Международный маркетинг образовательных услуг и выработка стратегического подхода к набору иностранных учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московский государственный областной университет в системе экспорта образовательных услуг российского образования Юдин Алексей Владимирович и.о. начальника.
Advertisements

Региональное деление мира 1.Европа 1.1. Северная Европа Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания 1.2. Южная Европа Португалия, Испания, Италия, Греция.
Политика государства в области продвижения российского образования Борис Валерьевич Железов Заместитель директора международного департамента Минобрнауки.
ЭКСПОРТ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В.А. Мау Академия народного.
Российский университет дружбы народов Краснова Гульнара Амангельдиновна.
Позиционирование университета за рубежом как компонент эффективного набора иностранных студентов. Опыт Томского политехнического университета. Трошина.
Общая характеристика развивающихся стран Значение в мире Состав Сходства и различия Колониальные типы отраслевой и территориальной структуры хозяйства.
Типы государств Критерии типологии государств по уровню социально- экономического развития Типология государств.
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Площадь - 27,7 млн.кв.км Население - 3,7 млрд.человек Политическая карта Зарубежной Азии насчитывает 38 суверенных.
© Малашенкова О.Ф. Классификация стран по уровню социально- экономического развития Тема 2.
Специализация отдельных стран на производстве определенных видов продуктов и услуг, а также обмен ими, называется Специализация отдельных стран на производстве.
Является выпускающей кафедрой по специальности – «Экономика» Квалификация выпускников: Экономист. Подготовка специалистов ведется в рамках: - Программы.
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА Урок географии в 10 классе ГБОУ школы «Тутти» Учитель: Троицкая Г.Ю.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
Перспективы взаимодействия институтов поддержки экспорта Чувашии и высших учебных заведений Чувашской Республики в сфере высшего и дополнительного образования.
Мировой рынок рабочей силы и международная трудовая миграция.
О задачах Национального информационного центра по вопросам информационного обеспечения процедуры признания иностранного образования и (или) квалификации.
Развитые Развивающиеся Страны с переходной экономикой.
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Светлана Дементьева Томск 2012 Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Транксрипт:

Международный маркетинг образовательных услуг и выработка стратегического подхода к набору иностранных учащихся

Набор иностранных студентов ??? как часть стратегии интернационализации академическая причина формирование интернациональной атмосферы подготовка студентов к растущей глобализации рынка труда улучшение качества образования и исследований финансовая причина сокращение бюджетного финансирования демографические ямы

Основные направления маркетинга в сфере образования маркетинговый аудит сегментация рынка разработка программ ценообразование продвижение PR

Маркетинговый аудит Необходим для понимания того, где мы находимся и где хотим быть. Определение слабых и сильных мест РУДН с целью улучшения позиций вуза. Маркетинговый аудит содействует воплощению в реальность амбиций вуза. Для проведения маркетингового аудита используются различные методики: SWOT анализ Матрица роста Ансоффа Консалтинговая матрица Бостона

Сегментация рынка Массовый маркетинг не эффективен. Ориентация на отдельные рынки позволяет: получить больше прибыли при меньших затратах; лучшим образом соответствовать нуждам клиентов; исключить те сегменты, которые не отвечают целям РУДН

Сегментация рынка Факторы, влияющие на выбор рынка Демографическая ситуация Экономические условия Уровень развития образовательной системы Существующие связи Неудовлетворенный спрос на высшее образование Благоприятные условия проживания иностранных студентов Действующие схемы набора иностранных студентов

Сегментация рынка Необходимые меры Исследование рынков Выбор перспективных рынков Анализ деятельности конкурентов Проведение выставок, издательская деятельность Улучшение и расширение базы местных контактов Выезд в страны набора студентов и оценка ситуации на месте

Сегментация рынка Тренды Глобальный спрос на высшее образование BC: 2025 – 7,2 млн. Страны-лидеры по привлечению Регионы роста – Азия (Китай, Индия), развивающиеся рынки (Марокко, Иран, Турция) Регионы спада спроса (Европа, Америка)

Лидеры мирового рынка высшего образования США – 25 % Великобритания – 12.3% Германия – 9 % Франция – 8.8% Австралия – 8.2 % Китай – 5 % Россия – 3.1 %

