Католическое богословие История богословия 1 курс, 1 семестр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Advertisements

Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Тема 4 Западноевропейска я философия средневековья и нового времени.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Выдающиеся представители духовной культуры Средневековья.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 48 Герменевтика как методология.
I в. до н. э.V в. н. э. римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой. Наряду с римлянами, к римской философии относятся.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права.
М А Т Е Р И А Л Ы К У Р О К У О Б Щ Е С Т В О З Н А Н И Я.
Транксрипт:

Католическое богословие История богословия 1 курс, 1 семестр

Содержание лекции Что такое католицизм? Католическое и православное богословие. Основные направления в католическом богословии. Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Основные богословские темы II Ватиканского собора ( ). Проблема восприятия современного католического богословия.

Что такое католицизм? – Самостоятельная церковная традиция, существовавшая с первого века христианства. – Отделенное от Церкви сообщество верующих. Католическое и православное богословие. Основные направления в католическом богословии. Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Основные богословские темы II Ватиканского собора ( ). Проблема восприятия современного католического богословия.

Католическое и православное богословие. Что такое католицизм? Католическое и православное богословие. – Общее происхождение двух традиций. – Самостоятельность двух традиций. – Взаимодействие традиций в истории. Основные направления в католическом богословии. Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Основные богословские темы II Ватиканского собора ( ). Проблема восприятия современного католического богословия.

Католическое и православное богословие. Взаимодействие традиций в истории. Отдельные примеры: – Арианская ересь. Св. Василий Великий (ок ) – Паламитские споры. Св. Григорий Палама ( ) – Теория догматического развития. Кардинал Дж.Г. Ньюмен ( )

Основные направления в католическом богословии. Что такое католицизм? Католическое и православное богословие. Основные направления в католическом богословии. – Схоластика – Томизм – Скотизм – Мистицизм – Неотомизм Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Основные богословские темы II Ватиканского собора ( ). Проблема восприятия современного католического богословия.

Основные направления в католическом богословии. – Схоластика schola (школа) с 9 по 20 век – Томизм Фома́ Акви́нский (1225 – 1274) с 13 по 20 век – Скотизм Иоанн Дунс Скот ( ) века – Мистицизм св. Бернард из Клерво ( ), св. Хильдегарда Бингенская ( ), Иоахим Флорский ( ), Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) и св. Жанна Франсуаза де Шанталь ( ) и св. Франциск Сальский ( ) и 17 век – Неотомизм энциклика Aeterni Patris (1879) папы Льва XIII – официальное признание неотомизма наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие

Схоластика Термин "схоластика" этимологически связан с заимствованным из греческого языка словом schola (школа). В церковных школах эпохи раннего христианства схоластами называли учителей Термин "схоластика" обозначает целый комплекс явлений, характеризовавших интеллектуальную жизнь главным образом Римско-католической церкви на протяжении нескольких веков.

Схоластика Пять периодов схоластики. 9 – 12 вв. Первый из этих периодов - еще не схоластика в строгом смысле слова, а скорее эпоха приготовления путей для ее расцвета. 13 в. «Золотой век схоластики» 14 в. период упадка 15 – 19 вв. Постепенная утрата авторитета 19 – 20 вв. Неосхоластика.

Пять периодов схоластики 9 – 12 вв. Первый из этих периодов - еще не схоластика в строгом смысле слова, а скорее эпоха приготовления путей для ее расцвета. Он начинается в 9 в. с Иоанна Скота Эриугены (ок ) и завершается в конце 12 в. деятельностью таких выдающихся богословов, как Ансельм Кентерберийский ( ), Жильбер Порретанский ( ) и другие представители Шартрской школы, Гуго Сен-Викторский ( ) и другие богословы школы при Сен-Викторском аббатстве, Петр Абеляр ( ), Бернар Клервоский ( ), Петр Ломбардский (ок ) и многие другие. Зароненные ими семена способствовали возбуждению интеллектуальных интересов во всех классах общества и привели к резкому увеличению числа учащихся (а значит, и школ при соборах и аббатствах), а впоследствии к возникновению многочисленных университетов 13 в. 13 в. «Золотой век схоластики» Второй период, охватывающий 13 в., называют "золотым веком схоластики". Это была эпоха таких выдающихся мыслителей, как Альберт Великий ( ), Бонавентура ( ) и Фома Аквинский ( ).

