И НТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ Старший воспитатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П ОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ С УЧЁТОМ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ Воспитатель Л.С.Беловолова Невинномысск 2012 Муниципальное бюджетное дошкольное.
Advertisements

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Вторая младшая группа у.г.. Педагоги группы. Гончарова Екатерина Васильевна – воспитатель Балалова Надежда Валерьевна – помошник воспитателя.
Тест для педагогов ДОУ Задачи образовательных областей федеральных государственных требований Старший воспитатель МБДОУ 320 Власова Н.А.
Комплексно-тематическое планирование. Комплексно-тематическое планирование Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Ф О Р М И Р О В А Н И Е И Р А З В И Т И Е К Л Ю Ч ЕВ Ы Х Б А З О В Ы Х К О М П Е Т Е Н Т Н О С Т Е Й О Б У Ч А Ю Щ И Х С Я И В О С П И Т А Н Н И К О В.
ГБОУ д/c 2570 СТАРШАЯ ГРУППА «СЕМИЦВЕТИК» Воспитатель: Воробьёва Ольга Петровна.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ДОУ Методист МОУ «МИМЦ» Моисеенко Т.Н.
Деловая игра для педагогов дошкольного образования ФГТ в жизни нашего ДОУ.
Комплексно-тематическое планирование воспитательно- образовательной работы с детьми.
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
Примерные виды интеграции образовательных областей.
Организация социально-личностного развития дошкольников в соответствии с ФГТ. Методическое объединение секции воспитателей Советского района города Ростова-на-Дону.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14 комбинированного вида» г.Вязники Подготовка дошкольников к обучению в условиях.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
Транксрипт:

И НТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ Старший воспитатель С.А. Кураева Нижний Новгород 2011 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 125

Направления развития Физическое развитие Физическая культура Здоровье Художественно- эстетическое развитие Художественное творчество Музыка Познавательно- речевое развитие Познание Чтение художественной литературы Коммуникация Социально- личностное развитие БезопасностьТрудСоциализация Образовательные области

И НТЕГРАЦИЯ Синонимы: взаимодействие, соединение, совмещение, синтез, объединение. Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. Интеграция (от лат. integrum целое ; от лат. integratio восстановление, восполнение ) сплочение, объединение структур в рамках единого целого. В. Зеленский. Словарь аналитической психологии. Интеграция ( Integration ) - процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое. Интеграция групповая (от лат. integer - целый ) – процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений. В детском коллективе И. г. возникает на том этапе его развития, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения.

Развитие речи Музыка Изодеятельность Формирование элементарных математических представлений Познавательное развитие

К М Т С ЧХЛ БЗПХТ

И НТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, полноценная реализация «темы» (комплексно- тематического принципа) невозможна без интеграции не только содержания дошкольного образования, но и ее организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

И НТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОУ Направления развития ООЗадачи Физическое З Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей ФК Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей

И НТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОУ НР П ООЗадачи Социально-личностное С Развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепри- нятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриоти-ческих чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу К Развитие свободного общения со взрослыми и детьми П Формирование целостной картины мира ЧХЛ Формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений ХТ Развитие продуктивной деятельности детей (художественный труд) Т Развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Б Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям З Воспитание культурно-гигиенических навыков ФК Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

И НТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМКАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОУ Направления реализации программы ООЗадачи Познавательно- речевое К Развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи П Сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, расширение кругозора детей, формирование элементарных математических представлений ЧХЛ Формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству З Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни Б Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них Т Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли

И НТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОУ Направления реализации программы ООЗадачи Художественно- эстетическое ХТ Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству П Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности ЧХЛ Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса М Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

М ЕСТО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ (И.В. Ш ТАНЬКО В ОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ В ДЕТСКОМ САДУ. И НТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ) Виды деятельности Мир людей Образы Характеры Взаимоотношения События (бытовые, исторические, гражданские) Мир предметов Образы Свойства Взаимодействие (с миром человека и природы) Мир природы Образы Явления Настроения События Взаимодействие с миром человека и предметов Формы организации Игры Режимные моменты Занятия Праздники и развлечения Труд Самостоятельная деятельность Совместная деятельность взрослых и детей Игровая С Изобразительная ХТ Музыкальная М Театрализованная ХТ Познавательная П Коммуникативная К Эксперимен- тальная П Художественно- речевая К ЧХЛ Культурно- досуговая С К

П ЛАНИРОВАНИЕ План 1) документ, в котором дается перечень дел (система мероприятий), порядок, сроки и место их проведения, обеспечивающая оптимальное функционирование учреждения; 2) модель, заранее намеченная система, последовательность и сроки выполнения различных видов деятельности, обеспечивающих эффективную работу по достижению поставленных целей. Составить план значит создать модель действий. В процессе проектирования планы используются очень широко: учебный план, план работы учреждения на определенный период, план учебного занятия и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Планирование - центральное звено любой деятельности; вид умственной деятельности, при котором создается план - образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения, т.е. п ланирование процесс разработки плана. Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. При этом важно определить пути, средства, методы и сроки достижения поставленных целей, а также распределить ответственность и продумать систему контроля. План модель, заранее намеченная система, последовательность и сроки выполнения различных видов деятельности, обеспечивающих эффективную работу по достижению поставленных целей. Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от его качества.

