02.06.20131 Основные понятия Смазочные материалы Yuri Tselnik Romeo Baum.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ч то обозначают ярлыки на моторных маслах?. SAE - Общество автомобильных инженеров API - Американский институт нефти ACEA - Ассоциация европейских изготовителей.
Advertisements

Классификация масел. Основные типы масел. Параметры смазок. Курс повышения квалификации и переподготовки кадров ТОР-105 "БАЛТЕХ".
SEMI SYNTH ЛИНЕЙКА ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКИХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, МИКРОАВТОБУСОВ И ЛЕГКИХ ГРУЗОВИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Декабрь 2010 Новые этикетки Mobil 1 Помогают вашим покупателям выбрать правильное масло.
Классификации моторных масел. Обозначение моторных масел по классификациям Классификация API (American Petroleum Institute)- Американского Нефтяного Института.
Beyond Todays Standards.* Petro-Canada * Моторные масла для двухтактных двигателей.
FULLY SYNTHETIC HYDRO CREAKING SEMI SYNTHETIC HC SS MULTI GRADE EXPERT PROFI MASTER КОД ГРУППЫ БАЗОВОЙ ОСНОВЫ НАИМЕНОВАНИЕ ГРУППЫ БАЗОВОЙ ОСНОВЫ ЛИНЕЙКА.
Моторные масла для легковых автомобилей ООО «Торговый Дом «КАРТАС»
FULLY SYNTHETIC HYDRO CREAKING SEMI SYNTHETIC HC SS MULTI GRADE EXPERT PROFI MASTER КОД ГРУППЫ БАЗОВОЙ ОСНОВЫ НАИМЕНОВАНИЕ ГРУППЫ БАЗОВОЙ ОСНОВЫ ЛИНЕЙКА.
Mobil Super 3000 X1 Formula FE 5W-30. Новое моторное масло Mobil Super 3000 X1 Formula FE 5W-30 в упаковке объемом 4 л и 1 л. Полностью синтетическое.
Загущающие присадки и топливная экономичность Томас Шиммель.
Адгезия – явление, подобное склеиванию двух сопрягаемых деталей (действие сил молекулярного сцепления)
XADO Chemical Group О ХАДО Химический концерн ХАДО это международная группа химических компаний. Концерн был основан в г.Харькове, Украина.
Присадки к смазочным материалам. Функции моторного масла Масло должно осуществлять пять основных функций: Уменьшать трение и изнашивание Охлаждать детали.
СОЗДАНИЕ СТАБИЛЬНЫХ НАНОСИСТЕМ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ к.т.н. С.Б. Борщевский профессор, д.т.н. А.С. Меджибовский
Использование ГСМ в автотранспорте Горюче-смазочные материалы (сокращённо ГСМ) нефтепродукты, к которым относят различные виды горючего и смазки, в основном.
1 Ecometer Рост прибыльности благодаря использованию передовой технологии измерения.
Тепловое воздействие на материал деталей и узлов машины Цель: обобщить и систематизировать знания о тепловом воздействии на материал деталей и узлов автомобиля.
AOUT/May01 Влияние качества смазочных материалов на агрегаты гидросистем.
Моторные масла для тяжелой техники ООО «Торговый Дом «КАРТАС»
Транксрипт:

Основные понятия Смазочные материалы Yuri Tselnik Romeo Baum

Cегодня работа современных машин не мыслима без смазочных материалов. Свойства смазочных материалов специально так подбираются к определенным агрегатам, чтобы масло или смазка в промежуток времени рассматривались как важный конструктивный элемент. Интервалы между обслуживаниями всё более увеличиваются и во многих агрегатах станет со временем без необходимости замены смазочных материалов. Исходя из этого, сегодняшние нормы для защиты окружающей среды, выхлопных газов и шумов ставят дополнительные требования к используемым видам сырья для производства смазочных материалов. Введение

Задачи Смазывать - это означает: уменьшать трение, уменьшать износ, уменьшать «съедание» трущихся частей 1. Полная смазка: 2. Частичная смазка: Идеальное состояние смазывания, так как трущиеся части разделены слоем смазочного материала. Таким образом происходит только трение жидкости и при этом не происходит износа трущихся частей В так называемой смешанной области трения соприкасаются еще отдельные шереховатости и ведут к износу. Из-за незначительной разницы скорости или слишком низкой вязкости не возникает полной гидродинамической смазочной пленки, например, перед возвратной точкой поршня всегда происходит частичное смазывание. Применение адитивирования значительно уменьшает износ.

Ограниченная смазка: Если жидкий смазочный материал не может больше вызывать "всплывание" трущихся частей, то говорят о сухом трении. Благодаря использованию адитивирования будут сокращаться износ и сила трения. Оптимальный режим работы состоит, если достигнуто прямое трение жидкости. Благодаря высокой вязкости масла «эффект всплывания» более сильнее, но из-за больших затрат для перекачки в агрегате возрастают также потери. КПД ухудшается.

Доставка / Содержание в чистоте - это означает: уменьшающие трение активные вещества (EP-присадки) доставляют к трущущимся частям и элементы истирания, частицы грязи, продукты сгорания и т. д. в подвешенном состоянии приводят к маслянному фильтру и предотвращают отложение в комплектующих изделиях. Уплотнять - это означает: защищить тонкие уплотнения в критических местах (например, в поршневых кольцах, переходных местах корпуса). Передавать силу например, в гидротолкателях или в рулевом приводе с сервомеханизмом Охлаждать - это означает: отводить тепло трения трущихся частей и отходящее тепло агрегата. Защищать - это означает: защищать внутренность агрегата от коррозии

Свойства Вязкость / Классы вязкости Вязкость - это самый известный параметр смазочных масел. Она является мерой для внутреннего трения масла при течении. При холодном масле внутреннее трение велико (высокая вязкость). Чем теплее оно становится, тем меньше становится внутреннее трение (низкая вязкость). Изменение вязкости из-за изменения температуры может от масла к маслу быть различным и с помощью индекса вязкости - VI – численным значением описано. Сезонные масла имеют VI до 100, Всесезонные масла каждое согласно диапозону VI до 150.

Там было установлено: Температура для измерения вязкости, граничное значение вязкости и идентификация классов. Масла, для которых граничное значение вязкости в холодном состоянии установлено, имеют дополнительно букву W (Winter - зима). Для моторных и трансмиссионных масел в горячем состоянии вязкость определяется унифицировано для всех классов SAE при 100 °C. У моторных масел это не является удовлетворяющим на практике показателем, поэтому высокотемпературная вязкость определяется дополнительно при высоком уровне сдвига (HTHS - High Temperatur High Shear).

