С чего начиналась каменная живопись Анализ теорий и гипотез возникновения искусства. История открытия памятников Основные черты сознания и мышления Миф.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Первобытная культура Зарождение первобытной культуры Периодизация Достижения материальной культуры Первые религиозные представления Особенности первобытного.
Advertisements

ПАЛЕОЛИТНЕОЛИТЭНЕОЛИТ БРОНЗОВЫЙ ВЕКЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных, в том.
Зарождение первобытной культуры По данным науки (этнографии, истории, антропологии), Современный человек как субъект культуры формируется примерно в период.
Первобытная эпоха это наибольший период в истории человечества от возникновения человека и до появления государственности. мезолит неолит энеолит (ранний.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 8 класс) по теме: презентация "Искусство Древнего мира"
МХК. Слайд-шоу. МХК. Слайд-шоу. Разработала Манаева В.Г. Первые художники земли.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ. 1.ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРНОЙ ЖИВОПИСИ 2.ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ РИСУНКОВ 3.РИСУНОК И МАГИЧЕСКИЙ РИТУАЛ 4.ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ 5.ДРЕВНИЕ.
Коробковой О.Е. Авторская разработка учителя истории ГБОУ лицея507 Коробковой О.Е.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ. Появление новых орудий труда было связано с... Древние люди охотились на... Появление лука и стрел было связано с...
Истоки архитектуры. Истоки архитектуры и строительного искусства начинаются с того времени. когда древние люди стали строить искусственные сооружения.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ.. Выберите правильный ответ- Появление новых орудий труда было связано с... Появление лука и стрел было связано с...
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ. План урока. 1. ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРНОЙ ЖИВОПИСИ. 2. ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ РИСУНКОВ. 3. РИСУНОК И МАГИЧЕСКИЙ РИТУАЛ. 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ.
Религия в жизни первобытного человека и искусство Презентация выполнена учителем ГБОУ ЦО109 Мироновой Н.К.
Аттестуемый педагог ( ФИО ): Егубова Ада Юрьевна Предмет : Основы православной культуры Класс : 3.
МЕГАЛИТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА. Мегалиты ( греч. μέγας большой, λίθος камень) - доисторические сооружения из больших блоков.
Единство мира человека и мира природы. план Космически-природная картина мира Космически-природная картина мира Зооморфные и антропоморфные мифологические.
РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ Преподаватель истории Косарева Ирина Александровна МОУ Дивеевская СОШ С. Дивеево Нижегородской области.
ПЕРВЫЕ ХУДОЖНИКИ ЗЕМЛИ. ЦЕЛИ: Формирование представлений о понятии «первобытная культура». Расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит,
Первые художники Земли Выполнила: ученица 10класса МОУ СОШ 14 Чекундинского сельского поселения Журавлева Лариса.
Древнейшие сооружения человечества.
Транксрипт:

С чего начиналась каменная живопись Анализ теорий и гипотез возникновения искусства. История открытия памятников Основные черты сознания и мышления Миф и обрядовые формы деятельности

Почему первобытный человек обратился к творческой деятельности? Сравнивая историю развития человечества с этапами жизни человека (этот период сравнивают с детством человечества) можно сформулировать основные теории возникновения искусства: - религиозная (связанная с появлением мистического страха), - теория игры (проигрывание основных ситуаций охоты и других видов деятельности), - теория художественного инстинкта, - теория подражания

В 1878 году на Всемирной выставке в Париже испанский сеньор Марселино де Саутуола увидел орудия первобытного человека. Саутуола вспомнил о том. Что несколько лет назад его слуги на охоте обнаружили большую подземную пещеру близ селения Альтамира. Он решил заняться раскопками в этой пещере. Сначала раскопки не дали результатов. Но в 1879 году были обнаружены каменные орудия. Ободренный успехом, Саутуола продолжил поиски. Однажды пятилетняя дочь Мария попросила отца взять ее с собой. В низком коридоре она увидела на потолке изображения красных быков. Она позвала отца, и тот был поражен, почувствовав на себе полный ужаса взгляд быка. Картины казались совсем свежими. Археологи заинтересовались открытиями Саутуолы, но это был короткий период успеха. Даже сам король Испании спустился в пещеру. Прошло несколько месяцев, и картина резко изменилась. Саутуолу перестали приглашать на конгрессы и конференции, его открытие объявили подделкой. О нем же распустили слух. Что он безумен. Покрытый позором он умер в одиночестве. Дочери Саутуолы Марии пришлось потратить большую часть жизни на то, чтобы вернуть доброе имя своего отца.

