Руководитель ученической исследовательской работы: оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований; оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Advertisements

Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования). Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы,
. Как научить младшего школьника приобретать знания.
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом: Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим.
Из опыта работы Н. Я. Логиновой. Важнейшие черты детского поведения: Неутолимая жажда новых впечатлений Любознательность Стремление наблюдать и экспериментировать.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
МБОУ БГО «Б ОРИСОГЛЕБСКАЯ ГИМНАЗИЯ 1» Формирование навыков учебного исследования на уроках и во внеурочной деятельности Нельзя чему-то научить человека,
1)создание благоприятного климата отношений партнерства учитель – ученик ; 2)развитие интереса к предмету, навыков самообразования ; 3)приобщение к творческой.
«Современный урок химии» Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии через проектную деятельность. Учитель химии МОУ-СОШ 3 г. Маркса.
Исследовательские проекты Исследовательская деятельность младших школьников.
Проектирование образования как пространства для успешного развития и саморазвития ребёнка. Прорешная Людмила Михайловна МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ им.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шушенская средняя общеобразовательная школа 1 Основные приемы проведения собственных исследований младших.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
Проект как одна из форм реализации личностно- деятельностного подхода в воспитании и дополнительном образовании.
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
« Исследовательская деятельность обучающихся – познать новое, не изученное».
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов Гусева Т.В.
Транксрипт:

Руководитель ученической исследовательской работы: оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований; оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований; составление рабочих программ исследований; составление рабочих программ исследований; составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе степени изученности тех или иных вопросов в курсах школьных программ; составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе степени изученности тех или иных вопросов в курсах школьных программ;

Особенности исследовательской деятельности школьников формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивать общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные: развивать общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные: формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; реализовывать принцип связи обучения с жизнью. реализовывать принцип связи обучения с жизнью.

текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, консультирование учащихся; выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе; оказание помощи исполнителям исследовательских работ перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ; оказание помощи ученикам и учителям в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.

Факторы успешности исследовательской деятельности соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы; соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы; максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования; максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования; компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой; компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой; материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ. материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.

Формирование общеучебных умений и навыков Исследовательские умения: Исследовательские умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно- следственные связи; умение устанавливать причинно- следственные связи;

Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;

Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс умение проектировать процесс умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточные результаты); навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточные результаты);

Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы. умение отвечать на незапланированные вопросы.

Основные этапы исследовательской работы 1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). 2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти). 3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования). 4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи). 5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования). 1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). 2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти). 3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования). 4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи). 5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

этапы исследовательской работы 6. Определить последовательность проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания). 8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы). 9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования). 10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). 6. Определить последовательность проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания). 8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы). 9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования). 10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Темы детских исследований ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или сочиняет сказку... Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в рисунке или макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или сочиняет сказку... Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в рисунке или макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок.

Темы исследований ЭМПИРИЧЕСКИЕ – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Например, работа Книга рекордов нашего класса. Понаблюдать за своими одноклассниками и определить, кто в какой области самый-самый (самый спортивный, самый модный, самый аккуратный, кто лучший математик,поэт и т. д.).

Темы исследований ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др. Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об устройстве парусных кораблей и т. д. Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др. Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об устройстве парусных кораблей и т. д. Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.

Правила выбора темы Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Правила выбора темы Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Подготовка к защите исследовательской работы Шаг 1. Дать определения основным понятиям. Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события. Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы. Шаг 4. Ранжировать основные идеи. Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы) Шаг 1. Дать определения основным понятиям. Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события. Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы. Шаг 4. Ранжировать основные идеи. Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

Подготовка к защите исследовательской работы Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения. Шаг 7. Сделать выводы. Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Шаг 9. Подготовить текст доклада. Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др. Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы. Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения. Шаг 7. Сделать выводы. Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Шаг 9. Подготовить текст доклада. Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др. Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников Развитие умений видеть проблемы Развитие умений видеть проблемы Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

исследовательские умения: Развитие умений выдвигать гипотезы Развитие умений выдвигать гипотезы Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

исследовательские умения: Развитие умений задавать вопросы Развитие умений задавать вопросы В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Литература: Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе. – Кемерово, 1994; Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе. – Кемерово, 1994; Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – // Завуч, 1, 2001; Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – // Завуч, 1, 2001; Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // Завуч, 1, 2001; Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // Завуч, 1, 2001; Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – // Завуч, 1, 2001; Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – // Завуч, 1, 2001; 8. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М., Генезис, 2005; 8. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М., Генезис, 2005; 9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., АРКТИ, 2003; 9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., АРКТИ, 2003; 10. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., 1998; 10. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., 1998; 11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.