Модель индивидуально-ориентированного обучения педагогов и руководителей в сфере образования: проектные и информационно- коммуникационные технологии. А.А. Попов
Современные социальные контексты и управление образовательными системами Современные социальные контексты Модернизация образовательных систем Идеологии управления в сфере образования управление как нормативное руководство (определять, возглавлять); управление как сервис (помогать, не противодействовать, не мешать); управление как опережающая смена рамок, как образовательная политика, как управление инновационным развитием (задавать).
Современные социальные контексты Первый контекст - кризис традиционных субъектов развития. В ситуации системного кризиса хозяйственной и политической сфер в России в конце ХХ века, сфера образования не смогла принять на себя миссию развития. В связи с этим произошла дискредитация образовательного смысла и статуса существующих образовательных институтов призванных вводить человека в современные практики мышления и жизнедеятельности. Серия инновационных проектов этого периода в целом была сосредоточена вокруг изменения содержания образования, гуманизации системы отношений участников образовательного процесса, локального внедрения инновационных образовательных технологий и инициировалась, прежде всего, самим образовательным сообществом.
Второй контекст – образование начинает рассматриваться как сфера для стратегических инвестиций. Произошло смещение приоритетов социально-экономического развития России с традиционного сектора экономики (производство новых промышленных товаров и услуг) к инновационному (производство новых технологий). В ситуации когда сфера образования становится важнейшим сектором инновационной экономики, подавляющее количество россиян не обладают базовыми современными цивилизационными компетенциями: миграционным движением за рынками труда; сознательным повышением профессиональной квалификации; техниками построения собственной карьеры; лояльным восприятием политических решений. Россия нуждается в эффективной системе развития человеческого и социального потенциала, основу которой и составляет сфера образования.
Третий контекст - система образования перестала быть основным институтом формирования человека. В Глобальном мире все большую роль начинают играть «фабрики мысли», растворенные в самых разных социальных структурах. Образовательную функцию сегодня все больше выполняют необразовательные системы телевидение, Internet, СМИ, туризм, и т. д. Это создает целую систему вызовов для образования, поскольку все активнее формирует выбор и предпочтения молодого поколения. Картина динамики мировых и страновых изменений сегодня становится своеобразным современным гипер-учебником. Организация образовательной деятельности в форме изолированного социокультурного института не отвечает современной ситуации. Альтернативой является практики развития человеческого потенциала в форме открытых социокультурных институтов интегрирующих различные формы деятельности, обеспечивающие развитие целостных антропологических характеристик, появление условий для формирования современной, открытой и рефлексивной картины мира, индивидуальных образовательных и жизненных стратегий.
Сегодня необходимо формирование новой образовательной политики учитывающую специфику территориального развития; учитывающую конкретные управленческие цели развития образования, формулируемые на том, или ином временном этапе; ориентирующуюся на интегральные показатели эффективности и развития. Для того чтобы такой подход к образованию стал реальностью, необходимо создать: адекватные для инвестиционного подхода модели управления образовательными системами; системы кадровой подготовки, позволяющие руководящим и педагогическим кадрам освоить технологии проектного и стратегического управления.
Целостное конструирование образовательных институтов В стране почти нет опыта целостного конструирования образовательных институтов и последовательного разворачивания образовательных проектов на территориях. Сегодня система повышения квалификации является одним из самых мощных механизмов, консервирующих существующую систему образования, поскольку воспроизводит ключевой ресурс системы - человеческий (кадровый). Необходимы программы повышения квалификации и кадровой подготовки управленческих и педагогических кадров призванные обеспечить переход от административной к проектно-программной парадигме в сфере образования, т.е. решающие одновременно несколько групп задач: задачи подготовки управленческих и педагогических кадров; задачи анализа ситуации в системе образования региона; задачи запуска в регионе необходимых образовательных и управленческих проектов и программ.
