрос: «прилагательное со значением цвета + непредметное существительное со значением эмоции»: Слово Грамм. признаки Семант. признаки A t:psych:emot Слово Грамм. признаки Семант. признаки S r:abstr & t:psych:emot Выдача: белая зависть, светлая печаль, фиолетовое счастье, черная меланхолия, черный восторг, черный ужас, зеленая скука, серые эмоции и т.п.

16.СИНОНИМЫ Синонимический ряд способный, даровитый, талантливый. Используя поиск по семантическим признакам, можно предложить учащимся творческое задание – выяснить, какие прилагательные сочетаются только с названиями лица, а какие – и с названиями лица, и с названиями продуктов творческой деятельности. Составим два поисковых запроса: «прилагательное способный + существительное со значением лица» S r:concr & (t:hum | t:hum:etn | t:hum:kin | t:hum:supernat) «прилагательное способный + существительное со значением текста» С прилагательным способный на 1-й запрос будет выдаваться ок примеров (способный ученик, способная девочка, способный артист, способный инженер, способный журналист и т.д., на второй – ни одного (т.е. нельзя сказать *способная статья, способная повесть и т.д.). Прилагательное даровитый ведет себя почти так же: много примеров типа даровитый писатель, актер, скульптор, художник, ученый, человек, но почти нет примеров с существительными, обозначающими тексты (?даровитая повесть), во всем Корпусе – всего 3 таких примера (даровитое выражение, даровитая работа, даровитое произведение). Талантливый свободно сочетается как с названиями лица (талантливый ребенок, сотрудник, дрессировщик, писатель, руководитель, автор, актер, музыкант, конструктор и др.), так и с названиями текстов (талантливая книга, статья, повесть, новелла, талантливый роман, рассказ, альманах, фельетон и т.д. – и, конечно, с названиями других типов произведений, которые не вошли в наш запрос: талантливый фильм, талантливая карикатура, талантливые песни и т.п.).

17. ИСТОРИЯ СЛОВ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ЗНАТНЫЙ – от знать (знатный род, знатный дворянин) в 19 в. у этого слова развиваются и другие значения: большой, интенсивный Обычно знатный используется для указания на количество денег или иных ценностей: Старший брат арапа приезжал в Россию с знатным выкупом [А. С. Пушкин. Арап Петра Великого (1828)] Я продолжал лечиться, и когда осушил всю кварту, то, припомня все благодеяния Варуховы, мне оказанные, а притом и знатное наследство, мне же оставленное, зарыдал горько. [В. Т. Нарежный. Бурсак (1822)] Как он увидел такую знатную порку, так чуть не умер со страху. [Н. Г. Помяловский. Очерки бурсы (1862)] Мороз знатный, снегу много, гуськом ездили. [А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни ( гг.). Письмо первое (1879)] хороший Смотреть любо, знатный конь! [М. Н. Загоскин. Юрий Милославский, или русские в 1612 году (1829)] Знатная квартира, ваше благородие, сказал он мне, снимая фуражку, конюшня чище горницы, речка у ворот для водопою, и соломы в пояс. [А. А. Бестужев-Марлинский. Вечер на кавказских водах в 1824 году (1830)]

18. ЗНАТНЫЙ (продолжение) В советское время – в 30-е годы – у слова появляется новое значение. С пометкой "новое" входит в словарь Ушакова оборот знатные люди - "лица, выдавшиеся своими заслугами в какой-нибудь области социалистического строительства": знатный присоединяется к названию любой профессии: знатный сталевар, знатная доярка, знатный строитель: Была Лилька и Лилька, даже фамилии никто не знал, а теперь пожалуйста, знатная бетонщица Савелова!.. [В. К. Кетлинская. Мужество ( )] В постсоветское время употребляется иронически: Все "знатные миноритарии" могут довольно потирать руки свой голос в политике Сбербанка у них теперь есть. ["Известия", ] Выходит книга «Два века в тридцати словах» По проекту «Своевольные смыслы: опыт микроисторического исследования лексики 19 – 21 веков». См. studiorum

19.ИСТОРИЯ СЛОВ: фиолетовый, сиреневый Можно узнать, когда появилось слово или слово в определенном значении: Фиолетовый – уже в 18 в. Одеяние на ней было фиолетовое и зелёная епанча. [М. Д. Чулков. Пересмешник, или Славенские сказки ( )] Сиреневый в значении цвета – только в 1830-е гг: Он уже не видел сиреневого платья; с беспокойством проходил он из комнаты в комнату и толкал без милосердия всех встречных,но во все х комнатах всё сидели тузы за вистом, погруженные в мертвое молчан ие. [Н. В. Гоголь. Невский проспект (1835)] До этого были относительные значения: сиреневая ветка, сиреневые кусты.

20.ИСТОРИЯ СЛОВ: успешный Раньше сочеталось с событийными существительными: успешный запуск, Теперь – с личными: успешный бизнесмен, студент, адвокат, режиссер. Кажется, что успешный человек – это калька с английского. Но значение было и в РЯ. Можно сделать запрос по семантическому признаку успешный сущ лицо В 19 веке – успешный ученик. Понятно почему: успеваемость, успевает: Рожденный в ауле «Гимрин» племени Койсубулинцев, он вышел из школы Ме чете родного аула, успешным учеником почему и признан муллою. [В. С. Толстой. Биографии разных лиц при которых мне приходилось служить или близко знать ( )] И экзотич примеры вроде: Бывали и бывают успешными аскетами не только люди, преданные духовной гордости, лицемерию и тщеславию, но и прямозлобные, коварные и жестокие эг оисты. [В. С. Соловьев. Оправдание добра ( )]

21.ИСТОРИЯ СЛОВ: успешный в 20 веке Ленин был абсолютным аморалистом в политике и потому ему было л егко быть таким превосходным и успешным тактиком. [П. Б. Струве. Подлинный смысл и необходимый конец большевистского коммунизма (1924)] Он перевезен был в германскую ставку под Летцен (Восточная Прусси я), где былособрано несколько пленных генералов и бригадный комиссар Г. Н. Жиленков (в прошлом успешный партработник, секретарь одного из московских р айкомов партии). [А. И. Солженицын. Архипелаг ГУЛаг ( )] Под напором убеждения (а оно постоянно куда- то его тащило) он был сильным успешным оратором. [А. И. Солженицын. Архипелаг ГУЛаг ( )] После перестройки – большой массив примеров.