Шитякова Н.П., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики факультета подготовки учителей начальных классов ГОУ ВПО ЧГПУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Advertisements

ОРКСЭ \\ ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Федеральный государственный образовательный.
Базовые документы Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция долгосрочного социально – экономического.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Общение и презентация системы работы по формированию нравственных ценностей через ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религи- озных культур и светской этики"
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Введении учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Транксрипт:

Шитякова Н.П., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики факультета подготовки учителей начальных классов ГОУ ВПО ЧГПУ

Базовые документы Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации Фундаментальное ядро содержания общего образования

4 Требования ФГОС НОО Концепция ДН развития и воспитания Фундаментальное ядро содержания общего образования

5 55 Определяет: Систему базовых национальных ценностей. Современный национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности. Принципы духовно-нравственного воспитания

Содержание Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Общие положения 1. Национальный воспитательный идеал 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 4. Базовые национальные ценности 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

7 77 Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество

8 88 Определяют: идеологию содержания образования основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации

9 Требования ФГОС НОО Требования к результатам освоения ООП НОО Требования к структуре ООП НОО Концепция ДН развития и воспитания Требования к условиям реализации ООП НОО Фундаментальное ядро содержания общего образования Личностные Метапредметные Предметные Пояснительная записка Планируемые результаты Учебный план Программа формирования УУД Программы учебных предметов Программа духовно-нравственного воспитания Программа формирования культуры здорового образа жизни Система оценки достижения планируемых результатов Требования к педагогическим кадрам, финансовому, материально- техническому обеспечению

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; и т.д. (ФГОС)

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню и т.д. (Планируемые результаты освоения ООП НОО)

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни (ФГОС).

14 Требования к структуре основной образовательной программы ПланируемыерезультатыПрограммаздоровогообразажизниУчебныйпланПрограммаРазвитияУУДПрограммадуховно-нравственноговоспитанияПрограммыпопредметамПрограммакоррекционнойработыСистемаоценки

15 является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

Выбрать основные направления духовно- нравственного воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде и др. (примерная программа духовно-нравственного воспитания)

По каждому выбранному направлению воспитательной работы оформить таблицу «Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания младших школьников»

I уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни II уровень результатов – получение обучающимися первоначального опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом III уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия У выпускника будут сформированы Выпускник получит возможность для формирования У выпускника будут сформированы Выпускник получит возможность для формирования У выпускника будут сформированы Выпускник получит возможность для формирования Направление «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей и др.

Категории опрашивае-мых Количество смысловых единиц Недифферен- цированность понятия Знание существенных признаков понятия Дошкольники 8З9,7 %7 % Младшие школьники 1325 %8,4 % Подростки 13 (обновились на 50 %) 7,4 %Более 50 % Старшекласс- ники 15 (не обновились ) 0 %Около 100 %

Наиболее часто называемые признаки щедрости: В ответах дошкольников и мл. школьников: Возможность подарить радость людям, дает деньги, дает всем и все, дает игрушки, нежадный, помощь людям и др. В ответах подростков и старшеклассников: бескорыстная помощь, поделиться без сожаления, пожертвовать чем-нибудь для другого, отдать что-то возможное и др. Редко упоминаемые или неупоминаемые признаки щедрости: поделиться без сожаления, пожертвовать чем-нибудь для другого, отдать что-то возможное, влияние щедрости на личность дарящего, проявление милости, милосердия и др.

Реализуемые ценности Усваиваемые ценности Подростки13 % - щедрость, 7 % - справедливость, 0 % – милосердие жестокость – 40 %, жадность и ложь – 33 % Старшеклассники Щедрость –31,6 %, терпение – 27,8 %, милосердие – 22,25%, справедливость – 44,45 % Щедрость – 30,9 %, терпение – 29,4 %, милосердие –28,2 %, справедливость - 40,7%

Православная гимназия Грехи (5), исповедь (2), сильное, любовь к Богу, покой, поклонение, смерть Светская школа Искупление (3), спокойствие, трагедия, церковь, совесть

Православная гимназия Жизнь (4), переход, счастье, дверь, плохо, покаяние, конец жизненного пути, ад (2) Светская школа Умер, прощание, скелет, с косой, темнота, гроб, погребение, бесконечность, яд

Воспользоваться методическим конструктором внеурочной деятельности, предложенным Д.В. Григорьевым, П.В. Степановым с некоторыми изменениями

Уровень результатов Учебные дисцип- лины и виды внеурочной деятельности I уровень результатов – - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения II уровень результатов – - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения III уровень результатов – нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей Познавательная внеурочная деятельность Этические беседы, занятия по этике, народоведению и т.п. Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, художественных фильмов, театральных спектаклей и др. Посещение выставок, театров; проведение развивающих и оценивающих тренингов в форме работы в парах, в микрогруппе, в форме ресурсного круга [Бандяк О.А., Камкин А.В.], фольклорные праздники и др. Литературное чтение Рассказ учителя, беседа с учащимися Чтение и обсуждение литературных произведений [см. учебник конкретного учебно-методического комплекса] Создание и решение ситуаций нравственного выбора, напоминание учащимся о правилах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами в ходе возникших ситуаций

Разработать содержание программы духовно- нравственного развития и воспитания, используя существующие разработки. Среди них: «Уроки духовной жизни» Ш.А. Амонашвили, «Истоки» А.В. Камкина, И.А. Кузьмина, «Азбука нравственности» Э.П. Козлова, «Народоведение» А.И. Лазарева, «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой, «Наше Отечество – святая Русь» Т.И. Петраковой, Е.Б. Евладовой, «Мироведение» Л.В. Суровой, «Основы этической культуры» А.И. Шемшуриной, Программа воспитания школьника» Н.Е. Щурковой и др.

Основы духовно- нравственной культуры народов России

ТЕМЫ УРОКОВ Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Урок 9. Добро и зло в православной традиции Урок 21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим Урок 9. Добро и зло Урок 15. Добро и зло Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад Урок 18. Добро и зло модули

69,8 % педагогов и 72,2 % студентов педагогических вузов считают необходимым духовно-нравственное воспитание в современной школе 25 % учителей и 30 % студентов выразили желание осуществлять соответствующую деятельность 3,3 % педагогов и 9,3 % студентов уверены в своей компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания

определение педагогами ценностей, к которым они будут приобщать детей только при условии согласования с родителями; стимулирование интереса школьников к поиску личностного смысла духовно- нравственных ценностей; приобщение школьников к богатствам духовной культуры в процессе преподавания учебных дисциплин; ведение учителем специального предмета, факультатива, главными задачами которого являются задачи духовно-нравственного воспитания школьников; воздействие на эмоциональную сферу личности школьника в процессе проведения массовых воспитательных мероприятий; включение детей в деятельность, адекватную духовно-нравственным ценностям.

- сайт для преподавателей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Кирилло-Мефодиевское просветительское общество Челябинской области – мультимедийные материалы – школа 2100http:// - Школа России система Л.В. Занкова

Общественно-педагогический форум «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России» 7 декабря 2010 г. В Актовый зал ЧГПУ Контакты – Шитякова Наталья тел