От Иржи Грошека Литературное меню. Из официальной биографии писателя "Иржи Грошек - известный чешский литературный критик и кинематографист. Свою работу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Написание сценария как первый этап создания фильма Занятие творческой студии «ЛИПА» Занятие.
Advertisements

Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья - это книги. Книги встречают нас с.
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Очень интересная, захватывающая книга очень интересная, захватывающая книга Дэвид Митчелл «Облачный атлас»: Отзыв Ани Ивановой.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» год.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
«ПРАВИЛА ДВУХ СТИВЕНОВ» или КАК СОЗДАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ и.
Как построена книга Библиотечный урок для учащихся 2 классов.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Практикум Словарная работа 1)Тема: предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (о чем текст?) 2)Главная мысль (идея): основная мысль,
Литература в жанре словаря Попытка обзора современной литературы зав. библиотекой ФМЛ 239 Галкина Т.А.
Первая встречаЖенитьба на Элен Дуэль с Долоховым Вступление в масонство Любовь к Наташе Бородинское поле Встреча с Платоном КаратаевымСчастливая семейная.
Казахский национальный университет имени Аль-Фараби Тема:«Моя любимая книга Р.Р. Толкина «Властелин колец» Выполнила студентка Филологического факультета.
Корабельников Георгий 11 «а». В каком году написано произведение? что обещает мужчина когда провожает даму? Где находится Бунин когда вспоминает эту историю.
Транксрипт:

от Иржи Грошека Литературное меню

Из официальной биографии писателя "Иржи Грошек - известный чешский литературный критик и кинематографист. Свою работу в кино он начал в 1982 году с должности осветителя на студии "Баррандов", но уже в 1988 году получил приз жюри критиков на фестивале в Сан-Себастьяне за короткометражный фильм "Жизнь двенадцати брандмейстеров". В последующие годы Грошек сочетает учебу на Высших сценарных курсах с успешным ведением рекламного бизнеса. Он участвует в ряде международных культурных проектов, в частности, его компания выступала спонсором европейского и российского турне мужского балета "Трокадеро де Монте-Карло". Милый, доверчивый читатель! Не всегда верь тому, что пишется в аннотациях и предисловиях!

Возможно это не Иржи Грошек! Из личного дела писателя Из Семнадцати фактов Факт девятый – « не верьте писателю, все равно он вас обманет ».

Читателю на заметку! По мнению многих рецензентов и литературных критиков чешского писателя Иржи Грошека не существует, его "чешские" произведения и биография являются мистификацией, созданной кем-то из петербургских литераторов.

Чистосердечное признание « Зовут меня Игорь. Русский. Как попал на Олимп, не помню …»

Чистосердечное признание Я работал в программе на Питерском телевидении, чуть не сказал, - по сокрытию свидетелей. То есть мое участие в этой программе длилось не дольше заключительных титров. Это когда я отчаялся стать писателем и переквалифицировался в сценаристы. Так что Ленфильм вряд ли переименуют в киностудию имени Иржи Грошека. И честно сказать, "видного чешского писателя, критика и кинематографиста" присобачил мне Саша Гузман, поддавшись внезапному поэтическому вдохновению, а также выдал мне приз на фестивале в Сан-Себастьяне за "малолитражку" под названием "Жизнь двенадцати брандмейстеров"! Но это после четвертой кружки пива, что полностью снимает с него всю ответственность за художественное безобразие. Дело в том, что проект "Иржи Грошек" сам напрашивался на литературную мистификацию, а мы попросту бултыхались в кильватере.

Как сам писатель определяет свой стиль? Подлинное безобразие ! Потому что нахожусь в поиске - как можно еще распорядиться кириллицей. Посадить предложение, скрестить его с абзацем и вырастить роман. Однако, я не Мичурин русской словесности. Все это было задолго до меня и будет после.

- А почему Вы решили назваться именно чешским именем? У вас особенные "чешские" литературные пристрастия? Любимые авторы, "учителя"?.. - Вначале я написал роман и стал предлагать его разным издательствам под собственными фамилиями - Иванов, Петров, Сидоров. Слава Богу, никто не взял. Тогда я решил, что писателя из меня не получилось, и переквалифицировался в редакторы журнала. "Перевод с японского Анны Владимировой". Что же касается имени - Иржи, то я пребывал в полной уверенности, что это аналог Игоря. Люди! Не повторяйте моих ошибок! Йиржи - это Георгий, и пишется несколько иначе. Поэтому псевдоним Иржи Грошек прошу считать исконно русским произведением, как "Слово о полку Игореве".

