Некоторые итоги проверки организации образовательного процесса в 5-х классах «пилотных» площадок опережающего введения ФГОС 26 ноября по 04 декабря 2012 г. И.И. Запорожченко, заместитель директора по НМР МКОУ ДПО ЦИМПО
Организация образовательного процесса на основе нормативных документов, созданных в соответствии с ФГОС Реализация в ОУ плана введения ФГОС, ООП ООО В наличии во всех ОУ, соответствуют структуре, целям, задачам Заключение с родителями договора на ступени ООО В наличии у всех ОУ, (в СОШ 1-общий договор с родителями с 1-го кл.) Внесение изменений в устав ОУ, должностные инструкции педагогов соответствии с требованиями Изменения в устав ОУ внесены, кроме гимназии 2, 25, лицея 3, СОШ 64. ДИ приведены в соответствие
Организация образовательного процесса на основе нормативных документов, созданных в соответствии с ФГОС Заключение договоров о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта для организации внеурочной деятельности В наличии в СОШ 40, 64, 80, лицей-инт. 1, лиц. 3, в остальных ОУ внеурочная деятельность организована силами педагогов ОУ, педагогов доп. образования, классных руководителей Создание системы внутришкольного контроля с учетом требований ФГОС положение ОУ о системе текущей, промежуточной аттестации (СОШ 57, 40, 3 и др.), положение об оценке качества (гимн. 3, СОШ 34) О системе ВШК Л.3
Организация образовательного процесса на основе нормативных документов, созданных в соответствии с ФГОС положения об объектах инфраструктуры, эффективных при введении ФГОС положения о рабочей группе, о рабочей программе, план методических мероприятий, план введения ФГОС, Программа формир. планируемых результатов освоения междисциплинарных программ нет положения о библиотеке, положения об информационно- образовательной среде напр. в лицее 3 создан сборник: ФГОС ООО: от идеи до внедрения. Инструктивно- методические материалы.
Организация образовательного процесса на основе нормативных документов, созданных в соответствии с ФГОС Выбор и использование списка учебников и учебных пособий ( В 5 кл. (гимн. 2) ведется эл. курс по зарубежной литерат.на основе программы 2005 г.) Выбор учебников и программ соответствует требованиям ФГОС. В СОШ 55, 80, 3 указаны программы к новым учебникам года издания Проектирование учебного плана и плана внеурочной деятельности, соответствующих ФГОС УП в соответствии с требованиями законодательства утверждены директором школы и согласованы с экономистом ЦБ.
Учебный план Сетка учебного плана оформлена по новым требованиям: гимн. 3, СОШ 40, СОШ 57, гимн. 2, л.-инт. 1 Сетка учебного плана оформлена по требованиям РУП: СОШ 34, 80, гимн. 44, 25, СОШ 1, 3 Наблюдается 5 вариантов включения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 1. в обязательной части УП – 0,5 ч. и в части, формируемой ОУ – 0, 5 ч. СОШ 40, гимн. 2
Учебный план. Варианты 2. в обязательной части УП – 0,5 ч. СОШ 1, 34, 57, гимн. 25, лицей-инт в части, формируемой ОУ – 0, 5 ч. СОШ 80, 3, гимн. 44, гимн в части, формируемой ОУ – 1 ч. СОШ 64 5.в УП такой предмет отсутствует СОШ 55
План внеурочной деятельности представлен 2 видов: через систему воспитательной работы и классные часы, в том числе проектная деятельность - СОШ 40, 57 Через элективные курсы – остальные ОУ. Рекомендация: привести в соответствие со стандартами
Создание рабочих программ по учебным предметам и курсов внеурочной деятельности в соответствии с требования ФГОС Кроме СОШ 1, во всех ОУ утверждены положения о рабочих программах приказом директора ОУ. На все заявленные учебные курсы представлены рабочие программы, но есть ряд замечаний: - в КТП отсутствует распределение дат (СОШ 55); - отсутствуют тексты контрольных и проверочных работ; - отсутствуют критерии и нормы оценки знаний обучающихся применительно к различным формам контроля знаний - программа«Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает 34 ч., а в ряде ОУ в УП используется 0,5 ч. и программа не приведена в соответствие.
