Современные теории воспитания Презентацию подготовила Алексеева Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Advertisements

Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ Методист ЦВР В.А. Чивилихина Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ВОСПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, ПРОИЗВОЛЬНО НАПРАВЛЯЕМОЕ ВЗРОС ЛЕНИЕ РЕБЕНКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ (ДУХОВНО- ПРАКТИЧЕСКОМ) ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
Виды, формы и методы нравственного воспитания «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» В.А. Сухомлинский.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
Современная духовная ситуация в России характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых ориентиров развития.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Закономерности и принципы воспитания. Принципы воспитательного процесса это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию,
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Принципы толерантного воспитания МБОУ Сукпакская СОШ имени Б.И. Араптана Классный руководитель 6 «в» кл. Сандак Людмила Александровна.
Транксрипт:

Современные теории воспитания Презентацию подготовила Алексеева Е.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ Ребёнок – объект педагогического процесса. Важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Воспитание – целеустремлённое, системное управление процессом формирования личности в целом или отдельных её качеств в соответствии с потребностями общества (Н. Е. Ковалёв) Воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский) Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петров) Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик) Цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. Учебно- воспитательный процесс игнорирует фактор саморазвития личности.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ воспитание детерминированного культурного общества; воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей долей воспитания; эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включённостью его в самовоспитание; эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания форм, методов, средств, адекватных ребёнку и педагогу.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ: НАИБОЛЕЕ ПОЛНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА, СПОСОБНОГО К ДУХОВНОМУ И ФИЗИЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ.

С ОДЕРЖАНИЕМ ВОСПИТАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА (ДУХОВНОСТЬ) И ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРА (ОБЩЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ, ВНЕШНЕГО ВИДА), СПОСОБНОСТИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕГО САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОРАЗВИТИЕ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. С РЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ – БОГАТЕЙШИЙ НАБОР ЯВЛЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ, ПРЕДМЕТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ДОСТИЖЕНИЯ ДУХОВНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СВОЕГО НАРОДА И НАРОДОВ МИРА. Н А РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ВЛИЯЮТ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИГРА, ТРУД, СПОРТ, ТВОРЧЕСТВО, ОБЩЕНИЕ. В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ВИДЕО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, КИНО, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ). Н ИЧТО НЕ ЗАМЕНИТ СЛОВО ПЕДАГОГА, ПРИМЕР ЕГО ЯРКОЙ ЛИЧНОСТИ, УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА. О БУЧЕНИЕ ДОПОЛНЯЕТ И ОБОГАЩАЕТ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ, НО НЕ ПОДМЕНЯЕТ ЕГО.

«Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приёмов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретной целями». Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королёв выделяют три группы методов воспитания: убеждение; упражнение; поощрение и наказание. В.А.Стастелин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Он выделяет 4 группы методов: формирование сознания личности(взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.

Постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание. В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Преобладают методы сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе самосозидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация и игра. Эти методы создают ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности. Методы воспитания отбираются с учётом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учётом профессионализма, мастерства и культуры педагога. Воспитание осуществляется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия: индивид – индивид; индивид – группа; индивид – группа. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский сад, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище), учреждениях, ВУЗах, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов: безоговорочное принятие ребёнка, устойчиво положительное отношение к нему; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; осознание и признание права личности быть не похожей на других; предоставление права на свободный выбор; оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков; владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребёнка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций; учёт индивидуально-психических и личностных особенностей ребёнка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия; памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я – концепции, активность и т.д.)

ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ЗАДАЧА ВСЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, КОТОРАЯ РЕШАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ; ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДИКАМИ И ТЕХНОЛОГИЯМИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ВОВЛЕКАЮЩИМИ РЕБЁНКА В САМОРАЗВИТИЕ, САМОВОСПИТАНИЕ, САМОРЕАЛИЗАЦИЮ.

Т ЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В е гг. ХХ в., ПРИВЛЁК ПЕДАГОГОВ - ПРАКТИКОВ ИДЕЕЙ ПОЛНОЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ. П ОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ ПОНИМАЕТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ЗАРАНЕЕ СПРОЕКТИРОВАННОГО УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЮТ СОЗДАВАТЬ ГИБКУЮ И ПОДВИЖНУЮ СТРУКТУРУ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КОРРЕКТИРУЕМУЮ НА ЛЮБОМ ЕЁ ЭТАПЕ БЛАГОДАРЯ НАЛИЧИЮ ПОСТОЯННОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. В ОЗМОЖНОСТЬ ПОЭТАПНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ.

В К АЗАНИ ПОД РУКОВОДСТВОМ М.И.МАХМУТОВА БЫЛА РАЗРАБОТАНА ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. В 70–е гг. ПОЛУЧИЛА ИЗВЕСТНОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИКА В. Ф. Ш АТАЛОВА, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ ЭФФЕКТИВНУЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ. В НЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКУ СТИМУЛИРОВАЛО ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Н А ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ ВЛИЯЕТ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЛИЧНОСТИ, ОТНОШЕНИЕ ВОСПИТАННИКА К ВОСПИТАТЕЛЮ. П РОДУКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА И ДР. ФАКТОРОВ.