Классификация SAE моторных масел Классы стандартизованы : 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W 20, 30, 40, 50, 60 Классификация SAE трансмиссионных масел Классы стандартизованы : 70W, 75W, 80W, 85W 80, 85, 90, 140, 250 Сезонные- / всесезонные масла Соответствует масло только требованиям одного SAE-класса, тогда оно сезонное масло: например, SAE 10W, 30, 50, у моторных масел или SAE 80W, 90, 140 у трансмиссионных масел. Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно двум критериям: - максимальным вязкостям низкотемпературной проворачиваемости и прокачиваемости со степенью зимнего ряда (W) и максимальной и минимальной кинематическими вязкостями при 100°С, например, SAE 0W-30, 10W-40, 15W-40; SAE 75W-90, 80W-90, 85W-140.

ISO-VG Все смазочные масла, которые не являются автомобильными моторными и трансмиссионными маслами, описаны согласно ISO-VG (International Organisation for Standardization-Viscosity Grade). Стандартизированы 18 классов вязкости. Это так называемое среднее значение вязкости при 40°C. Предписания вязкости моторных масел Предписания вязкостей производителей двигателей основываются всегда как при холодном, так и при горячем моторе на внешнюю температуру. Для холодного запуска это является по-прежнему решающим параметром.

Критерии холодного запуска низкая вязкость дает в итоге : - незначительное сопротивление прокручиванию и при этом высокие пусковые обороты - короткое время смазки и при этом незначительный износ - низкие граничные температуры и при этом надежность смазки - значительная экономия топлива SAE 20W-X неблагоприятный 15W-X 10W-X 5W-X 0W-X очень хороший

При горячем режиме работы температура масла в верхнем поршневом кольце может достигать 300°C. Также и при этой высокой температуре масло должно всегда создавать прочную маслянистую пленку и уплотнять поршневые кольца по движению цилиндра. Поэтому предписания вязкости в пределах высоких температур в зависимости от наружной температуры мало реалистичны. Надежность при горячем режиме работы SAE XW-50/60без проблем XW-30/40без проблем, если HTHS 3,5 mPa.s. (High Temperature, High Shear Viscosity) обычно особый допуск XW-20всегда особый допуск

High Temperature, High Shear Viscosity HTHS- вязкость (высокая температура - высокая вязкость сдвига) является мерой для поведения смазочных масел при высоких температурах (150 °C) в результате сдвига. С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкости масла в экстремальных условиях при высокой температуре. Единицы измерения для HTHS- вязкости mPa.s. Большинство в настоящее вермя применяемых моторных масел имеют HTHS-вязкость > 3,5 mPa.s. Некоторые производители (например VW и Ford) рекомендуют для определенных двигателей также масла с HTHS от 2,9 mPa.s. Эти масла способствуют более большей экономии топлива. Однако, конструкция мотора должна быть расчитана на использование масел с HTHS

Индекс вязкости (VI) VI это эмпирический, безразмерный показатель для оценки зависимости вязкости масла от температуры. Высокий индекс вязкости указывает на сравнительно незначительное изменение вязкости с изменением температуры. Вязкостно-температурные показатели благодаря добавкам VI - улучшителям (полимеры) могут меняться. Обычное минеральное маслоVI 95 Гидрокрекинговые маслаVI 130 XHVI-маслаVI 150 Полиофелиновые маслаVI Эфирные маслаVI ПолиглюкольVI

Стабильность к сдвигу Стабильность к сдвигу - это способность масла сохранять постоянную величину вязкости под воздействием высокой деформации сдвига при эксплуатации. Для улучшения вязкостно-температурных показателей используются улушители индекса вязкости (маслорастворимые полимеры). Эти полимерные молекулы имеют при высоко-температурном режиме большую молекулярную структуру, которая при развитии силы сдвига изменяют свою структуру или разрушают друг друга. При этом возникает в большей или меньшей мере потери вязкости. Pour point Температура застывания (pour point) - это самая низкая температура, при которой масло еще обладает способностью течь. Температуру застывания можно понизить с помощью так называемых присадок - pour point depressants.

Граничная температура При этом описываются границы применения для смазочных характеристик при холодном старте двигателя. До граничной всасывающей температуре поступает к маслянному фильтру/ маслянному насосу достаточно масла, в том числе являющееся достаточным снабжение маслом смазочной системой больше не гарантировано, может всасываться воздух. ВязкостьSAE 0W-40°C SAE 5W-35°C SAE 10W-30°C SAE 15W-25°C SAE 20W-20°C SAE 25W-15°C Максимальная граничная всасывающая температура согласно DIN 51511

Надежность холодного старта Она находится примерно на 5°C выше граничной температуры и температуры масла при которой стартер еще может прокручивать мотор со стартовым количеством оборотов. Потери испарения Потери испарения смазочных материалов при высоких температурах (до 350°C) сильно различаются, каждые согласно используемым базовым маслам. Высокие потери испарения ведут к повышенному расходу масла и отложению на поршнях и впускных клапанах маслянного нагара. Как нормы ACEA, так и различные производители двигателей предписывают граничные значения потерь испарения.

Базовые масла и активные вещества (присадки) Базовые масла Базовое масло - это компонент – основа товарного смазочного масла, изготовлено отдельным производителем. Производство минерального базового масла можно рассмотреть на диаграмме. Вторичное рафинирование имеет высокое содержание хлора и PCA, которые даже благодаря очистным мероприятиям трудно уменьшить. Высокое качество продукции достигается за счет применения не- традиционных базовых масел (гидрокрекинговые масла / полиофелины). Частично применяются также базовые масла, которые базируются не на основе нефти (например, эфирные масла). Требования современных моторных масел можно реализовать только при применении гидрокрекинговых масел, полиофелинов, эфирных масел или в комбинации их. Современные моторные масла содержат до 20% присадок и производятся в сочетании различных комбинаций с базовыми маслами.

