ХУДОЖЕСТВЕННО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ХУДОЖЕСТВЕННО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ. План лекции: 1. Этимология термина 2. Исторические и географические рамки 3. Роль Античной музыкальной.
Advertisements

Тема : введение в образовательную программу «Академический хоровой коллектив юношей » Автор:Ибрагимова Н.Т. педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Музыка эпохи Возрождения Тема урока :. Цель урока Задачи урока.
М УЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ВИДОВ ИСКУССТВА. В ОЗНИКНОВЕНИЕ. И СТОРИЯ РАЗВИТИЯ. С ОВРЕМЕННОСТЬ. В ИДЫ И ЖАНРЫ. Выполнили: Галина Кокорина, Оксана Хошева,
Образ в музыке Учитель МБОУ СОШ 3, г. Петровска Саратовской области, Никушина Надежда Викторовна.
Цивилизация эпохи Средневековья. Крестьянство Если представить себе феодальное общество в виде пирамиды, то место крестьянства будет в самом ее основании.
Урок по теме «Музыка Средневековья» Автор: Синкина Ирина Александровна учитель истории, музыки ГОУ ЦО 1862 г.Москвы.
Музыка как интонационное выражение христианства. Цели: - ориентация педагогов и школьников на духовно- нравственное, патриотическое и музыкально- эстетическое.
Слово происходит от итал. «непривычный, варварский, варвары» (к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве.
Театральное искусство и музыка Средних веков Средних веков.
(греч. musa муза). Музыка вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую.
1. " Средними веками" обозначался период от до . 2. Каков дух эпохи Средневековья? 3. Язык науки и церкви Основным жанром живописи становится ,
Интегрированная программа творческого объединения по искусству «Звучит Удмуртский край» (5-6 классы) Кукаева Ольга Геннадьевна, учитель музыки высшей категории,
Средние века в Европе и Древняя Русь. Древнерусская литература Древнерусская литература Возникла в конце X века с принятием христианства Возникла в конце.
Тема урока Театр и музыка едины Учитель истории СОШ 41 Константинова Елена Петровна.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА 11 класс Ткаченко М.Ю. Учитель мировой художественной культуры Ученики 11-в класса Коммунальное учреждение «Луганская специализированная.
Эпоха возрождения. Эпоха Возрождения Это особый период в европейской истории, когда средневековье уже исчезала и ему на смену шло Новое время. Это период.
Церковная музыка Народное творчество Музыка становится главным инструментом в руках церкви для привлечения прихожан Храмы и монастыри стали центрами.
Средневековый героический эпосэпос Средневековая куртуазная литературакуртуазная Клерикальная литература Средневековая городская литературагородская литература.
Транксрипт:

ХУДОЖЕСТВЕННО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

План лекции: 1. Этимология термина 2. Исторические и географические рамки 3. Художественная картина мира Средневековья 4. Музыкальная система Средневековья 5. Роль Средневековой культуры

1. Этимология термина Термин "Средневековье" понимался в XVI веке как промежуток между античностью и ренессансом.

2. Исторические и географические рамки Временные рамки: От 476 г. до XVII века с точки зрения истории. От 476 г. до XIV века с точки зрения искусствознания. Внутренняя периодизация: Раннее средневековье г. по X век: Переселение народов («темные века»); Каролингское возрождение - рубеж VIII-IX веков; Оттоновское возрождение - Х век. Зрелое средневековье XI-ХIII века: Рост городов; Крестовые походы; Новые династии и страны; Английский парламент.

