«Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина» (1799-1837) « « А.С. Пушкин – солнце нашей поэзии» В.Ф. Одоевский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ А.С.ПУШКИНА. И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне Излиться, наконец,
Advertisements

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ А.С.ПУШКИНА Автор презентации - Атабекова Елена Петровна
Свободолюбивая лирика … звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлого, полнила своими мужественными.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Ода «Вольность» Стихотворение «Деревня» Стихотворение «К Чаадаеву»
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ А.С.ПУШКИНА Презентация Соломко Юлии – ученицы 10 класса.
Болдино - родовое поместье Пушкиных. Именно здесь Александр Сергеевич создал свои наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа.
Детство поэта; Лицейские годы; Жизнь в Петербурге; Южная ссылка; Михайловское; Возвращение.
Петербург – 1820 гг. Новый этап жизни и творчества А.С.Пушкина Почему петербургский период (1817 – 1820 гг.) можно назвать новым этапом не только.
Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина ( )
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть.
Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина. Цель: изучение любовной лирики А.С.Пушкина; изучение любовной лирики А.С.Пушкина; раскрытие ее духовного потенциала;
Александр Сергеевич Пушкин ( ) Хроника жизни и творчества.
Родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом.
Проект выполнил ученик 9 «А» класса школы 2047 Быков Артемий.
«Свобода» для А.С.Пушкина – это не просто слово из словаря, это его точка зрения на мир, на людей и на самого себя. Свобода – высшее общественное благо.
И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может …
Гражданская лирике Пушкина
СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА … звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлого, полнила своими мужественными.
Пушкин природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами А.П.Платонов.
Транксрипт:

«Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина» ( ) « « А.С. Пушкин – солнце нашей поэзии» В.Ф. Одоевский

«При имени Пушкин тотчас осенят мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (Н.В. Гоголь) Прокомментируйте фразу Н.В. Гоголя (слова для комментария подчеркнуты)

«Поэзия А.С. Пушкина – неисчерпаемый источник. Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного сердца, она дарит нам «неизъяснимые наслаждения», воспитывает в нас «чувства добрые». Стихи Пушкина – это живопись и музыка. Они сопровождают нас с самого раннего детства через всю жизнь; и каждый раз, возвращаясь к ним, мы находим нечто новое. Пушкин дает нам возможность понимать, что такое истинная Поэзия. Входя в мир пушкинских идей и образов, мы учимся многому, что нам пригодится в жизни» (В. Рождественский) Что, по мнению Рождественского, дарит нам поэзия Пушкина?

Основные произведения А.С. Пушкина ПОЭМЫ: Руслан и Людмила (1820) Кавказский пленник (1821) Братья разбойники (1822) Бахчисарайский фонтан (1823) Цыганы (1824) ПРОЗА: Повести Белкина (1830) Дубровский (1833) Пиковая дама (1834) Капитанская дочка (1836) ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Борис Годунов (1825) Маленькие трагедии(1830) РОМАН В СТИХАХ: Евгений Онегин (1832 г.) ЛИРИКА: Стихотворения г. Стихотворения г. СКАЗКИ: Сказка о рыбаке и рыбке (1836) Сказка о золотом петушке (1836)

Хронология жизни и творчества А.С. Пушкина 1800 г г г г г г. Детство в Москве Царско- сельский лицей Служба в Петербурге Южная ссылка Ссылка в Михайлов- ское Болдинская осень Дуэль и смерть

«Петербургский период творчества А.С. Пушкина» ( ) « » « Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! »

Ода «Вольность» Ода – это торжественное лирическое стихотворение, воспевающее какие-либо исторические события, прославляющее монарха, проникнутое патриотическом содержанием.

Комментарий к оде «Вольность» Цитера – Афродита, богиня любви и красоты; Возвышенного галла – французский поэт Руже де Лиль, автор «Марсельезы». Мученик ошибок славных - французский король Людовик XVI, казненный (21 января 1793 г.) во время французской буржуазной революции. Секира – тип средневекового оружия. Порфира – мантия, верхняя одежда государей (здесь имеется ввиду Наполеонова порфира). Самовластительный злодей - Наполеон. Забвенью брошенный дворец - дворец Павла I, где он был задушен. Клио - муза истории. Калигула (12-41 века н.э.) - римский император, славившийся крайней жестокостью и убитый своими телохранителями; этим именем Пушкин называет Павла I.

