Премодерн - Модерн - Пост-модерн Картина мира и образ жизни.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Диев Владимир Серафимович д. филос. н., профессор декан философского факультета НГУ ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ Ханты-Мансийск.
Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Транксрипт:

Премодерн - Модерн - Пост-модерн Картина мира и образ жизни

Карта - конспект

ПРЕ-МОДЕРН

Как устроен мир: сосуществование хаоса и космоса Дуальность мира: любая самая упорядоченная жизнь на самом деле неопределенна, двусмысленна и не защищена от рока. Древне-греческие трагедии. Аполлоническое и Дионисийское начала (Ницше). Политический анализ Фукидида (жизнь как смесь упорядоченного и случайного).

Истина частична и субъективна Рассуждения Гераклита об истине: чтобы постичь истину, надо вывести сущности из их укрытий, чтобы они стали доступны для восприятия. Одни объекты находятся на свету и формируют космос, другие невидимы и неизвестны. Наше бытие - это разворачивающаяся спираль - хотя человек и воспринимает некоторые объекты, но увидеть и узнать все он не сможет. Видимое и невидимое в равной степени реально.

Истина субъективна: поиск знаний начинай с себя Видение истины как субъективной позволило грекам воспринимать себя и других как некое отражение окружающего мира. Человек начинал поиск знаний с определенных характеристик себя, а потом размышлял о природе как такой, которая обладает такими же характеристиками.

Телос - телеология Все в мире подчинено телосу или цели (смысл существования или видение). Любое естественное движение имеет характер развития в том смысле, что все тела естественно реализовывали себя и перемещались туда, где они по своей природе должны быть. Например, превращение желудя в дуб.

Понимание сути: проникновение Аристотель: когда мы постигаем что- нибудь, наш разум и объект нашей мысли становятся единым целым. Разум проникает в бытие познаваемого объекта, а не просто изображает его. (Эта концепция принципиально отличается от репрезентативной модели модернистов). Мир - широкая сеть разных сущностей, не разделяемая как у модернистов на иерархические категории.

Поиск: построение своих отношений с объектами Человек должен построить свои собственные взаимоотношения с объектами, чтобы понять их суть и прознать их. Отношения между человеком и людьми, богами, предметами, языком непрерывно изменялись. В любой ситуации эти отношения уже были несколько иными Значит, не могло быть универсальной теории, применимой ко всем объектам.

"Плохо картографированные джунгли мысли" (Э.Р.Доддс, историк античности) Относительная и интерпретируемая природа объектов означала, что признание лишь одной школы мышления будет ограничивать знание. Существование рядом многих школ и философий.

Подход к знанию - methos - практическая мудрость - движение между космосом и хаосом. Сталкиваясь с множественной хаотичной реальностью, человек наделенный methos, должен быть таким же множественным, подвижным и поливалентным. Практиковать methos - определять лучшие принципы для конкретных ситуаций. Аристотель прославлял methos, Платон как предтеча модерна старался его упразднить. И подход Платона и подход Аристотеля сосуществовали в античном мире.

Время: жизнь как круг Аристотель: деяния человека формируют круг, и этот круг есть во всех остальных вещах, которые естественным образом входят в бытие и покидают его. Слово "революция" у Аристотеля в "Политике" имеет смысл revolving - вращение. Никакой режим не может удовлетворить всех в полной мере, рост неудовлетворенности приводит к формированию другого режима, а прежний погружается в хаос, и так бесконечно.

Нелинейная точка зрения на развитие Развитие = накопление и фиксирование, т.е. увеличение количества умений, стилей, искусства, наук и пр. Сосуществование многих стилей - основа развития. (в модерне развитие всегда качественно прогрессивно и редукция многих стилей до одного самого лучшего).

Нарратив Динамичная мифология. Новые истории о старых богах и новые боги рядом со старыми. Никто не стремился активно что-то улучшать. Что-то само исчезало, что-то оставалось. Mythos в зависимости от контекста переводится как история или разговор, или что-то невидимое, о чем можно подумать, невысказанное слово или намерение. Джордж Эллиот "Середина марта" - герой Касабон, который пытается подобрать ключ ко всем мифам. Как иллюстрация бесплодных попыток мыслителей модерна понять способ мышления пре-модерна.