Сырой бензин Депарафинизация Гидрирование Вакуумная дестилляция Каталитический гидрокрекинг Депарафини-зация Крекинг Этилен Разл. синтезир. процессы Гидрирование Вторичный рафинат Рафинат (мин. масло) Гидрокрекинг. масло Полиофелин Замес масел Применение Отработанное масло

Принятые обозначения Три типа базовых масел применяются самостоятельно как базовое масло, а также в смесях друг с другом. Это распространяется также для определенных синтетических эфиров. На основе упомянутых понятий (рафинат, гидрокрекинговое масло), также их словарных комбинаций стандартизованы все моторные масла. Так можно у разных производителей встретить следующие названия: synthetisch, Synthesetechnologie, fullsyn, vollsynthetisch, teilsynthetisch, halbsynthetisch, parasynthetisch, semisynthetisch, polysynthetisch, mit synthetischen Komponenten, Hydrocrackat, Moleculary-Couverted (MC-Öl), HC-Synthese Настоящее указание на действительный состав масел не возможно таким образом определить. Эти обозначения можно рассматривать только как маркетинговые высказывания. Рафинаты, гидрокрекинговые масла и синтетические углеводороды (полиофелины)

Базовые масла и присадки Обзор автомобильных смазочных материалов Базовые маслаПрисадкиАвтомобильные смазоные материалы += Базовые масла (сильно упрощенно) Базис НефтьРастительные масла Базовые масла Первичный рафинад / мин. масло Вторичный рафинад / переработка Гидрокрекинговое масло - HC-synthese - HC-synthetic Синтезированные/ синтетические масла - PAO & PIB - эфир (синтетик.) - эфир (синтетик.) - полиглюколь Рапсовое масло - Эфир натуральный Приме- нение Моторные, трансмиссионные, автоматические, гидравлические масла Гидравлические, биологически быстро разлагаемые Присадки Вязкость Поверхностный эффект Холодный старт Температура масла 100°C (150°C) - Детергент (очиститель)* Моторные масла - Дисперзант (распределитель грязи)* 0W, 5W, 10W, 15W 20, 30, 40, 50, 60 - Износостойкость / высокое давление 20W, 25W (Предел HTHS) - Изменение силы трения - также кислотонейтрализующее Трансмиссионные масла Маслоулушитель / маслозащищающий 70W, 75W, 80W, 85W 80, 85, 90, 140, Улучшитель вязкости - Pour point улучшитель - Эластомер увеличитель - Защита от старения - Деактиватор металла - Противовспенивающееся средство Гидравличекие масла ISO VG 5, 7, 10, 15, 22, 32, 46, 68, 100, 150, 220, 320, 460, 680,100,1500 без разницы – высокая или низкая температура Классы SAE

Производственные требования Моторные масла 2-х тактные Трансмиссионные Автоматические масла Европа Во всем мире бензиновые моторы масла (ATF) - ACEA A, B, E, C - API C … & S… - API TA… TD - API GL1…5, MT-1 - DEXRON ® (GM) - ССMC - ILSAC GF1…4 - BIA (закончено) - OEM спецификация - MERCON ® (Ford) (закончено) - Global DHD & DND - JASO FA… FD - Ford - OEM спецификация - JASO MA/MB (4-T Bikes) - ISO-L-EGB…EGD - MAN - Allison - MIL-L (только US- армия) - NMMA TC-W3 - Mercedes-Benz - Caterpillar Cпецификация производителя - TISI - Opel - MAN Легковые Автобусы и грузовые - OEM спецификация - Mercedes-Benz - Mercedes-Benz автомобили - BMW - Caterpillar - Husquarna - Scania - Renk - Ford - DAF - Piaggo - Volvo - Voith - Mercedes-Benz - MAN - производители цепных пил - Volkswagen - Volkswagen - Opel - Mercedes-Benz - ZF - ZF - Porsche - Scania - и другие - и другие - Volkswagen - Volvo Аббревиатура ACEA = Association des Constructeurs Europeens d Automobiles API = American Petroleum Institute BIA = Boating Industries Association CMMC = Comite des Constructeurs dAutomobiles du Marche Commun GL = Gear Lubricant Global = мировая спецификация для моторных масел ISO = International Organization for Standardization ILSAC = International Lubricant Standardization and Approval Committee JASO = Japanese Automobile Standards Organization MT = Manual Transmission NMMA = National Marine Manufacturers Association OEM = Original equipment manufacturer PAO = Polyalphaolefin PIB = Polyisobuten TISI = Thai Industrial Standards Institute TC-W3 = TestCycle-Watercooled 3 ZF = Zahnradfabrik Friedrichshafen

Присадки для смазочных материалов Высокие требования к смазочным материалам автомобилей могут выполняться только маслами со специальными, маслорастворимыми присадками. Вид и количество присадок должны точно соответствовать предназначению в каждом отдельном случае. Ингибиторы окисления (износостойкие вещества) 1. Ингибиторы окисления (износостойкие вещества) Высокий температурный режим и кислород ведут к старению масла: > Повышение вязкости (сгущение масла) > Образование остатков (нагар, масляный осадок) > Коррозионный износ через возникающие кислоты. Благодаря добавлению антиокислителей этот эффект предотвращается или может замедляться. Детергенты и диспергенты-присадки (переносчики грязи) 2. Детергенты и диспергенты-присадки (переносчики грязи) Задание этих присадок – препятствование образованию сгустков из нерастворимых в масле остатков, а также смолы и асфальтосодержащих продуктов окисления с тем, чтобы избежать отложений осадков и сгущения масла. Кроме того остатки растворяются (чистка) и нейтрализуются кислоты.

EP-присадки (добавки высокого давления) 3. EP-присадки (добавки высокого давления) Проблема: В определенных частях (например зубчатый профиль, распредвал, шестеренки, качающиеся рычаги и т.д.) может при высокой нагрузке доводить до металлического соприкосновения, как итог в более или менее степени – износ. Решение: Защита от коррозии- присадки высокого давления (Extreme Pressure-добавки или Anti-Wear-присадки) создают посредством химических реакций с металлической поверхностью тонкие, скользящие слои, вследствии этого контакт между металлами предотвращается. VI-Improver (Улучшитель индекса вязкости) 4. VI-Improver (Улучшитель индекса вязкости) Проблема: Легкий холодный старт и быстрое поступление масла также в отдаленные места смазки при низких температурах. Маслянный слой настолько тонок, насколько можно Достаточно прочная смазочная пленка также и при высоких температурах масла Маслянный слой настолько плотен, насколько необходимо Решение: Улучшитель индекса вязкости делает надежным при холодном запуске с низкой вязкостью сезонное масло (например SAE 10W), также и при высокой температуре подходящее всесезонное мало (например, SAE 10W-40).