пещера Ляско Совершенно уникальна пещера Ляско, открытая в 1940 году, когда история наскального искусства длилась уже более полувека (первые пещерные росписи были обнаружены в 1864 году французским палеонтологом Ф. Гарригу). Пещера Ляско, названная «Сикстинской капеллой доисторической живописи» находится недалеко от небольшого городка Монтиньяк на юге Франции. Возраст росписей составляет от 9 до 17 тысяч лет. ( Подробный рассказ об открытии пещеры в книге Л.Любимова «Искусство Древнего мира»)

пещера Ляско Пещерный комплекс включает следующие помещения: Главный зал- зал Быков, где красной, черной и желтой краской нарисованы гигантские быки, лошади и олени. Осевой проход - где среди небольших фигур лошадей нарисована красной краской группа коров, представляющая поразительное зрелище на светло-палевом фоне потолка. Названная историками Апсида (небольшое округлое помещение)- ее стены почти сплошь покрыты древними росписями, к сожалению, плохо сохранившимися. Здесь многочисленные изображения быков, бизонов. Зубров и лошадей. В глубине апсиды находится естественный колодец глубиной около 6 метров. На его стенах заметны следы гравировок. Почти у дна колодца расположена уникальная композиция, изображающая сцену, участниками которой являются раненый бизон, убитый человек с птичьим клювом, стилизованная птица на длинном шесте и уходящий с места трагедии носорог. Так называемы Неф- высокое и узкое помещение. Среди множества изображений (длинноногие козлы, лошади, коровы) выделяется фриз из голов оленей. Львиный зал- маленький зал с многочисленными гравировками, пробраться в который из Нефа можно только на четвереньках. Несмотря на свою многочисленность, росписи пещеры Ляско в целом составляют удивительное единство. Их характерные черты- динамичность силуэтов, многоцветность живописи, плоскостность изображений.

Альтамира Пещера Альтамира наряду с Ляско – самое величественное достижение древнего искусства. Но стили этих пещер различны. Для изображений Ляско типичен плоскостно- живописный стиль, в то время как наиболее примечательную особенность бизонов Альтамира составляет исключительное мастерство точной и жесткой моделировки.

С чего начиналась каменная скульптура Анализ теорий и гипотез возникновения искусства. История открытия памятников Основные черты сознания и мышления Миф и обрядовые формы деятельности

Если героем палеолитической живописи стало животное, то основным образом палеолитической скульптуры был человек. Каменные и деревянные идолы, небольшие жестокие и страшные мужские фигурки, маски вот традиционный набор произведений палеолитического скульптора. При этом практически везде подчеркнуты половые признаки (сильно увеличенная грудь, таз, фаллос), либо вся скульптура приобретает фаллический характер. И опять, не сама маленькая статуэтка или большой идол, но силы в нем заключенные, более всего волновали человека мужская или женская сила продолжения рода, охранная сила идола.

С чего начиналась каменная архитектура Анализ теорий и гипотез возникновения искусства. История открытия памятников Основные черты сознания и мышления Миф и обрядовые формы деятельности

Мегалиты – это весьма обширное понятие, объединяющее под собой самые различные объекты, построенные из больших или даже гигантских камней. Назначение их по сей день ясно не вполне, или же неясно вовсе; технология, по которой они строились, также не ясна; кто были строители - загадка и т.д. и т.п. Короче говоря, весь этот конгломерат разнородных проблем был назван Проблемой Мегалитической культуры.

Существует три типа мегалитических сооружений: Менгир (бретонск. menhir, от men камень и hir длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. Дольмен (в переводе с бретонского - tol - стол, men - камень). Сооружение, в конструкции которого присутствуют ярко выраженные несомые и несущие части. Простейший дольмен- два вертикально поставленных необработанных камня, перекрытых третьим. Кромлех - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь, иногда существует самостоятельно и состоит из нескольких концентрических окружностей

Менгир (бретонск. menhir, от men камень и hir длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. Менгиры достигают высоты 45 м и более (крупнейший Менгир высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции).

Иногда менгиры составляют длинные аллеи (Аллея менгиров в Карнаке, Бретань) или расположены по кольцу (Кромлех). Менгиры бывают как едва обтесанными камнями, так и выполненными в виде монументальной скульптуры (Армения, вишапы). Они редко связаны с погребениями, выполняя, как правило, самостоятельную функцию, например, обозначали место, где проходили определенные ритуалды. Больше всего менгиров обнаружено в Северо-Западной Европе, встречаются также в Азии и Африке. На территории России менгиры распространены в ряде районов Сибири и Кавказа.

Камни, небо и тишина – это и есть остров Пасхи. Об острове Пасхи знают все. Затеянный в просторах Тихого океана клочок вулканической суши был открыт 6 апреля 1722 года голландцем адмиралом Я. Роггевеном. Адмирал и его люди пробыли на острове всего сутки.

