1 Развитие воспитания в современной системе образования: воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов ГАОУ ДПО «Саратовский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Концепция духовно-нравственного воспитания Концепция духовно-нравственного воспитания.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
Транксрипт:

1 Развитие воспитания в современной системе образования: воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», кафедра педагогики.

Необходимость воспитательного компонента обусловлена: ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. 2

Преодоление противоречий между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении. 3

Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; 4

Воспитательный компонент ФГОС содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно- нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве. 5

Документы воспитательного компонента ФГОС Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников 6

Содержание воспитания воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственно-этической культуры, формирование понятий о нравственности и этических нормах социального взаимодействия; воспитание ценностного отношения к образованию, развитие творческой познавательной активности и культуры умственного труда; воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание). 7

Воспитательный компонент развитие ценностных ориентаций, социально-личностных компетентностей учащихся в условиях комплексного программно-целевого проектирования развития воспитания в системе образования; комплекс социально-педагогических ориентиров, направленных на создание оптимальных условий для системного развития воспитательного пространства образовательного учреждения как пространства социокультурного развития личности каждого учащегося. 8

Результаты воспитания в образовательном учреждении «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса» 9

Духовно-нравственное развитие обучающихся Требования к содержанию и условиям воспитания направлены на обеспечение: единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения и усиление его воспитательной функции в широкоформатном контексте актуальных проблем духовно-нравственного становления подрастающих поколений граждан новой России. 10

Актуальность духовно-нравственного воспитания в современной России. В настоящее время Россия переживает духовно - нравственный кризис. 11 Основы воспитания и образования Традиционные«Более современными» Христианские добродетелиОбщечеловеческие ценности гуманизма Педагогика уважения старших и совместного труда Развитие творческой эгоистической личности Целомудрие и воздержаниеВседозволенность и удовлетворение своих потребностей Любовь и самопожертвованиеПсихология самоутверждения Интерес к отечественной культуреИнтерес к иностранным языкам и традициям

Актуальность духовно-нравственного воспитания в современной России. Факторы, противоречащие духовно-нравственному воспитанию и ограничивающие его эффект: основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости; поиски национальной идеи; упадок общественной морали 12

Актуальность духовно-нравственного воспитания в современной России. Единая Всероссийская пионерская организация Общее неблагоприятное состояние социальной среды. Каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество. 13

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, подготовка широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, источники сильного воздействия наребенка как позитивного, так и негативного характера. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К. Д. Ушинский В-четвертых, вооружение нравственными знаниями - информиация о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. 14

Актуальность духовно-нравственного воспитания в современной России. «Необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать человека. Никто не учит маленького человека: Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. В.А. Сухомлинский Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. В.А. Сухомлинский 15

Духовность Духовность - это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на извечные вопросы бытия об устройстве мира, истине, о добре и зле. Духовность базируется на свободе человека, понимается как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода сочетается с формирующейся саморегуляцией. 16

Нравственность Нравственность - это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Ожегов С.И. ) Нравственность - показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек ( современная педагогическая литература) Нравственность в отличии от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье. Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро. (И. Песталоцци). Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. 17

ВОСПИТАНИЕ Интересы государства Интересы общества Интересы личности Свободное саморазвитие и сохранение индивидуальности Ценности Ценности Культурные и нравственные люди Достойный гражданин своего отечества 18

Духовно-нравственное развитие гражданина России Духовно-нравственное развитие гражданина России –это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. 19

Ценности, ценностные установки, ценностное отношение Ценность – это убеждение человека в значимости (или важности) лично для него некоторого объекта или явления. Ценность – это синоним неравнодушия человека к тому или иному аспекту действительности. (В. Магун и М.Руднев) Ценностные установки – цели, стремления, желания, жизненные идеалы. Ценностное отношение человека к миру, своему прошлому, настоящему и будущему проявляется в его действиях на практике, в реальной жизни. Отношение человека к явлениям окружающего мира, к самому себе составляет духовную структуру личности. 20

