Социокультурные стратегии поведения различных социальных групп белорусского общества и их проявления на рынке культурных товаров и услуг.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание как педагогический процесс.
Advertisements

Социальная структура общества Презентацию подготовил ученик 8- А класса Горин Пётр.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Рост беларусской интернет- аудитории за 2010 год.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Стратегии модернизации содержания общего образования» «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» «Стратегии модернизации.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
«Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое.
«Культурно-образовательный досуг как форма воспитания студентов» Выполнил: Давыдов Артур.
Трудовая деятельность как объект мотивации Психология мотивации персонала.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
L/O/G/O Результаты анкетирования «Семейные ценности» 2011 год.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Транксрипт:

Социокультурные стратегии поведения различных социальных групп белорусского общества и их проявления на рынке культурных товаров и услуг

Методологические основания 1. Культурсоциологический подход. Главное отличие культурсоциологии от традиционной социологии культуры заключается в том, что культура уже не рассматривается как предмет специальной социологической теории ( как это делается в социологии культуры ), речь идет об изучении культуры на метатеоретическом уровне. Тем самым культурсоциология претендует на статус фундаментального знания об обществе, где само социальное трактуется и интерпретируется в терминах культурного, социум понимается как « производный » от культуры. 2. Социоанализ П. Бурдье. -- Социальная реальность рассматривается как многомерное пространство, включающее различные поля ( политическое, экономическое, социальное, культурное и т. д.) – социальная топология пространства -- Различие между эмпирическим индивидом ( наблюдаемым в обыденном опыте ) и эпистемическим индивидом ( сконструированным исследователем в целях анализа ).

Методологические основания 3. Типологический подход к культуре ( Абушенко В. Л.). Среди выделенных автором 10 перспектив концептуализации феномена « культура » фокус внимания сосредоточен на аксиологическом и деятельностном понимании понятия « культура », суть которого заключается в следующем : в основании различного рода культурных выборов индивидов и групп лежат ценностные приоритеты. Однако существуют они не сами по себе, а в связке с деятельностным компонентом в том смысле, что реализуются в реальной практической деятельности людей и закрепляются в повторяющихся моделях поведения. Не претендуя на универсальность, данный подход является одной из возможных концептуализаций культуры в конкретном научном проекте.

Методологические основания 4. Современное общество конструируется нами как « общество потребления », которое является одним из форм макро социокультурного поля и, соответственно, обладает силовым воздействием на вовлеченных в него индивидов ( В. Ильин ). « Общество потребления » представляет собой социокультурное поле, имеющее силовой характер по отношению к попавшим в его пределы индивидам. Основной ценностью является потребление, которое проявляется в различных жизненных ситуациях взаимодействия и закрепляется в повседневных моделях поведения.

Итак, общество современного типа, конструируемое нами как в той или иной степени « общество потребления », представляет собой многомерное пространство, включающее различные поля ( экономическое, политическое …), в котором социокультурное поле обладает наибольшей силой взаимодействия, определяя и направляя все остальные. Культура современного общества не существует сама по себе, а только в « социальности », реализуясь в повторяющихся моделях поведения

Социокультурные стратегии поведения как « маркеры » современной культуры Концептуальные основания : 1. Мы берем в основу веберовское представление о социальном действии и его осмысленности действующим субъектом, с одной стороны, с другой – используем метод построения « идеальных » типов стратегий поведения, отражающих не « объективную » реальность, а основные тенденции социума, в котором живут и действуют осмысливающие субъекты. 2. Мы концептуализируем социальное пространство в терминах П. Бурдье, предполагая, что оно состоит из различных полей, в каждом из которых « играют » свои козыри в форме капиталов. 3. Вслед за феноменологами мы предполагаем, что люди взаимодействуют в конкретных именно для них жизненных ситуациях, в которых они и делают свой осмысленный выбор. 4. Мы понимаем социокультурное, как, с одной стороны « архив » норм, ценностей, идей, представлений и т. п. ( культура ), с другой – сферу реализации этих норм, ценностей, представлений в социальных практиках ( социальное ). Социокультурное пространство тогда, обладая характеристиками и культуры, и социальности, представляет собой актуализированный ( т. е. задействованный, вовлеченный в социальное воспроизводство ) архив культуры

Базовые ценности представляют собой ядро личности, являются основным мотивом социальной активности, обеспечивают ее целостность и определяют программы и стратегии жизнедеятельности. Инструментальные ценности понимаются как социально - значимые ресурсы, которые используются индивидами в социальных практиках. В отличие от базовых ценностей, характеризующих то, что движет людьми, инструментальные ценности относятся к средствам, которые люди используют для достижения собственных целей.

