Оценка качества дошкольного образования © ГОАУ ЯО ИРО © Кафедра дошкольного и начального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Advertisements

Качество дошкольного образования с позиции ФГОС Е.В. Арасланова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ/ 2012/ ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА.
комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Августовская конференция педагогических работников ЗАТО Северск «Стратегии интенсификации развития системы образования ЗАТО Северск» августа 2013г.
Преемственность ступеней образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
Организация внутренней системы мониторинга оценки качества образования в современной дошкольной организации Подготовила: старший воспитатель структурного.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Характеристика основных компонентов модели внутренней системы оценки качества дошкольного образования Ефремова Евгения Сергеевна, преподаватель кафедры.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Что такое ФГТ? В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Матвеева М.Г., педагог-психолог ГМЦ. * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об.
Транксрипт:

Оценка качества дошкольного образования © ГОАУ ЯО ИРО © Кафедра дошкольного и начального образования

Актуальность темы Проблема практического характера: Противоречия между изменениями, происходящими в современном дошкольном образовании, и неадекватной системой его контроля и оценки (архаичность системы контроля и оценки, отсутствие согласованности в подходах к контролю и оценке на разных уровнях управления образованием, некомпетентность лиц, уполномоченных контролировать и оценивать ДО). Проблема нормативного правового обеспечения: Противоречие между главной задачей государственной политики в области образования (достижение и обеспечение современного качества образования) и отсутствием положений, определяющих и регулирующих вопросы достижения и обеспечения качества дошкольного образования, в действующем законодательстве РФ.

Федеральная целевая программа развития образования на г.г гг – проект «Разработка и апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования». Цель проекта –разработка методик, технологий и инструментария проведения процедур оценки качества дошкольного образования. Заказчик – Министерство образования и науки РФ (Рособрнадзор).

Цели и задачи определения качества дошкольного образования Цель - наиболее полная реализация права граждан РФ на получение качественного дошкольного образования. Основные задачи: - выработать единый подход к пониманию качества дошкольного образования; - обеспечить согласованность деятельности системы дошкольного образования

Что такое качество дошкольного образования? Бытовое (обыденное, житейское) значение качества - полезность и добротность какого-то объекта. У каждого пользователя свое представление о добротности и полезности дошкольного образования, в том числе: - хорошие воспитатели, с которыми ребенок чувствует себя спокойно и комфортно; - современные (инновационные, престижные, интеллектуальные и др.) образовательные программы; - «видимые» достижения ребенка, например, что он нарисовал, выучил, вылепил, рассказал и т.п.

Философские аспекты определения качества 1) Качество выражает существенную определенность объекта (объект – система дошкольного образования). Обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием: - не присмотром и (или) уходом, а образованием; - не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием; - не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века), а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня.

Философские аспекты определения качества 2) Качество – не отдельный признак и даже не набор отдельных признаков. Это целостное, системное, интегративное свойство, представленное совокупностью признаков и являющееся результатом их взаимодействия. Каждое бытовое толкование понятия Качества (хорошие педагоги, умные программы, ощутимые результаты и др.) еще не есть само качество, это только его единичные свойства, входящие в объем и содержание рассматриваемого понятия, но не тождественные ему.

Философские аспекты определения качества 3) Качество – это накопленные количественные изменения, достигшие определенного предела. Количество и качество – противоположные, но взаимосвязанные стороны объекта. Количество –определенность, которая выражает степень развития объекта (дошкольного образования) и (или) число присущих ему свойств. Способ достижения дошкольным образованием своего качества только один – через количественные изменения. Количественные изменения – это всего лишь путь, внешняя траектория достижения качества, но не его имманентная (внутренняя) причина

Научные аспекты определения качества образования, в т.ч. дошкольного Большинством исследователей качество образования определяется как соответствие определенному стандарту. Стандарт и есть описание совокупности характеристик системы, фиксирующее ее существенную определенность.

Нормативные аспекты определения качества дошкольного образования Законопроект об образовании в РФ Статья 2.Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

NOTA BENE ! Соответствие объекта стандарту и удовлетворенность потребителя - взаимосвязанные составляющие. Образование, в том числе и дошкольное, должно не только соответствовать стандарту, но при этом «нравиться» потребителю. Стандарт должен быть согласован с потребителями образовательных услуг и принят ими. Удовлетворенность потребителя должна учитываться еще на этапе разработки и установления стандарта. Соответственно, помимо экспертной оценки качества ДО должна существовать и система общественной оценки.

