ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СИНДРОМОМ ДАУНА И СИНДРОМОМ ДАУНА Стребелева Елена Антоновна, д.п.н., профессор, гл. научн. сотрудник,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии.
Advertisements

МБУ детский сад компенсирующего вида 120 «Сказочный» Зимние игры и забавы с «солнечными» детьми. Обмен опытом работы с детьми с синдромом Дауна. Педагог-дефектолог.
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ « ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ » ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ МБДОУ 402 КАРТАШОВА АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад 117 «Электроник» комбинированного вида городского округа город Буй ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
Социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях Лекотеки.
Предшкольная подготовка как условие обеспечения равных возможностей детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО.
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
У п р а в л е н и е о б р а з о в а н и я А д м и н и с т р а ц и и г о р о д а И в а н о в а ( д о ш к о л ь н ы й о т д е л)
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
Транксрипт:

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СИНДРОМОМ ДАУНА И СИНДРОМОМ ДАУНА Стребелева Елена Антоновна, д.п.н., профессор, гл. научн. сотрудник, ФГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

ПЛАН: 1.Особенности развития умственно отсталых детей раннего возраста. 2. Традиционные и инновационные формы помощи детям и подросткам с нарушением интеллекта.

3. Достижения в развитии умственно отсталых детей, получивших своевременную комплексную (психолого-медико- педагогическую) помощь. 3. Достижения в развитии умственно отсталых детей, получивших своевременную комплексную (психолого-медико- педагогическую) помощь. 4.Современные формы помощи родителям, воспитывающим детей и подростков с нарушением интеллекта. Советы родителям по воспитанию детей в семье. Советы родителям по воспитанию детей в семье.

1. Особенности развития умственно отсталых детей раннего возраста. Cреди детей с особыми образовательными потребностями большую часть составляют дети с нарушением интеллекта (примерно 74% В.А.Зинченко, 1997). Cреди детей с особыми образовательными потребностями большую часть составляют дети с нарушением интеллекта (примерно 74% В.А.Зинченко, 1997).

Дети с нарушением интеллекта: Это дети, у которых при рождении отмечается поражение головного мозга Это дети, у которых при рождении отмечается поражение головного мозга ( в истории ра звития таких детей отмеча ется перинатальная патология ЦНС) ( в истории ра звития таких детей отмеча ется перинатальная патология ЦНС)

Причины рождения умственно отсталых детей : экологическая обстановка, экологическая обстановка, болезни матери во время болезни матери во время беременности: беременности: - тяжелые инфекции, - тяжелые инфекции, - интоксикации, - интоксикации, эндокринные заболевания у матери, эндокринные заболевания у матери, психологические стрессирующие психологические стрессирующие ситуации, ситуации, хромосомные нарушения и др. хромосомные нарушения и др.

среди хромосомных заболеваний самое известное синдром Дауна, среди хромосомных заболеваний самое известное синдром Дауна, исследователи указывают на то, что около 80% всех хромосомных аномалий приходятся на синдром Дауна исследователи указывают на то, что около 80% всех хромосомных аномалий приходятся на синдром Дауна

синдром Дауна – самая распространенная из всех известных форм умственной отсталости, у детей с синдромом Дауна отмечаются сопутствующие заболевания: врожденные пороки сердца, нарушения обменного характера и др., у многих из них, обнаруживается нарушение анализаторных систем - снижение слуха и зрения, в реабилитационных мероприятиях с этими детьми важно с раннего возраста сочетать медикаментозную терапию с адекватными коррекционно-педагогическими занятиями

Социальное развитие: отставание в психофизическом развитии начинается с младенчества: отставание в психофизическом развитии начинается с младенчества: с трудом налаживается режим питания, сна, бодрствования, с трудом налаживается режим питания, сна, бодрствования, эмоциональные реакции бедные, маловыразительные, эмоциональные реакции бедные, маловыразительные, отсутствует улыбка или вызывается с трудом после повторной стимуляции отсутствует улыбка или вызывается с трудом после повторной стимуляции

«комплекс оживления» ярко не проявляется, нет контакта со взрослым «глаза в глаза», «комплекс оживления» ярко не проявляется, нет контакта со взрослым «глаза в глаза», длительное время нет положительных реакций на «своих» и «отрицательных» реакций на чужих, длительное время нет положительных реакций на «своих» и «отрицательных» реакций на чужих, самостоятельность в быту не формируется самостоятельность в быту не формируется

Задержка в развитии прямостояния: поздно начинают держать голову (после 4-х месяцев), поздно начинают держать голову (после 4-х месяцев), своевременно не переворачиваются со спины на живот и с живота на спину, своевременно не переворачиваются со спины на живот и с живота на спину, сидеть начинают после 10 месяцев, сидеть начинают после 10 месяцев, ползать (к 1г. 3мес.–1г. 6 мес.), иногда минуют этап ползания, ползать (к 1г. 3мес.–1г. 6 мес.), иногда минуют этап ползания, самостоятельно ходить начинают к 2–3 годам, походка шаткая, неуверенная самостоятельно ходить начинают к 2–3 годам, походка шаткая, неуверенная

Задержка в познавательном развитии: не фиксируют взгляд на игрушке, не рассматривают ее, не прослеживают взгляд за двигающейся игрушкой, не фиксируют взгляд на игрушке, не рассматривают ее, не прослеживают взгляд за двигающейся игрушкой, не хватают предметы, не манипулируют игрушками, не осуществляют простые неспецифические манипуляции ( длительное время со всеми предметами действуют однообразно – стучат, трясут, тянут в рот, сосут, бросают), не хватают предметы, не манипулируют игрушками, не осуществляют простые неспецифические манипуляции ( длительное время со всеми предметами действуют однообразно – стучат, трясут, тянут в рот, сосут, бросают), отсутствует готовность к совместной деятельности со взрослым, стремление к подражанию отсутствует готовность к совместной деятельности со взрослым, стремление к подражанию

Задержка в развитии речи: нет активного «гуления», нет активного «гуления», своевременно не появляется лепет и звукоподражание, своевременно не появляется лепет и звукоподражание, затруднено понимание обращенной речи: не реагируют на своё имя, не выделяют по слову знакомые предметы, не выполняют простые речевые инструкции и разученные ранее действия, затруднено понимание обращенной речи: не реагируют на своё имя, не выделяют по слову знакомые предметы, не выполняют простые речевые инструкции и разученные ранее действия, понимание обращенной речи своевременно не формируется: не показывают указательным жестом на предметы, которые предлагает взрослый («Покажи, где мама», «Покажи, где глазки», «Покажи, где часики», понимание обращенной речи своевременно не формируется: не показывают указательным жестом на предметы, которые предлагает взрослый («Покажи, где мама», «Покажи, где глазки», «Покажи, где часики», «Поиграй в Ладушки» и т.д.; «Поиграй в Ладушки» и т.д.;

Выводы: все типичные виды деятельности формируются с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития, все типичные виды деятельности формируются с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития, незавершенность возрастных психологических достижений (внимания, восприятия, памяти, мышления речи), незавершенность возрастных психологических достижений (внимания, восприятия, памяти, мышления речи), характерны: неравномерность, нарушение целостности развития, что приводит к разрыву между физиологическим возрастом и психологическими достижениями характерны: неравномерность, нарушение целостности развития, что приводит к разрыву между физиологическим возрастом и психологическими достижениями

дети затрудняются использовать традиционную взрослую культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности, дети затрудняются использовать традиционную взрослую культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности, по отношению к детям с нарушением интеллекта перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения традиционных воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития по отношению к детям с нарушением интеллекта перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения традиционных воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития

формирование элементов учебной деятельности необходимо формировать раньше, чем другие виды детской деятельности формирование элементов учебной деятельности необходимо формировать раньше, чем другие виды детской деятельности

2.Традиционные и инновационные формы помощи детям и подросткам: консультативно-методическая: поддержка родителей и коррекционная помощь детям осуществляются в учреждениях ведомств образования, консультативно-методическая: поддержка родителей и коррекционная помощь детям осуществляются в учреждениях ведомств образования, здравоохранения и социальной защиты здравоохранения и социальной защиты

Учреждения ведомства здравоохранения и социальной защиты: детские психоневрологические диспансеры и детские психиатрические больницы со стационарами, детские психоневрологические диспансеры и детские психиатрические больницы со стационарами, сеть Домов ребенка, где воспитываются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (по заключению медицинских и юридических специалистов с первых месяцев жизни ребенка до 3 лет) сеть Домов ребенка, где воспитываются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (по заключению медицинских и юридических специалистов с первых месяцев жизни ребенка до 3 лет)