Реализация образовательных технологий, типовых задач, предусматривающих достижение планируемых результатов В урочной и внеурочной деятельности применяются элементы различных современных технологий, в т.ч. технология ИКТ. в лицее-инт. 1 – педагоги кафедры математики создали сборник заданий формирования УУД с учетом требований ФГОС с использованием краеведческого материала, 28 сент г. проведен семинар для учителей математики «Формирование УУД на уроках математики»
Реализация образовательных технологий, типовых задач, предусматривающих достижение планируемых результатов Эксклюзивная технология «Обогащающее обучение» в лицее 3. В большинстве ОУ использовали метод беседы на уроках русского языка (СОШ 57, 80, лицей-интернат 1), обществознания (СОШ 55, 80, гимназия 2, лицей 3), истории (СОШ 3), английского языка (гимназия 2), географии (СОШ 3).
Реализация образовательных технологий, типовых задач, предусматривающих достижение планируемых результатов Работа в группах с учебником или текстом (СОШ 57, 55, 80, лицей-интернат 1, СОШ 3, лицей 3, гимн. 25). Взаимооценка по шкале оценивания – на уроках русского языка, обществознания, математики в гимн. 25. Рефлексия завершала уроки многих учителей. Все педагоги использовали мультимедиа (кроме СОШ 80_ обществознание, СОШ 3_ история, география, гимн. 25_ обществознание)
Реализация образовательных технологий, типовых задач, предусматривающих достижение планируемых результатов Физкультминутку провели учителя: Сергиенко С.А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (гимн. 2), Шарко О.М. «Обществознание» (СОШ 55), учитель истории в СОШ 3, учитель математики гимназия 25. На уроке обществознания в 5а кл. учитель Яблочкина Л.Ф. реализовывает проектную деятельность (гимн. 25).
Гимназия 3 показали уроки учителям математики ОУ города Иркутска в соответствии с требованиями ФГОС «Использование образовательной среды на уроках математики» (семинар ) Требования ФГОС не учтены при проведении урока в период посещения в СОШ 3 (математика), СОШ 80 (математика). Рекомендация: учителям математики – пройти курсовую подготовку по ФГОС, посещать в системе городские семинары
Организация внеурочной деятельности в соответствии с ООП Инструментарий изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей не представлен, но из беседы с администрацией понятно, что родители одобрили план реализации внеурочной деятельности, хотя вначале года не все понимали: зачем ребенок должен находиться в школе после уроков ( В гимн. 25- стенд, сайт, анкеты. Родительская конференция «Введение ФГОС ООО-основное направление развития гимназии») (Анкеты, тесты - в л.-инт. 1)
Организация внеурочной деятельности в соответствии с ООП В большинстве ОУ используется оптимизационная модель, с учетом запросов родителей и обучающихся. В СОШ 55 – модель площадок. В СОШ 80 - Программа «Робототехника» и «Программа «Компьютер для школьника» Не во всех ОУ есть положение о внеурочной деятельности.
Подпрограммы ООП Реализация программ воспитательной, здоровьесберегающей, экологической, профориентационной и коррекционной направленности Наличие подпрограмм в ООП, соответствие программе развития школы Разработка Положения о системе оценок, форм и порядке промежуточной и итоговой аттестации обучающихся В основном, Положения о системе промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Организация методической работы с учетом особенностей стандарта второго поколения Во всех ОУ составлен план методической работы, включающий проведение педсоветов, семинаров, заседаний методического совета, посещение администрацией и взаимопосещение уроков, анализ периода адаптации обучающихся 5 классов психологами и педагогами (в СОШ 1 отсутствует ставка психолога, эту функцию выполняют педагоги и кл. руководитель)
Разработка и использование Положения о системе оценок, форм и порядке промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Положение о системе оценок, форм и порядке аттестации обучающихся в большинстве ОУ не изменены в соответствии с ФГОС, кроме нескольких ОУ (гимназия 2, 3, 25, СОШ 34, СОШ 55, СОШ 64, СОШ 80, л.-инт. 1), в которых работа над Положением продолжается. В СОШ 1 положение общее для 1-х, 2-х и 5-х классов.
