Москва и Петербург -- литературные полюсы Michael Makin RC Lang 323 5 November 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Живое существо, обладающее мышлением, речью. Лицо, являющееся носителем каких- либо внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-либо.
Advertisements

Образ женщины в творчестве поэта Н.А.Некрасова и художника А.Г.Венецианова.
Достоевский. Михаил АндреевичМария Фёдоровна смерть матери от чахотки ; учёба в пансионе вместе с братом ; смерть Пушкина ;
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых.
Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Петербургские повести.
Иллюстрации (приложение к уроку «Петербург Достоевского» для работы в группах): 2-5 слайды – А.Бенуа к «Медному всаднику» А.С.Пушкина 6-8 слайды – к «Петербургским.
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Литературный Петербург. Прогулки с Достоевским.. Выполнила работу Евтюхина Ольга Александровна, учитель МОУ «СОШ 58» г. Магнитогорска.
Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: Презентация по произведению Н.В. Гоголя "Шинель"
Учитель Бауло Елена Михайловна МОУ СОШ 2 г.Унеча Брянской области.
Тема гражданина и поэта в лирике Н.А. Некрасова. Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе:
Федор Михайлович Достоевский «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
Выполнил: Ученик 10 «Б» класса. Ковин никита. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). Затем её в русской литературе раскрывает.
ЖИЗНЬ И ТВОЧЕСТВО ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО.
А.С.Пушкин. «Медный всадник». История создания. Содержание. Поэма написана в Болдине осенью 1833 г. Поэма написана в Болдине осенью 1833 г. Тема: наводнение.
Презентация. "Петербургские повести" Н.В.Гоголь
Федор Михайлович Достоевский ( ) ….Первый закон в искусстве - свобода вдохновения и творчества. Все же вытребованное, все же вымученное спокон.
Петербург в произведениях русских писателей Каким показан Петербург в произведениях русских писателей?
Н.А. Некрасова Работу выполнила ученица 10 класса: Змеева Кристина.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 16. Творчество.
Транксрипт:

Москва и Петербург -- литературные полюсы Michael Makin RC Lang November 2007

Концептуальный Петербург строился писателями Пушкин Гоголь Достоевский

Самые известные произведения Пушкина, Гоголя и Достоевского в «Петербургском тексте» «Пиковая дама» «Медный всадник» (1833) Петербургские повести («Записки сумасшедшего», «Нос», «Невский проспект», «Шинель» ые, 1840-ые годы) «Бедные люди», «Двойник» (1845-6), «Записки из подполья» (1864), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869)

Петербург литературного мифа сочетает петровский проект великолепного, нового города с совсем другими элементами: Логика борется с безумием Человеческая воля борется с природой Разум борется с демоническим Высочайшая власть давит «маленького человека» Город – место насилия, преступления, торговли людьми Жители (как почти все авторы)– все приезжие, все чужие, все одинокие.

План города в 19-ом веке Человек (прямые линии) борется с природой (кривые линии)

Кроме Пушкина, Гоголя и Достоевского, многие другие авторы писали части «Петербургского текста» 19-го века. Например – Николай Некрасов Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: "Гляди! Сестра твоя родная!" 1848 (?)

Петербург литературного мифа – не великолепный град Петра…

…а город бедности, грязи, тесноты, отчаяния. Дворы Петербурга в районе, где происходит действие «Преступления и наказания»

Московский «текст» менее ясный

Его три главных элемента (по статье Иена Лили) Первый Благочестивая женственность

Второй Хлебосольство, любовь к застолью

Третий элемент Москва – духовный центр, Третий Рим

Кто создавал «московский текст»? Карамзин («Бедная Лиза», 1792; «Записки старого московского жителя», 1803) Толстой («Война и мир», 1860-ые годы) Аполлон Григорьев («Мои литературные и нравственные скитальчества», 1862) Александр Островский (пьесы, ранние записки, ые годы ) И многие другие Но текст более фрагментарный, чем петербургский

Островский «ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ В ПРАЗДНИК» Когда у нас за Москвой-рекой праздник, так уж это сейчас видно. И откуда бы ты ни пришел, человек, сейчас узнаешь, что у нас праздник. Во-первых, потому узнаешь, что услышишь густой и непрерывный звон во всем Замоскворечье. Во-вторых, потому узнаешь, что по всему Замоскворечью пахнет пирогами.

Гендерные признаки Петербург – мужской (разум, индивидуальность, воля, мирская власть), ближе к интеллигенции Москва – женская (органика, святость, непосредственность, коллективность, способность терпеть, духовность), ближе к земле и народу

Московский быт

Гоголь Петербург: французские хлебы; немцы; одни женихи; расчет; все во фраке; все едут на «должность» Москва: блины; калачи; город, перекрестившись…, выезжает на рынок; она всех кормит; все едут на обед…

Белинский Петербург: мода; компактный, новый город; все ходят; кондитерские; правительство; «чиновник» Москва: традиция; кривые, узкие улицы; город распространяется далеко; трактиры; старые аристократы; «барин»

А потом? Как продолжается и преображается эта бинарная оппозиция в двадцатом веке? Читайте дальше!