Социокультурная стратегия поведения определяется, во - первых, базовыми ценностными ориентирами. С другой стороны, в повседневной жизни, сталкиваясь с различного рода проблемными жизненными ситуациями, индивид актуализирует имеющийся в его распоряжении запас капиталов ( образовательный, сетевой, административный и др.), которые в той или иной степени помогают ему справиться с возникающими повседневными сложностями. В таком случае степень востребованности капитала в повседневности и определяет инструментальную значимость конкретной ценности ( капитала ).

Операциональное определение понятия « социокультурная стратегия поведения » Базовая ценностьИнструментальная ценность Богатство, большие деньги Наличие собственности Материально обеспеченная жизнь Деньги Трудолюбие, продуктивность в работе Деловые качества Здоровье Здоровый образ жизни Карьера, высокое положение в обществе Занимаемая должность Интересная работа, профессия Престиж профессии, профессиональные знания, умения Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие) Образованность (широта знаний, интеллект) Вера Вера в Бога СамореализацияМаксимально полное использование своих возможностей, сил и способностей Разнообразие, поиск новогоТворчество Душевный покой, комфорт Нравственные качества Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)Жизненный опыт Жизнь, полная впечатленийВозможность получать любые удовольствия, развлекаться Самоуважение, уважение к другим Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) Свобода, независимость поступков, суждений Свобода, независимость в принятии решений Власть Обращение к закону Общественное признание, известность, репутация Личный авторитет, известность, репутация Дружба Хорошие, верные друзья Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) Участие в политической жизни Эффективность в делах (продуктивность независимо от средств достижения) Наличие нужных связей, знакомств Счастливая семейная жизнь Семья, дети Любовь Духовная близость с любимым человеком

Базовые ценности Применение факторного анализа позволило выделить 7 факторов ( главных компонент ), объясняющих 45,1% дисперсии : 1. Творческо - образовательный ценностный вектор включает следующие базовые ценности : познание ; самореализация ; интересная работа, профессия. 2. Вектор индивидуального благополучия : душевный покой, комфорт ; здоровье ; дети ; счастливая семейная жизнь ; материально обеспеченная жизнь. 3. Достиженческий ценностный вектор : общественное признание, известность, репутация ; карьера, высокое положение в обществе ; разнообразие, поиск нового ; жизнь, полная впечатлений. 4. Реализация себя как независимой личности : твердая воля ; эффективность в делах ; свобода, независимость в поступках, суждений ; трудолюбие, продуктивность в работе. 5. Личностный ценностный вектор : любовь, дружба, счастливая семейная жизнь. 6. Духовная ориентация жизни : вера, жизненная мудрость. 7. Властно - материальный ценностный вектор : богатство, большие деньги ; власть.

Инструментальные ценности Методом факторного анализа было выделено 4 фактора ( главные компоненты ), которые сохранили 44,35 % дисперсии. 1. Нравственно - образовательный ценностный вектор : образованность ; профессиональные знания ; свобода, независимость в принятии решений ; нравственные качества ; максимально полное использование своих возможностей ; терпимость. 2. Достиженческо - правовой ценностный вектор : участие в политической жизни ; творчество ; обращение к закону ; возможность получать любые удовольствия. 3. Корыстный ценностный вектор : деньги ; наличие нужных связей ; занимаемая должность ; личный авторитет ; хорошие верные друзья. 4. Семейно - духовный ценностный вектор : дети ; семья ; духовная близость с любимым человеком ; вера в бога.