Что такое стандарт? Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) понимается как совокупность групп требований: - к структуре основных образовательных программ (содержательно-ресурсная группа требований); - к условиям реализации основных образовательных программ (ресурсная группа) - к результатам их освоения (системообразующая группа требований, так как подходы к определению результатов, в свою очередь, определяют и образовательные программы, и условия образования).

Определение качества образования Определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования – это установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте. Соответствует – значит, образование качественное. Соответствует в какой-то степени – значит, образовательное учреждение или система образования на пути к достижению качества.

Определение качества дошкольного образования Проблемное поле (!): Согласно действующему законодательству для дошкольного образования установлены ФГТ. Главное отличие ФГТ в сфере дошкольного образования от ФГОС – отсутствие требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Факторы, влияющие на достижение качества дошкольного образования Внешние – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они оказывают влияние на качество дошкольного образования (положительное или отрицательное), но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить: - социально-экономические (например, значительная дифференциация регионов и муниципалитетов РФ по социально-экономическим условиям); - демографические (например, рост численности мигрантов в ряде регионов РФ); - конкурентные (наличие или отсутствие конкуренции, например, со стороны частного сектора в сфере образования); - уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные); - влияние семьи; и др. Включение внешних факторов в систему оценки ДО нецелесообразно, но их необходимо учитывать при анализе результатов оценки.

Факторы, влияющие на достижение качества дошкольного образования Внутренние – те, которые непосредственно входят в объем и содержание понятия качества дошкольного образования и, в соответствии с принципом системности, оказывают влияние друг на друга и на качество дошкольного образования в целом. Они отражают соответствие (несоответствие, частичное соответствие) фактического состояния основной образовательной программы, условий ее реализации и результатов ее освоения установленному образовательному стандарту. Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.

Параметры, характеризующие качество дошкольного образования Соответствуют трем группам требований ФГОС: 1 группа. Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов. 2 группа. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов. 3 группа. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов. В качестве нормативных правовых документов рассматриваются положения: Закона «Об образовании», ФГТ (в соответствии с законопроектом об образовании в Российской Федерации - ФГОС), иных нормативных правовых актов (например, действующих СанПиН).

Параметры, характеризующие качество дошкольного образования Каждая группа включает в себя отдельные параметры - значимые характеристики качества дошкольного образования, зафиксированные в нормативных правовых документах. Большинство параметров содержит «подпараметры», которые уточняют и расширяют содержание отдельных параметров, то есть являются значимыми характеристиками данного параметра. Пример: Параметр - направленность ООПДО. Подпараметры : на формирование общей культуры; на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; на обеспечение социальной успешности и т.д.

Параметры, характеризующие качество дошкольного образования Все параметры имеют разную степень "развернутости", то есть имеют большее или меньшее количество характеристик. Не детализированы параметры, контроль которых находится в компетенции других ведомств, например, Роспотребнадзора. Те параметры, что относятся непосредственно к компетенции проверяющих «от образования», имеют большую степень развернутости. Перечень параметров должен быть единым для всех контролирующих органов муниципального, регионального и федерального уровней управления образованием, а также для самого образовательного учреждения в целях обеспечения согласованности действий всех субъектов управления.

I группа. Соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов I. 1. Направленность ООПДО на: I.1.1. формирование общей культуры; I.1.2. развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; I.1.3. формирование предпосылок учебной деятельности; I.1.4. сохранение и укрепление здоровья; I.1.5. коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии; I.1.6. обеспечение социальной успешности детей.

I группа. Соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов I.2. Соответствие ООПДО принципам, подходам и критериям: I.2.1. возрастной адекватности; I.2.2. развивающего образования; I.2.3. научной обоснованности и практической применимости; I.2.4. полноты, необходимости и достаточности; I.2.5. единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; I.2.6. комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, обеспечивающего его мотивацию; I.2.7. интеграции образовательных областей.