Главная ценность Главная ценность и цель образования поддерживать и развивать субъектные свойства и индивидуальность ребенка способствовать формированию у воспитанников личных смыслов жизни способствовать формированию у воспитанников личных смыслов жизни пробуждать творческий потенциал личности пробуждать творческий потенциал личности стимулировать к самостоятельному решению жизненных проблем в нестабильном социуме стимулировать к самостоятельному решению жизненных проблем в нестабильном социуме 21

Национальный воспитательный идеал высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций; 22

Национальный воспитательный идеал в исторической ретроспективе система православных ценностей и идеалов «человек государственный, слуга царю и Отечеству» … строитель коммунизма и служение коммунистической партии идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности 23

Определение современного национального воспитательного идеала необходимо учитывать: преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. 24

Современный выпускник! Какой он? 25

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СЕГОДНЯШНИХ ВЫПУСКНИКОВ ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ, ЧЕМ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ ВАШЕГО ВРЕМЕНИ? 26

СЕГОДНЯШНИЕ ВЫПУСКНИКИ ПОДГОТОВЛЕНЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ ВАШЕГО ВРЕМЕНИ? 27

ПО НРАВСТВЕННЫМ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ СЕГОДНЯШНИЕ ВЫПУСКНИКИ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ БЫЛИ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ ВАШЕГО ВРЕМЕНИ? 28

СЕГОДНЯШНЯЯ МОЛОДЕЖЬ, СТРЕМИТСЯ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ СТРЕМИТСЯ КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧАТЬ РАБОТАТЬ, ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ? 29

СЕГОДНЯШНЯЯ МОЛОДЕЖЬ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СТРЕМИТСЯ УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ ИЛИ БОЛЬШЕ СТРЕМИТСЯ РАЗВЛЕКАТЬСЯ, ПОЛУЧАТЬ ОТ ЖИЗНИ УДОВОЛЬСТВИЕ? 30

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА по данным института возрастной физиологии РАО У 70% старшеклассни- ков можно диагности- ровать пограничные нервно-психические расстройства В 2 раза возросла учебная нагрузка за 50 лет (с 1946 по 2008 г.) 20 % детей приходят в школу с нарушения- ми психического здоровья погранич- ного характера 60-70% детей с наруше- ниями психического здоровья погранично- го характера по окончании 1-го класса 31

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА по данным института возрастной физиологии РАО 1 ребенок из 5 функционально готов к обучению в школе. Это вдвое меньше, чем в 80-е годы, и втрое, чем в 70-е годы часов- продолжительность рабочего дня школь- ника, заканчивающего начальную школу часов – продолжительность рабочего дня старшеклассника 40% школьных программ и учебников сориентировано на «продвинутых» детей ( 15% школьников ) 32

Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования! 33

Базовые национальные ценности основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально- исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. 34

Традиционные источники нравственности и базовые национальные ценности 35 Источники нравственности ценностипатриотизм любовь к России, к своему народу к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство:

Традиционные источники нравственности и базовые национальные ценности 36 Источники нравственности ценности гражданственностьслужение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Традиционные источники нравственности и базовые национальные ценности 37 Источники нравственностиценности труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

Традиционные источники нравственности и базовые национальные ценности 38 Источники нравственностиценности искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества. 39

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В СТРАНЕ растет число семей с 1-2 детьми, когда практически численность населения не воспроизводится; семья испытывает значительные трудности в трудоустройстве, обеспечении жильем; наблюдается недостаток общей культуры и образования родителей; неуклонно снижается морально-нравственный уровень семейных людей и молодежи. 40

