Внеурочная деятельность как средство достижения личностных и метапредметных результатов ФГОС НОО и ООО Ушакова О.Б. методист ЦРО г.о. Самара 2012г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Advertisements

ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
«Внеурочная деятельность в рамках ФГОС». Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 21 Королихина О.В. Зачетная работа по курсу «Внеурочная деятельность.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА 09 февраля 2012 г.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
«Методические и психологические проблемы реализации ФГОС в условиях современного образовательного процесса». Генералова Н.С. Методист ЮЗАО, к.п.н., учитель.
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
Нормативные требования к основной образовательной программе. К структуре К результатам освоения К условиям реализации.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности.
Транксрипт:

Внеурочная деятельность как средство достижения личностных и метапредметных результатов ФГОС НОО и ООО Ушакова О.Б. методист ЦРО г.о. Самара 2012г.

П Р И К А З « 6 » октября 2009 г.Москва 373. Регистрационный от 22 декабря 2009 г. « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

П Р И К А З « 17 » декабря 2010 г.Москва Регистрационный от 1 февраля 2011 г. « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13…Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

П Р И К А З « 26 » ноября 2010 г.Москва 1241 Регистрационный от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Пункт 16 изложить в следующей редакции. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Пункт 17 дополнить абзацами следующего содержания: Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Пункт 19.3 изложить в следующей редакции: Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

П Р И К А З « 22 » сентября 2011 г.Москва 2357 Регистрационный от 12 декабря 2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)

Пункт 16 изложить в следующей редакции. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. …………. Учебный план НОО и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации ООП НОО. ООП НОО в имеющем государственную аккредитацию ОУ разрабатывается на основе примерной ООП НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Разделы примерной основной образовательной программы Начального общего образования (с учетом внесенных изменений приказом Минобрнауки от 22 сентября 2011 г.) Основного общего образования Целевой включает 1. Пояснительную записку. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 1. Пояснительную записку. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. 3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Разделы примерной основной образовательн ой программы Начального общего образования (с учетом внесенных изменений приказом Минобрнауки от 22 сентября 2011 г.) Основного общего образования Содержатель ный включает 1. Программу формирования УУД обучающихся на ступени НОО. 2.Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. 3.Программу духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО.. 4.Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 5.Программу коррекционной работы. 1.Программу развития УУД на ступени ООО, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов. 3. Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающую такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание о-ся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры. 4. Программу коррекционной работы.

Разделы примерной основной образовательн ой программы Начального общего образования (с учетом внесенных изменений приказом Минобрнауки от 22 сентября 2011 г.) Основного общего образования Организацион ный включает 1. Учебный план начального общего образования. 2.План внеурочной деятельности. 3. Систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. 1.Учебный план ООО как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы. 2. Систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) Пункт 19.1 дополнить абзацами следующего содержания: «4) общие подходы к организации внеурочной деятельности». (О содержании пояснительной записки ООП НОО) В пункте 19.3 слова «более 3210 часов» заметить словами «более 3345».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) Пункт 19.7 изложить в следующей редакции: «19.7 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечить:……….»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) Пункт дополнить абзацами следующего содержания: «План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации ООП НОО. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности…………на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. План внеурочной деятельности ОУ определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности (до 1350 час за 4 года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей ОУ. ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.»

Внеурочная деятельность Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в первую очередь достижение личностных и метапредметных результатов.

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО Личностным, включающим -готовность и способность обучающихся к саморазвитию, -сформированность мотивации к обучению и познанию, - ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, -социальные компетенции, -личностные качества, -сформированность основ гражданской идентичности. Личностным, включающим -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, - системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, -социальные компетенции, правосознание, - способность ставить цели и строить жизненные планы, - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО Метапредметным, включающим -освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, - и межпредметными понятиями. Метапредметным, включающим - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), -способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, -самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, - построение индивидуальной образовательной траектории.

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО Предметным, включающим - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, -его преобразованию и применению, -а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметным, включающим -освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, -его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально- проектных ситуациях, -формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные УУД личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Программы духовно- нравственного направления Программы социального направления Программы Общекульту рные

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Программы духовно- нравственного направления Программы социального направления Программы Общекульту рные

Другие метапредметные результаты (работа с текстом и ИКТ компетенции) При освоении личностных действий ведётся формирование: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей. При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается: оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; создание цифрового портфолио своих достижений При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных УУД, как: поиск информации; структур. информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени. ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются: выступ. с аудиовизуальной поддержкой; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, блог видеоконференция, форум,).