Температура застывания-/Pourpoint- реформатор 5. Температура застывания-/Pourpoint- реформатор Проблема: Минеральные масла, в частности рафинаты, выделяют при низких температурах парафиновые кристаллы, которые соединяясь, сгущают масла. Холодный старт еще возможен, подача масла к смазочным местам больше не возможна. Решение: Наряду с депарафинизацией базового масла на нефтеперерабатываю- щем заводе добавляют «Pourpoint- реформаторы». Они предотвращают слияние парафиновых кристаллов, масло при этом остается текучим при низких температурах. Антипенные присадки (Antifoamants) 6. Антипенные присадки (Antifoamants) Проблема: Образование пены интенсивным перемешиванием с воздухом при эксплуатации ведет к выходу маслянной пены из системы (например, из проветриваемых каналов). Далее ускоряется процесс старения масла, увеличения вязкости и компрессии. Это может, в частности, негативно влиять на гидравлические процессы управления. Решение: Антипенные присадки (например, силиконовые масла) препятствуют пенообразованию.

Реформатор коэффициэнта трения (Friction Modifier) 7. Реформатор коэффициэнта трения (Friction Modifier) Проблема: Синхронизированные коробки передач, автоматические коробки передач, водные тормоза в тракторах требуют масла с определенным коэффициэнтом трения. В механических и автоматических передачах от этого зависит комфорт переключения. Решение: приспосабливающиеся/ изменяющие коэффициэнт трения присадки придают поверхности необходимые свойства коэффициэнта трения. Побочный эффект: Понижающие трение присадки в моторных и трансмис- сионных маслах имеют уменьшающие потребление масла (Leichtlauf-) свойства Особые присадки 8. Особые присадки Все автопроизводители допускают для моторов и передаточных механиз- мов только легированные масла. В продаже предлагаются также присадки, которые согласно рекламе должны еще лучше улучшать продукты (например на основе тефлона). Автопроизводители дистанцируются от таких присадок и при смешива- нии с ними терят силу какие-либо рекламации. Если бы научно были доказаны их преимущества, ни один из произодителей от них бы не отказался.

Чистота поршней при различном по качеству масле Гильза без образования зеркальной поверхности Гильза с образованием зеркальной поверхности Новый распредвал Изношенный распредвал Хорошая и плохая защита от коррозии у вкладышей

Спецификации, допуски (рекомендации), нормы Только физические и химические свойства ещё недостаточны для правильного подбора смазочных материалов. Поэтому проводятся дорогостоящие испытания мотора и проверки на испытательном стенде для определения производительности смазочного материала и его характеристик. Эти требования попадают в указания поставок, нормы и спецификации

Моторные масла 1.1 MIL-Спецификация Спецификация американских вооруженных сил устанавливает минимальные требования для моторных масел. Она требует определенные физические и химические данные, а также несколько стандартных тестов для моторов. Раньше эта спецификация принималась и в гражданском секторе для классифицирования моторных масел. Тем не менее для немецкого рынка в последние годы её значение сильно уменьшилось. Моторные маслаMIL-спецификация MIL-L AЭта армейская спецификация вычеркнута без замены. доМоторные масла, которые согласно этим нормам классифицированы, MIL-L E подходят для применения в бензиновых и дизельных моторах MIL-L E (вычеркнута в 1991 г) соответствует API SG/CC. MIL-L-2104 Cклассифицирует высоколегированные моторные масла для американских бензиновых, всасывающих -, и турбодизельных моторов. MIL-L2104 Dпокрывает MIL-L-2104 C и требует дополнительно теста моторов в высоко- нагруженном Detroit- 2-тактном-дизельном двигателе. Кроме этого покрывает требования Caterpillar TO-2 и Allison C-3. MIL-L-2104 Eпо содержанию как MIL-L-2104 D. Однако тест для бензиновых двигателей обновлен и содержит усиленные процедуры тестов (Seq. III E / Seq. V E) MIL-L-2104 Fпокрывает MIL-L-2104 E. Кроме этого покрывает требования Caterpillar TO-4, TO-3 и Allison C-4.

1.2 API-классификация American Petroleum Institute (API) совместно со специализированным объединением ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE (Society of Automotive Engineers Inc. New York) создали классификацию, в которой моторные масла подразделяются согласно требованиям на основании их различных условий эксплуатации. Испытания происходят стандартными тестированиями моторов. Производители смазочных материалов тестируют свою продукцию под собственную ответственность (собственная сертификация). Ссылка на API возможна при уплате соответствующих лицензионных сборов (min. 600$ + участие в прибыле), и разрешает возможность использования API-классификации. Проверка качества смазочных материалов по API отличается от допусков (рекомендаций) автопроизводителей, но не ведется

Классификация моторных масел согласно API SAE J 183 Бензин. двиг. статус* Service-класс (для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов) API-SA Устарело обычные моторные масла.с модификаторами температуры застывания и/или ингибиторами пены. API-SB Устарело мягколегированные моторные масла для моторов с низкими требованиями с активными веществами против старения, износа, коррозии. С 1930 г. API-SC Устарело моторные масла для средних условий эксплуатации, с активными веществами против коксования, холодных отходов, старения, коррозии и износа. Выполняет требования американских автопроизводителей для машин гг.. API-SD Устарело моторные масла для нагруженных условий эксплуатации. Выполняет требования американских автопроизводителей для машин гг. API-SE Устарело моторные масла для высоких требований и сильно нагруженных двигателей (Stop- and go-режим). Выполняет требования американских автопроизводителей для машин гг. Покрывает API-SD; соответствует Ford M2C-9001-AA, GM 6136 M и MIL-L A. API-SF Устарело моторные масла для очень высоких требований и сильно нагруженных бензино- вых двигателей (Stop- and go -режим) а также некоторые грузовые автомобили. Выполняет требования американских автопроизводителей для автомобилей гг. Превышает требования API-SE в в отношении стабильности к окислению, износостойкости, способности переносить отходы.Соответствует Ford SSM-2C-9011 A (M2C-153-B), GM 6048-M и MIL-L B