Типология социокультурных стратегий поведения ( кластерный анализ ) 1. Анализ базовых и инструментальных приоритетов первой кластерной группы дает основание охарактеризовать ее как « гедонистически - достиженческую » социокультурную стратегию поведения. 2. Вторая социокультурная стратегия поведения характеризуется как « нравственно - религиозная ». 3. Третья кластерная группа отличается « жизненно - прагматической » социокультурной стратегией поведения. 4. Четвертая категория значительно отличается от остальных низкой значимостью как базовых, так и инструментальных ценностей. Социокультурную стратегию поведения представителей данной группы можно охарактеризовать как « разочарованная ».

Процентное распределение носителей различных типов социокультурных стратегий поведения, %

Связь между типологией социокультурного поведения и стратегиями решения материальных проблем, % Какого подхода Вы, как правило, придерживаетесь в решении материальных проблем? Социокультурные стратегии поведения «Гедонистически- достиженческая» «Нравственно- религиозная» «Жизненно- прагматическая»«Разочарованная» Повышаю свой доход всеми возможными способами 38,630,237,026,2 Снижаю уровень своих запросов и потребностей (в питании, в одежде, в отдыхе, в лечении) 44,158,655,644,9 Ничего не предпринимаю (пытаюсь забыться, отвлечься от проблем) 17,311,27,428,9 Итого 100

Представления различных социокультурных групп о « белорусской традиционной народной культуре », % Социокультурные стратегии поведения «Гедонистически- достиженческая» «Нравственно- религиозная» «Жизненно- прагматическая» «Разочарованная» Культура людей, относящих себя к белорусам 23,331,926,026,5 Культура людей, считающих себя гражданами Беларуси 15,324,520,319,0 Культура на белорусском языке 21,528,220,018,5 Культура на любом языке, созданная на территории Беларуси 18,922,719,417,2 Культура, основанная на белорусских народных традициях, обычаях 65,063,366,751,7 Культура, основанная на белорусской национальной идеологии 12,812,414,412,3 Культура, основанная на особенностях белорусского менталитета 27,020,924,612,4 Культура, учитывающая специфику конфессионального вероисповедания 3,47,02,95,9 Профессиональная культура, создаваемая белорусскими художниками, писателями и т.д. 17,320,523,010,4 Другое 1,10,41,42,4

Идентификационная структура разных социокультурных групп белорусского общества ( порядковые индексы ) «Гедонистически- достиженческая» «Нравственно- религиозная» «Жизненно- прагматическая» «Разочарован- ная» С моей семьей, близкими0,870,940,960,86 С друзьями, знакомыми0,870,900,910,81 С людьми, разделяющими взгляды на жизнь0,730,830,800,71 С коллегами по работе, учебе0,730,750,740,62 С людьми таких же нравственных принципов0,690,800,740,65 С людьми моего поколения0,680,790,740,72 С людьми, проводящими досуг так же, как и я0,680,770,730,64 С людьми той же профессии0,650,710,700,61 С жителями моего города, села0,630,780,660,65 С гражданами Республики Беларусь0,610,730,620,60 С жителями Беларуси0,600,710,630,59 С людьми того же уровня образования0,600,680,620,59 С людьми моей национальности0,600,690,60 С людьми того же материального достатка0,530,680,650,62 С людьми того же должностного статуса0,500,600,53 С людьми тех же политических взглядов и убеждения0,490,600,540,52 С людьми моего вероисповедания0,450,700,560,60

Рынок культурных товаров и услуг Культурный продукт – это завершенная единица культурного производства, в определённом формате предлагаемая потребителю. Он существует в вещественно - материальном и невещественном виде. Вещественные продукты – это книги, компакт - диски, кинофильмы, нотная партитура музыкального произведения, записанные телевизионные программы и т. п. Вещественные продукты имеют реальную потребительскую стоимость, долговременный, возможно и бесконечный характер жизни. Их можно копировать, копии продавать. Невещественные продукты заключают в себе нематериальные усилия и духовно - ценностные аспекты деятельности творческих работников. К культурным услугам относят продукты, не являющиеся товарами, т. е. неовеществленные. Они имеют развивающий, образовательный и творческий характер, заключают в себе содержательно - духовный потенциал. Такими услугами являются услуги воспитания, образования, индивидуального развития и т. п. ( Игнатович П. Г.)