Культурно-исторический системно-деятельностный подход Подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Структура деятельности Деятельность Мотивы Цели Способы и приемы (действия) Внешние, предметные Внутренние, умственные операции 123,4

Компоненты учебной деятельности Познавательные и учебные мотивы Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции (ориентировка в материале, преобразование материала, контроль и оценка и др.)

Возможные виды внеурочной деятельности Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность и другие

Возможные формы внеурочной деятельности Познавательные беседы, предметные олимпиады, факультативы, нравственные и этические беседы, викторины, культпоходы в музеи, театры, на выставки игры с ролевым акцентом, дидактические игры, спортивные соревнования, беседы о здоровом образе жизни, детские исследовательские проекты, участие детей в социальных акциях, творческие мастерские, образовательные экскурсии, туристические поездки.

Общие замечания 1. Программа внеурочной деятельности в виде ксерокопии примерной (типовой) программы не допускается, она должна отражать все особенности конкретной школы. 2. Программа внеурочной деятельности составляется для всего периода обучения в начальной школе, желательно с продолжением в среднем звене. 3. Направления внеурочной деятельности желательно прописывать соответственно документу – ФГОС НОО. 4. Программа внеурочной деятельности должна содержать все разделы в полном объёме. 5. Календарно – тематический план оформляется в виде таблицы с указанием тем, теоретических, практических, аудиторных и внеаудиторных часов. 6 Личностные и метапредметные результаты прописываются в программе внеурочной деятельности. 7. Пакет диагностических методик для программы желателен.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности 1.Патриотизм, гражданственность -9 программ «МЫ – РОССИЯНЕ»,Я- юный гражданин России» 2.Нравственность,психология, этикет – 10 программ «По ступенькам нравственной лестницы» 3.Краеведение - 5 программ «Мой любимый город», « Изучаем родной край»-

Рекомендации: Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности 1.Программа внеурочной деятельности на основе факультативного курса «Введение в народоведение» М.Ю Новицкой: 1 класс – Зачин – дело красит. 2 класс – Человек и природа в народной культуре (сюжет года – Вслед за солнышком живем!). 3 класс – Человек и семья в народной культуре (сюжет года – Жизнь дана на добрые дела). 4 класс – Человек и родная земля в народной культуре (сюжет года – «Велика русская земля, а везде солнышко».

Рекомендации: Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности

Социальное направление внеурочной деятельности 1.Проектная деятельность, общественно – полезная деятельность - 7 программ «Проектная деятельность», «Класс- музей» - 2.Профессиональная ориентация- 3 программы «Мир профессий» 3.Взаимосвязь с инспекторами дорожного движения - 7 программ «Перекресток», «Дорожная азбука»

Социальное направление Достижение воспитательных результатов в социально преобразующей деятельности. 1 уровня – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни обеспечиваются формой социальной пробы – концерт для ветеранов, субботник в парке, сбор вещей для малоимущих семей, карнавал для воспитанников детского дома, выпуск газеты для жителей района города или села, экологическая экспедиция по очистке водоема, проведение фестиваля уличных видов спорта и т. д.; 2 уровня – обеспечивается такой формой как коллективное творческое дело (КТД); 3 уровня - обеспечивается такой формой как социально – образовательный проект.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности 1.Интегрированнные, комплексные - 6 программ «Умники и умницы», «Эрудит» 2.Математика, информатика - 13 программ «Путешествие в мир математики», «Информатика в играх и задачах» 3. Шахматы - 4 программы «Белая ладья», « Шахматы для малышей» 4.Исследовательская деятельность – 7 программ «Я исследователь», «Первые шаги в науку» 5.Рус. язык, иностран. язык, развит. речи- 15 программ «Страна грамотеев», «Занимат. игры на нем языке» 6.Экология – 4 программы «Зеленая планета», «Юный друг природы»

Общекультурное направление внеурочной деятельности 1.Музыкальное искусство – 12 программ «Веселые нотки», «Юный музыкант» 2.Хореография – 6 программ «Волшебный мир танца», « Хореография» 3.Театральное искусство – 13 программ « Мир театра», «Театральная мастерская», «Жест» 4.Изобразительное искусство – 7 программ «Разноцветная палитра», «Изостудия» 5.Ручное творчество – 14 программ «Фабрика мягкой игрушки», «Умелый гном» 6. Комплексные, интегрированные – 3 программы «Радуга творческих дел»

Рекомендации: Общекультурное направление внеурочной деятельности Программа: Театральная студия «Маленькая страна» (1-4 класс) ТемаТеоретические (час) Практические (час) 1.Основы театральной культуры 22 2.Культура и техника речи 25 3.Театральная игра -3 4.Ритмопластика 13 5.Работа над спектаклем Мастерская куклы 15

Примерная (типовая) программа Рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задает некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности).

