Институт демографии НИУ ВШЭ НИС ИДЕМ 7 февраля 2013 г. Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Сороко Е.Л. Версия 1.1. от 06.02.2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сравнительный анализ основных источников данных о миграции населения России Салават Абылкаликов Уфа, 2012.
Advertisements

Как правильно оформить реферат. Реферат (от латинского Referre докладывать, сообщать) небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-
База данных демографических показателей по регионам России и странам мира: основные компоненты Сороко Е.Л. Институт демографии НИУ ВШЭ, снс,
Институт демографии НИУ ВШЭ научно-исследовательский семинар 29 сентября 2011 г. Е.Л.Сороко И сследовательский проект «Разработка Базы данных демографических.
Институт демографии НИУ ВШЭ Сороко Е.Л. База данных демографических показателей по регионам России и странам мира Исследовательский проект, поддержанный.
Источники демографической информации: Демографический ежегодник России и Центральная база статистических данных Росстата Винник Мария Научно - учебная.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Разработка базы данных демографических показателей по регионам России и странам мира Салават Абылкаликов участник исследовательского проекта
Институт демографии НИУ ВШЭ научно-исследовательский семинар 2 марта 2011 г. База данных демографических показателей по регионам России и странам мира.
Методологическая культура педагога: рецензия на научную статью.
АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗРАБОТКИ БАЗЫ ДАННЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Юмагузин Валерий Научно-учебная Лаборатория.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Институт демографии НИУ ВШЭ научно-исследовательский семинар 2 марта 2011 г. База данных демографических показателей по регионам России и странам мира.
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
ДАННЫЕ О ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ИТАЛИИ В БАЗАХ ДАННЫХ ДЕМОСКОП WEEKLY, ЕВРОСТАТ И ИНЕД Мария Винник аспирантка 1 года обучения, факультет социологии, НИУ.
1 НИРС – научно-исследовательская работа студентов Требования для студентов, обучающихся на кафедре «Прикладная математика» Составил: И.Штурц.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Лабораторная работа 1 «Структура и влияние различных факторов на динамику ВВП РФ» Силантьев В.Б.11 Профессор кафедры ЭММ Филиала ВЗФЭИ в г. Уфе ноябрь.
Транксрипт:

Институт демографии НИУ ВШЭ НИС ИДЕМ 7 февраля 2013 г. Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Сороко Е.Л. Версия 1.1. от

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Почему возникла тема? - Большое число замечаний к курсовым работам, рефератам и эссе. - Повторяемость одних и тех же ошибок у студентов разных вузов и факультетов.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Зачем проводится семинар? Цель: - Проанализировать основные ошибки в эссе на конкретных примерах. - Сделать классификацию их различных видов. - Обсудить возможные пути их устранения.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) С чего начать? Что такое эссе? Essay (English) - набросок, этюд, попытка, проба, сочинение, тест, испытание в НИУ ВШЭ - письменное задание, которое студент готовит на выбранную им тему для оценки его владения предметом, умения самостоятельно работать и четко формулировать научные положения.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Структура эссе На диаграмме – 1,2,3 - совершенно правильные оценки, теории, цитаты, статистические данные, почерпнутые из надежных источников.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Ошибка 1 – Полное отсутствие своей собственной точки зрения Метод устранения: Необходимо существенную часть эссе посвятить изложению своей собственной точки зрения, проиллюстрировать и обосновать ее основные положения.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Структура эссе На диаграмме 1 – использованный единственный источник, 2 – собственная точка зрения.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Ошибка 2 – использован всего лишь ОДИН источник, пусть самая свежая публикация, положения которой очень интересны студенту, он их разделяет и желает использовать в своем эссе. Опасность: публикация освещает лишь одну сторону проблемы, однобокая, предвзятая, и может даже содержать существенную ошибку, отсутствуют альтернативные точки зрения. Метод устранения: Рекомендуется использовать не менее трех- четырех источников.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Какую выбрать тему? Ошибка 3 – слишком широкая тема Опасность: невозможность раскрыть на 7-9 страницах. Примеры: «Особенности миграции населения в европейских странах в 1990-х – 2000-х годах» «Демографическая ситуация в России в конце 20 – начале 21 века» «Демографическая политика в странах Азии»

