МаринаЦветаева Учащаяся 6 Б класса Шевчук Лада Великие женщины России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) – ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ ПОЭТЕССА, ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК, КОТОРАЯ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ОСТАВИЛА ЯРКИЙ СЛЕД В ЛИТЕРАТУРЕ 20.
Advertisements

Марина Цветаева Очерк жизни. « Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!...»
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд.» (по творчеству М.И.Цветаевой)
Марина Ивановна Цветаева (8 октября августа 1941)
МАРИНА ЦВЕТАЕВА ( ). МАРИНА ЦВЕТАЕВА АННА АХМАТОВА ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.
Марина Цветаева. « Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!...»
Марина Цветаева Жизнь и творчество поэта. Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует.
Марина Ивановна Цветаева ( ). Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября 1892 года. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября.
Лехтман Ульяна 11 А. Цветаева Марина Ивановна ( ) - русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица.
Урок литературы, 11класс (2 часа) Тема урока: Марина Ивановна Цветаева. «МНЕ ИМЯ – МАРИНА» Биография поэта и поэтическое творчество. 1.
Марина Цветаева: личность и судьба Цель урока: познакомиться с центральными событиями жизни и творчества поэта, с особенностями ее мировоззрения. познакомиться.
Марина Цветаева: личность и судьба Цель проекта: познакомиться с центральными событиями жизни и творчества поэта, с особенностями ее мировоззрения. Знать:
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. Выполнил: Выполнил: Плотников Данила Плотников Данила 4 класса «А» 4 класса «А»
Марина Ивановна Цветаева. Биография
«МНЕ ИМЯ – МАРИНА» Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество. Урок литературы, 11 класс (2 часа)
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Москва, 26 сентября 1892 года.
День открытых дверей для родителей присутствовало: 5 родителей.
Выполнила: ученица 11 класса МОУ «СОШ с. Вязовка» Бозрикова Ольга. Руководитель: учитель русского языка и литературы Смыслова Галина Фёдоровна.
Урок литературы, 10 класс (2 часа) Тема урока: Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество. МОУ «Цветочинская СОШ» Учитель русского.
… Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
Транксрипт:

МаринаЦветаева Учащаяся 6 Б класса Шевчук Лада Великие женщины России

Предисловие Нынешний 2011 год и, следующий за ним, год 2012, непосредственно связаны с именем великого поэта Марины Цветаевой. В 2012 году исполнится 120 лет со дня ее рождения и 100 лет со дня рождения ее дочери - переводчицы прозы и поэзии, мемуариста, художницы, поэтессы - Ариадны Эфрон. Литературоведческий мир ожидает большое количество значимых мероприятий, посвященных этим датам. Но это впереди… 2011 год - также юбилейный вдвойне. Первая дата – сопряжена с радостью счастьем лет со дня встречи Марины Цветаевой и Сергея Эфрона в Коктебеле. Вторая, увы, трагичная - 31 августа 1941 года Марина Цветаева ушла из жизни. Судьба отпустила на долю Цветаевой столько испытаний и разочарований, что хватило бы с лихвой на десяток человеческих жизней. Цветаева очень рано ощутила силу своего дара. Вот строки, написанные в 1913 году, которые цитируют все биографы и литературоведы, пишущие о ней, строки наивно-самоуверенные и вещие: Взрослая, зрелая жизнь Цветаевой прошла в лишениях и одиночестве, и лишь фантастическая преданность поэзии мирила ее с всегдашним бытовым и душевным неустройством, предавала ей силы переносить удары судьбы… Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Настрой на высокий лад 26 сентября 1892 года в Москве в интеллигентной семье родилась Марина Цветаева, в будущем великий поэт. А пока, это маленькая девочка, у которой папа, Иван Владимирович Цветаев, уже в 28 лет стал профессором и всемирно известным ученым. Он изучал языки, жизнь и искусство древних людей и создал в Москве музей изящных искусств, был его первым директором. Мама, Мария Александровна – «польской княжеской крови», - была женщиной самоотверженной, одаренной, страстно любила музыку и прекрасно играла. Натура романтическая, она в то же время обладала мужской силой личности и твердым характером. Требовательная к себе и другим, Мария Александровна давала детям «спартанское» воспитание. Маленькую Марину Ивановну дома звали Мусей. Первое, чему учили маленькую Мусю – это жить всегда по правде. Еще мама учила уважать любого человека и презирать деньги. Когда Марине Ивановне исполнилось два года, у нее родилась сестра – Анастасия Ивановна. Музыке девочек учили и в музыкальной школе, и дома. Каждый вечер сестренки засыпали под мамину музыку, которая прилетала к ним из зала, где стоял рояль. Мама играла Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шопена, Шумана, Грига… Мама говорила, что для маленькой девочки у Марины «удивительно сильный удар», а своими пальцами она охватывала всю октаву. И еще говорила, что у нее очень хороший слух.

