Научно-методические и технологические аспекты организации асинхронной самостоятельной работы студентов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация проректора Оренбургского Государственного Университета Петуховой Т.П. 18 мая 2012 информационно-методический семинар: «Эффективность внедрения.
Advertisements

О проблеме организации самостоятельной работы студентов при реализации образовательных программ на основе ФГОС ВПО. Опыт Оренбургского государственного.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов МОУ ВПО ЮУПИ «Реализация компетентностного подхода в организации самостоятельной деятельности.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Транксрипт:

Научно-методические и технологические аспекты организации асинхронной самостоятельной работы студентов

Документы по самостоятельной работе в условиях ГОС ВПО Письмо Минобразования РФ от 29 декабря 2000 г. "О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС ВПО"организацииработы образовательных учреждений действия Письмо Минобразования РФ от ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Эл. адрес:

ФГОС ВПО 7.3 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Мероприятия по совершенствованию самостоятельной работы студентов 1.Аналитический обзор научно-педагогических исследований по проблеме 2.Проведение анкетирования студентов и преподавателей по текущему состоянию самостоятельной работы студента и ее методического обеспечения 3.Создание временных творческих групп на университетском уровне из более активных и продвинутых преподавателей, которые ответят на поставленные вопросы и создадут образцы методического обеспечения самостоятельной работы

Творческие группы Реализация компетентностно-ориентированной IT-самостоятельной работы студентов непрофильных направлений подготовки и специальностей (формирование информационной компетентности) Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы по математике для студентов непрофильных направлений подготовки и специальностей (формирование математической компетентности) Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы по иностранному языку для студентов непрофильных направлений подготовки и специальностей (формирование иноязычной компетентности) Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы студентов направления подготовки « Математика и компьютерные науки » на основе модульного построения учебного плана. Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы студентов направления подготовки « Педагогическое образование » (профиль « Русский язык и литература » ; срок обучения – 5 лет) на основе модульного построения учебного плана.

Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга Задачи анкетирования: проанализировать отношение студентов к самостоятельной работе как виду учебно-познавательной деятельности; выявить содержание и формы самостоятельной работы в вузе, технологию и регулярность ее организации; определить наличие и характер методического обеспечения самостоятельной работы студента; проанализировать виды методических разработок, которыми пользуются студенты при выполнении самостоятельных работ; определить характер задач, заданий (ситуаций, проблем), предлагаемых студентам; выявить наличие использования в образовательном процессе творческих проектов в команде, программ самостоятельной работы и пр., позволяющих обучаемым выбирать собственный образовательных маршрут.

Участники анкетирования: наименование количество респондентов студентыпреподаватели ОГУ (головной вуз) Орский гуманитарно- технологический институт (филиал в г. Орске) Бузулукский гуманитарно- технологический институт (филиал в г. Бузулуке) Кумертауский филиал ОГУ Акбулакский филиал ОГУ 1016 Бугурусланский филиал ОГУ Всего

Результаты ответов студентов на вопрос «Какие формы аудиторных занятий побуждают Вас к самостоятельному поиску?»

Результаты ответов преподавателей на вопрос «Какие формы аудиторных занятий побуждают студентов к самостоятельному поиску?»

Какой направленности, на Ваш взгляд, должны быть темы учебных дисциплин, выносимых на самостоятельное изучение? 1 – темы, позволяющие выйти на исследовательскую деятельность с возможностью выполнения проектного задания в команде; 2 – темы, ориентированные на повторение и закрепление материала, пройденного на аудиторных занятиях; 3 – темы, направленные на изучение отдельных вопросов, которые не являются важными, обязательными, а больше представляют собой справочную информацию для общего развития; 4 – темы, ориентированные на углубленное (детальное) изучение отдельных вопросов материала, которые в дальнейшем будут востребованы на занятиях по дисциплине; 5 – отдельные практико-ориентированные темы (разделы) с возможностью решения достаточного количества задач и заданий различного уровня сложности. преподаватели

Какой направленности, на Ваш взгляд, должны быть темы учебных дисциплин, выносимых на самостоятельное изучение? 1 – темы, позволяющие выйти на исследовательскую деятельность с возможностью выполнения проектного задания в команде; 2 – темы, ориентированные на повторение и закрепление материала; 3 – темы, направленные на изучение отдельных вопросов, которые не являются важными, обязательными, а больше представляют собой справочную информацию для общего развития; 4 – темы, ориентированные на углубленное (детальное) изучение отдельных вопросов материала; 5 – отдельные практико-ориентированные темы (разделы); 6 – затрудняюсь ответить. студенты