Специфика потребления театрального искусства. Основные выводы 1. Изучение существующих статистических материалов относительно театральной отрасли позволило зафиксировать : в настоящее время в Республике Беларусь функционирует 28 театральных учреждений, основная часть которых сосредоточена в г. Минске. Из года в год постепенно совершенствуется материально - техническая база театров, которая позволила, в конечном итоге, сократить число помещений находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта. 2. На основе статистических данных авторским коллективом данного научно - исследовательского проекта разработан классификационный перечень наиболее потребляемых культурных товаров и услуг в отрасли театрального искусства, в котором пятерку лидеров вошли ( в порядке убывания ): 1. Национальный Академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, г. Минск 2. Белорусский государственный академический музыкальный театр, г. Минск 3. Национальный академический драматический театр им. Я. Коласа, Витебская область 4. Национальный академический драматический театр имени А. М. Горького, г. Минск 5. Брестский академический театр драмы, г. Брест

Модель потребления различных видов театрального искусства с учетом социально - демографических и территориальных характеристик жителей Беларуси 1. Активность посещения театральных мероприятий. Около 40% респондентов являются посетителями театральных учреждений. Обнаружено : чем выше уровень образования, тем чаще посещают театральные учреждения. Сельчане являются наименее активными посетителями. В региональном разрезе наиболее активные посетители – жители столицы. Наиболее « театрально включенной » зрительской аудиторией является возрастная когорта от 16 до 24 лет. 2. Информированность населения о проведении театральных мероприятий. Наиболее распространенным источником о предстоящих постановках являются афиши и рекламные постеры. Интернет - источники популярны среди респондентов в возрасте лет. Жители сельской местности чаще пользуются средствами массовой информации в качестве источника получения информации, горожане же предпочитают больше театральные афиши, рекламные постеры, а также советы родственников и знакомых. Мужчины меньше женщин пользуются различными информационными источниками информации о театральных постановках. 3. Предпочитаемые респондентами группы посещения театральных учреждений. Жители Беларуси посещают театральные учреждения чаще с семьей и друзьями, причем женщины предпочитают с друзьями, а мужчины – с семьей. Самые молодые респонденты посещают театр с друзьями, наиболее возрастные могут проводить досуг в театре самостоятельно. 4. Причины последнего посещения театра. В качестве основных причин последнего посещения театра были названы : « просто хотелось отдохнуть, приятно провести вечер » и « посоветовали друзья, знакомые, родственники »

Модель потребления различных видов театрального искусства с учетом социально - демографических и территориальных характеристик жителей Беларуси 5. Наличие ( отсутствие ) желания чаще посещать театральные учреждения и причины посещения реже желаемого. Больше половины респондентов изъявляют желание чаще посещать театральные учреждения. Наиболее активна в подобных пожеланиях самая молодая возрастная группа. Сельчане значительно в меньшей степени выражают желание чаще посещать театральные учреждения. Среди причин посещения театра реже желаемого наиболее распространенной является « нет свободного времени », хотя реально ( даже по собственным оценкам респондентов ) они обладают достаточным объемом досугового времени как в будние, так и в выходные дни. 6. Экономические аспекты. Медианное значение максимальной цены на билеты в театр, превышение которой вынудило бы респондента отказаться от посещения составляет бел. руб. Более молодые респонденты готовы платить дороже за посещение театрального учреждения. Сельчане ориентированы на самую низкую цену. 7. Мотивация посещения театральных учреждений. Большинство респондентов посещает театральные учреждения с целью отдыха, отвлечения от работы. Цели посещения театров различается в зависимости от региона проживания, что объясняется различным театральным репертуаром. 8. Значение театральных фестивалей в культурной жизни белорусов. Театральными фестивалями интересуются мало. Высокую активность в отслеживании событий театральных фестивалей проявляют жители Могилевской области.

