ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ШКОЛЬНИКОВ. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 42 г. Владимира Малашук Л.В. Педсовет – 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие познавательных стратегий учащихся на уроке Учебная презентация для учителей Подготовлена Александровой Л.А. и Полетаевой Г.Л. в рамках конкурса.
Advertisements

*Наблюдение за деятельностью; *Рефлексия в специально организованной деятельности; *Интервью на основе модели.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа42» СТРАТЕГИЯ ЧТЕНИЯ ЧЕРТЕЖА Выполнил: Учитель технологии.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Исследование стратегий склонения имён существительных в немецком языке H.А. Стыценкова, учитель немецкого языка ГОУ СОШ 1929.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
ФГОС второго поколения. урок изучения нового; урок закрепления; урок комплексного применения знаний; урок повторения, или повторительно- обобщающий; контрольный.
Проектная работа Выполнили: Мещерякова Т.Б., учитель русского языка и литературы Татлок Ф.С., учитель русского языка и литературы.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Учебное занятие © Иванова И.А. Фастовский И., А 2004.
Конкурс профессионального мастерства молодых учителей «Открытие – 2012» Использование материалов прессы на уроках для повышения интереса к изучению английского.
Отличительные особенности стандартов первого и второго поколения О школьных стандартах второго поколения.
* «4 столпа: * научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть»
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО АДАПТИВНОГО УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ 2013 год Консультация-практикум.
Транксрипт:

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ШКОЛЬНИКОВ. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 42 г. Владимира Малашук Л.В. Педсовет – 2013 г.

Концепция и технология ЦРПС На территории Владимирской области внедряется с 2008 г. Представляет собой авторскую модель личностно- ориентированного образования.

Концепция и технология ЦРПС Позволяет развить у школьников: 1) субъектность (самостоятельность и инициативу) 2) познавательные способности 3) управленческие и рефлексивные умения 4) умение учиться и обучаемость 5) интеллектуальные операции 6) предметные компетенции В данной образовательной модели предполагается передача управления учением «в руки ученика», он становится субъектом в образовательном процессе, в его руках находится осознанное управление деятельностью и собственным развитием.

Методологическая основа ЦРПС Принцип развития психических явлений «внешнее через внутреннее» Сергея Леонидовича Рубинштейна Формирование предметных компетенций должно происходить с учетом уже сложившихся в опыте ученика глубинных познавательных структур (познавательных стратегий)

Познавательная стратегия Индивидуальная взаимосвязь (чаще всего последовательность) операций и действий (мыслительных и внешних), направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности. Структура: 1) цель и мотивация 2) критерии достижения цели 3) действия и операции, их согласованность 4) контроль и коррекция 5) фиксация результата деятельности

Виды познавательных стратегий: Микростратегии – раскрывают взаимосвязь внутренних мыслительных операций (например, стратегия написания словарных слов, стратегия счета в уме) Макростратегии – раскрывают значимые взаимосвязи мыслительных операций с внешними элементами деятельности (например, стратегия решения задач, стратегия конспектирования текста)

Виды познавательных стратегий: Индивидуальные – состоят из элементов, характерных только для конкретного человека. Универсальные – состоят из элементов, свойственных большинству людей. Общеучебные – играющие роль в изучении любых школьных предметов. Специальные – относящиеся к какой-то конкретной области знаний.

Общеучебные познавательные стратегии Специальные стратегии Стратегия чтения учебного текстаСтратегия запоминания иностранных слов Стратегия определения понятияСтратегия анализа фрагмента поэтического произведения Стратегия подготовки к пересказуСтратегия запоминания исторических дат Стратегия конспектирования, реферирования Стратегия восприятия света и тени на рисунке Стратегия выполнения упражнений на воспроизводство Стратегия прогноза химических свойств соединений Стратегия решения типовых задач Стратегия создания поэтического текста

Модель Т.О.Т.Е. Т – тест 1 «точка запуска» – то, с чего мы вообще начинаем что-либо делать, бессознательная или сознательная установка цели. О – операции, действия, направленные на достижение нужного результата. Т – тест 2 – проверка, правильно ли все делается, в нужном ли направлении развивается процесс. Достигается ли именно та цель, которая была установлена. Е – выход – завершение процесса. Понимание того, что цель достигнута.

Вопросник для выявления стратегии на основе модели Т.О.Т.Е. Т1. Как ты решаешь, что будешь делать Х? Вспомни опыт Х до его начала и реши, что послужило причиной его возникновения? Что мотивирует? Какие критерии важны для получения результата? О. Из скольких шагов состоит процесс Х? Какие шаги наиболее важны? Что ты делаешь во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.? Какова последовательность действий? Т2. Как ты понимаешь, что движешься в правильном направлении? Как ты понимаешь, что это правильно? Как ты понимаешь, что у тебя получается? Что ты делаешь, если что-либо не получается? Е. Какой шаг служит завершением процесса? Как ты понимаешь, что ты достиг цели? Какой последний шаг ты сделал?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 42» Г. ВЛАДИМИРА « Стратегия работы с хронологическим материалом на уроках истории ». Учитель истории Малашук Людмила Владимировна Владимир – 2012 г.

