Курганов Сергей Юрьевич родился 8 августа 1954 года в городе Харьков. Окончил физико-математический факультет Харьковского пединститута. Как сотрудник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Advertisements

Ключ к знаниям, ключ к сердцу ребёнка, ключ к успеху.
Статья по теме: Системно-деятельностный подход в обучении математике
И.С.Якиманская. Якиманская Ираида Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО В технологии личностно ориентированного.
Классификация ПТ. Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания,
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Семинар Методист МОУ СОШ п. Сибирский Мозер Н.Н..
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Воспитательная программа «Дорога к миру» Автор: Абдулина Адима Аиповна Классный руководитель 5 класса МОУ СОШ 6 с. Петропавловка 2014 год.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Развивающее обучение: что это такое? Тема родительского собрания: г. Шумерля, МОУ гимназия 8 учитель начальных классов Башкирова И.М.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
«Современные образовательные технологии в образовательном процессе по иностранным языкам» (из опыта работы учителей ИЯ МОУ СОШ 133)
МОУ "Новопавловская СОШ 2" Использование разных УМК в начальной школе.
Доклад-презентация учителя начальных классов С.В.Абашкиной.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Технология саморазвивающего обучения. Потребности саморазвития личности самоутверждение самовыражение защищенность самоактуализация.
Учение через деятельность. Актуальность Современная школа должна быть ориентирована на обеспечение самоопределения и самореализации личности Современная.
Транксрипт:

Курганов Сергей Юрьевич родился 8 августа 1954 года в городе Харьков. Окончил физико-математический факультет Харьковского пединститута. Как сотрудник знаменитой лаборатории Баданского-Репкина, участвовал в разработке курса математики для педагогической системы, получившей впоследствии название развивающего обучения.

Вместе со своими коллегами историком литовским, физиком Ямпольским, филологом Соломадиным в начале 80-х годов начал проводить первые уроки- диалоги. Несколько позже вместе с философом Библером, психологом Берлянд, культурологом Ахутиным стал соавтором концепции Школы диалога культур. В 1986 году переехал в Красноярск, взял первый класс в 106-й красноярской школе и одиннадцать лет преподавал в ней.

В 1998 году вернулся в Харьков, сейчас работает учителем начальных классов в харьковской гимназии Очаг.

Диалог – это беседа учителя с учениками на темы, предусмотренные школьной программой, в которой и учитель, и ученик находятся в равном положении, то есть учитель не навязывает ученикам заранее определенные книжные мысли, а помогает им дойти до всего своим умом в процессе размышлений и обмена мнениями.

Три метода, организующих учебный диалог: 1) учебная задача ставится в споре с дразнящим Собеседником, подвергающим сократическому расшатыванию эмпирические знания учащихся, заставляющим детей мыслить от себя; 2) учитель особое внимание обращает на детские гипотезы, вопросы, переопределяющие учебную задачу. В ходе урока-диалога в этих гипотезах, вопросах, образах учащихся сгущается их личностное отношение к предмету, собственная позиция; 3) обращение к эксперименту.

Урок-диалог – это особая форма обучения, несводимая ни к проблемному обучению, ни к другим видам обучения, показывает сравнение его структуры со структурой урока, в котором обеспечивается движение всех учащихся к общему для всех познавательному результату как к итогу, однозначному окончанию учебной работы.

Урок-восхождение 1. Начинается с принятия всеми детьми одной учебной задачи как противоречия, требующего однозначного разрешения, снятия. 2. Смысл урока – в овладении общим способом решения учебной задачи, общим способом разрешения противоречия, выраженным в общей для всех модели. 3. Учебная задача решается с помощью выполнения каждым учеником типовых предметных действий с опорой на модель.

Урок-восхождение 4. Ставя учебную задачу, учитель заранее предполагает известный, единственно возможный способ ее решения в рамках единой логики. 5. Ученик выступает как абстрактная точка на единственной восходящей траектории познания. Обучение представляет собой думанье в одном направлении. Пути каждого ребенка по траектории восхождения тождественны в логическом отношении и отличаются лишь темпами.

Урок-диалог 1. Начинается с переопределения общей учебной проблемы, с порождения каждым учеником своего вопроса как парадокса, загадки, трудности. 2. Смысл урока – в постоянном воспроизведении ситуации ученого незнания, в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса- парадокса в самовитом слове, образе, гипотезе.

Урок-диалог 3. Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного каждым учеником, углубляет парадоксальность учебной проблемы, ее неразрешимость, вечность. 4. Ставя учебную проблему, учитель внимательно выслушивает все возможные варианты ее решения и переопределения, предлагаемые учащимися. В этих вариантах учитель помогает проявить спор различных логик и форм мышления.

Урок-диалог 5. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение различных культур и способов понимания требует от каждого ученика и от учителя ответственного, индивидуально-неповторимого, непредсказуемого слова-поступка. Самое главное: для учителя тексты диалогов, реплики детей, их фиксация и анализ являются важнейшей формой изучения мышления учеников, а не только способом формирования этого мышления.

Курганов вместе с философом Библером Владимиром Соломоновичем является соавтором концепции Школы диалога культур. Ученые высказали гипотезу о том, что в основу логики обучения, формирующей личностное мышление человека, должна быть положена логика диалога. Единицей такого обучения может быть урок особого типа, урок-диалог, на котором учитель и дети демонстрируют различные типы мышления и логики; в этом учебном диалоге в своеобразной форме воспроизводятся культурологические диалоги, характерные для определенных исторических эпох (античность, средневековье, Возрождение, новое время, современность).

Учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях. Он ставит учебную проблему, задавая последовательность сгущений, поворотов, тем, т.е. реализует определенную программу диалогического обучения. Кроме того, он является активным участником диалога. Он не играет в незнание, непонимание. Учебный диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на уровень вечных культурологических проблем, окончательного решения которых не знает не только ученик, но и учитель. Для учителя проблемы учебного диалога личностно значимы; он ждет от ученика и от себя самого новых попыток их решения и углубления. И наконец, учитель помогает «овнешниться» детской мысли о предмете.

Он и только он, учитель, может разглядеть в неуклюжем гадком утенке-образе, созданном ребенком на уроке, не просто смешную нелепость или дерзость, а начало личностного мышления. Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог, диалог как речевое общение людей и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.

Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно- рефлекторная. По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная. По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно- иллюстративная + проблемная. По категории обучаемых: продвинутого уровня.

Целевые ориентации Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры. Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

Концептуальные идеи Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности. Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога. Диалог есть позитивное содержание свободы личности.

Концептуальные идеи Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний. Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры.

Литература Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, Современный справочник школьника: 1-4 классы, Математика для начальной школы в таблицах и схемах: правила и формулы, определения и примеры, задачи с решениями, Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах: правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений, 2011.