Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС. ОСНОВНАЯ ШКОЛА 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Advertisements

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ с учетом реализации требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных,
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Госсен С.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112» 31 января.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Нормативное обоснование образовательных программ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Разработка учебных программ по предмету. Программа учебного предмета Программа учебного предмета Примерная программа составлена на основе Фундаментального.
Основная образовательная программа основного общего образования.
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Транксрипт:

Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС. ОСНОВНАЯ ШКОЛА 2013

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА гл.2. ст.8 Закона РФ «Об образовании»: Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, стандартов и федеральных государственных требований. Основная образовательная программа – компонент структуры системы образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гл.1,ст.2 Образовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности. Гл.1 Ст. 2 п. 9

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАНДАРТ ТРИ ГРУППЫ ТРЕБОВАНИЙ ПРИМЕРНАЯ ООП – МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ПРЕДМЕТОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ст.12 Образовательные программы п.1 - определяют содержание образования п. 5 - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно. п. 7 – разрабатывают …в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ п. 9 - примерные основные образовательные программы разрабатывается основе федеральных государственных образовательных стандартов п примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр

ФГОС ООО Раздел III. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ООП ООО 1.ФГОС основного общего образования. 2.Примерная основная программа. 3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4.Фундаментальное ядро содержания общего образования. 5.Примерные программы по предметам. 6.Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. 7.Устав ОУ. 8.Программа развития ОУ (при наличии).

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП Структура основной образовательной программы Учебный план Целевой раздел Организационный раздел Содержательный раздел Пояснительная записка Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности … Планируемые результаты Система оценки Программа учебных предметов, курсов Программа воспитания и социализации, включает : духовно- нравственное развитие и воспитание, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программа работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами Система условий реализации ООП

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (школа) 1. СОХРАНИТЬ ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАНЫ 2. ОБЕСПЕЧИТЬ САМОБЫТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 1. Целевой раздел: Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. 2. Содержательный раздел: Программы отдельных учебных предметов.

Основная образовательная программа основного общего образования ОУ Титульный лист Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Утверждаю Рассмотрена Директор ОУ Советом ОУ __________ Протокол __от ___ Дата:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 ) Цель и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП ООО. 2) Принципы и подходы к формированию ООП ООО.

Что можно добавить в пояснительную записку? характеристику особенностей ОУ, обоснование и описание «приоритетов, специфики и т.д.», а также «характеристику учащихся, педагогического коллектива, материально-технических условий, концептуальных оснований деятельности» цели и задачи реализации программы соотнести со спецификой ОУ цели и задачи сформулировать с учетом местных (национальных, региональных) особенностей. Кроме этого, образовательное учреждение вправе самостоятельно к заданным целям добавить собственные цели, которые формулируются под запрос родителей конкретного образовательного учреждения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 ) Обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы. 2) Являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися ООП ООО в соответствии с требованиями Стандарта

СТРУКТУРА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООП ООО: 1.Ведущие целевые установки 2.Результаты освоения учебных программ 3.Результаты освоения междисциплинарных программ (программы формирования УУД, ИКТ-компетентности школьников, основ учебно- исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией ПРИЛОЖЕНИЯ: 1)Система тематических планируемых результатов освоения учебных программ 2)Программа формирования планируемых результатов междисциплинарных программ (может быть частью программ формирования УУД, ИКТ-компетентности школьников, основ учебно- исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией) (Рекомендации по разработке ПР см. в Примерной ООП ООО стр.16-17)

САМОБЫТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1. Целевой раздел: Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 2. Содержательный раздел: Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования; Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования; Программа коррекционной работы. 3. Организационный отдел: Учебный план; Система условий реализации основной образовательной программы

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ разнообразие взаимодополняющих форм и методов оценивания системный подход к оценке результатов освоения ООП накопительная система достижений обучающихся («портфолио») 17 Разрабатывает ОУ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП ООО Примерная ООП ООО: 1.Общие положения 2.Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 3.Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию (см.Примерную ООП ООО стр ) ООП ОУ: 1.Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений 2.Оценка индивидуального проекта и проектной работы 3. Итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА Инструменты внутришкольного мониторинга, оценки проектной деятельности учащихся, итоговой оценки по предметам, не выносимым на ГИА