API-SG Устарело Моторные масла для высоких требований, с специальным тестом к стабильности окисления и образования осадков. Выполняет требования американских авто- производителей для машин гг. Сходные требования с MIL-L D. API-SH Устарело Спецификация моторных масел для машин, которые изготовлены в промежуток 1993 и 1996 гг. API-SH должно быть согласно CMA-Code of Practic тестировано. API-SH покрывает API-SG, с дополнительными требованиями относительно HTHS, потерям испарения (ASTM-тест и Noack), фильтрации, пеносодоржанию и температуре вспышки. API-SH кроме этого соответствует ILSAC GF-1 без Fuel Economy-теста с той разницей, что допускаются также 15W-X-всесезонные масла. API-SJ Действ. Последующая классификация к API-SH. Усиленные требования к потерям испарения. Действуют с 10/1996 г. API-SL Действ. В июле 2001 г. введенная спецификация: с усиленными требованиями к потреб- лению масла, чистоте двигателя и характеристикам старения. Согласно указаниям производителя согласно API-SL возможен удлиненный интервал замены масел. Для машин с 2004 г. выпуска. API-SM Дейст. С г. введенная спецификация: улучшенная стабильность к окислению, меньше осадков, улучшенная зашита от износа и оптимальные свойства холодного стартa

Дизельные моторы Статус* Commercial-классы API-CA Устарело Моторные масла для легконагруженных бензиновых и самовсасывающих дизельных моторов, работающих на малосернистом топливе. Отвечает MIL-L-2104 A. Подходит для моторов 50-х годов. API-CB Устарело Моторные масла для от легко- до среднезагруженных бензиновых и само- всасывающих дизельных моторов, работающих на богатом сере топливе. Отвечает DEF 2101 D и MIL-L-2104 A Suppl. 1 (S1). Подходит для моторов с 1949 г. Предлагает защиту от высокотемпературных отложений и коррозии опор. API-CC Устарело Моторные масла для от средних до тяжелонагруженных дизельных и бензиновых двигателей. Отвечает MIL-L 2104 C. Предлагает защиту от холодного шлама, коррозии и высокотемпературных отложений. С 1961 г. API-CD Устарело Моторные масла для тяжелонагруженных дизельных моторов с наддувом и без него. Перекрывает MIL-L B (S3), отвечает MIL-L 2104 C. Покрывает требования Caterpillar 3 -серии 3 Введено с 1955 г. API-CD II Устарело Соответствует API-CD, выполняет дополнительно требования американских 2-тактных-дизельных моторов. Повышенная защита от износа и отложений. Введена в 1987 г. API-CE Устарело Моторные масла для тяжелонагруженных и высокооборотистых дизельных моторов с наддувом и без него, которые применяются при часто меняющихся сильных нагрузках. Повышенная защита от загущения масла и износа, лучшая чистота поршней. Дополнительно к АPI-CD должна выполнятся спецификация Cummins NTC 400 и Mack EO-K/2. Может также вместо API-CC и CD применяться.Введена в 1987 г

API-CF Действ. Замена с 1994 г. API-CD. Для сильнонагруженных дизельных моторов. Высокая зольность. Подходит для дизтоплива с содержанием серы > 0,5%. API-CF-2 Действ. Только для 2-тактных дизельных моторов. Заменило с 1994 г API-CD II. API-CF-4 Действ. Введено в 1990г. Спецификация моторных масел для высокооборотистых и нагруженных 4-тактных-дизельных моторов. Перекрывает требования API-CD и CE, дополняет требования относительно расхода масла и чистоты поршней. API-CG-4 Действ. Для сильно нагруженных двигателей грузовых автомобилей. Учитывается EPA ограничения эммиссии с 1994 г. В противоположность API CF-4 улучшенные детергирующие свойства и характеристики пены. Может также вместо API-CD, CE и CF-4 использоваться. Введено с 1995 г. API-CH-4 Действ. Введено с 1998 г. Для высокооборотистых 4-тактных двигателей новых требо- ваний для выхлопных газов. Сравнимо с ACEA E5. Низкое содержание золы. Подходит для содержания серы > 0,5%. В основном для моторов американских автопроизводителей. Может также вместо API-CD, CE, CF-4 и CG-4 использоваться. API-CI-4 Действ. Введено в сентябре 2002 г.. Для высокооборотистых 4-тактных моторов, разработанных для ориентированных на будущее норм по выхлопным газам и еще умеющих выполнять средние нормы рециркуляции отработавших газов. Подходит для содержания серы > 0,5%. Может также вместоAPI-CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4 использоваться. API-CI-4 Plus Действ. Масла, соответствующие требованиям API-CI-4. Эти масла показывают низкие изменения вызкости при накоплении сажи (повышение вязкости) или сильном сдвиге (падении вязкости). API-CI-4 Plus обозначается API-Donut (символом)

Все Моторы Статус* (Energy Conserving) API-EC I Устарело min. 1,5 % экономии топлива в сравнении с SAE 20W-30 Испытуемое масло в 82-ом Buick-бензиновом моторе V6, 3,5 л. Sequence VI Test. API-EC II Устарело Как API-EC I при этом min. 2,7% экономии топлива. API-EC Действ. Заменено API-EC I и II. Только в связи с API-SJ. Экономия топлива: 0W-20, 5W-20 > 1,4 %, 0W-XX, 5W-XX > 1,1%, 10W-XX > 0,5%, Sequence VI A Test: 93 Ford V8, 4,6 л. Тестируемое масло 5W-30. API-EC обозначается API-Donut (символ)

1.3 CCMC-Спецификация Т.к. тестирование классификации API и спецификации MIL только для американских моторов проходило (V8, большой объём, низкий вращающий момент...) и не отвечает полностью требованиям европейких моторов (малый объем, высокий крутящий момент...), то CEC (Coordinating European Council for the Development of Performance Tests for Lubricants and Engine Fuels) вместе с CCMC (Committee of Common Market Automobile Constructors) разработало целый ряд тестов, которые используются для тестирования моторных масел для европейских моторов. Эти тесты создали вместе с тестами API основу для развития новых моторных масел. CCMC было в 1996 г. заменено на ACEA и больше не используется

Бензиновые- (Gasoline-Engines) моторы CCMC G 1 Соответствует API-SE с тремя дополнительными тестами европейских моторов С г. отменено. CCMC G 2 Соответстует API –SF с тремя дополнительными тестами европейских моторов. Действительно для обычных моторных масел г. было заменено CCMC G 4. CCMC G 3 Соответствует API-SF с тремя дополнительными тестами европейских моторов. Предъявляет высокие требования по стабильности к оксидации и потерям испарения. Действительно для легкотекучих масел г. было заменено на CCMC G 4. CCMC G 4 Обычные всесезонные масла, соответствующие API-SG, с дополнительными тестами для безопасности от шлама и износа. CCMC G 5 Легкотекучие моторные масла (Low Viscosity) соответствует API-SG, с дополнитель- ными тестами для безопасности от шлама и износа. Повышенные требования в противоположность к CCMC G 4 (состояние 1996)