Дома ребенка помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: принимаются дети от первых месяцев жизни до 3 лет по заявлению родителей на определенный период времени, помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: принимаются дети от первых месяцев жизни до 3 лет по заявлению родителей на определенный период времени, проводится комплексное обследование и комплексная реабилитация детей медицинскими средствами и средствами коррекционно-педагогического воздействия проводится комплексное обследование и комплексная реабилитация детей медицинскими средствами и средствами коррекционно-педагогического воздействия

Учреждения ведомства здравоохранения и социальной защиты: Учреждения ведомства здравоохранения и социальной защиты: центры восстановительного лечения (ЦВЛ) для детей в возрасте от 2 до 4 лет центры восстановительного лечения (ЦВЛ) для детей в возрасте от 2 до 4 лет специализированные психоневрологические санатории для умственно отсталых детей с различными синдромами в возрасте от 4 до 8 лет специализированные психоневрологические санатории для умственно отсталых детей с различными синдромами в возрасте от 4 до 8 лет

Задачи специальных учреждений: создать условия для социального развития (привитие навыков социально-бытовой ориентировки), создать условия для социального развития (привитие навыков социально-бытовой ориентировки), формировать положительные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками, адекватное поведение в коллективе сверстников, формировать положительные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками, адекватное поведение в коллективе сверстников, воспитывать интерес к элементарному труду и обучать элементарным трудовым навыкам и элементарным учебным умениям воспитывать интерес к элементарному труду и обучать элементарным трудовым навыкам и элементарным учебным умениям

Учреждения ведомства образования: Учреждения ведомства образования: Традиционные формы: Традиционные формы: дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), учреждения«Начальная школа-детский сад», учреждения«Начальная школа-детский сад», «Школа-детский сад» трех видов: «Школа-детский сад» трех видов: - компенсирующего, - компенсирующего, - комбинированного, - комбинированного, - общеобразовательного, - общеобразовательного, специальные (коррекционные) школы VIII вида, специальные (коррекционные) школы VIII вида, специальные колледжи для детей-инвалидов - подготовка к профессиональной деятельности специальные колледжи для детей-инвалидов - подготовка к профессиональной деятельности

Инновационные формы помощи: группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов основание: основание: Письмо МО РФ «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от / 23 – 16. Письмо МО РФ «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от / 23 – 16.

Совместное обучение: правильное комплектование смешанной группы - дети шестого года жизни: правильное комплектование смешанной группы - дети шестого года жизни: 10 детей нормально развивающихся, 10 детей нормально развивающихся, 5 детей с легкой умственной отсталостью 5 детей с легкой умственной отсталостью (по заключению ПМПК) (по заключению ПМПК) основание: Методическое письмо Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» основание: Методическое письмо Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от ин/ от ин/ 23-03

Цель коррекционно-развивающего обучения : создание педагогических создание педагогических условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств

Педагогические условия: создание условий для соблюдения «охранительного педагогического режима», создание условий для соблюдения «охранительного педагогического режима», разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, применение специальных методов и приемов обучения, применение специальных методов и приемов обучения, создание предметно-развивающей среды, создание предметно-развивающей среды, использование эмоциональных и предметно- игровых средств общения взрослых с ребенком, использование эмоциональных и предметно- игровых средств общения взрослых с ребенком, включение родителей в коррекционно- педагогический процесс включение родителей в коррекционно- педагогический процесс

Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания: психолого-педагогическо е изучени е ребенка для составления индивидуальной программы обучения и развития, психолого-педагогическо е изучени е ребенка для составления индивидуальной программы обучения и развития, организация и проведение занятий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии, организация и проведение занятий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии, подготовка к школьному обучению с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка подготовка к школьному обучению с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка

Системный подход: Формирование психологических новообразований Становление типичных видов детской деятельности психолого-педагогический подход

Базовые ориентиры к проведению занятий с детьми младенческого возраста социальное развитие- формирование эмоционально- личностного общения малыша со взрослым, социальное развитие- формирование эмоционально- личностного общения малыша со взрослым, развитие ориентировки на развитие ориентировки на «своих» и «чужих» «своих» и «чужих»

Развитие движений: Формировать: Формировать: умение вертикально держать голову, умение вертикально держать голову, выполнять перевороты, выполнять перевороты, навык ползания, навык ползания, умение сидеть, умение сидеть, умение стоять и «пружинить на ножках», умение стоять и «пружинить на ножках», делать несколько самостоятельных шагов делать несколько самостоятельных шагов

