Этнокультурные стереотипы русских и немцев: Немцы своеобразны, русские тоже Подготовлен участниками секции «Межкультурная коммуникация», БМШ, Танхой, 2012
Актуальность исследования: Стереотипные представления о других народах и культурах готовят людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют её воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. При подготовке к межкультурному общению необходимо изучать культуру другого народа, чтобы использовать стереотипы в случае необходимости и уметь отказываться от них при их несоответствии реальной действительности. Объект исследования: процесс межкультурного общения в рамках Байкальской международной школы (БМШ), п.Танхой, 2012 Предмет исследования: этнокультурные авто- и гетеростереотипы россиян и немцев – участников БМШ.
Задачи исследования: изучить понятие «стереотип», причины и механизм появления стереотипов, формы, виды и функции стереотипов; -исследовать и проанализировать этнокультурные авто- и гетеростереотипы российских и немецких участников БМШ. Методы исследования: ассоциативный опрос участников IV Байкальской международной школы (п. Танхой, 2012): Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите «Россия», «россияне» («русские») / «Германия» («немцы»)? Контент-анализ полученных результатов обучения
Стереотипы, причины возникновения Что такое стереотипы? «Картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценностные позиции и права» [Прохоров 2006: 68] Представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа [Садохин 2011: 257]. Откуда берутся стереотипы? усваиваются в процессе социализации («с молоком матери»); формируются в процессе общения с людьми (родители, сверстники, учителя и др.) возникают через личные контакты; формируются под влиянием СМИ.
Для чего служат стереотипы в процессе МКК? функция передачи относительно достоверной информации: с первых контактов начинается классификация новой информации и формируется модель иной культуры. Мы наблюдаем, упрощаем, обобщаем, выделяем характерное для данной культуры. ориентирующая функция: с помощью стереотипизации создается упрощенная матрица окружающего мира, т.е. социальное окружение распределяется на обозримые и относительно понятные группы. функция влияния на создание реальности: стереотипы помогают четко разграничить свою и иную этнические группы, защитить традиции, ценности и др. своей группы.
Какие бывают стереотипы? гендерные, возрастные, социальные, профессиональные, этнические и др. автостереотипы (= представления о своей этнокультурной группе) гетеростереотипы (= представление о других)
Результаты исследования авто- и гетеростереотипов русских и немцев Количественный и качественный (возраст, половая принадлежность) состав респондентов ЖМ 12 – – – – – – … Всего (чел.) Всего (ответ. Русские Немцы
Русские о России и русских
Немцы о России и русских
Особенности автостереотипов русских : Автостереотипы группы «национальный характер» включают положительные и отрицательные ассоциации!!!): Великодушные, щедрые, гостеприимные, открытые, приветливые, общительные, улыбчивые, эмоциональные, впечатлительные, активные, сильные, коллективисты, шумные, гордые, душевные, все поют, любят выпить, неприветливые, неулыбчивые, ленивые, скандальные, грубые, нетерпеливые, агрессивные «патриотизм» = особая группа автостереотипов Родина, держава, богатая история, гордость за Родину, могущество, величие, вера, душа, единая и независимая, славяне, любимый край, менталитет, русская речь (язык), мать, дом, семья, родители, Я, судьба, детство, жизнь, красота, любовь
Что ассоциируется у немцев с Россией (отличия)? «География»: сырье, газ (+ ГАЗПРОМ); маленькие дома/квартиры, маленькие деревни; медведи; ТРАНССИБ «История и государство»: плохая политика, диктатура, коммунизм, много очень богатых людей, много очень бедных людей, война, Чингис Хан, рубль «Национальный характер»: Гибкие Гибкие, (изобретательные, креативные), спонтанные, религиозные, грустные, унылые, невзыскательные (непритязательные) «Реалии российской культуры»: Хаотичное дорожное движение, прическа с челкой (Pony-Frisur), золотые зубы, узкие глаза, школьная форма, дешево
Немцы о Германии и немцах
Русские-россияне о Германии
Особенности автостереотипов немцев «немецкая кухня»: белые колбаски (сосиски), мармелад Haribo, квашеная капуста, дёнер (= шаурма) «высокоразвитая страна»: устойчивое развитие, hi-tech, урегулированное дорожное движение «Культурные феномены»: дирндль (женск. нац. костюм), кожаные штаны, «садовые гномики»
Культурные феномены
Что ассоциируется у россиян с Германией? Немецкая кухня: пиво (Октоберфест); вино («Молоко мадонны»), кофе, булочки, шнапс, глинтвейн Высокоразвитая страна: Немецкое качество, химическая промышленность, медицина, машиностроение («Mercedes», BMB, Opel, Siemens) Национальный характер немцев (ПРЕОБЛАДАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА!) корректные, с любовью относятся к окружающей среде, толерантные, доброжелательные, вежливые (= хорошие манеры), благородные, интересный, хорошо поют, хороший народ, эмоциональные, скромные, порядочные, замкнутые, холодные, безразличные.
Специфика ассоциаций участников БМШ Общение в рамках БМШ Дружба, новые знакомства, интерес, туристы, общение, радость, улыбки, позитив, трудности в коммуникации, Стив…
Выводы Опрошено 104 российских и 23 немецких участника (778 и 157 ответов). Выявлены и сгруппированы по тематическому признаку авто- и гетеростереотипы. В российском и немецком сознании доминируют авто- и гетеростереотипы объединенные по темам : География, Национальная кухня, Национальный характер, Реалии культурной жизни, История и государство, Литература, искусство и музыка, Спорт и … (86,6%). Данные показатели обусловлены наличием жизненного, в т.ч. учебного опыта респондентов, а также наложением информационных полей благодаря СМИ, в т.ч. Интернет.
Выводы Дифференцирующими для рос. сознания явл. ассоциации, объединенные в группу «Патриотизм», что обусловлено особенностями российской системы воспитания. Возникновение стереотипов группы «Общение в рамках БМШ» (14,3%) обусловлено эмоциями от контактов с немецкими школьниками. Частичный контент-анализ ассоциативных групп позволил выявить различия, обусловленные знанием своей и незнанием иной культуры, особенностями своей и чужой культурной картины мира и непродолжительными контактами с представителями иной культуры. Перспективы исследования: анализ полученных данных по критериям «пол», «возраст», «знание иностранных языков», «опыт общения с представителями иной культуры». В порядке рекомендации организаторам школы предлагается продолжить работу в рамках расширенного межкультурного тренинга.