Thumos Нормально, что внутри одного человека существуют конфликтующие отношения. Thumos человека - инстинктивная потребность, животная душа. Человек мог общаться со своим thumos или иметь больше внутренних субличностей. Аристотель: люди - политические животные, потому что они действуют не только инстинктивно или детерминированно. Результаты действий непрогнозируемы.

Благоразумие и добродетель Ответственность - черта благоразумного человека, который понимает, что люди действуют в нестабильной среде, в которой отсутствуют фундаментальные нормы или главные законы, поэтому жизнь и успех больше зависят от правильного мировоззрения, чем от незыблемого знания. Благоразумный человек должен быть открыт для новых возможностей или вдохновения и искать связь с релевантным знанием и традициями, которые становятся очевидны через наблюдение за чередой событий.

Этика и мораль Схема морали Аристотеля Нерефлексирующий человек Человек-каким-бы-он-стал-если-бы-он- осознал-свой-телос Принципы, которые позволили бы ему переходить от первого к второму Телос - кем и каким должен быть, какими должны быть принципы в определенный период времени, что следует делать.

МОДЕРН

Исторические предпосылки 1.Война католиков и протестантов. Обществу хочется похоронить воинствующий плюрализм религиозности. Развитие доминирующей недуховной рациональности. 2.Капитализм, индустриализация, монополизация использования силы государством (полиция, суд), централизация средств государственного управления, нормы поведения (законы) - 5 институциональных факторов развития крупных национальных государств (перехода от традиционных способов производства) и формирования культуры модерна, убежденной в существовании определенных объективных фундаментальных устоев, на основе которых можно оценивать конкретные действия.

Ключевые принципы модернизма Коллективной цель и предназначение Человека - утверждение себя над хаосом или преодоление его через накоплений упорядоченного набора общих принципов, которые определяют способ функционирования объектов. Революция - это ключ, потому что новые открытия приближают нас к более уверенному пониманию, поэтому новое - это и наступление на прошлое, и предание его истории.

Космос подчинит себе хаос Бэкон: тотальная реконструкция наук - "построение всего на надлежащих основах". Декарт "создание надежной и прочной супер структуры в науках". Все существа должны быть деперсонализированы и деиндивидуализированы. Поверхностные различия устранены. Поиск фундаментального и неизменного. Требуется унитарный набор универсальных, фундаментальных категорий и единиц измерения.

Новое мировоззрение Человек может посмотреть на свою жизнь сверху, используя другую карту мира. Для премодерна важнее были индивидуальные, а не объективные качества вещей. Для карты модерна - общие математические принципы, позволявшие выстраивать определенную структуру и относительно ее размещать и классифицировать объекты. Способность человека упорядочивать пространство и - таким образом - утверждать себя над своим миром. Это видно и в науке и в географической картографии и в медицине и в искусстве модерна. Появление глубины в картине мира. Глубина как иерархия.

Для придания знанию большей определенности используются 3 единицы измерения: 1.Объективный универсальный язык для описания объектов Модернисты: любая материя обладает механистическими характеристиками, которые можно выразить в математических символах, а это значит, что математика - универсальный язык для предоставления всех объектов. 2.Основания для классификации разных объектов - "горизонтальный" набор категорий Проект Линнея. 3. Характеристики для вертикального набора категорий В лингвистике - общий корень. В биологии - базовые функции.

История Декарт предлагал упразднить историю как ложную ветвь знаний, поскольку внимание в ней было сосредоточено на специфических историях, а не общих причинах и темах. Для превращения истории в серьезную дисциплину, то надо привести ее в соответствие с новым убеждением, что человеческая природа универсальна. История должна отражать общее развитие, обнаружение постоянных и универсальных принципов человеческой природы посредством изображения людей во всем разнообразие обстоятельств и ситуаций (Дэвид Юм).

Мета-нарративы Поиск мета-нарративов - унифицирующих всеобъемлющих принципов. Гегель и Дарвин - самые важные мета-нарративы модернизма 19 века. Гегель: история как намеренный процесс диалектического изменения, в рамках которого происходит движение тезиса, антитезиса и синтеза в направлении постоянно растущих уровней. Конечная цель - достижение абсолютного знания. Все, что для этого не нужно, отбрасывается. Отсюда неоднозначное отношение к древним грекам и т.п.