3. Художественная картина мира Средневековья ПРИРОДА ХКМ ДУХ материя КОСМОС хаос БОГ дьявол ДОБРО зло МИРОПОРЯДОК Время – переход циклического в линейное Движение – механическое Пространство – трехмерное: сакральное, земное… Необходимость как воля Господа Случайность Все стихии суть тварная природа; земной мир как отблеск мира небесного; Предметности - Символы Божественных смыслов Храм Мастерская Лаборатория

3. Художественная картина мира Средневековья СОЦИУМ Род, Народ - переход от племен к государ- ствам Челове- чество Государство - монархии, города - республики, Ярко выраженная сословность (духовенство, рыцарство, бюргерства, крестьянства) Постепенное формирование профессио- нальных гильдий и цехов Традиция Эволюция Революция Власть - Церковь, монарх, Законы - от Бога Справед- ливость Труд - обязанности каждого сословия Досуги - церковные и светские праздники Успех - спасение души и выполнение сословных обязанностей Мир Война

3. Художественная картина мира Средневековья Культура - символическая (феномены и ноумены) Эмблематика и аллигоризация Теология; появление университетов XII век. Классификация наук - тривий и квадривий. Городская культура карнавалы. Цивилизация Этико- эстетические ценности - Бог и все, что им создано и заповедано Искусство - фольклорное и профессиональное. Профессиональное - церковное и светское. Два мировых стиля - романика и готика. Куртуазное искусство рыцарства. Художник - в церковном искусстве анонимен (до XII века). Менестрельство (XII - XVI века) Жанры: Литература - библия, поэмы, романы, фаблио, шванки. В рыцарской поэзии - кансоны Живопись - фрески и книжная миниатюра Архитектура - собор, часовня, монастырь; замок, городской дом. Театр - литургическая драма и миракль Метод: канонический - в церковном искусстве, вариативный - в светском

3. Художественная картина мира Средневековья ЧЕЛОВЕК Сочетание божественного и тварного; Дух и душа от Бога; Тело от растения и животного Пол - предпочтение мужского (от первородного греха). В куртуазии - культ Прекрасной Дамы Возраст - взрослость Пластика Сенсорика Речь Цельность – человек как микрокосм

3. Художественная картина мира Средневековья Действие Созерцание - зависит от сословного идеала Мышление Переживание Игра в сфере досуга Общение - человек как коллективное, сословное существо Созидание Жизнь Судьба Смерть - в воле божьей Совесть, смысл жизни - исполнение божественн ых заповедей и сословного долга. Вера Надежда Любовь - главные христиански е ценности Зависимость как порядок сословной иерархии Оптимизм Стоицизм Герои эпохи - святые, рыцари

4. Музыкальная система Средневековья ЖАНРЫОБРАЗЫДРАМАТУРГИЯ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК И РЕЧЬ: ЦЕЛОСТНОСТИ, КОМПОНЕНТЫ ИНТОНАЦИЯМЕЛОДИКАТЕМАТИЗМ СИНТАКСИСКОМПОЗИЦИЯ ФАКТУРА ТЕМБР ГРОМКОСТЬ ГАРМОНИЯ ТОНАЛЬНОСТЬ ЛАД МЕТР РИТМ ТЕМП ФОНИЗМВЫСОТНОСТЬВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА И ТЕОРИЯ МУЗЫКА В РЯДУ ИСКУССТВ - ХОРЕЯ КОМПОЗИТОР ИСПОЛНИТЕЛЬ СЛУШАТЕЛЬ

1. Коммуникативная ситуация; 2. Музыка в ряду искусств - вторая после слова; музыка как наука; 3. Музыкальная эстетика и теория: Числовая природа; Умопостигаемость церковной музыки; Превосходство теоретика (музикуса) над практиком (кантором); Классификации музыки: Боэций, Р. Бэкон, И. Грохео; Христианизация учения об этосе; Вклад Гвидо из Ареццо. 4. Музыкальная система Средневековья

ЖАНРЫ - приоритет вокальной музыки в церкви и постепенный расцвет инструментария в светской музыке. РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ - ДВА ЭТАПА: Эпоха монодии - до IX века; Эпоха полифонии - IX - XIII века. ЭПОХА МОНОДИИ Жанры эпохи монодии в антифонарии григорианского хорала: Псалмодия; Гимны; С IX века тропы и секвенции. Образы - божественного славословия, покаяния, истовости веры. 4. Музыкальная система Средневековья