Копирование примерной ООП или ООП «Школы 2100» описать типовые задачи применения УУД представить модель компетентностей в области использования ИКТ, подготовки индивидуального проекта используя региональную программу курса «Основы проектной деятельности». описать модель партнерства. представить инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД

Учебный план В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык) общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география) математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика) основы духовно-нравственной культуры народов России естественно- научные предметы (физика, биология, химия) искусство (изобразительное искусство, музыка) технология (технология) физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) 4 варианта учебного плана

Предметные областиУчебные предметы Классы V Обязательная часть ФилологияРусский язык 5 Литература 3 Иностранный язык 3 Математика и информатикаМатематика 5 Алгебра Геометрия Информатика Общественно-научные предметыИстория 2 Обществознание 1 География 1 Основы духовно-нравственной культуры народов России 1/0 Естественно-научные предметыФизика Химия Биология 1 ИскусствоМузыка 1 Изобразительное искусство 1 Технология 2 Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятель-ности ОБЖ Физическая культура 3 Итого 28,5 Максимально допустимая недельная нагрузка при 5дневной недели 29 Часть, формируемая участниками образовательного процесса 0,5 Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) * 6 Учебный план

ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ (примерные) 1)Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета. 2)Общая характеристика учебного предмета, курса. 3)Описание места учебного предмета, курса в учебном план.е 4)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. 5)Содержание учебного предмета, курса. 6)Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 7)Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. 8)Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Единый квалификационный справочник ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от N 593 Руководитель образовательного учреждения: «… Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию … образовательной программы образовательного учреждения …» Учитель: «планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ».

ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» п.1. ст.48 Педагогические работники обязаны: 1)Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса … в соответствии с утвержденной рабочей программой Регламентируется «Положением о рабочей программе учебного курса» и Приказом руководителя ОУ об утверждении рабочей программы учебного курса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Исходные документы для составления рабочих программ: Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования образовательного учреждения; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету; индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта; средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.

ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине: а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ); г) изменения логики освоения содержания материала; д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.

Изменения, внесенные в текст программы (авторской), взятой за основу при написании ИзменениеОбоснование

ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в конкретном учебном году

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Наличие признаков нормативного документа. Учет основных положений образовательной программы школы. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения. Системность и целостность содержания образования. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; Определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ составляются на основе: а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ; в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно- методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне). г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам).

составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) с последующей корректировкой. может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в образовательном учреждении, или индивидуальной. является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ! Законом не определены требования к рабочей программе Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе стандарта.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Определяется Положением о рабочей программе учителя образовательного учреждения на основе следующих подходов: структура рабочей программы может соответствовать структуре примерной образовательной программы по учебному предмету; рабочая программа, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и представленная учебно- методическими комплексами, может использоваться без изменений; образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру рабочей программы учителя для всех работников школы; образовательное учреждение в локальном акте может предоставить право учителю определиться со структурой рабочей программы.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ На основе требований федерального государственного образовательного стандарта должна иметь обязательные компоненты: титульный лист; пояснительная записка содержание учебного предмета, курса с указанием планируемых результатов; календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Пояснительная записка Название( автор) год издания программы, на основе которой разработана рабочая программа Место учебного предмета в учебном плане Изменения, внесенные в примерную программу и их обоснования Учебно-методический комплект (согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ) (указать: название, класс, автор, издательство, год издания) Контрольно- измерительные материалы

У Р О К А Сроки Тема урокиКол -во час ов метапредметные результаты УУД, которые будут сформированы в рамках изучения раздела Характеристика основных видов деятельности обучающихся Дома шнее задан ие Раздел 1: Биология как наука. - 5 ч. предметные результаты Ученик научится: Ученик получит возможность научиться: 1.сентя брь 1Личностные: Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные У УД 2.1 Календарно-тематическое планирование на учебный год

Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция

Результаты формирования регулятивных УУД по литературе: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ООО Описание имеющихся условий: кадровых, психолого- педагогических, финансовых, материально- технических, информационно-методических. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий. Сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий. Контроль состояния системы условий. 40

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ООО 41 Оценка материально-технических условий реализации ООП (не только имеющееся, но и необходимое оборудование в соответствии с ФГОС, примерные таблицы на стр. 316, Примерной ООП ООО и Методических рекомендаций к оснащению ОП )

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ООО 42 Оценка информационно- методических условий реализации ООП (имеющиеся и необходимые средства в соответствии с ФГОС, примерные таблицы на стр. 321 Примерной ООП ООО)