Сегментация рынка Глобальный спрос на образовательные программы, в % Рост, % Бизнес23266 Гуманитарные науки Информатика Инженерное дело и технологии Физико- математич. науки Социальные науки Медицина763.8 Право443.8 Образование443.8 Архитектура и строительство 224 Другие654.3

Специальности, выбираемые иностранными студентами Россия гуманитарные науки (19207 человек) здравоохранение (18954 человек) экономику и управление (16509 человек) русский язык (6202 человека) информатика и вычислительная техника (3597 человек) США бизнес, управление, маркетинг и др. (более 103 тыс.) инженерные науки (89 тыс.) физика и другие естественные науки (около 52 тыс.)

Состав иностранных студентов по уровням образования в РФ Изменения за последние десять лет Сокращение доли слушателей подготовительных отделений Увеличение доли стажеров Сокращение доли аспирантов

Набор вновь прибывших иностранных студентов, США, 2006/07 число %Изменение по сравнению с предыдущим годом Додипломное Постдипломное Другое Всего

Сегментация рынка Факторы, влияющие на глобальный спрос Качество образования Перспективы трудоустройства Доступность Безопасность Стиль жизни Оснащенность

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ТЕМА Сроки проведения работы c по Руководитель темы: д.ф.-м.н. Филиппов Владимир Михайлович Ответственный исполнитель НИР: к. э. н. Айдрус Ирина Ахмед Зейн

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Анализ рынка образовательных услуг 84 стран Азии Африки Западного полушария Ближнего Востока СНГ

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Азербайджан Алжир Ангола Аргентина Армения Бангладеш Бахрейн Белоруссия Бенин Боливия Ботсвана Бразилия Бурунди Венесуэла Вьетнам Гана Гвинея Грузия Кения Кипр Киргизия Китай Колумбия Конго Кот-дИвуар Куба Либерия Ливан Ливия Маврикий Мавритания Мадагаскар Малайзия Мали Марокко Мексика Мозамбик Молдова Монголия Намибия Непал Нигер Нигерия Никарагуа ОАЭ Оман Пакистан Панама Парагвай Перу Республика Корея Руанда Саудовская Аравия Сирия Судан Сьерра-Леоне Таджикистан Танзания Тунис Туркменистан Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Филиппины Чили Шри-Ланка Эквадор ЮАР Демократи- ческая Республика Конго Египет Замбия Зимбабве Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Камерун

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Научный руководитель темы: Проф. д.ф.-м. н. Филиппов В. М. Ответственный исполнитель: Доц., к.э.н. Айдрус И. А. Руководители научных групп: Проф., д.ф.н. Краснова Г. А. Доц., к.э.н. Айдрус И. А. Доц., к.и.н. Ткач Г. Ф. Консультант: Проф., д.м.н. Билибин Д. П. В проекте также принимали участие: преподаватели и сотрудники РУДН Проф., д.э.н. Рязанцев С. В. ст. преп., к.и.н., Первин Мамед-заде начальник отдела НИЦ АМП Митрофанов В. В. Технический исполнитель: Вознюк Н. М.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Горшкова Л. Кокуйцева Т. Гизатуллина Э. Коновалова Ю. Кравцов А. Лукина А. Максимова Е. Нефедов В. Павлова В. Сарымова А. Сиюхова С. Федоров О. Черкасова О. Черникова Е. Яковлев Т. студенты и аспиранты экономического факультета и факультета гуманитарно-социальных наук: Бойко К.В., Василенко Е.В., Даржинимаева А.Б. Лисовская А.А. Николайчук Т.А. Ордовская-Танаевская Е.Д. Савина О.П. Хрипачев В.В. Вострикова Н. А.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Источники Первичные: Результаты опросов экспертов Вторичные Международные организации Национальные и правительственные органы Высшие учебные заведения Статистические службы Объем работы Отчет содержит 84 брошюры Количество страниц Количество иллюстраций – 288 Количество таблиц – 2903 Количество диаграмм - 760

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Направления исследования Общие сведения о стране Оценка демографического потенциала Анализ экономического развития Анализ внешнеэкономических связей Оценка перспектив развития Состояние национальной системы образования Оценка студенческой мобильности Академическое и профессиональное признание дипломов о высшем образовании