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Какую выбрать тему? Ошибка 3 – слишком широкая тема Метод устранения: - рекомендуется в максимальной степени сузить число стран, но их должно остаться не меньше двух, чтобы оставить возможность межстрановых сравнений - другой резерв выбора темы – сузить спектр характеристик или сторон анализируемого демографического процесса. Для миграции – можно ограничиться, например, учебной миграцией. -- ограничить исторический период

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Какую выбрать тему? Ошибка 3 – слишком широкая тема Примеры более удачных тем: «Учебная миграция в Швеции, Норвегии и Дании в 1990-х – 2000-х годах» «Тенденции смертности населения Украины в постсоветский период» «Сравнение семейной политики во Франции и Швеции» «Особенности миграции населения в Бельгии и Германии в конце 20 века»

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Как обосновать положения эссе? Ошибка 4. Эссе содержит красивые и серьезные теории, концепции, мнения, положения, но они ничем не обоснованы. Почему важно? Демография – наука на стыке социальных и точных наук. Обоснование требуется не только качественное, но и количественное. Метод решения проблемы Для обоснования эссе должно содержать таблицы, диаграммы, карты, графики и конкретные статистические данные. Для получения положительной оценки нужно включить не менее одной таблицы и одного графика.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Какая порция оптимальна для цитирования? Даже самый важный, интересный, полезный источник можно использовать, но с соблюдением чувства меры. Ошибка 5. Перепечатка в тексте эссе очень большой порции текста из одного источника – до двух-трех страниц, без сокращений. Почему это снижает общее впечатление от эссе? Такое цитирование служит косвенным подтверждением того, что студент не справился с решением задачи определения наиболее важных положений по выбранной теме. Метод решения проблемы Рекомендуется найти, выделить и использовать размер порции для цитирования, не превосходящей 2-3 абзацев из одного источника.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Плагиат Использование самых умных теорий, точных формулировок и глубоких рассуждений без указания источника рассматривается как ПЛАГИАТ, другими словами присвоение авторства. Не просто ошибка 6. Плагиат – основание не дать студенту положительной оценки за эссе, диплом, диссертацию, и даже для отчисления. Как обнаружить плагиат? Поисковые машины, в НИУ ВШЭ – система Антиплагиат. Немаловажен также опыт преподавателя. Иногда плагиат всплывает через много лет. Как обезопасить? Рекомендуется в случае цитирования как текста, так и данных, явным образом указывать их источник. Пример плагиата в науке - на Демоскопе:

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Ссылки и цитирование Требования к цитированию и ссылкам в дипломной работе или эссе ничем не отличаются от требований в научных публикациях. Ошибка 7. Игнорирование этих правил. Пример Медков. Демография. Почему так неправильно? Книга могла издаваться в разных редакциях, в разное время и в разных местах. Читатель не сможет найти нужную цитату в другом издании. Правильно В.М.Медков. Демография. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002, с.33.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Ссылки на интернет Ошибка 8. Неточные ссылки на сайты. Примеры 1) Википедия 2) Демоскоп Что неправильно? 1) Не указан интернет-адрес URL, не ясно даже о какой Википедии идет речь (русской, английской, украинской,…) 2) Не указано, какой материал использован и на какой странице. 3) Не указана дата доступа к указанной странице. Правильно 1) Википедия (доступ ) 2) Дожившим до 60 лет предстоит прожить в среднем еще 20 лет. Мировой демографический барометр. Демоскоп Weekly (доступ )