Стратегическое планирование У РОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И ПЕРЕЧЕНЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЕЙ ПЛАНОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ Основные стратеги- ческие направления развития на 5-10 лет Програм- ма развития ДОУ Концеп- ция развития ДОУ Образова- тельная программа Модель выпуск- ника Тактическое планирование Годовой план Учебный план Расписание НОД Перспек- тивные планы Воспита- телей Индивиду- альные карты развития ребенка Оперативное планирование Календар- ные планы образова- тельной работы Планы специалис- тов Перспек- тивные планы воспита- телей Темати- ческие планы Диагнос- тические карты детей группы

К АЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО БЛОКАМ дата1 блок (ООД)2 блок (СДВД)3 блок (СДД) Организованная образовательная деятельность Совместная деятельность взрослых с детьми Самостоятельная деятельность детей Занятия (планируется по подгруппам, со всей группой или с одним ребёнком, с учётом индивидуальных условий и возрастных особенностей в соответствии с учебным планом) Беседы Экскурсии Чтение Слушание Подвижные игры Физкультурные упражнения Игры Тренинг по рисованию, лепке, конструированию, труду (планируется индивидуально или по подгруппам) Дидактические игры Сюжетно – ролевые игры Малосюжетные игры Художественная деятельность ИЗО – деятельность Конструирование Настольно – печатные игры

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Дата Режим Интеграция образоват. областей (ОО) Совместная деятельность взрослых и детей (СДВД) с учетом интеграции ОО Групповая, подгрупповаяИндивидуальная Образовательная деятельность (ОД) в режимных моментах (РМ) Утро игры, дежурство, инд. работа, поручения, труд, самостоятельная деятельность Утренняя гимнастика КГН Завтрак Игры ФК З Б С Т П К ЧХЛ ХТ М Упр., усложнения в комплексах утр. гимнастики; дидактические игры, чтение худ. литературы; беседа; развивающие игры; артикуляционная и пальчиковая гимнастика Беседа; подражательные движения; обучающие игры закрепление пройденного по образовательным областям Объяснение, показ, личный пример, напоминание, ситуативный разговор проблемная ситуация Непосредственно образовательная деятельность Занятия по расписанию Указывается деятельность, задачи и краткое содержание занятий (методические приемы) Игры, подготовка к прогулке Прогулка:игры, наблюдения, труд, инд. работа, физкультурно- оздоровительная работа Возвращение с прогулки КГН; Обед Работа перед сном ФК З Б С Т П К ЧХЛ ХТ М Подвижная игра, спортивные игры, физкультурное занятие на улице Наблюдения за объектами живой и неживой природы. Целевые прогулки, экскурсии. Труд на участке, в цветнике, огороде. Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям. Коррекция. Сюжетно-ролевая игра, наблюдение, экспериментирование, исследоват. деятельность,конструирование, развивающие игры, рассказ, беседа, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации, изготовление макетов, моделирование, сравнение, объяснение, показ, личный пример, ситуативный разговор Вечер: Оздоровительные и закаливающие процедуры КГН, Полдник, игры самост. деятельность детей, досуги, кружки, инд. работа, труд Указываются ОО, задачи которых реализуются в данной деятельности Гимнастика после сна, закаливание Кружки Сюжетно-ролевые, дидактические, досуговые игры Чтение худ. литературы, видео-просмотры. Викторины, конкурсы, КВН. Совместный труд детей Выставки. Драматизации. Показ спектаклей. Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по ОО Коррекция ПрогулкаВсе мероприятия планируются так же, как и в первую половину дня

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ БЛОКА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД ИЛИ ООД) Части занятия Образова- тельные задачи Организа- ция среды Содержа- ние обучения Технология обучения Деятельность детей

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ БЛОКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ (СДВД) - Вид дея- тельности Образова- тельные задачи Организа- ция среды Средства решения задач Деятельность детей

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ БЛОКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игровая деятельность Поисково – познаватель- ная деятельность Конструирова- ние ручной труд Изодеятель- ность Физкультура Театрализован- ная деятельность

П РИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК Познавательно- исследовательская деятельность Продуктивная деятельность Двигательная деятельность Игровая деятельность Художественные тексты, песни, музыка Тема Программные задачи Организация среды Содержание деятельности Методика руководства деятельностью детей

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Дата Режим Интеграция образоват. областей (ОО) Совместная деятельность взрослых и детей (СДВД) с учетом интеграции ОО Групповая, подгрупповаяИндивидуальная Создание условий для СДД Утро игры, дежурство, инд. работа, поручения, труд, самостоятельная деятельность Утренняя гимнастика КГН Завтрак Игры ФК З Б С Т П К ЧХЛ ХТ М Упр., усложнения в комплексах утр. гимнастики; дидактические игры, чтение худ. литературы; беседа; развивающие игры; артикуляционная и пальчиковая гимнастика Беседа; подражательные движения; обучающие игры закрепление пройденного по образовательным областям Непосредственно образовательная деятельность Занятия по расписанию Указывается деятельность, задачи и краткое содержание занятий (методические приемы) Игры, подготовка к прогулке Прогулка:игры, наблюдения, труд, инд. работа, физкультурно- оздоровительная работа Возвращение с прогулки КГН; Обед Работа перед сном ФК З Б С Т П К ЧХЛ ХТ М Подвижная игра, спортивные игры, физкультурное занятие на улице Наблюдения за объектами живой и неживой природы. Целевые прогулки, экскурсии. Труд на участке, в цветнике, огороде. Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям. Коррекция. Взаимодействие с родителями Вечер: Оздоровительные и закаливающие процедуры КГН, Полдник, игры самост. деятельность детей, досуги, кружки, инд. работа, труд Указываются ОО, задачи которых реализуются в данной деятельности Гимнастика после сна, закаливание Кружки Сюжетно-ролевые, дидактические, досуговые игры Чтение худ. литературы, видео-просмотры. Викторины, конкурсы, КВН. Совместный труд детей Выставки. Драматизации. Показ спектаклей. Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по ОО Коррекция ПрогулкаВсе мероприятия планируются так же, как и в первую половину дня

А НАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ( ПО Н.С. Г ОЛИЦЫНОЙ «С ИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ. Ч АСТЬ 2»,М., 2010) Тем ы Нагляд- ные ма- териалы Дидак- тические игры Литера- тура для детей Методи- ческая литера- тура Требует попол- нения (к созда- нию условий) Родина Нижний Новгород Российская армия Планета, космос Государст- венные праздники Народная культура

В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ НА ДЕКАБРЬ 2011 ГОДА МероприятиеДата проведения Ответственный

Ц ИКЛОГРАММЫ Циклограммы являются наиболее удобной формой планирования, с наибольшей наглядностью, демонстрирующей последовательность действий (мероприятий) по срокам и исполнителям

И НТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ – ПЕРСПЕКТИВА ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ – интегрированные занятия Белая К.Ю. Благодаря созданию системы интегрированных занятий возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника. Периодичность проведения интегрированных занятий в соответствии с блоками в реализуемой программе – не чаще 1 занятия в 1,5-2 месяца (как обобщающее или итоговое занятие). С конспектами интегрированных занятий можно познакомиться в пилотном номере журнала «Практика управления ДОУ».

К сведению Максимально допустимое количество занятий по дополнительному образованию вводится в план, если при суммировании с базовым компонентом нагрузка соответствует норме, разрешенных СанПиН Например, в подготовительной группе возможно введение трех занятий по доп. образованию, если базовый компонент составит не 15, а 14 занятий за счет выведения в свободную деятельность занятия «Ознакомление с художественной литературой» или интеграции занятий «Ознакомление с художественной литературой» и «Развитие речи».

Интегративные качества ребенка, которые могут быть включены в описание «модели» выпускника ДОУ, освоившего программу: Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; Любознательный, активный; Эмоционально отзывчивый; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Необходимо помнить, что основу «модели» выпускника ДОУ должна составить система отношений личности воспитанника к общечеловеческим ценностям. От формирования знаний, умений, навыков к развитию интегративных качеств дошкольника. М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЯ (С.Н. Р АСПОПОВА Ж. «П РАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ДОУ» П ИЛОТНЫЙ НОМЕР ) Р АЗДЕЛ 2. Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА : «М ОДЕЛЬ » ВЫПУСКНИКА

Э ФФЕКТИВНОСТЬ ПЛАНА Эффективность того или иного плана зависит от умения его составителей увидеть в перспективе весь комплекс необходимых работ, всю логическую последовательность и взаимосвязь проводимых мероприятий.

Спасибо за внимание!