Грошек И. Легкий завтрак в тени некрополя / И. Грошек.. - СПб.: Азбука-классика, с. Роман построен, как яркая мозаика, где бок о бок существуют императорский Рим и современная Прага, модный кинорежиссер и Валерия Мессалина… Почему же "легкий завтрак"? Потому что писатель не поставил перед собой задачу не двигать литературный процесс.

Сюжет у Грошека выдался извилистым и затейливым. В основе - запатентованный Мастером бутербродный прием - моя история вперемежку с Историей вообще. Вот вам стареющий режиссер- ловелас в поисках муз, вот вам пессимист-сангвиник, любитель женщин и друг пива Клавдио. Вот стройным рядом римские императоры Калигула, Клавдий, Нерон, лже-Нерон Агенобарб, Гальба, Отон, Вителлий…. А вот все сплелось: где режиссер, где император, где Рим, где Прага... так сразу и не разберешь, это ещё трагедия или уже фарс...

О чем роман? О любви, мести, о мужчинах и женщинах. Ни о чем. Обо всем. Казалось бы, такое нагромождение как в нем персонажей, событий, да еще наслоение друг на друга исторических эпох, параллели между нынешними и древними персонажами могли бы все запутать и испортить, заставить читателя бросить книгу на полпути. Но получается наоборот, автор не дает оторваться до конца, ты оказываешься втянут в эту опасную и увлекательную игру. Э. Пойнтер « Гонки римских лодок »

Центральный герой – богемное существо, мужчина не в лучшем смысле этого слова – он много пьет, ни во что не ставит женщин, болтается как цветок в проруби. Женщины для ничего не значат, они вьются вокруг, липнут и он их использует, чтобы тут же выкинуть из головы. Но в результате попадается на удочку очередной прекрасной незнакомки, теряет голову и вот уже им манипулируют и его используют в своих целях. В каждой женщине живет «Невозможная Валерия», лучше мужчинам об этом не забывать. Так уж получается, что по Грошеку Мужчина - голова как котелок с жидким супчиком творчества на огне функционирования первичных половых признаков. И только Женщина - глубина, полнота и мужской (!) смысл. И неизвестной доле загадки с ее стороны. Э. де Морган «Любовный напиток»

« Женщине достаточно накинуть на себя вуаль, а мужчина дорисует ее черты...» Иржи Грошек «Легкий завтрак в тени некрополя»

"Она улыбнулась. Ее улыбка усмешка не усмешка, не намек, а вероятность, что так улыбалась ее прабабушка. И брюнетка разглядывала меня из глубины веком с точки зрения всего женского пола, а не отдельной представительницы. Загадка - как эти фурии объединяются в простанстве и времени, чтобы обрушиться на одного мужчину. Доисторический хаос, где тени ушедших и еще не рожденных женщин летают, перетекая друг в друга...« Иржи Грошек «Легкий завтрак в тени некрополя» Автор смеется над нами, над собой, над любовью, над женщинами и мужчинами. Его герои постоянно врут, сходят с ума и запутывают читателя, плавно кочуя между древним Римом и Прагой, одновременно как будто живя в параллельном мире.

Грощек И. Реставрация обеда / И. Грошек. -СПб.: Азбука-классика, с. Однажды известный писатель Иржи Грошек наводил дома порядок и обнаружил свой старый роман ""Реставрация обеда". "Что за безобразие?!" - воскликнул Иржи Грошек и переписал этот роман заново. Получилась "Большая реставрация обеда", где количество авторских "безобразий" нисколько не уменьшилось, а только увеличилось вдвое. "Теперь у нас вид приятный и аккуратный!" - с глубоким удовлетворением отметил Иржи Грошек и отнес эту рукопись в издательство… Читайте "Большую реставрацию обеда", где новый сюжет объединяет свежие главы с "отреставрированными", где шеф-повар Петроний готовит "сатириконы", Поджо Браччолини выпекает "фацеции", а поваренок Иржи Грошек лепит "чешско- моравские фрикадельки". Словом - приятного аппетита!

" Реставрация обеда" - второй роман Иржи Грошека - своего рода литературная автобиография, связанная с "Легким завтраком в тени некрополя" такими общими "персонажами", как хитроумный сюжет и неповторимый "грошековский" юмор. Вдобавок "Реставрация обеда" еще и роман-концепция. Автор приглашает вас посетить свою "творческую кухню" и понаблюдать, как весело готовятся котлеты по-пражски и чешско- моравские фрикадельки. Вот эти блюда и есть литературные рецепты, которые оборачиваются авторскими афоризмами на все случаи жизни.

