КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА в ДОУ на основе ФГТ Л.Б. Баряева www.profbar.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утверждены Приказом Министерства образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» «Основная образовательная программа ДОУ» г. Бородино,
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утверждены Приказом Министерства образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Транксрипт:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА в ДОУ на основе ФГТ Л.Б. Баряева

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от г р) Внедрение инновационных технологий в образовании, широкое применение проектных методов Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования Осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих в 1 класс Расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ОУ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым г.) 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации 3. Разработка нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей-инвалидов). 4. Сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому, недопустимость учебной перегрузки детей). 5. Расширение самостоятельности ОУ (составление ОП, финансово- экономическая самостоятельность, создание АУ, поддержка частных ОУ) – повышение степени свободы и уровня ответственности руководителя ОУ.

Для реализации современных задач развития детей, стоящих перед дошкольным образованием, предметная развивающая среда должна: соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, в том числе, ребенка с ограниченными возможностями здоровья; сочетать принципы научной обоснованности и практической направленности; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в том числе, детей с ОВЗ; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей современного дошкольного образования; инициировать деятельность детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья; учитывать специфику индивидуально-типологических особенностей развития ребенка (учет возрастных этапов, нарушений сенсомоторного, речевого и интеллектуального развития), обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития; предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; обеспечивать организацию деятельности на адекватных возрасту формах работы с детьми, организацию ведущей деятельности дошкольников игры.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ МОиН РФ от ) введено в действие с Основные задачи дошкольного образовательного учреждения: 1. Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников 2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников 3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье 4. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников 5. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей 6. Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей

Виды ДОУ, в том числе новые виды ДОУ: детский сад для детей раннего возраст (от 2 месяцев до 3 лет), детский сад для детей предшкольного возраста (с 5 до 7 лет) -Виды групп ДОУ ( 4 вида групп): * группы общеразвивающей направленности; * группы компенсирующей направленности * группы оздоровительной направленности * группы комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) * разновозрастные группы - Новые виды групп: * группы по присмотру и уходу за детьми без реализации образовательной программы (содержание, воспитание, социализация) * семейные дошкольные группы (с реализацией образовательной программы и без реализации образовательной программы – уход и присмотр)

Новое в содержании Типового положения п. 8 Центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности). П. 45 Учредитель ДОУ обеспечивает развитие и обновление материально-технической базы учреждения. При включении в состав воспитанников ДОУ детей с ОВЗ и детей – инвалидов материально-техническая база ДОУ должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения, а также их пребывания в данных помещениях (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и др.) Дети с ОВЗ и дети-инвалиды вправе пользоваться техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.

Федеральные государственные требования (ФГТ) (выполняют функцию государственных образовательных стандартов в сфере дошкольного образования) Модель организации образовательной деятельности с детьми: (2-х частная модель организации образовательного процесса) 1 часть «Совместная деятельность взрослого и детей»: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения). Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Модель организации образовательной деятельности с детьми: (2-х частная модель организации образовательного процесса) 2 часть «Самостоятельная деятельность детей» - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Понимание различий между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника В дошкольном возрасте определяющими развитие ребенка, являются игра, рисование, конструирование, элементарный труд и др. По Б.Г. Ананьеву – в дошкольном возрасте выделяется игра, общение и труд. Учебная деятельность формируется у детей как ведущая только в процессе школьного обучения (В. В. Давыдов).

Приобретение дошкольниками с проблемами в интеллектуальном и сенсомоторном развитии социального и познавательного опыта осуществляется, как правило, двумя путями: под руководством педагогов в процессе коррекционно-развивающей работы и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка. В коррекционно-развивающей работе уделяется внимание самостоятельной инициативной деятельности детей с ОВЗ, но как основной реализует первый из указанных выше путей. Опора делается на положение о том, что коррекционно-развивающий процесс – это искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая индивидуальному развитию и овладению закономерностями окружающего мира. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях, в определенном месте, в определенное время, в конкретных формах и т. п. Особенности коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ состоят в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, сниженного темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.

