Античная литература ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР План:План: Греческая драма; Греческая драма; Греческая трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид; Греческая трагедия:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трагики и комедиографы греческого театра. Эсхил. Отцом греческой трагедии по праву называли Эсхила ( гг. до н. э.). Его вклад в становление греческого.
Advertisements

Котенковой Юлии 10 «А» класса. Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Наследие,
Эсхил
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР урок мировой художественной культуры 10 класс.
Презентация урока истории в 5 классе ГОУ школа 8 «Музыка» Фрунзенского р-на, учитель Потапович Л.А.
Древнегреческая комедия Балан Елена ФЛБ-21. Древнегреческая комедия (от греч. komos - веселая толпа)– это жанр древнегреческой драматургии (VIII вв. до.
Древнегреческий театр Дубровина Ольга 5 А класс. Древнегреческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь бога Диониса Торжественная часть.
Театр возник в Древней Греции более 2500 лет назад в честь Великих Дионисий Бог Дионис.
Театр и музыка Античности
Автор: студент I курса, Факультет: театральный Специальность: актерское искусство (драматический театр и кино)
Театр Древней Греции. Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Наследие, оставленное.
Театр возник в Древней Греции более 2500 лет назад в честь Великих Дионисий Бог Дионис.
Презентация МХК по программе Даниловой 11 класс. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ 83» г.Барнаула.
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР. Античный театр является общечеловеческой ценностью. Чем больше узнаешь о нем, тем больше удивляешься, как много знали, могли, умели люди.
Проблемная задача: « Сравните современный театр с древнегреческим. В чем общее и отличие? ». Задание: «Сравните современный театр с древнегреческим. В.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР (урок – экскурсия). ПЛАН УРОКА 1.Историческая разминка. 2.Что такое театр? - Возникновение театра. - Устройство театра. - Театральные.
Театр древней Греции. Исследовательский проект:
Дионис Роспись на греческой вазе. Жители Эллады Сцена из представления.
Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. 1.Возникновение театра.
В ТЕАТРЕ ДИОНИСА Тема урока:. Цель урока: Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства.
Транксрипт:

Античная литература ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

План:План: Греческая драма; Греческая драма; Греческая трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид; Греческая трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид; Греческая комедия: Аристофан, Менандр Греческая комедия: Аристофан, Менандр Греческая драма; Греческая драма; Греческая трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид; Греческая трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид; Греческая комедия: Аристофан, Менандр Греческая комедия: Аристофан, Менандр

ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМА Золотым веком греческой драмы был 5 в. до н.э. Город-государство Афины переживал пик политического, экономического и художественного развития. Драмы ставились и в других областях Греции, но афинская, или аттическая, драма отличалась особой утонченностью и изысканностью. Представления устраивались трижды в год на праздниках, посвященных Дионису, – Великие Дионисии (в марте – апреле по нашему календарю), Ленеи (в январе – феврале) и Сельские Дионисии (в декабре – январе). Главным праздником были Великие Дионисии, на них каждый поэт-трагик представлял три трагедии и сатировскую драму – короткий фарс, в котором партию хора исполняли сатиры, козлоногие спутники Диониса. Комический поэт представлял одну комедию.

Спектакли устраивались в больших открытых театрах. Театр состоял из скены – палатки, где переодевались актеры (она же служила декорацией); орхестры – круглой площадки, на которой выступали актеры и хор, и полукруглого амфитеатра, где размещались зрители. В спектакле всегда принимал участие хор, число его участников варьировалось: у Софокла их было 15, у Аристофана – 24. В драме никогда не участвовало больше трех актеров, так что каждый исполнял несколько ролей. Женские роли исполняли мужчины. В трагедиях актеры были одеты в длинные, богато украшенные хитоны. Комические актеры надевали короткие туники, их костюмы часто имели гротескный или фантастический характер. Маски помогали узнавать персонажей и усиливали звук с помощью раструба во рту. Благодаря маскам с крупными, выразительными чертами и котурнам, обуви на очень толстой подошве, актеров было хорошо видно со всех рядов огромного амфитеатра.