Дизельные (Diesel-Engines) моторы CCMC D 1 Соответствует API-CC с 2-мя дополнительными тестами европейских моторов. Для легких грузовых машин с всасывающими двигателями.Отменено г.. CCMC D 2 Соответсвует API-CD с 2-мя дополнительными тестами европейских моторов. Для грузовых машин с всасывающими и турбодизелями заменено на CCMC D 4. CCMC D 3 Соответствует API-CD/CE с 2-мя дополнительными тестами европейских моторов. Для грузовых машин с нагруженными дизелями и удлиненными интервалами замены масел (SHPD-масел) заменено на CCMC D 5. CCMC D 4 Превосходит API-CD/CE. Соответствует Mercedes-Benz Blatt 227.0/1. Для грузовых машин с всасывающими и турбодизелями. В противоположность к CCMC D 2 лучшая защита против износа и загущения масла. CCMC D 5 Соответствует Mercedes-Benz Blatt 228.2/3. Для грузовых машин с всасывающими и турбодизелями с высокими нагрузками и удлиненным интервалом замены масел (SHPD-масло). В противоположность к CCMC D 3 - лучшая защита против износа и загущения масла. CCMC PD1 Соответствует API-CD/SE. Для легковых всасывающих и турбодизелей (Diesel- Passenger-Cars). 01/1990 заменено на CCMC PD 2. CCMC PD2 Определяет требования к высокопроизводительным всесезонным маслам для для дизельных моторов легковых автомобилей. (состояние 1996)

1.4 ACEA-Спецификация В связи с внутренними разногласиями CCMC было отменено. Организация-последователь называется Association des Constructeurs Européens dAutomobiles Association des Constructeurs Européens dAutomobiles. С г. вступила в силу ACEA-классификация, которая за это время постоянно перерабатывается. Т.к. год прохождения тестирования не назывался, то разлиие невозможно. Назначение проводится в собственной классификации и проводится центрально, как при допусках автопроизводителей

Бензиновые моторы (Gasoline-Engines) A1- 02 Категория для так называемых Fuel-Economy-моторных масел с особо низкой Нigh- Temperature-High-Shear-вязкостью (< 3,5mPa*s). Предпочтительные классы вязкости xW-30 и хW-20. A2 -96 Issue 3 Категория для обычных и легкотекучих моторных масел (без ограничений относительно допускаемого класса вязкости) с повышенными требованиями в сравнении с CCMC G 4. Превышает API SH. A3 -02 Категория для обычных и легкотекучих моторных масел (без ограничений относительно допускаемого класса вязкости). Превосходит ACEA A2 относительно Noack (потери испарения), чистоты поршней и стабильности к оксидации. Превосходит кроме этого API SH, CCMC G4 и G5. A4 -nn Зарезервировано для будущей категории для бензиновых моторов с прямым вспрыском (GDI, FSI). A5 -02 Категория для так называемых Fuel-Economy-моторных масел с особо низкой High-Temperature-Нigh-Shear-вязкости (< 3,5 mPa*s). В противоположность к A1 около 2% уменьшенных потерь испарения (Noack 13%)

Легковые автомобили Дизеля (Light duty diesel-engines) B1 -02 Категория для Fuel-Economy-моторных масел с особо низкой High-Temperature- High-Shear-вязкостью (соответствует A1). B2 -98 Issue2 Категория для легкотекучих моторных масел (без ограничений относительно класса вязкости) с повышенными требованиями по сравнению с CCMC PD2. B3 -98 Issue2 Категория для обычных и легкотекучих моторных масел (без ограничений относительно допускаемого класса вязкости). Превосходит ACEA B2 относительно износа кулачков, чистоты поршней и стабильности вязкости при образовании сажи. B4 -02 Категория для дизельных моторов с прямым вспрыском (TDI). B5 -02 Категория для Fuel-Economy-моторных масел с особо низкой High- Temperature-High-Shear-вязкостью (< 3,5 mPa*s). По сравнению с B1 около 2% уменьшенных потерь испарения.(Noack 13%). Грузовые автомобили Дизеля Diesel- (Heavy duty diesel-engines) E1 -96 Соответствует раннее применяемой CCMC D 4. E2- 96 Issue4 Основано на MB Дополнительно требует теста Mack T8. E3- 96 Issue4 Основано на MB Дополнительно требует теста Mack T8. E4 -99 Issue2 Основано на MB Без теста OM 364 A, взамен тест Mack T8 & T8E, удлиненный интервал замены масел, подходит для Euro III-моторов. E5 -02 Категория для Euro III-моторов, пониженная зольность по сравнению с E4. Уровень качества между ACEA E3 и E

В 2004 г. спецификация ACEA была переработана: категории A u B были приняты вместе. Дополнительно введена новая категория C, совместимые с катализатором масла. Категория E была расширена с E6 и E7. Следующие спецификации АСЕА действуют в настоящее время: Бензиновые- дизельные моторы (gasoline and diesel-engine oils) A1 / B1 -04 Категория для так называемых Fuel-Economy-моторных масел с особо низкой High- Temperature-High-Shear-вязкостью (HTHS mPa*s, xW-20 min. 2,6 mPa*s, другие масла min. 2,9 mPa*s). В некоторых моторах могут эти масла не применяться. Соблюдать руководство по эксплуатации! A3 / B3 -04 Категория для обычных и легкотекучих моторных масел с повышенными требованиями. A4 / B4 -04 Категория для моторных масел, которые специально предназначены для применения в бензиновых и дизельных моторах с прямым вспрыском. A5 / B5 -04 Категория для так называемых. Fuel-Economy-моторных масел с низкой High- Temperature-High-Shear-вязкостью (от 2,9 до 3,5 mPa*s) для продленных интервалов замены масел. В оличие от A1/B1 на 2% уменьшенные потери испарения (Noack 13%). В некоторых моторах эти масла могут не применяться. Соблюдать руководство по эксплуатации!

