1 Особенности вятского диалекта. Проект выполнила ученица 6 в класса Широкова Елизавета. Руководитель проекта : Суворова Е. Г., учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Advertisements

МОКУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Вятские диалекты Работу выполнила Работу выполнила ученица 5 класса ученица 5 класса Рыбина Яна.
УМК «Гармония» Виды разборов Работу выполнила Шерстобитова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1» г. Горнозаводска.
Тема: Употребление существительных в родительном падеже Сактаганова. Н. А.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Содержание Предложение Текст Фонетика Состав слова Орфограммы Части речи Однородные члены предложения.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Справочное пособие по орфографии Калинина Мария Владимировна учитель начальных классов гимназии 144 Гасникова Лидия Гавриловна учитель начальных классов.
Памятки Русский язык Ямкин Алексей, 6 класс Консультант: Ямкина Анна, 8 класс Учитель: Ямкина Е.В., Сергеева А.П. МОУ СОШ 37, г. Ульяновск.
Страна Лингвиния Имя Прилагательно е Звукоподражани е Имя Числительно е Междометие Союз Частица Предло г Причастие Глагол Деепричастие Слово состояние.
Состав и структура фразеологических оборотов с названием животных. Выполнила ученица 7 класса Сугоняк Наталья.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Склонение личных местоимений Учитель ГОУ СШИ 65 для глухих детей Софронова Е.В.
Выполнила: студентка 2 курса 3 группы Кужугет Долума Радиковна Проверил: к.ф.н.,доцент Дамбыра И.Д.
Составила Каткова Мария Андреевна, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 519 г. Москвы.
Главные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
ТЕСТ по теме «Части речи» 4 класс Выполнила: Белова Лариса Сергеевна, учитель начальных классов МОУ ООШ 7 города Белово.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Триггеры в работе учителя русского языка и литературы.
Транксрипт:

1 Особенности вятского диалекта. Проект выполнила ученица 6 в класса Широкова Елизавета. Руководитель проекта : Суворова Е. Г., учитель русского языка и литературы.

2 «... А говор наш единственный, Как песня материнская, Как свет отца - любим, неповторим : Его в Сибири слышали, И в космосе, и в Вишере, Его слыхал поверженный Берлин.»

3 Гипотеза Отдыхая летом в деревне, я услышала такие слова, обращенные ко мне : « Лиза, нарви поткам травы и брось им ». Я не поняла сначала сказанного мне слова, а потом мне объяснили, что потки это птица. На уроке по теме « Диалекты » мне стало понятно, что есть в языке слова, которые принадлежат только определенной территории, и я решила познакомиться с данной темой поближе.

4 Цель проекта : Рассмотреть место вятского диалекта в системе русского литературного языка провести наблюдение над его особенностями.

5 Задачи проекта : 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Выделить языковые особенности вятского диалекта. 3. Провести опрос среди населения на знание вятского диалекта. 4. Подобрать упражнения, способствующие удалению из речи диалектных особенностей.

6 Карта северных и южных диалектов России. Границы вятского диалекта

7 ФОНЕТИКА Оканье ( молодой, воз ил и, долёко, боран ) заударное ёканье ( помёр ); особенная судьба звука, обозначавшегося буквой ѣ. ( виник « веник », клить « клеть »); мягкость согласных [ ш '], [ ж '] перед гласными [ и ], реже перед [ е ] ([ маш ина ], [ муж ик ]). долгие шипящие, обозначаемые буквами Щ [ сч ] и ЖЖ [ зж ], произносятся твёрдо ( овошшы, дрожжы ). выпадение [ й ] неслогового и последующее стяжение гласных ( знат, быват штё поделываш ? отвердение конечных согласных МЬ, ПЬ, ФЬ ( пролуп, озим, голуп, стаф ). свойственна утрата конечного Т / СТ в сочетании СТ / СТЬ ( горсь, влась, мос ). Цоканье и чоканье (черква «церковь», чепь «цепь»).

