Мировая художественная культура Владения МЕЛЬПОМЕНЫ : Трагическое в искусстве.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема трагической судьбы личности в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина Урок литературы в 10 классе.
Advertisements

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ ЯСОШ 9 г. Ярцево Маслобойникова Н.И.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Восхождение на Олимп. Знакомство с древнегреческими богами.
Трагики и комедиографы греческого театра. Эсхил. Отцом греческой трагедии по праву называли Эсхила ( гг. до н. э.). Его вклад в становление греческого.
Театр Древней Греции. «Поэт должен скрывать дурное и не представлять его на сцене. Как детей наставляет учитель, так поэт должен наставлять взрослых…»
Автор: студент I курса, Факультет: театральный Специальность: актерское искусство (драматический театр и кино)
Эсхил на все времена Трагедии древнегреческого мастера : «Персы»«Семеро против Фив»«Орестея» Трилогия -«Агамемнон», «Хоэфоры», «Евмениды» «Прикованный.
ЗЕВС Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов- олимпийцев. Атрибутами Зевса были: щит и двойной.
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР. Античный театр является общечеловеческой ценностью. Чем больше узнаешь о нем, тем больше удивляешься, как много знали, могли, умели люди.
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР урок мировой художественной культуры 10 класс.
Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерями самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными.
Эсхил
Театр возник в Древней Греции более 2500 лет назад в честь Великих Дионисий Бог Дионис.
Театр возник в Древней Греции более 2500 лет назад в честь Великих Дионисий Бог Дионис.
Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. 1.Возникновение театра.
А.С.Пушкин «Борис Годунов» - первая подлинно русская трагедия.
А.С.Пушкин «Борис Годунов» - первая подлинно русская трагедия.
Храм Ники Аптерос. АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ АНТИЧНЫЙ ТЕАТР. ТРАГЕДИЯ.
Театр и музыка Античности
Транксрипт:

Мировая художественная культура Владения МЕЛЬПОМЕНЫ : Трагическое в искусстве

Трагическое философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы трагедии. философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы трагедии.

мельпомена

Мельпомена -в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница трагедии. Изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке. Лицо музы спокойное, не сломленной страданием. Венок из плюща и меч – атрибуты Мельпомены, разящей страданием и дарующей вечную жизнь

Возникновение трагедии ТРАГЕДИЯ (от греч. tragodia, букв. козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. ТРАГЕДИЯ (от греч. tragodia, букв. козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей.

Особенности жанра Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Др. Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: «Мещанская трагедия» (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго), историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс. Вишневский); с кон. 19 в. становится актуальной трагикомедия. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Др. Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: «Мещанская трагедия» (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго), историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс. Вишневский); с кон. 19 в. становится актуальной трагикомедия.

Эсхил – старейший из великих драматургов-трагиков древней Греции. Он создал около 90 драм, из которых сохранилось лишь семь трагедий. Эсхил превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы. – старейший из великих драматургов-трагиков древней Греции. Он создал около 90 драм, из которых сохранилось лишь семь трагедий. Эсхил превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы.

ИЗ ТРАГЕДИИ «ПРИКОВАННЫЙ ПРОМЕТЕЙ» Прометей Прометей О ты, Эфир божественный, и вы, О ты, Эфир божественный, и вы, О ветры быстрокрылые, и реки, О ветры быстрокрылые, и реки, И смех морских неисчислимых волн, И смех морских неисчислимых волн, Земля-всематерь, круг всезрящий солнца, Земля-всематерь, круг всезрящий солнца, Вас всех в свидетели зову: смотрите, Вас всех в свидетели зову: смотрите, Что ныне, бог, терплю я от богов! Что ныне, бог, терплю я от богов! Поглядите, в каких Поглядите, в каких Суждено мне терзаниях жизнь проводит Суждено мне терзаниях жизнь проводит Мириады годов! Мириады годов! Позорные узы обрел для меня Позорные узы обрел для меня Новоявленный царь блаженных богов. Новоявленный царь блаженных богов. Увы! я рыдаю об этой беде Увы! я рыдаю об этой беде И о бедах грядущих, и где же предел И о бедах грядущих, и где же предел Моих бесконечных страданий? Моих бесконечных страданий? Но что ж говорю? Ведь раньше я и сам Но что ж говорю? Ведь раньше я и сам Предвидел все грядущее, и нет Предвидел все грядущее, и нет Нежданных бедствий для меня. Я должен Нежданных бедствий для меня. Я должен Свою судьбу переносить легко: Свою судьбу переносить легко: Нельзя преодолеть Необходимость. Нельзя преодолеть Необходимость. Но тяжко и молчать и говорить Но тяжко и молчать и говорить Об участи моей. Ведь я, злосчастный, Об участи моей. Ведь я, злосчастный, Страдаю за благодеянья смертным. Страдаю за благодеянья смертным. Божественное пламя я похитил, Божественное пламя я похитил, Сокрыв в стволе пустого тростника, Сокрыв в стволе пустого тростника, И людям стал наставником огонь И людям стал наставником огонь Во всех искусствах и путем великим... Во всех искусствах и путем великим... За это преступленье казнь терплю, За это преступленье казнь терплю, Вися в оковах под открытым небом... Вися в оковах под открытым небом...

МЕДЕЯ

Медея МЕДЕЯ, в греческой мифологии волшебница, дочь царя колхов Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Цирцеи (или в некоторых вариантах мифа дочь Гекаты, Цирцея ее сестра). Помогала предводителю аргонавтов Ясону добыть золотое руно за обещание жениться и вместе с героем бежала из Колхиды. Чтобы задержать погоню, убила своего брата Апсирта и разбросала куски его тела, рассчитывая, что отец задержиться чтобы собрать их. Ясону и Медее пришлось спешно сочетаться браком в земле феаков, так как царь Алкиной готов был их выдать послам колхов, если бы они не были женаты. МЕДЕЯ, в греческой мифологии волшебница, дочь царя колхов Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Цирцеи (или в некоторых вариантах мифа дочь Гекаты, Цирцея ее сестра). Помогала предводителю аргонавтов Ясону добыть золотое руно за обещание жениться и вместе с героем бежала из Колхиды. Чтобы задержать погоню, убила своего брата Апсирта и разбросала куски его тела, рассчитывая, что отец задержиться чтобы собрать их. Ясону и Медее пришлось спешно сочетаться браком в земле феаков, так как царь Алкиной готов был их выдать послам колхов, если бы они не были женаты. В Иолке Медея мстит узурпатору Пелию, который отказался выполнить свое обещание и вернуть престол Ясону: она подговаривает его дочерей разрубить тело отца на куски для последующего омоложения, однако отказывается воскрешать (ср. аналогичный мотив во многих сказках). Из-за столь жестокой мести Ясона и Медею изгоняют из Иолка, они поселяются в Коринфе, где у них рождается двое сыновей. Когда Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке, Медея погубила соперницу вместе с ее отцом, убила своих детей и скрылась на крылатой колеснице. По другому варианту мифа, дети Медеи остались у алтаря Геры, и их убили разгневанные коринфяне. В Иолке Медея мстит узурпатору Пелию, который отказался выполнить свое обещание и вернуть престол Ясону: она подговаривает его дочерей разрубить тело отца на куски для последующего омоложения, однако отказывается воскрешать (ср. аналогичный мотив во многих сказках). Из-за столь жестокой мести Ясона и Медею изгоняют из Иолка, они поселяются в Коринфе, где у них рождается двое сыновей. Когда Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке, Медея погубила соперницу вместе с ее отцом, убила своих детей и скрылась на крылатой колеснице. По другому варианту мифа, дети Медеи остались у алтаря Геры, и их убили разгневанные коринфяне. Затем Медея поселилась в Афинах, где стала женой Эгея. От него она родила сына Меда. Когда ко двору прибыл Тесей, Медея, первой догадавшись, кем является пришелец, уговаривает Эгея погубить его, но Эгей узнает сына и изгоняет Медею, которая вместе с Медом возвращается в Колхиду. Здесь Ээт свергнут своим братом Персом. Мед убивает Перса и воцаряется в Колхиде (в другом варианте мифа Мед гибнет в походе против индов, а Медея сама убивает Перса и возвращает власть отцу). Затем Медея поселилась в Афинах, где стала женой Эгея. От него она родила сына Меда. Когда ко двору прибыл Тесей, Медея, первой догадавшись, кем является пришелец, уговаривает Эгея погубить его, но Эгей узнает сына и изгоняет Медею, которая вместе с Медом возвращается в Колхиду. Здесь Ээт свергнут своим братом Персом. Мед убивает Перса и воцаряется в Колхиде (в другом варианте мифа Мед гибнет в походе против индов, а Медея сама убивает Перса и возвращает власть отцу). Образ Медеи неоднократно привлекал внимание художников и писателей. Образ Медеи неоднократно привлекал внимание художников и писателей.