Слово «трагедия» в переводе с греческого значит «козлиная песнь». Происхождение названия, возможно, связано с жертвоприношением козла, сопровождавшемся ритуальными танцами. Поэтика Аристотеля (384–322 до н.э.) является главным источником сведений о греческой драме. Аристотель полагал, что трагедия произошла от древних дифирамбов – гимнов, которые хор исполнял в честь Диониса. Считается, что литературную форму для декламации придал дифирамбу поэт Арион (ок. 600 до н.э.). По-видимому, греческая драма 5 в. до н.э. имеет ритуальное происхождение. Трагедия состоит из пролога, партий хора, эписодиев и эксода. Пролог предшествовал появлению хора. Выходя на орхестру, хор исполнял парод; партии хора по ходу действия назывались стасимами. Эписодии – это диалоги актеров между партиями хора. Песнь хора, завершавшая трагедию, называлась эксод. В плачах, т.н. коммосах, партии хора и актеров могли чередоваться. Названия и сохранившиеся фрагменты его трагедий указывают на то, что в их основе лежали не только мифологические сюжеты, но и недавние исторические события.

ЭСХИЛ (525–456 до н.э.), греческий драматург, первый из трех великих афинских трагиков 5 в. до н.э. Сведения о жизни Эсхила восходят главным образом к жизнеописанию, предпосланному его трагедиям в рукописи 11 в. Относительно времени постановки трагедии Прометей прикованный данных не имеется. Одни ученые считают ее относящейся к раннему периоду творчества, другие, напротив, к позднему. Вероятно, это была часть трилогии, посвященной Прометею. Миф, на котором основана данная трагедия, – наказание Прометея за похищение огня и пренебрежение волей Зевса. Строение сюжета у Эсхила остается сравнительно простым. Главный герой оказывается в критическом положении, определенном волей божеств, и положение это, как правило, не меняется вплоть до развязки. Остановившись однажды на определенном образе действий, герой продолжает шествовать по избранному пути, не зная сомнений.

ЭСXИЛ Прометей Прикованный» ЭСXИЛ «Прометей Прикованный» Новаторство поэта Идейная направленность КомментарийКомментарий увеличил количество актеров до двух; уменьшил партии хора; уменьшил партии хора; ·придал первенство диалогу; · присутствие сюжетно связанной трилогии («Орестея»); · героическое начало Трагедии Эсхила неизменно изображают победу афинской демократической свободы над различными видами деспотизма. Действие божественных сил сливается с сознательным выбором человека и его личной ответственностью В «Прикованном Прометеи» изображается неустрашимость перед карой в свершении героического деяния ради «чрезмерной любви к людям». Прометей находится в остром конфликте с Зевсом, и, в то же время, полон неудержимой любви к людям

Второй великий греческий трагик, Софокл (496– 406 до н.э.), больше интересовался внутренним миром человека, нежели волей богов в его судьбе. Софокл уменьшил роль хора и ввел третьего актера. Драматург одержал более 20 побед и написал свыше 110 трагедий, из которых сохранилось 7: Аякс, Антигона, Царь Эдип, Трахинянки, Электра, Филоктет, Эдип в Колоне. Три из них посвящены семье царя Эдипа. Человеку не дано понять те непостижимые силы, что влияют на его судьбу (Царь Эдип). Всесильного Эдипа преследует рок, над которым он не властен, сам же он стремится узнать истину, чего бы это ни стоило. Драма Софокла приводит нас от космической перспективы действия (воля божества осуществляется в поступках и страданиях людей из поколения в поколение) к уплотненному представлению данного момента кризиса и откровения. Новая техника делала не столь значимой божественную волю, которая у Эсхила вмешивается в действие, одолевая человеческие мотивы героев, и особо подчеркивала важность человеческой воли.

СОФОКЛ «Царь Эдип» Новаторство поэта Идейная направленность КомментарийКомментарий введение третьего актера, что способствует усложнению драматического действия и характера героя;отказ от сюжетно связанной трилогии; интерес к судьбе не рода, а индивида персонажи нормативны, люди показаны «какими они должны быть», идеализированы. Софокл верит в величие человека, но подчеркивает ограниченность его знания. Ошибки и страдания вытекают из человеческого неведения. В сцеплении событий, вытекающих из характеров и поступков действующих лиц, воплощалось скрытое действие божественных сил, управляющих миром, и на этом фоне трагическое страдание приобретает нравственный характер Субъективные намерения Эдипа, стремящегося избежать предсказанной ему оракулом судьбы, толкают его к поступкам, приводящим к осуществлению этой судьбы.

Еврипид (480 до н.э. – 406 до н.э.), древнегреческий драматург. По другим сведениям – год рождения 485–484 до н.э. Еврипид считается одним из первых трех профессиональных драматургов, сформировавших один из основополагающих жанров драматургии Еврипид выиграл только 5 состязаний, но в последующие эпохи его трагедии охотно читали и ставили на сцене. Сохранилась сатировская драма Еврипида Циклоп и 18 его трагедий: Алкестида, Медея, Ипполит, Андромаха, Гекуба, Гераклиды, Просительницы, Геракл, Троянки, Электра, Ион, Ифигения в Тавриде, Елена, Финикиянки, Орест, Вакханки, Ифигения в Авлиде и Рес. Лучшие трагедии Еврипида изображают душевные страдания женщины. В Медее колхидская царевна, умеющая колдовать, предала отца и родину, чтобы сбежать с Ясоном. Когда Ясон изменил ей, она в порыве ревности убила не только его новую невесту, но и двух своих сыновей от Ясона. В пространных монологах Медеи Еврипид мастерски раскрывает противоречивые чувства.

ЕВРИПИД «МЕДЕЯ» Новаторство поэта Идейная направленность Комментарий отход от нормативных образов, люди изображены «каковы они на самом деле»;показана зависимость человека от скрытых страстей;отход от нормативных образов, люди изображены «каковы они на самом деле»;показана зависимость человека от скрытых страстей; бытовая окраска содержания;бытовая окраска содержания; падение роли хора;падение роли хора; центральное место принадлежит актеру;центральное место принадлежит актеру; значительная роль диалогазначительная роль диалога Еврипид – «философ на сцене», поэт кризиса афинской демократии, что нашло отражение в принципе нового мировоззрения – автономной этике обособившегося индивида. Отсюда интерес к внутреннему миру человека с его противоречиями и уход от общественной жизни. У Еврипида трагический характер раскрывается в борьбе противоречивых чувств. Поэт внес в античную трагедию изображение не только страдающего, но и мятущегося среди противоречивых страстей человека. Материнские чувства борются в Медее с жаждой мести, и она четырежды меняет свое решение, пока окончательно сознает неизбежность гибели детей.

Греческая комедия Слово «комедия» происходит от греч. слов «пирушка» и «песнь». Аристотель считал, что комедия выросла из пиршественных песен, которые исполнялись во время праздников в честь Диониса, однако уже во времена Аристотеля мало что было известно об истории аттической комедии. Существовало несколько типов дорической комедии; в Спарте актеры в масках разыгрывали фарсовые сценки из повседневной жизни; в городах Великой Греции ставились филаки, т.е. комические сценки, пародировавшие мифологические сюжеты. В Сикионе (Пелопоннес) процессия подвыпивших гуляк исполняла перед толпой шутливые гимны в честь Диониса.

Комедия, третья форма греческой драмы, подобно трагедии и сатировской драме, получила окончательное литературное оформление в Афинах, где на праздниках в честь Диониса издавна звучали песни веселых комосов. В 486 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий был организован первый официальный комический агон (состязание), и с того времени сначала на Дионисиях, а впоследствии и на Ленеях выступали три, затем пять поэтов, предлагая каждый по одной комедии. Комедия, третья форма греческой драмы, подобно трагедии и сатировской драме, получила окончательное литературное оформление в Афинах, где на праздниках в честь Диониса издавна звучали песни веселых комосов. В 486 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий был организован первый официальный комический агон (состязание), и с того времени сначала на Дионисиях, а впоследствии и на Ленеях выступали три, затем пять поэтов, предлагая каждый по одной комедии.

Подобно трагедии, комедия была изначально связана с хором, песни и пляски которого отличались безудержно веселым и непристойным характером. Далее к хору присоединились актеры, вступавшие с хором в спор и потасовку (агон). В литературной комедии тема спора всегда подсказана актуальными социально- политическими событиями, но по своему происхождению агон рудимент фольклорной комической игры, входившей в обрядовый ритуал праздников плодородия, где изображалась борьба весны с зимой, молодого года со старым, представителей одного пола с другим и т.д. Причем победа сопровождалась пиром с выпивкой и любовными увеселениями.

В Афинах народные шуточные сценки объединились с песнями комоса. Уже античные филологи отмечали, что древняя комедия могла возникнуть только в условиях свободы слова и критики. Древняя комедия, использовав обязательный для народной хороводной игры момент спора и столкновения, вступила в борьбу за высокие общественные идеалы и ополчилась против всех, посягавших на устои полиса. Единственный известный нам автор древней комедии третий ее представитель, Аристофан, из 44 пьес которого сохранилось полностью 11.

ДРЕВНЯЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ АРИСТОФАН Для современного читателя Аристофан – единственный представитель аттической комедии 5 в. до н.э. (или древней комедии, как ее стали называть позже). Комедии Аристофана посвящены злободневным для Афин темам. Едкая ирония, с какой изображаются государственные деятели и другие известные люди, допускалась в эпоху Афинской демократии. В комедиях Аристофана есть и тонкий юмор, и непристойные шутки, здесь перемешаны реальные исторические персонажи и фантастические существа. Сохранилось 11 его комедий: Ахарняне, Всадники, Облака, Осы, Мир, Птицы, Лисистрата, Женщины на празднике Фесмофорий, Лягушки, Женщины в Народном собрании и Плутос.

КОМЕДИЯ АРИСТОФАНА тесная связь с обрядом и фантастикой;тесная связь с обрядом и фантастикой; общественные интересы;общественные интересы; злободневность содержания, обсуждение политических и социальных проблем;злободневность содержания, обсуждение политических и социальных проблем; беспредельный комизм;беспредельный комизм; примитивные грубые остроты;примитивные грубые остроты; непрерывная игра словами;непрерывная игра словами; значительная роль хора, который неразрывно связан с действием;значительная роль хора, который неразрывно связан с действием; песни комоса (процессии людей, славящие бога в шутливых, вольных песнях) и фаллические песни (фалл – символ плодородия) – основа хоровых партийпесни комоса (процессии людей, славящие бога в шутливых, вольных песнях) и фаллические песни (фалл – символ плодородия) – основа хоровых партий персонаж – «типическая маска»;персонаж – «типическая маска»;

Эпоха новой комедии началась ок. 336 до н.э., от нее сохранился лишь один автор – поэт Менандр. Из его работ уцелела одна полная комедия, Угрюмец, и большие отрывки еще из трех произведений – Третейский суд, Самиянка и Отрезанная коса. В Угрюмце раздражительный старик живет с дочерью и служанкой в деревне. Молодой богатый афинянин влюбляется в девушку. После многих злоключений влюбленному удается убедить старика, что он подходящий жених для его дочери. Это типичный для новой комедии сюжет. Очевидно, в комедиях Менандра совсем не было хора. Менандра можно назвать отцом европейской комедии. Его пьесы были образцом для римских комедиографов Плавта и Теренция, которые, в свою очередь, оказали влияние на европейских драматургов последующих эпох, особенно на Мольера и Шекспира. НОВОАТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ МЕНАНДР

Основные выводы: Греческий театр как центр древнегреческой культуры; Греческий театр как центр древнегреческой культуры; Архитектоника театра; Архитектоника театра; Основные драматические жанры: трагедия, комедия; Основные драматические жанры: трагедия, комедия; Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида; Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида; Комедии Аристофана, Менандра Комедии Аристофана, Менандра Греческий театр как центр древнегреческой культуры; Греческий театр как центр древнегреческой культуры; Архитектоника театра; Архитектоника театра; Основные драматические жанры: трагедия, комедия; Основные драматические жанры: трагедия, комедия; Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида; Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида; Комедии Аристофана, Менандра Комедии Аристофана, Менандра

Лекция подготовлена доцентом кафедры русского языка и литературы, кандидатом филологических наук Демченко Ларисой Николаевной ВКГУ им. С. Аманжолова, 2007