Время Это не цикл. Время линейное, однонаправленное и положительное. Время и знание можно накапливать. Умение быть "новым" предполагает накопление большого количества знаний. Прошлое устарело. Традиция - это то, что надо преодолеть. Мировоззрение, согласно которому существовать или думать по- новому становится целью. Эта цель предполагает рост мастерства, увеличение запасов объективных знаний и охоту на хаос (бесконечность).

Знание Кант: разум не должен удовлетворяться только следованием за природой, он должен ее опережать и заставить природу отвечать на свои вопросы. Это возможно только если эксперимент основан на рациональных принципах. Научный метод = механистический = ньютоновский.

Метод: Явления или "факты" свободны от влияния, или независимы от человеческого разума. Эти явления следуют общим законам, которые управляют событиями. Понять и теоретизировать эти законы можно посредством индукции (различить при наблюдение за событиями), дополненной выводами, сделанными на основе дедукции. Впоследствии эти теоретические законы можно использовать для того, чтобы делать прогнозы или объяснять природу будущих событий.

Научные идеи и институты Результаты абстрактного эксперимента в одной области (например, вычисление в лаборатории) можно перенести на другую ( жизнь). Эта идея вдохновляет на выбор наилучшего метода получения знания, согласно которому знание нужно централизовать в институты, а результаты объединить и распределить (классифицировать).

Университеты Премодерн - средневековые школы - использование разных стилей и благо склонное отношение к спорам и конфликтам. Модерн - болезненность знаний старых философов - результат спора по мелочам, из- за поверхностных деталей. Модерн - стандартизированные научные процессы. Усиление академической специализации. Энциклопедия 18 века Дидро и др. - модернистский проект.

Эффективность - основная цель человека Премодерн: основа стабильности - нормы, основанные на традициях: религии, культуре, телосе, чувстве общности. Модернизм упразднил влияние субъективных целей и разрушил обычаи во имя нахождения общих механизмов. Требовались новые меры для социальной стабильности. Человек из субъекта трансформирован в объект. Развитие наук о человеке как об объекте. Появление нового общего объекта Человек, состоящего из универсальных функциональных элементов. Модель "среднего человека".

Рисунок руки человека Борелли 18 век модерн Леонардо да Винчи премодерн

Бюрократия - форма идеальной организации "Три трактата о правлении" Джона Локка. Формировалось видение общества, согласно которому гарантией равновесия в нем должны быть основополагающие общие законы, а не сильные личности, традиции или духовные верования. Контроль законов и норм - беспристрастные бюрократические институты.

Этика модерна Философ этики Генри Сиджвик ( ) считал тогда, что новая этика появится благодаря применению того же "бескорыстного любопытства, которому мы обязаны великими открытиями в физике". Отвержение аристотелевской точки зрения об уникальности каждого человека и его телоса. Модернисты стараются найти базовые этические законы для всех людей. Категорический императив Канта "Поступай так, как если бы принцип, по которому ты действуешь, должен был стать общим законом".

Утилитаристы: моральную правильность действия надо оценивать по вкладу этого действия в увеличение общего человеческого счастья или блага. Моральные цели Канта и утилитаристов не получили общего одобрения, поскольку стало понятно, что поверхностные различия людей заставляют их действовать в соответствии со своими собственными интересами или хотеть других общих законов. Позднее Сиджвик писал: "там, где мы искали космос, мы нашли только хаос". Но де факто общая мораль начала набирать силу как идея.

Экономика Согласно новой науке экономике базовый социальный порядок возник благодаря совокупности свободных и независимых решений о покупке и продаже на рынке. Рынок или "невидимая рука" - и есть источник социального порядка. Каждый человек действует, исходя из собственного экономического интереса. Общая характеристика человеческой расы или объективная универсальная цель-в- себе. Адам Смит "Благосостояние наций" - в качестве модели Смит использовал систему Ньютона.

Эффективность Дж.Э.Мур - понятие эмотивизм. Все моральные суждения для всех людей во все времена и во всех культурах - это просто выражение предпочтений и чувств. Появление "экономического человека" и эмотивизма еще больше убедили в том, что бюрократия - идеальная форма организации, а внедрение норм, разработанных науками о человеке, главный инструмент контроля. Эффективность и как общая цель и как средство оценки действий Модерна. Парсонс: общество - унифицированная тотальность.