9. Жанровые предпочтения театральной зрительской аудитории

Типология стратегий потребления театрального искусства В типологию были включены следующие переменные ( все шкалы были предварительно преобразованы в необходимый сопоставимый вид ): – частота посещения театра ; – источники информации о театральных постановках ; – причины последнего посещения театра ; – жанры пьес, которые привлекают внимание ; – социально - театральная группа, с которой посещаются театральные учреждения ; – наиболее важные характеристики посещения театра ; – частота желаемого посещения театра ; – причины посещения театра реже желаемого.

Типология стратегий потребления театрального искусства, в %

Профили различных потребительских стратегий поведения 1. « Активные потребители » театрального искусства (22,9%). Посещают театральные учреждения чаще других, для них более важными характеристиками по сравнению с остальными являются зрелищность и участие любимых актеров. Представители данной группы в большей степени изъявляют желание посещать театр чаще, интересуются время от времени театральными фестивалями. Готовы платить в серединном значении около бел. руб. за посещение театральной постановки. Информационными источниками для них чаще остальных являются театральные афиши, рекламные постеры и Интернет. Выражен больший интерес к произведениям классической драматургии и экспериментальным спектаклям. Посещают театральные учреждения как с друзьями, так и самостоятельно. По социально - демографическим характеристикам представители данной категории респондентов – молодые незамужние женщины, имеющие профессиональное образование, проживающие в городской населенном пункте, чаще, чем другие в столице.

2. « Неактивные потребители » театрального искусства (31,9%). Посещают театральные учреждения, но не постоянно. Ориентированы в первую очередь на зрелищность, хотели бы посещать театр несколько раз в год, практически не интересуются театральными фестивалями, не готовы платить более бел. рублей за спектакль, получают информации чаще из средств массовой информации. В последний раз попадали в театр случайно. Если посещают театральные учреждения, то вместе с друзьями. По социально - демографическим характеристикам : в большинстве своем замужние женщины среднего возраста, с разным уровнем образования, проживающие в городском населенном пункте. 3. « Потенциальные потребители » театрального искусства (45,2%). Не посещают театральные учреждения, не изъявляют желание их посещать и в будущем, не интересуются театральными фестивалями, готовы платить менее бел. руб. за спектакль. По социально - демографическим характеристикам : в большей степени возрастные женатые с невысоким уровнем образования мужчины, проживающие в сельской местности.

Музыкальная культура : особенности потребления. Основные выводы 1. Изучение существующих статистических материалов о деятельности государственных концертных организаций Республики Беларусь за 2011 год позволило зафиксировать, что среднее количество проданных билетов на один концерт на территории Беларуси, на 30% выше, чем за рубежом. 2. По сравнению с эстрадными концертами, для филармонических концертов характерна более высокая частота проведения ( в 2,6 раза ) в сочетании меньшим количеством проданных билетов в среднем на один концерт. 3. Наиболее посещаемыми являются концерты следующих государственных организаций : ГУ " Белорусский государственный ансамбль " Песняры "; ГУ " Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки РБ "; ГУ " Национальный академический народный хор РБ им. Г. И. Цитовича ". 4. По предоставленным статистическим данным, среди государственных концертных организаций лидерами по продаже билетов в 2011 году ( свыше 200 тысяч ) стали Гродненская областная и Белорусская государственная филармонии.

Модель потребления музыкальной культуры с учетом социально - демографических и территориальных характеристик жителей Беларуси 1. Частота прослушивания музыки. Музыку слушают 87,5% респондентов. Значимым фактором, определяющим частоту прослушивания музыки, является возраст. 2. Специфика прослушивания музыки как самостоятельной деятельности. В сфере прослушивания музыки можно выделить разные виды практик потребительского поведения. Это прослушивание музыки как самостоятельной деятельности, связанной с получением эстетического удовольствия непосредственно от восприятия музыкального произведения. И создание звукового музыкального фона, сопровождающего основную деятельность. Исследование показало, что основной практикой восприятия музыки является слушание музыки как фона. 3. Технические средства, обеспечивающие прослушивание музыки. В целях прослушивания музыки разные возрастные группы используют различные технические средства. Среди молодежи наибольшей популярностью пользуются проигрывающие устройства – плеер, магнитофон, телефон. Также значимым источником музыки для молодежи является Интернет. Старшие возрастные группы отдают предпочтение таким традиционным источникам как радио и телевидение.