Какие формы организации самостоятельной работы Вы чаще всего используете в работе со студентами? преподаватели

Какие формы аудиторной работы для Вас наиболее значимы, интересны? студенты

Какие формы самостоятельной работы для Вас наиболее значимы, интересны? 1 - решение типовых и комплексных задач; 2 - работа с ресурсами библиотеки; 3 - работа в сети Internet; 4 - работа в команде над проектами; 5 - ролевая игра; 6 - работа и участие в проблемных семинарах; 7 - участие в студенческих конференциях и олимпиадах. студенты

Укажите формы самостоятельной работы, которые хотели бы видеть дополнительно в вузе? выезды на предприятия, экскурсии, практическое применение рассмотренных задач на производстве, посещение мастер-классов, стажировки во время учебы в организациях (АКИ, МФ, ФЭФ, ФПБИ, ФГСН); проведение научных семинаров в рамках одной группы, семинаров с обсуждением мировых проблем, семинаров- диспутов, семинаров-дискуссий (МФ, ФЭУ, ФГСН); взаимодействие студентов и преподавателей через сеть Internet (все факультеты).

Ваше отношение к объему самостоятельной работы в вузе студенты

Какие задания Вы чаще всего даете студентам на аудиторных занятиях? преподаватели

Какие задания Вы чаще всего даете студентам для самостоятельной работы? преподаватели

Сколько времени у Вас занимает подготовка к лабораторной работе? студенты

Сколько времени у Вас занимает подготовка к лекции? студенты

Таблица 1 Время, затрачиваемое студентами на самоподготовку к аудиторным занятиям Вид занятияКол-во студентов (%), затрачивающих время: 0,5 часа 1 час 1,5 – 2 часа чаще не готовлюсь Лекции39,423,916,620,1 Лабораторные работы17,636415,4 Таблица 2. Среднее время работы студентов в течение дня в библиотеке и сети Internet Вид работыКол-во студентов (%), затрачивающих время: до 1 часа до 3 часов до 5 часов свыше 5 часов затрудня юсь ответить другое Работа в библиотеке 43,711,62,50,925,515,8 Работа в сети Internet 8,933,825,218,78,35,1

По вопросам какого характера Вы проводите консультации со студентами? преподаватели

Чем Вы руководствуетесь при выполнении заданий, вынесенных на самостоятельное изучение? студенты

Укажите виды методического обеспечения, которые Вы используете в работе со студентами преподаватели

Проведенный анализ состояния самостоятельной работы в вузе и методического обеспечения данного процесса позволяет утверждать, что: самостоятельная работа в большинстве своем выполняет функцию закрепления, доучивания, повторения, уточнения материала, т.е. ее статус значительно ниже статуса аудиторных занятий; при использовании гибкого графика самостоятельной работы студентов функция преподавателя в большинстве случаев является поддерживающей, а не координирующей; самостоятельная работа, преимущественно, является воспроизводящей, не направленной на исследовательскую, творческую деятельность студентов; при наличии положительной мотивации к познанию, потребность в регулярной самостоятельной работе, в самообразовании и самоактуализации у студентов не сформирована; существующее методическое обеспечение самостоятельной работы в большинстве своем не дает студенту возможности формирования собственного образовательного маршрута самостоятельной деятельности.

Теоретические основы асинхронной самостоятельной работы студентов в современных условиях 1.Структура рынка труда в условиях глобальной информатизации общества 2.Содержательные аспекты асинхронной самостоятельной работы студентов в современных условиях 3.Компетентность как результативно-целевая основа асинхронной самостоятельной работы студентов 4.Модель и классификация видов асинхронной самостоятельной работы студентов

Информационный производственный процесс вводит новое разделение труда по трем «измерениям»: фактически выполняемые задачи в данном рабочем процессе (предметной области деятельности специалиста) – измерение создания стоимости; взаимодействие области деятельности специалиста с внешней средой (глобальным информационным пространством) – измерение создания отношений; принятие управленческих решений, т.е. создание отношений между менеджерами и работниками в конкретной организации и сети – измерение принятия решений.

