Лотман Юрий Михайлович 1922-1993 Пламень научного и творческого горения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Магистерская диссертация: ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ.
Advertisements

Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Жанр литературного комментария и его соотнесенность с авторским замыслом Презентация подготовлена ученицами 11 класса А ГОУ СОШ 983 Разорёновой Дарьей.
Особенности литературной критики 1) анализируя произведение, выдвигает общественно значимые проблемы своего времени, в свете которых дает оценку произведению;
РОМАНЫ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ «МИССИС ДЭЛЛОУЭЙ» И МАЙКЛА КАННИНГЕМА «ЧАСЫ»: ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ Презентация магистерской работы Кречко Екатерины Викторовны.
Мы не знаем ни одного явления в природе, которое не занимало бы части пространства и части времени. В.И. Вернадский Тема учебного проекта: Пространство.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Музыкальный и живописный аспекты в рассказах и сказках Оскара Уайльда Выпускная квалификационная работа Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы.
« « Онегина » воздушная громада … » Тема проекта: Тема проекта: «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «энциклопедия русской жизни » А.С. Пушкина.
Виртуальный музей Г.Р.Державина « Ум и сердце человечье Были гением моим…» Г.Р. Державин Авторы: Рой И.М.,Степанова И.А. Петрозаводск, МОУ « Державинский.
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ. Урок – это зеркало Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,
Филологический факультет Магистерские программы. Античная литература Руководитель: доктор филологических наук, профессор Татьяна Александровна Шарыпина.
4 блока теоретических понятий в курсе литературы в школе 1) понятия, связанные с развитием историко-литературного процесса; 2) литературоведческие понятия,
Особенности проведения олимпиады школьников по литературе в учебном году.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Презентация по теме магистерской работы: «Образование и лексико- семантические особенности русских и украинских псевдонимов XIX – XX веков» подготовила.
Курс литературы в старших классах историко-литературная основа, линейный принцип построения материала: 9 класс: 18 – первая половина XIX вв.; 10 класс:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филологический факультет Кафедра русского.
Художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе») в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе»)
Транксрипт:

Лотман Юрий Михайлович Пламень научного и творческого горения

Лотман Юрий. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий … Здесь, опираясь на понимание текста, исследователь дает разного рода интерпретации: историко-литературные, стилистические, философские и др

Литературовед Культуролог Семиотик Искусствовед Глава тартуско-московской структурно-семиотической школы гуманитарных исследований

Лекции по структуральной поэтике (1964) Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1 (1970) Структура художественного текста (1970) Анализ поэтического текста. Структура стиха (1972) (монография) Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 2 (1973) Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973) Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий (1980) Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя (1981) Культура и взрыв (1992) Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). (1993) Диалог с экраном (1994; совместно с Ю. Цивьяном)

Литературоведение должно быть наукой (1967) О типологическом изучении литературы (1969) О содержании и структуре понятия «художественная литература» (1973) Замечания о структуре повествовательного текста (1973) Каноническое искусство как информационный парадокс (1973) К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи (1979) Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) (1986) Массовая литература как историко-культурная проблема (1991)

В книге впервые собраны все работы Ю.М.Лотмана, посвященные русской поэзии и творчеству поэтов XVIII-XX столетий. Том состоит из трех разделов: первый - монография `Анализ поэтического текста`, ставшая настольной книгой молодых филологов; второй - статьи и исследования историко-литературного характера, дающие панораму поэзии от М.Ломоносова до И.Бродского; третий - рецензии, заметки, тезисы докладов. Раздел `Приложение` составили фрагменты `Книги для учителя`.

В работе "Структура литературного текста" Лотман сосредоточивает внимание не на временной структуре повествования в художественном тексте, а в структуре пространственной. Эта пространственная модель нашла широкое применение при литературоведческом анализе на уровне текста.

Событие или сюжет у Лотмана является перифразой действия в повествовании. При анализе, по мнению Лотмана, следует учитывать глобальную структуру текста, а не отдельные фрагменты действия. По Лотману сюжет состоит из трех элементов:

Семантическое поле (мир, о котором рассказывается), разделенное на два комплементарных множества; Граница между двумя множествами, которую может переделать только герой повествования. Герой повествования ( персонаж), который является носителем действия в повествовании.

Нарративные тексты могут быть, по мнению Лотмана, революционными или реститутивными. В революционных текстах присутствует преодоления границы. В реститутивных текстах преодоления границы не происходит. Лотман считал, что любой культурный порядок мира структурируется по топологическим принципу, то есть социальные, религиозные, политические и моральные модели концепционализуются через пространственные представления.

Лотман разработал понятие "семиосфера". Семиосфера - это такое закрытое пространство, внутри которого происходят коммуникативные процессы.

Структуризм и семиотика для Лотмана – универсальное средство осмысления и анализа литературы, культуры и истории.

По мнению академика Юрия Лотмана, «искусство – это форма мышления, без которого человеческое сознание не существует. Мы находимся внутри искусства. Оно – в нас, и мы – в нем. Выйти из искусства нельзя, так же как нельзя выйти из родного языка. Поэтому искусство – это мы».

Продолжая беседу об интеллигентности и культуре, Юрий Лотман перечисляет черты характера, определяющие интеллигентного человека, а также говорит о том, что понятие «интеллигентность» включает в себя не только доброту, терпимость, но стойкость, твердость и даже героизм.

Мы знаем смелость. Какой же честный человек её не будет уважать. Смелость человека, который говорит опасные вещи... Но есть и другая смелость смелость учёного, человека, говорящего то, что другим кажется неправильным. И вот час этой смелости, быть может, смелости менее заметной, тоже наступит. Но это час тем более трудный, потому что можно строить свою смелость, не выходя из общепринятой точки зрения, поменяв лишь плюсы на минусы.