Странная книга, с каким-то особым юмором. Сюжет как таковой практически отсутствует, примерно до последних страниц 20 текста, где разом появляются завязка, кульминация и развязка. Повествование идет о и от разных лиц, уследить за чем помогают эпиграфы, своего рода "стрелочки-указатели",но все равно передвигаешься как в лабиринте и наощупь. Автор щедро сыплет цитатами, начинаешь ощущать недостаток образования, и историческими подробностями, что объясняется образованием Грошека. Книга о том, как творит писатель, хотя по сути описывается жизнь, в самых разных ее проявлениях, но "непереводимой игрой слов".

Что же касается содержания, то тут несколько сложнее. Если первый роман имел некую детективную интригу и вполне понятный сюжет, то во втором интрига также имеется, но более завуалированная и проявляется не сразу. Начало романа поражает большим количеством сюжетных линий, за которые берётся автор, в процессе же повествования окончательно съезжает крыша от попыток понять, кто же всё- таки такой Йиржи Геллер, сколько их штук и о чём, собственно, идёт речь в данном произведении. И вот, когда уже книга почти было заканчивается и начинаешь радостно потирать руки в предвкушении, что автор окончательно запутался, всё быстро и изящно разрешается. Прибегая к аналогии автора, скажу, что в начале романа он делает фарш из различных сюжетов, а в конце делает из них чешско-моравские фрикадельки.

«Боги, не гневайтесь на меня все сразу станьте в очередь. Неприятности должны следовать одна за другой, как левая нога чередуется с правой. Как буквы составляют слово. Как волны накатываются на берег. Как предложение следует за предложением. Поэтому, боги, не торопитесь грехов у меня на всех хватит». И. Грошек «Реставрация обеда»

«Первый закон простокваши гласит - если тебе суждено скиснуть, то тебе не суждено забродить. И если серьезно рассматривать эту кисломолочную мудрость, то можно целую вечность просидеть на кухне, наблюдая за процессом ферментации. А лучше, купить туристическую путевку и укатить в Прагу, чтобы лично освоить процесс брожения. Поскольку второй закон простокваши утверждает, что интереснее побродить самому, чем слушать, как булькают другие...» Иржи Грошек «Реставрация обеда»

Грошек И. Файф / И. Грошек. - СПб.: Азбука-классика, с.- (Espresso) В этой книге всего понемногу: и бывших жизней, и грехов, и самоиронии, и литературных фокусов с разоблачением.

В "Файфе" герой живет в России, в Санкт-Петербурге. В романе есть объяснение: "в недрах России могли происходить нереальные события, которые возникали вследствие одного обстоятельства – что «дело было в России». " Файф" - это третья жизнь Иржи Грошека от пяти до шести часов вечера по среднеевропейскому времени. Можно сказать, не роман, а "полуденный отдых фавна", "литературные фокусы с разоблачениями", "путешествие Улисса по рекам и каналам Санкт-Петербурга".

Пересказывать сюжет книги смысла, извините, нет. Есть автор, который таскает за собой своих женщин из одной книжки в другую. Есть редактор, на которого автор за что-то в обиде. Есть Поджо Брачоллини, который когда-то подделал рукопись Тацита точно так же, как Иржи подделал авторство своей книги. Есть идея книги авторства не имеют. Правы были средневековые мастера, считавшие себя только медиумами, через которых божественное откровение в виде произведений искусства нисходило на землю. Всё, сюжет кончился дальше начинается нарядная бонбоньерка, то есть текст. Э.Пойнтер « Чтение »

Женщины, желающие познать противоположный пол, - бросайте "Cosmopolitan", хватайтесь за Грошека! Вы откроете для себя удивительный мир мужской психологии! Может, и в себе что-нибудь новое откроете... Джордж Годвард «Безделье»

Мнения строгих критиков Проза Грошека сразу вызывает безотчетную симпатию… Что-то в одном ряду с Уэльбеком, только в гораздо более мажорном колорите. Забавные шутки, эротика на всякий вкус, щедро явленная античная эрудиция плюс элементы триллера и постмодернистской игры. Журнал "Новый мир" "Завтрак" и "Обед" Грошека соотносятся примерно как Ватто и Рубенс. …Готова порекомендовать "подсесть на Грошека" всем страдающим от депрессии. Газета "Книжная витрина" …это чрезвычайно изощренное измывательство над читателем… безусловно, событие в литературной жизни. Журнал "Афиша"

Грошеку удалось сварить столь укрепляющий коктейль, что, закончив чтение, приходишь в самое солнечное расположение духа.

Внимание! Человек, имеющий вкус к хорошей Литературе, оценит книги Иржи Грошека. А для других он не пишет.