8 Грамматические формы Некоторые существительные сохраняют архаичные формы мужского рода ( берлог « берлога », струй « струя »). Бывает и наоборот ( роскош м. р. « роскошь »; среднему роду соответствует мужской ( яблок « яблоко », коромысёл « коромысло »); собирательные формы существительных на - ЬЁ ( суцьё « сучья », кольё « колья »).

9 Особенности склонения существительных У сущ. м. и ср. рода в имен. падеже мн. ч. широко распространено окончание - А вместо литературного - Ы (- И ) ( волоса, выбора, окошка ); окончание творительного падежа во мн. ч. - АМ ( с долгим А ) вместо литературного - АМИ ( шти с кускам, пошла с ученикам ); В предложном падеже муж. р. мн. ч. в вятских говорах сохраняется древнее окончание - ЕХ ( из - ѢХЪ ) вместо литературного - АХ ( в тех местех, на глазех ); Существительные на - ёнок обозначают не только детёнышей животных и детей, но и обозначают мн. ч. ( робёнки, котёнки, жеребёнки ).

10 Имя прилагательное употребление усечённых прилагательных в качестве определения ( сознательны люди, варёно молоко, цёрненьки глазка, хлебали деревянным лошкам ).

11 Глаголы Глаголы с основой на - Г, - К при спряжении сохраняют их во всех лицах, нет чередования с - Ж и - Ч. 1 л. могу 2 л. могош 3 л. Могот Глаголы с основой на - Г, - К сохраняют корневой согласный, в инфинитиве к нему прибавляется суффикс - ЧИ ( пекчи « печь », стрикчи « стричь »).

12 Особенности синтаксиса употребление частиц - ТО, - ТА, - ТУ, - ТЕ ( какие вешшы - то надо ?, кот - от мяфкат, морковину - ту вырви ); В роли сказуемого могут употребляться деепричастные обороты на - МШИ ( я проспамши ). Они же могут употребляться и в качестве обстоятельства ( не умыфши и за стол сел, так и лёк не раздефши ). употребления глаголов прошедшего времени в сочетании с глаголами был, была, были ( Аркаша был ( о ) приезжал в отпуск, он здись и родился было ; характерны вопросительно - разделительные союзы буде ( буди ), али ( але ), ли - ли ( буде схожу, буде не схожу, роздумаю ; али я пойду в горот, али ты ?);

13 В словосочетаниях : глагольные словосочетания с существительными в винительном и предлогами по и в, выражающие объектно - целевые отношения : отправиться по соседку, пошёл по топор, словосочетания с существительными в форме родительного падежа с предлогом до : схожу до речки, пошла до врача.

14 Лексика представляет разные стороны жизни нашего народа. Значения данных слов и сами слова очень разнообразны. Мозглое молоко - прокисшее Коротни – лодка Лопоть – одежда Балакать – говорить Упечь – кухня - Бабка, где шапка висит ? - Выйди на мост, там на черепе висит.

Знаете ли вы вятские диалектные слова ? 15

16 Употребляете ли Вы диалектные слова в своей речи ?

17 Современность : Некоторые фонетические особенности вятского диалекта имеют место и в нашем классе. Например, в письменной речи может присутствовать « чоканье » (« солнче », « черковь »), а также в употреблении глаголов (« пострикчись », « сберекчи »). Это говорит о том, что диалектные особенности продолжают « жить » среди вятского народа.

18 Выводы Я много узнала о вятском диалекте с точки зрения лингвистики ; постепенно диалектные слова уходят из нашей современной жизни, вытесняясь общеупотребительной лексикой ; Я научилась работать с литературой научного характера ; Создала совместно с учителем сборник упражнений и заданий по искоренению диалектных особенностей в нашей речи.

19 Используемая литература : «Культура речи».А.С. Бочкарёва, Л.В. Краснова Киров, 1998 «Энциклопедия земли Вятской» т. 2, издательство «Областная писательская организация», «Фонетические, морфологические и синтаксические особенности русских говоров Кировской области» Л.Н. Макарова. Энциклопедия земли Вятской, т. 8., издательство «Областная писательская организация», Лексика вятских говоров. В.Г. Долгушев. Энциклопедия земли Вятской, т. 8., издательство «Областная писательская организация», Диалекты вятского народа (

20