Актуальность исследования : Трудности, испытываемые подростками в процессе запоминания хронологического материала. Возможность выявить наиболее эффективные способы, обеспечивающие наилучшие результаты запоминания. Владение хронологией и ее применение – одно из важных условий успешной итоговой аттестации учащихся по истории.

Цель и задачи исследования : Выяснить влияние технологии ЦРПС на продуктивность запоминания хронологического материала на уроках истории. Выделить ведущую репрезентативную систему учащихся. Выявить и изучить индивидуальные познавательные стратегии школьников при запоминании хронологии. Определить эффективность применения индивидуальных стратегий. Мотивировать обогащение индивидуальных стратегий для повышения успешности запоминания хронологического материала. Разработать методические приемы практического применения познавательных стратегий в процессе запоминания.

Планирование эксперимента Развитие индивидуальных познавательных стратегий запоминания хронологического материала положительно скажется на качестве владения учащимися хронологией и успешными результатами ее применения. Выявление индивидуальных стратегий запоминания исторической хронологии. Уточнение индивидуальных стратегий с помощью вопросника. Сравнение разных вариантов индивидуальных стратегий в ходе обсуждения. Обобщение наиболее успешных операций и действий в ходе дискуссии. Составление индивидуальных памяток для запоминания хронологического материала. Ведущая идея : Этапы исследования :

Экспериментальная база Количество учащихся в классе – 32, из которых два ученика находятся на надомном обучении. В классе 1 отличник и 19 хорошистов. Мониторинг успешности по истории : «5» – 14 «4» – 12 «3» « А » класс МБОУ СОШ 42 г. Владимира Характеристика класса

Сенсорные предпочтения учащихся Ведущие репрезентативные системы учащихся Ведущие репрезентативные системы при запоминании

Познавательные стратегии учащихся : Я прочитала все даты. Я переписала все даты и что они обозначают. Сначала я учила даты, где одно число. Потом я учила даты, которые написаны через тире. Выучила их по порядку. Потом - в разнобой. Попросила папу меня поспрашивать. Я выучила даты. Читаю параграф и выделяю даты карандашом. Выписываю даты в столбик на листок. Пишу события рядом с датами. Проговариваю даты и события громко вслух несколько раз. Рисую картинку с зашифрованной датой. Громко проговариваю дату и событие и смотрю на рисунок, стараясь его оживить. Проговариваю даты вслух по порядку и сверяю себя по листку. Если ошиблась, еще раз читаю, проговариваю, рассматриваю рисунок или еще раз рисую по - другому. Проверяю себя по листку, если ответ совпадает, значит запомнила. Учу другие уроки. Вечером прошу родителей поспрашивать даты не по порядку, если отвечаю верно, значит выучила. Я готова отвечать на уроке. Первичные индивидуальные стратеги запоминания хронологии. В ходе освоения технологии ЦРПС :

Графический метод запоминания Крещение Руси 988 г. Ледовое побоище г.

Промежуточный контроль : Общий средний балл – 3,5. Средний балл запоминания по первичным индивидуальным стратегиям – 1,5. Средний балл запоминания с применением технологии ЦРПС – 2. Дату Крещения Руси верно назвали 19 учеников из 25 выполнявших работу. Дату Невской битвы – 13 учеников из 25 выполнявших работу. Дату Ледового побоища – 18 учеников из 25 выполнявших работу. Результаты исторического диктанта на знание хронологии. Анализ полученных результатов.

Итоги исследования : Индивидуальные стратегии учащихся носят преимущественно аудиальный характер. Большую роль в процессе запоминания играет механическая память. Ознакомление учащихся с графическим способом запоминания и включение его в индивидуальные стратегии положительно сказалось на результатах припоминания и применения сохраненного в памяти материала. Включение в индивидуальные стратегии различных фильтров восприятия хронологического материала. Усиление удельного веса смыслового запоминания хронологии. Овладение способами, обеспечивающими наилучшие результаты запоминания. Констатируемый результат : Ожидаемый результат :

Курс «Учись учиться» Формирование умения учиться на основе развития общеучебных познавательных стратегий, содержащих в себе взаимосвязи интеллектуальных операций, приемов учебной работы и ключевых предметных действий. Обогащение опыта организации собственной учебной деятельности Развитие целенаправленного управления своей учебной деятельностью Развитие познавательных процессов и интеллектуальных операций Развитие рефлексии Развитие обучаемости Цель: Задачи:

Видеофрагмент занятия «Виды пересказа. Выявление индивидуальной познавательной стратегии сжатого пересказа». Тема : Этап актуализации знаний: