ФГОС: организация исследовательской деятельности учащихся Лебедева О.В., Гребенев И.В. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Advertisements

Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Каким должен быть современный урок? Методические рекомендации по проектированию урока.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Практическое занятие «Эвристическая образовательная модель как средство достижения метапредметных результатов».
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру,
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Исследовательская деятельность - это целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с заранее неизвестным решением и предполагающая.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Новикова Л.Н Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Проверка д/з) 3.Постановка проблемы(создание проблемной.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Транксрипт:

ФГОС: организация исследовательской деятельности учащихся Лебедева О.В., Гребенев И.В. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Национальный исследовательский университет

ФГОС основного общего образования: «…формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы»

ФГОС среднего (полного) общего образования «…формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы»

А.В. Леонтович:« Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (…) и предполагающего наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы» Отличие учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности: Цель: « трансляция культурных ценностей, результатом которого является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения» (А.С. Обухов) Научно-исследовательская деятельность Получение объективного нового знания Учебно-исследовательская деятельность Получение субъективного нового знания

Уровни организации ИД в учебном процессе I. Исследовательская деятельность (её элементы) на уроке II. Внеурочная деятельность: факультативы, кружки, мастерские III. Индивидуальные учебные исследования

Компоненты ориентировочной основы ИД мотивационный: интерес к предмету, желание решать эту задачу; содержательный: знания, которые нужно применить, чтобы принять исследовательскую задачу; инструментально-деятельностный: развитые ранее умения (общеучебные, в.т.ч. УУД, предметные, исследовательские).

Предмет проектирования : - предметное содержание, логика его развертывания; - включение учащихся в учебное исследование и его развитие; - необходимые формы взаимодействия учитель – ученик, ученик – ученик, групповые, индивидуальные, фронтальные формы обучения.

Цели обучения Предметное содержание Исследовательские умения Способы деятельности, в т.ч. УУД Методы обученияФормы организации уч-ся и их сочетание Средства обучения Формы и средства диагностики усвоения предметного содержания и исследовательских умений, способы коррекции Содержание для организации ИД Степень самостоятельности уч-ся в ИД и на отдельных этапах ИД

Этапы исследования: Постановка исследовательской задачи. Выдвижение гипотез. Планирование решения задачи. Реализация разработанного плана. Анализ и оценка результатов, построение обобщений

Содержание учебного материала и цели обучения Этапы исследования Под рук-вом учителя Самос- тоятель -но Метод обуче- ния I. Переход в новую понятийную область Постановка исследовательской задачи + ПРОБЛЕМНЫЙ Выдвижение гипотез + Планирование решения задачи + Реализация разработанного плана + Анализ и оценка результатов, построение обобщений + II. Получение эмпирическ их законов, применение теории Постановка исследовательской задачи + ЭВРИСТИЧЕСКИЙ Выдвижение гипотез + Планирование решения задачи + Реализация разработанного плана + Анализ и оценка результатов, построение обобщений +

III. Формирован ие новых способов деятельнос- ти, применение теории Постановка исследовательской задачи + ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ Й Выдвижение гипотез + Планирование решения задачи + Реализация разработанного плана + Анализ и оценка результатов, построение обобщений + IV. Перенос знаний и умений в новую ситуацию Постановка исследовательской задачи + ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ Выдвижение гипотез + Планирование решения задачи + Реализация разработанного плана + Анализ и оценка результатов, построение обобщений +

Постановка проблемы Обсуждение, выдвижение гипотез Гр. 1 Гр. 2 Гр. 3Гр. 4 Обсуждение результатов каждой группы: выработка способа действия Планирование проверки гипотез в группах Гр. 1Гр. 2Гр. 3Гр. 4 Обсуждение результатов эксперимента Проведениеэксперимента в группах

Этапы ИДрегулятивные УУД познавательные УУД коммуникатив- ные УУД 1. Постановка исследо- вательской задачи постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную сбор информации из различных источников, логические операции сравнение, классификация, систематизация, обобщение, анализ, умение определить противоречие, проблему умение формулировать вопрос, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию 2. Выдвиже- ние гипотез, постановка цели исследова- ния прогнозирование, целеполагание логические операции систематизация, обобщение, синтез умение формулировать вопрос, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию, согласование действий с партнером

Этапы ИДрегулятивные УУД познавательные УУД коммуника- тивные УУД 3. Планирован ие решения задачи умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, планирование, оценка и контроль своих действий умение строить простые и сложные алгоритмы на основе логических действий, выбирать рациональный путь решения построение речевых высказываний, умение аргументировать свою позицию, согласование действий с партнером, планирование учебного сотрудничества 4. Реализация разработан- ного плана волевая саморегуляция, контроль общеучебные, умение работать по алгоритму умение строить учебное взаимодействие, сотрудничество

Этапы ИДрегулятивные УУД познавательные УУД коммуника- тивные УУД 5. Анализ и оценка результатов, построение обобщений Контроль, оценка и коррекция, возможно, новое целеполагание Сопоставление, классификация, обобщение, построение выводов (анализ и синтез ) Умение формулировать речевое высказывание, аргументировать свою позицию

Спасибо за внимание!