Межпредметная интеграция как средство развития инновационной культуры педагогов Уровни, формы и варианты межпредметной интеграции социальных дисциплин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Переход на старшую ступень общеобразовательной школы МУ ЦИМПО 2005 г.
Advertisements

Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ на старшей ступени образования на территории Самарской области.
Методические рекомендации «Как работать с БУП 2004г.» Центр повышения квалификации «Развитие образования», апрель 2010г.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Ольга Викторовна Потеряева, заместитель директора МКУ ЦРО.
Организация образовательного процесса на III ступени.
Учитель информатики и математики СОШ 1 ст. Архонская Ерёменко Оксана Андреевна.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Особенности формирования учебного плана ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом.
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
Педагогический совет Тема: «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки»
Профильная и профессиональная направленность преподавания общеобразовательных дисциплин Апухтина Анна Геннадьевна заведующая кафедрой общеобразовательных.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Среднее(полное) общее образование проект.
МОУ СОШ 29 г. Пятигорск. Цели профильного обучения.
Четвертая республиканская научно- практическая конференция учителей химии «Методические особенности использования объектов и средств материально-технического.
Наше учреждение – это: Директор школы – Захарова В.И. ГОУ СОШ 393 Общеобразовательные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, лицейские.
ГОУ СОШ 402 Школа с гимназическими классами, реализующая профильное обучение, работающая в режиме полного дня.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
Транксрипт:

Межпредметная интеграция как средство развития инновационной культуры педагогов Уровни, формы и варианты межпредметной интеграции социальных дисциплин на различных ступенях обучения в средней школе Уровни, формы и варианты межпредметной интеграции социальных дисциплин на различных ступенях обучения в средней школе

Интеграция Интеграция (франц. intégration лат. integration лат. i nteger целый) (франц. intégration лат. integration лат. i nteger целый) Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина: Объединение в целое каких- нибудь частей, элементов. Объединение в целое каких- нибудь частей, элементов. Противоположно дифференциации.

Интеграция в педагогике Внутрипредметная интеграция педагоги- ческого знания. Внутрипредметная интеграция педагоги- ческого знания. Интеграция воспитательных сил общест- ва, создание целостной воспитательной среды в рамках микрорайона. Интеграция воспитательных сил общест- ва, создание целостной воспитательной среды в рамках микрорайона. Интеграция деятельности преподавания и обучения в образовательном процессе. Интеграция деятельности преподавания и обучения в образовательном процессе. Интеграция форм организации обучения. Интеграция форм организации обучения. Интеграция внутренних компонентов уро- ка, его функций. Интеграция внутренних компонентов уро- ка, его функций. Межпредметная интеграция. Межпредметная интеграция.

Межпредметная интеграция ИнтеграцияпроцессуальнойстороныИнтеграциясодержательной стороны стороны В области пересечениясодержания учебных дисциплин учебных дисциплинИспользованиеметодов одних дисциплин при изучении других

Межпредметная интеграция: история вопроса в педагогике Ян Амос Коменский (1592 – 1670)

Межпредметная интеграция СозданиецелостнойкартинымираФормированиегибкого и целостного мышления у обучающихся Оптимиза-цияиспользо-ванияучебноговремени Стимул и средство развития инновационной культуры и повышения квалификации педагогов Расширение возможностей учебных дисциплин за счет использования частных методов других предметов

Отечественная педагогика начала ХХ века 1917 – 1923 гг.- интегрированный курс «Обществоведение» (в том числе эле- менты курса истории); 1917 – 1923 гг.- интегрированный курс «Обществоведение» (в том числе эле- менты курса истории); 1923 – 1931 гг. – ликвидация предмет- ного преподавания, введение лабора- торно-бригадного метода обучения на основе комплексных программ – 1931 гг. – ликвидация предмет- ного преподавания, введение лабора- торно-бригадного метода обучения на основе комплексных программ.

Педагогика середины ХХ века Интегрированные учебные предметы: США: «Общественные науки» (эле- менты истории, географии, гражда- новедения) США: «Общественные науки» (эле- менты истории, географии, гражда- новедения) Польша: «Культура» Польша: «Культура» СССР: «Обществоведение», «Приро- доведение» СССР: «Обществоведение», «Приро- доведение»

Межпредметная интеграция в современной школе Проект новых образовательных стандартов общего образования Проект новых образовательных стандартов общего образования Инвариантная часть (старшие классы): Интегрированный курс «Россия в мире» Интегрированный курс «Россия в мире» Индивидуальный проект (в рамках одно- го или нескольких предметов) Индивидуальный проект (в рамках одно- го или нескольких предметов)

Общеобразовательные предметы по выбору Общеобразовательные предметы по выбору Образователь- ная область Интегрирован- ные курсы Базовый уровень Профильный уровень Филология Русская словесность Русский язык Литература Литература Обществен- ные науки Обществозна- ние ИсторияГеографияИсторияГеографияЭкономикаПраво Математика и информатика МатематикаИнформатикаМатематикаИнформатика Естественные науки ЕстествознаниеФизикаХимияБиологияЭкологияФизикаХимияБиология