Познавательное развитие: развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, развитие восприятия, развитие восприятия, развитие дословесного периода и развитие речи развитие дословесного периода и развитие речи

развитие манипулятивных и первых предметных действий, развитие манипулятивных и первых предметных действий, (педагогические технологии: (педагогические технологии: от совместных действий к подражательным) от совместных действий к подражательным)

Базовые ориентиры к проведению занятий с детьми раннего возраста Базовые ориентиры к проведению занятий с детьми раннего возраста социальное развитие: социальное развитие: формирование эмоционально-делового и предметно-игрового взаимодействия со взрослым, формирование эмоционально-делового и предметно-игрового взаимодействия со взрослым, формирование способов усвоения общественного опыта формирование способов усвоения общественного опыта

Формирование: самостоятельности в быту (овладение навыком опрятности), самостоятельности в быту (овладение навыком опрятности), коммуникативного поведения, коммуникативного поведения, положительных форм общения со положительных форм общения со взрослыми и сверстниками взрослыми и сверстниками

Развитие движений: совершенствование основных движений: ходьба, прыжки; совершенствование основных движений: ходьба, прыжки; развитие ручной и мелкой моторики (определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук) развитие ручной и мелкой моторики (определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук)

Познавательное развитие: развитие восприятия как фундаментального психологического новообразования, развитие восприятия как фундаментального психологического новообразования, ознакомление с окружающим, ознакомление с окружающим, развитие речи развитие речи

развитие предметных действий (соотносящих и орудийных), развитие предметных действий (соотносящих и орудийных), формирование наглядно- действенного мышления формирование наглядно- действенного мышления

формирование: предметно-игровых действий предметно-игровых действий предпосылок к продуктивным видам детской предпосылок к продуктивным видам детской деятельности деятельности

Программа Екжанова Е.А, Стребелева Е.А. Екжанова Е.А, Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание». Программа для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание». Программа для детей с нарушением интеллекта -М.: Просвещение. – 2003, 2005, 2007, 2011г. -М.: Просвещение. – 2003, 2005, 2007, 2011г.

Разделы программы: здоровье социальное развитие познавательное развитие Формирование деятельности Физическое развитие эстетическое воспитание Разделы программы для детей дошкольного возраста:

Здоровье: создать условия для укрепления соматического, физического и психического здоровья детей, создать условия для укрепления соматического, физического и психического здоровья детей, познакомить детей со своими внутренними потребностями и возможностями, со своими основными средствами познания окружающего мира: зрением, слухом, кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями, познакомить детей со своими внутренними потребностями и возможностями, со своими основными средствами познания окружающего мира: зрением, слухом, кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями, используются практические упражнения для получения детьми определенного чувственного опыта и фиксации этого опыта в речевых высказываниях используются практические упражнения для получения детьми определенного чувственного опыта и фиксации этого опыта в речевых высказываниях

Социальное развитие Я сам Я и другие Я и окружающий мир

Физическое воспитание: совершенствование общих движений, совершенствование общих движений, развитие дифференцированнных развитие дифференцированнных движений кистей и пальцев пальцев рук движений кистей и пальцев пальцев рук

Познавательное развитие: сенсорное воспитание, сенсорное воспитание, формирование мышления, формирование мышления, ознакомление с окружающим, ознакомление с окружающим, формирование элементарных количественных представлений формирование элементарных количественных представлений

ознакомление с окружающим миром, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и коммуникативных способностей, развитие речи и коммуникативных способностей, подготовка к обучению грамоте подготовка к обучению грамоте

Формирование деятельности: формирование игровой деятельности: формирование игровой деятельности: учить взаимодействовать со сверстниками, учить взаимодействовать со сверстниками, учить выполнять цепочку игровых действий с игрушками учить выполнять цепочку игровых действий с игрушками

Формирование продуктивных видов деятельности: овладение умениями и навыками лепки, рисования, аппликации, конструирования овладение умениями и навыками лепки, рисования, аппликации, конструирования

Трудовое воспитание: воспитание самостоятельности в быту: воспитание самостоятельности в быту: формирование навыков самообслуживания- еды, умывания, одевания, раздевания, формирование навыков самообслуживания- еды, умывания, одевания, раздевания, выполнение поручений взрослых выполнение поручений взрослых

Эстетическое воспитание: музыкальное воспитание и формирование театрализованной деятельности, ознакомление с искусством, музыкальное воспитание и формирование театрализованной деятельности, ознакомление с искусством, ознакомление с художественной литературой ознакомление с художественной литературой