Совместимые с катализатором масла (Catalyst compatibility oils) C1 -04 Категория для так называемых. Fuel-Economy-моторных масел с особо низкой High- Temperature-High-Shear-вязкостью (HTHS > 2,9 mPa*s). Сера 0,2 m %, фосфор 0,5 m %, сульфатная зольность 0,5 m %. В некоторых моторах могут эти масла не применяться. Соблюдать руководство по эксплуатации! C2 -04 Категория для так называемых. Fuel-Economy-моторных масел с особо низкой High- Temperature-High-Shear-вязкостью (HTHS > 2,9 mPa*s). Сера 0,3 m %, фосфор 0,070 m % 0,090 m %, сульфатная зольность 0,8 m %. В некоторых моторах могут эти масла не применяться. Соблюдать руководство по эксплуатации! C3 -04 Категория моторных масел с высокой Нigh-Temperature-High-Shear-вязкостью (HTHS > 3,5 mPa*s), Сера 0,3 m %, фосфор 0,070 m % 0,090 m %, сульфатная зольность 0,8 m %. Грузовые дизельные Моторы (Heavy duty diesel-engines) E2 -96 Issue4 Стандартное качество для тяжелых дизельных моторов. E4 -99 Issue3 Моторные масла для продленных интервалов замены масел. Применимо в Euro 1,2,3 и 4-моторах.Сульфатная зольность 2,0 m %. E6 -04 Моторные масла для моторов новой генерации с фильтром частиц. В противоположность E4 - уменьшенное содержание золы, серы и фосфора (сульфатная зольность 1,0 m %, сера 0,3 m %, фосфор 0,08 m %). Требуется еще дополнительный тест Mack T10. E7 -04 Дальнейшее развитие E4-масел (сульфатная зольность 2,0 m %). Дополнительно требуется тест Mack T10 и Cummins M 11. Большая чистота мотора. Пригодность для ремонта системы выхлопных газов

1.5 ILSAC International Lubricant Standardization Advisory Committee International Lubricant Standardization Advisory Committee (ILSAC) базируется на API-тестах, при этом также - дополнительные требования для моторных масел. Спецификация ILSAC требуется преимущественно для азиатского и американского рынков. ILSAC Область применения GF-1 Основано на API SG, требуется дополнительный Fuel-Economy-тест. Содержание фосфора лимитировано и способность холодного старта соответствовать как минимум SAE 10W. GF-2 Позволяет сравнивать с GF-1 только SAE 0W-XX, 5W-XX и 10W-XX масел и предъявляет высокие требования относительно Fuel-Economy. GF-3 Основано на API-SL требует дополнительно тяжелого Fuel-Economy-теста. Этот тест требует масла с HTHS < 3,5 mPa*s

1.6 JAMA Japan Automotive Manufacturers Association Japan Automotive Manufacturers Association разработала собственную спецификацию и работает в интернациональной группе. Для немецкого рынка являются эти спецификации (например, JAMA DH-1) не актуальными. Только часть определенных тестов для актуальных спецификаций применима. 1.7 JASO Japanese Automotive Standards Organisation Japanese Automotive Standards Organisation разработала собственные предписания тестирования. В Европе такие спецификации могут иметь интерес только для мотоциклов (см. также 2-х тактных моторов и смазочных материалов для мотоциклов). 1.8 EMA Engine Manufacturers Association Engine Manufacturers Association – это объединение, которое учитывает мнения производителей моторов (например, Caterpillar, Cummins, John Deere, CNH...) и сотрудничает во многих корпорациях

1.9 Global/общепризнаный ACEA, EMA и JAMA разрабатывают процедуры тестирования для смазочных материалов. Сравнительно к API или ACEA следует назначение как самоквалифицирование производителей смазочных материалов. Global Область применения DHD-1 Спецификация моторных масел для тяжелых грузовых моторов (Diesel Heavy duty) для продленного интервала замены масел с усиленными требованиями относительно образования нагара в камере сгорания. Уровень производительности схож с API CH-4 и ACEA E5. Раннее обозначалось также как WWHD-1. DLD-1 Спецификация моторных масел для легких дизельных моторов (Diesel light duty). DLD-1 описывает стандартное качество с минимальными требованиями моторных масел для применения в легких дизельных моторах. Сульфатная зольность max. 1,8%. TBN min. 10 mgKOH/g. DLD-2 Low-Viscosity-спецификация моторных масел для легких дизельных моторов (Diesel light duty). Вязкость 0W-20 или 0W-30, HTHS < 3,5 mPa*s. Сульфатная зольность max. 1,3 %. Экономия топлива в M111E по сравнению с 15W-40 тестируемого масла 2,5%. DLD-3Спецификация моторного масла для легких дизельных моторов (Diesel light duty). В противоположность DLD-1 усиленные требования относительно характеристик стабильности сдвига и испарения. Сульфатная зольность max. 1,6% Допуски и рекомендации производителей Представленные спецификации имеют также производители, требуют также собственных тестов

2. Трансмиссионные масла У многих современных легковых автомобилей не требуется более замена трансмиссионного масла. Специальные высокопроизводительные масла для fill for life (требования между км и км) разработаны в совместной работе между фирмой-производителем масел, производителем трансмиссии и производителем автомобиля. В случае ремонта масло должно как оригинальная запчасть у автопроизводи- теля заказываться. Как правило эти масла только одним производителем производятся. У старых легковых машин и большинства грузовых машин масла подбираются согласно классификации API и домашних спецификаций. Для осевых трансмиссий требуются масла с превосходными характеристиками от износа. Если блокируемые дифференциалы изношены, требуется кроме этого Limited-Slip-эффект масел, который упреждает скольжение при блокировке и при этом повышает комфорт езды. Для автоматических коробок применяются специальные масла, которые точно определяют характеристики трения. При хорошей или плохой смазке меняется качество трансмиссии (рывки) и точки переключения передач. До 1981 г. применялись General Motors (DEXRON) и Ford (MERCON) масла с различными характеристиками трения. С момента приравнивания этих обоих тестов ориентируются все производители на DEXRON- спецификацию. (см. General Motors) Для безступенчатых автоматических коробок передач (CVT-трансмиссии) частично применяются ATF-масла, также в разработке специальная классификация CVT-масел. Некоторые производители рекомендуют применение в механических трансмиссиях также ATF- или моторных масел

2.1 API-классификация Трансмиссия Gear Lubricant API-GL 1 Нелигированное трансмиссионное масло для зубчатых передач, спирально-конусных или червячных передач при легких условиях эксплуатации. Могут добавляться анти- окислительные присадки, ингибиторы коррозии. API-GL 2 Трансмиссионное масло для осевых передач с червячным приводом, работающее в условиях средней тяжести. Содержат противоизносные присадки. API-GL 3 Мягколегированное (EP) трансмиссионное масло для механических и специальных трансмиссий, также для осевых передач при от легких до тяжелых условий эксплуатации. API-GL 4 Трансмиссионные масла для конусных и гипоидных передач при нормальных условиях эксплуатации, а также для высоконагруженных механических или специальных передач. Соответствует MIL-L API-GL 5 Трансмиссионное масло для высоконагруженных гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей, частично также для механических и специальных передач. Соответствует MIL-L 2105 B. API GL 5 трансмиссионное масло в всесезонных характеристиках соответствует MIL-L 2105 C/D