Связь интеграции и дифференциации Профильное обучение Углубленное изучение отдельных дисциплин Сокращение учебного времени на изучение другихобщеобразовательныхдисциплин Расширение тематики и углубление изучаемого материала Межпредметная и внутрипредметная интеграция Специфический «профильный» подходу к непрофильным дисциплинам

Уровни и формы межпредметной интеграции Эмпирический (элементарный): Эмпирический (элементарный): эпизодический, фрагментарный характер, неглубокая степень выраженности. эпизодический, фрагментарный характер, неглубокая степень выраженности. Основная форма - интегрированный урок. Предметные дни (недели) с выходом на другие учебные дисциплины. Основная форма - интегрированный урок. Предметные дни (недели) с выходом на другие учебные дисциплины. Теоретический : Теоретический : глубокая интеграция, полное слияние разнохарактерного содержания значительных объемов материала. глубокая интеграция, полное слияние разнохарактерного содержания значительных объемов материала. Основная форма - интегрированный курс. Основная форма - интегрированный курс.

Интегрированные курсы в начальной и основной школе Инвариантная часть: Окружающий мир Окружающий мир Природоведение /Естествознание Природоведение /Естествознание Обществознание (Включая Экономику и Право) Обществознание (Включая Экономику и Право) Искусство (9, 8-9 классы) Искусство (9, 8-9 классы) Региональный компонент: Краеведение Краеведение

Школьный компонент: Элективные курсы Элективные курсы Факультативы Факультативы Индивидуальный проект Индивидуальный проект

Формы межпредметной интеграции «Вертикальная» интеграция «Вертикальная» интеграция последовательное изучение материала, при котором логические и временные отношения не совпадают. последовательное изучение материала, при котором логические и временные отношения не совпадают. «Горизонтальная» «Горизонтальная» одновременное, параллельное изучение материала. одновременное, параллельное изучение материала.

Конструирование и реализация урока (курса) урока (курса) двумя и более учителями разных дисциплин одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.

Варианты интегрированных курсов Курсы из содержания предметов одной или разных образовательных областей Курсы из содержания предметов одной или разных образовательных областей на паритетных началах на паритетных началах на базе преимущественно одного предмета, при сохранении им своей специфики и вспо- могательной роли других на базе преимущественно одного предмета, при сохранении им своей специфики и вспо- могательной роли других «Преломление» общеобразовательной дисциплины через призму специфики профиля «Преломление» общеобразовательной дисциплины через призму специфики профиля

Элективный курс «Исследовательская работа по истории» Содержательные компоненты Интегрируемые дисциплины Привлекаемые специалисты Методы исследования Математика Учитель математики Архивы и музеи. Исторические источники и методы работы с ними Архивоведение Музейное дело Вспомогательные исторические дисциплины Специалисты архива, музея Презентация результатов исследования: Культура речи. Научный стиль. Публичные выступления. Работа в Microsoft Word и Microsoft Power Point Русский язык ПсихологияИнформатика Учитель русского языка Психолог Учитель информатики

Межпредметная интеграция социальных дисциплин Внутри образовательной области Право История География Экономика 1 2 3

Интеграция социальных и гуманитарных дисциплин История: исторические усло- вия создания ли- тературных про- изведений; исторические усло- вия создания ли- тературных про- изведений; устаревшие слова, происхождение фразеологических оборотов. устаревшие слова, происхождение фразеологических оборотов. Литература отражение истории в литературных произ- ведениях и фолькло- ре. отражение истории в литературных произ- ведениях и фолькло- ре. Русский язык лингвистический ана- лиз исторических ис- точников лингвистический ана- лиз исторических ис- точников

Интеграция социальных дисциплин и математики История: история математи- ческой науки, история математи- ческой науки, условия математи- ческих задач условия математи- ческих задач (Перли Ф.С., Перли Б.С. Страницы русской исто- рии на уроках матема- тики: Нетрадиционный задачник. 5-6 кл. – М.: Педагогика - ПРЕСС, 1994 ) (Перли Ф.С., Перли Б.С. Страницы русской исто- рии на уроках матема- тики: Нетрадиционный задачник. 5-6 кл. – М.: Педагогика - ПРЕСС, 1994 ) Математика математические ме- тоды исследования математические ме- тоды исследования

Проблемы межпредметной интеграции Проблема изменения структуры учеб- ного дня. Проблема изменения структуры учеб- ного дня. Проблема согласования рабочих про- грамм для осуществления интегриро- вания в рамках отдельных уроков, тематических блоков. Проблема согласования рабочих про- грамм для осуществления интегриро- вания в рамках отдельных уроков, тематических блоков. Проблема материально-технического оснащения. Проблема материально-технического оснащения. Проблема подготовленности кадров. Проблема подготовленности кадров.