Разделы обязательной части основной общеобразовательной программы ДОУ: 1. Пояснительная записка. 2. Организация режима пребывания детей в ДОУ. 3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей (10 образовательных областей). 4. Содержание коррекционной работы (для детей с ОВЗ). 5.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 6.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ГБДОУ ….. _________ района Санкт-Петербурга 1. Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1.1. Пояснительная записка 1.2. Организация режимов пребывания детей в ДОУ 1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» 1.4. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) по коррекции недостатков речевого развития воспитанников 1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2. Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, сформированная участниками образовательного процесса 3. Приложения 3.1. Приложение 1 …… Приложение 2 … 3.3. Приложение 3 …. И далее

НАПРИМЕР Структура образовательного процесса в группах для детей с ЗПР 1. Первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает: - совместную деятельность воспитателя и детей; - свободную самостоятельную деятельность детей. 2. Второй блок (продолжительность с 9.00 до часов) представляет собой коррекционно-развивающую работу с детьми в помещении группы и на участке детского сада: - групповые, подгрупповые и индивидуальные игровые занятия учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателя с детьми (исходя из индивидуально-типологических особенностей детей и задач коррекционно-развивающего обучения); - совместную деятельность педагогов и детей; - свободную самостоятельную деятельность детей. 3. Третий блок (продолжительность с до часов): - совместная деятельность педагогов и детей, исходя из их индивидуально- типологических особенностей и задач коррекционно-развивающего обучения; - самостоятельная деятельность детей (индивидуальная, совместная с воспитателем и сверстниками).

Региональная стратегия развития дошкольного образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020» (проект «Дошкольник 2020»): -Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования; -Образование и развитие детей раннего возраста (различные формы); -Укрепление здоровья детей (комплексная система оздоровления); -Реализация форм «совместного образования» здоровых детей и детей с ОВЗ; -Реализация региональной модели предшкольного образования детей; -Работа с семьями воспитанников, оказание методической и консультативной помощи; -Реализация новых форм дошкольного образования («семейные детские сады» (группы); -Обеспечение социализации детей – мигрантов в условиях ДОУ.

Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета по образованию СПб от р) - Реализация технологий инклюзивного и интегрированного образования -Создание безбарьерной среды в ОУ -Организация служб ранней помощи для детей до 3-х лет, реализация программ раннего вмешательства -Программно-методическое обеспечение образовательного процесса (разработка и внедрение нового поколения программ) -Обеспечение готовности педагогов к работе в условиях инклюзии и интеграции

Программы для детей с ОВЗ, допущенные к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим советом при Комитете образования Правительства Санкт-Петербурга Программа образования детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2012 Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика – развитие – коррекция» (Авторы Баряева Л., Гаврилушкина О., Зарин А., Соколова Н. – СПб., Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития /Под ред. Л. Баряевой, Е. Логиновой. – СПб., И другие.

Программа образования детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Пояснительная записка Первая ступень обучения. Младший дошкольный возраст (ориентировочно 3 3,5 – 4 4,5 года) Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи Содержание образовательных областей: ……………………………….. * Физическая культура …………………………………………………… * Здоровье …………………………………………………………………. * Безопасность …………………………………………………………….. * Социализация ……………………………………………………………. * Труд ………………………………………………………………………. * Познание …………………………………………………………………. * Коммуникация ………………………………………………………… * Чтение художественной литературы ………………………………… * Художественное творчество …………………………………………. * Музыка ………………………………………………………………….. Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст (ориентировочно 4,5 года – 5,5 лет) …….. (см. первую ступень) Третья ступень обучения. Старший дошкольный возраст (ориентировочно 5,5 – 6,5 лет) …….. (см. первую ступень) Список рекомендуемой литературы Приложение

Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика – развитие – коррекция» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью Предметно-развивающая среда для детей с интеллектуальной недостаточностью СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Первый этап обучения (ориентировочно младший дошкольный возраст) Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка Второй этап обучения (ориентировочно средний дошкольный возраст) … (см. первый этап) Третий этап обучения (ориентировочно старший дошкольный возраст) ….

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (продолжение) Первый этап обучения (ориентировочно младший дошкольный возраст) Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка Второй этап обучения (ориентировочно средний дошкольный возраст)… Третий этап обучения (ориентировочно старший дошкольный возраст)… СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Примерные учебные планы реализации Программы Приложение 2. Планируемые результаты освоения детьми программного содержания

Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ Младший дошкольный возраст (ориентировочно 3 3,5 – 4 4,5 года) СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Физическое воспитание Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни Сенсорно-перцептивное развитие в условиях полифункциональной среды ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков Развитие речи и профилактика речевых нарушений Конструирование Формирование элементарных математических представлений ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Изобразительная деятельность Музыка ТРУД

Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (продолжение) ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ Средний дошкольный возраст (ориентировочно 4,5 года – 5,5 лет)…(см. первый этап) ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ Старший дошкольный возраст (ориентировочно 5,5 – 6,5 7 лет) СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Физическое воспитание Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни Сенсорно-перцептивное развитие в условиях полифункциональной среды ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков Развитие речи, коррекция речевых нарушений и профилактика затруднений в овладении чтением и письмом Конструирование Формирование элементарных математических представлений и профилактика дискалькулии ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Изобразительная деятельность Музыка ТРУД

Литературный материал Музыкальный репертуар Предметно-развивающая среда для коррекционно-развивающей работы с детьми Список рекомендуемой литературы

Классификация на основе учета этиологии и патогенеза основных форм ЗПР - основополагающая для разработки подходов и содержания «Программы». В соответствии с этой классификацией авторы характеризуя детей с ЗПР, опираются на положение о том, что понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми. Выделены следующие типы ЗПР: -по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма; -соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма); -психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация); -церебрально-органического генеза (К. С. Лебединская).

В процессе работы над программой учитывалось положения о том, что программа образования ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития является системообразующим фактором в целостном образовательном процессе, в частности, в процессе коррекционно-развивающего обучения. Поэтому коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной. «Программа» разрабатывалась как базисная. Поэтому ее целесообразно использовать как основу для организации коррекционно-образовательного процесса при задержках психического развития различного генеза, а также в ходе конструирования индивидуальных коррекционных программ. Однако гибкие базисные универсальные программы пригодны и для более широкого применения в практике психолого-педагогической коррекции. «Программой» могут пользоваться учителя-дефектологи и педагоги-психологи при диагностическом изучении детей, при проведении индивидуальной и групповой работы в ЦПМСС, в группах развития.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР, в основном, представляет собой игровую деятельность. Игры-занятия являются ведущими в образовании детей с ЗПР, так как они нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определенном алгоритме для ее реализации. Игровые занятия и образовательные ситуации с определенной структурой и смыслом необходимы для организации жизнедеятельности детей с ЗПР. Педагогический замысел каждого игрового занятия, образовательной ситуации направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ЗПР, используют в разных формах организации деятельности детей игровой метод как ведущий.

Например ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ Обучающие игры и проблемные ситуации: «Гимнастика для глаз», «Гимнастика для рук (с использованием элементарных мудр), «Гимнастика для стоп», «Гимнастика для шеи и плеч», «Если на улице температура ниже нуля градусов…», «Задуй свечу», «Как я буду закаляться…», «Когда нельзя наступать в лужи, даже если это очень интересно…», «Обувь для дождливой, теплой сухой и морозной (снежной) погоды», «Одежда для мальчиков и для девочек», «Плаваем в шариковом бассейне», «Помоги другу», «Рассмотрим под лупу наши ногти», «Снежинки», «Уши мыть или не мыть… (правила ухода за ушами)», «Чтобы волосы были здоровыми», босохождение по ребристой доске, коврику «Гофр» и другим сенсорным коврикам и дорожкам с различными наполнителями, занятия с игровой таблицей для проверки зрения, упражнения на дыхание «Загони мяч в ворота» и др.

Азбука здоровья и гигиены

Сюжетно-ролевые игры: «Азбука здоровья и гигиены»: «В аптеке», «В процедурном кабинете», «Вызов врача на дом», «Вызов скорой помощи», «Медицинская лаборатория», «На медицинском осмотре у врачей: ЛОР, окулист, невропатолог», «На приеме у врача в поликлинике», «Осмотр врача и посещение спортивного зала», «Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке», «Скорая помощь увозит больного в больницу», «Посещение бассейна и фитнес-зала» и др. «Магазин»: «В цветочном салоне», «На продуктовом рынке», «Покупаем спортивную одежду в спортивном магазине», «В мастерской сапожника» и др. «Парикмахерская»: «Салон красоты», «Прически для мальчиков и девочек» и др. Театрализованные игры: «Айболит–66» (по сюжету кинофильма), «Как зайка ходил к глазному врачу…», «Незнайка в фитнес-зале», «Сказочный доктор» и др.

Иллюстративный материал Иллюстрации: худ. Елисеева А., Новикова И. к стихотворениям С. Михалкова «Про мимозу», «Мой щенок», «Тридцать шесть и пять», «Фома», к стихотворениям К. Чуковского «Обжора», «Возьмите меня умываться…» (англ. песенка) (в кн. Детям. – М.: ДРОФА-ПЛЮС, 2008).; худ. Белоусова М. к сказке А. Толстого «Грибы» (в кн. Толстой А. Н. Сорочьи сказки. – М.: Наталис; Эксмо, 2008), худ. Тржемецкий Б. к стихотворениям П. Синявского «Вкусная азбука» (М.: ДРОФА-ПЛЮС, 2007) и др.

Методическое сопровождение «Программы» Изучение особенностей развития детей Кондратьева С. Ю., Лебедева И. Н. Карта развития дошкольника с ЗПР. – СПб., Познавательно-речевое развитие Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: ДРОФА, Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Я – ребенок. И др.: Упражнения с пиктограммами. – М., 2007–2008. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. – СПб., Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб., Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. – М., Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. – СПб., Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПб., Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб., Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. – СПб., И др.

Учебно-методическая литература