Музыканты корпуса путей сообщения Музыка… Что может быть общего у нее с математическими выкладками. Однако – может. И это общее – человек, который блестяще.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глинка Михаил - русский композитор (Glinka)
Advertisements

М. И. Глинка. Фотография. Предоставлено издательством «Музыка».
Работу выполнила Балаева Култач 5 а класс. Михаил Иванович Глинка.
ГЛИНКА Михаил Иванович родился [20 мая (1 июня ) В селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своих родителей, которое принадлежало его отцу.
Михаил Иванович Глинка. Композитор- основоположник русской классической музыки. ГЛИНКА Михаил Иванович родился [20 мая (1 июня) 1804.В селе Новоспасском.
Родился в селе Новоспасское Смоленской губернии в семье помещика 20 мая (1 июня) 1804 года. Первые музыкальные впечатления – русские народные песни и.
Лыченкова Ирина Витальевна МОУ «СОШ 56» Г. Новокузнецка учитель музыки первой квалификационной категории педагогический стаж – 18 лет.
Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин» Выполнила: Мясникова Юлия.
Михаил Иванович Глинка. Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние.
Презентация по теме Михаи́л Ива́нович Гли́нка Подготовила кривоносова а.
Зарождение классической музыкальной школы в России. М.И.Глинка Работа учителя музыки МБОУ СОШ 131 г.Екатеринбурга Беркович Т.Н.
Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии.
Выполнил: Харитонов Дмитрий 8класс. Глинка Михаил Иванович.
Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения.
Михаил Иванович Глинка (информационный проект). Имение М.И. Глинки в с. Новоспасское.
ГЛИНКА Михаил Иванович родился 20 мая (1 июня) 1804.В селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своих родителей, которое принадлежало его отцу -
Биография Александра Сергеевича Пушкина 4 класс Заочное путешествие.
Михаил Иванович Глинка
Выполнили: Чешегоров Вячеслав, Чуракова Оксана, Морозов Павел, Уразова Алина, Мякишев Никита, Акифьева Виктория. Омский государственный педагогический.
Михаил Юрьевич Лермонтов М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений,
Транксрипт:

Музыканты корпуса путей сообщения Музыка… Что может быть общего у нее с математическими выкладками. Однако – может. И это общее – человек, который блестяще владеет циркулем и нотами. Возможно выбор был не всегда в пользу строгой науки. Но сегодня мы теперь можем наслаждаться волшебными звуками музыки и помнить о талантливых инженерах.

ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ русский композитор и театральный деятель. Родился в имении Селиверстово (Тамбовская губерния) 18 февраля (1 марта) 1799 в дворянской семье.

В 1816–1817 учился в Петербурге в Институте корпуса инженеров путей сообщения и частным образом занимался музыкой – по фортепиано у Даниеля Штейбельта (1765–1823) и Джона Филда (1782–1837), по скрипке у Людвига Маурера (1789–1878), брал также уроки композиции и пения. По окончании института перед ним открывается блестящая карьера служащего в департаменте. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец.

Тесные дружеские отношения связывали Верстовского со славянофильским кружком: С.Т.Аксаков М.Н.Загоскин С.П.Шевырев

Среди знакомых Алексея Николаевича были такие выдающиеся личности, как А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов. Шутливое письмо Пушкина Верстовскому от ноября 1830 г. говорит о дружеском характере их отношений. А.Н. Верстовский присутствовал на "мальчишнике", устроенном А.С. Пушкиным 17 февраля 1831 г. в доме Хитрово на Арбате накануне своей свадьбы.

В 1833 экстерном окончил Московский университет. В течение почти трех десятилетий Верстовский находился во главе всей театральной жизни Москвы, поскольку оперная и драматическая (а также балетная) труппы тогда не отделялись друг от друга.).

А.Н.Верстовский за клавиром водевиля «Бабушкины попугаи» В 1819 в петербургском Большом театре была поставлена первая опера-водевиль Верстовского Бабушкины попугаи по пьесе Н.И.Хмельницкого (1789–1845). Н.И.Хмельницкий

В 1823 переехал в Москву, в 1825 был назначен инспектором музыки, в 1830 – инспектором репертуара Московских императорских театров, а в 1848–1860 – управляющим конторой дирекции. Многочисленные служебные обязанности он совмещал с постоянной композиторской деятельностью. Верстовский создал шесть опер, многочисленные вокальные произведения – романсы, баллады, кантаты,среди которых выделяются весьма популярная в свое время баллада для голоса с оркестром Черная шаль на стихи Пушкина (1824).

Первая опера Верстовского, Пан Твардовский на либретто Загоскина, была поставлена в Большом театре в 1828 и имела шумный успех

Легенда о пане Твардовском является польской версией легенды о Фаусте. Пан Твардовский, живший в XVI веке, желая приобрести сверхъестественные познания и пожить в своё удовольствие, продал свою душу дьяволу (на горе Кржемионке, близ Кракова), после чего имел много весёлых приключений. Когда по истечении условленного срока дьявол уводил Твардовского к себе, он спасся тем, что запел духовную песнь; но всё же он осуждён витать в воздухе между небом и землёй до дня Страшного Суда. По одному из популярных вариантов сюжета, он до сих пор пребывает на Луне.