Ода «Вольность» Ода – это торжественное лирическое стихотворение, воспевающее какие-либо исторические события, прославляющее монарха, проникнуто патриотическом содержанием. ВОПРОСЫ: 1. Какие языковые средства указывают на политическую направленность оды? 2. Какие слова (и как) характеризуют«тиранов мира» и «падших рабов»? 3. В оде несколько раз упоминается слово «закон».Укажите строки с этим словам и сделайте вывод о том, какое значение вкладывает в него Пушкин? 4. Ода насыщена историческими лозунгами, Укажите их и объясните их историческую роль. 5. Как Пушкин трансформирует жанр оды?

Аналитический комментарий оды «Вольность» В данном произведении Пушкин прославляет вольность, политическую свободу. В качестве примера такой свободы поэт указывают на исторические примеры торжества вольности (французская революция 1789 года). Пушкин полон негодования в обличении «тиранов мира», которые не соблюдают естественное право народа на закон. Такое несоблюдение закона может привести к гибели государства. По мнению Пушкина, равный для всех закон залог обеспечения политической свободы в стране.

Комментарий к стихотворению «Деревня» Порочный двор цирцей – Цирцея, древнегреческая богиня, представительница чародейства; фигурирует в мифах об Одиссее. Скирды – плотно сложенная масса сена. Овины – хозяйственные постройки, где сушили снопы перед молотьбой. Покорствуя бичам – символизирует верховную власть, правление, подчинение, высшую силу. Тягостным ярем – то же, что ярмо (тяжесть, бремя). Витийство – искусство красноречия.

Стихотворение «Деревня» Сравните две части стихотворения и докажите, что основа его композиционного построения – антитеза (противопоставление). I часть II часть Жанр.____________________________________________________ Идеи.____________________________________________________ Лирический герой._________________________________________ Лексика.__________________________________________________ Звучание._________________________________________________

Аналитический комментарий стихотворения «Деревня» Стихотворение в жанровом плане представляет собой элегию (политическую сатиру). В первой части стихотворения рисуется идиллическая картина деревни, которая у поэта рождает вдохновенье. Однако позже это спокойствие сменяется мрачной картиной: он видит воочию главную причину всех общественных бедствий, взволновавших его, - крепостное право. Таким образом, роскошная, великолепная природа, мирный сельский пейзаж противопоставляются ужасам крепостного права. Противопоставление их рождает у поэта мысль о заре, восходящей над отечеством, которая символизирует призыв лирического героя к царю – уничтожить рабство и дать русскому народу свободу и просвещенье.

Стихотворение «К Чаадаеву» «Одним из наиболее популярных политических стихотворений Пушкина периода г.г. является послание «К Чаадаеву». Отсутствие поучительного элемента придавало содержанию стихотворения большую емкость. В послании не говорилось ни о конституционной монархии, ни о республике, то есть о тех вопросах, которые могли разделить людей. Но ярко проявилась ненависть к угнетению, желание видеть Родину свободной и счастливой, что объединяло всех передовых людей» (Б.В. Томашевский) 1.Какие мотивы (проблемы) в стихотворении являются основными? 2. Как Вы думаете, почему послание «К Чаадаеву» стало одним из популярных политических стихотворений периода 1820 годов?

«Творчество А.С. Пушкин в южной ссылке» ( ) « « Прощай, свободная стихия!..» («К морю») («К морю»)

Характерные черты периода: романтический, «бунтарский» период, господствуют мотивы изгнания, разлуки, забвения; увлекается творчеством Дж. Байрона, Овидия, В.А. Жуковского Основные произведения: элегии «К морю», «Погасло дневное светило», «Песнь о вещем Олеге», романтические поэмы.

Лирика А.С. Пушкина в период Южной ссылки

Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоенный... И чувствую: в очах родились слезы вновь; Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает; Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей, Страны, где пламенем страстей Впервые чувства разгорались, Где музы нежные мне тайно улыбались, Где рано в бурях отцвела Моя потерянная младость, Где легкокрылая мне изменила радость И сердце хладное страданью предала. Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья; И вы, наперсницы порочных заблуждений, Которым без любви я жертвовал собой, Покоем, славою, свободой и душой, И вы забыты мной, изменницы младые, Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной... Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

Изыде сеятель сеяти семена своя. (Евангелие от Матфея гл. 13 ст. 3) Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя Но потерял я только время, Благие мысли и труды... Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

Основной мотив лирики Пушкина в период Южной ссылки – возрождение души, жаждущей свободы и нравственного очищения. В стихотворениях возникают излюбленные романтические образы моря и ветра, бури, которые сопоставлены с состоянием лирического героя - он также угрюм и взволнован, послушен воле судьбы. Однако сохраняя верность идее свободы, лирический герой Пушкина постепенно отказывается от проповедования этого идеала окружающим, т.к. человек должен считаться с реальными обстоятельствами.