- Только не гордись, пожалуйста, своим даром, - часто говорила мама. – Дар, он от Бога. А человек может или развить свой дар, или его загубить. В семь лет, Марина Ивановна выступала в большом зале на ученическом концерте. Но иногда мама пугалась. Маленькая Марина Ивановна уже в четыре года любила складывать стихи. -Вдруг будет поэтом? – говорила мама. Благодаря своей няне, Августе Ивановне, немке, Марина Ивановна владела немецким так, словно это был ее родной язык. А еще вместе с мамой она училась и другим языкам. Мама почти каждый день читала своим дочкам какую-нибудь новую книгу. Чаще русских писателей и поэтов – Пушкина, Лермонтова, а иногда немецких или английских. Очень скоро и маленькая Марина Ивановна уже читала любимые английские, французские и немецкие книги сама. Она успевала читать, рисовать, заниматься музыкой, подраться с кем-нибудь и быстро-быстро сделать уроки, которые задавали в гимназии, так что ей всегда ставили отлично. Из-за болезни мамы Марину Ивановну в десятилетнем возрасте и ее сестренку перевезли в Швейцарию и поместили в пансионат. Люди здесь говорили по-французски. С десяти лет она почти каждый день записывала стихи в толстую клеенчатую тетрадь, о ее стихах уважительно говорили взрослые. В Швейцарии не было русскоговорящих людей, поэтому Марина писала для своей сестренки.

В пансионате девочки учили древнюю историю, географию, математику и французский язык. По воскресеньям их водили в церковь. И неожиданно для себя маленькая Марина Ивановна стала по вечерам опускаться на колени и подолгу молиться богу. На уроках девочка была очень серьезной, училась лучше всех прекрасно играла на пианино и на переменах становилась главной в играх. Поэтому с ней хотели дружить даже самые старшие девочки. Марина Ивановна уже в то время жила в мире стихов. Стихи приходили к ней внезапно и не давали больше ни о чем думать. Со стихами она ложилась спать и со стихами вставала. Они были как озарение… Ей было пятнадцать лет, когда журналисты стали печатать ее стихи. В шестнадцать лет она поехала в Париж и изучала там старофранцузскую литературу. В Европе юную Цветаеву не привлекали не знаменитые музеи, ни редкие книги. Казалось, что она всегда пребывала в мире собственных фантазий и иллюзий. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила первый свой сборник "Вечерний альбом" (1910 г.) Самые известные поэты и самые придирчивые критики сразу заметили молодую поэтессу и ее серьезную, ни на чью не похожую поэзию. А потом начались страшные годы…