«Медея» одна из наиболее типичных трагедий великого древнегреческого драматурга Еврипида, поставленная на сцене в 431 г. до н. э. Используя миф о походе аргонавтов, Еврипид развертывает перед зрителями настоящую семейную драму. Дочь царя Колхиды, волшебница Медея, влюбившись в греческого героя Ясона, помогла ему добыть «золотое руно» от своего отца, бежала с Ясоном в Грецию, прижила с ним двух детей; после чего Ясон изменяет ей и хочет жениться на царской дочери. Такова завязка драмы. одна из наиболее типичных трагедий великого древнегреческого драматурга Еврипида, поставленная на сцене в 431 г. до н. э. Используя миф о походе аргонавтов, Еврипид развертывает перед зрителями настоящую семейную драму. Дочь царя Колхиды, волшебница Медея, влюбившись в греческого героя Ясона, помогла ему добыть «золотое руно» от своего отца, бежала с Ясоном в Грецию, прижила с ним двух детей; после чего Ясон изменяет ей и хочет жениться на царской дочери. Такова завязка драмы.

ЕВРИПИД. «МЕДЕЯ» ПЕРВЫЙ ЭПИСОДИЙ Медея (к хору) Медея (к хору) Но на меня, подруги, и без вас Но на меня, подруги, и без вас Нежданное обрушилось несчастье. Нежданное обрушилось несчастье. Раздавлена я им и умереть Раздавлена я им и умереть Хотела бы дыханье только мука: Хотела бы дыханье только мука: Все, что имела я, слилось в одном, Все, что имела я, слилось в одном, И это был мой муж, и я узнала, И это был мой муж, и я узнала, Что это муж последний из людей... Что это муж последний из людей Да, изо всех, кто дышит и кто мыслит, Да, изо всех, кто дышит и кто мыслит, Нас, женщин, нет несчастней. За мужей Нас, женщин, нет несчастней. За мужей Мы платим и недешево. А купишь, Мы платим и недешево. А купишь, Так он тебе хозяин, а не раб. Так он тебе хозяин, а не раб. И первого второе горе больше. И первого второе горе больше. А главное, берешь ведь наобум: А главное, берешь ведь наобум: Торочен он иль честен, как узнаешь? Торочен он иль честен, как узнаешь? А между тем уйди тебе ж позор, А между тем уйди тебе ж позор, И удалить супруга ты не смеешь. И удалить супруга ты не смеешь. И вот жене, вступая в новый мир, И вот жене, вступая в новый мир, Где чужды ей и нравы и законы, Где чужды ей и нравы и законы, Приходится гадать, с каким она Приходится гадать, с каким она Созданьем ложе делит. И завиден Созданьем ложе делит. И завиден Удел жены, коли супруг ярмо Удел жены, коли супруг ярмо Свое несет покорно. Смерть иначе! Свое несет покорно. Смерть иначе! Ведь муж, когда очаг ему постыл, Ведь муж, когда очаг ему постыл, На стороне любовью сердце тешит, На стороне любовью сердце тешит, У них друзья и сверстники, а нам У них друзья и сверстники, а нам В глаза глядеть приходится постылым. В глаза глядеть приходится постылым. Но говорят, что за мужьями мы, Но говорят, что за мужьями мы, Как за стеной, а им, мол, копья нужны. Как за стеной, а им, мол, копья нужны. Какая ложь! Какая ложь!