Трансмиссия Gear Lubricant (API GL 6 Трансмиссионное масло для сильно нагруженных гипоидных осевых передач (со значительным смещением шестерен более 25%). Включает в себя активные противозадир- ные и противоизносные присадки. API-GL 6 эквивалентно спецификации Ford M 2C-105 A. Эта спецификация отозвана). API-MT-1 Спецификация для ручных передач без синхронизаторов для тяжелых грузовых машин (Eaton и Fuller). Цель – меньше отложений и проблем с уплотнениями. Введена в 1996 г. (API-MT-2 Новая дополнительная спецификация для ручных передач без синхронизаторов для легких грузовых машин - аналог API-MT-1. Manual Light Duty Transmission Task Force. Обозначение API-MT-2 еще не определено окончательно). (API-GL 7 Трансмиссионное масло для сильно нагруженных гипоидных осевых передач и передач с кулачковыми муфтами. Должно закрыть API GL 5). (API-GL 4 API-GL 4 переработано под европейском участии. Новое обозначение еще точно не Plus не установлено)

Практическое значение имеют сейчас только API-GL 4 и API GL 5. В механических передачах, которые для GL-4 предназначены, может применение масел GL-5 привести к проблемам с синхронизаторами. Блокирующие кольца синхронизаторов требуют определенного трения. Современные формулировки трансмиссионных масел покрывают все же требования по API GL-4 и API GL-5. Время введения API-MT-2, GL 7 и GL-4 Plus еще не определено точно. 2.2 MIL-спецификация MIL-спецификация MIL-L 2105 A-D в гражданской отрасли не применяется более. MIL-PRF-2105E представляет высокие требования к трансмиссионным маслам и вероятно со временем всемирно освободит API GL Допуски и рекомендации производителей У большинства легковых автомобилей трансмиссионные масла более не заменяются. В случае ремонта масло должно также как оригинальная запчасть у автопроизводителя запрашиваться. В единичных случаях наводить справки лучше всего в руководстве по эксплуатации. Многие предприятия имеют собственную спецификацию.В грузовом секторе трансмиссионные масла и масла для осевых передач еще меняются, при этом интервалы их замены также все возрастают. Автопроизводители частично стараются сами выпускать трансмиссии или передают эту задачу специалистам, например, ZF, Eaton, Voith или также Renk. Частично потом передаются допуски поставщикам, имеются также допуски их самих. В единичных случаях бывают ситуации, когда поставщиком трансмиссии даны допуски, при этом не имея допуск самого автопроизводителя

3. Тракторные масла / Универсальные масла (STOU, TOU, UTTO В сельскохозяйственном секторе и в строительной индустрии уменьшается количество сортов и чтобы избежать опасность ошибочного подбора универсальных смазочных материалов, избегаются производителями поименные названия продукции за исключением ZF (TE ML 06). STOU Super Tractor Oil Universal- масло для моторов (турбодизелей), для механических и гидромеханических передач, включая с мокрыми тормозами и гидравлической системы. UTTOUniversal Tractor Transmission Oil –универсальное тракторное трансмис- сионное масло для всех передач, включая с мокрыми тормозами и гидравлической системы. Не применимо к моторам. TOUTractor Oil Universal – масло для моторов (всасывающих дизелей), трансмиссии (без мокрых тормозов) и гидравлической системы. TOU-масла выполняют требования старых сельскохозяйственных машин и заменено современными STOU- и UTTO-маслами

4. Смазочные материалы для мотоциклов У большинства мотоциклов японского производства и некоторых европейских мотоциклов предъявляется к моторному маслу дополнительные требования. У них масло циркулирует через мотор, трансмиссию и «мокрое сцепление». Моторные масла из автомобильного сектора могут вызвать проблемы в сцеплении Кроме этого силы сдвига в трансмиссии значительно выше, чем в моторе, так что особенно устойчивые к сдвигу масла могут быть использованы. В 1999 г. была представлена спецификация JASO T 903 (Japanese Automobile Standard Organisation), которая переработала требования спецификации API (SE, SF, SG, SH, SJ) или ACEA (A1,A2, A3) с дополнительными характеристиками для мотоциклетных 4-х тактных масел. В зависимости от характеристик трения в сцеплении следует классификация согласно JASO MA или JASO MB. JASO MA дает более высокое значение трения чем JASO MB

5. 2-х тактные моторные масла 2-х тактные моторы производятся для мотоциклов, мопедов, лодочных моторов, мотопил и т.д. Введение 2-х тактных масел стало возможным благодаря дозированным насосам (раздельной смазки) или добавлялось прямо в бензин (смешанная смазка). Имеется спецификация API, которая не может тестироваться, так как не производятся моторы для тестирования. API при этом должна быть заменена JASO и ISO. JASO (Japanese Automotive Standards Organisation) спецификация для простых требований для всех малых машин в Азии. Global (мировые)-спецификации перерабатываются различными организациями (ACEA, EMA, JAMA) совместно. Global-спецификации являются основой для ISO-спецификаций (International Organization for Standardization). Для наивысших требований в подвесных лодочных моторах существуют еще NMMA- классы

API (2-х тактн.) СпецификацияУсловия эксплуатации API-TA (TSC-1)мопеды API-TB (TSC-2)мотороллеры и мотоциклы API-TC (TSC-3)высокооборотистые моторы API-TD (TSC-4)подвесные лодочные моторы соответственно NMMA TC-WII JASO СпецификацияУсловия эксплуатации JASO FAлегкие JASO FBсредние JASO FCсредние + бездымные Global / ISO СпецификацияУсловия эксплуатации Global GB/ISO-L-EGBсредние (=JASA FB) Global GC/ISO-L-EGCсредние + бездымные (=JASO FC) Global GD/ISO-L-EGDтяжелые + бездымные (>JASO FC) NMMA СпецификацияУсловия эксплуатации BIA TC-Wне действует более NMMA TC-WIIне действует более NMMA TC-W3повышенные требования для подвесных моторов