1 The Principles of a Liberal Social Order Friedrich A. Hayek Принципы либерального общественного порядка Фридрих фон Хайек.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гражданское общество и государство Урок 17. План 1. Понятие «гражданское общество». 2. Концепция гражданского общества. 3. Соотношение гражданского общества.
Advertisements

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ДОЛГОВА КСЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ.
Либералы, консерваторы и социалисты.. Причины появления новых идейно- политических течений: Развитие индустриального общества; Старые проблемы и новые,
Современные политические идеологии. Идеология это социальное значение, теоретически оформленная система идей, в которых отражаются интересы определенных.
Экономическая наука как социальный институт 1. Структура лекции 1.Введение 2.Наука как вид знания 3.Знание и либеральный порядок 4.Знание в голографических.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ 1. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей.
Право в системе социальных норм. «Право» в современной науке используется в нескольких значениях: 1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное.
Декларация о правах человека. Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Идея.
Общественно- политические течения XIX века. Консерватизм учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Математические модели Динамические системы. Модели Математическое моделирование процессов отбора2.
1 Понятие «Информация» 1. Информация фундаментальная научная абстракция 2. Информация фундаментальная философская категория. 3. Информация это определенный.
Что такое права человека? Под правами человека обычно понимаются такие права, которые присущи человеку с самого рождения. Понятие прав человека предполагает,
Правовое государство и гражданское общество 1.Правовое государство 2.Гражданское общество.
Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские.
Основные идеологические течения в современном мире Либерализм и неолиберализм МОУ «Майская гимназия» Диденко Светлана Николаевна.
Политическая идеология Теория политики. План лекций 2 1.Идеология как «ложное» сознание. 2.Функции идеологии в общественной и политической жизни. 3.Идеологический.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Транксрипт:

1 The Principles of a Liberal Social Order Friedrich A. Hayek Принципы либерального общественного порядка Фридрих фон Хайек

2 Либерализм «Под «либерализмом» я буду здесь понимать ту концепцию желательного политического порядка, которая была разработана в первую очередь в Англии со времен Старых Вигов в последней части 17 столетия и до времен Гладстона в конце 19-го. Дэвид Юм, Адам Смит, Эдмунд Бёрк и лорд Актон могут считаться ее типичными представителями в Англии».

3

4 Либерализм и «либерализм» «Этот либерализм следует ясно отличать от другого… этот последний взгляд, хотя и начинает с попытки имитировать первую традицию, интерпретирует ее в духе конструктивистского рационализма… и в конце концов вместо призыва к ограничению власти правительства, приходит к идеалу неограниченной власти большинства. Это – традиция Вольтера, Руссо, Кондорсе и Французской революции, которая стала предшественницей современного социализма»

5

6 Либерализм и демократия «Либерализм и демократия, хотя и совместимы, однако не одно и то же. Первый озабочен объемом власти правительства, вторя – тем, кто имеет эту власть. Разницу лучше всего видеть, если рассмотреть их противоположности: противоположностью либерализма является тоталитаризм, в то время как противоположностью демократии является авторитаризм.»

7

8 Философские основы либерализма Следует специально подчеркнуть, что эти две социальные философии… основываются на совершенно разных философских основаниях. Первая основывается на эволюционной интерпретации всех явлений культуры и мысли и на представлении об ограниченности силы человеческого разума. Вторая основывается… на представлении, что все феномены культуры - это продукт сознательного конструирования и на уверенности в том, что возможно и желательно перестроить все существующие институты в соответствии с заранее разработанным планом»

9

10 Либерализм – обобщение опыта в условиях ограничения власти правительства «… либерализм.. – не результат теоретического конструирования, он возник из желания распространить и обобщить полезные результаты, которые неожиданно последовали вследствие ограничений, наложенных на власть правительства, просто по причине недоверия к власть имущим. Только после того, как обнаружилось, что … личная свобода … произвела беспрецедентное материальное благосостояние, были предприняты попытки разработать систематическую теорию либерализма…»

11

12 «Таким образом либерализм происходит из открытия самовоспроизводящегося спонтанного порядка в социальной жизни…, порядка, который сделал возможным использование знаний и умений всех членов общества в гораздо большей степени, чем это было бы возможно при любом порядке, созданном централизованными решениями…»