Проектирование - базовый образовательный процесс повышения квалификации и подготовки кадров Проектирование (исследование, замысливание и реализация) своей деятельности и проектирование изменений в образовательной и управленческой практиках, позволит создать реальные предпосылки для модернизации российской системы образования. Человек, открывший для себя новое видение предмета своей деятельности, самостоятельно и более успешно усвоит необходимые ему знания и освоит необходимые ему технологии. Проектирование как базовый тип образовательной деятельности в программе повышения квалификации может быть представлен как: проектирование слушателями системы повышения квалификации собственной деятельности; учебное проектирование слушателями образовательных ситуаций, участие в проектных разработках; включение в разработки муниципальных и региональных проектов развития сферы образования.
Проектирование – решение территориальных задач В проектирование как образовательный процесс могут быть втянуты различные социокультурные проблемы в зависимости от поставленных задач повышения квалификации. При этом решение этих задач должно приводить к реализации, как минимум, двух образовательных функций: освоение методов проектного мышления и деятельности; организация участниками повышения квалификации таких систем жизнедеятельности, в которых они хотели бы жить и действовать в реальном будущем. Таким образом, повышение квалификации направлено на решение региональных образовательных задач с одной стороны и на кадровую модернизацию, в ходе этого, с другой.
Принципы программы повышения квалификации принцип деятельности: освоения подходов и принципов разработки, управленческих и педагогических образовательных технологий - реализуется через их включение в совместную деятельность по проектированию, исследованию и сопровождению образовательных проектов и программ; принцип технологичности: программа ориентирована на процесс технологизации, то есть процесс соразработки нового типа управленческих и педагогических технологий. принцип гуманитарности: в основу деятельности положен процесс самоопределения как основной человекообразующий процесс. принцип практичности: включение в программу организации разработок учрежденческих, муниципальных и региональных проектов развития сферы образования и проектирования слушателями собственной деятельности, с учетом уже имеющегося опыта.
Содержание программы повышения квалификации должно: опираться на осознаваемые цели всех слушателей и формировать новые образовательные потребности; обеспечивать возможность индивидуального образовательного маршрута слушателей через соорганизацию различных форм индивидуального и коллективного участия в исследовательских и проектных разработках; предусматривать мобильные перемещения участников по образовательным позициям; включать участников в современные формы мышления и деятельности; встраивать участников в различные формы современных общественных коммуникаций; предусматривать аналитические и рефлексивные формы фиксации образовательного содержания; предусматривать включение в качестве образовательного материала ситуаций городского, регионального, федерального уровней; предусматривать решение таких образовательных задач, которые актуальны и практически значимы для всех ее участников; восстанавливать культурно-исторические основания решаемых образовательных задач.
Эффективные формы организации повышения квалификации Модульные формы образования, включающие интенсивные проектно- аналитические сессии и межсессионную работу в индивидуальном и командном режиме. Использование организационно-обучающих, организационно- управленческих игр, в рамках которых используются прямые и имитационно-ролевые формы коммуникации: лекции, установочные доклады, групповая работа, коллективные обсуждения, дискуссии, экспертные суждения, анализ ситуации, работа с интернетом, индивидуальные и групповые доклады, консультации, электронные презентации, семинары, тренинги, пресс-конференции, рейтингование и другие. Эффективность реализации программы Реальное повышение качества и развития деятельности педагогов и руководителей различного уровня. Появление и реализация реальных проектов слушателей.
