Колокол Работу выполнила: Углицкая Таисия, ученица 5б класса лицея 590 Научный руководитель: Цхварадзе Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отгадайте загадки Кричит без языка, Поет без горла, Радует и бедует, А сердце не чует. У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо?
Advertisements

История колоколов Колокола на Руси Колокол-голос Родины.
Колокольный звон на Руси. Модест Петрович Мусоргский "Рассвет на Москва-реке", вступление к опере "Хованщина".
Из земли взяли, на огне грели, Опять в землю положили; А как вынули - стали бить, Чтобы мог говорить.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 15 городской округ Орехово-Зуево Московской области Россия Проект-исследование «КОЛОКОЛА РОССИИ»
Учитель математики СОШ 3 г. Тутаева Писклина О.С. апрель 2011.
Колокольный звон – культурное наследие России.. Поют сегодня над Москвой колокола. Возрождается из небытия Россия !!!
Презентация работы : Голос колокола в судьбе русского народа Выполнил: ученик 4 «А» класса школы 1384 Волянский Фёдор Руководитель: Романычева Мальвина.
Урок музыки в 6 классе Прыткова Лариса Александровна учитель музыки высшей категории МБОУ СОШ 45 г. Челябинска.
Королева С.В. Среди многих тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать темой.Эта тема связана с той частью человеческого существа,
Колокольные звоны Цель : познакомить учащихся с искусством колокольных звонов, важным и художественно своеобразным видом национального культурного наследия.
Тема реферата: Происхождение фразеологизмов в русском языке Тема реферата: Происхождение фразеологизмов в русском языке Автор: Никитина Анастасия Евгеньевна,
Как определить тему текста? Как определить идею текста? Тема определяется различными способами: по началу текста; по началу текста; по ключевым словам;
Ирина Викторовна Балыбердина Урок музыки в 8 классе по теме: «Колокольный звон на Руси»
Презентация к уроку по музыке (2 класс) по теме: Великий колокольный звон
Тема урока:. Колокол – от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша».
Из земли взяли, на огне грели, Опять в землю положили; А как вынули стали бить, Чтобы мог говорить Чтобы мог говорить.
НАСТРОЕНИЕ КАРТИНЫ И МУЗЫКИ. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно…
Храм- это дом, посвященный Богу. Храм- это общей молитвы зов. Храм – это свечи, кресты и иконы. Храм- это светлая песнь веков. (А.Лотин) « ПРАВОСЛАВНЫЙ.
Транксрипт:

Колокол Работу выполнила: Углицкая Таисия, ученица 5б класса лицея 590 Научный руководитель: Цхварадзе Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы

Оглавление Введение Основная часть Глава 1. Слово «колокол» в лингвистических словарях русского языка 1.1. Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль 1.2. Этимологический словарь русского языка. М.Р. Фасмер 1.3. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. 1.4.Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов Малый академический словарь. Евгеньева А.П

Глава 2. Колокол. Его функции и роль в жизни человека 2.1. Колокол – один из древнейших музыкальных инструментов 2.2. Колокол как живое существо 2.3.История фразеологизма «Пробил последний час» 2.4. История фразеологизма «Серебряный звон» 2.5. История фразеологизма «Малиновый звон» 2.6. Колокол – один из любимейших образов русского фольклора 2.7. Функции колоколов 2.8. Колокола и колокольные звоны в искусстве 2.9.Колокольный звон в медицине 3. Разнообразие колокольчиков

Лексикографический портрет словаколокол Издавна колокольный звон был неотъемлемой частью жизни людей. То радостный праздничный благовест, то тревожный, сеющий смуту и ужас набат, то тягостный похоронный звон, то спасительный во время непогоды. Люди не просто различали голоса колоколов, их одушевляли, давали им имена и даже применяли человеческие наказания. Известны случаи, когда колоколам вырывали язык, секли и отправляли в ссылку.

Колокол - какое,оказывается, интересное слово. Хочется познакомиться с ним поближе, узнать о нём: какова история этого слова, его происхождение, каково его лексическое значение. Для этого обратимся к различным лингвистическим словарям.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ Словари, описывающие единицы языка, приводящие их значения, употребление, происхождение, грамматическую характеристику и произношение.