Камни, небо и тишина – это и есть остров Пасхи. Более 200 каменных платформ высотой до 3 и длиной до несколько десятков метров возвышаются на острове, занимая практически все побережье. Эти каменные алтари делятся на аху, на которых стояли статуи, и аху без статуй. Первых насчитывается 114. Они отличаются от остальных большими размерами, более строгими формами и более качественным изготовлением. Самые совершенные из них – аху Винапу и аху Тангарики, которые перестроены из старых святилищ Раннего периода и представляют собой высокую стену из мегалитов неодинаковой формы, подогнанных друг к другу с поразительной точностью.

Поначалу пришедший сюда видит просто поросший травами откос и черно- серые скалы. Некоторое время спустя он обнаруживает, что изрезанные выемками скалы, через которые он все это время карабкается, не просто скалы и что он сейчас, например, стоит на чьей-то обширной впалой груди, а неподалеку в зарослях папоротника виднеется всплывающий из толщи камня характерный профиль с характерным носом и плотно поджатыми тонкими губами. Постепенно исследователь начинает различать окружающие формы и чувствовать себя мышонком, который решил прогуляться по пустому дому и был застигнут невесть откуда появившимися хозяевами.

Менгиры

Кромлех Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан). На маленьком островке Эр Ланник (Er Lannic), в заливе Морбиана, располагается "двойной кромлех" (в форме двух соприкасающихся кругов).

Кромлех Кромлех - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь, иногда существует самостоятельно и состоит из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный кромлех находиться в Англии около Стоунхенджа.

СтоунХэндж - гигантская каменная обсерватория времен неолита

Каменное кольцо в Рол-Райт

Каменное кольцо в Шотландии

«Колеса», Скорей всего, являются обсерваторией. На сегодня это уже ясно, поскольку удалось найти особые элементы и перемычки на кольцах, которые задают направления на точки восхода солнца в моменты зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий с точностью до 1 градуса. Интересно отметить, что «духами», построившими колеса (на иврите - рафаим), в Израиле называют некий народ, живший на этой земле до Авраама, и не оставивший после себя практически никаких следов. В связи с этим, все, что в археологии непонятно, неидентифицировано и по времени совпадает с ранней бронзой, автоматически относят к рафаим.

Дольмен (в переводе с бретонского - tol - стол, men - камень). Сооружение, в конструкции которого присутствуют ярко выраженные несомые и несущие части. Простейший дольмен- два вертикально поставленных необработанных камня, перекрытых третьим.

Дольмены бывают самые различные. Во Франции, например, на побережье Черного моря, в некоторых других местах, существуют просто гигантские сооружения такого типа, сложенные из плит весом 200 тонн и более. Бывают дольмены боле скромные, сложенные из камней весом от тонны до нескольких.

ДОЛЬМЕН в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Вес верхней каменной плиты часто достигает нескольких десятков тонн, размеры - до десятка метров. Назначение и способ возведения достоверно не известны. Среди гипотез встречаются и определения дольменов и как мест для жертвоприношений, и как антенн для приема телепатических мыслесигналов из космоса. Распространены эти сооружения в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки, на Кавказе и в Крыму, часто в районах месторасположения дольменов отмечаются случаи появления НЛО и иных аномальных явлений.

Большой дольмен в Германии

Большой дольмен в Португалии

О возрасте этих сооружений можно сказать следующее. Самый старый дольмен, сведения о котором мне удалось обнаружить, был построен примерно 6000 лет назад и находится в Ирландии. Самый "молодой" относится к периоду среднего бронзового века, т.е. построен около 3000 лет назад, и находится в Италии. Интересно, что 3000 лет назад было время расцвета средиземноморской культуры. В исторический период начала утрачивать свое могущество Ассирия, и, напротив - бурно развивалась торговля между Египтом, Финикией, Грецией. В это время стали появляться многие философские и литературные памятники, в Индии уже написаны веды, появились труды на греческом. И при этом нигде нет ни слова о таинственных строителях, возводивших свои сооружения на протяжении минимум 3000 лет по всему свету, от Кореи до Португалии!

Впрочем, так ли уж и отсутствуют свидетельства? Вспомним английские саги и эпосы, повествующие о сидах – народце холмов, которые выходят лишь в темное время суток, и строят любое сооружение от заката до рассвета. Вспомним о фольклоре Таити и островов Полинезии, где можно встретить множество сказок и преданий о карликах минехуне, которые живут в море, и выходят оттуда лишь ночью, потому что свет солнца превращает их в камень. Минехуне – прекрасные строители и любую работу успевают сделать за ночь. Они уродливые, но добродушные. Уместно также вспомнить предание индейцев Майя, о том, как была построена пирамида Солнца. Дело в том, что пирамида должна была быть настолько большой, что индейцам-строителям такая работа оказалась не по плечу. Тогда жрецы пошли к колдунье, которая жила в лесу, и та, своими чарами вызвала из моря уродливого карлика, который выстроил пирамиду за ночь.

Дольмены Наиболее совершенный вид дольмена состоит из четырех хорошо обтесанных плит, образующих в плане четырехугольник. Сверху стены перекрыты еще одной плитой в несколько тонн весом. Древнее (в основном 3-2-е тысячелетие до нашей эры) погребальное сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Америки, в СНГ - на Кавказе и в Крыму.

Так выглядят "Колеса Духов" с высоты 50 м

Так выглядят "Колеса Духов" в непосредственной близости

"Колеса Духов" - это весьма странное сооружение, представляющее собой три концентрических каменных кольца. Диаметр внешнего кольца 156м. Средняя высота каменного вала 2-3м. Высота центральной горки около 7м. Общий объем строительного камня (базальт), использованного в "Колесах" м3, общий вес т. Внутри центральной горки находится "комната", предназначение которой непонятно.

Кто были те загадочные строители? Зачем они прилагали столь неимоверные (по нашим меркам) усилия, чтобы построить бессмысленные (по нашим понятиям) сооружения? Сиды, минехуне и рафаим - это один и тот же народ, или же разные, но объединенные общей идеей? Ни на один вопрос сегодня нет ответа. Но, по- моему, очевидно то, что те странные люди настолько отличались от нас, что сегодня, в нашем с вами языке, в нашей логике и нашей философии вообще отсутствуют понятия, способные описать смысл их деятельности. А если это действительно так, то отныне и навеки все, что нам остается – это множество разбросанных по всему свету странных каменных сооружений, именуемых мегалиты, и неразгаданная тайна.

"В 1960 году было решено перевезти из Эшери какой-нибудь дольмен в Сухуми - во двор абхазского музея. Выбрали самый маленький и подвели к нему подъемный кран. Как не закрепляли петли стального троса к покровной плите, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не под силу. Ровно год крыша лежала в Эшери, дожидаясь, когда в Сухуми прибудет механизм помощнее. В 1961 году с помощью более мощного крана все камни погрузили на автомашину. Но главное было впереди: собрать домик заново. Реконструкция была осуществлена лишь частично. Крышу опустили на четыре стены, но развернуть ее так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, так и не смогли. В древности плиты были пригнаны друг к другу настолько, что клинок ножа между ними не пролезал. Теперь тут остался большой зазор".

Камни, небо и тишина – это и есть остров Пасхи. Интерес к дольменам в последние годы связан в первую очередь с выходом книг Владимира Мегре, посвященных Анастасие. В этих книгах упоминаются дольмены как места с благоприятной энергией, посетив которые можно восстановить здоровье, получить ответы на сокровенные вопросы, войти в контакт с умершими родственниками.

Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений,обрядов и ритуалов. Анимистические представления о природе души предопределили отношенияпервобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia –волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья. Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил.

Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche –талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу. Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии.

Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль игралопоклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарюодушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила.Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, исоответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себяименем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от егоумерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем –его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом иопределенными растениями или животными (реже – явлениями природы). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая. возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками

Тест 1. Назовите последовательно основные историко-археологические периоды культуры пер­вобытного общества: а) неолит; б) мезолит; в) верхний палео­ лит; г) энеолит; д) средний палеолит.

Тест 2. К какому периоду культуры первобытного общества относится усовершенствование техники обработки камня (сверление и полирование), создание керамических изде­лий, начало ткацкого производства, выделе­ние скотоводческих племен первое обще­ственное разделение труда: а) мезолит; б) неолит; в) энеолит.

Тест 3. Как называется вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов: а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия?

Тест 4. В конце неолита (64 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные со­оружения погребального, культового предназначения. Выберите правильный ответ: а) пирамиды; б) дольмены; в) зиккураты; г) мастабы.

Тест 5. В каком периоде первобытное общество на­ чинает использовать металл для изготовле­ ния орудий труда, оружия и ритуальных предметов? Что это за металл? Выберите правильный ответ: а) неолит, б) палеолит, в) энеолит, г) мезолит; а) бронза, б) железо, в) медь.

Задача 1. Определите хронологические рамки основных этапов развития культуры древнего мира. Первобытная культура Культура древневосточных цивилизаций Античная культура

Какие из вышеперечисленных культурных ценностей можно отнести: к первобытной морали; к первобытной религии; к первобытному искусству. а) представления о кровнородственной связи между родом и священным животным; б) вера в существование души у каждой вещи; в) система табу; г) признание сверхъестественной силы неодушев­ленных предметов; д) ритуальный танец; е) объекты поклонения (тотемы, фетиши, предки, старейшины); ж) формы мифологи­ческого творчества; з) колдовство; и) обрядовое действо; к) наскальные изображения.

Назовите три самые известные пещеры с наскальной живописью