Музыкальный язык и речь: целостности и компоненты. ИНТОНАЦИЯ - типовые попевки каждого лада и участков формы: i - инициальные (начальные); m - медиальные (серединные); t - терминальные (заключительные). МЕЛОДИКА Ведущее средство целостность музыкального языка; Вокальная природа; Преобладание плавного секундового движения; Рисунок арки как наиболее уравновешенного и симметричного прообраза. ТЕМАТИЗМ - не сформировался. СИНТАКСИС - подчиняется тексту. 4. Музыкальная система Средневековья

КОМПОЗИЦИЯ Подчиняется тексту; Содержит три этапа: i - инициум (начало); m - медиацио (середина); t - терминус (заключение). Складывается из попевок (центонный принцип). ФОНИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ФАКТУРА - одноголосная либо с удвоением в октаву. ТЕМБР Мужские и мальчиковые голоса; Предпочтение высоких голосов (тенор, дискант); Начало церковной адаптации органа. ГРОМКОСТЬ - не обозначается. 4. Музыкальная система Средневековья

ВЫСОТНАЯ ПОДСИСТЕМА ЛАД - система церковных ладов: 4 автентических; 4 плагальных; Диатоника; Характеристики лада - амбитус, финалис, реперкусса. ГАРМОНИЯ - до IX века ( до эпохи многоголосия) отсутствует. ВРЕМЕННАЯ ПОДСИСТЕМА МЕТР - отсутствует или идет от стихотворного размера. РИТМ Длительности не обозначаются; Сantus planus - ровное пение; Времяизмерительная (квантитативная) ритмика. ТЕМП - не обозначается. 4. Музыкальная система Средневековья

ЭПОХА ПОЛИФОНИИ Жанры эпохи монодии в антифонарии григорианского хорала: Органум: параллельный, свободный, мелизматический; Кондукт; Мотет; Литургическая драма. Музыкальный язык и речь: целостности и компоненты. МЕЛОДИКА Новогригорианская мелодика с явным влиянием светской народной музыки; Появление авторских мелодий. КОМПОЗИЦИЯ - увеличение масштабов в органумах школы Нотр-Дам. 4. Музыкальная система Средневековья

ФОНИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ФАКТУРА Развитие многоголосия от 2-х до 3-4-х голосов; Узкий диапазон, перекрещивание голосов. ВЫСОТНАЯ ПОДСИСТЕМА ГАРМОНИЯ Появляется с IX века как результирующая; Опора на совершенные консонансы в парах голосов; При 3-4-хголосии образование диссонирующих созвучий. ВРЕМЕННАЯ ПОДСИСТЕМА МЕТРОРИТМ - «революция» XII века: Модусная система ритмики (6 модусов); Принцип ритмического остинато. 4. Музыкальная система Средневековья

РАЗВИТИЕ СВЕТСКОЙ МУЗЫКИ Расцвет светского музицирования в зрелом Средневековье (рубеж XI - XII веков). Менестрельство как полупрофессинальная, полуфольклорная культура. Жанры: Вокально-поэтические: кансоны, сирвенты, тенсоны, пастурели, альбы, виреле, ле, рондо; Инструментальное сопровождение придворных и городских событий, шествий, танцев (эстампида); Колокольные звоны как сигналы к различным действиям церковной и светской жизни; Сигнальная музыка городских трубачей - пифаров. 4. Музыкальная система Средневековья

ТЕМБР - активное развитие инструментария: Формирование 3-х основных групп - духовой, струнной, ударной; Выделение тихозвучных (sottili) и громогласных (grossi) инструментов. КОМПОЗИЦИЯ Рефренные и безрефренные формы; Бар-форма. 4. Музыкальная система Средневековья

5. Роль Средневековой музыкальной культуры Развитие теории и эстетики музыки от умозрительного к чувственно-слуховому восприятию и от абстрактной к практической систематике; Развитие горизонтального музыкального мышления в одноголосии и многоголосии; Переход к ритмически организованной композиции; Возрождение лирики в светской сфере; Развитие инструментария в светской сфере; Возникновение специфических форм светской песенности.

Резюме: Необходимость средневекового этапа развития музыкальной культуры для дальнейшей истории европейской музыки. Актуализация средневекового музыкального мышления, жанров и композиционных принципов в XX-XXI веках.