Семейные ценности Рисунки, минисочинения о семье; Изучение родословной и составления фамильного генеалогического древа; Пословицы, высказывания о семье; Минипроекты: «Моя семья – мое богатство!», «Профессии в моей родословной», «Семейные истории», «Мир наших увлечений», «История семьи в истории войны» Исследовательский проект: «Кем был твой прадед на Руси? О том фамилию спроси» - «Моя фамилия в истории моего рода», «Моя фамилия в истории страны», фамильные посиделки и семейные конкурсы; Акция «Загляни в семейный альбом!», «Целый мир в конвертах этих» Акция «Возроди традицию» 41

Духовно-нравственное развитие Следующая ступень развития гражданина России это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Следующая ступень развития гражданина России это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». 42

«Малая Родина» Путешествие к национальным истокам «История рода», «История села», «История культуры народа» на и т.д. Создание очагов народной культуры «Музей народного быта», «Школа народный ремесел», выставки, «Фольклорный ансамбль», «Студия народного танца» Конкурс экскурсоводов «О малой Родине рассказ…», представление зарубежным гостям «Я о России говорю…» Ветераны села «История в лицах» 43

Духовно-нравственное развитие Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации является важным этапом развития гражданского самосознания. 44

Моя Родина - Россия! Исследовательские проекты по истории России, культурных традициях, культурном наследии. Дискуссионный клуб «Образ России в литературе и искусстве» Поэтический вечер «Люблю Россию я…» Фестиваль культуры народов России (танцы, песни, ремесла, костюмы, кухня и т.д.) Взаимодействие с ветеранскими организациями - проект «Сотрудничество» 45

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России Ступень российской гражданской идентичности это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Ступень российской гражданской идентичности это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. национальное самосознание (идентичность) разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба; национальное самосознание (идентичность) разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба; 46

Федеральные государственные образовательные стандарты 47

В воспитании подрастающего поколения нужно обратиться не к одному народу, а ко многим… Народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и человеческим. П.Ф. Каптерев 48

Поликультурное образование процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам. 49

Педагогические концепции: "Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова, "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л. Супруновой. Научные разработки в области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.). 50

Принципы поликультурного образования и воспитания: принцип полингвальности принцип преемственности принцип дифференциации и разнообразия принцип креативности принцип культурной ценности принцип объемной (стереоскопической) картины мира принцип вариативности принцип этической актуальности национально- культурная основа гуманистическая открытость личностная ориентированность гражданская ответственность целенаправленная созидательная активность организованное саморазвитие 51

Направления реализации поликультурного образования 1. В урочной деятельности ( исследовательская и проектная деятельность, система дополнительного образования) обогащение базовых образовательных дисциплин (гуманитарных и языковых) поликультурной проблематикой (страноведческий, культуроведческий, лингво- и страноведческий аспект); введение предметов, отражающих национальную духовную культуру и историю различных народов (краеведение, МХК, зарубежная литература); Культуроведческий аспект в изучении гуманитарных дисциплин (история, литература, география, обществознание) Исторический и биографический аспект в изучении естественно-научных дисциплин. 52

Направления реализации поликультурного образования 2. Внеурочная занятость дополнительное образование: хореография (национальные танцы); хоры на английском языке и др.языках, студия драматического искусства на английском языке, (экскурсии, театры, музеи, общешкольные мероприятия, фестиваль иноязычной культуры) взаимодействие с поликультурным социумом (СМИ, учреждения дополнительного образования, взаимодействие с вузами, партнерское взаимодействие Международные проекты (международный дискуссионный клуб, проект «Большое чтение») Психологические тренинги, направленные на развитие толерантности и коммуникативных навыков Социальные проекты и практики Волонтерская деятельность Ученическое самоуправление 53

«Я не хочу обносить свой дом стенами и заколачивать окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног» 54

Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Духовно-нравственное развитие личности, осуществляемое в процессе социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовно - нравственное воспитание личности гражданина России педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно- территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские. буддистские), мировое сообщество. 55

Примерная программа Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников развития и воспитания школьников 56

Социализация личности Социализация личности 57