Применение вариативных методов и форм оценивания, взаимно дополняющих друг друга Положение о портфолио (СОШ 80, лицей 3, Лицей-интернат 1, гимн. 25) Проектная деятельность (СОШ 80, гимн. 25) Используется критериальное оценивание, сочетание оценки и самооценки в СОШ 34, 55, 64, гимн. 2, гимн. 25
Решение задач взаимосвязи начального и основного общего образования в ОУ Наблюдается преемственность основных образовательных программ начального и основного общего образования В ОУ проведены внутришкольный психолого- педагогический консилиум по адаптации обучающихся 5 классов. В лицее 3 создан сборник: ФГОС ООО: от идеи до внедрения. Инструктивно-методические материалы. Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (нет НОО) На уроках математики наблюдали преемственность решения уравнений с 4 кл. (гимн. 25)
Подготовка к аттестации педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС Курсовую подготовку, в целом, прошли все педагоги, за исключением молодых специалистов, и прибывших из другого города учителей (СОШ 3, СОШ 80, СОШ 40, СОШ 57, СОШ 55) от одного до четырех педагогов. В СОШ 80 -курсовая подготовка: 91% руководящий состав, 20% математика, и русский язык, 50% география, англ. язык – 7%, физкультура, технология по 50%.
Реализация в системе управления ОУ механизмов государственно- общественного управления В наличии во всех ОУ Совета или Координационного совета гос.-общ. упр. В СОШ 80 - Положение о создании Управляющего совета , имеются протоколы заседания Управляющего Совета по: обеспеченности учебниками , рассмотрению образовательной программы , введению в эксперимент Родительский совет в л.-инт. 1 и т.д.
Использование информационных ресурсов, позволяющих рассматривать (обсуждать) задачи введения ФГОС напр. в лицее 3 создан сборник: ФГОС ООО: от идеи до внедрения. Инструктивно-методические материалы. Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ) ( в л.-инт. 1 – кафедра математики создали сборник заданий формирования УУД с учетом требований ФГОС с использованием краеведческого материала; есть локальная сеть. В СОШ 80 -изучение и внедрение в практику работы педагогов анализа уроков по Скворцовой Е.И. (в локальной сети для администрации)
Классные журналы и журналы внеурочной деятельности В целом, журналы заполняются своевременно, аккуратно, в соответствии с календарно-тематическим планированием в большинстве ОУ. В большинстве ОУ не заполнены листки здоровья. Нет положения о ведении классного журнала Типичной ошибкой в большинстве ОУ является то, что в журналах внеурочной деятельности не прописаны формы проведения занятий.
замечания На момент проверки в СОШ 34 по физической культуре тема каждого урока начинается с записи «ОРУ». В журнале 5 г не заполнен лист пропусков уроков. В СОШ 55 журналы заполняются своевременно, но в некоторых случаях даты проведения уроков не соответствуют календарно-тематическому планированию. Отмечается низкая накопляемость оценок. По литературе в журнальных записях встречаются некорректные формулировки темы урока.
Наблюдается 3 варианта единых требований к заполнению журнала: 1. согласно приказу /7 от г. Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «Об усилении контроля за соблюдением требований к ведению школьной документации в сфере образования Иркутской области». 2. согласно рекомендациям для общеобразовательных учреждений города Иркутска по ведению бумажного классного журнала и оформлению записей в дневниках обучающихся ДО от / согласно положению о ведении кл. журнала, утвержденного приказом директора ОУ (СОШ 3, 55, лицей 3, гимн. 25)
Выводы и рекомендации 1. Документы, отражающие организацию учебной и внеучебной деятельности, требуют доработки в МБОУ г. Иркутска СОШ 57, 34, 40, 55, 80, 64, гимназия 44, СОШ 3, СОШ МБОУ СОШ 57, 34, 55, гимн. 44 привести журналы в соответствие с требованиями к ведению классных журналов. 3. МБОУ СОШ 1, 3 разработать положение о рабочих программах. 4. Пройти курсовую подготовку педагогам – психологам, педагогам ОУ «пилотных» площадок
Выводы и рекомендации 5. СОШ 57, гимн. 25, СОШ 1, лицей-инт. 1, СОШ 34, 80, гимн. 44, СОШ 3, гимн. 3, указавшие в УП 0,5 ч. «Основ духовно-нравственной культуры народов России» привести рабочие программы в соответствие с количеством часов. 6. Разработать программу психологического мониторинга сформированности УУД у обучающихся 5-ых кл., в рамках введения ФГОС ООО МБОУ СОШ 64, Гимназия2, Лицей- интернат1. 7. МАОУ Гимназия 2 разработать программу элективного курса по зарубежной литературе и представить ее на утверждение ГКМС в МКОУ ДПО ЦИМПО.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Разработать Положение о системе оценок обучающихся, о формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся 2. Привести в соответствие с требовании учебные планы 3. Провести анализ существующих средств информационно- образовательной среды ОУ в рамках создания в ОУ информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям Стандарта. 4. Привести в соответствие журналы