Тяжелый путь 5 мая 1911 года в Коктебеле решилась судьба поэта. Здесь Марина Ивановна встретилась с Сергеем Эфроном. В январе 1912 года они обвенчались в Палашевской Церкви Рождества Христова. В октябре того же года у них родилась дочь, ее назвали Ариадна. Дочь стала центром ее внимания и любви. Творчество великого поэта отражает этапы ее жизни, великие встречи и горестные события. В период с сентября по декабрь семья Цветаевой живет в Крыму: Ялта, Феодосия, где выступает на литературных вечерах. В марте в ее творчестве нашло отражение знакомство с Александром Блоком. Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «старинному ремеслу», а как божество от поэзии. Летом 1916 года Цветаева выезжала в г. Александров Владимирской губернии, где был написан цикл стихов к Анне Ахматовой. Во второй половине года М. Цветаева пишет много романтических стихотворений; многие стихи 1916 года составят последствии книгу «Версты 1». Наконец-то встретила Надобного мне: У кого-то смертная Надоба во мне… Наконец-то встретила Надобного мне: У кого-то смертная Надоба во мне… Але. Ты будешь невинной, тонкой, Прелестной - и всем чужой! Стремительной амазонкой, Пленительной госпожой, И косы свои, пожалуй, Ты будешь носить, как шлем. Ты будешь царицей бала И всех молодых поэм. Але. Ты будешь невинной, тонкой, Прелестной - и всем чужой! Стремительной амазонкой, Пленительной госпожой, И косы свои, пожалуй, Ты будешь носить, как шлем. Ты будешь царицей бала И всех молодых поэм. 13 апреля 1917 года у Цветаевой родилась дочь Ирина, и сентябрь октябрь М. Цветаева живет в Феодосии. После Октябрьского переворота, воспринятого М. Цветаевой как непоправимая катастрофа, она приезжает в Москву и чудом застает там мужа, появляются ее трагические стихи о конце, гибели, муках. Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и на поняла. Супружеская существование Цветаевой и Эфрона протекала не так гладко, как ожидала Марина. После революции Сергей Эфрон посвятил себя политической борьбе, примкнув к сторонникам белого движения. Поэтессе пришлось одной взращивать двух дочерей и вести домашнее хозяйство, к чему она совершенно

не была готова. Чтобы спасти девочек от голодной смерти, она решилась на отчаянный шаг: отдала их в приют. Но вскоре они занедужили, и Марина забрала старшую домой. Спустя два месяца младшая умерла в приюте. Для Цветаевой этакий разворот судьбы стал тяжелым испытанием. Стихи поэтессы сию минуту потеряли свою звучность, мелодику, от которой так и веяло жизнью. В апреле 1920 М. Цветаева пишет большой лирический цикл. Марина Цветаева часто приезжала в Александров к младшей сестре, подолгу у нее гостила вместе со своей семьей. Здесь были написаны многие известные ее стихи, этот период вошел в литературоведение под названием "Александровское лето". В январе-мае 1922 М. Цветаева продолжает писать прощальные стихи. Написала поэму «Переулочки» прощание с Москвой. Не приняв революцию, в мае 1922 г. Цветаева получила необходимые документы для выезда с дочерью за границу и 11 мая отъезжает к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Семья недолго жила в Берлине, затем поселилась в ближайших окрестностях Праги, а в ноябре 1925 г. переехала в Париж. В литературном мире она по-прежнему держалась особняком. Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не придавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты: За границей Цветаева принялась за устройство быта. Ей приходилось стирать, убирать, выискивать на рынке дешевые продукты… Целому морю – нужно все небо, Целому сердцу – нужен весь Бог. 27 апреля 1920 Берегитесь могил: Голодней блудниц! Мертвый был и сенил: Берегитесь гробниц! От вчерашних правд В доме смрад и хлам. Даже самый прах Подари ветрам!

В 1925 году у Марины Цветаевой родился сын Георгий, и вскоре семейство переехало во Францию. Здесь Марина ещё сильнее почувствовала тиски нищеты. Даже ее друзья подметили, что она постарела и не следит за собой. Однако на пальцах все так же блестели дорогие перстни, как будто бросая вызов окружающей бедности. В конце концов некоммуникабельность Марины привела к тому, что они с Сергеем казались в изоляции. Семья перебивалась на подачки друзей и вымаливаемое всякий год пособие из Чехии. Усталость от домашних неурядиц все нарастала. Утро Марина вынуждена была проводить в хлопотах по дому, а ибо в это время так хотелось строчить. Некоторые ее произведения печатались, но после жесткой цензуры, что Марину легко выводило из себя. Сергей Эфрон к этому времени начал заниматься прокоммунистической деятельностью. Он пытался снабдить себе возвращение на родину. Он обратился в советское посольство, и все-таки разрешения на выезд не получил. Одним из условий благополучного переезда в Россию было обязательное участие в деятельности НКВД. Тень осуждения пала и на поэтессу. Цветаеву перестали навещать друзья. В мае 1927 года М. Цветаева завершила работу над книгой стихов «После России». С течение времени понятие «Родина» для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской революции, она начинает чутко прислушиваться к «новому звучанию воздуха». Тоска по России, сказывается в таких лирических стихотворениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон», «О неподатливый язык…», сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает, о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии… Лучина. До Эйфелевой – рукою Подать! Подавай и лезь. Но каждый из нас – такое Зрел, зрит, говорю, и днесь, Что скушным и некрасивым Нам кажется ваш Париж. «Россия моя, Россия, Зачем так ярко?» Июнь 1931