Пять периодов схоластики 14 в. Затем наступил период упадка интеллектуальной активности, продлившийся до эпохи Возрождения. 15 – 19 вв. Выдающимися мыслителями этой эпохи были Фома Каетан ( ), Франциск Сильвестр из Феррары (ум. 1526), Франческо де Виториа (ум. 1546), Доминго Баньес (умер в 1604), Луис Молина (умер в 1600), Роберто Беллармино ( ), Франсиско де Суарес ( ) и др. Впоследствии влияние Декарта ( ) и других философов Нового времени привело к сужению круга схоластических мыслителей и утраты ими своего былого авторитета. 19 – 20 вв. Неосхоластика. Во второй половине 19 в. схоластика вступила в пору нового расцвета, которая длится до сегодняшнего дня. Первоначальный импульс к бурному развитию неосхоластики дали энциклика Aeterni Patris (1879) папы Льва XIII, содержавшая призыв вернуться к подлинному учению средневековой схоластики (прежде всего к учению Фомы Аквинского), а также ряд более поздних энциклик.

Внутреннее многообразие схоластики. Что представляет собой схоластика? Этот термин прилагался к весьма широкому кругу мыслителей, не только отделенных друг от друга веками, но и различавшихся по своим взглядам. Хотя все они были согласны между собой относительно вопросов вероучения, ясно выраженных в божественном Откровении и официально утвержденных Римско-католической церковью, однако в рамках этого вероучения каждый схоласт развивал и интерпретировал эти истины в свете своих собственных философских и богословских представлений и опираясь на свои собственные идеи.

Внутреннее многообразие схоластики. Во всем, что оставалось за гранью принятого церковью вероучения, можно обнаружить глубочайшие и зачастую непримиримые различия в подходах и позициях. – Например, в 13 в. многие идеи, выдвинутые Фомой Аквинским, радикальным образом отличались от идей, которые отстаивал учитель Фомы, Альберт Великий, или другой выдающийся богослов той же эпохи - Бонавентура. – В следующем веке теологи, называвшие себя томистами, вели ожесточенные споры и с последователями Дунса Скота (ок ), и со сторонниками Уильяма Оккама (ок ), которые, в свою очередь, часто не соглашались друг с другом. – В 20 в. мы обнаруживаем столь же широкое многообразие взглядов. Помимо скотистов, оккамистов и суаристов, здесь существуют еще томисты, называющие себя эссенциалистами, и томисты, называющие себя подлинными экзистенциалистами (отличая себя от "радикальных" экзистенциалистов, Ж.П.Сартра и других философов).

Внутреннее многообразие схоластики. Таким образом, под схоластикой следует понимать не столько общность учений, сколько единую духовную среду, в которой различные схоласты развивали свои учения.

Золотой век схоластики Что же это была за среда? Быть может, ответить на этот вопрос будет легче всего, если мы обратимся к "золотому веку" схоластики. В эту эпоху духовная атмосфера имеет две основополагающие характеристики: во-первых, безусловный приоритет веры над разумом; во-вторых, специфические и тщательно разработанные методы обучения.

Золотой век схоластики: приоритет веры Что означало признание этого приоритета на практике и к каким последствиям оно приводило? Прежде всего, медицина и право (как каноническое, так и гражданское), будучи университетскими дисциплинами, оказывались всецело подчинены контролю со стороны богословов. Под контролем находился и факультет "свободных наук" (т.е. философии). – Иногда этот контроль выражался в осуждении местными епископами, следовавшими советам представителей теологических факультетов, тех философских выводов, которые противоречили истинам веры.

Золотой век схоластики: приоритет веры Важное значение имело то, как сами теологи использовали философию. В центре их внимания находились сообщенные в божественном Откровении истины, которые надлежало не только защищать от еретических толкований, но также разъяснять, развивать и интерпретировать надлежащим образом. Чтобы осуществить эти задачи, теологам обычно приходилось опираться на идеи мыслителей предшествующих эпох, в том числе и философами. В результате они не только приходили к более глубокому пониманию отдельных богословских положений, но и развивали собственно философские концепции. Именно теологи 13 в. внесли существенный и весьма ощутимый вклад в развитие метафизики, психологии, теории познания и других философских дисциплин. Сложившееся в схоластике отношение к теологии привело к очень важным последствиям, выразившимся в своего рода "двойственности подходов", характеризующей самую атмосферу интеллектуальной жизни в "золотой век" схоластики.