Словарь Даля Валдайские колокольчики Дверной колокольчик Цветок

Словарь Фасмера Колокол - ко́локол укр. ко́локiл, род. п. ко́локолу, цслав. клаколъ, полаб. kluоküöl – то же. Праслав. *kolkolъ, вероятно, родственно лит. kañkalas (из *kalkalas), далее др.-инд. kаlаkаlаs "беспорядочные крики, шум", греч. καλ ω "зову", лат. саlārе "созывать, восклицать", греч. κ λαδος "шум", д.-в.-н. hellan "звучать"; см. Бернекер 1, 547; Сольмсен, РВВ 27, 364 и сл.; Эндзелин, СБЭ 196; Мейе–Эрну 156 и сл. С другой стороны, носовой согласный лит. слова соответствует др.-инд. kan ̇ kaṇas, -аm "обруч, кольцеобразное украшение", kan ̇ kaṇī – то же, а также лит. kañklys, kañkle ̇ s "гусли", kañklai; см. Гуйер, LF 35, 220 и сл.; Мейе, Ét Русск. ко́локол "головной убор странника" (в былинах), возм., сблизилось с этим словом только в результате народн. этимологии и продолжает ср.-греч. κουκο λλι(ον); ср. Фасмер, Сб. Потанину 45 и сл. Ср. также шля́пка земли́ гре́ческой.

Словарь Ушакова Массивное изделие из медного сплава в форме неправильного усеченного конуса, полое внутри, производящее громкий звук.

Словарь Ожегова КОЛОКОЛ, -а,мн. -а, -ов,м. 1. Отлитый из медного сплава полый конус с языком издающий громкий звон. 2. мн. Ударный музыкальный инструмент - набор колоколов разной величины.

Малый академический словарь. Евгеньева А.П. 1.Металлическое изделие в виде полого усеченного конуса с подвешенным внутри него для звона стержнем- языком. 2.Предмет подобной формы, используемый для разных технических целей. Водолазный колокол. Водолазный колокол

Колокол – один из древнейших музыкальных инструментов Самые древние колокольчики были обнаружены в Китае. Датируются они примерно XXII XVIII вв. до н. э. В Европе родиной колоколов считается итальянский город Нола в провинции Кампана, а их создателем называют епископа святого Понтия Мирония Павлина Милостивого ( гг.). Первое упоминание о колоколах у восточных славян встречается в третьей Новгородской летописи XI в. Всеобщее же распространение колоколов на Руси начинается в послемонгольский период, и особенно с XVI в.

Колокол как живое существо Традиция давать колоколам имена связана с отношением к ним как к живым существам. Поначалу имена были связаны с назначением колоколов: "Вечевой", "Набатный", "Благовестник", "Путевой", "Осадный" и т. п. Очень часто имена были связаны с какой-либо особенностью звучания колокола, формы или веса. Колокола с неровным и дребезжащим звуком называли "Козел" или "Баран"; с сильным и звучным тоном "Лебедь"; ревущие "Медведь"; с мягким и приятным звуком "Красный". Имена давались по названию места происхождения колокола; праздника, во время которого он звучал; службы, к которой звонил. Колокол могли назвать по имени ангела, святого человека, христианской святыни, в память о человеке, на чьи средства он был отлит. Отношение к колоколу как к живому существу нашло свое отражение и в названиях, которые давались его частям. У колокола, как и у человека, есть свои тело, голова, плечи, шея, уши, губа, язык. Есть рубашка, колпак, есть свой шаг. Колокол Баран Колокол Медведь

История фразеологизма «Пробил последний час» В различных культурах с помощью колокола либо устанавливали контакт с высшими силами, либо разгоняли злых духов и демонов. В православии каждому празднику или посту соответствует свой перезвон, своя колокольная музыка. В буддийской традиции колокольным звоном тоже созывают на молитву. В средневековой Европе колокол возвещал о течении времени и сопровождал похороны. Именно тогда возникло выражение «Пробил последний час». Буддийский колокол Православный колоколСредневековый колокольчик

История фразеологизма «Серебряный звон» Серебряный звон. Этот фразеологизм имеет свою историю. Зачастую колокольный звон ассоциировался с Божьим гласом, поэтому, отливая его, важно было добиться мелодичного и долгого звучания. Неудивительно, что у многих народов было принято при отливании колоколов в сплав обязательно добавлять серебро для того, чтобы придать колоколу « серебристости» в голосе. В Древней Руси тоже считали, что в сплав надо добавлять серебро. И такие колокола существовали. На сплавы для колоколов в старину собирали серебряные монеты, ложки, украшения. Серебряные колокола