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Общие сведения о стране Столица Площадь Краткая историческая справка; Государственные языки и основные языки-посредники Демографический потенциал Динамика численности населения Урбанизация Крупные города с численностью от 500 тысяч человек Рождаемость Смертность и ожидаемая продолжительность жизни Половозрастной состав населения.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Анализ экономического развития национальная валюта объем ВВП темпы инфляции соотношение услуг и материального производства отраслевая структура ВВП уровень безработицы среди специалистов с высшим образованием, ее структура по отраслям

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Анализ внешнеэкономических связей иностранные инвестиции: динамика, структура по происхождению доля иностранного капитала по отраслям; российские инвестиции и деятельность российских компаний в стране обеспеченность экономики национальными специалистами с высшим образованием соотношение национальных и иностранных специалистов в общей численности занятых по отраслям Объем внешней торговли (экспорт, импорт); географическая структура экспорта и импорта; объем и структура внешнего долга; перспективы развития различных отраслей национальной экономики на лет

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Состояние национальной системы образования краткая справка о системе образования страны грамотность населения в динамике за последние 30 лет и охват высшим образованием; образовательные учреждения высшего профессионального образования; наличие в стране иностранных вузов и их филиалов; формы собственности вузов, процентное соотношение вузов разной собственности численность и структура студентов и выпускников вузов; соотношение числа национальных и зарубежных преподавателей в вузах; годичная стоимость обучения в национальных вузах различной собственности соотношение численности выпускников полных школ и численности приема в национальные вузы; соотношение численности заявлений о приеме в национальные вузы и численности абитуриентов, принятых на первые курсы вузов.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Состояние и особенности студенческой мобильности численность граждан, обучающихся в вузах зарубежных стран; структура по странам и специальностям формы подготовки за рубежом численность и структура численности обучающихся по этим формам подготовки; соотношение числа граждан данной страны, получающих высшее образование в зарубежных вузах на платной и бесплатной основе по странам наличие в данной стране системы подготовки абитуриентов для дальнейшего обучения в вузах соответствующих зарубежных стран специфика организации набора абитуриентов проблема «утечки умов» из данной страны (данные о количестве граждан данной страны, получивших высшее образование в национальных или зарубежных вузах и трудоустроившихся в зарубежных странах перспективы учебной миграции на 3 – 5 – 10 лет, в т. ч. в Россию

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Проблема академического и профессионального признания зарубежных дипломов о высшем образовании участие страны в международных конвенциях о признании квалификаций высшего образования; cведения о конкретных государственных общественных или профессиональных организациях, имеющих законодательно установленное право осуществлять академическое и профессиональное признание зарубежных дипломов о высшем образовании и обеспечивать предоставление информации по вопросам признания общая характеристика механизма признания дипломов о высшем образовании наличие двусторонних или многосторонних соглашений с участием Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании перспективы признания зарубежных (российских) дипломов о высшем образовании

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Результаты Дана комплексная характеристика 84 стран мира на основе ключевых социально-экономических и демографических параметров. Выделены критерии для классификации стран мира в контексте расширения экспорта образовательных услуг России. Разработаны меры по расширению экспорта образовательных услуг на трех уровнях – государства, региона и университета. Отобраны 25 стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки Обоснованы основные направления деятельности по привлечению студентов в Россию для 25 стран.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 25 стран Страны Балтии – Латвия Азии - Бангладеш, Вьетнам, Индия, Малайзия, Республика Корея, Шри-Ланка Ближнего Востока и Северной Африки - Египет, Израиль, Иран, Ливан, Сирия Ливия, Марокко, Судан Африки - Ангола, Гана, Замбия, Кения, Маврикий, Нигерия, Танзания Латинской Америки - Бразилия, Мексика, Чили

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Критерии отбора демографический фактор (динамика численности населения и возрастного состава населения и т.д.) социально-экономический фактор (тенденции и перспективы социально-экономического развития стран, темпы роста экономики, динамика социально-экономического развития, тенденции формирования среднего класса и пр.) исторические особенности и традиции взаимодействия с Россией в разных сферах, включая внешнеэкономическую неудовлетворенный внутренний спрос на высшее образование (уровень развития национального высшего образования, наличие иностранных вузов, пр.)

