ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПЕДИАТРИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Рекомендации для воспитателей семейных детских садов) ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПЕДИАТРИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Двигательная активность в детском саду. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает,
Advertisements

Лечебно-оздоровительная физкультура Бессмертных Елена Борисовна Учитель физической культуры МОУ Октябрьская СОШ.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Сказка» Формирование здоровьесберегающей.
Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
Двигательная активность в режиме дня школьника.. Двигательная активность включает: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, физкультминутки, подвижные.
Горячев А.А. Учитель физической культуры МОУ «СОШ с. Кутьино».
Правильная рабочая поза.. При работе необходимо: Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе.
Государственное общеобразовательнаое учреждение – основная общеобразовательная школа при Посольстве России в Марокко Исследовательский проект: Выполнил:
Вариант 1 (длительность 3-5 минут). Исходное положение – сидя в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
Антистрессовая_пятиминутка_СЕМЁРКА_СОШ 4 Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам. Лев Толстой.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Корригирующие упражнения на физкультурных занятиях Корригирующие упражнения на физкультурных занятиях.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 89 «Крепыш» Рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения.
Расту здоровым Детский сад 513 Аветисян Кристина Геннадьевна.
Проэкт выполнила ученица 9-А класса Лотиковской СШ Момот Екатерина 2007г.
Понятие «Осанка» ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами.
Профилактика нарушений осанки Воспитатель логопедической группы ГБДОУ 18 поселка Молодежное Ольшанская Л.Я.
Цель школы: Дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить.
Нарушение зрения у школьников 1-2 – х классов и их профилактика. Работу выполнила Ученица 2 а класса Долинская Настя Руководитель: Лонгинова Виктория Владимировна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 60 «Огонек» Пушкинского муниципального района Старший.
Транксрипт:

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПЕДИАТРИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Рекомендации для воспитателей семейных детских садов) ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПЕДИАТРИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Рекомендации для воспитателей семейных детских садов) Педагог-психолог Скворцова Н. Ю.

ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТИ ПРОВОДЯТ МНОГО ВРЕМЕНИ ДОМА ИЛИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, И ИХ ЗДОРОВЬЕ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ ОТ УСЛОВИЙ, В КОТОРЫХ ОНИ НАХОДЯТСЯ. ОСОБАЯ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ, РАБОТАЮЩИМИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. ВСЕМ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА; ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ; МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ. НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ АДРЕСОВАНЫ ВОСПИТАТЕЛЯМ СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ САДОВ, РАБОТАЮЩИМ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. ОНИ ЗНАКОМЯТ С : ОСНОВАМИ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ; ПОКАЗАТЕЛЯМИ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА; СИМПТОМАМИ И ПРИЧИНАМИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ; РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ЗАКАЛИВАНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ РЕБЕНКА ЕЩЕ ТОЛЬКО ФОРМИРУЕТСЯ. ПОЗВОНОЧНИК У РЕБЕНКА МЯГКИЙ И ЭЛАСТИЧНЫЙ, ЛЕГКО ПОДВЕРГАЕТСЯ ДЕФОРМАЦИЯМ, ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО СЛЕДИТЬ ЗА ОСАНКОЙ. У ДЕТЕЙ НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТ ТАЗОВЫЙ ПОЯС, ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ ОКОСТЕНЕНИЕ ХРЯЩЕВОЙ ТКАНИ. РЕЗКИЕ НАГРУЗКИ НА НИЖНИЕ КОНЕЧНОСТИ СТРОГО ПРОТИВОПОКАЗАНЫ. СВЯЗОЧНО-МЫШЕЧНЫЙ АППАРАТ ТАКЖЕ СЛАБЫЙ И МОЖЕТ ПОДВЕРГНУТЬСЯ ДЕФОРМАЦИИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ВОЗНИКАЕТ ПЛОСКОСТОПИЕ. МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНИКА, В ЦЕЛОМ, СЛАБО РАЗВИТА, ЕЕ МАССА СОСТАВЛЯЕТ 2224% ОТ МАССЫ ТЕЛА. МЫШЦЫ РЕБЕНКА СОДЕРЖАТ БОЛЬШЕ ВОДЫ, ЧЕМ У ВЗРОСЛОГО, НО В НИХ МЕНЬШЕ БЕЛКОВЫХ И НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ИХ МЕХАНИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ НИЖЕ. МЫШЕЧНЫЕ ПУЧКИ ПЛОХО СФОРМИРОВАНЫ, НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТ И ИННЕРВАЦИОННЫЙ АППАРАТ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.У РЕБЕНКА МЫШЦЫ СОКРАЩАЮТСЯ МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ У ВЗРОСЛОГО, НО САМИ СОКРАЩЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ ЧЕРЕЗ МЕНЬШИЕ ПРОМЕЖУТКИ, ПОЭТОМУ ФИЗИЧЕСКАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ РЕБЕНКА БЫСТРЕЕ РАЗВИВАЕТСЯ, НО И ПРОХОДИТ БЫСТРЕЕ. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНИКА ХОРОШО ПРИСПОСОБЛЕНА К ПОТРЕБНОСТЯМ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА: СОСУДЫ ШИРОКИЕ, И ТОК КРОВИ ПО НИМ ОТ СЕРДЦА НЕ ЗАТРУДНЕН. СЕРДЦЕ РЕБЕНКА БЫСТРО УТОМЛЯЕТСЯ ПРИ НАПРЯЖЕНИИ, ЛЕГКО ВОЗБУЖДАЕТСЯ И НЕ СРАЗУ ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К ИЗМЕНИВШЕЙСЯ НАГРУЗКЕ, РИТМИЧНОСТЬ ЕГО СОКРАЩЕНИЙ ЛЕГКО НАРУШАЕТСЯ. ОТСЮДА НЕОБХОДИМОСТЬ ЧАСТОГО ОТДЫХА ДЛЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ РЕБЕНКА ЕЩЕ ТОЛЬКО ФОРМИРУЕТСЯ. ПОЗВОНОЧНИК У РЕБЕНКА МЯГКИЙ И ЭЛАСТИЧНЫЙ, ЛЕГКО ПОДВЕРГАЕТСЯ ДЕФОРМАЦИЯМ, ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО СЛЕДИТЬ ЗА ОСАНКОЙ. У ДЕТЕЙ НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТ ТАЗОВЫЙ ПОЯС, ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ ОКОСТЕНЕНИЕ ХРЯЩЕВОЙ ТКАНИ. РЕЗКИЕ НАГРУЗКИ НА НИЖНИЕ КОНЕЧНОСТИ СТРОГО ПРОТИВОПОКАЗАНЫ. СВЯЗОЧНО-МЫШЕЧНЫЙ АППАРАТ ТАКЖЕ СЛАБЫЙ И МОЖЕТ ПОДВЕРГНУТЬСЯ ДЕФОРМАЦИИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ВОЗНИКАЕТ ПЛОСКОСТОПИЕ. МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНИКА, В ЦЕЛОМ, СЛАБО РАЗВИТА, ЕЕ МАССА СОСТАВЛЯЕТ 2224% ОТ МАССЫ ТЕЛА. МЫШЦЫ РЕБЕНКА СОДЕРЖАТ БОЛЬШЕ ВОДЫ, ЧЕМ У ВЗРОСЛОГО, НО В НИХ МЕНЬШЕ БЕЛКОВЫХ И НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ИХ МЕХАНИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ НИЖЕ. МЫШЕЧНЫЕ ПУЧКИ ПЛОХО СФОРМИРОВАНЫ, НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТ И ИННЕРВАЦИОННЫЙ АППАРАТ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.У РЕБЕНКА МЫШЦЫ СОКРАЩАЮТСЯ МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ У ВЗРОСЛОГО, НО САМИ СОКРАЩЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ ЧЕРЕЗ МЕНЬШИЕ ПРОМЕЖУТКИ, ПОЭТОМУ ФИЗИЧЕСКАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ РЕБЕНКА БЫСТРЕЕ РАЗВИВАЕТСЯ, НО И ПРОХОДИТ БЫСТРЕЕ. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНИКА ХОРОШО ПРИСПОСОБЛЕНА К ПОТРЕБНОСТЯМ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА: СОСУДЫ ШИРОКИЕ, И ТОК КРОВИ ПО НИМ ОТ СЕРДЦА НЕ ЗАТРУДНЕН. СЕРДЦЕ РЕБЕНКА БЫСТРО УТОМЛЯЕТСЯ ПРИ НАПРЯЖЕНИИ, ЛЕГКО ВОЗБУЖДАЕТСЯ И НЕ СРАЗУ ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К ИЗМЕНИВШЕЙСЯ НАГРУЗКЕ, РИТМИЧНОСТЬ ЕГО СОКРАЩЕНИЙ ЛЕГКО НАРУШАЕТСЯ. ОТСЮДА НЕОБХОДИМОСТЬ ЧАСТОГО ОТДЫХА ДЛЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ: УЗОСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, НЕЖНОСТЬ И ЛЕГКАЯ РАНИМОСТЬ СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК, ОБИЛИЕ В СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧКАХ И СТЕНКАХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ КРОВЕНОСНЫХ И ЛИМФАТИЧЕСКИХ СОСУДОВ. ЭТО ОБУСЛОВЛИВАЕТ ОБЛЕГЧЕННОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ ИНФЕКЦИИ В ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ, СПОСОБСТВУЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ И РАЗДРАЖЕНИЮ ОТ ЧРЕЗМЕРНОГО СУХОГО ВОЗДУХА, ОСОБЕННО В ПОМЕЩЕНИЯХ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА: В 2 - 2,5 ГОДА КЛЕТКИ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЕТЕЙ ОБЛАДАЮТ БОЛЬШОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ФИКСИРОВАТЬ И УДЕРЖИВАТЬ УСТАНОВЛЕННЫЕ ВНОВЬ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ. ВЫСОКАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ И СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА К СРАВНИТЕЛЬНО ЛЕГКОМУ ОСВОЕНИЮ НОВЫХ ДВИЖЕНИЙ. В 2,5 - 5 ЛЕТ ПРОЦЕССЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЕЩЕ ПРЕОБЛАДАЮТ НАД ПРОЦЕССАМИ ТОРМОЖЕНИЯ, ПОЭТОМУ ДОШКОЛЬНИК ОЧЕНЬ ПОДВИЖЕН, ЕГО ДВИЖЕНИЯ БЫСТРЫЕ, ИМПУЛЬСИВНЫЕ, ВНИМАНИЕ НЕУСТОЙЧИВОЕ. ПРОИСХОДИТ АКТИВНОЕ ОВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ. В 5- 6 ЛЕТ ДВИЖЕНИЯ ЕЩЁ НЕТОЧНЫЕ, БЕСПОРЯДОЧНЫЕ, НЕЭКОНОМНЫЕ, СОПРОВОЖДАЮТСЯ ВОВЛЕЧЕНИЕМ В РАБОТУ ЛИШНИХ ГРУПП МЫШЦ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ УСИЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ. В ЛЕТ ДЕТИ БЫСТРО УСТАЮТ, НО БЫСТРО ОТДЫХАЮТ, ПОЭТОМУ КРАТКОВРЕМЕННЫЕ НАГРУЗКИ С ЧАСТЫМИ ПЕРЕРЫВАМИ ДОПУСТИМЫ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ВСЕ ЭТИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ИНТЕНСИВНОСТИ И ХАРАКТЕРА ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ: УЗОСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, НЕЖНОСТЬ И ЛЕГКАЯ РАНИМОСТЬ СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК, ОБИЛИЕ В СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧКАХ И СТЕНКАХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ КРОВЕНОСНЫХ И ЛИМФАТИЧЕСКИХ СОСУДОВ. ЭТО ОБУСЛОВЛИВАЕТ ОБЛЕГЧЕННОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ ИНФЕКЦИИ В ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ, СПОСОБСТВУЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ И РАЗДРАЖЕНИЮ ОТ ЧРЕЗМЕРНОГО СУХОГО ВОЗДУХА, ОСОБЕННО В ПОМЕЩЕНИЯХ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА: В 2 - 2,5 ГОДА КЛЕТКИ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЕТЕЙ ОБЛАДАЮТ БОЛЬШОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ФИКСИРОВАТЬ И УДЕРЖИВАТЬ УСТАНОВЛЕННЫЕ ВНОВЬ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ. ВЫСОКАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ И СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА К СРАВНИТЕЛЬНО ЛЕГКОМУ ОСВОЕНИЮ НОВЫХ ДВИЖЕНИЙ. В 2,5 - 5 ЛЕТ ПРОЦЕССЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЕЩЕ ПРЕОБЛАДАЮТ НАД ПРОЦЕССАМИ ТОРМОЖЕНИЯ, ПОЭТОМУ ДОШКОЛЬНИК ОЧЕНЬ ПОДВИЖЕН, ЕГО ДВИЖЕНИЯ БЫСТРЫЕ, ИМПУЛЬСИВНЫЕ, ВНИМАНИЕ НЕУСТОЙЧИВОЕ. ПРОИСХОДИТ АКТИВНОЕ ОВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ. В 5- 6 ЛЕТ ДВИЖЕНИЯ ЕЩЁ НЕТОЧНЫЕ, БЕСПОРЯДОЧНЫЕ, НЕЭКОНОМНЫЕ, СОПРОВОЖДАЮТСЯ ВОВЛЕЧЕНИЕМ В РАБОТУ ЛИШНИХ ГРУПП МЫШЦ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ УСИЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ. В ЛЕТ ДЕТИ БЫСТРО УСТАЮТ, НО БЫСТРО ОТДЫХАЮТ, ПОЭТОМУ КРАТКОВРЕМЕННЫЕ НАГРУЗКИ С ЧАСТЫМИ ПЕРЕРЫВАМИ ДОПУСТИМЫ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ВСЕ ЭТИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ИНТЕНСИВНОСТИ И ХАРАКТЕРА ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК.

МЛАДЕНЧЕСТВО (0-1 ГОД). ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ. НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ СОЗДАЕТ У РЕБЕНКА РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ, ПОВЫШАЕТ ЕГО АКТИВНОСТЬ, ЧТО СТАНОВИТСЯ НЕОБХОДИМОЙ ОСНОВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕГО ДВИЖЕНИЙ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ, РЕЧИ. ВЗРОСЛЫЕ, УХАЖИВАЮЩИЕ ЗА РЕБЕНКОМ, ДОЛЖНЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ЕГО ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ, СТАРАЯСЬ, ЧТОБЫ ОКРУЖАЮЩАЯ МЛАДЕНЦА ОБСТАНОВКА НЕ БЫЛА ОДНООБРАЗНОЙ. РАННЕЕ ДЕТСТВО (1-3 ГОДА). ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЦЕЛЬ ЕЕ - УСВОЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПРЕДМЕТОВ, ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ ДЕЙСТВИЙ С НИМИ. РАННЕЕ ДЕТСТВО СЕНЗИТИВНО К УСВОЕНИЮ РЕЧИ, СРЕДИ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДОМИНИРУЕТ ВОСПРИЯТИЕ. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНЫ, МЫШЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАГЛЯДНО -ДЕЙСТВЕННЫМ, ОНО ОСНОВАНО НА ВОСПРИЯТИИ И ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ. ДЛЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХАРАКТЕРНЫ ЯРКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО -ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА СВЯЗАНО С ЗАРОЖДАЮЩИМСЯ В ЭТО ВРЕМЯ САМОСОЗНАНИЕМ. К ТРЕМ ГОДАМ У РЕБЕНКА ПОЯВЛЯЕТСЯ И ПЕРВИЧНАЯ САМООЦЕНКА. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3 ГОДА – 6(7) ЛЕТ). ИГРА - ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА. ВОСПРИЯТИЕ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫМ, ОСМЫСЛЕННЫМ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ АНАЛИЗИРУЮЩИМ. ЭТОТ ВОЗРАСТ, НАИБОЛЕЕ СЕНЗИТИВНЫЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ РЕЧЬЮ. РАЗВИВАЕТСЯ ЗВУКОВОЙ И ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ, РАСТЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА ХАРАКТЕРЕ Н, В ЦЕЛОМ, СПОКОЙНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН, ОТСУТСТВИЕ СИЛЬНЫХ АФФЕКТИВНЫХ ВСПЫШЕК И КОНФЛИКТОВ ПО НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ПОВОДАМ. САМЫМ ВАЖНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ МЕХАНИЗМОМ, ФОРМИРУЮЩИМСЯ В ЭТОМ ПЕРИОДЕ, СЧИТАЕТСЯ СОПОДЧИНЕНИЕ МОТИВОВ. ДОШКОЛЬНИК НАЧИНАЕТ УСВАИВАТЬ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ, ПРИНЯТЫЕ В ОБЩЕСТВЕ. ДЛЯ ЭТОГО ПЕРИОДА ХАРАКТЕРНА ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. МЛАДЕНЧЕСТВО (0-1 ГОД). ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ. НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ СОЗДАЕТ У РЕБЕНКА РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ, ПОВЫШАЕТ ЕГО АКТИВНОСТЬ, ЧТО СТАНОВИТСЯ НЕОБХОДИМОЙ ОСНОВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕГО ДВИЖЕНИЙ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ, РЕЧИ. ВЗРОСЛЫЕ, УХАЖИВАЮЩИЕ ЗА РЕБЕНКОМ, ДОЛЖНЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ЕГО ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ, СТАРАЯСЬ, ЧТОБЫ ОКРУЖАЮЩАЯ МЛАДЕНЦА ОБСТАНОВКА НЕ БЫЛА ОДНООБРАЗНОЙ. РАННЕЕ ДЕТСТВО (1-3 ГОДА). ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЦЕЛЬ ЕЕ - УСВОЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПРЕДМЕТОВ, ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ ДЕЙСТВИЙ С НИМИ. РАННЕЕ ДЕТСТВО СЕНЗИТИВНО К УСВОЕНИЮ РЕЧИ, СРЕДИ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДОМИНИРУЕТ ВОСПРИЯТИЕ. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНЫ, МЫШЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАГЛЯДНО -ДЕЙСТВЕННЫМ, ОНО ОСНОВАНО НА ВОСПРИЯТИИ И ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ. ДЛЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХАРАКТЕРНЫ ЯРКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО -ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА СВЯЗАНО С ЗАРОЖДАЮЩИМСЯ В ЭТО ВРЕМЯ САМОСОЗНАНИЕМ. К ТРЕМ ГОДАМ У РЕБЕНКА ПОЯВЛЯЕТСЯ И ПЕРВИЧНАЯ САМООЦЕНКА. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3 ГОДА – 6(7) ЛЕТ). ИГРА - ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА. ВОСПРИЯТИЕ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫМ, ОСМЫСЛЕННЫМ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ АНАЛИЗИРУЮЩИМ. ЭТОТ ВОЗРАСТ, НАИБОЛЕЕ СЕНЗИТИВНЫЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ РЕЧЬЮ. РАЗВИВАЕТСЯ ЗВУКОВОЙ И ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ, РАСТЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА ХАРАКТЕРЕ Н, В ЦЕЛОМ, СПОКОЙНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН, ОТСУТСТВИЕ СИЛЬНЫХ АФФЕКТИВНЫХ ВСПЫШЕК И КОНФЛИКТОВ ПО НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ПОВОДАМ. САМЫМ ВАЖНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ МЕХАНИЗМОМ, ФОРМИРУЮЩИМСЯ В ЭТОМ ПЕРИОДЕ, СЧИТАЕТСЯ СОПОДЧИНЕНИЕ МОТИВОВ. ДОШКОЛЬНИК НАЧИНАЕТ УСВАИВАТЬ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ, ПРИНЯТЫЕ В ОБЩЕСТВЕ. ДЛЯ ЭТОГО ПЕРИОДА ХАРАКТЕРНА ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПОЗЫ - ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ: УЧИТЕ РЕБЕНКА СТОЯТЬ ПРЯМО, НО СВОБОДНО; ТЯЖЕСТЬ ТЕЛА РАВНОМЕРНО РАСПРЕДЕЛЯТЬ НА ОБЕ НОГИ. ПРИ ПРИВЫЧНОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА МАНЕРЕ ОТСТАВЛЯТЬ НОГУ В СТОРОНУ ФОРМИРУЕТСЯ КОСОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТАЗА И ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА НАКЛОН ГОЛОВЫ ВПЕРЁД ИЛИ ЗАПРОКИДЫВАНИЕ НАЗАД ПРИВОДИТ К ИЗМЕНЕНИЯМ ИЗГИБОВ ПОЗВОНОЧНИКА, НАРУШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ТЕЛА ПРИ ХОДЬБЕ УЧИТЕ РЕБЁНКА СТАВИТЬ СТОПЫ ПАРАЛЛЕЛЬНО, И УДЕРЖИВАТЬ ВЕРТИКАЛЬНУЮ ОСЬ ТЕЛА. РАЗВОРОТ НОСКАМИ ВОВНУТРЬ ИЛИ КНАРУЖИ СПОСОБСТВУЕТ ПЛОСКОСТОПИЮ. ПОЗА СИДЯ ИМЕЕТ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ВАЖНО, ЧТОБЫ РЕБЁНОК СИДЕЛ ПРЯМО, НЕ СГИБАЯ ТУЛОВИЩЕ, ГОЛОВА МОЖЕТ БЫТЬ СЛЕГКА НАКЛОНЕНА ВПЕРЁД. НОГИ УПИРАЮТСЯ В ПОЛ ВСЕЙ СТОПОЙ И СОГНУТЫ В ТАЗОБЕДРЕННЫХ, КОЛЕННЫХ И ГОЛЕНОСТОПНЫХ СУСТАВАХ ПОД ПРЯМЫМИ УГЛАМИ, СПИНА ДОЛЖНА ОПИРАТЬСЯ НА СПИНКУ СТУЛА ИЛИ КРЕСЛА, А БЁДРА ЛЕЖАТ НА ДВУХ ТРЕТЯХ СИДЕНИЯ. НЕ ДОПУСКАЙТЕ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК СИДЕЛ, ПОЛОЖИВ ОДНУ НОГУ НА ДРУГУЮ, ПОДРАЖАЯ ВЗРОСЛОМУ ИЛИ УБИРАЛ НОГИ ПОД СИДЕНЬЕ, ТАК КАК ПОД КОЛЕНЯМИ ПРОХОДЯТ КРУПНЫЕ КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ И В ТАКИХ ПОЗАХ ОНИ ПЕРЕЖИМАЮТСЯ. ПОЗА ВО ВРЕМЯ СНА НЕ МЕНЕЕ ВАЖНА, ЧЕМ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ДНЁМ. ПОЗВОНОЧНИК ДОЛЖЕН ХОРОШО ОТДОХНУТЬ ЗА НОЧЬ. ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ РЕБЁНОК СПИТ НА БОКУ, ИЛИ СОХРАНЯЕТ ВСЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗГИБЫ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЁЖА НА СПИНЕ. НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПОЗЫ - ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ: УЧИТЕ РЕБЕНКА СТОЯТЬ ПРЯМО, НО СВОБОДНО; ТЯЖЕСТЬ ТЕЛА РАВНОМЕРНО РАСПРЕДЕЛЯТЬ НА ОБЕ НОГИ. ПРИ ПРИВЫЧНОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА МАНЕРЕ ОТСТАВЛЯТЬ НОГУ В СТОРОНУ ФОРМИРУЕТСЯ КОСОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТАЗА И ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА НАКЛОН ГОЛОВЫ ВПЕРЁД ИЛИ ЗАПРОКИДЫВАНИЕ НАЗАД ПРИВОДИТ К ИЗМЕНЕНИЯМ ИЗГИБОВ ПОЗВОНОЧНИКА, НАРУШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ТЕЛА ПРИ ХОДЬБЕ УЧИТЕ РЕБЁНКА СТАВИТЬ СТОПЫ ПАРАЛЛЕЛЬНО, И УДЕРЖИВАТЬ ВЕРТИКАЛЬНУЮ ОСЬ ТЕЛА. РАЗВОРОТ НОСКАМИ ВОВНУТРЬ ИЛИ КНАРУЖИ СПОСОБСТВУЕТ ПЛОСКОСТОПИЮ. ПОЗА СИДЯ ИМЕЕТ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ВАЖНО, ЧТОБЫ РЕБЁНОК СИДЕЛ ПРЯМО, НЕ СГИБАЯ ТУЛОВИЩЕ, ГОЛОВА МОЖЕТ БЫТЬ СЛЕГКА НАКЛОНЕНА ВПЕРЁД. НОГИ УПИРАЮТСЯ В ПОЛ ВСЕЙ СТОПОЙ И СОГНУТЫ В ТАЗОБЕДРЕННЫХ, КОЛЕННЫХ И ГОЛЕНОСТОПНЫХ СУСТАВАХ ПОД ПРЯМЫМИ УГЛАМИ, СПИНА ДОЛЖНА ОПИРАТЬСЯ НА СПИНКУ СТУЛА ИЛИ КРЕСЛА, А БЁДРА ЛЕЖАТ НА ДВУХ ТРЕТЯХ СИДЕНИЯ. НЕ ДОПУСКАЙТЕ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК СИДЕЛ, ПОЛОЖИВ ОДНУ НОГУ НА ДРУГУЮ, ПОДРАЖАЯ ВЗРОСЛОМУ ИЛИ УБИРАЛ НОГИ ПОД СИДЕНЬЕ, ТАК КАК ПОД КОЛЕНЯМИ ПРОХОДЯТ КРУПНЫЕ КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ И В ТАКИХ ПОЗАХ ОНИ ПЕРЕЖИМАЮТСЯ. ПОЗА ВО ВРЕМЯ СНА НЕ МЕНЕЕ ВАЖНА, ЧЕМ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ДНЁМ. ПОЗВОНОЧНИК ДОЛЖЕН ХОРОШО ОТДОХНУТЬ ЗА НОЧЬ. ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ РЕБЁНОК СПИТ НА БОКУ, ИЛИ СОХРАНЯЕТ ВСЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗГИБЫ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЁЖА НА СПИНЕ.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ - БЛИЗОРУКОСТЬ, ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ, АСТИГМАТИЗМ И КОСОГЛАЗИЕ БЛИЗОРУКОСТЬ (МИОПИЯ) - ПРИОБРЕТЕННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, КОГДА В ПЕРИОД ИНТЕНСИВНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ (ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО, ПРОСМОТР TV-ПЕРЕДАЧ, ИГР НА КОМПЬЮТЕРЕ) ИЗ-ЗА НАРУШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ, ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЛАЗНОМ ЯБЛОКЕ, ПРИВОДЯЩИЕ К ЕГО РАСТЯЖЕНИЮ –УДЛИНЕНИЮ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ТАКОГО РАСТЯЖЕНИЯ УХУДШАЕТСЯ ЗРЕНИЕ ВДАЛЬ, А ПРИ БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ - И ВБЛИЗИ. ЗДЕСЬ МОГУТ ПОМОЧЬ ОЧКИ ИЛИ КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ. ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ БЛИЗОРУКОСТ И - ЭТО ПОНИЖЕНИЕ ЗРЕНИЯ ВДАЛЬ, КОТОРОЕ УЛУЧШАЕТСЯ ПРИ ПРИЩУРИВАНИИ ИЛИ НАДАВЛИВАНИИ НА ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. БЛИЗОРУКОСТЬ (МИОПИЯ) - ПРИОБРЕТЕННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, КОГДА В ПЕРИОД ИНТЕНСИВНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ (ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО, ПРОСМОТР TV-ПЕРЕДАЧ, ИГР НА КОМПЬЮТЕРЕ) ИЗ-ЗА НАРУШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ, ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЛАЗНОМ ЯБЛОКЕ, ПРИВОДЯЩИЕ К ЕГО РАСТЯЖЕНИЮ –УДЛИНЕНИЮ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ТАКОГО РАСТЯЖЕНИЯ УХУДШАЕТСЯ ЗРЕНИЕ ВДАЛЬ, А ПРИ БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ - И ВБЛИЗИ. ЗДЕСЬ МОГУТ ПОМОЧЬ ОЧКИ ИЛИ КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ. ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ БЛИЗОРУКОСТ И - ЭТО ПОНИЖЕНИЕ ЗРЕНИЯ ВДАЛЬ, КОТОРОЕ УЛУЧШАЕТСЯ ПРИ ПРИЩУРИВАНИИ ИЛИ НАДАВЛИВАНИИ НА ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ - ЭТО НЕ ПРИОБРЕТЕННОЕ, А ВРОЖДЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ОСОБЕННОСТЬЮ СТРОЕНИЯ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА. ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДАЛЬНОЗОРКОСТИ - УХУДШЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ ВБЛИЗИ, СТРЕМЛЕНИЕ ОТОДВИНУТЬ ТЕКСТ ОТ СЕБЯ. В БОЛЕЕ ВЫРАЖЕННЫХ И ПОЗДНИХ СЛУЧАЯХ - ПОНИЖЕНИЕ ЗРЕНИЯ ВДАЛЬ, БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ ГЛАЗ, ПОКРАСНЕНИЕ И БОЛИ, СВЯЗАННЫЕ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ. ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ - ЭТО НЕ ПРИОБРЕТЕННОЕ, А ВРОЖДЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ОСОБЕННОСТЬЮ СТРОЕНИЯ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА. ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДАЛЬНОЗОРКОСТИ - УХУДШЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ ВБЛИЗИ, СТРЕМЛЕНИЕ ОТОДВИНУТЬ ТЕКСТ ОТ СЕБЯ. В БОЛЕЕ ВЫРАЖЕННЫХ И ПОЗДНИХ СЛУЧАЯХ - ПОНИЖЕНИЕ ЗРЕНИЯ ВДАЛЬ, БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ ГЛАЗ, ПОКРАСНЕНИЕ И БОЛИ, СВЯЗАННЫЕ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ. АСТИГМАТИЗМ - ОБУСЛОВЛЕНО, ЧАЩЕ ВСЕГО НЕПРАВИЛЬНОСТЬЮ КРИВИЗНЫ РОГОВИЦЫ. АСТИГМАТИЗМ ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОНИЖЕНИИ ЗРЕНИЯ КАК ВДАЛЬ, ТАК И ВБЛИЗИ, СНИЖЕНИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, Б ЫСТРОЙ УТОМЛЯЕМОСТИ И БОЛЕЗНЕННЫХ ОЩУЩЕНИЯХ В ГЛАЗАХ ПРИ РАБОТЕ НА БЛИЗКОМ РАССТОЯНИИ. КОСОГЛАЗИЕ - ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАЗ, ПРИ КОТОРОМ ЗРИТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ ОДНОГО ГЛАЗА НАПРАВЛЕНА НА РАССМАТРИВАЕМЫЙ ПРЕДМЕТ, А ДРУГОГО - ОТКЛОНЕНА В СТОРОНУ. ОТКЛОНЕНИЕ В СТОРОНУ НОСА НАЗЫВАЕТСЯ СХОДЯЩИМСЯ КОСОГЛАЗИЕМ, К ВИСКУ - РАСХОДЯЩИМСЯ, ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ - ВЕРТИКАЛЬНЫМ. РАЗВИВАЕТСЯ КОСОГЛАЗИЕ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ РАБОТЫ МЫШЦ ГЛАЗА. ПРИ ЭТОМ РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ОДИН ЗДОРОВЫЙ ГЛАЗ, КОСЯЩИЙ ЖЕ ГЛАЗ БЕЗДЕЙСТВУЕТ, ЧТО ПОСТЕПЕННО ВЕДЕТ К СТОЙКОМУ ПОНИЖЕНИЮ ЗРЕНИЯ.

ЧТОБЫ ВЫЯВИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ПРОБЛЕМУ НА РАННЕЙ СТАДИИ, ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬ ОБСЛЕДОВАНИЕ У ОКУЛИСТА, НАЧИНАЯ С МЛАДЕНЧЕСТВА И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. РЕГУЛЯРНО, КАК МИНИМУМ РАЗ В ГОД, ПОКАЗЫВАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СПЕЦИАЛИСТУ. ПРИ ЗАНЯТИЯХ С РЕБЕНКОМ ДЕРЖИТЕ ИГРУШКИ НА РАССТОЯНИИ НЕ МЕНЕЕ 30 САНТИМЕТРОВ ОТ ГЛАЗ, ПОДВЕШИВАЙТЕ ДВИЖУЩИЕСЯ ПРЕДМЕТЫ ТАКЖЕ НА РЕКОМЕНДОВАННОМ РАССТОЯНИИ. НЕ ПОДВЕРГАЙТЕ ГЛАЗА ДЕТЕЙ ДЕЙСТВИЮ ПРЯМЫХ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ; В ПОМЕЩЕНИИ НЕ ПОМЕЩАЙТЕ КРОВАТКУ НАПРОТИВ СЛЕПЯЩЕГО СВЕТА; НА ПРОГУЛКАХ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КОЛЯСКУ С ТЕНТОМ ИЛИ Н АДЕВАЙТЕ РЕБЕНКУ ЧЕПЧИК; КОРОТКО ПОДСТРИГАЙТЕ РЕБЕНКУ НОГТИ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ТРАВМ, КОТОРЫЕ ОН САМ МОЖЕТ СЕБЕ НАНЕСТИ, ИЛИ ОДЕВАЙТЕ ЕМУ РУКАВИЧКИ; ПРОТИРАЙТЕ ГЛАЗА РЕБЕНКУ, НАЧИНАЯ С ВНУТРЕННЕГО УГОЛКА ГЛАЗА; В ЦЕЛЯХ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЧИСТЫЕ САЛФЕТКИ. ОБЕСПЕЧЬТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ НАД РАБОЧИМ СТОЛОМ РЕБЕНКА, МЕБЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НУЖНОЙ ВЫСОТЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ В МОМЕНТЫ СИЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ ДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ И ЕГО ГЛАЗАМ ПЕРИОДИЧЕСКИ ОТДЫХАТЬ, ОСОБЕННО ПРИ ВИДЕОИГРАХ ИЛИ ИГРАХ НА КОМПЬЮТЕРЕ; ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПРОВОДИТ МНОГО ВРЕМЕНИ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ, ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С ОФТАЛЬМОЛОГОМ, КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ СО ЗРЕНИЕМ. ЧТОБЫ ВЫЯВИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ПРОБЛЕМУ НА РАННЕЙ СТАДИИ, ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬ ОБСЛЕДОВАНИЕ У ОКУЛИСТА, НАЧИНАЯ С МЛАДЕНЧЕСТВА И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. РЕГУЛЯРНО, КАК МИНИМУМ РАЗ В ГОД, ПОКАЗЫВАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СПЕЦИАЛИСТУ. ПРИ ЗАНЯТИЯХ С РЕБЕНКОМ ДЕРЖИТЕ ИГРУШКИ НА РАССТОЯНИИ НЕ МЕНЕЕ 30 САНТИМЕТРОВ ОТ ГЛАЗ, ПОДВЕШИВАЙТЕ ДВИЖУЩИЕСЯ ПРЕДМЕТЫ ТАКЖЕ НА РЕКОМЕНДОВАННОМ РАССТОЯНИИ. НЕ ПОДВЕРГАЙТЕ ГЛАЗА ДЕТЕЙ ДЕЙСТВИЮ ПРЯМЫХ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ; В ПОМЕЩЕНИИ НЕ ПОМЕЩАЙТЕ КРОВАТКУ НАПРОТИВ СЛЕПЯЩЕГО СВЕТА; НА ПРОГУЛКАХ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КОЛЯСКУ С ТЕНТОМ ИЛИ Н АДЕВАЙТЕ РЕБЕНКУ ЧЕПЧИК; КОРОТКО ПОДСТРИГАЙТЕ РЕБЕНКУ НОГТИ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ТРАВМ, КОТОРЫЕ ОН САМ МОЖЕТ СЕБЕ НАНЕСТИ, ИЛИ ОДЕВАЙТЕ ЕМУ РУКАВИЧКИ; ПРОТИРАЙТЕ ГЛАЗА РЕБЕНКУ, НАЧИНАЯ С ВНУТРЕННЕГО УГОЛКА ГЛАЗА; В ЦЕЛЯХ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЧИСТЫЕ САЛФЕТКИ. ОБЕСПЕЧЬТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ НАД РАБОЧИМ СТОЛОМ РЕБЕНКА, МЕБЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НУЖНОЙ ВЫСОТЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ В МОМЕНТЫ СИЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ ДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ И ЕГО ГЛАЗАМ ПЕРИОДИЧЕСКИ ОТДЫХАТЬ, ОСОБЕННО ПРИ ВИДЕОИГРАХ ИЛИ ИГРАХ НА КОМПЬЮТЕРЕ; ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПРОВОДИТ МНОГО ВРЕМЕНИ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ, ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С ОФТАЛЬМОЛОГОМ, КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ СО ЗРЕНИЕМ.

1. БЫСТРО ПОМОРГАТЬ, ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА И ПОСИДЕТЬ СПОКОЙНО, МЕДЛЕННО СЧИТАЯ ДО 5. ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗ. 2. КРЕПКО ЗАЖМУРИТЬ ГЛАЗА (СЧИТАЯ ДО 3), ОТКРЫТЬ ИХ И ПОСМОТРЕТЬ ВДАЛЬ (СЧИТАЯ ДО 5). ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗ. 3. ВЫТЯНУТЬ ПРАВУЮ РУКУ ВПЕРЕД. СЛЕДИТЬ ГЛАЗАМИ, НЕ ПОВОРАЧИВАЯ ГОЛОВЫ, ЗА МЕДЛЕННЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА ВЫТЯНУТОЙ РУКИ ВЛЕВО И ВПРАВО, ВВЕРХ И ВНИЗ. ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗ. 4. ПОСМОТРЕТЬ НА УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ ВЫТЯНУТОЙ РУКИ НА СЧЕТ 1-4, ПОТОМ ПЕРЕНЕСТИ ВЗОР ВДАЛЬ НА СЧЕТ 1-6. ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗ. 5. В СРЕДНЕМ ТЕМПЕ ПРОДЕЛАТЬ 3-4 КРУГОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗНЫМИ ЯБЛОКАМИ В ПРАВУЮ СТОРОНУ, СТОЛЬКО ЖЕ В ЛЕВУЮ СТОРОНУ. РАССЛАБИВ ГЛАЗНЫЕ МЫШЦЫ, ПОСМОТРЕТЬ ВДАЛЬ НА СЧЕТ 1-6. ПОВТОРИТЬ 1-2 РАЗА. 6. ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. ОТКИНУВШИСЬ НАЗАД, СДЕЛАТЬ ГЛУБОКИЙ ВДОХ, ЗАТЕМ, НАКЛОНИВШИСЬ ВПЕРЕД, ВЫДОХ. ПОВТОРИТЬ 5-6 РАЗ. ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. ОТКИНУВШИСЬ НА СПИНКУ СТУЛА, ПРИКРЫТЬ ВЕКИ, КРЕПКО ЗАЖМУРИТЬ ГЛАЗА, ОТКРЫТЬ ВЕКИ. ПОВТОРИТЬ 5-6 РАЗ. 7. ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. РУКИ НА ПОЯС, ПОВЕРНУТЬ ГОЛОВУ ВПРАВО, ПОСМОТРЕТЬ НА ЛОКОТЬ ПРАВОЙ РУКИ; ПОВЕРНУТЬ ГОЛОВУ ВЛЕВО, ПОСМОТРЕТЬ НА ЛОКОТЬ ЛЕВОЙ РУКИ, ВЕРНУТЬСЯ В ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ПОВТОРИТЬ 5-6 РАЗ. 8. ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. ПОДНЯТЬ ГЛАЗА КВЕРХУ, СДЕЛАТЬ ИМИ КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, ЗАТЕМ СДЕЛАТЬ ИМИ КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ. ПОВТОРИТЬ 5-6 РАЗ. 9. ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. РУКИ ВПЕРЕД, ПОСМОТРЕТЬ НА КОНЧИКИ ПАЛЬЦЕВ, ПОДНЯТЬ РУКИ ВВЕРХ (ВДОХ), СЛЕДИТЬ ГЛАЗАМИ ЗА РУКАМИ, НЕ ПОДНИМАЯ ГОЛОВЫ, РУКИ ОПУСТИТЬ (ВЫДОХ). ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗА БЫСТРО ПОМОРГАТЬ, ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА И ПОСИДЕТЬ СПОКОЙНО, МЕДЛЕННО СЧИТАЯ ДО 5. ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗ. 2. КРЕПКО ЗАЖМУРИТЬ ГЛАЗА (СЧИТАЯ ДО 3), ОТКРЫТЬ ИХ И ПОСМОТРЕТЬ ВДАЛЬ (СЧИТАЯ ДО 5). ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗ. 3. ВЫТЯНУТЬ ПРАВУЮ РУКУ ВПЕРЕД. СЛЕДИТЬ ГЛАЗАМИ, НЕ ПОВОРАЧИВАЯ ГОЛОВЫ, ЗА МЕДЛЕННЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА ВЫТЯНУТОЙ РУКИ ВЛЕВО И ВПРАВО, ВВЕРХ И ВНИЗ. ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗ. 4. ПОСМОТРЕТЬ НА УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ ВЫТЯНУТОЙ РУКИ НА СЧЕТ 1-4, ПОТОМ ПЕРЕНЕСТИ ВЗОР ВДАЛЬ НА СЧЕТ 1-6. ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗ. 5. В СРЕДНЕМ ТЕМПЕ ПРОДЕЛАТЬ 3-4 КРУГОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗНЫМИ ЯБЛОКАМИ В ПРАВУЮ СТОРОНУ, СТОЛЬКО ЖЕ В ЛЕВУЮ СТОРОНУ. РАССЛАБИВ ГЛАЗНЫЕ МЫШЦЫ, ПОСМОТРЕТЬ ВДАЛЬ НА СЧЕТ 1-6. ПОВТОРИТЬ 1-2 РАЗА. 6. ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. ОТКИНУВШИСЬ НАЗАД, СДЕЛАТЬ ГЛУБОКИЙ ВДОХ, ЗАТЕМ, НАКЛОНИВШИСЬ ВПЕРЕД, ВЫДОХ. ПОВТОРИТЬ 5-6 РАЗ. ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. ОТКИНУВШИСЬ НА СПИНКУ СТУЛА, ПРИКРЫТЬ ВЕКИ, КРЕПКО ЗАЖМУРИТЬ ГЛАЗА, ОТКРЫТЬ ВЕКИ. ПОВТОРИТЬ 5-6 РАЗ. 7. ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. РУКИ НА ПОЯС, ПОВЕРНУТЬ ГОЛОВУ ВПРАВО, ПОСМОТРЕТЬ НА ЛОКОТЬ ПРАВОЙ РУКИ; ПОВЕРНУТЬ ГОЛОВУ ВЛЕВО, ПОСМОТРЕТЬ НА ЛОКОТЬ ЛЕВОЙ РУКИ, ВЕРНУТЬСЯ В ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ПОВТОРИТЬ 5-6 РАЗ. 8. ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. ПОДНЯТЬ ГЛАЗА КВЕРХУ, СДЕЛАТЬ ИМИ КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, ЗАТЕМ СДЕЛАТЬ ИМИ КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ. ПОВТОРИТЬ 5-6 РАЗ. 9. ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. РУКИ ВПЕРЕД, ПОСМОТРЕТЬ НА КОНЧИКИ ПАЛЬЦЕВ, ПОДНЯТЬ РУКИ ВВЕРХ (ВДОХ), СЛЕДИТЬ ГЛАЗАМИ ЗА РУКАМИ, НЕ ПОДНИМАЯ ГОЛОВЫ, РУКИ ОПУСТИТЬ (ВЫДОХ). ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗА. 8. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ. ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ. ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УСЛОВИЯ ОДНИМ ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДБОР МЕБЕЛИ. К НЕЙ ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ РЯД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ. ПОДБОР СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ С УЧЕТОМ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ. ПРИ ОБОРУДОВАНИИ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ СЛЕДУЕТ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ: ФОРМА И ГАБАРИТЫ МЕБЕЛИ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ СПЕЦИФИКЕ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ОСОБЕННОСТЯМ ОБРАЗА ЖИЗНИ; РАЗМЕРЫ ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ РОСТУ И СИЛЕ ДЕТЕЙ, ЧАСТО ПЕРЕДВИГАЕМАЯ МЕБЕЛЬ - СТОЛ, СТУЛЬЯ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ И ЛЕГКОЙ; МЕБЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ, ПРОЧНОЙ, ОКРАШЕННОЙ В СВЕТЛЫЕ ТОНА; ЛЕГКО ОЧИЩАТЬСЯ; ПОВЕРХНОСТЬ ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ ДОЛЖНА БЫТЬ ГЛАДКОЙ, ВСЕ УГЛЫ СТОЛОВ, СТУЛЬЕВ, ШКАФОВ ОКРУГЛЫМИ. ЕСЛИ ДВЕРКИ ШКАФА ЛЕГКО ОТКРЫВАЮТСЯ, ПОЛКИ И РУЧКИ НАХОДЯТСЯ НА ДОСТУПНОЙ РЕБЕНКУ ВЫСОТЕ, ТО ДЕТЕЙ ЛЕГЧЕ ПРИУЧИТЬ К ПРАВИЛЬНОМУ ПОЛЬЗОВАНИЮ ВЕЩАМИ; ФОРМА ПРЕДМЕТОВ ДОЛЖНА СПОСОБСТВОВАТЬ СОДЕРЖАНИЮ ИХ В ЧИСТОТЕ. МЕБЕЛЬ НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ С МЕЛКИМИ ВЫСТУПАМИ И ВПАДИНАМИ, СПОСОБСТВУЮЩИМИ СКОПЛЕНИЮ ПЫЛИ. ПОКРЫТИЕ ЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЛАГОУСТОЙЧИВЫМ. ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УСЛОВИЯ ОДНИМ ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДБОР МЕБЕЛИ. К НЕЙ ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ РЯД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ. ПОДБОР СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ С УЧЕТОМ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ. ПРИ ОБОРУДОВАНИИ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ СЛЕДУЕТ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ: ФОРМА И ГАБАРИТЫ МЕБЕЛИ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ СПЕЦИФИКЕ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ОСОБЕННОСТЯМ ОБРАЗА ЖИЗНИ; РАЗМЕРЫ ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ РОСТУ И СИЛЕ ДЕТЕЙ, ЧАСТО ПЕРЕДВИГАЕМАЯ МЕБЕЛЬ - СТОЛ, СТУЛЬЯ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ И ЛЕГКОЙ; МЕБЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ, ПРОЧНОЙ, ОКРАШЕННОЙ В СВЕТЛЫЕ ТОНА; ЛЕГКО ОЧИЩАТЬСЯ; ПОВЕРХНОСТЬ ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ ДОЛЖНА БЫТЬ ГЛАДКОЙ, ВСЕ УГЛЫ СТОЛОВ, СТУЛЬЕВ, ШКАФОВ ОКРУГЛЫМИ. ЕСЛИ ДВЕРКИ ШКАФА ЛЕГКО ОТКРЫВАЮТСЯ, ПОЛКИ И РУЧКИ НАХОДЯТСЯ НА ДОСТУПНОЙ РЕБЕНКУ ВЫСОТЕ, ТО ДЕТЕЙ ЛЕГЧЕ ПРИУЧИТЬ К ПРАВИЛЬНОМУ ПОЛЬЗОВАНИЮ ВЕЩАМИ; ФОРМА ПРЕДМЕТОВ ДОЛЖНА СПОСОБСТВОВАТЬ СОДЕРЖАНИЮ ИХ В ЧИСТОТЕ. МЕБЕЛЬ НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ С МЕЛКИМИ ВЫСТУПАМИ И ВПАДИНАМИ, СПОСОБСТВУЮЩИМИ СКОПЛЕНИЮ ПЫЛИ. ПОКРЫТИЕ ЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЛАГОУСТОЙЧИВЫМ.

ЗАКАЛИВАНИЕ. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПроцедураВремя проведения Продолжительность до 3-х лет3 - 7 лет ПРОГУЛКА И ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ Утром и днем Осенью и зимой не реже 2 раз по 2 ч; летом 68 ч Осенью и зимой по 22,5 ч; летом как можно дольше ДНЕВНОЙ СОН НА ВОЗДУХЕ Утром или после обеда Грудным детям 23 раза по 1,52 ч; старшим 1 раз 1 раз по 1,5 2 ч ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ Утром или после дневного сна Осенью и зимой в комнате 23 раза по 215 мин и дольше; летом на воздухе мин Осенью и зимой в комнате, начинать с 5 10 мин до мин 2 раза. В сочетании с гимнастикой, играми летом световоздушные ванны мин и дольше СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ В средней полосе 911 ч Для детей старше года начинать с 1 2 мин до 20 мин (на все стороны тела) 440 мин (на все стороны тела) ОБТИРАНИЕ Рано утром или до дневного сна 12 мин23 мин ОБЛИВАНИЕ Утром после гимнастики, воздушной и солнечной ванны (летом) 3040 с 4090 с (в зависимости от возраста) ДУШ Утром перед едой или перед дневным сном После 1,5 года по 3040 сНе дольше 90 с КУПАНИЕ В РЕКЕ, ОЗЕРЕ 911 чПосле 2 лет по 26 мин68 мин МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ Утром через 4060 мин после еды 12 раза по мин в зависимости от возраста ГИМНАСТИКА Через 2030 мин после завтрака 1,52 года по 810 мин; после 2лет по 1215 мин 34 года по 1215 мин, 56 лет по 20 мин. До 7 лет по 2530 мин

ОРГАНИЗОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА 4-13 минежедневно 2. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ мин3 раза в неделю 3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ 3-6 мин 4. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ мин2 раза в неделю 5. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ: ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА 5-10 мин ежедневно 6. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА 3-10 мин ежедневно ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ВОЗДУХЕ 7. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ минежедневно 8. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ 20 минстарший возраст 9. СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: С МЯЧОМ, С ВЕРЕВКОЙ, СКАКАЛКОЙ, ОБРУЧЕМ, КЕГЛЯМИ 15 минежедневно 10. ИГРЫ С ПОДГРУППАМИ ДЕТЕЙ 2-10 минежедневно 11. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ 5-20 мин2 раза в неделю АКТИВНЫЙ ОТДЫХ 12. ИГРЫ-ЗАБАВЫ 2-12мин.ежедневно 13. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ДОСУГИ мин1 раз в месяц 14. СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ 20 – 45мин. 2 раза в годкр. ясельной гр. 15. ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ 1 раз в квартал 16. НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ 2 раза в год САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 17. НА ПРОГУЛКЕ 10-35минежедневно 18. БЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5-15 минежедневно 19. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в течение дня по возрасту 20. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУ ЗАНЯТИЯМИ минежедневно 21. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНОГО УГОЛКА в течение всего дня ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ 6 – 20 часов: организованная – 4-13 ч. самостоятельная – 2-7 ч. зависимости от возраста

ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ В МЛАДШЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ МОТОРНЫЕ ПРИПАДКИ: ПАДЕНИЯ С КРИКОМ, ПЛАЧЕМ, РАЗБРАСЫВАНИЕМ КОНЕЧНОСТЕЙ, УДАРАМИ ОБ ПОЛ И АФФЕКТ- РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ В СВЯЗИ С ОБИДОЙ, НЕДОВОЛЬСТВОМ ПРИ ОТКАЗЕ ВЫПОЛНИТЬ ТРЕБОВАНИЕ РЕБЕНКА, НАКАЗАНИИ И Т.Д. НАИБОЛЕЕ РЕДКО У ДЕТЕЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ ИСТЕРИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА: ГИПЕР - И ГИПЕСТЕЗИЯ КОЖИ И СЛИЗИСТЫХ, ИСТЕРИЧЕСКАЯ СЛЕПОТА (АМАВРОЗ). ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ В МЛАДШЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ МОТОРНЫЕ ПРИПАДКИ: ПАДЕНИЯ С КРИКОМ, ПЛАЧЕМ, РАЗБРАСЫВАНИЕМ КОНЕЧНОСТЕЙ, УДАРАМИ ОБ ПОЛ И АФФЕКТ- РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ В СВЯЗИ С ОБИДОЙ, НЕДОВОЛЬСТВОМ ПРИ ОТКАЗЕ ВЫПОЛНИТЬ ТРЕБОВАНИЕ РЕБЕНКА, НАКАЗАНИИ И Т.Д. НАИБОЛЕЕ РЕДКО У ДЕТЕЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ ИСТЕРИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА: ГИПЕР - И ГИПЕСТЕЗИЯ КОЖИ И СЛИЗИСТЫХ, ИСТЕРИЧЕСКАЯ СЛЕПОТА (АМАВРОЗ). НЕВРАСТЕНИЯ (АСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ) ВОЗНИКНОВЕНИЮ НЕВРАСТЕНИИ У ДЕТЕЙ СПОСОБСТВУЕТ СОМАТИЧЕСКАЯ ОСЛАБЛЕННОСТЬ И ПЕРЕГРУЗКА РАЗЛИЧНЫМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ. ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОЗА – ПОВЫШЕННАЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕСДЕРЖАННОСТЬ, ГНЕВЛИВОСТЬ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ – ИСТОЩАЕМОСТЬ АФФЕКТА, ЛЕГКИЙ ПЕРЕХОД К ПЛАЧУ, УТОМЛЯЕМОСТЬ, ПЛОХАЯ ПЕРЕНОСИМОСТЬ ЛЮБОГО ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ. НАБЛЮДАЕТСЯ ВЕГЕТОСОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ, СНИЖЕННЫЙ АППЕТИТ, РАССТРОЙСТВА СНА. У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ОТМЕЧАЕТСЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ, НЕУСИДЧИВОСТЬ, СКЛОННОСТЬ К ЛИШНИМ ДВИЖЕНИЯМ. НЕВРАСТЕНИЯ (АСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ) ВОЗНИКНОВЕНИЮ НЕВРАСТЕНИИ У ДЕТЕЙ СПОСОБСТВУЕТ СОМАТИЧЕСКАЯ ОСЛАБЛЕННОСТЬ И ПЕРЕГРУЗКА РАЗЛИЧНЫМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ. ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОЗА – ПОВЫШЕННАЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕСДЕРЖАННОСТЬ, ГНЕВЛИВОСТЬ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ – ИСТОЩАЕМОСТЬ АФФЕКТА, ЛЕГКИЙ ПЕРЕХОД К ПЛАЧУ, УТОМЛЯЕМОСТЬ, ПЛОХАЯ ПЕРЕНОСИМОСТЬ ЛЮБОГО ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ. НАБЛЮДАЕТСЯ ВЕГЕТОСОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ, СНИЖЕННЫЙ АППЕТИТ, РАССТРОЙСТВА СНА. У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ОТМЕЧАЕТСЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ, НЕУСИДЧИВОСТЬ, СКЛОННОСТЬ К ЛИШНИМ ДВИЖЕНИЯМ. «ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ МОЖНО ДОЛГО. ГЛАВНОЕ ПОНЯТЬ, ЧТО ПРИЧИНЫ НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ КРОЮТСЯ НЕ В НЕСОВЕРШЕНСТВЕ ДЕТСКОЙ ПРИРОДЫ, А В ОШИБКАХ ВОСПИТАНИЯ» А.И.ЗАХАРОВ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

НЕВРОЗ СТРАХА ХАРАКТЕРНО ПРИСТУПООБРАЗНОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАХОВ, ОСОБЕННО ПРИ ЗАСЫПАНИИ. ПРИСТУПЫ СТРАХА ПРОДОЛЖАЮТСЯ МИН., СОПРОВОЖДАЮТСЯ ВЫРАЖЕННОЙ ТРЕВОГОЙ, НЕРЕДКО АФФЕКТИВНЫМИ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯМИ И ИЛЛЮЗИЯМИ, ВАЗОВЕГЕТАТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВ ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА. У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕОБЛАДАЮТ СТРАХИ ТЕМНОТЫ, ОДИНОЧЕСТВА, ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ НАПУГАЛИ РЕБЕНКА, ПЕРСОНАЖЕЙ ИЗ СКАЗОК, КИНОФИЛЬМОВ ИЛИ ПРИДУМАННЫХ РОДИТЕЛЯМИ С «ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ» ЦЕЛЬЮ. НЕВРОЗ СТРАХА ХАРАКТЕРНО ПРИСТУПООБРАЗНОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАХОВ, ОСОБЕННО ПРИ ЗАСЫПАНИИ. ПРИСТУПЫ СТРАХА ПРОДОЛЖАЮТСЯ МИН., СОПРОВОЖДАЮТСЯ ВЫРАЖЕННОЙ ТРЕВОГОЙ, НЕРЕДКО АФФЕКТИВНЫМИ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯМИ И ИЛЛЮЗИЯМИ, ВАЗОВЕГЕТАТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВ ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА. У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕОБЛАДАЮТ СТРАХИ ТЕМНОТЫ, ОДИНОЧЕСТВА, ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ НАПУГАЛИ РЕБЕНКА, ПЕРСОНАЖЕЙ ИЗ СКАЗОК, КИНОФИЛЬМОВ ИЛИ ПРИДУМАННЫХ РОДИТЕЛЯМИ С «ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ» ЦЕЛЬЮ.. НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ У МАЛЬЧИКОВ ЗАИКАНИЕ ВОЗНИКАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЧАЩЕ, ЧЕМ У ДЕВОЧЕК. РАССТРОЙСТВО В ОСНОВНОМ РАЗВИВАЕТСЯ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ 2-3 ГОДА ИЛИ В ВОЗРАСТЕ 4-5 ЛЕТ, КОГДА ПРОИСХОДИТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УСЛОЖНЕНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ. ПРИЧИНАМИ НЕВРОТИЧЕСКОГО ЗАИКАНИЯ МОГУТ БЫТЬ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ ИСПУГ. ЧАСТОЙ ПРИЧИНОЙ НЕВРОТИЧЕСКОГО ЗАИКАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВНЕЗАПНАЯ РАЗЛУКА С РОДИТЕЛЯМИ. ВМЕСТЕ С ТЕМ ВОЗНИКНОВЕНИЮ НЕВРОТИЧЕСКОГО ЗАИКАНИЯ СПОСОБСТВУЕТ РЯД УСЛОВИЙ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ, ПОПЫТКИ РОДИТЕЛЕЙ ФОРСИРОВАТЬ РЕЧЕВОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.. НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ У МАЛЬЧИКОВ ЗАИКАНИЕ ВОЗНИКАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЧАЩЕ, ЧЕМ У ДЕВОЧЕК. РАССТРОЙСТВО В ОСНОВНОМ РАЗВИВАЕТСЯ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ 2-3 ГОДА ИЛИ В ВОЗРАСТЕ 4-5 ЛЕТ, КОГДА ПРОИСХОДИТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УСЛОЖНЕНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ. ПРИЧИНАМИ НЕВРОТИЧЕСКОГО ЗАИКАНИЯ МОГУТ БЫТЬ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ ИСПУГ. ЧАСТОЙ ПРИЧИНОЙ НЕВРОТИЧЕСКОГО ЗАИКАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВНЕЗАПНАЯ РАЗЛУКА С РОДИТЕЛЯМИ. ВМЕСТЕ С ТЕМ ВОЗНИКНОВЕНИЮ НЕВРОТИЧЕСКОГО ЗАИКАНИЯ СПОСОБСТВУЕТ РЯД УСЛОВИЙ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ, ПОПЫТКИ РОДИТЕЛЕЙ ФОРСИРОВАТЬ РЕЧЕВОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА СНА У ДЕТЕЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ ВЕСЬМА ЧАСТО. ВЫРАЖАЮТСЯ НАРУШЕНИЯМИ ЗАСЫПАНИЯ, БЕСПОКОЙНЫМ СНОМ С ЧАСТЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ, РАССТРОЙСТВОМ ГЛУБИНЫ СНА С НОЧНЫМИ ПРОБУЖДЕНИЯМИ, НОЧНЫМИ СТРАХАМИ, ЯРКИМИ УСТРАШАЮЩИМИ СНОВИДЕНИЯМИ, А ТАКЖЕ СНОХОЖДЕНИЯМИ И СНОГОВОРЕНИЯМИ. НОЧНЫЕ СТРАХИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ОСНОВНОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. НЕВРОТИЧЕСКИЕ СНОХОЖДЕНИЯ И СНОГОВОРЕНИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ С СОДЕРЖАНИЕМ СНОВИДЕНИЙ. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА СНА У ДЕТЕЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ ВЕСЬМА ЧАСТО. ВЫРАЖАЮТСЯ НАРУШЕНИЯМИ ЗАСЫПАНИЯ, БЕСПОКОЙНЫМ СНОМ С ЧАСТЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ, РАССТРОЙСТВОМ ГЛУБИНЫ СНА С НОЧНЫМИ ПРОБУЖДЕНИЯМИ, НОЧНЫМИ СТРАХАМИ, ЯРКИМИ УСТРАШАЮЩИМИ СНОВИДЕНИЯМИ, А ТАКЖЕ СНОХОЖДЕНИЯМИ И СНОГОВОРЕНИЯМИ. НОЧНЫЕ СТРАХИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ОСНОВНОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. НЕВРОТИЧЕСКИЕ СНОХОЖДЕНИЯ И СНОГОВОРЕНИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ С СОДЕРЖАНИЕМ СНОВИДЕНИЙ. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА АППЕТИТА (АНОРЕКСИЯ) ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРВИЧНЫМ СНИЖЕНИЕМ АППЕТИТА. ЧАЩЕ ВСЕГО НАБЛЮДАЕТСЯ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ПОВОДОМ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ НЕВРОТИЧЕСКОЙ АНОРЕКСИИ ЧАСТО ЯВЛЯЕТСЯ ПОПЫТКА МАТЕРИ НАСИЛЬНО НАКОРМИТЬ РЕБЕНКА ПРИ ЕГО ОТКАЗЕ ОТ ЕДЫ, ПЕРЕКАРМЛИВАНИЕ, СЛУЧАЙНОЕ СОВПАДЕНИЕ КОРМЛЕНИЯ С КАКИМ-ЛИБО НЕПРИЯТНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ. ИСПУГ СВЯЗАННЫЙ С ТЕМ, ЧТО РЕБЕНОК СЛУЧАЙНО ПОДАВИЛСЯ, РЕЗКИЙ ОКРИК, ССОРА ВЗРОСЛЫХ. ПРОЯВЛЕНИЯ ВКЛЮЧАЮТ ОТСУТСТВИЕ У РЕБЕНКА ЖЕЛАНИЯ ЕСТЬ ЛЮБУЮ ПИЩУ ИЛИ ВЫРАЖЕННУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ К ЕДЕ С ОТКАЗОМ ОТ МНОГИХ ОБЫЧНЫХ ПРОДУКТОВ, ОЧЕНЬ МЕДЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ЕДЫ С ДОЛГИМ ПЕРЕЖЕВЫВАНИЕМ ПИЩИ, ЧАСТЫЕ СРЫГИВАНИЯ И РВОТА ВО ВРЕМЯ ЕДЫ. НАРЯДУ С ЭТИМ НАБЛЮДАЮТСЯ ПОНИЖЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ, КАПРИЗНОСТЬ, ПЛАКСИВОСТЬ ВО ВРЕМЯ ПРИЕМА ПИЩИ. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА АППЕТИТА (АНОРЕКСИЯ) ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРВИЧНЫМ СНИЖЕНИЕМ АППЕТИТА. ЧАЩЕ ВСЕГО НАБЛЮДАЕТСЯ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ПОВОДОМ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ НЕВРОТИЧЕСКОЙ АНОРЕКСИИ ЧАСТО ЯВЛЯЕТСЯ ПОПЫТКА МАТЕРИ НАСИЛЬНО НАКОРМИТЬ РЕБЕНКА ПРИ ЕГО ОТКАЗЕ ОТ ЕДЫ, ПЕРЕКАРМЛИВАНИЕ, СЛУЧАЙНОЕ СОВПАДЕНИЕ КОРМЛЕНИЯ С КАКИМ-ЛИБО НЕПРИЯТНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ. ИСПУГ СВЯЗАННЫЙ С ТЕМ, ЧТО РЕБЕНОК СЛУЧАЙНО ПОДАВИЛСЯ, РЕЗКИЙ ОКРИК, ССОРА ВЗРОСЛЫХ. ПРОЯВЛЕНИЯ ВКЛЮЧАЮТ ОТСУТСТВИЕ У РЕБЕНКА ЖЕЛАНИЯ ЕСТЬ ЛЮБУЮ ПИЩУ ИЛИ ВЫРАЖЕННУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ К ЕДЕ С ОТКАЗОМ ОТ МНОГИХ ОБЫЧНЫХ ПРОДУКТОВ, ОЧЕНЬ МЕДЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ЕДЫ С ДОЛГИМ ПЕРЕЖЕВЫВАНИЕМ ПИЩИ, ЧАСТЫЕ СРЫГИВАНИЯ И РВОТА ВО ВРЕМЯ ЕДЫ. НАРЯДУ С ЭТИМ НАБЛЮДАЮТСЯ ПОНИЖЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ, КАПРИЗНОСТЬ, ПЛАКСИВОСТЬ ВО ВРЕМЯ ПРИЕМА ПИЩИ.