Теперь она жила только для того, чтобы составлять ежемесячные посылки в тюрьму мужу и дочери. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила... У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Измученная Цветаева больше не могла творить. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась... О, слезы на глазах! Плач гнева и любви! О Чехия в слезах! Испания в крови!... Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине «плач гнева и любви», Цветаева теряла уже надежду - спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее, - как крик живой, но истерзанной души. В годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом - Сергей Яковлевич. В 1939 г. Марина Цветаева, после семнадцати лет бедственного пребывания за рубежом, получив советское гражданство, вернулась в Советский Союз вместе с сыном. По приезде в Москву семейство поселилось на даче НКВД, и все-таки вскоре Алю и Сергея арестовали.... О, черная гора, Затмившая весь свет! Пора-пора-пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь - быть. В бедламе нелюдей Отказываюсь - жить. С волками площадей Отказываюсь - выть. С акулами равнин Отказываюсь плыть - Вниз - по теченью спин. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один - отказ. Началась Великая Отечественная война; в июле 1941 г. Цветаева эвакуировалась с сыном в небольшой городок Татарии в Елабугу. Здесь, в этом маленьком городке, под гнетом несчастий, в одиночестве, она кончает с собой 31 августа 1941 г.

В последний день лета 1941 года ушла из жизни Марина Цветаева, великий русский поэт, закончила жизнь самоубийством... Страна не заметила эту утрату. Война шла уже полтора месяца, Красная Армия несла тяжелые потери, оставляя город за городом. Смерть поэта на фоне стремительно разворачивающихся событий была каплей в море общей трагедии, частным случаем, не заслуживающим внимания. Цветаеву не печатали, не награждали, не приглашали выступать. Ее голос не значился в официальных списках деятелей искусства, что по тем временам было вполне равнозначно небытию. Гражданская казнь произошла еще в 39-м, после ареста мужа и дочери. По-сути, Цветаева уже два года как была мертва, и физическая гибель, наступившая с такой отсрочкой, ничего не меняла в ее судьбе. По-человечески смерть Марины Ивановны тоже почти никого не затронула: Аля в тюрьме, Сергей Эфрон расстрелян, остается только Георгий, но много ли весила личная беда шестнадцатилетнего мальчишки в 41-м? Оплакать Цветаеву было некому и некогда. Да и не принято на Руси плакать по самоубийцам. Вечная жизнь Памятник Марине Цветаевой в Тарусе. Православная Церковь не молится за самоубийц и не совершает над ними отпевания. Однако существуют исключения… В 1990-м году Анастасия Ивановна Цветаева вместе с группой представителей творческой интеллигенции подала прошение на имя его Святейшества Патриарха Алексия II об отпевании сестры и получила благословение. Говорят, когда Алексий II дал согласие на отпевание Марины Ивановны, его спросили: - Что позволило сделать исключение для Цветаевой? - Любовь народная, – ответил Патриарх.

