Учебно-методическое обеспечение правового образования в Российской Федерации Елена Александровна Певцова, д.п.н., д.ю.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Advertisements

К вопросу о формировании ключевых компетенций младших школьников Учитель начальных классов МОУ «СОШ 27 с углубленным изучением отдельных предметов» Филимон.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Стандарты нового поколения Реализация ФГОС НОО и ООО на занятиях по английскому языку Ибятова Л.З.
Формирование гражданственности школьников: аспекты и условия (на примере УМК «Обществознание» ИЦ «Вентана–Граф» и образовательной программы «Омское Прииртышье»)
Требования, предъявляемые к учащимся третьей ступени обучения – старшая школа (10 – 11 классы) Чему и как учить сегодня.
1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Закон РФ "Об.
Гражданское образование в России на современном этапе.
Реализация гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения Факультет повышения квалификации руководителей образовательных.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
Методические рекомендации о внедрении инновационных педагогических технологий в образовательную область «Технология» Автор презентации: учитель.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Родительское собрание Май 2012 г. «Индивидуальный учебный план, как одна из форм профильного обучения»
Роль преподавания общественных дисциплин в формировании гражданского сознания обучающихся.
Транксрипт:

Учебно-методическое обеспечение правового образования в Российской Федерации Елена Александровна Певцова, д.п.н., д.ю.н.

Болонский процесс 25 мая 1998 г. – Декларация гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования (Франция, Сорбоннский университет); 25 мая 1998 г. – Декларация гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования (Франция, Сорбоннский университет); 19 июня 1999 г. – Общее заявление министров образования Европы (Италия, Болонский университет); 19 июня 1999 г. – Общее заявление министров образования Европы (Италия, Болонский университет); 30 марта 2001 г. – Конференция министров образования (Саламанка, Испания); 30 марта 2001 г. – Конференция министров образования (Саламанка, Испания); 19 мая 2001 г. – Встреча министров образования Европы (Прага, Чехия); 19 мая 2001 г. – Встреча министров образования Европы (Прага, Чехия); 19 сентября 2003 г. – Конференция министров образования Европы (Берлин, Германия). 19 сентября 2003 г. – Конференция министров образования Европы (Берлин, Германия).

Болонский процесс В настоящее время в Болонском процессе участвуют 40 государств, в том числе Россия (с 2003 г.) В настоящее время в Болонском процессе участвуют 40 государств, в том числе Россия (с 2003 г.) Болонский процесс должен быть завершен к 2010 году Болонский процесс должен быть завершен к 2010 году

Задачи Болонского процесса 1. Введение двухциклового обучения 2. Введение кредитно-модульной системы учета трудозатрат на обучение 3. Контроль качества обучения независимыми от национальных правительств аккредитационными агентствами 4. Расширение мобильности студентов и преподавателей 5. Обеспечение трудоустройства выпускников 6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования

Нормативное правовое обеспечение правового образования « Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Ст.2 Закона РФ «Об образовании» Ст.2 Закона РФ «Об образовании» «1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: … укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования должно обеспечивать: … формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.» Ст.14 Закона РФ «Об образовании» Ст.14 Закона РФ «Об образовании»

Нормативное правовое обеспечение правового образования …Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. …Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. … Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско- правовой, профессиональной и бытовой культуры. … Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско- правовой, профессиональной и бытовой культуры. … Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). … Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Цель – «готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их» Цель – «готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от г.

Правовое образование «О преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» Право в школе/ 3/2004 Право в школе/ 3/2004

Что такое правовое образование? Под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере. Под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере. Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. «О преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» «О преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

Цель правового образования Правовое образование направлено на «формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере». Правовое образование направлено на «формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере».

Компетентностный подход Стратегией модернизации российского образования в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. В нормативных документах сформулировано, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Ключевые компетенции Когнитивные (познавательные) компетенции Креативные (творческие) компетенции Оргдеятельностные (методологические) компетенции Коммуникативные компетенции Мировоззренческие компетенции Ценностно-смысловые компетенции Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Информационные компетенции Социально-трудовые компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования Компетенции личностного самосовершенствования

Социально-трудовые компетенции Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Подходы к правовому образованию Информационный подход Информационный подход Правозащитный подход Правозащитный подход Профориентационный подход Профориентационный подход Практико-ориентированный подход Практико-ориентированный подход Интегративный подход Интегративный подход Институциональный подход Институциональный подход Этико-правовой подход Этико-правовой подход

Задачи учебника по праву информационная (обеспечивается за счет содержания, ориентированного на потребности современного подростка), информационная (обеспечивается за счет содержания, ориентированного на потребности современного подростка), ценностно-смысловая (позволяет формировать уважение к праву, законам, критически осмысливать свое поведение в обществе), ценностно-смысловая (позволяет формировать уважение к праву, законам, критически осмысливать свое поведение в обществе), общекультурная (позволяет обеспечить включение школьника в современную жизнь, сформировать его общую культуру, составляющей которой выступает правовая культура). общекультурная (позволяет обеспечить включение школьника в современную жизнь, сформировать его общую культуру, составляющей которой выступает правовая культура).

Учебник на уроке права призван: создать условия для успешного обучения учащихся и существенно повысить качество обучения; создать условия для успешного обучения учащихся и существенно повысить качество обучения; активизировать познавательную деятельность школьников, способствующую формированию личности учащихся; активизировать познавательную деятельность школьников, способствующую формированию личности учащихся; повысить образовательную и воспитательную эффективность урока, как основной организационной единицы учебного процесса в средней школе; повысить образовательную и воспитательную эффективность урока, как основной организационной единицы учебного процесса в средней школе; обеспечить реальные возможности для повышения качества обучения и способствовать тем самым, успешности учителя, усилению чувства удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, и как следствие, повышению уважения к учителю со стороны учащихся и их родителей. обеспечить реальные возможности для повышения качества обучения и способствовать тем самым, успешности учителя, усилению чувства удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, и как следствие, повышению уважения к учителю со стороны учащихся и их родителей.

Элективные курсы Предметные элективные курсы Предметные элективные курсы Межпредметные элективные курсы (цель – интеграция знаний учащихся о природе и обществе) Межпредметные элективные курсы (цель – интеграция знаний учащихся о природе и обществе) Элективные курсы по предметам, не входящим в БУП Элективные курсы по предметам, не входящим в БУП

Предметные элективные курсы Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление учебного предмета Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление учебного предмета Элективные спецкурсы, направленные на углубление отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета Элективные спецкурсы, направленные на углубление отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета Прикладные элективные курсы, направленные на знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике Прикладные элективные курсы, направленные на знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике Элективные курсы, посвященные изучению методов познания Элективные курсы, посвященные изучению методов познания Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в БУП, так и не входящего в него Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в БУП, так и не входящего в него