История фразеологизма «Малиновый звон». Этимологический анализ данного выражения дает две версии его происхождения. Согласно основной версии произошло оно от наименования старинного фламандского города Мехелен, который на французском языке звучит, как Malines, то есть Малин. Именно здесь в средневековые времена создали наиболее подходящий сплав для отливки колоколов. Так, на Руси переливающийся, мелодичный звон колоколов стал называться «малиновым», то есть мягким по тембру, приятным на слух. По другим версиям этимологи больше склоняются к языковому происхождению выражения (малиновый – значит, красивый, красный) и синестезии, так называемому «цветному слуху». Также выражение могло пойти из фольклора, ведь колокола звонили на Руси в рассветное и закатное время, когда небосвод горел малиновыми красками.

Колокол – один из любимейших образов русского фольклора Колокола стали для русского человека одним из любимейших образов песен, сказок, преданий, поговорок и загадок. Вот некоторые из них: Пришло счастье, хоть в колокол звони! Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает. Звони поп в колокола, чтобы попадья не спала. Дан попу колокол, хоть звони, хоть об угол колоти! Поп за колокол, а мы за ковш. Про глухого попа не разбить колокола. У царя колокол на всю Русь. (так говорили о рекрутском наборе) Вести-то пустили, а колокола не отлили. (о вранье) Язык есть, речей нет, вести подает.(загадка) Кричит без языка, поёт без горла, радует и бедует, а сердце не чует. Из земли взяли, но в огне грели, опять в землю положили, а как вынули – стали бить, чтобы мог говорить. (загадки)

Функции колоколов Колокола и колокольные звоны играли разнообразные роли в общественной жизни, в народной культуре. Издавна колокол возвещал о наступлении времени молитвы и житейской суеты, веселья и скорби, бодрствования и отхода ко сну, времени войны и мира. Как и в старину, в Пасхальную неделю каждый желающий может звонить в колокол. На этот счет сохранилась поговорка: "В светлую седмицу кто не звонарь!" Во многих городах Европы и Руси звук колокола собирал народ на собрания для решения важных и неотложных задач, звон указывал дорогу заблудившимся путникам. Били в колокола, когда случался пожар или иное бедствие. Они созывали воинов, когда вспыхивал мятеж или наступал неприятель, и приветствовали победителей и знатных гостей. Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки. Этой функцией колокола часто пользовались народы, живущие по берегам морей, океанов. Долгое время до сегодняшнего дня колокола активно применялись на железнодорожных станциях, где с их помощью и поныне передают сигналы прибытия/отбытия поезда. Колокольня маяк Пожарный колокол

Ямщицкий (поддужный) колокольчик - символ России. Этот колоколец- миниатюрная копия колокола. «Звону много – веселей дорога!». Для городов-республик прошлого колокола являлись символом их суверенности и государственности. Молчание колокола говорило о потере независимости, было знаком беды и скорби. С XIV в. распространилась традиция ежедневного триединого (утро-полдень-вечер) звона. Колокола задавали ритм жизни городов и деревень: - "Воротный колокол" звучал, когда закрывались ворота; - "Сонный колокол" указывал, что пришло время ложиться спать; - "Трудовой колокол" в Аахене звонил в начале и конце рабочего дня; - под удары "Хлебного колокола" в Турине хозяйки замешивали тесто; - по призыву "Колокола чистоты" жители Бонна выходили из домов подметать мостовую; - звон "Торговки рыбой" в Бове был сигналом к открытию рыбных и других продуктовых лавок;

Колокола и колокольные звоны в искусстве Колокола и звоны являются большой ценностью культурного наследия русского народа. В прошлом они составляли значительное явление в общественной жизни и народной культуре. И доказательство тому - пристальное внимание к ним художников, поэтов, писателей, композиторов… Изображения колоколов и звонниц во множестве сохранились на страницах русских лицевых летописей, житий святых и святоотеческих сочинений. Древняя Русь