. НЕВРОТИЧЕСКИЙ ЭНУРЕЗ НЕОСОЗНАННОЕ УПУСКАНИЕ МОЧИ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ВО ВРЕМЯ НОЧНОГО СНА. В ЭТИОЛОГИИ ЭНУРЕЗА, ПОМИМО ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ, ИГРАЮТ РОЛЬ НЕВРОПАТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ЧЕРТЫ ТОРМОЗИМОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ХАРАКТЕРЕ, А ТАКЖЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. НОЧНОЕ НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ УЧАЩАЕТСЯ ПРИ ОБОСТРЕНИИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ, ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ. В КОНЦЕ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЕ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ НЕДОСТАТКОВ, ПОНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА, ТРЕВОЖНОЕ ОЖИДАНИЕ НОВОГО УПУСКАНИЯ МОЧИ. ЭТО НЕРЕДКО ВЕДЕТ К НАРУШЕНИЯМ СНА. КАК ПРАВИЛО, НАБЛЮДАЮТСЯ ДРУГИЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА: НЕУСТОЙЧИВОСТЬ НАСТРОЕНИЯ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, КАПРИЗНОСТЬ, СТРАХИ, ПЛАКСИВОСТЬ, ТИКИ.. НЕВРОТИЧЕСКИЙ ЭНУРЕЗ НЕОСОЗНАННОЕ УПУСКАНИЕ МОЧИ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ВО ВРЕМЯ НОЧНОГО СНА. В ЭТИОЛОГИИ ЭНУРЕЗА, ПОМИМО ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ, ИГРАЮТ РОЛЬ НЕВРОПАТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ЧЕРТЫ ТОРМОЗИМОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ХАРАКТЕРЕ, А ТАКЖЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. НОЧНОЕ НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ УЧАЩАЕТСЯ ПРИ ОБОСТРЕНИИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ, ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ. В КОНЦЕ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЕ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ НЕДОСТАТКОВ, ПОНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА, ТРЕВОЖНОЕ ОЖИДАНИЕ НОВОГО УПУСКАНИЯ МОЧИ. ЭТО НЕРЕДКО ВЕДЕТ К НАРУШЕНИЯМ СНА. КАК ПРАВИЛО, НАБЛЮДАЮТСЯ ДРУГИЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА: НЕУСТОЙЧИВОСТЬ НАСТРОЕНИЯ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, КАПРИЗНОСТЬ, СТРАХИ, ПЛАКСИВОСТЬ, ТИКИ. НЕВРОТИЧЕСКИЙ ЭНКОПРЕЗ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НЕПРОИЗВОЛЬНОМ ВЫДЕЛЕНИИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ИСПРАЖНЕНИЙ, В ОСНОВНОМ У МАЛЬЧИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО 9 ЛЕТ. ПРИЧИНЫ, В ОСНОВНОМ, В ДЛИТЕЛЬНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ, ЧРЕЗМЕРНО СТРОГИМ ТРЕБОВАНИЯМ К РЕБЕНКУ, ВНУТРИСЕМЕЙНОМУ КОНФЛИКТУ. КЛИНИКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ НАВЫКА ОПРЯТНОСТИ В ВИДЕ ПОЯВЛЕНИЯ НЕБОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ИСПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОЗЫВА К ДЕФЕКАЦИИ. ЧАСТО ЕМУ СОПУТСТВУЕТ ПОНИЖЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ПЛАКСИВОСТЬ, НЕВРОТИЧЕСКИЙ ЭНУРЕЗ. НЕВРОТИЧЕСКИЙ ЭНКОПРЕЗ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НЕПРОИЗВОЛЬНОМ ВЫДЕЛЕНИИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ИСПРАЖНЕНИЙ, В ОСНОВНОМ У МАЛЬЧИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО 9 ЛЕТ. ПРИЧИНЫ, В ОСНОВНОМ, В ДЛИТЕЛЬНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ, ЧРЕЗМЕРНО СТРОГИМ ТРЕБОВАНИЯМ К РЕБЕНКУ, ВНУТРИСЕМЕЙНОМУ КОНФЛИКТУ. КЛИНИКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ НАВЫКА ОПРЯТНОСТИ В ВИДЕ ПОЯВЛЕНИЯ НЕБОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ИСПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОЗЫВА К ДЕФЕКАЦИИ. ЧАСТО ЕМУ СОПУТСТВУЕТ ПОНИЖЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ПЛАКСИВОСТЬ, НЕВРОТИЧЕСКИЙ ЭНУРЕЗ.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СОСАНИЕ ПАЛЬЦЕВ, КУСАНИЕ НОГТЕЙ - ОНИХОФАГИЯ, ГЕНИТАЛЬНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ- РАЗДРАЖЕНИЕ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ. РЕЖЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ БОЛЕЗНЕННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ВЫДЕРГИВАТЬ ИЛИ ВЫЩИПЫВАТЬ ВОЛОСЫ НА ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ И БРОВЯХ - ТРИХОТИЛЛОМАНИЯ И РИТМИЧЕСКОЕ РАСКАЧИВАНИЕ ГОЛОВОЙ И ТУЛОВИЩЕМ - ЯКТАЦИЯ ПЕРЕД ЗАСЫПАНИЕМ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ 2 ЛЕТ ЖИЗНИ. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СОСАНИЕ ПАЛЬЦЕВ, КУСАНИЕ НОГТЕЙ - ОНИХОФАГИЯ, ГЕНИТАЛЬНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ- РАЗДРАЖЕНИЕ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ. РЕЖЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ БОЛЕЗНЕННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ВЫДЕРГИВАТЬ ИЛИ ВЫЩИПЫВАТЬ ВОЛОСЫ НА ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ И БРОВЯХ - ТРИХОТИЛЛОМАНИЯ И РИТМИЧЕСКОЕ РАСКАЧИВАНИЕ ГОЛОВОЙ И ТУЛОВИЩЕМ - ЯКТАЦИЯ ПЕРЕД ЗАСЫПАНИЕМ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ 2 ЛЕТ ЖИЗНИ. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТИКИ ОБЪЕДИНЯЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ПРИВЫЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: МИГАНИЕ, НАМОРЩИВАНИЕ КОЖИ ЛБА, КРЫЛЬЕВ НОСА, ОБЛИЗЫВАНИЕ ГУБ, ПОДЕРГИВАНИЕ ГОЛОВОЙ, ПЛЕЧАМИ, РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КОНЕЧНОСТЯМИ, ТУЛОВИЩЕМ, А ТАКЖЕ «ПОКАШЛИВАНИЕ», «ХМЫКАНИЕ», «ХРЮКАЮЩИЕ» ЗВУКИ - РЕСПИРАТОРНЫЕ ТИКИ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ФИКСАЦИИ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ. В ЧАСТИ СЛУЧАЕВ ТИКИ ОТНОСЯТ К ПРОЯВЛЕНИЯМ НЕВРОЗА НАВЯЗЧИВОСТИ. ВМЕСТЕ С ТЕМ, НЕРЕДКО У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТИКИ НЕ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ЧУВСТВОМ ВНУТРЕННЕЙ НЕСВОБОДЫ, НАПРЯЖЕНИЕМ, СТРЕМЛЕНИЕМ К НАВЯЗЧИВОМУ ПОВТОРЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ, ОНИ НЕ НОСЯТ НАВЯЗЧИВОГО ХАРАКТЕРА. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫ НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТИКИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО12 ЛЕТ С ОСТРЫМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ТРАВМАМИ. В ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ ТИКОВ ИГРАЕТ РОЛЬ МЕСТНОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ - КОНЪЮНКТИВИТ, ИНОРОДНОЕ ТЕЛО ГЛАЗА, ВОСПАЛЕНИЕ СЛИЗИСТОЙ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ ТИКОВ ДОВОЛЬНО ОДНОТИПНЫ: ПРЕОБЛАДАЮТ ТИКОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В МЫШЦАХ ЛИЦА, ШЕИ, ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА, РЕСПИРАТОРНЫЕ ТИКИ. ЧАСТЫ СОЧЕТАНИЯ С НЕВРОТИЧЕСКИМ ЗАИКАНИЕМ И ЭНУРЕЗОМ. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТИКИ ОБЪЕДИНЯЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ПРИВЫЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: МИГАНИЕ, НАМОРЩИВАНИЕ КОЖИ ЛБА, КРЫЛЬЕВ НОСА, ОБЛИЗЫВАНИЕ ГУБ, ПОДЕРГИВАНИЕ ГОЛОВОЙ, ПЛЕЧАМИ, РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КОНЕЧНОСТЯМИ, ТУЛОВИЩЕМ, А ТАКЖЕ «ПОКАШЛИВАНИЕ», «ХМЫКАНИЕ», «ХРЮКАЮЩИЕ» ЗВУКИ - РЕСПИРАТОРНЫЕ ТИКИ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ФИКСАЦИИ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ. В ЧАСТИ СЛУЧАЕВ ТИКИ ОТНОСЯТ К ПРОЯВЛЕНИЯМ НЕВРОЗА НАВЯЗЧИВОСТИ. ВМЕСТЕ С ТЕМ, НЕРЕДКО У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТИКИ НЕ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ЧУВСТВОМ ВНУТРЕННЕЙ НЕСВОБОДЫ, НАПРЯЖЕНИЕМ, СТРЕМЛЕНИЕМ К НАВЯЗЧИВОМУ ПОВТОРЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ, ОНИ НЕ НОСЯТ НАВЯЗЧИВОГО ХАРАКТЕРА. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫ НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТИКИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО12 ЛЕТ С ОСТРЫМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ТРАВМАМИ. В ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ ТИКОВ ИГРАЕТ РОЛЬ МЕСТНОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ - КОНЪЮНКТИВИТ, ИНОРОДНОЕ ТЕЛО ГЛАЗА, ВОСПАЛЕНИЕ СЛИЗИСТОЙ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ ТИКОВ ДОВОЛЬНО ОДНОТИПНЫ: ПРЕОБЛАДАЮТ ТИКОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В МЫШЦАХ ЛИЦА, ШЕИ, ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА, РЕСПИРАТОРНЫЕ ТИКИ. ЧАСТЫ СОЧЕТАНИЯ С НЕВРОТИЧЕСКИМ ЗАИКАНИЕМ И ЭНУРЕЗОМ.

ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ НЕВРОЗОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕВРОЗА ОБУСЛОВЛЕНО ЧАСТО НЕ ПРЯМОЙ И НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ РЕАКЦИЕЙ РЕБЕНКА НА НЕБЛАГОПРИЯТНУЮ СИТУАЦИЮ, А БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ И НЕСПОСОБНОСТЬЮ АДАПТИРОВАТЬСЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ. ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗА ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ: ФАКТОРЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И КОНСТИТУЦИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ, ПОЛ И ВОЗРАСТ, ОСОБЕННОСТИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: ПРЕМОРБИДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПСИХИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА, ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ: РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ, СЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФАКТОРАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЩИЕ ИСТОЩАЮЩИЕ ВРЕДНОСТИ: ДЛИТЕЛЬНОЕ НЕДОСЫПАНИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ И УМСТВЕННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. САМОЕ ГЛАВНОЕ - ПРИЧИНЫ НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ КРОЮТСЯ НЕ В НЕСОВЕРШЕНСТВЕ ДЕТСКОЙ ПРИРОДЫ, А В ОШИБКАХ ВОСПИТАНИЯ. ОСНОВА НЕВРОЗОВ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ. СЛОЖНОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ ПОВОДОМ ДЛЯ ОПРАВДАНИЯ СОБСТВЕННОЙ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ К СВОИМ ЖЕ ДЕТЯМ. ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ НЕВРОЗОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕВРОЗА ОБУСЛОВЛЕНО ЧАСТО НЕ ПРЯМОЙ И НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ РЕАКЦИЕЙ РЕБЕНКА НА НЕБЛАГОПРИЯТНУЮ СИТУАЦИЮ, А БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ И НЕСПОСОБНОСТЬЮ АДАПТИРОВАТЬСЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ. ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗА ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ: ФАКТОРЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И КОНСТИТУЦИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ, ПОЛ И ВОЗРАСТ, ОСОБЕННОСТИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: ПРЕМОРБИДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПСИХИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА, ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ: РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ, СЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФАКТОРАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЩИЕ ИСТОЩАЮЩИЕ ВРЕДНОСТИ: ДЛИТЕЛЬНОЕ НЕДОСЫПАНИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ И УМСТВЕННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. САМОЕ ГЛАВНОЕ - ПРИЧИНЫ НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ КРОЮТСЯ НЕ В НЕСОВЕРШЕНСТВЕ ДЕТСКОЙ ПРИРОДЫ, А В ОШИБКАХ ВОСПИТАНИЯ. ОСНОВА НЕВРОЗОВ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ. СЛОЖНОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ ПОВОДОМ ДЛЯ ОПРАВДАНИЯ СОБСТВЕННОЙ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ К СВОИМ ЖЕ ДЕТЯМ. ПРИЧИНЫ НЕВРОЗОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ДНЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ДНЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ РЕЖИМ ДНЯ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ И СПОСОБСТВОВАТЬ ИХ ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО БОДРСТВОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЛЕТ СОСТАВЛЯЕТ 5,5 - 6 ЧАСОВ; ДО 3 ЛЕТ - В СООТВЕТСТВИИ С МЕДИЦИНСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ. ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГУЛКИ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЯЕТ НЕ МЕНЕЕ 4 - 4,5 ЧАСА. ПРОГУЛКУ ОРГАНИЗУЮТ 2 РАЗА В ДЕНЬ (УТРО – ВЕЧЕР) ДЛЯ ПРОГУЛОК МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ТЕРРИТОРИИ СКВЕРОВ, ПАРКОВ, А ТАКЖЕ ПРИЛЕГАЮЩИЕ К ДОМУ ДВОРОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ, ОБОРУДОВАННЫЕ ДЕТСКИМИ ПЛОЩАДКАМИ. ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СУТОЧНОГО СНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,5 ЧАСА, ИЗ КОТОРЫХ 2,0 - 2,5 ОТВОДИТСЯ ДНЕВНОМУ СНУ. ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 -1,5 ГОДА ДНЕВНОЙ СОН ОРГАНИЗУЮТ ДВАЖДЫ: В ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ ОБЩЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ДО 3,5 ЧАСА. ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5 - 3 ЛЕТ ДНЕВНОЙ СОН ОРГАНИЗУЮТ ОДНОКРАТНО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ НЕ МЕНЕЕ 3 ЧАСОВ. ПЕРЕД СНОМ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ИГР. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ЛЕТ (ИГРЫ, ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ, ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА) ЗАНИМАЕТ В РЕЖИМЕ ДНЯ НЕ МЕНЕЕ ЧАСОВ. В СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ САДУ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДУЕТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА. С ЦЕЛЬЮ СОБЛЮДЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ИХ СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ СО СТАРШИМИ ДЕТЬМИ, ПОСТЕПЕННО ПОДКЛЮЧАЯ К НИМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. РЕЖИМ ДНЯ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ И СПОСОБСТВОВАТЬ ИХ ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО БОДРСТВОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЛЕТ СОСТАВЛЯЕТ 5,5 - 6 ЧАСОВ; ДО 3 ЛЕТ - В СООТВЕТСТВИИ С МЕДИЦИНСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ. ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГУЛКИ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЯЕТ НЕ МЕНЕЕ 4 - 4,5 ЧАСА. ПРОГУЛКУ ОРГАНИЗУЮТ 2 РАЗА В ДЕНЬ (УТРО – ВЕЧЕР) ДЛЯ ПРОГУЛОК МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ТЕРРИТОРИИ СКВЕРОВ, ПАРКОВ, А ТАКЖЕ ПРИЛЕГАЮЩИЕ К ДОМУ ДВОРОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ, ОБОРУДОВАННЫЕ ДЕТСКИМИ ПЛОЩАДКАМИ. ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СУТОЧНОГО СНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,5 ЧАСА, ИЗ КОТОРЫХ 2,0 - 2,5 ОТВОДИТСЯ ДНЕВНОМУ СНУ. ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 -1,5 ГОДА ДНЕВНОЙ СОН ОРГАНИЗУЮТ ДВАЖДЫ: В ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ ОБЩЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ДО 3,5 ЧАСА. ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5 - 3 ЛЕТ ДНЕВНОЙ СОН ОРГАНИЗУЮТ ОДНОКРАТНО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ НЕ МЕНЕЕ 3 ЧАСОВ. ПЕРЕД СНОМ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ИГР. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ЛЕТ (ИГРЫ, ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ, ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА) ЗАНИМАЕТ В РЕЖИМЕ ДНЯ НЕ МЕНЕЕ ЧАСОВ. В СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ САДУ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДУЕТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА. С ЦЕЛЬЮ СОБЛЮДЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ИХ СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ СО СТАРШИМИ ДЕТЬМИ, ПОСТЕПЕННО ПОДКЛЮЧАЯ К НИМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.