Логика очных сессий Номер сессииТип сессииЦель сессииРезультат сессииКадровая задача Первая очная сессия. Областной экспертно- аналитический семинар. Учебно- консультацион ная Обоснование образовательного проектирования как специального метода социального конструирования. Инсталляция проектного метода в образовании Подготовка к переходу от инициативности к проектности как социальному конструированию Вторая очная сессия. Муниципальн ые научно- методические семинары. Регионально- аналитическа я Корректировка образовательных проектов исходя из анализа муниципально- региональной ситуации. Оценка образовательных проектом местным сообществом Подготовка, связанная с постановкой аналитических способностей по отношению к внешним контекстам проектов. Третья очная сессия. Областной экспертно- аналитический семинар. Экспертно- конструкторск ая Экспертиза результатов проектов как системы инновационных показателей для региональной системы образования. Пакет инновационных показателей для РСОКО Томской области Итоговая подготовка к аттестации через выявление и анализ системы критериев и показателей эффективности проектов
Темы очных сессий Первая очная сессия – областной семинар: «Проектирование как инструмент развития региональной системыобразования». Вторая очная сессия – муниципальный проектно-методический семинар: «Система образовательных проектов как средство решения муниципально-региональных задач». Третья очная сессия - областной семинар: «Система инновационных показателей как результат проектного метода в региональной системе образования»
Схема взаимодействия - логика проекта Этап I. «Инициация» Замысел проекта Согласование с муниципальным сообществом Он-лайн конференция 1 Заполнение (муниципальный семинар) проектной формы Этап II. «Планирование» 1-ая экспертная сессия Заполнение проектной формы 2 Экспертиза Этап III. «Исполнение» Анализ экспертизы Реализация проекта Самомониторинг и заполнение проектной формы 3 2-ая региональная сессия Этап IV. «Завершение» Заполнение проектной формы 4 Аттестация Он-лайн конференция 2 Получение документов о повышении квалификации
Алгоритм взаимодействия автора с экспертами и региональными операторами На I этапе «Инициация проекта» автор: взаимодействует с региональными экспертами на муниципальном семинаре, который организует региональный оператор; участвует в форуме на сайте, где имеет возможность получить обратную связь от экспертов; формирует тезисы и вопросы к он-лайн конференции и вносит их на сайт в проектную форму ; участвует в он-лайн конференции с экспертами, о которой сообщает региональный оператор; заполняет проектную форму 1 – «Инициация» На II этапе «Планирование» автор: участвует в первой экспертной сессии, которую организует региональный оператор; заполняет проектную форму 2 и получает от эксперта (через сайт) экспертные суждения и рекомендации. На III этапе «Исполнение» автор: анализирует экспертизу и заполняет проектную форму 3.1; реализует проект и заполняет проектную форму 3; участвует во второй экспертной сессии, которую организует региональный оператор. На IV этапе «Завершение» автор: заполняет проектную форму 4 и получает аттестационную оценку эксперта; формулирует свое отношение к аттестационной оценке (форма 4.4.1); формулирует тезисы и вопросы к он-лайн конференции и вносит их на сайт в проектную форму 4.5.1; участвует в он-лайн конференции с экспертами, о которой сообщает региональный оператор. получает от регионального оператора документы о повышении квалификации.
Схема поэтапного проектирования
Этап 1. Процесс управления проектом - «инициация» Тип экспертизы проекта – «согласование с местным (муниципальным) сообществом» Действия 0. Анкетные данные заявителя и проектного коллектива ФИО автора; ФИО соавтора; ФИО экспертов; Регион исполнения проекта; Перечень учреждений участвующих в проекте; Планируемая дата начала проекта; Планируемая дата окончания проекта; Тип проекта 1.1 Определение номинации проекта 1.2 Формулирование названия проекта: Метафорическая тема проекта Содержательная тема проекта 1.3 Обоснование темы проекта: Базовые действия в проекте Объект проекта Материал проекта 1.4. Согласование с местным сообществом проектного заказа на муниципальной сессии: Целей проекта Результатов проекта для территории Бюджета проекта Определение собственных дефицитов: Описание собственных компетентностных проблем Участие в первой он-лайн конференции и подготовка вопросов к первой экспертной сессии