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) А материал-то свежий? Ошибка 9. Старье Пример В эссе на тему «Современная демографическая ситуация в Казахстане», написанном в 2012 году, использованы статданные за 2004 год (и ранее). Что неправильно? Автор не попытался найти более свежие данные за гг. Слово «современный» оказывается неуместным. Возникает подозрение, что использованы устаревшие рефераты. Как исправить? Найти наиболее свежую информацию, обновить, исправить таблицы и графики, результаты демографического анализа.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Промилле или проценты? Ошибка 10. % вместо Пример «Смертность населения Китая составляла 25 %.» Ошибка повторялась в десятках рефератов из года в год. Что неправильно? Использована неверная единица измерения и ее масштаб, неточно назван показатель. Как исправить? Сверить приводимые статданные с формулами для расчета показателя. Получить представление об интервале изменения дем. характеристики не только в стране, анализируемой в эссе, но и в других странах мира, соседних регионах. Правильно Общий коэффициент смертности населения Китая составлял 25 в год.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) А чем измерено? Ошибка 11. В работе пропущено указание единицы измерения показателя или она дана с ошибкой. В чем проблема? В этом случае появляется источник неоднозначного или даже ошибочного восприятия такого показателя. А он может быть измерен и в годах, и в процентах, в других единицах. Как исправить? Чтобы избежать подобных неоднозначностей есть только один способ – явным образом указывать и в тексте работы, и в названии таблицы единицу измерения показателя (год, %, тысяч человек,…).

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Доверяй, но проверяй! Ошибка 12. Использован ненадежный источник данных. Пример Для определения численности населения Латвии используется поиск в Интернете обычным поисковиком. В чем проблема? Трудно выбрать надежный источник из 2 миллионов. Множество из них устаревшие или неточные. Как исправить? Использовать наиболее надежные источники данных. Росстат, Евростат, Демоскоп, Национальные статистические ведомства Базы данных организаций ООН,… Ресурсы на Демоскопе

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Всем ли «ОЧЕВИДНО, ЧТО…»? Ошибка 13. В работе использованы в качестве довода соображения типа ОЧЕВИДНО, ЧТО… ВСЕМ УЖЕ ДАВНО ПОНЯТНО, ЧТО… НЕ ВЫЗЫВАЕТ НИКАКОГО СОМНЕНИЯ, ЧТО… В чем проблема? Довод несет нагрузку интуитивного, ненаучного характера. Многочисленные примеры из истории показывают их ненадежность. Пример – до Галилея всем было очевидно, что Земля вращается вокруг Солнца. Как исправить? Для обоснования выводов или соображений использовать учебники, материалы переписей населения, научные публикации, статистические показатели из баз данных.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) На английском или французском? Ошибка 14. Ряд названий стран и территорий, показателей приводится на русском языке, а часть – на английском, французском, немецком,… языках. В чем проблема? Автор демонстрирует неуважение к читателю, свое нежелание затратить труд и перевести ключевые термины на русский язык. Разве каждый читатель обязан быть полиглотом? Как исправить? Написать всю работу на одном языке и это может быть не обязательно русский. При желании Вы имеете право написать ее и на английском, но он должен быть ОДИН в пределах одной работы. Можно и на китайском – но кто же ее проверит?

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Как оформить таблицу? Ошибка 15. Таблицы оформлены неопрятно, неаккуратно. В чем проблема? Автор забывает о том, что цифры ничуть не хуже солдат на параде, и должны быть ровненькими, причесанными. Пример плохой таблицы

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Как оформить таблицу? В чем ошибки в 15? 1)Три ошибки в заголовке таблицы. 2)Отсутствие заголовков столбцов. 3)Ошибка в названии страны. 4)Ошибка в кратких единицах измерения. 5)Разные единицы измерения для разных стран. 6)Различное выравнивание цифр

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Как оформить таблицу? Образец исправленной таблицы