Первое направление («измерение»): задачи и специалисты планирование и принятие стратегических решений (руководители предприятий, организаций); разработка инноваций в продуктах и процессах (научно- исследовательская работа); внедрение инноваций (специалисты различных профессий); управление отношениями между решениями, инновацией, внедрением и исполнением, принимающее в расчет средства, доступные организации для достижения поставленных целей (специалисты-интеграторы, менеджеры; прием тактических решений); исполнение задач по собственной инициативе и в соответствии с собственным пониманием; исполнение вспомогательных, заранее алгоритмизированных задач, которые не были или не могут быть автоматизированы (операторы).

Трехуровневая структура рынка трудовых ресурсов в рамках профессиональной сферы внесетевой специалист-исполнитель (реализует принятые решения, выполняет отведенные ему специфические задачи, требующие как проявления собственной инициативы так и исполнения заранее известных, регламентированных функций при активном использовании информационных технологий); сетевой специалист-исполнитель (включен в процесс принятия решений на внутреннем уровне сетевых организаций, фирм, предприятий, проектов; занимается внедрением инноваций; осуществляет управление отношениями между решениями, инновацией, внедрением и исполнением; принимает тактические решения; для него важно видеть информационную составляющую внедряемой инновации, создать мобильную команду и уметь реализовать инновацию в конкретной предметной области на основе активного использования информационных технологий; преобладающий вид деятельности – организационно-управленческая деятельность внутри сетевых предприятий, организаций, проектов); сетевой специалист-универсал (по собственной инициативе устанавливает связи с предприятиями, организациями и другими субъектами глобального информационного пространства; осуществляет деятельность по развитию сетевой структуры предприятия; для него характерно принятие стратегических решений, разработка инноваций; преобладающие виды деятельности – управление проектами и научно-исследовательская деятельность).

измерение принятия решения измерение создания стоимости измерение построение отношения область деятельности внесетевого специалиста-исполнителя область деятельности сетевого специалиста-исполнителя область деятельности сетевого специалиста-универсала Схематичное изображение областей деятельности специалистов в информационном производственном процессе

Асинхронная самостоятельная работа студента не должна быть жестко привязана к конкретной дисциплине, а должна проектироваться преподавателями на основе межпредметных связей и связей с будущей профессиональной сферой обучаемых по интегрированному образовательному модулю Интегрированный образовательный модуль - совокупность учебных дисциплин, позволяющих реализовывать одну или несколько смежных компетенций. Результатом освоения студентом интегрированного образовательного модуля является достижение им того или иного уровня заявленной компетентности Компетентность, как образовательный результат должна включать в себя освоение обучающимися четырех типов опыта : опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов - знаний; опыт осуществления известных способов деятельности в будущей профессиональной сфере и смежных областях деятельности (воспроизводящая деятельность); опыт творческой деятельности - в форме умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыт эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.

Асинхронная самостоятельная работа в условиях информационного общества Это вид учебно-познавательной деятельности, состоящий в индивидуальном, распределенном во времени выполнении ими комплекса усложняющихся заданий при консультационно- координирующей помощи преподавателя. Асинхронная самостоятельная работа характеризуется самоорганизацией деятельности студентов в условиях содержательно- смыслового структурирования ими своего личностного времени. Асинхронная самостоятельная работа способствует приобретению обучающимися трех типов опыта деятельности (воспроизводящей, познавательной, творческой) и опыта эмоционально-ценностных отношений. Она ориентирована на развитие самостоятельности в принятии решений, вовлечение студентов в самостоятельную поисковую деятельность.

Асинхронная самостоятельная работа характеризуется: –устойчивой внутренней мотивацией учения; –компетентностно-ориентированным характером индивидуального самообразовательного маршрута; –устойчивым ценостно-смысловым контекстом; –активизацией субъектной позиции образовательного выбора; –продуктивной поисково-познавательной деятельностью студента; –самостоятельностью принятия решений; –самоорганизацией деятельности в пространстве и времени университетского образования; –полисубъектным характером образовательного взаимодействия.

Компетентность как результативно-целевая основа асинхронной самостоятельной работы студентов Под компетентностью студента, сформированной в ходе освоения интегрированного образовательного модуля, мы понимаем качество личности обучающегося, выражающееся в его готовности принимать решения в реализуемой деятельности, осваивать новое содержание соответствующей предметной области, формы и способы совершенствования будущей профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Сущностные характеристики компетентности интегративная природа знаний и умений в предметной области; универсальность (по типу решаемых повседневных и профессиональных задач); многофункциональность (т.е. она должна позволять решать различные проблемы как в профессиональной, так и в повседневной, и социальной жизни); многомерность (должна включать различные умственные процессы и умения); интеллектуальную насыщенность (т.е. для овладения ею требуется значительное интеллектуальное развитие: методологические знания о способах деятельности, абстрактное мышление в выделении составляющих рассматриваемого процесса или объекта в конкретном аспекте, рефлексия своей деятельности, критическое мышление в оценке и выборе приоритетной социально и профессионально значимой информации и др.); объемность (она должна представлять собой широкую компетентность в образовании и обеспечивать связь с актуальными проблемами в современном обществе и будущей профессиональной деятельности выпускника); междисциплинарность и надпредметность (в условиях высшего профессионального образования).

Логическая структура компетентности когнитивного (знать), представляющего собой систему декларативных (знаю "что"), процедурных (знаю "как") и методологических (знаю "как узнать") знаний в конкретной области, основыванных на межпредметных связях и связях с будущей профессиональной сферой. Сформированность данного компонента у обучающегося предполагает наличие у него способности в дальнейшем воспринимать, понимать, видеть проблемы и прогнозировать тенденции данной области знаний (деятельности) в профессиональной сфере и смежных с ней областях деятельности, мыслить категориями ситуации, процесса; Деятельностного (уметь, владеть), состоящего из совокупности общенаучных и профессионально-ориентированных умений, способствующих приобретению опыта деятельности по использованию данной области знания или технологий в профессионально значимых ситуациях. Наличие развитости этого компонента у будущего специалиста предполагает способность ориентироваться, принимать решения и действовать в соответствии с принятым решением в типовых, а также в нестандартных ситуациях; мотивационно-ценностного (отношение, стремление), позволяющего соотнести отраженную профессиональную реальность в аспекте изучаемой дисциплины (модуля) с взглядами, представлениями, убеждениями, идеалами студента. Развитие компонента закладывает основу для постоянного профессионального и личностного самосовершенствования, самореализации будущего специалиста. Синтез трех компонент:

Уровневое развитие компетентности: адаптационно-исполнительский (студент имеет отдельные декларативные и процедурные знания в конкретной предметной области; владеет алгоритмами их использования в типовых ситуациях; обладает ограниченной мотивацией достижения конечного результата; характеризуется скрытой потребностью к использованию обозначенного вида знания и технологий, ценностное отношение находится в потенции); продуктивный (студент имеет системные декларативные и процедурные знания в конкретной области; способен принимать решения в новой ситуации, актуализируя необходимые знания с использованием известных ему алгоритмов деятельности; способен развить конкретный способ решения задачи; обладает основными приемами; имеет регулярную потребность в саморазвитии, профессиональный интерес и потенциальное ценностное отношение к познанию, профессии); креативный (студент имеет систему декларативных, процедурных и методологических знаний в конкретной предметной области; способен принимать решения в нестандартных ситуациях; может анализировать, синтезировать, классифицировать профессионально значимую информацию в аспекте осваиваемого знания и технологий; проектирует свою деятельность в аспекте использования профессионального знания (технологии); имеет устойчивый профессиональный интерес, потребность в самоактуализации, самореализации в составляющей своей предметной области, соответствующей содержанию компетентности, актуальное ценностное отношение к информации, как главному источнику знания, производительности и власти, к профессии в условиях нового производственного процесса).

Функциональный состав компетентности познавательная функция, направленная на систематизацию предметных знаний, познание; аксиологическая функция, направленная на ориентацию студента в системе ценностей и присвоение их личностью; оценочная функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках различной информации, выявлять и отбирать необходимую, оценивать значимую и второстепенную в зависимости от цели поставленной задачи; регулятивная функция, направленная на регуляцию процесса и результата своей деятельности; развивающая функция, способствующая активизации творческой работы субъекта образовательного процесса, ведущая к самоактуализации и самореализации выпускника в будущей профессиональной сфере.

