Компетентностный подход в современном образовании как основа стандартов второго поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Advertisements

Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
К ОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
1 Формирование и развитие ключевых компетенций как средство успешной подготовки к ЕГЭ Брестер Маргарита Адольфовна, учитель МОУ БСОШ 4.
Модель компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход-это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление у обучающихся.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ 12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак Гринько Ю.М.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Проектирование урока на основе системно- деятельностного и культурно- исторического подхода.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Система работы школы по формированию компетентности учителя и ученика. Компетентностный подход в обучении.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Транксрипт:

Компетентностный подход в современном образовании как основа стандартов второго поколения

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин

АКТУАЛЬНОСТЬ Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, компетенций и компетентности, более соответствующих пониманию современных целей образования. Необходимо создание таких условий обучения, при которых ученики приобретут опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Проанализировать содержание компетентностного подхода и составить памятку по созданию условий обучения в рамках компетентностного подхода

ЗАДАЧИ Познакомиться с социально-педагогическими понятиями "компетентностный подход", "компетентность", "компетенции": смыслы и содержание понятий. Обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход и составить памятку для педагогов по созданию условий обучения в рамках компетентностного подхода Разработать тематическое планирование и урок по истории России (6класс) с учетом новых требований к качеству образовательных результатов в контексте компетентносного подхода.

ЭТАПЫ РАБОТЫ 1.Организационный этап. а) Определение темы проекта, цели и задач. б) Подбор материала. в) Определение целевой группы. г) Определение методов. д) Ожидаемый результат. 2. Реализация проекта. 3. Результаты деятельности, продукт. 4. Рефлексия.

Понятия Компетентность – понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Компетентность – способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

К числу таких принципов относятся следующие положения: Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Положительное в компетентностном подходе Удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Проблемы: Любая инновация связана с определенными проблемами. Данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов.

История России 6 класс Программа. История России с древнейших времен до конца 18 века. Е.В.Пчелов. М.:Русское слово, 2006г. Учебник. История России. Е.В.Пчелов. М.:Русское слово, 2006г. ДатаТема урокаЭлементы содержания (знать) Требования к уровню подготовленности учащихся (уметь) Формирование УУД Дом. задание 1.Образование Древнерусского государства Причины, процесс и этапы образования Древнерусского государства, происхождение названия «Русь» Характеризовать на основе исторической карты территории расселение восточных славян, природных условий; описывать жизнь и быт, верования славян. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Познавательные УУД Разноуравневое: 1 группа – написать рассказ от имени путешественника по водному пути «из варяг в греки» 2 группа – работа с контурными картами; 3 группа – нарисовать рисунок по теме 2.Русские князья времен язычества Формирование княжеской власти; внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Понятия: князь, дружина, погосты, уроки Объяснять смысл понятий, показывать на исторической карте…, систематизировать материал, приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами. Познавательные (логические) и общеучебные УУД Составить рассказ об одном из русских князей 3.Князь Владимир и крещение Руси Личность князя Владимира; причины и значение принятия христианства; внутренняя политика князя. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с другими государствами; давать оценку значения принятия христианства на Руси. Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику князей. Познавательные УУД Составить кластер по теме «Христианство и государство» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Цель: 1. Создать условия для формирования представления учащихся о деятельности первых киевских правителей, их внутренней и внешней политике. 2. Создать для многостороннего диалога учащихся (с прошлым, с автором учебника, с учителем). 3. Способствовать развитию представлений учащихся о главных героях исторической драмы, о традициях и обычаях наших предков. Задачи: 1. Формирование у учащихся понятие «государство». 2. Усвоение основных понятий и терминов урока. 3. Совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации. 4. Формирование знаний по Отечественной истории на основе личностно-эмоционального осмысления. Ожидаемые результаты. В результате занятия учащиеся смогут узнать ключевые понятия, термины и даты, внешнюю и внутреннюю политику первых русских князей, проанализируют взаимоотношения различных групп общества. Краткое описание идеи занятия. Данная подтема продолжает ознакомление учащихся с развитием древнерусского государства в IX – X веках. Обучающиеся уже имеют определенные представления о древних жителях нашей родины, условиях жизни, занятиях, верованиях. В ходе изучения актуализируются знания из курсов истории древнего мира и средних веков. В ходе занятия необходимо подчеркнуть роль русских князей времен язычества, их внутренней и внешней политики на дальнейшее развитие древнерусского государства. Основные понятия. Полюдье, уроки, погосты. Основные даты. 907 г., 911 г., 944 г., 971 г. Персоналии. Олег Вещий, Игорь, княгиня Ольга, Святослав. Тема урока. Русские князья времен язычества. Учебный предмет. История России. Автор. Е. В. Пчелов. Класс. 6 класс. Количество времени для занятия. 1 час.

Этапы занятия ЭтапыФормы и методыОжидаемые результатыФормы контроля и оценивания 1. Мотивационный Постановка вопросов: вспомнить какие функции правителя государства вы знаете; задачи правителя Беседа Метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности ЗаинтересованностьОтветы на вопросы 2. Проблемный Постановка проблемы: какой вклад внесли первые русские князья в развитие Руси в IX – X веках Проблемный вопрос Проблемно – поисковый метод Дискуссия Умение высказывать свою точку зрения Устный опрос, проблемные задания 3. Информационный Извлечение и отбор информации из текстов, заполнение таблицы Групповая работа с источникам, текстами учебника Поисковый метод Уметь находить нужную информацию; проанализировать информацию Составление таблицы; работа с текстом учебника 4. Аналитический Выступление учащихся и вывод о роли личности князей Беседа, групповая работа; классификация Б.Блума Вклад князей в создание и развитие в создание древнерусского государства: что получилось, что нет Умение строить монологическую и диалогическую речь. Знать ключевые понятия, уметь объяснять их. Устный опрос; выступление групп. 5. Рефлексивный Что узнали нового? Что понравилось/не понравилось? БеседаУсвоение нового материала

ПАМЯТКА по созданию условий обучения в рамках компетентностного подхода * Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно. * Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей. * Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих. * Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей. * Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность. * Учить задавать вопросы и высказывать предположения. * Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то « не знаю », « не умею » или « не понимаю », не только не стыдно, но является первым шагом к « знаю », « умею », и « понимаю ».

Выводы Компетентностный подход – это не дань моде, а основа «нового качества» образовательной деятельности педагога. В своих учебных заведениях предложить провести серию семинаров под общей темой "Конструирование компетентностного подхода в образовательной практике: совершенствование содержания образовательных программ, технологий, форм работы и подбор диагностического материала".

ЛИТЕРАТУРА 1.Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – – 4. – С Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – – 5. – С Приложение к приказу Минобразования России от – М., Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – – 5. – С Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PIZA-2000/ А.Г.Каспржак, К.Г.Митрофанов, К.Н.Поливанова и др.–М.: «Университетская книга», Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с анг. – М.::Когито- Центр, Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. – – 7. – С Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – – С Интернет источники Статья в Википедии «Компетенция" И.А. Зимняя. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» сентября Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005

Рефлексия Компетенции Ключевые, предметные, метапредметные. Образовывают, воспитывают,развивают. Помогают самостоятельно принимать решения. Успех!