13

14 Адам Смит и его последователи объяснили… «Пытаясь в явном виде сформулировать принципы порядка, который уже существовал, хотя и только в несовершенном виде, Адам Смит и его последователи разработали основные принципы либерализма с тем, чтобы продемонстрировать желательность его общего применения. При этом они могли предполагать знакомство с концепций общего права и идеями правового государства, которые были малоизвестны за пределами Англосаксонского мира»

15

16 Итак, общая идея либерализма – это: «Центральная идея либерализма – это то, что на основе выполнения универсальных правил справедливого поведения, защищающих известные частные домены индивидов, сам собой формируется спонтанный порядок человеческой деятельности, имеющий намного большую сложность, чем можно было бы организовать н основе специального плана, и что, следовательно, принуждение со стороны правительства должно быть ограничено обеспечением выполнения таких правил, каковы бы ни были другие услуги, которые правительство может одновременно оказывать…»

17

18 Небольшой словарь Order Domain Private Just conduct Universal rules Spontaneous Enforcement Reciprocity Common Law Порядок Домен Частный Справедливое поведение Универсальный Спонтанный Исполнение Взаимность Общее право

19 Частный домен: что это? Жизнь, свобода, собственность (Джон Локк)

20 Спонтанный порядок и «командная» система «Различие между спонтанным порядком, основанным на абстрактных правилах, оставляющих индивидам свободу использовать их знания для достижения их целей, и организацией, основанной на командах – центральное для понимания принципов свободного общества… … спонтанный порядок свободного общества может включать многочисленные организации, однако эти два принципа порядка нельзя смешивать произвольным образом по нашему желанию.»

21 СП позволяет достичь сложной организации общества, при этом он не регулирует детали «… используя его средства регулирования (упорядоченность поведения его членов) мы можем получить порядок на основе гораздо более сложного набора фактов, чем когда-либо можно достичь путем осознанного регулирования,… но в то же время мы ограничиваем нашу власть над деталями этого порядка.»

22 При СП в обществе нет общих целей, он основан на взаимности, а не на общих целях «Не менее важен тот факт, что… спонтанный порядок не имеет цели, также как не требует согласия относительно конкретных результатов, которые должны быть достигнуты… Таким образом, например, рыночный порядок основывается не на общих задачах, а на взаимности, т.е. на примирении различных задач к общей пользе участников. Идея общего благосостояния или общего блага свободного общества не может поэтому быть определена как сумма известных конкретных результатов, а только как абстрактный порядок, который в целом не ориентирован на какие-то конкретные цели, но только дает наилучшие шансы каждому произвольно взятому члену общества использовать свои знания для своих целей.»

23 СП дает возможность людям сосуществовать вне пределов малых групп «Огромное значение спонтанного порядка … основано на том факте, что он распространяет возможность мирного сосуществования людей для их взаимного блага за пределы малых групп, члены которых имеют общие цели или подчинены общему начальнику, и таким образом делает возможным возникновение великого или открытого общества.»

24 Спонтанный порядок предполагает, что функция принуждения со стороны государства сведена только к обеспечению правил справедливого поведения

25

26 Не случайно, что концепция либерального порядка возникла с странах общего права (Common Law), где – как и в Греции и Риме – справедливость рассматривалась как нечто, что должно быть открыто, а не установлено законодателем

27 Существенные черты такой концепции справедливости: Справедливость – это характеристика человеческих поступков, а не состояния дел Несправедливость понимается как нарушение границ частных доменов индивидов Правила справедливого поведения имеют характер запретов, а не предписаний Эти правила могут быть выработаны на основе критерия универсальной применимости

28 Какие понятия не соответствуют принципам либерального общественного порядка? Концепции справедливой цены, заработной платы, распределения доходов Эти концепции – результат антропоморфной интерпретации общества как организма, а не как спонтанного порядка Эти концепции отражают идеал использования правительством принуждения для достижения «позитивных» целей. Это иллюзия, т.к. предполагает согласие общества относительно конкретных целей