4. Активность посещения концертных залов. Около 57% респондентов являются посетителями концертных залов. Концерты классической музыки посещаются практически наравне с концертами поп - музыки. На частоту посещения концертных залов оказывают влияние образование респондента, возраст и тип населенного пункта, в котором проживает респондент. 5. Причины редкого посещения концертов. В качестве основных причин редкого посещения концертных залов респонденты назвали отсутствие свободного времени и недостаток финансовых средств. Для респондентов, проживающих в сельской местности, распространенной причиной редкого посещения концертов является отсутствие концертной площадки в населенном пункте. 6. Экономические аспекты. Медианное значение максимальной цены на билет, которое вынудило бы респондента отказаться от посещения концерта составляет бел. руб. Более молодые респонденты, лица с высшим образованием, готовы платить за посещение концерта дороже.

7. Жанровые предпочтения слушательской аудитории

8. Исполнительские предпочтения слушательской аудитории

Параметры типологии стратегий потребления музыкальной культуры – частота прослушивания музыки ; – прослушивание музыки как фона, или как самостоятельной деятельности ; – ситуации прослушивания музыки ; – частота посещения концертных залов ; – наиболее предпочитаемые музыкальные жанры ; – предпочитаемые исполнители ; – технические средства воспроизведения музыки

Типология стратегий потребления музыкальной культуры, %

Профили различных потребительских стратегий поведения 1. « Активные потребители » музыкальной культуры (15,2%). Посещают концертные залы и слушают музыку чаще других. Часто слушают музыку для себя. В качестве источника музыки предпочитают Интернет, плеер, телефон, магнитофон. Среди исполнителей – выделяют зарубежных исполнителей. Ими востребованы многие музыкальные направления. За посещение концерта готовы платить в серединном значении бел. руб. Больше выражен интерес к классической музыке. По социально - демографическим характеристикам представители данной типологической группы – молодые люди, среди которых значительная часть учащихся и студентов, а также лиц с высшим образованием. Наибольший процент « активных потребителей » проживает в городах, в частности в Минске. Они имеют достаточно высокий уровень доходов и значительный ресурс свободного времени. 2. « Неактивные потребители » музыкальной культуры (17,9%). Посещают концертные залы и слушают музыку реже, в основном качестве фона. В качестве источника музыки чаще всего используют Телевидение и Радио. Респонденты данной группы чаще указывают, что слушают всех исполнителей : и из стран СНГ, и белорусских, и зарубежных. « Неактивные потребители » характеризуются ярко выраженными музыкальными предпочтениями : шансон и авторская песня. Наиболее популярным местом прослушивания музыки для данной группы является автомобиль. По социально - демографическим характеристикам это респонденты среднего возраста, с высшим и средним образованием, проживающие в городе, чаще в Минске или Могилевской области.

3. « Домашние потребители » музыкальной культуры (46,3%) Слушают музыку достаточно часто, но предпочтительно дома и крайне редко бывают в концертных залах. Наиболее востребованный жанр – поп - музыка. Среди исполнителей свой выбор чаще останавливают на исполнителях стран СНГ. Социально - демографический состав группы : респонденты среднего возраста, имеющие начальное или неполное среднее образование, чаще всего – рабочие. Они равномерно представляют каждый из регионов проживания. 4. « Потенциальные потребители » музыкальной культуры (20,5%). Несмотря на то, что в данной группе музыка слушается редко, ее представители все же посещают концертные залы. Слушают музыку как фон, выбирая в качестве источника музыки ТВ и радио. Значительно чаще, по сравнению с остальными группами, слушают белорусских исполнителей, и чаще остальных останавливают свой выбор на белорусской народной музыке. По социально - демографическим характеристикам представители данной группы в основном люди старшего возраста, чаще всего это работающие или неработающие пенсионеры. Значительная часть респондентов данной группы проживают в сельской местности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !