О Концепции развития системы воспитания в образовании Республики Марий Эл Швецова Г.Н., министр образования и науки Республики Марий Эл, д.п.н. II Всероссийская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О Концепции развития системы воспитания в образовании Республики Марий Эл Швецова Г.Н., министр образования и науки Республики Марий Эл, д.п.н.
Advertisements

Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ В.А.Ламанов, ректор ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»
Об итогах апробации и готовности системы общего образования Республики Марий Эл к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской.
Об итогах реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения ФГОС НОО Руцкая И.В., ведущий.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Строим новую школу ФЦПРО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 2 Г. ЧЕРНЯХОВСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 1.
Образовательная сеть Чкаловского района. Дошкольное образование Дошкольным образованием охвачено 1100 детей, что составляет 83,9% детей в возрасте от.
Фролов В.В. Начальник отдела дополнительного образования, воспитания детей и молодежи.
«Образование для всех и каждого» Великий Новгород 2013 Матвеева Светлана Борисовна, председатель комитета по образованию Администрации Великого Новгорода.
ПРОЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «Духовно-нравственное воспитание обучающихся и педагогическое образование родителей» Дубровина Ольга Николаевна МБОУ «Кузьминская.
Государственное общеобразовательное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей учащихся к продуктивной деятельности и конструктивному жизненному самоопределению.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Автор программы: Соловьева Е.В. – директор Радостева Л.П. - заместитель директора по УВР.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
Развитие государственно-общественных форм управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях Коллегия Департамента общего образования.
LOGO Программно-целевой подход Концепция развития образования ХМАО-Югры до 2020 года Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 года, НОИ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Транксрипт:

О Концепции развития системы воспитания в образовании Республики Марий Эл Швецова Г.Н., министр образования и науки Республики Марий Эл, д.п.н. II Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательная система: вызов современности»

Создатели первой Концепции воспитания Людмила Ивановна Новикова, академик Российской академии образования Виталий Александрович Сластёнин, президент Международной академии наук педагогического образования, действительный член Российской академии образования, главный редактор «Известий Российской академии образования»

Руэмская средняя школа Медведевского района Центр образования 18 Ташнурская основная школа Звениговского района Республиканская гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Т.В. Иштриковой» г. Йошкар-Олы Победители Всероссийских конкурсов Красногорская средняя школа 1 Звениговского района номинация «Сельская школа» номинация «Общеобразовательная школа» лауреаты Всероссийского этапа конкурса моделей ученического самоуправления лауреат Второго Всероссийского конкурса воспитательных систем

Сеть и контингент образовательных учреждений* Количество учреждений Численность учащихся Дошкольные образовательные учреждения Общеобразовательные учреждения Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения Образовательные учреждения начального профессионального образования 4824 Образовательные учреждения среднего профессионального образования Образовательные учреждения дополнительного образования детей Прочие учреждения образования 3392 * подведомственные Министерству образования и науки Республики Марий Эл

Кадровый потенциал воспитательной системы 599 заместителей директоров по учебно- воспитательной и воспитательной работе 224 педагога-организатора и старших вожатых 215 социальных педагогов 119 педагогов – психологов 2373 педагогов дополнительного образования, руководителей кружков и секций образовательных учреждений

Программно-целевой подход «Комплексные меры противодействия потреблению наркотиков и их незаконному обороту на годы» «Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей на годы» «Комплексная программа профилактики правонарушений в Республике Марий Эл на годы» Профилактика правонарушений и семейного неблагополучия

Программно-целевой подход « Развитие физической культуры и спорта в Республике Марий Эл на 2011 – 2015 годы» «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл в годах» «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков на годы» Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Программно-целевой подход «Допризывная подготовка молодежи в Республике Марий Эл на годы» «Патриотическое воспитание граждан в Республике Марий Эл на годы» «Правовое просвещение граждан в Республике Марий Эл на годы» Патриотическое и гражданское воспитание

Программно-целевой подход Развитие системы поддержки одаренных детей Распространение моделей образовательных (в том числе воспитательных) систем, обеспечивающих современное качество общего образования Формирование здоровьесберегающей образовательной среды Поддержка сетевых моделей сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования, реализующих программы технической и естественно-научной направленности РЦП «Развитие образования Республики Марий Эл на годы» Проект ВЦП «Развитие системы воспитания в образовании Республики Марий Эл на годы»

Спрос на услуги дополнительного образования Художественно-эстетическое – 29,8% Физкультурно-спортивное – 17,9% Социально-педагогическое – 12,9% Туристско-краеведческое – 7,9% Эколого-биологическое – 7,98% Научно-техническое – 5,1% Наиболее востребованные направления дополнительного образования

Элементы внешней среды Количество участников человек Более 160 добровольческих акций Реализуется около 50 долгосрочных добровольческих проектов Республика Марий Эл занимает 8 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по количеству зарегистрировавшихся волонтеров Волонтерское движение В среднем по России волонтеров от общего количества молодежи - 1,5% В среднем по Республике Марий Эл волонтеров от общего количества молодежи – 3%

Элементы внешней среды Историческая реконструкция Молодежная субкультура «Клуб Ролевых Игр «РАЗДОЛ» «Клуб исторической реконструкции «Дикий вепрь» «Клуб исторической реконструкции «Мидгард» Молодежный спорт райдеры, сноубордисты, скейтбордисты, трейсеры, кэс-баскетболисты, дворовые спортивные команда

Музейная педагогика В проекте « Формирование визуальной культуры обучающихся начальной школы посредством музейной педагогики в условиях введения ФГОС» принимают участие 11 общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл Республиканский конкурс «Мой семейный архив» проводит Союз детских и подростковых организаций Республики Марий Эл «Эр вий» Более 260 ребят имеют удостоверения «Директор семейного музея »

Молодежная политика Государственное учреждение Республики Марий Эл «Дворец молодежи»

2001 Заключен договор о сотрудничестве с Йошкар-Олинской епархией Русской Православной церкви 2004 Разработана первая Концепция духовно- нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий Эл 2009 Создана рабочая группа по введению курса ОРКСЭ 2011 Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Духовно-нравственное воспитание

ОРКСЭ – новые возможности 1126 (19%) 82 (1%) Основы православной культуры Основы светской этики Основы мировых религий Основы исламской культуры A A 2514 (42%) 2260 (38%) В эксперименте участвуют 5996 (96,6%) учащихся 4-х классов и 572 (11%) педагога из 259 образовательных учреждений Республики Марий Эл Республика Марий Эл определена стажировочной площадкой для педагогов данного курса из Татарстана и Пермской области

Положительные тенденции Возросло количество детей и подростков участников профилактических программ на 21,9%; Сократился удельный вес преступлений с участием несовершеннолетних с 5,8% до 5,5%; Снизилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения на 36%; Уменьшилось число участников преступлений в возрасте лет на 15,7%. Увеличивается охват обучающихся и воспитанников программами духовно-нравственного цикла на 1,3% (ОУ), на 1,5% (УДОД)

Вызовы современности Деформация модели социализации детей и подростков Размывание национальной идентичности Дисбаланс светскости и конфессиональности образования Отсутствие четких и единых методологических и концептуальных подходов к воспитанию

Основания для разработки Концепции Федеральный закон «Об образовании», Нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Марий Эл, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)

Высокая потребность общества в формировании через систему образования социальных отношений Факторы, способствующие разработке Концепции Большая доля молодых людей в возрасте до 21 года (24,6% от общей численности населения республики) Наметилось преодоление демографического кризиса: на 12% возросло количество воспитанников ДОУ на 1,04% возросло число обучающихся в ОУ Необходимость формирования уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей, инновационного поведения Фактор 1 Фактор 2

Противоречия Декларируемые задачи повышения роли воспитания и неразработанность механизмов их реализации на региональном уровне; Наличие отдельных программ, моделей, технологий воспитания и отсутствие целостного научно- методического обеспечения развития региональной и муниципальных систем воспитания личности; Необходимость организации системы воспитания детей и молодежи в новых условиях и недостаточная подготовленностью педагогических кадров к решению данной задачи

Принципы развития системы воспитания Адаптации традиционных форм и направлений воспитательной деятельности в соответствии с запросами современного общества «Опоры на конкурентные преимущества» посредством выявления и распространения эффективных форм работы, обеспечивающих позитивную социализацию обучающихся

Целевые ориентиры Концепции Совершенствование технологий управления региональной системой воспитания Целенаправленное развитие профессиональной компетентности педагога-воспитателя Проектирование программ дошкольного и школьного образования, обеспечивающих формирование ключевых компетенций ученика XXI века Использование социальных связей между институтами СМИ, религии, культуры и семьи для уменьшения риска социальных конфликтов и напряженности в обществе Повышение мобильности региональной системы воспитания Реализация воспитательного компонента государственных образовательных стандартов Организация профессионально-деятельностного воспитания в учреждениях профессионального образования

Цель региональной системы воспитания Формирование развитого, образованного, социально-активного гражданина Республики Марий Эл, наделенного гражданской ответственностью, духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, носителя лучших достижений мировой и национальной культуры, способного к саморазвитию и самосовершенствованию

Ожидаемые результаты Региональный уровень дети, получившие навыки сосуществования в поликультурной среде дети с ограниченными возможностями здоровья, получающие услуги дополнительного образования дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, получающие услуги дополнительного образования Участие всех социальных институтов в воспитании через межведомственное взаимодействие от 30 до 45 % от 30 до 35 % от 10 до 15%

Ожидаемые результаты Становление районных и городских сообществ педагогов-воспитателей как «резонансных точек», распространяющих идеи воспитания подрастающих поколений Обеспечение диалогового режима функционирования воспитательных систем учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей Республики Марий Эл Увеличение доли педагогов использующих новые информационные сервисы, системы и технологии воспитания, современные электронные ресурсы Муниципальный уровень

Управление воспитанием Title Совершенствование нормативно-правовой базы Анализ, генерация инновационных предложений, поиск новых концептуальных идей Разработка целевой программы Исполнение продпрограмм и проектов Подготовка и повышение квалификации педагогов Мониторинг результатов деятельности

Стратегические задачи Концепции Задача 1 Задача 2 Задача 3 Заложить основы нравственного, интеллектуального, гражданского потенциала личности Заложить основы нравственного, интеллектуального, гражданского потенциала личности Адаптировать личность к сегодняшним рыночным отношениям Сформировать готовность личности активно действовать в меняющихся условиях