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Несоответствие между заявленной темой эссе и его содержанием, избыток деталей Ошибка 16 Можно ли в одной работе ответить сразу на все вопросы? Нужно ли расплываться мыслью по древу? Не возбраняется, конечно, но будет ли лучше от этого раскрыта тема? Пример: описывая современную ситуацию с миграцией в европейских странах вовсе не обязательно отвлекаться на описание проблем в Никарагуа или Буркина-Фасо в прошлом веке. Опасность: Невыполнение требований по объему эссе, излишек деталей заслоняет, замусоривает основные положения. Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное.» Возможное решение Не расплываемся, не отвлекаемся, ближе к теме, стране, народу, процессу по выбранной теме… и выделяем главное.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Недопустимое значение показателя Ошибка 17 Примеры: Вероятность больше 1 Доля возрастной группы больше 100% Отрицательный коэффициент смертности Размер семьи равный 1 Младенческая смертность 2 на 1000 родившихся в 1950 г. Как избежать? - Проверку значений начинать с определения области изменения каждого показателя по его смыслу - Приступить к сужению области допустимых значений для реальных исторических субпопуляций - Выборочно оценить соответствие этих значений их значениям для соседних стран или близких демографических групп.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Неправильный перевод термина Ошибка 18 может возникнуть, как и в любой другой области, в том числе благодаря ложным друзьям переводчика, но не только. Попробуем сделать дословный перевод «Life table». Как сделать правильный перевод? - найти максимально близкие по теме последние публикации на Демоскопе, где анализируется соответствующий демографический процесс - найти исходный, например, английский, термин в Демопедии, а затем через левое языковое меню перейти на его аналог на русском языке.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Майская или июньская рождаемость? Ошибка 19 – курьезный пример неправильного применения правильных значений нужного показателя. Значения «1.5», «1.6» из англоязычного источника после импорта в Excel превращаются в «1 мая», «1 июня». Как получить правильный результат? - Если чисел немного (1-3), исправить вручную, введя десятичные запятые на нужных позициях. - Если больше – сохранить в файле, сделать глобальную замену десятичной «.» на «,», сохранить результат, открыть его в русском Майкрософт Офисе. - И все-таки … внимательно прочитать то, что написано, хотя бы один раз.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) СМИ как первоисточник? Ошибка 20 – использование СМИ как источник демографической информации. Почему же это ошибка? -Современные СМИ страдают от разного рода неточностей, некорректностей -Авторы могут страдать демографической безграмотностью -А редакции свойственна тяга к сенсации любой ценой. -Ничего не стоит перепутать % с, тысячу с миллионом, при делении одного числа на другое ошибиться в десять раз, или даже просто приврать. Как избежать ошибку? Не использовать СМИ как первоисточник Выбирать более надежные: Eurostat, Росстат, WHO, UN,…

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Как указать источник данных? Ошибка 21 – использование ссылки типа: «Источник: Росстат». Почему ошибка? -Росстат (Федеральная служба государственной статистики) имеет широкий спектр публикаций и электронных средств распространения статистической информации: ежегодники, бюллетени, базы данных, журналы, интернет-сайт. -Без конкретизации источника у читателя остается вопрос а какой же именно был использован автором. -Значения одного и того же показателя могут различаться в разных публикациях.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Как указать источник данных? Ошибка 21 – ссылка «Источник: Росстат». Пример многозначности Таблица 2. Миграционный прирост населения России в 1997 году по данным из разных источников, человек. Метод устранения проблемы – явно указать издание или публикацию.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Как ссылаться на базу данных? Ошибка 22 – ссылка на базу данных Источник: Statistics Sweden Пример многозначности Таблица 3. Число умерших в 2000 г. по данным Statistics Sweden в 2011 и 2012 гг. Метод устранения ошибки – явно указать дату доступа к базе данных: Statistics Sweden (доступ ). В противном случае читатель может обнаружить несоответствие! Дата доступаЧисло умерших

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Какой индикатор правильный? Ошибка 23 – использован неправильный, неудачный, некорректный показатель. Примеры множественности показателей Рождаемость: число родившихся, общий коэффициент рождаемости, коэффициент суммарной рождаемости Смертность: число умерших, общий коэффициент смертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении Метод устранения ошибки – выбор показателя необходимо сделать исходя из постановки задачи и положений демографической науки (анализ трендов, межстрановые сравнения, выявление факторов, …)

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Как представить собственные результаты? Ошибка 24 – не полностью, неточно описаны собственные результаты. Пример «Расчеты автора на основе Базы Федеральной службы государственной статистики России» Что не так? - не указаны формулы для расчетов - не даны алгоритмы и программы этих расчетов - не описаны исходные показатели - неправильно указана база данных Метод устранения ошибки – дать полное описание формул, исходных показателей, алгоритмов и источников данных. Если использованы классические методы и формулы расчетов, дать их название: «Использован метод прямой стандартизации коэф-та смертности.»

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Как формировать структуру работы? Ошибка 25 – полное отсутствие структуры работы: нет важных, обязательных составных частей, не выделены главы, параграфы. Примеры - Отсутствует оглавление - Нет списка литературы и использованных источников - Отсутствует резюме - Непонятна структура работы (глава, раздел, параграф) - Отсутствуют выводы, заключения, рекомендации Метод устранения – выделить двух-трехуровневые составные части работы, написать резюме, составить оглавление, дать список литературы и использованных источников данных, сформулировать основные положения и выводы, работа должна иметь ясный стержень, скелет.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) А важно ли оформление? Ошибка 26 Форматирование заголовков, абзацев, диаграмм, таблиц, графиков - неудобное, неудачное, некрасивое, неадекватное. Примеры - Неоправданное число разных форматов абзаца (до 4-5!) - Красивый на экране цветной график совершенно невозможно прочитать в черно-белой печати - Использование курсива, цвета, шрифта текста не несет смысловой нагрузки Опасность: Снижается качество и общее впечатление о работе. Метод устранения – остановиться на одном формате заголовка, текста, абзаца; графики распечатать на черно-белом принтере, оценить их качество и скорректировать.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) А важно ли оформление? Ошибка 27 Форматирование графиков - несимметричное, неоправданно различное. Пример Опасность: Глаз читателя вынужден обращать внимание на ненужные детали, а не на существо графической информации. Метод устранения – выработать свой пусть местный стандарт.

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) А важен ли заголовок? Ошибка 28 Уподобление желтой прессе и заголовкам в «МК». Пример: сравните Берегите мужчин! (Б.Ц.Урланис, «ЛГ», 1969 г.) и У москвича сперма жидкая потому что родину не любит (И.Гундаров, д.м.н. академик РАЕН, «КП», 15 апреля 2002 года) См. Почему у москвича сперма жидкая? Что мы знаем о лисе? Демоскоп Weekly Что мы знаем о лисе? Демоскоп Weekly Метод устранения – не уподобляемся…

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Так ли уж важен пропуск? Ошибка 29 При перечислении стран, регионов, показателей, категорий одно или несколько значений оказываются пропущенными. Возможные источники Невнимательность, неаккуратность, методическая ошибка. Пример: «Восьмое» место в мире, которое занимает Россия по численности населения. См. 2. На каком месте находится Россия? Комментарий Демоскопа: Перепись Демоскоп Weekly , Метод устранения Применяем на практике известную русскую поговорку «7 раз отмерь,…».

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Выводы Для эссе, курсовой, квалификационной работы важно: Содержание, Оформление, Структура. Каждый из этих элементов имеет несколько существенных компонент. Постарайтесь учесть все! Оптимальная структура эссе: 1,2,3 – использованные источники, 4- собственные положения

Институт демографии НИУ ВШЭ Как нельзя писать исследовательские работы (курсовые, магистерские) Благодарности Автор выражает свою благодарность Л.Б.Карачуриной, Е.А.Кваше, В.И.Сакевич, Е.М.Щербаковой за существенные и своевременно сделанные замечания.