Элегия «К морю» «Элегия Пушкина - лирический монолог, разговор поэта с морем, позволяющий с особенной полнотой выразить круг мыслей и переживаний, волновавших поэта. Начатое в манере лирического признания, постепенно оно переходит в ораторский пафос» (Н. Степанов) ВОПРОСЫ: 1.Что из элегии Вы узнали о судьбе поэта и его личности? Каковы идеалы Пушкина? 2.Какие мысли, проблемы и переживания волнуют поэта? 3.Учитывая смысловой принцип образа моря объясните, почему после лирического описания моря следует размышление о судьбе Наполеона, Байрона и самого поэта? 4.Почему к концу элегии меняется ее звучание и пафос?

Аналитический комментарий стихотворения «К морю» В стихотворении сквозным является образ моря. Море Пушкина терпимо и снисходительно к судьбе слабого человека, ему свойственны и тишина в последний час, и охранительное участие к «смиренному парусу рыбарей». Оно знает, конечно, и «своенравные порывы», не всегда понятные и доступные уму человека. В стихотворении проявляется биография писателя. Пушкин говорит здесь о своих мечтах в Южной ссылке, о намерениях в конце одесского периода отплыть в более свободную, как ему тогда казалось, Западную Европу. Однако теперь поэт сознает наивность своих мечтаний и надежд. Что такое земное счастье, слава и успех? Море обнажает их бесполезность. Таким образом, море у Пушкина не увенчивает земного величия и славы, свободы. Его призывный шум напоминает человеку о другом: о бесполезности суетных мирских желаний и о призвании человека к вечному восхождению, к божественному совершенству. В этом заключается «предел желанный» человеческой души по Пушкину.

«Ссылка А.С. Пушкина в Михайловское и после ссылки» ( г.г.) «Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я - когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был – Веселым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни; - годы Промчалися - и вы во мне прияли Усталого пришельца».

Жизнь и творчество А.С. Пушкина в Михайловском Николай I возвращает Пушкина из Южной ссылки, однако, творчество поэта по-прежнему подвергается тщательной цензуре. В своем творчестве Пушкин начал уходить от читателя вперед (развивает реалистический метод письма), в результате чего становится непонятым читательской публикой. Большинство произведений проникнуто трагическими мотивами (тема неотвратимости судьбы, размышления о современности и прошлом, размышление о жизни человека, в котором счастье невозможно, т.к. счастье – тот же обман, как и свобода)

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина 1.Философская лирика («Анчар», «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Осень» и др.); 2.Любовная лирика («Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Сожженное письмо», «На холмах Грузии…»); 3.Тема поэта и поэзии («Пророк», «Памятник», «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом»)

Философская лирика «Анчар» Подумайте над названием стихотворения. Что оно может обозначать? В журнале «Детское чтение для сердца и разума» в 1786 году появилась переведённая с английского языка заметка голландского врача Ост- Индийской компании Ф.П.Фурша «О некотором ядовитом дереве, находящемся на острове Ява, в Ост-Индии». Фурш писал: «Он окружён со всех сторон пустыми холмами и горами. Окрестная земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно также никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. (…). За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали. (…). Когда же какая-нибудь птица подлетит к дереву, то падёт на землю и умирает». Когда к дереву посылают преступников, то «советуют им наблюдать рачительно, с которой стороны ветер веет, и идти так, чтоб ветром всегда относило от них испарения дерева». Значит, дерево анчар существует. Что это за дерево? Опишите его, как вы поняли из статьи.

Философская лирика. «Анчар» На сколько частей можно разделить стихотворение? Чем обусловлено такое деление? ПУСТЫНЯАНЧАРПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕКВТОРОЙ ЧЕЛОВЕК ПУСТЫНЯАНЧАРПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕКВТОРОЙ ЧЕЛОВЕК Чахлая, скупая, зной, раскаленная почва, жаждущие степи. Стоит, как грозный часовой; один во всей вселенной, мертвая ядовитая зелень, ядовитые корни. Властный взгляд, непобедимый владыка, князь, гибель разослал к соседям. Послушно потек, бледное чело, бедный раб, ослабел, лег и умер у ног владыки. В основе композиции стихотворения лежит прием контраста.

Философская лирика «Анчар» «Строка «но человека человек» насыщена огромным смыслом, является подлинным ключом ко всему идейному содержанию стихотворения, как бы своего рода вторым, внутренним его заглавием» (Д. Благой) 1. Расскажите о смысловой ёмкости строки «но человека человек». Как данная строка соотносится с идеей стихотворения? 2. В чем, по мнению А.С. Пушкина, причина того, что люди перестают быть людьми? Согласны ли вы с поэтом? Идея стихотворения: протест против безграничной власти человека над человеком.

Философская лирика «Анчар» Образ анчара в текстах позднейшего времени: « развернулось всероссийское бесчестие, предсказанное Достоевским, и оскудение духа; а на этом духовном оскудении, на этом бесчестии и разложении вырос государственный Анчар большевизма, пророчески предвиденный Пушкиным, больное и противоестественное древо зла, рассылающее по ветру свой яд всему миру на гибель» (философ Иван Ильин о трагедии Царской России)

Любовная лирика «Я помню чудное мгновенье…» Встретив Анну Петровну Керн, девятнадцатилетнюю жену генерала Керна однажды, еще в 1819 году, у своих знакомых в Петербурге, тогда еще юный поэт был поражен ее красотой и обаянием. У них не было никакой любовной истории, просто обменялись несколькими обычными фразами но сердце поэта было сражено: никогда раньше не встречал он девушек такой сияющей красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Так писал поэт, отчаявшись когда-нибудь забыть образ той, что покорила его своими милыми чертами и голосом нежным. Но время делало свое дело: возможности видеть Анну больше не было (для Пушкина наступили годы изгнания), и страсть поэта стала потихоньку рассеиваться. Такой Анну Керн видел Пушкин (рисунок на полях рукописи), 1829 г.

Любовная лирика. «Я помню чудное мгновенье…» Какие эпитеты (оценочные прилагательные) использует автор при описании этой женщины? Можно ли по ним определить конкретное лицо? Или это обобщенный образ? Какая тема, кроме темы любви, звучит в этом стихотворении? Как прослежена здесь жизнь самого поэта? Предполагаемый портрет Анны Керн (возраст 40 лет). Художник А.Арефьев-Богаев г.

Тема поэта и поэзии «Пророк» Каким должен быть писатель? Каким должно быть творчество писателя? ???

Тема поэта и поэзии. «Пророк» 1.Как соотносятся библейский сюжет и сюжет стихотворения? (стр ) 2.Каким в начале стихотворения показан путник? 3.Завязка стихотворения – появление серафима. Какую роль в судьбе поэта он сыграл? 4.Каким стал усталый путник в конце стихотворения? Какова теперь его новая миссия? Каким должен быть писатель? Каким должно быть творчество писателя? Писатель должен быть пророком, выражать мнение народа Поэзия понимается как особый дар человеку, явный как талисман и столь же загадочный. Смыл поэзии Пушкин понимает как пророчество.

«Болдинская осень как этап творческой эволюции А.С. Пушкина» (1830 год) «Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой. Теперь моя пора…» (А.С. Пушкин «Осень»)

Первый раз Пушкин приехал в Болдино в сентябре 1830 г. и предполагал пробыть там не более месяца, но был задержан холерным карантином и прожил почти всю осень. За эти три месяца поэт написал более 40 произведений. Среди них: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы романа «Евгений Онегин», сказки, стихи, множество критических статей и набросков.

За осень 1833 г. в Болдино Пушкин написал «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о мертвой царевне», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму», стихотворения, закончил «Историю Пугачева».

И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне Излиться, наконец, свободным проявленьем. И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге. Минута - и стихи свободно потекут. (А.С. Пушкин. «Осень») Пушкин ищет смысла в противостоянии человека и слепой стихии. Здесь, в Болдино, родились итоговые мысли Пушкина, в том числе о главном вопросе, о свободе: «самостоянье человека залог величия его».

«Маленькие трагедии» как «опыты драматических изучений» человека «Скупой рыцарь» - о значении денег и богатства в жизни человека; «Каменный гость» - тема любви и страсти; «Пир во время чумы» - тема жизни и смерти; «Моцарт и Сальери» Пушкин обозначил глубокие нравственные, философские проблемы в жизни человека. Он подводит читателя к мысли о том, что человек многогранен и бесконечен.

«Моцарт и Сальери» Написана в 1830 г., но замысел трагедии (а может быть, и частичное осуществление его) относится к 1826 г. Впервые напечатана в 1831 г. В основу сюжета Пушкин положил широко распространенные в то время слухи, будто знаменитый венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта. «Какая глубокая и поучительная трагедия! Какое огромное содержание!» (В.Г. Белинский)

Аналитический комментарий драмы «Моцарт и Сальери» На что ропщет Сальери в своем первом монологе? Каков его путь на музыкальном поприще? Что управляет поступками Сальери и толкает его на убийство? Прав ли Моцарт, утверждая, что «гений и злодейство» – две вещи несовместимые? Какова суть этих слов? В чем заключается возмездие за убийство Моцарта? Какая вечная тема освещается в трагедии?