I группа. Соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов I.3. Отражение в ООПДО основных моделей построения образовательного процесса (совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей), в том числе: I.3.1. ведущей деятельности возраста (игровой); I.3.2. организации специфически детских видов деятельности (двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтения (восприятия) художественной литературы); I.3.3. субъект-субъектного взаимодействия (сотрудничества) взрослого и детей; I.3.4. возможности учета потребностей и интересов детей; I.3.5. отсутствие других, неадекватных дошкольному возрасту моделей построения образовательного процесса (учебной, школьно-урочной и др.);

I группа. Соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов I.4. Соответствие предлагаемых в ООПДО форм работы с детьми: I.4.1. принципу возрастной адекватности; I.4.2. субъект-субъектной модели организации образовательного процесса. I.5. Использование для разработки ООПДО примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (из утвержденного федеральным уполномоченным органом реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования). Примечание: Данный параметр может быть включен в общую систему оценки после формирования федеральным уполномоченным органом перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

I группа. Соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов I.6. Соответствие общего объема ООПДО: I.6.1. требованиям к общему времени реализации основной общеобразовательной программы; I.6.2. виду образовательного учреждения, в том числе и имеющимся приоритетным направлениям деятельности; I.6.3. режиму пребывания детей.

I группа. Соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов I.7. Соответствие обязательной части ООПДО требованиям: I.7.1. к объему; I.7.2. содержанию, в части обеспечения реализации всех направлений развития по обязательным образовательным областям; I.7.3. содержанию, в части обеспечения квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

I группа. Соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов I.8. Соответствие части ООПДО, формируемой участниками образовательного процесса, требованиям: I.8.1. к объему; I.8.2. содержанию, в том числе отражению специфики условий осуществления образовательного процесса и (или) приоритетных направлений деятельности.

I группа. Соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов I.9. Соответствие требованиям действующих нормативных правовых документов, предъявляемым к следующим разделам ООПДО: I.9.1. Пояснительная записка; I.9.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; I.9.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей; I.9.4. Содержание коррекционной работы; I.9.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; I.9.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

I группа. Соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов I.10. Взаимосвязь разделов ООПДО (отсутствие противоречий в содержании, целостность ООПДО).

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.1. Соответствие кадрового обеспечения реализации ООПДО требованиям, предъявляемым: II.1.1. к укомплектованности педагогических кадров; II.1.2. укомплектованности руководящих кадров; II.1.3.укомплектованности иных кадров; II.1.4. уровню квалификации кадрового состава; II.1.5. дополнительному профессиональному образованию кадрового состава.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.2. Соответствие материально- технического обеспечения реализации ООПДО требованиям, предъявляемым к участку, зданию, помещениям.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.3. Соответствие учебно-материального обеспечения реализации ООПДО, в том числе: II.3.1. Соответствие предметно-развивающей среды: II принципам информативности, вариативности, комплексирования и гибкого зонирования, полифункциональности, стабильности и динамичности; II требованиям обеспечения процессов присмотра и ухода; II требованиям к организации совместной со взрослым и самостоятельной игровой деятельности детей; II требованиям к организации совместной со взрослым и самостоятельной двигательной деятельности детей; II требованиям к организации совместной со взрослым и самостоятельной коммуникативной деятельности детей; II требованиям к организации совместной со взрослым и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей;