Модифицированная (адаптированная) программа Это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, написанная другим автором, но измененная с учетом особенностей ОУ, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности, индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Модифицированная программа должна обсуждаться на педсовете и утверждаться руководителем образовательного учреждения.

Авторская программа Это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственный подход автора к традиционным темам. Претендент на авторство должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подхода других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

Разделы программы внеурочной деятельности титульный лист; пояснительная записка; тематический план; краткое содержание занятий по темам с планируемыми результатами, включая УУД; методическое обеспечение программы; список литературы.

Титульный лист 1. Полное наименование образовательного учреждения. 2. Где, когда и кем утверждена данная образовательная программа Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов, протокол __ от «___» 20____г. Руководитель МО_________ Согласовано «_»_____20____г. Зам. директора по УВР__________ Утверждаю. «__»______20____г. Директор _________ 3 Программа внеурочной деятельности Полное название программы.(если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием). Указать, какая программа (типовая, модифицированная, авторская) и автора. (Указать направление внеурочной деятельности) 4.Возраст детей, на которых программа рассчитана. 5.Срок реализации программы. 6. Ф. И. О. и должность составителя (составителей). 7. Название города. 8.Год разработки программы.

Ошибки в составлении титульного листа Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп» (декоративно – прикладное творчество) Направление: художественно –эстетическое 1 класс Возраст обучающихся – 7-8 лет Срок реализации – 1 год Количество часов - 66

Ошибки в составлении титульного листа Рабочая программа по внеклассной работе «Бумагопластика»

Ошибки в составлении титульного листа Программа Творческого кружка «Умелый гном» Дополнительная образовательная программа «Литературная гостиная»

Пояснительная записка Четко и ясно сформулировать цель и задачи, а также указать новизну данной программы, актуальность, ее отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские "изюминки", которые и делают данную программу оригинальной, самобытной для данного образовательного учреждения. Цель образовательной программы – это, образно говоря, ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат. Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель. Общая целевая ориентация программы неизбежно должна учитывать развитие ребенка, его потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков и сформированных универсальных учебных действий. Характеризовать ожидаемые результаты при реализации данной программы.

Тематический план Тематический план программы выполняется в табличном виде. Тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических, аудиторных и внеаудиторных), отведенных на каждый раздел и каждую тему. Между тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.

Содержание занятий по темам Необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретического и практического занятия. Если занятие теоретическое - какие знания получат дети, а если практическое – какие навыки и умения приобретут и отработают школьники в ходе занятия. Важно запланировать результаты по каждой теме ( например участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, концертах, конференциях, экспедициях, походах, защите творческих работ и т. п.) и формируемые универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Методическое обеспечение программы Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) программы, Описание приемов и методов проведения занятий. Дидактическое и техническое оснащение, необходимое для реализации программы. Формы подведения итогов по основным разделам.

Список литературы 1.Фамилия и инициалы автора 2. Полное название работы 3. Место издания 4.Издательство ( если оно вам известно ) 5.Год издания. ( Москва и Санкт­ - Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью ). 6 Желательно разделить литературу на несколько разделов: для педагогов; для обучающихся; для родителей ( если это предусмотрено особенностями программы ).

Приложения Для каждой образовательной программы важно разрабатывать свой пакет диагностических методик.

Четыре этапа формирования любого предметного умения и универсального учебного действия (Л.Г. Перерсон) 1.При изучении предметов на уроках и во внеурочной деятельности у уч-ся формируется первичный опыт осваивания УУД. 2.Основываясь на имеющемся опыте, уч-ся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД. 3.Далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин и во внеурочной деятельности, происходит самоконтроль и коррекция. 4. В завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) Надпредметный курс «Мир деятельности»

Надпредметный курс «Мир деятельности» ( в рамках ОС НОО «Перспектива»)

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех содержательно- методических линий 1. Организационно-рефлексивная Основная цель: знакомство с шагами учебной деятельности 2. Коммуникативная: Основная цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции 3. Познавательная: Основная цель: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов 4. Ценностная: Основная цель: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни

С-31 Тема урокаКласс 1.Учимся дружно. Правила работы в группе1 2.Я – автор, я – понимающий2 3.Работаем вместе: автор и критик3 4.Что такое сотрудничество?4 ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИНИИ

Как сформировать УУД Первичный опыт УУД Надпредметный курс «Мир деятельности (МИД)» Уроки в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон и занятия внеурочной деятелности Тренинг, самоконтроль, коррекция Контроль Мотивация и знание УУД