Этап 2. Процесс управления проектом - «планирование» Тип экспертизы проекта – внешняя экспертиза Действия 2.1. Функциональное описание проекта: Основные понятия проекта Базовые технологии проекта Возможности проекта 2.2. Описание мероприятий проекта: События проекта Подготовительные типы работ Типы отчетности в проекте и расписание 2.3. Планирование ресурсов: Планирование человеческих ресурсов Планирование коммуникаций Планирование материально-технических ресурсов Планирование финансовых ресурсов (бюджет) 2.4. Планирование качества: Показатели качества в проекте Границы качества в проекте 2.5. Риски проекта: Идентификация рисков Планирование управления рисками
Этап 3. Процесс управления проектом - «исполнение» Тип экспертизы проекта – мониторинг Действия 3.1. Анализ внешней экспертизы: Формулирование отношения Корректировка раздела «планирования» Подготовка вопросов ко второй экпертной сессии 3.2. Проведение мероприятий: Описание проведения мероприятий через основные параметры и характеристики Инструменты распространения информации 3.3. Управление отклонениями и изменениями: Проблемные ситуации и их причины Корректировка деятельности команды проекта 3.4. Управление рисками: Перечень произошедших рисков Ликвидация рисков 3.5. Управление качеством: Оценка качества в системе показателей проекта Корректировка системы показателей качества проекта
Этап 4. Процесс управления проектом - «завершение» Тип экспертизы проекта – аттестация Действия Самооценка проекта по аттестационной шкале (с комментариями) Описание системы показателей, апробированных проектом для РСОКО Томской области Инструменты внедрения и распространения проекта Знакомство с результатами аттестации и оформление своего отношения к оценке Подготовка тезисов и участие во второй он-лайн конференции
Экспертные шкалы Шкала 1. Социальная. Регионально-территориальная необходимость проекта 0 – 20 баллов Шкала 2. Индивидуальная. Антропологичность проекта 0 – 25 баллов Шкала 3. Профессиональная. Результативность проекта 0 – 15 баллов Шкала 4. Культурно-информационная. Продуктивность проекта 0 – 15 баллов Шкала 5. Отраслевая. Регионально-ведомственная значимость проекта (модельность) 0 – 25 баллов Проходной барьер от 50 баллов от 50 баллов (1 категория) - муниципальный уровень поддержки; от 70 баллов – областной уровень поддержки; от 80 баллов – высшая категория; от 85 баллов – федеральный уровень поддержки.
Программа второй очной сессии – муниципальных проектно-методических семинаров «Система образовательных проектов как средство решения муниципально-региональных задач» – Вступительное слово ведущего семинара – регионального эксперта на тему:«Образовательные проекты как средство решения территориальных задач населения. Введение экспертных критериев» – Подготовка проектных команд. Знакомство с оценочными листами – Взаимная экспертиза проектных команд – Обед – Публичная презентация проектов по теме: «Региональное значения реализации проекта». Выступление экспертирующих команд – Рейтинговое голосование – 19.00Подведение итогов семинара.
Сценарий Он-лайн конференций Презентируется тема и ее описание-пояснение с детализацией вопросов и позицией модератора Далее происходит обсуждение темы участниками (1 этап) Затем происходит присоединение экспертов (2 этап) Затем участники относятся к позиции экспертов (3 этап) Подведение итогов он-лайн конференции
Он-лайн конференция 1. Тема: Регионально-территориальная специфика образовательных проектов в Томской области Вопросы конференции: В чем состоит социально-экономическая ситуация в Томской области как основание для образовательного проектирования? Как образовательные моменты могут повлиять на гуманитарно-антропологическую ситуацию в Томской области? Как могут появиться новые образовательные стратегии у жителей Томской области? Какие изменения инициируют проекты в региональной системе образования Томской области (в том числе в системе РСОКО)? Он-лайн конференция 2. Вопросы конференции: Тема: Регионально-ведомственная значимость образовательных проектов для Томской области На какие базовые проблемы в организации региональной образовательной системы Томской области ориентированы проекты? Какие изменения в регионально-образовательной системе инициируют образовательные проекты? В чем отличительные черты регионально-модельного проекта, способного к переносу и распространению? В чем состоят инструменты такого переноса?