Любовь народная пришла. Марина Цветаева относится к тем людям, след которых никогда не сотрется в памяти земли, судьба которых интересует и волнует нас не из праздного любопытства, а из желания понять природу их творческого явления в мире. Ее творчество поражает и новизной, и силой чувств, и тонкостью мысли. Он и современно и вне времени. Творческое наследие Марины Ивановны говорит о смысле жизни и своем месте в ней, о назначении человека в мире и о природе любви, радости, горя. Всякий раз, перечитывая ее творения, открываешь нечто новое, незамеченное прежде. Музы услышанный шепот, Арфы взволнованный плеск, Речки стремительный рокот, Искренней радости блеск. Нежность и трепетность ласки, Алый цвет бурных страстей. Царственный взгляд без опаски. Вяжущий вкус новостей… Едкие, горькие мысли, Таволга цвет сорвала… Август закончился – ты с ним Единодушно ушла. В памяти нашей оставила Алой рябины ты зарево…

Кажется, что с годами любовь и интерес к творчеству Марины Цветаевой только возрастает. Каждый год, в период с июня по октябрь, во многих уголках Земного шара зажигаются «Цветаевские костры». Впервые Костер вспыхнул в Тарусе 6 октября 1986 года. 25 лет назад любители цветаевской поэзии решили отметить юбилей поэта в столь дорогом для Цветаевой городе. Исполнить задуманное не помешала и закрытая дверь дома культуры. Люди не разъехались, а пошли на любимую цветаевскую поляну на берегу Оки. Марина Ивановна вспоминала, как тарусские хлыстовки брали ее на сенокос, жгли костры. Поэтому и запылал вновь огонь костра, теперь уже как символ цветаевской поэзии. И так созвучны были Цветаевские строки пламени костра, что этот случай перерос в традицию, а потом Цветаевские костры стали проводить во многих-многих городах, связанных с судьбой Цветаевых. А иногда и там, где просто находятся энтузиасты- цветаевцы! Сейчас поэтические костры зажигают уже в десятках уголках России и двадцати девяти странах мира, в том числе и таких далёких, как США и Канада. В Германии костры вспыхивают в трёх городах. Птица-Феникс – я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю – и горю дотла! И да будет вам ночь – светла! Марина Цветаева

Цветаевский костер Мы рады друг другу, как будто родня. А что удивляться – душа-то едина! Запрыгал по веткам бельчонок огня – То снова костер зажигает Марина. Она – между нами, она где-то здесь, В Тарусу она не могла не приехать. Ну, может, ушла за валежником в лес И слышит стихов своих гулкое эхо. На цыпочки встали березы и клен, Косится пичуга испуганным глазом… И мир ошарашен, и мир удивлен – Он заново, заново, заново назван! Пылают поленья, смолисты, сухи… Слова – неподкупны. Сердца – неподсудны. Вот так же порой обжигают стихи. Сжигают поэты не ветки, а судьбы. …Когда вдруг покажется: жизнь – это вздор, Задушит змея равнодушья и сплетен, Зажгите с друзьями Маринин костер, И руки, и лица, и души согрейте! Ольга Григорьева

Литературно- художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых также в этом 2011 году отметил юбилей. Он был открыт двадцать лет назад во время десятого фестиваля и стал первым в мире цветаевским музеем. Дом-музей Марины Цветаевой в Елабуге.

Встретимся у Марины -Встретимся у Марины? -- Конечно, встретимся! Я прилечу в Москву – Борисоглебский, шесть. Мы не расстанемся И никогда не изверимся. Есть у Марины дом. И памятник – есть. Встретимся у Марины! Что – расстояние… Снова откроем Томик её стихов, И повторится Наше с тобой свидание – На горных тропинках строк, На стыке веков. Всё без неё – пустое, Крутимся, вертимся… Затормозив На больших своих скоростях, Все мы, конечно, Рано иль поздно встретимся – Там, у Марины. Там, у неё в гостях. Ольга Григорьева

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 1.Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей. Книга третья. – М.: Издательство Оникс, – 184 с. 2.Цветаева М.И. Стихи. Проза – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, – 624 с. 3.Цветаева М.И. Стихотворения – М.: Дет.лит., – 191 с. 4.Любовь народная. 5.Катастрофы сознания. Энциклопедия самоубийств 6.Биография: Марина Цветаева Ивановна/ Marina Tsvetaeva Марина Цветаева. 8.VII Цветаевский Костер в Павлодаре.