1 Особенности ФГОС. Учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС По материалам Александра Кондакова, декабрь 2010 г. – январь 2011г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Advertisements

1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
11 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Родительское собрание г. Вольск, 28 октября 2010 г.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
111 Наша новая школа. Новые образовательные стандарты г Педагогический совет.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Особенности ФГОС. Учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС Александр Кондаков, декабрь, 2010 г. 1.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Транксрипт:

1 Особенности ФГОС. Учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС По материалам Александра Кондакова, декабрь 2010 г. – январь 2011г.

2 Основы школьного стандарта III) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа I) Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России II) Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020 Наша новая школа

3 I) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет: систему базовых национальных ценностей; современный национальный воспитательный идеал; цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

4 1. Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество

5 5 Патриотизм любовь к России любовь к России к своему народу к своему народу к своей малой родине к своей малой родине служение Отечеству служение Отечеству

6 6 Социальная солидарность Социальная солидарность свобода личная и национальная свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества доверие к людям, институтам государства и гражданского общества справедливость, милосердие, честь, достоинство справедливость, милосердие, честь, достоинство

7 7 Гражданственность служение Отечеству служение Отечеству правовое государство правовое государство гражданское общество гражданское общество закон и правопорядок закон и правопорядок поликультурный мир поликультурный мир свобода совести и вероисповедания свобода совести и вероисповедания

8 8 Семья любовь и верность любовь и верность здоровье здоровье достаток достаток почитание родителей почитание родителей забота о старших и младших забота о старших и младших забота о продолжении семьи забота о продолжении семьи

9 Здоровье духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье физическое здоровье человека физическое здоровье человека здоровый образ жизни здоровый образ жизни

10 Труд и творчество Труд и творчество любовь к труду любовь к труду творчество и созидание творчество и созидание целеустремленность и настойчивость целеустремленность и настойчивость

11 Наука ценность знания ценность знания стремление к истине стремление к истине научная картина мира научная картина мира

12 Традиционные религии России Традиционные религии России представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога

13 Искусство и литература Искусство и литература красота красота гармония гармония духовный мир человека духовный мир человека нравственный выбор нравственный выбор смысл жизни смысл жизни эстетическое развитие эстетическое развитие этическое развитие этическое развитие

14 Природа эволюция эволюция родная земля родная земля заповедная природа заповедная природа планета Земля планета Земля экологическое сознание экологическое сознание

15 Человечество мир во всем мире мир во всем мире многообразие культур и народов многообразие культур и народов прогресс человечества прогресс человечества международное сотрудничество международное сотрудничество

16 1. Базовые национальные ценности российского общества : определяют: идеологию содержания образования; основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России; содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

17 2. Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России

18 3. Основные задачи духовно- нравственного развития и воспитания школьников : Ф ормирование у обучающихся : Личностной культуры Личностной культуры Личностной культуры Личностной культуры Семейной культуры Семейной культуры Семейной культуры Семейной культуры Социальной культуры Социальной культуры Социальной культуры Социальной культуры

19 Личностная культура Личностная культура готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности

20 Семейная культура осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода

21 Социальная культура осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей. вера в Россию; забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия. готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию.

22 II) Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует: фиксирует: систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности

23 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ III) Стандарт как совокупность трех систем требований

Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС. Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании. Изменилась структура стандарта (совокупность требований). Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ. Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные). ФГОС имеет методологическое основание (системно- деятельностный подход). Особенности ФГОС 24

Ориентиром при построении содержания образования стали: фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России; изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования; значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса; расширены возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС; предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность. Особенности ФГОС 25

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в каждом образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в каждом образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы. Основная образовательная программа ОУ 26

Выпускник начальной школы любит свой народ, свой край и свою Родину; любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества; уважает и принимает ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познает мир; любознательный, активно и заинтересованно познает мир; владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности; владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности; готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; доброжелательный, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Требования к результатам освоения основной образовательной программы 27

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»я» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения ООП 28

Метапредметные результаты Метапредметные результаты (начальная школа) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач 29

(начальная школа) Предметные результаты (начальная школа) Литературное чтение : Литературное чтение : достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации 30

31 Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы (начальная школа) Планиру-емыерезультатыПрограммакультурыздоровогообразажизниУчебныйпланПрограммаформированияУУДПрограммадуховно-нравственноговоспитанияПрограммыпоучебнымпредметамПрограммакоррекционнойработыСистемаоценкиПоясни-тельная записка записка

Примерная основная образовательная программа 32 Рекомендована к использованию решением Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (письмо Минобрнауки России от 16 августа 2010 года 03-48) Размещена на сайтах Минобрнауки России и (

Программа формирования УУД Виды универсальных учебных действий: Личностные- самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация Регулятивные - целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные- общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы (работа с информацией, с учебными моделями, использование знаково –символических средств Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли, разрешение конфликтов 33

Планируемые результаты Планируемые результаты освоения сквозных программ: Программа формирования УУД Программа формирования ИКТ- компетентности Планируемые результаты изучения программ по учебным предметам: Русский язык. Родной язык Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке Математика, Информатика Иностранный язык Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 34

Программы отдельных учебных предметов Включают разделы: пояснительная записка основное содержание учебного предмета варианты тематического планирования рекомендации по материально- техническому обеспечению учебного предмета 35

Оценка достижения планируемых результатов На итоговую оценку выносятся только метапредметные и предметные результаты обучения: - Русский язык - Родной язык - Математика - Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Личностные результаты оцениваются в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований 36

Направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы Направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы Учебно-методическое обеспечение 37

Образовательное учреждение (ОУ) должно быть обеспечено Образовательное учреждение (ОУ) должно быть обеспечено - учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, - учебно-методической литературой, - материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы Учебно-методическое обеспечение 38

Учебно-методическое обеспечение 39 ОУ должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР; библиотека должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам, библиотека должна иметь фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно- библиографические и периодические издания.