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II требованиям к организации совместной со взрослым и самостоятельной трудовой деятельности детей; II требованиям к организации совместной со взрослым и самостоятельной продуктивной деятельности детей; II требованиям к организации совместного чтения (восприятия) художественной литературы; II требованиям к организации совместной со взрослым и самостоятельной музыкально-художественной деятельности детей; II требованиям к оказанию квалифицированной коррекции детям с ОВЗ; II приоритетным направлениям деятельности. II специфике условий осуществления образовательного процесса. II принципу учета гендерной специфики образования дошкольников; II принципу интеграции образовательных областей; II комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса; II возрасту детей.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.3.2. Соответствие оборудования и оснащения групповых помещений: II гигиеническим требованиям, в том числе наличие сертификатов качества; II эстетическим требованиям; II принципу необходимости и достаточности для реализации ООПДО.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.3.3. Соответствие оборудования и оснащения методического кабинета принципу необходимости и достаточности для реализации ООПДО. II.3.4. Соответствие оборудования и оснащения кабинета учителя-логопеда, дефектолога: II гигиеническим требованиям; II принципу необходимости и достаточности для реализации ООПДО с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.3.5. Соответствие оборудования и оснащения кабинета педагога-психолога: II гигиеническим требованиям; II принципу необходимости и достаточности для осуществления психологического сопровождения реализации ООПДО. II.3.6. Соответствие оборудования и оснащения иных кабинетов: II гигиеническим требованиям; II принципу необходимости и достаточности для реализации ООПДО.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.3.7. Соответствие оборудования и оснащения музыкального зала: II гигиеническим требованиям, в том числе наличие сертификатов качества; II эстетическим требованиям; II принципу необходимости и достаточности для реализации ООПДО.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.3.8. Соответствие оборудования и оснащения физкультурного зала: II гигиеническим требованиям, в том числе наличие сертификатов качества; II эстетическим требованиям; II принципу необходимости и достаточности для реализации ООПДО. II.3.9. Соответствие оборудования и оснащения иных залов: II гигиеническим требованиям, в том числе наличие сертификатов качества; II эстетическим требованиям; II принципу необходимости и достаточности для реализации ООПДО.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II Соответствие ТСО: II гигиеническим требованиям, в том числе наличие сертификатов качества; II принципу необходимости и достаточности для реализации ООПДО.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.4. Соответствие медико- социального обеспечения реализации ООПДО, в том числе: II.4.1. Соответствие медицинского обслуживания детей действующим СанПиН. II.4.2. Соответствие наполняемости групп детей действующим СанПиН. II.4.3. Соответствие организации питания детей действующим СанПиН.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.4.4. Соответствие организации оздоровления детей: II действующим СанПиН; II целям и задачам ООПДО.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.5. Соответствие информационно-методического обеспечения реализации ООПДО, в том числе: II.5.1. Использование современных ИТ: II в управлении процессом реализации ООПДО; II в обеспечении образовательного процесса; II для проведения мониторинга (сбора, обработки и хранения результатов освоения ООПДО); II для взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, в том числе родителями; II для взаимодействия с органами управления образованием; II для взаимодействия с другими ОУ, социальными институтами детства, общественными и др. организациями.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.5.2. Соответствие методического обеспечения реализации обязательной части ООПДО следующим требованиям: II наличия примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования; II наличия комплекса пособий (для педагогов, родителей, детей), обеспечивающих реализацию примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; II концептуальной непротиворечивости примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и комплекса пособий, обеспечивающих ее реализацию; II направленности комплекса пособий на качественную реализацию ООПДО с учетом достижения планируемых результатов.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.5.3. Соответствие методического обеспечения реализации части ООПДО, формируемой участниками образовательного процесса, следующим требованиям: II наличия полного комплекта программ, технологий методик, обеспечивающих реализацию части ООПДО, формируемой участниками образовательного процесса; II концептуальной непротиворечивости программ, технологий методик, обеспечивающих реализацию части ООПДО, формируемой участниками образовательного процесса, и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. II направленности программ, технологий методик, обеспечивающих реализацию части ООПДО, формируемой участниками образовательного процесса, на качественную реализацию ООПДО с учетом достижения планируемых результатов.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.5.4. Соответствие методического сопровождения реализации ООПДО: II профессиональным потребностям педагогических работников в зависимости от занимаемой должности, стажа работы, уровня квалификации и др.; II специфике условий осуществления образовательного процесса.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.6. Соответствие нормативно-правового обеспечения реализации ООПДО, в том числе наличие следующих обязательных документов и их соответствие требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов: II.6.1. ООПДО; II.6.2. устава; II.6.3. учредительных документов; II.6.4. локальных актов; II.6.5. лицензии на право осуществления образовательной деятельности; II.6.6. акта приемки учреждения к новому (текущему) учебному году; II.6.7. протоколов заседания органа самоуправления учреждения; II.6.8. документов, обеспечивающих процесс управления реализацией ООПДО, в том числе анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование и коррекцию реализации ООПДО.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.7. Соответствие психолого-педагогического обеспечения реализации ООПДО, в том числе: II.7.1. Соответствие взаимодействия педагогов с детьми требованиям: II субъект-субъектных отношений; II индивидуального подхода; II учета потребностей и интересов детей; II мотивационного подхода; II доброжелательности и уважения к каждому ребенку.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.7.2. Осуществление образовательного процесса с дошкольниками как организация специфически детских видов деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, чтения (восприятия) художественной литературы, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой). II.7.3. Использование адекватных дошкольному возрасту форм работы с детьми.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.7.4. Учет психологического возраста детей при реализации ООПДО в одновозрастных группах. II.7.5. Психологическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности и трудности в освоении ООПДО.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.7.6. Соответствие образовательного процесса принципам и подходам: II возрастной адекватности; II развивающего образования (в том числе учета зоны ближайшего развития); II единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; II комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, обеспечивающего его мотивацию; II интеграции образовательных областей; II учета гендерной специфики.