ПОСТ-МОДЕРН

Объективность модернизма подвергается сомнению. Недоверие в мета-нарративам (Лиотар). Действительно ли эффективность важнее разнообразия? Универсальны ли мета- нарративы? Ирония, пародия, игра, виртуальность. Всё = словесные игры

Микс Технология, развиваясь, предложила разнообразие. Информация стала общедоступной. Творческие люди стали играть с разнообразием и множеством, уходя от принципов модерна. Люди стали комбинировать, смешивать, обыгрывать разные подходы. Это и есть пост-модернистский стиль. Пост-индустриальный город: разные культурные пространства вливаются друг в друга. Люди все больше живут по свободному графику без расписанного по часам рабочего дня.

Философы пост-модерна Витгенштейн: бытие формируют обычаи, практика и традиции, передаваемые в процессе социального взаимодействия посредством языка. Вместо единой логики - языковые игры с разными правилами и разными значениями слов.

Кто мы и как мы познаем мир? Модернизм заставил нас забыть, что личностное бытие и мир являют собой единую сущность. Мы можем быть теми, кто мы есть, только благодаря практическим контекстам вовлеченности в мир. Источник постижимости разумом - практика.

Лиотар: если мы перестанем озадачивать себя поиском единой основы языковых игр, то обретем большую свободу участия в них и выхода из них в соответствии со своими интересами. Локальные игры смешиваются, когда люди переходят с одной игры на другую. Феликс Гваттари "Хаосмос": мир частично погружён в хаос, в котором люди перемещаются между разными играми, порядками или структурами.

Ризома - глобальные структуры и локальные сети Делез и Гваттари: древовидное мировоззрение можерна поддерживает некритичное принятие философии, которая категоризует существ слишком жестко, игнорирует отличия, находится в застое и "крайне не креативна". Лиотар "Состояние постмодерна": обществу стоит обеспечить свободный доступ к банкам данных, тогда можно будет играть в языковые игры и устанавливать связь с максимальным количеством неперенаправленной информации. Делез и Гваттари: мыслить в соответствии с неограничивающей ризомой - запутанная, растущая во многих направлениях корневая система, которая распространяется индивидуально и неопределенно сквозь множество разных пространств и категорий.

Время Ключевая характеристика Постмодерна - критика модернистский истории Хайдеггером и Ницше. Хайдеггер: основная идея модернистской истории в том, что каждый элемент прошлого - это только восходящая ступень к настоящему. Значит, прошлое - объект, которого уже не существует. Хайдеггер же считал, что мы должны относиться к прошлому как к живому, оно всегда рядом, его присутствие ощутимо. Умберто Эко: прошлое в действительности невозможно разрушить, ибо разрушение приведет к забвению, его необходимо переосмыслить с известной долей иронии. Ницше: восстановить баланс истории. Возрождение объектов, отторгнутых линией мысли Платона-Декарта- Ньютона-Гегеля.

Номадология. Эклектизм. Делез и Гваттари: номадология. Унифицирующая система капитализма эпохи модерна поддерживает парадоксальных шизоидных индивидов, или лиц с множественными индивидуальностями, появившихся благодаря революционному стремлению к авангарду и инновациям, смешанному с противоречащим ему желанием подавлять и подчинять.

Делез и Гваттари критикуют психоанализ Фрейда как механизм преследования и направлений в определенное русло блуждающих желаний, который таким образом дает привилегий и усиливает диктат установленного порядка. В качестве контрмеры они хотят поддерживать эту шизоидную тенденцию, снимать с нее ограничения и делать это путем продвижения номадизма, который стимулирует людей быть множественными, проникать всюду и выбирать различные элементы, чтобы творить и изобретать.

Лиотар: эклектизм должен быть нулевым уровнем общей современной культуры. В эпоху постмодерна человек волен "слушать регги, смотреть вестерны, есть гамбургер на завтрак и блюда местной кухни на обед, пользовать французскими духами в Токио и носить ретро одежду в Гонконге". Он волен устанавливать связи со множеством идентичностей и быть уникальной совокупностью элементов.

Познание Наука модерна - одна из многих языковых игр. Джон Хорган "Конец науки". Наука теряет способность делать открытия в силу того, что она снова и снова применяет один и тот же метод. Постмодернисты сомневаются не столько в самой науке, сколько в ее доминировании над другими методами исследования. Появление Томаса Куна, Пола Фейерабенда и других историков науки, которые начали переосмысливать монополию науки.

Кун: наука не развивалась рационально посредством накопления открытий, которые подводили нас все ближе к "абсолютной истине". Все теории основаны на определенном наборе предположений, которые, в свою очередь, были сформированы под влиянием обычаев, традиций и мифов. Кун назвал эти наборы парадигмами. Доминирующая парадигма как способ восприятия мира отвергает другие альтернативы. В результате исследование превращается в "активные и ангажированные попытки втиснуть природу в концептуальные схемы, представляемые дисциплиной".

Фейерабенд: наука Модерна - практика, ограниченная традицией, но себя таковой не признающая, при этом критикующая другие подходы на тех же основаниях. "Науке нужно обучать как лишь одной из многих точек зрения, а не как одному единственному пути к истине и познанию реальности". Биологические исследования Умберто Матурана: познание - это не трансформация объектов в репрезентативные образы, которые являются зеркальным их отражением в нашем мозгу, как это следует из картезианской логики. Скорее это проекция индивидуальной когнитивной структуры человека или общества или способа мышления. Знание всегда связано с наблюдателем.

Ученые Артур Кестлер и Карл Саган признали факт "смерти наблюдателя" и подвергли сомнению предположения Модерна о древовидном разделении интеллектуальных ветвей и категорий, указывая на то, что это работает против творческой комбинации разных логик. Они вновь обратились к неспециализированному подходу, при котором "ученый включает себя в свою науку" и при котором наука снова становится немного "небрежной и примитивной" (Ницше "Веселая наука"), а мышление это нечто большее, чем бюрократическое использование одних и тех же процедур в постоянно сужающихся сферах.

Намерение: возврат к особым путешествиям Ницше: идея о смерти единого рационального бога, который находится над всеми культурами, и общего понятия Человека, который инспирировал веру в него. Смерть человека как субъекта, отстраненного ученого, который смотрит вниз на объекты. Смерть объекта "Общий человек", или идеи того, что человеческая раса как вид, для которого характерны некие общие элементы, это объект, подверженный пристальному взгляду ученого.

После добродетели Аластер Макинтаир "После добродетели»: Цели Модерна выстроены на вере в либеральный индивидуализм. Люди, согласно этой вере, освободившись от влияния традиций, становятся созидателями своих судеб. Проблема в том, что такое общество сложно контролировать. А это сдерживает коллективный прогресс Человека. Т.о. Модерн порождал бюрократию как глобальную форму, которая обеспечивала плавный прогресс. Но такого способа, которым можно было бы прийти к бюрократической рациональности и либеральному индивидуализму, без того, чтобы один не компрометировал другого, не существовало. Отсюда вывод Макинтаира: у нас есть только два образа социальной жизни: при одном главенствует произвольный выбор людей, при другом - бюрократия, которая ограничивает произвольный выбор.

Нарративы Ницше: усомниться в навязанных Историей мнениях и вдохнуть новую жизнь в нашу собственную историю, изменить стиль. Это не делает нас настолько свободными, чтобы могли начать с чистого листа. Хайдеггер: концерт заброшенности - человек оказывается заброшенным в будущее в направлении, заданным его историческим опытом. Если человек признает, что это действительно так и начинает анализировать некоторые аспекты прошлого (бросающего его в этом направлении), то он может понять, что управляет этим потоком. Это даст ему возможность хоть в какой-то мере влиять на его номадологию или путешествие.

Возврат к индивидуального этосу Лиотар: наши цели не могут быть тем, что должно подчиняться предопределенным глобальным схемам. У нас нет универсальных моделей, которые направляли бы нас. Поэтому мы должны рассуждать просто так, без каких-либо критериев. Именно это Аристотель называл благоразумием. Паралогия (Лиотар) - мировоззрение Постмодерна - нелегитимное совмещение традиций, языковых игр или философских школ, которые стимулируют изобретательство. Левинас "Конец истории" - обобщил идеи постмодерна, указав, что результат - это не Абсолютная Логика или соглашение в абсолютной системе, а мирное существование в разобщенности.

Постмодернистская версия модели Маслоу Наши потребности могут быть тесно переплетены и схожи, но мы можем выделить одну важную характеристику. Это желание формировать идентичность. Большинство из нас хотят создать свое собственное пространство или дифференцировать себя от других, сформировав уникальный набор характеристик и ассоциаций. Дополняя идею Херцберга, предположим, что есть такие вещи, которые действительно мотивируют нас стремиться к чему-то большему, а другие - просто гигиенические факторы.