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Бангладеш Демографическая ситуация За последние 27 лет численность населения Бангладеш увеличилась почти в 2 раза до 150,4 млн. человек В 2010 году численность населения от 15 до 24 лет составит 32,7 млн. человек или от 20 до 25% населения страны в ближайшие 5-10 лет Экономическое положение Высокие темпы роста экономики За последние 27 лет ВВП страны вырос более чем в 4 раза – 67 млрд. долл. Растущий средний класс свидетельствует о сохранении и, вероятно, об увеличении спроса на платные образовательные услуги.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Бангладеш Развитие системы высшего образования Высшее образование в Бангладеш можно получить в 83 учебных заведениях. 26 вузов – государственные Степень бакалавра можно получить по всем программ высшего образования 91% студентов обучаются на программах уровня 5А МСКО. 9 % проходят обучение по программам 5В МСКО Несмотря на рост системы высшего образования качество в преподавания в государственных университетах остается на низком уровне. Частные университеты в погоне за прибылью предлагают узкий набор программ (МВА, информатика, медицина и др.)

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Бангладеш Внешнеэкономические связи Основные партеры - страны Западной Европы, США, Индия и Китай. В 2006 году на долю США в экспорте Бангладеш приходилось 25%, Германии - 12,6%, Великобритании – 9,3%, Франции – 5%. США является крупнейшим инвестором и торговым партнером Бангладеш. В 2006 году они составили 22.17% от совокупных ПИИ или 175,72 млн. долл. За США следует Египет, доля которого составляет 13,3% или 105,6 млн. долл. На третьем месте находятся ОАЭ с долей в 11,11% и объемом инвестиций в 88,02 млн. долл. В настоящее время экономические связи Бангладеш с Россией не соответствуют потребностям двух сторон. Экспорт товаров из Бангладеш в Россию с июля 2005 по июнь 2006 года составил 15 млн. долларов, в то время как импорт из России в Бангладеш только в первом полугодии 2006 года достигал 92 млн. долларов. Показатель товарооборота в 2007 году находился на достаточно низком уровне – в 203 млн. долл. Наиболее широко российский бизнес в Бангладеш представлен компанией "Технопромэкспорт", которая работает в стране с 1972 года. За годы компанией была построена крупнейшая в стране электростанция «Горасал», вырабатывающая около трети всей электроэнергии в стране.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Бангладеш спрос на высшее образование значительно превышает предложение (Неудовлетворенная потребность на места при университетских курсах ежегодно оценивается приблизительно в 100,000 квалифицированных слушателей.) стоимость обучения Стоимость зависит от выбранной специальности и вуза. в 2008 г. она составляла от 1000 до 7500 долл. в год в разных вузах и по разным программам

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Бангладеш Спрос на образование в области: -программного обеспечения и информационных технологий, -медицины, -сельского хозяйства -бизнеса Особо привлекательными для бенгальцев являются: программы обучения на английском языке. С учетом ограниченности предложения программ постдипломного образования в стране - концентрация усилий на привлечении студентов из Бангладеш для обучения: в магистратуре и аспирантуре. РУДН в частности, могут составить конкуренцию частным университетам Бангладеш по стоимости образования, качеству и спектру предлагаемых программ обучения

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Ливан в среднесрочной перспективе доля потенциальных абитуриентов будет оставаться высокой. Вследствие военных действий в 2006 году, спрос на образовательные услуги в стране упал более чем на 80%, т.к. в стране огромная безработица, вследствие чего имеет место не «учиться, чтобы заработать», а «заработать, чтобы учиться». Экономика страны ориентирована на сектор услуг. В Ливане относительно высокий уровень жизни. Спрос на образование за рубежом будет сохраняться. Приоритетная ступень – магистратура, аспирантура в связи с ростом безработицы среди специалистов с дипломом бакалавриата. Приоритет – второе высшее образование, а также докторантура. Специальности – экономика, право, медицина, инженерное дело, аграрное дело, ветеринария Ценообразование – привлечение ливанцев на коммерческой основе целесообразно, особенно в среднесрочной перспективе. Стоимость в 2008 году достигает долл. в год

СПАСИБО!