19 век Отдельно хочется сказать о творчестве таких художников 19 века, как И.И. Левитан (1) и М.В. Якунчиковой (2). Огромное значение для обоих имел синтез русской природы и православной архитектуры, а колокольный звон они считали лучшим выражением гармонии природы и искусства.. Одной из самых "музыкальных" работ Левитана принято считать картину "Вечерний звон«. Тема колокольного звона была любима не только художниками, но и музыкантами XIX века. Борис Годунов в опере М.П. Мусоргского Китеж-града в опере Н. Римского-Корсакова "Жизнь за царя" М.И. Глинки. «Вечерний звон» «Церковь старой усадьбы в Черемушках»

20 век XX столетие подвергло Российскую культуру невиданным испытаниям. Это нашло отражение и в восприятии колоколов: ярким примером этого является работа художника-футуриста Аристарха Лентулова. В Третьяковской Галерее хранится его изображение "Ивана Великого" в разгар колокольного звона, созданное в 1915 году. Картина выполнена в экспрессивной манере, она поражает противоречивостью настроения: это и праздничный калейдоскоп "лоскутных" пятен - словно материализация звуков кремлевских колоколов, и тревожная изломанность форм - предвестник грядущей катастрофы.

Колокольный звон в медицине Исследования показали, что колокольный звон – это звуковые волны, порождающие определённые вибрации, которые входят в резонанс с нашим организмом и благотворно влияют на него. После прослушивания колокольного звона заметно улучшается состояние людей, страдающих тяжёлыми депрессиями. Кроме того, под воздействием волн происходит изменение состава крови и работы сердечно – сосудистой системы. Более того, в результате опытов выяснилось, что вибрация, которую рождает колокол, очищает окружающее пространство от болезнетворных микроорганизмов. Частота вибрации звона соответствует частоте, на которой работают живые клетки человека, а значит, звучание колокола помогает привести организм в гармоничное, «правильное» состояние. Оказывается колокольный звон лечит не только душу, но и тело!

Заключение Исследование слов «колокол» и «колокольный» звон в различных словарях, в фольклоре, литературе и в других произведениях искусства позволили ответить на ряд поставленных в начале исследования задач: 1. В ходе исследования выявлено, что колокол – это древнейший музыкальный, ритуальный и магический инструмент. 2. Колокола и колокольные звоны являются большой ценностью культурного наследия многих народов, в частности – русского. Это значимое явление в общественной жизни и народной культуре.

3. Анализ словарных статей и различных литературных источников позволил увидеть, что слово «колокол» наряду с основным лексическим значением « металлическое изделие в виде полого усеченного конуса, производящее громкий звук» имеет и ряд других значений: Глас Божий, предмет для «технических целей», растение… Это один из любимых образов поговорок, песен, стихотворений. Это образ, к которому неоднократно обращались художники, композиторы. 4. Анализ современных статей из ресурсов Интернета позволил выявить самые различные функции колокола и колокольного звона. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа.

«Звони, звонарь, в колокола!» Чтоб Истина в сердцах жила, Чтоб совесть мира не угасла, Звони, звонарь, в колокола! И в светлый день, и в час ненастья! Чтоб Словом Божьим человек Был жив, а не единым хлебом, Пусть Отчий зов звучит вовек, Со звонницы под синим небом! Пусть глас, зовущий из небес, Плывет над шумом городским, Как вестник неземных чудес, Звучит над суетным, мирским. Пусть вечный звон очистит нас - В колокола звонарь, звони! Чтоб в сердце пламень не угас Надежды, Веры и Любви! И пусть звонят колокола. Звучат по одному и хором, Зовут на добрые дела Над храмом сельским и собором. Чтоб счастлива была сестра И горе не случилось с братом, Под небом сердце звонаря На всех ветрах стучи набатом!

Разнообразие колокольчиков

Используемая литература 1. Белов А. Когда звонят колокола. - М., Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., «Русский язык» Киселев М.Ф. Мария Васильевна Якунчикова годы. М., Никитин Б. Сергей Рахманинов. Федор Шаляпин. М., Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4 из. доп. М., Петров В.А. Исаак Ильич Левитан. Спб., Русский язык. Энциклопедия. М., «Советская энциклопедия» Розенталь Д.Е. и Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. М., «Просвещение» Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, Толковый словарь современного русского языка: в 4 – х т. / под редакцией Д.Н. Ушакова (перераб. и допол.).М., Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка: в 4 – х т. М., «Астрель АСТ», 2004.

Ресурсы Интернета _ колокола