В январе 1832 г. были поставлены "Цыгане" по произведению А. С. Пушкина за ней последовали Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев (по балладе Жуковского, 1832), Тоска по родине (по Загоскину, 1839), Чурова долина, или Сон наяву (по пьесе В. И. Даля, 1844), Громобой (по балладе Жуковского, 1857). Все они пользовались успехом, и отдельные номера из них становились популярными, но в историю музыки Верстовский вошел как автор одной оперы – Аскольдовой могилы, которая постоянно шла на российских сценах в течение столетия и до сих пор изредка появляется в репертуаре.

"Аскольдова могила", впервые поставленна 16 сентября 1835 г. в канун дня рождения будущей жены композитора, Н. В. Репиной. Талантливая русская актриса, Надежда Васильевна Репина ( ), была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А.Е.Столыпина. Ее отца в 1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра. При первом исполнении оперы Надежда Васильевна выступила в главной роли. Таков был подарок Верстовского любимой женщине.

Сценическая судьба "Аскольдовой могилы" оказалась счастливой. За двадцать пять лет опера выдержала в Москве более четырехсот представлений. Это единственная опера доглинкинской поры, сохранявшаяся в репертуаре до первой мировой войны.

Все оперы Верстовского написаны по типу зингшпиля – формы, в которой музыкальные номера сочетаются с разговорными сценами и речитативами на музыке; ряд номеров из его опер вошел в городской фольклор.

В 1860 г. Верстовский покинул театр. Но и после ухода на отдых ставились написанные композитором оперы и водевили, исполнялись романсы. Умер А.Н.Верстовский в 1862 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Тридцатипятилетняя деятельность Алексея Николаевича в московских театрах была названа "эпохой Верстовского". За отличие в государственной службе действительный статский советник, композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский был награжден орденами Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени.

Алексей Львов ( ) Алексей Федорович Львов родился в Ревеле 25 мая 1798 года. С семилетнего возраста начал играть на скрипке; учителями музыки у него были немецкие виртуозы и теоретики: Кайзер, Бем, Шейнур, а по гармонии и вообще по теоретическим дисциплинам Цейнер.

В сентябре 1814 г. закончилось домашнее воспитание Львова, и он поступил в Институт инженеров путей сообщения.

Выдающиеся способности и прилежание быстро выдвинули его среди воспитанников, и в 1816 г. он окончил курс первым, в марте того же года был произведен в прапорщики, и имя его занесено на почетную доску института. По исполнении практических занятий в институте 26 октября того же года Львов получил чин подпоручика.

В 1818 г. последовало высочайшее распоряжение, чтобы первый по успехам офицер, выпущенный из Института путей сообщения, поступал на службу в округа военных поселений, которыми заведовал граф Аракчеев; 9 июня 1818 г. Алексей Львов был произведен в поручики и откомандирован к работам по военным поселениям. Макет военных поселений

План дома для военных поселений - Автограф графа Аракчеева Служба, по словам его, была неимоверно тяжела: лишенные самого необходимого, надсмотрщики работ должны были находиться безотлучно на службе от 3 часов утра до 12 часов дня и от 1 часа до 9 часов вечера, причем взыскания начальства были жестоки и безграничны.

Несмотря на это, Алексею Львову удалось заслужить благосклонность своего сурового начальника, так что уже в приказе 12 июля 1819 г. последний объявил благодарность молодому инженеру, а вскоре после этого, показывая Александру I произведенные постройки и называя молодого строителя, граф Аракчеев отрекомендовал Львова как отличного офицера. Граф Аракчеев

Находившийся тут же будущий император Николай I, как знаток инженерного и строительного искусств, обратил на него свое внимание.

В 1821 г. он произведен в капитаны и получил орден св. Владимира 4-й ст.; а через год назначен старшим адъютантом в штаб военных поселений. 3 февраля 1826 г. Львов был уволен от службы по домашним обстоятельствам с чином майора. Все это время, несмотря на тяжелую службу, он не оставлял занятий музыкой и каждый день находил время поиграть на скрипке, нередко засыпая от усталости с нею в руках.

Дж. Доу – Граф А. Х. Бенкендорф В отставке он пробыл недолго и в ноябре 1826 г. был определен старшим адъютантом в штаб корпуса жандармов. В то время шефом жандармов и начальником III отделения был граф А. X. Бенкендорф.

В августе 1833 г. Львову через графа Бенкендорфа было передано сожаление Николая I, что в России не существует собственного народного гимна, подобно Франции и Англии. При этом граф добавил, что государь, который знал о музыкальных занятиях Львова и очень сочувственно к ним относился, велел поручить ему попытаться сочинить музыкальную мелодию подобного гимна.

А. Брюллов – портрет В. А. Жуковского Алексей Федорович увлекся этой задачей и, желая по возможности выполнить мысль царскую, вдохновленный этим желанием, написал в начале ноября мелодию этого гимна, как он сам говорит, внезапно, в несколько минут, причем слова гимна "Боже, царя храни!" были написаны Жуковским.