Достижение коррекционно-педагогического воздействия: Предупредить: Предупредить: нарушения поведения, нарушения поведения, социальную дезадаптацию, социальную дезадаптацию, эмоционально- коммуникативные трудности, эмоционально- коммуникативные трудности, преодолеть разрыв между физическим и психологическим возрастом преодолеть разрыв между физическим и психологическим возрастом

активизируется темп социального и познавательного развития, активизируется темп социального и познавательного развития, сформирована самостоятельность в быту сформирована самостоятельность в быту

формируются общие интеллектуальные умения, формируются общие интеллектуальные умения, появляется: внутренняя мотивация к обучению, психологическая готовность детей к обучению в школе психологическая готовность детей к обучению в школе

социальная позиция «быть школьником», что соответствует возрастным психологическим достижениям в развитии детей предшкольного возраста социальная позиция «быть школьником», что соответствует возрастным психологическим достижениям в развитии детей предшкольного возраста возможность включить часть детей с нарушением интеллекта в массовые образовательные учреждения возможность включить часть детей с нарушением интеллекта в массовые образовательные учреждения

Задачи обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида: создать условия для усвоения жизненных компетенций и усвоения знаний и умений в соответствии с образовательной программой создать условия для усвоения жизненных компетенций и усвоения знаний и умений в соответствии с образовательной программой

коррекция высших психических функций, коррекция высших психических функций, воспитание: воспитание: интереса к учебному процессу, интереса к учебному процессу, интереса к труду интереса к труду

формирование положительных средств взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирование положительных средств взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирование положительных личностных качеств формирование положительных личностных качеств

Достижения в развитии: адекватное поведение в социуме, адекватное поведение в социуме, положительное взаимодействие со положительное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, взрослыми и сверстниками, желание трудиться, желание трудиться, готовность овладевать профессиональными умениями готовность овладевать профессиональными умениями

4. Современные формы помощи родителям, воспитывающим детей и подростков с нарушением интеллекта. Советы родителям по воспитанию детей в семье. Советы родителям по воспитанию детей в семье.

Формы помощи родителям: консультирование семьи, консультирование семьи, лекционно-просветительская, лекционно-просветительская, практические занятия для родителей, практические занятия для родителей, организация круглых столов, родительских конференций, детских утренников и праздников, организация круглых столов, родительских конференций, детских утренников и праздников, индивидуальные занятия с родителями и их ребенком, подгрупповые занятия индивидуальные занятия с родителями и их ребенком, подгрупповые занятия

Цель и задачи консультирования: психолого-консультативная деятельность специалистов направлена на психолого-консультативная деятельность специалистов направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, оказание помощи родителям в создании педагогических условий для становления позитивных личностных качеств ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми оказание помощи родителям в создании педагогических условий для становления позитивных личностных качеств ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми

Цель лекционно-просветительской работы: Цель лекционно-просветительской работы: повышение педагогической компетенции повышение педагогической компетенции темы: «Этапы психофизического развития ребёнка дошкольного возраста», темы: «Этапы психофизического развития ребёнка дошкольного возраста», «Виды общения, его роль в развитии ребёнка», «Виды общения, его роль в развитии ребёнка», «Значение самостоятельности в быту для становления личностных качеств ребенка», «Значение самостоятельности в быту для становления личностных качеств ребенка», «Формирование навыков самообслуживания», «Игры детей, виды игр. Роль игрушки в жизни ребенка: критерии оценки при покупке», «Формирование навыков самообслуживания», «Игры детей, виды игр. Роль игрушки в жизни ребенка: критерии оценки при покупке», «Дидактическая игра и ее значение для развития ребенка», «Дидактическая игра и ее значение для развития ребенка», «Использование продуктивных видов деятельности для совместной деятельности» «Использование продуктивных видов деятельности для совместной деятельности»

Обучение родителей педагогическим технологиям обучения и воспитания ребенка

Выводы: своевременно оказанная помощь семье благотворно влияет на организацию жизни ребенка : своевременно оказанная помощь семье благотворно влияет на организацию жизни ребенка : в семье, в семье, в коллективе сверстников; в коллективе сверстников; положительно сказывается на его психическом развитии положительно сказывается на его психическом развитии

оказывает влияние на жизнь семьи: у родителей появляется активная позиция по отношению к воспитанию своего ребенка, оказывает влияние на жизнь семьи: у родителей появляется активная позиция по отношению к воспитанию своего ребенка, продуктивные формы взаимодействия детьми продуктивные формы взаимодействия детьми

