Культура Руси в 13-15 веках Фольклор, литература, общественная мысль, архитектура, иконопись.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура и быт Руси в XIV-XV вв. Алексина Е.Ю., учитель истории МБОУ гимназии 2.
Advertisements

КУЛЬТУРА РОССИИ В XV в Автор: Куляшова И.П. МОУ-СОШ 3 г. Красноуфимск.
Тема: Русская культура XIII-XV веков Жанры исторической песни и сказания. Например, песня о Щелкане Цикл новгородских былин - о Садко и Василии.
Культура и быт в XIV – XV веках 10 класс. История.
15 век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой. Строительство новых храмов было связано.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
Архитектура и живопись в XIV – XVI вв. Авторы: Елисеева В.И., 2010 г.
Из летописи «Слово о погибели земли русской» "О! Светло-светлая, красно- украшенная Земля русская наша! Дивное диво озёра твои, Потоки бурливые, реки,
Вопросы по культуре XIV-XV вв. ВАРИАНТ 1 1.Какое событие можно выделить в качестве переломного рубежа в развитии русской культуры XIII-XV вв.? 2.Кто написал.
Русская культура XIV – XVI веков Изучение нового материала и закрепление.
Культура Русских земель веков. 1. Особенности развития русской культуры в XIV – XVI вв. 1.Преодоление культурной разобщенности русских земель; 2.Господство.
Культура Руси XIV-XV веков 1.Условия развития культуры. 2.Книги и литература. 3.Зодчество. 4.Сравнение Московской и Новгородской архитектуры. 5.Живопись.
Культура Московской Руси 14 – 15 вв.. 1)В 13 в. Русские земли подверглись опустошительному нашествию. 2)Погибли памятники зодчества. 3)Исчезновение многих.
Культура Руси XIV-XV вв.. Особенности культуры XIV-XV вв. Замедление темпов культурного развития вследствие татаро- монгольского нашествия Некоторое обогащение,
Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
Русское изобразительное искусство вв.. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ВВ. Централизация российского государства вокруг Москвы Укрепление положение.
Искусство периода образования Российского государства Учитель Солодова О.Р. МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Проект на тему: Учитель истории и обществознания I категории Черкашина Т. А.
Начинается культурное возрождение Руси, единой русской культуры ; Ведущие темы произведений культуры – идеи единства русских земель и борьбы с ордынским.
Культура древнерусского государства XIV-XV веков. «Троица» Андрея Рублёва - символ национального единства русского народа Любовью и единением спасёмся.
Транксрипт:

Культура Руси в веках Фольклор, литература, общественная мысль, архитектура, иконопись

Цели урока : - дать характеристику основным направлениям и памятникам русской культуры XIII-XV веков. - сформировать представления об особенностях русской культуры. - воспитание гордости и уважения к культурному достоянию русского народа.

Условия и характерные черты культуры XIII -XV веков. Условия развития культуры: 1.Тенденция к объединению разных земель; 2.Активная внутренняя колонизация; 3. Важная роль церковных и монастырских деятелей во всех государственных делах; 4. Создание сильного централизованного единолично управляемого государства. Характерные черты культуры: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости. в) укрепление светской, придворной культуры; г) в рамках православной традиции зарождаются новые философские традиции.

Фольклор

Песни, сказания, былины Жанры исторической песни и сказания. Например, песня о Щелкане Цикл новгородских былин - о Садко и Василии Буслаеве

Письменность и литература Основные жанры: 1. Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях – князьях, деятелях церкви. «Житие святого Александра Невского» «Житие Сергия Радонежского». 2. Сказания – истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны. Софроний Рязанец «Задонщина». Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву». 3. Хождения – сочинения о дальних путешествиях. Афанасий Никитин «Хождение за три моря»

Письменность и литература В конце XIV - начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище»

Письменность и литература В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского. Повесть. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии".

Хождения за три моря" ( ) тверского купца Афанасия Никитина, первое в европейской литературе описание Индии, в которой автор прожил 3 года.

Общественная мысль Ересь стригольников. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами.

Архитектура

Зодчество На Руси, в Москве возводили каменные храмы. По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.

Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде В 1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую каменную церковь Спаса Преображения. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для русской культовой архитектуры. В 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде украсили фрески прославленного русского мастера Феофана Грека.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1360 г)

В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан Троице - Сергиев монастырь. Обитель играла важную роль в истории Русского государства

Храм Спаса-Преображения гг.

Церковь Николы на Липне под Новгородом (1292 г.)

В 1397 году на Сиверском озере был основан архимандритом Симонова монастыря Кириллом Белозерским Кирилло- Белозерский монастырь

При Иване III активно велось оформление Кремля Успенский собор Московского Кремля В 1326 году на Соборной площади Московского Кремля возвели каменную одноглавую церковь Успения Богоматери. К 1472 году она обветшала и стала мала для растущего города. По велению Великого князя Иоанна III Васильевича, церковь Успения Богоматери была разобрана, а на ее месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, значительно большего размера. Но едва мастера довели постройку до сводов, часть ее обрушилась. Призванные псковские зодчие не взялись исправлять, и в 1475 году строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. В первый же год мастер разобрал останки сооружения Кривцова и Мышкина и заложил новый фундамент храма. Аристотель Фиораванти закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, "церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.

Успенский собор

Благовещенский собор Московского Кремля Первый белокаменный собор Благовещенья был построен здесь в годах при Великом князе Василии Дмитриевиче. В 1405 году храм расписали прославленные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца. В годах, при Великом князе Иоанне III Васильевиче, псковские зодчие возвели новый трехглавый Благовещенский собор из кирпича, сохранив подклет из известняковых блоков. Во время пожара 1547 года храм сильно пострадал и в годах был перестроен. При этом внешний вид собора значительно изменился: по распоряжению царя Иоанна IV над старой обходной галереей – "гульбищем" – соорудили двухэтажные галереи, над ними поставили четыре угловых придела с главами. Над самим собором возвели еще две главы, и он стал девятиглавым. Купола и кровлю храма покрыли медными листами и позолотили, за что он получил в народе название "Златоверхий".

Благовещенский собор

Грановитая палата в Московском Кремле В годах итальянские зодчие Марко Фрязин (Руффо) и Пьетро Антонио Солари возвели на Соборной площади Московского Кремля палату, названную Грановитой из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами. Двухэтажная Грановитая палата – древнейшее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она служила парадным залом старого Кремлевского дворца. Здесь проходили приемы послов, государственные совещания, торжественные церемонии.

Грановитая палата

Живопись

Феофан Грек, живописец. (ок.1340-после 1405) Феофан Грек родился в Византии в 40-х годах XIV века. Летописи умалчивают о его деятельности на родине. Известно, что во 2-й половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 году Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде. Первое упоминание о "московском" периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 года. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год). Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе: росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Феофан Грек Богоматерь Донская

Андрей Рублев (ок.1360/ ) Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо- Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год). Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи. В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо- Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен.

Андрей Рублёв

«Троица» В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное событие. Известный реставратор Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы Пресвятой Троицы XV века. Только начал, но сделанного оказалось достаточно, чтобы потрясти свидетелей, нескольких специалистов, и стать сенсацией. Заговорили об открытии – и иконы, и самого ее автора…

Эпоха яркого расцвета живописи Древней Руси (XIV-XV вв.) представлена также классическими иконами новгородской школы («Чудо Георгия о змие»)

Сводная таблица современников Василий I ( ) - Феофан Грек, Андрей Рублев Иван III ( ) - Афанасий Никитин, архитектор Аристотель Фьораванти Василий III ( ) - Дионисий

Спасибо за внимание!