Особенности экспертизы учебников При экспертизе учебников на соответствие ФГОС – определяется принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения ООП общего образования на соответствующей ступени общего образования При экспертизе учебников на соответствие ФГОС – определяется принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения ООП общего образования на соответствующей ступени общего образования (Приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 года 428) 40

Система учебников обеспечение реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС обеспечение реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС комплексное представление информационно- образовательной среды учебного предмета, которое обеспечивает логику изложения содержания, определяет пути и уровни освоения учебного курса комплексное представление информационно- образовательной среды учебного предмета, которое обеспечивает логику изложения содержания, определяет пути и уровни освоения учебного курса целенаправленное и системное изучение учебного предмета от класса к классу, от ступени к ступени целенаправленное и системное изучение учебного предмета от класса к классу, от ступени к ступени повышенный спрос образовательных учреждений на системы учебников повышенный спрос образовательных учреждений на системы учебников 41

Основные принципы формирования федеральных перечней учебников Учебник включается в федеральный перечень при наличии двух положительных экспертных заключений: Учебник включается в федеральный перечень при наличии двух положительных экспертных заключений: 1. по результатам педагогической экспертизы (РАО) 2. по результатам научной экспертизы (РАН) 42

Структура федерального перечня учебников Перечень рекомендованных учебников 1. Раздел – системы учебников (ФГОС) 2. Раздел - завершенные предметные линии учебников (ФГОС) 3. Раздел – завершенные предметные линии учебников ( ФК ГОС) ( ФК ГОС) Перечень допущенных учебников 1. Раздел – учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии (ФГОС) 2. Раздел – учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии ( ФК ГОС) 43

СтруктураФедеральныхперечнейучебников Структура Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год ФП учебников, рекомендованных к использованию в ОУ ФП учебников, допущенных к использованию в ОУ Раздел 1. Системы учебников (соответствие ФГОС) Год экспертизы 2010 Только учебники начальной школы Раздел 2. Завершенные предметные линии (соответствие ФГОС) Год экспертизы 2010 Только учебники начальной школы Раздел 3. Завершенные предметные линии (соответствие федеральному компоненту содержания образования) Год экспертизы Учебники начальной, основной и старшей школы Раздел 1. Незавершенные предметные линии (соответствие ФГОС) Год экспертизы 2010 Только 1 учебник начальной школы Раздел 2. Незавершенные предметные линии (соответствие федеральному компоненту содержания образования) Год экспертизы Учебники начальной, основной и старшей школы

Учебно-методические комплекты издательства «Просвещение» в федеральных перечнях учебников на учебный год

СИСТЕМЫ УЧЕБНИКОВ Начальнаяшкола Начальная школа

Особенности системыучебников Особенности системы учебников включает завершенные предметные линии учебников по всем учебным предметам начальной школы; содержание учебников соответствует требованиям ФГОС; учебники способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных результатов;; электронный продукт дополняет и расширяет содержание учебника; учебники позволяют учителю рационально организовывать работу для эффективного решения образовательных задач, используя как традиционные методы и формы обучения, так и инновационные технологии

Русскийязык Русский язык

4 класс Выход 2011 г. Литературноечтение Литературное чтение

Английскийязык Английский язык

Немецкийязык Немецкий язык

Французскийязык Французский язык

Испанскийязык Испанский язык

Математика

Информатика 4 класс Выход 2011 г. 3 класс Выход 2011 г. 2 класс Выход 2011 г. 1 класс Выход 2011 г.

4 класс выход 1 квартал 2011 г. Окружающиймир Окружающий мир

Музыка

Изобразительноеискусство Изобразительное искусство

4 класс выход 1 квартал 2011 г. Технология

Физическаякультура Физическая культура

Оcновырелигиозныхкультур и светскойэтики Оcновы религиозных культур и светской этики

Математика 4 класс Выпуск 2011 г.

Системаучебников Система учебников Особенности: включает завершенные предметные линии учебников по всем учебным предметам начального общего образования, учебники значительно доработаны в соответствии с требованиями ФГОС, учебники способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных результатов; наличие электронного продукта, дополняющего и расширяющего содержание учебника; содержание учебного материала ориентировано на духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, поликультурность содержания носит сквозной характер, система учебников направлена на всестороннее развитие личности младшего школьника

Соответствие федеральному компоненту содержания образования

Русскийязык Русский язык 4 класс Выход 2011 г. 3 класс Выход 2011 г. 2 класс Выход 2011 г. 1 класс АЗБУКА Выход 2011 г.

Литературноечтение Литературное чтение

Английскийязык Английский язык

Французскийязык Французский язык

Математика

Информатика

Окружающиймир Окружающий мир 3 класс Выпуск 2011 г. 4 класс Выпуск 2011 г.

Изобразительноеискусство Изобразительное искусство

Физическаякультура Физическая культура

Русский язык 4 класс Выход 2011 г. 3 класс Выход 2011 г. 2 класс Выход 2011 г. 1 класс Выход 2011 г.

ОБЖ

Наш сайт: Наш сайт: 76 Спасибо за внимание!