Советы родителям: надо принять тот факт, что у ребенка есть проблема в умственном развитии, надо принять тот факт, что у ребенка есть проблема в умственном развитии, необходимо помнить, что Вы нужны ему, а он нужен ВАМ, необходимо помнить, что Вы нужны ему, а он нужен ВАМ, любите его и радуйтесь ему, и он научится от Вас любить всех близких, любите его и радуйтесь ему, и он научится от Вас любить всех близких, важно дать ребенку почувствовать любовь к нему всех членов семьи важно дать ребенку почувствовать любовь к нему всех членов семьи

важно создать условия в семье для общения ребенка с другими родственниками и друзьями родителей, важно создать условия в семье для общения ребенка с другими родственниками и друзьями родителей, нужно помнить о том, что Вы даете ребенку образец общения с другими людьми нужно помнить о том, что Вы даете ребенку образец общения с другими людьми

Педагогические условия воспитания ребенка в семье (ранний возраст) выполнение четкого режима дня - сон, питание, бодрствование, прогулка, занятия, выполнение четкого режима дня - сон, питание, бодрствование, прогулка, занятия, положительные формы взаимодействия и общения взрослых с ребенком и организация положительного общения со сверстниками, положительные формы взаимодействия и общения взрослых с ребенком и организация положительного общения со сверстниками, организация регулярных занятий с ребенком: организация регулярных занятий с ребенком: определение времени и место для занятий определение времени и место для занятий

создание предметно- развивающейся среды - два набора игрушек: один для каждодневного пользования, а другой - только для занятий создание предметно- развивающейся среды - два набора игрушек: один для каждодневного пользования, а другой - только для занятий

дидактические игрушки

Дошкольный и младший возраст: воспитание самостоятельности в быту: воспитание самостоятельности в быту: привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обучение элементарным трудовым навыкам - поливать цветы, убирать игрушки, расставлять предметы быта на свои места, сервировать стол, помогать готовить, убирать комнату, ухаживать за растениями в огороде, ухаживать за животными обучение элементарным трудовым навыкам - поливать цветы, убирать игрушки, расставлять предметы быта на свои места, сервировать стол, помогать готовить, убирать комнату, ухаживать за растениями в огороде, ухаживать за животными

Старший школьный и подростковый возраст: учить детей выполнять определенные поделки из глины, бумаги, ткани, дерева и др., учить детей выполнять определенные поделки из глины, бумаги, ткани, дерева и др., учить вязать, вышивать, учить вязать, вышивать, воспитывать интерес детей к овладению определенными профессиями с учетом индивидуальных возможностей, воспитывать интерес детей к овладению определенными профессиями с учетом индивидуальных возможностей, организовать обучение по овладению профессиональными навыками организовать обучение по овладению профессиональными навыками

продолжать учить взаимодействовать со сверстниками: продолжать учить взаимодействовать со сверстниками: в учреждениях дополнительного образования - в студиях по изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, спортивных секциях - плавания, волейбол, настольный теннис, лыжи и др. с учетом индивидуальных возможностей развития в учреждениях дополнительного образования - в студиях по изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, спортивных секциях - плавания, волейбол, настольный теннис, лыжи и др. с учетом индивидуальных возможностей развития

Литература: 1. Екжанова Е.А, Стребелева Методические рекомендации к программе. -М.: Просвещение. – 2009, 2011г. -М.: Просвещение. – 2009, 2011г. 2. Закрепина А.В. Трудный ребенок: Пути к сотрудничеству.- М.: Дрофа

3. Кинаш Е.А. Подготовка детей к письму. детей с отклонениями в развитии.- М.: Парадигма Лазуренко С.Б. Организация в учреждениях системы здравоохранения коррекционно- педагогической помощи детям с поражением ЦНС (Методическое письмо).- М,2008.

5. Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.- М.: Владос

6. Стребелева Е.А. Формирование мышления детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2007.

7. Стребелева Е.А. Традиционные и новые организационные формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта //Дефектология, Стребелева Е.А. Традиционные и новые организационные формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта //Дефектология, Стребелева Е.А. Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии.- М.: Парадигма,2010. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии.- М.: Парадигма,2010.

9. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.- М.: Парадигма, 2012г

10.Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2006 г. 0-4 классы /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2006 г. 0-4 классы 11. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2006 г. 5-9 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2006 г. 5-9 классы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