УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Технологии развития универсальных учебных действий.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Формирование универсальных учебных действий.. Школа должна ребёнка: «научить учиться» «научить жить» «научить жить вместе» «научить работать и зарабатывать»
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
МОУ «Буторлинская школа» Универсальные Универсальные У чебные У чебные Действия Действия учитель математики учитель математики А.В.Миронова А.В.Миронова.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Транксрипт:

УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Технологии развития универсальных учебных действий УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНО СТЬ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТ ЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОС ТЬ

Личностные УУД жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Типы учебных задач на личностное самоопределение; на развитие Я-концепции; на смыслообразование; на мотивацию; на нравственно-этическое оценивание.

Сборник поучений и наказов В некоторых произведениях «отцы» не произносят прямо свои наказы, но можно предположить, что каждый из них хочет видеть в своем ребенке. Как вы думаете, что пожелал бы Гектор – сыну Скамандрию: Самсон Вырин – Дуне: Дубровский – Владимиру: Юшка – девушке-сироте: А что для ваших родителей самое главное, какими они хотят вас видеть? Если бы вы писали автобиографическую повесть о своей жизни, то какой «завет» (или совет) родителей вы бы там поместили?

Продолжи афоризмы: Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот кто внимателен к …. (Ж.Поль) Счастье – это хорошее здоровье и плох… …. (Альберт Швейцер) Любовь как ртуть: можно удержать ее в раскрытой ладони, но не … Пославши девять дураков выполнять поручения, рискуешь …. (Африканская пословица) А характере эгоиста – поджечь дом, чтобы …. (Ф.Бэкон) Есть женщины, которые говорят, что не примут от вас ни сантима. Вот они-то …. (С.Гитри, актер) Если хочешь, чтобы твой друг горбов у тебя не заметил, сам не … (Гораций) Есть два испытания счастливого брака: богатство и …. Плохой учитель преподносит истину, хороший – …. (А.Дистервег). Я сдернул маску с палача: лицо его было… (Бутулеску)

Регулятивные УУД целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.

Типы учебных задач на планирование; на рефлексию; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на оценивание; на принятие решения; на самоконтроль; на коррекцию.

Регулятивные УУД Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Примеры заданий подготовка спортивного праздника (концерта, выставки поделок и т. п.) для младших школьников; подготовка материалов для внутришкольного сайта (стенгазеты, выставки и т. д.); ведение читательских дневников, дневников самонаблюдений, дневников наблюдений за природными явлениями; ведение протоколов выполнения учебного задания; выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию (написание сочинения, подготовка сценария и создание видеоклипа, создание компьютерной анимации, создание макета объекта с заданными свойствами, проведение различных опросов с последующей обработкой данных и т. п.

Познавательные УУД (общеучебные) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Типы учебных задач задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание; задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.

Прочитайте предложение и подчеркните только то, о чем в нем ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОВОРИТСЯ. Никто со стороны и не подумал бы, что это разговаривают враги, а не два близких друга. 1. Два человека разговаривали. 2. На самом деле они были врагами. 3. На самом деле они были друзьями. 4. Со стороны казалось, что они друзья. 5. Со стороны казалось, что они враги 6. Два человека разговаривали спокойно, никак не проявляли своих враждебных чувств друг к другу.

Два ученика составляли рассказ на основе этого предложения. Нужно было составить такой текст, чтобы в нем были только те смыслы, которые есть в предложении. Определите, кто из ребят справился с заданием. Текст ПЕРВОГО ученика. Разговаривали два человека. Они были врагами, но вели себя спокойно, никак не проявляя враждебности друг к другу. Поэтому со стороны казалось, что это разговаривают близкие друзья. Текст ВТОРОГО ученика. Два мальчика стояли на улице и разговаривали. Люди, которые проходили мимо, думали, что эти мальчики - друзья, но на самом деле они были врагами. Но вели они себя так, что никто этого не замечал.

Расшифруйте предложение, то есть вычерпайте из него все смыслы, а затем составьте рассказ по этому предложению. Спускались сумерки, и нежный запах молодых листочков наполнил воздух, когда Марья Трофимовна принесла ведро воды из колодца, растопила печку и распечатала письмо от сына, который в это время с оружием в руках охранял границу, любуясь полярным сиянием.

Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Раскрась «коврик» ВЛАЖНЫЙХРАБРОСТЬСЕЧАМОКРЫЙСРАЖЕНИЕЭНЕРГИЧНЫЙ АКТИВНЫЙВОЗРАЖАТЬСМЕЛОСТЬСПОРИТЬБОЙРАЗВЛЕКАТЬ ПОБОИЩЕСЫРОЙБИТВАУМНЫЙУДАЛЬЗАБАВЛЯТЬ СМЫШЛЁНЫ Й ОТВАГАДЕЯТЕЛЬНЫ Й ВЫМОКШИЙПРОТИВО- РЕЧИТЬ РАЗУМНЫЙ

Переводы слов перепутаны. Что делать? FaceTourCouche r OrangeVarieteChanceTorcherCourag e Reveren ce Удоб- ный случай Сме- лость ФакелЛежатьПочте- ние Разно- образие Апель- син ЛицоПутеше ствие Machinatorglobu s arguta tor reservostimul us stabilisexcursi on палка, которой подгоняли волов Проч -ный Сбере -гаю Изобре- татель шар Вылаз- ка Спор- щик

Эпитеты. Что с ними можно делать? Огненный, смолистый, кружевной, изумрудный, упругий, оливковый, мелодичный, сочный, пузырчатый, искристый, пряный, мраморный, трепещущий, кофейный, лиловый, серебристый, неумолчный, щекочущий, благоуханный, пушистый, матовый, бархатный, молочно-белый, лавандовый, перламутровый, бурлящий, прозрачный, горячий, терпкий, отчетливый, хрусткий, янтарный, игольчатый, зримый, ванильный, радужный, горький, мажорный, медовый, звенящий, золотистый, влажный, певучий, шелестящий, виолончельный, щемящий, алый, тягучий, задорный, душистый, полнозвучный, прохладный, апельсиновый, шелковистый.

Познавательные УУД (действия постановки и решения проблем ) Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Что здесь не так? Редактируем текст Однажды я позвал приятеля на рыбалку. Он был очень опытным в этом деле. Проснулся я очень рано, на улице было очень темно. Я очень быстро перекусил и оделся. Друг должен был очень скоро придти. Но он очень подвёл меня в тот день. Пришлось идти одному. Хорошо, что река была очень близко. Просидев на берегу очень долго, я ничего не поймал. Так и возвратился домой без улова.

Что здесь не так? Редактируем текст Однажды я позвал приятеля на рыбалку. Он был очень опытным в этом деле. Проснулся я очень рано, на улице было очень темно. Я очень быстро перекусил и оделся. Друг должен был очень скоро придти. Но он очень подвёл меня в тот день. Пришлось идти одному. Хорошо, что река была очень близко. Просидев на берегу очень долго, я ничего не поймал. Так и возвратился домой без улова.

Коммуникативные УУД Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Типы учебных задач на учёт позиции партнёра; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры; групповые игры.

Разберите по составу слово зенгивка В сказочном" языке есть слово зенгивка. Известно, что слово зенгивка изменяется так: зенгивка, зенгивки, зенгивке. У этого слова есть родственные слова: зенгивит, нгива, нгивок. В словах зенгивка, робучка, тожезка одинаковый суффикс. В словах зенгивка, зебамю, зеларка одинаковая приставка.

Салат из сказок ГЕРОЙВРЕДИТЕЛЬБЕДА (проблема) и ЗАДАЧА героя ДРУГ ПОМОЩНИК ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО ЗолушкаМачехаНищета Стать невестой Фея (Прекрасный принц) Туфелька ЧиполлиноСеньор Помидор Социальные притеснения Освободить бедняков Друзья-овощиЛуковый запах Царевна- лягушка Кощей Бессмертный Потеря любимого Убить Кощея Иван-ЦаревичЛук и стрелы Сестрица Аленушка и братец Иванушка Баба Яга и Гуси -лебеди Потеря дома Возвращение к близким Печка, речка, яблонька Пирожки, кисель, яблочки

УУД в основной школе По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. И задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении».

Технологии развития универсальных учебных действий Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов). Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.

ТИПЫ учебных ситуаций ситуация-проблема прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); ситуация-иллюстрация прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); ситуация-оценка прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; ситуация-тренинг прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Формы организации учебно- исследовательской деятельности на уроке урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок- экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов

Формы организации учебно- исследовательской деятельности на внеурочных занятиях образовательные экспедиции походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно- исследовательской деятельности обучающихся;

Формы организации учебно- исследовательской деятельности на внеурочных занятиях ученическое научно-исследовательское общество форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.