Требования сетевой структуры рынка труда, усиливающаяся мобильность трудовых ресурсов Потребности личности в самообразовании, самоактуализации, саморазвитии Компетентностная парадигма уровневой системы профессионального образования Цель – формирование готовности выпускника к осуществлению будущей профессиональной деятельности в условиях информационного общества Задачи: 1. Подготовить будущего специалиста к осуществлению: конкретной профессиональной деятельности (измерение создания стоимости); мобильного взаимодействия своей профессиональной сферы с внешним информационным пространством (измерение создания отношений); деятельности по принятию управленческих решений как в конкретном (локализованном) производстве, так и в распределенной компании (измерение принятия решений). 2. Сформировать готовность у выпускника к самостоятельному освоению постоянно обновляющегося содержания его будущей профессиональной сферы и смежных областей деятельности 3. Сформировать у студента мотивационную установку на постоянное совершенствование своей профессиональной и общекультурной компетентности.

ПОДХОДЫ: компетентностный, субъектно-деятельностный, ресурсный Использование компетентностного подхода позволило рассматривать в качестве результата самостоятельной работы студента достижение им соответствующего уровня требуемой компетентности, выявить основные сущностные характеристики самостоятельной работы студента в современных условиях и выделить принцип асинхронности как основополагающий в организации данного вида учебно-познавательной деятельности. Субъектно-деятельностный подход, во-первых, позволил уточнить понятие асинхронной самостоятельной работы студента в современных условиях, выявить ее процессуальные аспекты и конструировать конкретное содержание с учетом структуры профессиональной деятельности будущего специалиста, во-вторых, помог уточнить структуру компетентности, заявленной в качестве результата асинхронной самостоятельной работы. Обращение к ресурсному подходу позволило учитывать в исследуемом процессе возможность реализации как личностных ресурсов студентов, как так и потенциала образовательно-ресурсной среды вуза.

Подходы: Субъектно-деятельностныйКомпетентностныйРесурсный Закономерности: обусловленностисамоорганизацииобеспеченности дискретности и цикличности результативности Принципы: вариатив ности научнос ти ресурснос ти субъектности профессионал ьной ориентирован ности дискретнос ти цикл ично сти проективно го переноса оптимальной интенсивнос ти Организационно-педагогические условия: Разработка и внедрение комплекса усложняющихся заданий, решение которых направлено на развитие готовности обучаемых к осуществлению деятельности в измерениях создания стоимости, построения отношений, принятия решений будущей профессиональной сферы и смежных областей деятельности Активизация субъектной позиции студента по самостоятельному принятию профессионально значимых решений за счет системного использования активных и интерактивных форм обучения, e-Learning Функционирование в вузе открытой образовательно-ресурсной среды, являющейся релевантным отражением существующих особенностей информационного общества и складывающихся в нем производственных и социально- личностных отношений

Проектирование асинхронной самостоятельной работы 1.Разрабатывается учебный план в модульном формате, т.е. в виде совокупности интегрированных образовательных модулей. Компетенции дисциплины модули учебный план Интегрированный образовательный модуль - совокупность учебных дисциплин, позволяющих реализовывать одну или несколько смежных компетенций. В качестве результата рассматривается достижение студентом того или иного уровня заявленной компетентности

Проектирование асинхронной самостоятельной работы 2.Формируется содержание дисциплин модуля с учетом структуры и содержания области знаний, структуры будущей профессиональной деятельности и особенностей регионального рынка труда 3.Формируется самостоятельная работа в целом по модулю (2 части: подготовка к аудиторным практико-ориентированным занятиям и индивидуальная работа) Система заданий 1-й уровень – репродуктивный (типовые задачи исполнительского характера, направленные на освоение изученной технологии); уровень предполагает использование конкретной информационной технологии по ранее изученному алгоритму; 2-й уровень – реконструктивный с элементами эвристики (комплексные задания, имеющие формализованный смысл (четкий контекст, требуемый результат), интегрирующие знания, умения и опыт деятельности по использованию информационных технологий, полученные при изучении нескольких тем осваиваемого раздела); уровень предполагает способность студента выбрать необходимые, адекватные знания, умения, способы информационной деятельности; 3-й уровень – творческий (творческие проекты, имеющие неформализованный смысл, интегрирующие знания, умения, опыт использования профессионально- ориентированных информационных технологий, полученные при изучении других дисциплин; предполагает нахождение студентом новых идей, способов использования информационных технологий); уровень характеризуется креативностью, самостоятельностью в принятии решений по выбору и использованию профессионально-ориентированных информационных технологий

Этапы: Ознакомительно- ориентационный ИсполнительскийПоисковыйТворческий ВидыФомыМетодыСредства работа с книгой; работа с самоучителем; работа в Internet; работа со специализированным сайтом, системой moodle; решение типовых и комплексных заданий; работа над проектами; подготовка докладов.... индивидуальные (решение типовых и комплексных заданий, работа в библиотеке, в сети Internet и т.д.); коллективные (работа в команде, коллективные и сетевые проекты, ролевая или деловая игра, проблемные семинары, студенческие конференции, олимпиады и т. д.). системное создание квазипрофессиональны х ситуаций; метод проектов; метод развития мотивации; кейс-метод; Портфолио дискуссии;... самоучители; программы самостоятельной работы; e-Learning сеть Internet; компьютер; программное обеспечение; печатная продукция;;...