Дж. Доу - портрет Николая I Как только Львов доложил, что гимн написан, император пожелал немедленно выслушать его. Прослушав его несколько раз, Николай с восторгом принял произведение Львова.

Николай приказал Бенкендорфу сообщить военному министру графу Чернышеву о немедленном введении этого гимна по военному ведомству, о чем и последовало официальное распоряжение в приказе 4 декабря 1833 г. А также император пожаловал А. Ф. Львову золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом

1 января 1836 г. он произведен был в полковники, а в конце того же года скончался его отец, директор придворной Певческой капеллы. Все думали, что его место займет граф Виельгорский или князь Волконский, но вскоре последовал высочайший указ о поручении должности директора капеллы Алексею Федоровичу Львову с сохранением всех лежащих на нем обязанностей.

В 1848 г. в память народного гимна государь повелел внести девизом в герб Львова слова "Боже, царя храни!"

Незадолго перед смертью В. А. Жуковский написал А.Ф. Львову: "Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил. Из всех моих стихов, эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих. Где не слышал я этого пения? В Перми, в Тобольске, у подошвы Чатырдага, в Стокгольме, в Лондоне, в Риме!". Так, сто семьдесят пять лет назад, Василий Андреевич Жуковский и Алексей Федорович Львов, сумели создать красивейший образец молитвенного песнопения и один из лучших в мире государственных гимнов.

ГЛИНКА Михаил Иванович ( ) -великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки

М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки.

Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Маленький Миша был последней и единственной привязанностью строгой бабушки – Фёклы Александровны.

Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия начались довольно поздно ( ) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались "страстью" к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко им подражать.

В начале 1817 года Глинка был отвезен в Петербург, где его поместили в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, Шарля Майера.

После окончания пансиона перед Глинкой в 1822 году встал вопрос об устройстве на службу. Но лишь в мае 1824 г. он был зачислен помощником секретаря канцелярии Совета Ведомства путей сообщения с окладом в 1000 рублей в год, где и работал до 1828 года.

Канцелярия находилась по адресу Московский проспект, д. 9. Заведовал ею дальний родственник М. Глинки А. Н. Бахтурин. Сын Бахтурина Константин был другом М. Глинки. Он написал слова для первого романса Глинки «Моя арфа», впоследствии в шутку названного «допотопным». Имеется в виду наводнение 7 ноября 1824 года

В Петербурге большой известностью пользовалась музыкальная гостиная директора Института Корпуса путей сообщения П. Базена. Здесь во дворце Юсупова М. Глинка в 1826 году познакомился с А. П. Керн.

Тот вечер открыл сам П. Базен, исполнив украинскую песню, а М.Глинка затем импровизировал на тему малороссийских мелодий.

Но так как служба отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел в отставку. Постепенно круг знакомств Глинки в Петербурге выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, Одоевским. В апреле 1830 года ухудшившееся здоровье заставило Глинку выехать для лечения в Германию и Италию.

За границей у Глинки зародилась мысль о создании национальной русской оперы. В 1834 году он стал работать над оперой "Иван Сусанин", сюжет которой Глинке подсказал Жуковский. Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца.

Несмотря на потери опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. Однако "Иван Сусанин" был принят. Премьера оперы "Жизнь за Царя" (в следующих постановках - "Иван Сусанин") состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным.

За "Жизнью за Царя" в 1837 году последовали "Ночной смотр" и "Херувимская", написанная для Петербургской Придворной капеллы, где Глинка после блестящего успеха своей первой оперы получил место капельмейстера ( ). В 1838 году началась работа на сюжет "Руслана и Людмилы".

В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: "Вальс-фантазию" (1839) и романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840).

Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием своей второй оперы - "Руслан и Людмила. Ее первое представление состоялось 27 ноября 1842 года.

Однако новая опера Глинки вызвала сильную критику. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и "Иван Сусанин". Композитор тяжело это переживает. Декорации Билибина к опере «Руслан и Людмила»

В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. В 1845 году он написал концертную увертюру "Арагонская хота", а вернувшись в Россию (1848) Глинка пишет еще одну увертюру "Ночь в Мадриде" (1851), тогда же была сочинена симфоническая фантазия "Камаринская" на тему русских песен.

В мае 1851 года умерла мать композитора, Е. А. Глинка. Полученное известие настолько потрясло композитора, что у него отнялась правая рука. Мать была самым близким человеком, и как оказалось трудно жить без нее. Глинке не было еще и пятидесяти, а физические силы его слабели. Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года - в Берлине. 3 (15) февраля 1857 года его не стало.

Он умер в Берлине, вдали от родных и близких. Был похоронен там в скромной могиле на лютеранском кладбище. В мае того же года младшая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова с друзьями перевезла тело в Кронштадт пароходом. 24 мая 1857 года гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова

В 1859 году на могиле М.И. Глинки был открыт памятник (архитектор И.И. Горностаев, скульптор Н.А. Лаверецкий), в 1936 году при реконструкции некрополя, прах М.И. Глинки был перенесен вглубь кладбища, на Композиторскую дорожку.