II группа. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов II.7.7. Организация взаимодействия с семьей по освоению детьми ООПДО. II.7.8. Организация взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по вопросам преемственности в освоении детьми основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. II.7.9. Осуществление квалифицированной коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей с ОВЗ. II Организация системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО.

III группа. Соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов III.1.Соответствие показателей, характеризующих динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративного качества «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» в результате освоения ООПДО, возрастно-половым нормативам, в том числе: III.1.1. антропометрических; III.1.2. физиометрических (жизненная емкость легких, мышечная сила правой и левой кисти); III.1.3. физической подготовленности (развития физических качеств); III.1.4 двигательной активности; III.1.5 состояния здоровья; III.1.6. биологической зрелости; III.1.7. овладения необходимыми двигательными умениями и навыками.

III группа. Соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов III.2. Показатели, характеризующие динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративного качества «любознательный, активный» в результате освоения ООПДО. III.3. Показатели, характеризующие динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративного качества «эмоционально отзывчивый» в результате освоения ООПДО. III.4. Показатели, характеризующие динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» в результате освоения ООПДО в соответствии с возрастом детей.

III группа. Соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов III.5. Показатели, характеризующие динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративного качества «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» в результате освоения ООПДО в соответствии с возрастом детей. III.6. Показатели, характеризующие динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» в результате освоения ООПДО в соответствии с возрастом детей.

III группа. Соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов III.7. Показатели, характеризующие динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративного качества «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе» в результате освоения ООПДО в соответствии с возрастом детей. III.8. Показатели, характеризующие динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративного качества «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» в результате освоения ООПДО в соответствии с возрастом детей.

III группа. Соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов III.9. Показатели, характеризующие динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками» в результате освоения ООПДО в соответствии с возрастом детей. III.10. Показатели, характеризующие коррекцию нарушений в физическом и (или) психическом развитии детей в результате освоения ООПДО для детей с ОВЗ.

III группа. Соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов III.11. Показатели, характеризующие социализацию воспитанника и формирование практически- ориентированных навыков в результате освоения ООПДО детьми, имеющими тяжелые нарушения в физическом и (или) психическом развитии, в соответствии с возрастом. III.12. Дополнительные показатели, характеризующие динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративных качеств в соответствии с приоритетными направлениями деятельности и спецификой условий осуществления образовательного процесса.

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования Шкалирование – измерение параметров по степени их соответствия требованиям нормативных документов. Ранее использовался рядом комплексных образовательных программ для измерения уровня освоения детьми программы, а также в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»).

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования Шкалирование может быть выражено в описательной форме, например: - соответствует (да); - частично соответствует (частично); - не соответствует (нет). Очевидный «минус» – трудности при подведении итоговой оценки. Шкалирование может осуществляться с использованием балльной шкалы. Присутствует как словесная (опосредованно) форма, так и числовое выражение результата: - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 2 балла; - частичное соответствие – 1 балл; - несоответствие (или отсутствие) – 0 баллов.

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования п. п. Параметры, характеризующие качество дошкольного образования Оценка Соответству ет Частично соответст вует Не соотве тствуе т 1. I. 1. Направленность ООПДО на: Допустимый диапазон8-10 (10-12 для ДОУ, имеющих группы компенсирующей и комбинированной направленности) I.1.1. формирование общей культуры210 I.1.2. развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств 210 I.1.3. формирование предпосылок учебной деятельности 210 I.1.4. сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; 210 I.1.5. коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей Только для учреждений, имеющих группы комбинированной и компенсирующей направленности. 210 I.1.6. обеспечение социальной успешности детей210

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования п.п. Параметры, характеризующие качество дошкольного образования Оценка СоответствуетЧастично соответств ует Не соответ ствует 4. I.4. Соответствие предлагаемых в ООПДО форм работы с детьми Допустимый диапазон4 I.4.1. принципу возрастной адекватности 210 I.4.2. субъект-субъектной модели организации образовательного процесса 210

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования п.п. Параметры, характеризующие качество дошкольного образования Оценка Соответ ствует Не соответ ствует 5. I.5. Использование для разработки ООПДО примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (из утвержденного федеральным уполномоченным органом реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) Допустимый диапазон 2

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования Шаг первый. Измеряются и суммируются оценочные баллы по всем подпараметрам. Шаг второй. Суммарный (итоговый) балл вносится в «пустое» поле таблицы напротив соответствующего параметра.

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования Примечания: Если параметр, характеризующий качество дошкольного образования, не включает в себя подпараметры, соответственно, выставляется только один балл, и оценка параметра является не суммарной, но итоговой. В отдельных случаях, в качестве вспомогательного механизма, будет применяться измерение, в основе которого только наличие или отсутствие параметра.

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования Шаг третий. Суммарные баллы по каждому из параметров, характеризующих качество дошкольного образования, необходимо сравнить с допустимым диапазоном баллов. Примечание: Допустимые диапазоны баллов должны применяться дифференцированно для оценки разных параметров. Большинство из них представляют собой вилку, в которой максимальное количество баллов – это полное соответствие параметра (по всем подпараметрам) требованиям нормативных документов, а минимальное количество – допустимое отклонение от нормы.

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования Предлагаются также безальтернативные варианты. Так, например, оценка параметра « I.4. Соответствие предлагаемых в ООПДО форм работы с детьми» сравнивается с допустимым диапазоном баллов – 4, то есть максимальным. В некоторых случаях «безвилочность» допустимых диапазонов связана с использованием номинальной шкалы. Требуется просто подтвердить наличие или отсутствие какого-то подпараметра, а не уровень его соответствия нормативным документам. Так, например, параметр «1.5. Использование для разработки ООПДО примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» не может носить характер частичного соответствия.

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования Проблемное поле (!): На каком уровне управления (федеральном, региональном, муниципальном) должны устанавливаться допустимые диапазоны баллов при оценке качества дошкольного образования? Риски установления допустимых диапазонов на региональном уровне управления: Принятие регионом заведомо заниженных «вилок».

Оценка качества дошкольного образования Должна осуществляться на основе единого комплекса параметров во всех территориях Российской Федерации и на всех уровнях управления образованием, имеющих соответствующую компетенцию: - локальном, или уровне управления образовательным учреждением; - муниципальном; - региональном.

Оценка качества дошкольного образования На локальном уровне предлагается осуществление комплексной самооценки (самообследования и самоанализа) деятельности образовательного учреждения по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООПДО), созданию условий для ее реализации, достижению планируемых результатов ее освоения.

Оценка качества дошкольного образования Цели и задачи комплексной самооценки: - выявление соответствия состояния собственной деятельности учреждения требованиям необходимых нормативных документов; - комплексная оценка указанной деятельности на основе единого перечня параметров, характеризующих качество дошкольного образования; - определение путей совершенствования и направлений развития учреждения по результатам самооценки.

Оценка качества дошкольного образования Процедура оценки – организованная система мониторинга как: - наблюдение за собственной деятельностью (по разработке ООПДО, созданию условий ее реализации, достижению планируемых результатов ее освоения); - система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности учреждения, ее соответствии нормативным требованиям.

Оценка качества дошкольного образования Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования, или соответствие дошкольного образования требованиям нормативных правовых документов, достаточно просты: - анализ (данных, документации, продуктов детской деятельности, материалов проверок со стороны компетентных контролирующих органов, например, Роспотребнадзора, Госпожнадзора и др.); - наблюдение, в том числе включенное; - визуальная оценка; - беседа; - сбор, формализация, группировка, обработка данных и др.

Оценка качества дошкольного образования Потенциальные участники процедур оценки качества дошкольного образования по 1-ой группе параметров, характеризующих соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов: руководящие работники, в том числе руководитель, заместитель руководителя (или старший воспитатель).

Оценка качества дошкольного образования Потенциальные участники процедур оценки качества дошкольного образования по 2-ой группе параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям нормативных правовых документов: - руководящие работники, в том числе руководитель, заместитель руководителя (старший воспитатель, завхоз); - медицинские работники, в том числе врач, медсестра; - педагогические работники, в том числе педагог- психолог, педагоги-специалисты (инструктор по ФК, музыкальный руководитель и др.), воспитатели.

Оценка качества дошкольного образования Потенциальные участники процедур оценки качества дошкольного образования по 3-ей группе параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям нормативных правовых документов: - руководящие работники, в том числе руководитель, заместитель руководителя (старший воспитатель); - медицинские работники, в том числе медсестра; - педагогические работники, в том числе воспитатели, педагог-психолог, педагоги-специалисты (инструктор по ФК, музыкальный руководитель).

Оценка качества дошкольного образования На муниципальном уровне осуществляется контроль качества дошкольного образования. Процедура оценки также может проводиться в виде мониторинга: - систематического наблюдения за деятельностью муниципальных образовательных учреждений (по разработке ООПДО, созданию условий ее реализации, достижению планируемых результатов ее освоения) со стороны муниципальных органов управления образованием и (или) учредителей; - системы проверок (контроля) и оценки деятельности муниципальных образовательных учреждений компетентными контролирующими органами муниципального уровня управления; - системы организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о качестве дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях и муниципальной системе дошкольного образования в целом.

Оценка качества дошкольного образования В соответствии с целями и видами контроля могут осуществляться комплексные и тематические проверки. В основе комплексных проверок (как правило, плановых) могут находиться: - комплекс параметров, характеризующих качество дошкольного образования, то есть соответствие самой ООПДО, условий ее реализации и фактических результатов ее освоения требованиям нормативных правовых документов; - группа параметров, характеризующих качество дошкольного образования (например, параметры, характеризующие соответствие разработанных муниципальными дошкольными образовательными учреждениями ООПДО требованиям нормативных правовых документов).

Оценка качества дошкольного образования При проведении комплексных проверок, требующих значительных ресурсов (временных, кадровых и др.), целесообразно использовать метод выборочной проверки (с помощью простой вероятностной выборки) результатов комплексной самооценки образовательного учреждения. По проверяемым таким образом выборочным параметрам либо подтверждается самооценка учреждения, либо изменяется (улучшается или ухудшается).

Оценка качества дошкольного образования Сравнение внутренней (самим учреждением) и внешней (со стороны контролирующих органов) оценок в целом будет способствовать повышению объективности оценивания качества дошкольного образования и нивелированию тенденций как к завышению, так и занижению самооценки деятельности образовательных учреждений.

Оценка качества дошкольного образования В основе тематических проверок - один или несколько параметров, характеризующих качество дошкольного образования (например, только состояние предметно-развивающей среды или только организацию образовательного процесса). Данная форма контроля обусловлена необходимостью проведения не только плановых, но и внеплановых проверок (например, на основании обращений граждан РФ).

Оценка качества дошкольного образования Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования, на муниципальном уровне, в целом аналогичны методам, применяемым на локальном уровне. Дополнительно - экспертная оценка.

Оценка качества дошкольного образования На региональном уровне управления образованием (уровне субъекта РФ) в настоящее время процедурами оценки деятельности образовательных учреждений являются лицензирование и государственный надзор, которые регулируются соответствующими нормативными правовыми документами: - Законом РФ «Об образовании»; - Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от ; - Положением об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от

Оценка качества дошкольного образования Проблемное поле (!): Действующее законодательство в сфере образования не позволяют в полной мере реализовать предложенные подходы к оценке качества дошкольного образования. В полной мере нормы и положения, связанные с понятием качества образования, отражаются в действующем законодательстве в статьях, посвященных государственной аккредитации образовательных учреждений (ст.33, п.2), государственному контролю качества образования (ст.38, п.2), возмещению ущерба, причиненного некачественным образованием (ст.49). Однако действие вышеуказанных статей закона РФ «Об образовании» не распространяется на дошкольные образовательные учреждения.

Оценка качества дошкольного образования Для нормативного обеспечения предложенных подходов к оценке качества современного дошкольного образования необходимо внесение изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ и в Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ

Оценка качества дошкольного образования В Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ , необходимо внести изменения и дополнения в части лицензионных требований и условий образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций: Пункт 5 указанного положения дополнить подпунктом «е)»: «е) соблюдение лицензиатом (дошкольными образовательными организациями) требований: - к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования; - к условиям (кадровым, материально-техническим, учебно- материальным, медико-социальным, информационно-методическим, нормативно-правовым, психолого-педагогическим) реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования; - к результатам освоения основных общеобразовательных программ дошкольного образования».

Оценка качества дошкольного образования В Положение об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ , необходимо внести аналогичные изменения в части предмета проверок при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области дошкольного образования.

Оценка качества дошкольного образования Результаты оценки качества дошкольного образования используются в процессе управления ДОУ, муниципальной и региональной системой дошкольного образования, в том числе при осуществлении всех этапов управленческого цикла и функций управления (мотивационно-целевой, информационно-аналитической, планово- прогностической, организационно- исполнительской, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной).

Задайте вопросы! Ярославль, 2013