Этапы асинхронной самостоятельной работы студентов Ознакомительно-ориентационный: на данном этапе студентам предлагаются формы аудиторных занятий в зависимости от специфики осваиваемого интегрированного образовательного модуля (лекции, семинары, практические занятия и пр.), которые позволяют им определиться с направлением изучения материала, познакомиться с базовыми понятиями, ощутить социальную и профессиональную востребованность решаемых задач и способствуют формированию мотивации к самообразованию. Здесь преподаватель знакомит студентов с полным перечнем методического обеспечения. Исполнительский: на этом этапе цикла студент выполняет самостоятельные работы различных видов (в зависимости от осваиваемого интегрированного образовательного модуля) репродуктивного характера. Решая типовые задачи, он воспроизводит знания, умения по ранее изученному алгоритму, что позволяет ему накапливать опыт воспроизводящей деятельности и создает условия для выполнения самостоятельной работы более высокого порядка. На этом этапе студент работает с самоучителем, методическими указаниями к самостоятельной работе по модулю, программой самостоятельной работы, имеет адаптационно-исполнительский уровень формирования (развития) компетентности.

Этапы асинхронной самостоятельной работы студентов Поисковый: данный этап характеризуется поисковой деятельностью студента, выполнением комплексных заданий, предполагающих реконструкцию с элементами эвристики. Здесь студент выбирает и привлекает необходимые знания и умения или их совокупности для решения поставленной задачи. Поисковая деятельность может осуществляться при выполнении следующих видов работ: работа с традиционными библиотечными ресурсами, в Internet или в локальной сети университета, выполнение домашних заданий, решение типовых и комплексных задач, заданий или ситуаций, подготовка докладов, написание эссе. Выполнение этих работ характеризуется продуктивным уровнем формирования (развития) компетентности. Творческий: данный этап подразумевает выполнение студентами творческих заданий-проектов, которые предполагают работу в гибкой команде. Здесь студент способен проявить самый высокий уровень самостоятельности в принятии решений по использованию профессионально-значимой информации и поисковой активности, выполнить исследовательскую, творческую работу, находя новые идеи и способы для решения проблемы. Среди выполняемых видов самостоятельных работ на этом этапе можно отметить работу с книгой и журналом, с Internet и со специализированным сайтом самостоятельной работы, работу с элементами e-learning, выполнение творческих индивидуальных работ, выполнение творческих проектов в команде, работу над проблемными ситуациями, подготовку докладов о реализации творческих проектов для выступления на проблемных семинарах и конференциях, подготовку к участию в олимпиаде, подготовку Портфолио.

Результат – компетентность будущего специалиста в определенной предметной области Компоненты КогнитивныйДеятельностныйМотивационно-ценностный декларативные, процедурные, методологические знания в конкретной предметной области аналитико-синтетические, поисково-ориентировочные, конструктивные, проективные умения стремление, система ценностных ориентаций (отношение к профессиональному образованию, самообразованию, будущей профессии) Уровни развитости Адаптационно- исполнительский ПродуктивныйКреативный студент имеет отдельные декларативные и процедурные знания в конкретной предметной области; владеет алгоритмами их использования в типовых ситуациях; обладает ограниченной мотивацией достижения конечного результата; характеризуется скрытой потребностью к использованию обозначенного вида знания и технологий, ценностное отношение находится в потенции студент имеет системные декларативные и процедурные знания в конкретной предметной области; способен принимать решения в новой ситуации, актуализируя необходимые знания с использованием известных ему алгоритмов деятельности; имеет регулярную потребность в совершенствовании имеющегося знания и опыта деятельности, профессиональный интерес и потенциальное ценностное отношение к познанию, профессии Студент имеет систему декларативных, процедурных и методологических знаний в данной предметной сфере и смежных областях знания; способен принимать решения в нестандартных ситуациях; проектирует свою деятельность в аспекте использования приобретенного знания; имеет устойчивый профессиональный интерес, потребность в совершенствовании своей профессиональной и общекультурной компетентности, в самоактуализации, самореализации, актуальное ценностное отношение к информации, как главному источнику знания, к профессии

Апробация модели асинхронной самостоятельной работы – Математика и компьютерные науки (развитие общекультурной иноязычной, информационно- компьютерной компетентностей, формирование фундаментальной в области анализа и дифференциальных уравнений, компьютерно-алгебраической компетентностей и готовности в области вычислительного эксперимента); – Педагогическое образование (формирование лингвистической и литературоведческой компетентностей); – Ракетные комплексы и космонавтика, Продукты питания из растительного сырья (развитие общекультурной информационной компетентности); – Информационная безопасность, Техносферная безопасность, Системный анализ и управление (развитие общекультурной математической компетентности).

Научно-методическое обеспечение асинхронной самостоятельной работы ИНВАРИАНТНЫЙ КОМПОНЕНТ модель образовательно-ресурсной среды процессуальная модель асинхронной самостоятельной работы логическая и функциональная структура реализуемой компетентности модульная структура компетентностно-ориентированных учебных планов методика конструирования рабочей программы модуля рекомендации по организации АСРС по модулю нормативно-методическое обеспечение АСРС

Научно-методическое обеспечение асинхронной самостоятельной работы ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ: контент для e-learning самоучители комплексы разноуровневых заданий (задач, кейсов, проблем и т.д.) технологические карты программы самостоятельной работы методики конструирования методического обеспечения АСРС по модулю алгоритмы организации асинхронной самостоятельной работы диагностические материалы развития компетентности

Критерии научно-методического обеспечения асинхронной самостоятельной работы комплексность (проявляется в наличии содержания, методических форм и средств, обеспечивающих процесс асинхронной самостоятельной работы и составляющих единое целое в использовании); перспективность (гарантирует опережающий характер содержания асинхронной самостоятельной работы по интегрированному образовательному модулю, ее форм и средств в сравнении с реальными внешними и внутренними требованиями); ресурсность (аккумулирует все компоненты методического обеспечения асинхронной самостоятельной работы в едином центре); доступность (компоненты методического обеспечения доступны в любое время различным пользователям); многоуровневость (проявляется в преемственности содержания, форм и средств асинхронной самостоятельной работы по интегрированному образовательному модулю на всех этапах выполнения ее различных видов); открытость (выражается в возможности модернизации, дополнения содержания, форм и средств асинхронной самостоятельной работы); полифункциональность (проявляется в выполнении различных функций в процессе асинхронной самостоятельной работы);

Критерии научно-методического обеспечения асинхронной самостоятельной работы технологичность (выражается в лаконичности, понятности содержания, алгоритмов организации, форм и средств, логики структурных компонентов, обеспечивающих удобное использование составляющих методического обеспечения на всех этапах асинхронной самостоятельной работы); информативность (выражается в необходимости и достаточности компонентов методического обеспечения асинхронной самостоятельной работы, способствующих развитию готовности студента к осуществлению будущей деятельности в условиях информационного общества); практико-ориентированность (выражается в широкой практической реализации теоретических знаний конкретной предметной области знаний (технологий) во всех формах самостоятельной работы как критерия востребованности результатов деятельности и источника получения нового знания); рефлексивность (выражается в возможности методического обеспечения, позволяющей студенту осуществлять самоанализ и корректировку результатов своей деятельности, обращаться к осмыслению собственного опыта деятельности); региональность (отображается специфика социально-экономической ситуации региона в содержании научно-методического обеспечения, формах, методах и средствах асинхронной самостоятельной работы).

Алгоритм построения модульного компетентностно- ориентированного учебного плана

Модульное построение учебных планов обладает следующими преимуществами логическая завершённость и относительная обособленность содержания интегрированного образовательного модуля от остального учебного материала; научно-методическое обеспечение модуля включает чётко сформулированные (и для преподавателя, и для студента) цели обучения (планируемые результаты обучения), логическую схему, показывающую место модуля в дисциплине и/или образовательной программе, технологическую карту изучения модуля, учебные материалы (самоучители, программы, комплекты разноуровневых задач и заданий и пр.), необходимые для освоения модуля, схему контроля усвоения содержания обучения, включённого в модуль; заменяемость (не является обязательным), которая обеспечивается наличием инвариантной части модуля и вариативной, за счет последней можно варьировать глубину и направленность обучения, своевременно реагируя на потребности студентов, работодателей, рынка труда.

Самостоятельная работа студента как вид учебно-познавательной деятельности включает в себя две части: Самостоятельную работу во время аудиторного занятия при непосредственном участии преподавателя и подготовку к аудиторным формам занятий (лекциям, лабораторным, практическим, семинарским занятиям и пр.); Внеаудиторную самостоятельную работу студента без непосредственного участия преподавателя, но при его координирующей функции (индивидуальная творчески ориентированная асинхронная самостоятельная работа).

Определения временного ресурса для индивидуальной творчески ориентированной асинхронной самостоятельной работы студента по дисциплине: T инд = T – t экз – t ауд – t подг t подг = (K л t л + K лр t лр + K сз t сз + K пз t пз )/36, K л =0; K лр =1; K сз =1; K пз =1

Методика конструирования рабочей программы модуля в условиях реализации асинхронной самостоятельной работы студента

Основные структурные компоненты рабочей программы дисциплины 1. Цели и задачи дисциплины (модуля); 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП (место дисциплины в учебном плане, взаимосвязь с другими дисциплинами, требования к «входным» знаниям, умениям и опыту деятельности); 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины (модуля) (общекультурные компетенции, профессиональные компетенции) знать: уметь: владеть: приобрести опыт деятельности когнитивный компонент компетенции деятельностный компонент компетенции мотивационно-ценностный

Основные структурные компоненты рабочей программы дисциплины ( продожение ) 4. Содержание и структура дисциплины (модуля) 4.1 Содержание разделов дисциплины 4.2 Структура дисциплины - с точки зрения видов занятий; - распределения по семестрам 4.3 Лабораторные работы 4.4 Практические (семинарские) занятия 4.5 Курсовая работа (проект) 4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины 5. Образовательные технологии - общая характеристика используемых образовательных технологий - интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучениеКол-во часов Самостоятельное изучение разделов дисциплины

Семестр Ви д занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов Л ПР ЛР Л ПР ЛР Итого: 5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Использование инновационных методов в образовательном процессе Наименование педагогической технологии Кафедры, на которых внедряются данная технологияФакультет Проектные (метод проектов) Технологии строительных материалов и изделий Дизайна Экологии и природопользования Математического обеспечения информационных систем Общей психологии и психологии личности Теории и методики профессионального образования Социальной философии Истории России Информатики Иностранных языков гуманитарных и социально-экономических специальностей Управления персоналом, сервиса и туризма Государственного и муниципального управления Радиофизики и электроники Общей биологии Теплоэнергетики АСФ ГГФ МФ ФГСН ФИТ ФФ ФЭУ ФизФ ХБФ ЭЭФ Корпоративного взаимодействия Политологии Общей педагогики Иностранных языков естественно-научных и инженерно- технических специальностей ФГСН ФФ Развития критического мышления Правоведения Английской филологии и методики преподавания английского языка ФГСН ФФ

Использование инновационных методов в образовательном процессе Наименование педагогической технологии Кафедры, на которых внедряются данная технологияФакультет Дебаты Общей психологии и психологии личности Иностранных языков естественно-научных и инженерно-технических специальностей ФГСН ФФ Портфолио Информатики ФИТ Кейс-метод Экологии и природопользования Политологии Иностранных языков естественно-научных и инженерно-технических специальностей Управления персоналом, сервиса и туризма Государственного и муниципального управления Экономической теории Учетно-аналитических дисциплин Таможенного дела Теплоэнергетики ГГФ ФГСН ФФ ФЭУ ФЭФ ЭЭФ Деловая игра Безопасности жизнедеятельности Географии и регионоведения Социальной психологии Иностранных языков естественно-научных и инженерно-технических специальностей Государственного и муниципального управления Гражданского права и процесса Криминалистики и информатизации правовой деятельности Уголовного процесса ГГФ ФГСН ФФ ФЭУ ЮФ Ролевые игры Романской филологии и методики преподавания французского языка Иностранных языков естественно-научных и инженерно-технических специальностей ФФ Тренинг Социальной психологии ФГСН

Педагогические технологии Проектные (метод проектов) Корпоративного взаимодействия Развития критического мышления Дебаты Портфолио Кейс-метод Деловая игра Ролевые игры Тренинг