Золотой век схоластики: приоритет веры Теологи видели свою задачу в защите, развитии и истолковании истин, утверждаемых верой. Одним из средств, обеспечивающих осуществление этой задачи, явилось тщательное изучение ими трудов своих предшественников: – Греческих отцов Церкви: Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и других, – латинских отцов Церкви: Августина, Илария Пиктавийского, Боэция, Беды Досточтимого, Исидора Севильского и других, – все доступные сочинения Платона, Аристотеля, Прокла и других философов, – сочинения арабских авторов (аль-Фараби, аль-Газали, Авиценны, Аверроэса), – еврейских авторов (ибн-Гебироля, Моисея Маймонида).

Золотой век схоластики: "Школьная" методология Помимо признания превосходства веры над разумом, атмосфера схоластической мысли характеризовалась также использованием специфических методов, подчиненных задачам "школьного" обучения. Главным и наиболее примечательным из этих методов был метод дискуссии (т.е. метод "вопросов" и "ответов", предполагавший рассмотрение каждой темы в форме: "Здесь возникает вопрос..."), почти в обязательном порядке использовавшийся всеми схоластами. Подобный подход был направлен прежде всего на то, чтобы приходить к окончательному заключению относительно рассматриваемого предмета или проблемы лишь после того, как будут взвешены и оценены все возможные ответы на поставленный вопрос. Цель этого метода состояла не только в том, чтобы прийти к правильному заключению, но и в том, чтобы приучить ученых думать, оценивать утверждения и приходить к разумным и обоснованным выводам. Этот метод был одинаково эффективен и тогда, когда подобному дискуссионному рассмотрению подвергались фундаментальные и общепризнанные учения, и тогда, когда он применялся для исследования новых и спорных положений.

Золотой век схоластики: "Школьная" методология Именно метод дискуссии определил жанровое своеобразие большинства схоластических сочинений, выходивших из стен средневековых университетов. Например, Quaestiones disputatae (Спорные вопросы) представляли собой не что иное, как запись отчета о реально происходивших диспутах, проводившихся еженедельно или раз в две недели и выявлявших самый широкий спектр различных мнений и точек зрения. – К жанру quaestiones disputatae принадлежит, в частности, сочинение Фомы Аквинского «Об истине», которое относится к периоду его преподавания в Парижском университете ( ) и содержит 253 отдельных вопроса, касающихся проблемы истины и проблемы блага. – Средневековые "суммы" представляли собой целостное и систематическое изложение философии или теологии в полном их объеме (отсюда сам термин "сумма"), основанное на том же методе всестороннего рассмотрения вопросов. – Этот метод использовался даже в комментариях к Петру Ломбардскому, Аристотелю, Боэцию и Книге о причинах, когда необходимо было выйти за пределы уже исчерпанного буквального смысла. Другой особенностью средневековой "школьной" методологии были постоянные усилия преподавателей и учащих мыслить и излагать свои мысли в наиболее ясной, точной и строгой форме.

Схоластика в последующие эпохи Интеллектуальная атмосфера последующих веков характеризовалась теми же двумя основными чертами, однако имела и свои характерные особенности. В 14 в. к представлению о превосходстве веры над разумом прибавилось заметное недоверие к разуму и философским спекуляциям (что объясняется осуждением в Париже в 1277 аверроистской интерпретации Аристотеля), что впоследствии привело к разрыву между теологией и философией. Многие схоласты стали применять проблемный метод не столько для решения фундаментальных проблем, сколько для защиты учения Фомы Аквинского от критики Дунсом Скотом или, наоборот, для защиты Дунса Скота от критики со стороны томистов и Оккама. В довершение проблемный метод дискуссии со временем выродился в "тезисный" метод. Этот последний состоял в том, что учитель выдвигал определенное положение или тезис, который он собирался отстаивать. Затем он разъяснял свою точку зрения, приводя доказательства, призванные подтвердить правильность его позиции, а потом отвечал на предложенные возражения. С педагогической точки зрения, этот метод был гораздо менее плодотворным, чем проблемный метод, поскольку не предполагал предварительной оценки и рассмотрения всех возможных ответов на поставленный вопрос. Кроме того, в 16 и 17 вв. развивалась схоластика кальвинистского толка, которая представляла собой философию, признающую превосходство веры (хотя и не признающую догматического авторитета Римской церкви) и основанную на "тезисном" методе.

Схоластика в последующие эпохи Однако в эпоху Возрождения многие церковные мыслители пришли к убеждению, что признание превосходства веры вовсе не предполагает скептического отношения к философии. Кроме того, они обратились к решению проблем, относящихся к области политических теорий, - например, к проблеме отношений церкви и государства, папы и светских государей, к вопросу о происхождении и сущности гражданского общества и к вопросу о возможности единства наций. Решая эти вопросы, схоласты внесли существенный вклад в развитие западной демократии. Схоласты пытались уяснить соотношение между свободой человеческой воли и божественным предопределением, однако, несмотря на затраченные усилия и множество сочинений, посвященных этому предмету, в этой сфере им не удалось достичь значительных успехов. Несмотря на здоровое и плодотворное обращение мыслителей этой эпохи к обсуждению принципиальных проблем, много сил и энергии по-прежнему тратилось на распри между иезуитами, францисканцами и доминиканцами.

Основные направления в католическом богословии. – Схоластика schola (школа) с 9 по 20 век – Томизм Фома́ Акви́нский (1225 – 1274) с 13 по 20 век – Скотизм Иоанн Дунс Скот ( ) века – Мистика св. Бернард из Клерво ( ), св. Хильдегарда Бингенская ( ), Иоахим Флорский ( ), Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) и св. Жанна Франсуаза де Шанталь ( ) и св. Франциск Сальский ( ) и 17 век – Неотомизм энциклика Aeterni Patris (1879) папы Льва XIII – официальное признание неотомизма наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие

Томизм Фома́ Акви́нский (1225 – 1274) – (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) (родился в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино, умер недалеко от Неаполя 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) первый схоластический учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена Доминиканцев; с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

Томизм Фома́ Акви́нский (1225 – 1274) – Учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г. Практически всю остальную часть жизни провел в Италии, за исключением гг., в течении которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г. В начале 1274 г. он умер в монастыре Фоссанова по пути на церковный совет в Лион.

Томизм: Историко-философские истоки Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им; заметно влияние неоплатоников, греческих комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.

Томизм: основные идеи в богословии Фомы Аквинского Система Фомы Аквинского базируется на идее принципиального согласия двух истин основанных на откровении и выводимых человеческим разумом – а) специально-христианские откровенные положения; они могут быть защищены разумом только как свободные от противоречий и правдоподобные, – б) разумом положительно обосновываемые учения: К истинам, полученным из откровения (напр. божественное триединство, воскрешение во плоти и др.) человеческий разум не в состоянии прийти, пользуясь собственными средствами, однако эти истины хотя и превосходят разум, но не противоречат ему. Теология исходит из истин, данных в откровении и использует философские средства для их экспликации. Философия движется от рационального осмысления данного в чувственном опыте к обоснованию сверхчувственного, напр. бытия Бога, Его единства и пр. (Комм. к «О Троице» Боэция, II 3).

Томизм: влияние на западную традицию Фома довёл схоластику до высшего развития посредством возможно полного приспособления Аристотелевской философии к церковному учению. Учение Фомы Аквинского, несмотря на некоторое первоначальное противодействие (некоторые из томистских положений были осуждены парижским архиепископом Этьеном Тампье в 1277 г.), оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 г. В 19 веке он был признан наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aеterni patris папы Льва XIII (1879 г.). Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского и богословского направления, именуемого «томизмом» (наиболее яркими представителями которого являются Томмазо де Вио (Каэтан) и Ф. Суарес), оказали некоторое влияние на развитие нововременной мысли (особенно явное у Лейбница).

Томизм: влияние на западную традицию Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского и богословского направления, именуемого «томизмом» (наиболее яркими представителями которого являются Томмазо де Вио (Каэтан) и Ф. Суарес), оказали некоторое влияние на развитие нововременной мысли (особенно явное у Лейбница). В течении ряда веков богословие Фомы остается нормативным для Католической церкви, при этом в эпоху Нового времени томистская философия не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь только в узко-конфессиональных рамках. Однако с конца XIX века учение Фомы вновь начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных под общим наименованием «неотомизм».

Томизм: сочинения Фомы Аквинского Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»), дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского", на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу о причинах», – «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающееся комментариями. ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения.

Основные направления в католическом богословии. – Схоластика schola (школа) с 9 по 20 век – Томизм Фома́ Акви́нский (1225 – 1274) с 13 по 20 век – Скотизм Иоанн Дунс Скот ( ) века – Мистицизм св. Бернард из Клерво ( ), св. Хильдегарда Бингенская ( ), Иоахим Флорский ( ), Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) и св. Жанна Франсуаза де Шанталь ( ) и св. Франциск Сальский ( ) и 17 век – Неотомизм энциклика Aeterni Patris (1879) папы Льва XIII – официальное признание неотомизма наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие

Скотизм СКОТИЗМ - схоластическое направление средневековой философии вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церковью в качестве ортодоксии. Основоположник - Иоанн Дунс Скот ( ) Основные представители: Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Иоанн Рипский, Жан Каноник, Александр Александрийский и др.

Скотизм: основные идеи Центральной проблемой школы явилась проблема индивидуации (лат. individuatio - индивидуализация), т.е. проявления бытия и его интерпретации как множества неповторимых индивидуальных объектов ("индивидов"), обладающих как интегральными, так и разделяющими их свойствами. Фундаментальный принцип индивидуации заключается в констатации принципиальной возможности обнаружения разделяющего признака у любых двух "индивидов". В контексте этого подхода развивает предложенную Иоанном Дунсом Скотом интерпретацию метода дистинкции (лат. distinctio - различение) как имеющего своим результатом фиксацию haecceitas ("этовости") как самотождественности индивидуального существования вещи в противоположность quidditas ("чтойности") как генерализирующего признака сущности, позволяющего отнести вещь в качестве элемента к тому или иному множеству.

Скотизм: влияние на западную традицию Использование метода дистинкции в качестве основного мыслительного инструмента теоретической аналитики приводит к оформлению многих понятийных средств, вошедших в классический категориальный аппарат философии и приведших к значительному обогащению философского языка. Кроме того, идея индивидуации, генетически восходящая к стоикам и канонизированная в схоластической формулировке Фомы Аквинского, приобретает в скотизме новое, личностное звучание: понятие тождественности (самотождественности) трактовалось как изоморфное понятию уникальности (тождественности лишь себе), - "тот же самый" как "единственный по числу", что в антропологической проекции приводило к утверждению аксиологически максимального статуса уникальной неповторимости личности, задавая в историко- философской традиции интенцию, впоследствии реализовавшуюся в персонализме. Идея о «неделимости индивидуальной природы» применительно к личности, может быть рассмотрена как своего рода предвосхищение холизма в психологии и концепции индивидуации как становления личностив психоаналитической концепции Юнга.

Основные направления в католическом богословии. – Схоластика schola (школа) с 9 по 20 век – Томизм Фома́ Акви́нский (1225 – 1274) с 13 по 20 век – Скотизм Иоанн Дунс Скот ( ) века – Мистицизм св. Бернард из Клерво ( ), св. Хильдегарда Бингенская ( ), Иоахим Флорский ( ), Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) и св. Жанна Франсуаза де Шанталь ( ) и св. Франциск Сальский ( ) и 17 век – Неотомизм энциклика Aeterni Patris (1879) папы Льва XIII – официальное признание неотомизма наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие

Мистицизм Мистицизм внес заметный вклад во всеобщее религиозное возрождение XII века. На этот период приходится жизнь четырех деятелей, сыгравших большую роль в истории той эпохи Это бенедиктинцы св. Бернард из Клерво ( ), св. Хильдегарда Бингенская ( ) и Иоахим Флорский ( ), а также шотландский или ирландский августинец Ричард или Ришар Сен-Викторский (ум. 1173), которого Данте считал "сверхчеловеком в высшей из наук". Духу Ришара и св. Бернарда было суждено господствовать в мистической литературе на протяжении последующих двухсот лет. Благодаря этим именам возникло то, что собственно называется теперь литературой средневекового мистицизма.

Мистицизм Мистическая литература делится на два класса – на личностную и дидактическую. Иногда, например, в знаменитой проповеди св. Бернарда, эти две черты объединяются – учитель использует свой собственный опыт для иллюстрации той или иной темы. В работах викторианцев (ряд авторов были монахами в аббатстве Сен-Виктор под Парижем) мистицизм – созерцание и развитие духовного чутья – занимает место привычного изложения теологии. На языке любимого Ришаром символизма он представлен "Вениамином", любимым сыном Рахили – своеобразной эмблемой созерцательной жизни, – и описан во всех подробностях в двух основных писаниях бенедиктинца – "Вениамине Большом" и "Вениамине Малом".

Мистицизм: основные представители Как бы ни было велико воздействие личности Ришара, оно уступает в масштабности фигуре св. Бернарда – как духовного авторитета XII столетия. Его неустанная и многосторонняя деятельность является хорошим опровержением утверждения о "праздности" созерцательного индивида. Св. Бернард продолжил и наполнил своим духом бенедиктинские традиции: его сочинения, наряду с трудами Ришара, очень быстро заняли важнейшее место среди книг, которые обусловили развитие позднейшего мистицизма. Оба эти мистика оказали фундаментальное влияние на образование английской школы мистицизма в XIV веке.

Мистицизм: основные представители Если средневековый мистицизм развивался в Западной Европе в основном под благотворным влиянием викторианцев и св. Бернарда, то в Германии и Италии он проявляется в поразительной форме прорицаний св. Хильдегарды Бингенской и Иоахима Флорского, пытаясь прямо воздействовать на ход светской истории. В лице св. Хильдегарды и монахини-бенедиктинки св. Елизаветы из Шенау ( ) мы видим начало длинного ряда женщин-мистиков – визионеров, прорицательниц и политических реформаторов, соединяющих в себе духовный трансцендентализм с великими практическими способностями. Выдающийся пример такой женщины – св. Екатерина Сиенская.

Мистицизм: основные представители Святая Екатерина (1347 г., Сиена 1380 г., Рим) терциарка доминиканского ордена, итальянская религиозная деятельница и писательница позднего Средневековья, оставившая множество писем и мистическое сочинение «Диалоги о Провидении Божьем». Занималась активной политической и миротворческой деятельностью, способствовала возвращению пап в Рим из Авиньонского пленения, убедив Григория XI перенести Святой Престол обратно в Италию. Вела чрезвычайно аскетический образ жизни и имела видения, из которых особо известны мистическое обручение и стигматизация. Причислена к лику святых Католической церковью, является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме, признана одной из трёх женщин-Учителей Церкви. Терциа́рии, члены существующих при некоторых католических монашеских орденах Третьих орденов. Третьи ордена (первой считается мужская ветвь ордена, второй женская) предназначены для людей, желающих принять на себя обеты и жить по уставу ордена, но не покидать мир.

Мистицизм: основные представители Аббата Иоахим Флорский ( ), которого Данте поместил среди великих созерцателей в сфере Солнца, был одним из основоположников развития мистицизма в Италии. Истинное значение его пророчеств, призывавших, по существу, к мистическому обновлению христианства, было оценено только после его смерти. Влияние этих пророчеств возрастало на протяжении всего 13 века, особенно после появления нищенствующих братств (францисканцы в 1209г., доминиканцы в гг.), воплотивших предсказания Иоахима о том, что новая эра Святого Духа начнется около 1260 года благодаря двум орденам, которые будут жить духовной жизнью и проповедовать нищету.

Мистицизм: основные представители Иоахимизм нашел свой способ выражения в францисканском мистицизме наиболее революционного типа. Мистический гений Франциска Асизского ( ) был сам по себе поразительно оригинален. Св. Франциск был редчайшей самовыражающейся личностью, великим духовным реалистом, не допускавшим никаких альтернатив духовной нищете и радостной мистической жизни. Св. Франциска не коснулось воздействие монашеской дисциплины и сочинений Дионисия и Бернарда. Не существует свидетельств о том, что он знал о пророчествах «Вечного Евангелия» Иоахима. Единственным источником, безусловно оказавшим на него влияние, был Новый Завет. Вместе с Франциском мистицизм вышел в "открытое пространство", попытался трансформировать повседневную жизнь, вошел в практику церковной жизни, заговорил на народном языке и стал воспевать Божественную Любовь в песнях трубадуров, оставаясь при этом вполне верным Католической Церкви. Никому после него не удалось повторить его подвиг – проникнуть в тайну духовного гения редчайшего типа. Он оставил свой след в истории, искусстве и литературе Западной Европы. Влияние его духа ощутимо и поныне.

Мистицизм: основные представители Основатель рейнской школы – великий схоласт-доминиканец Мейстер Экхарт ( ). Экхарт заложил основы не только немецкого мистицизма, но и всей немецкой философии. На заре XIV века Экхарт и Франциск стоят рядом как совершенные выразители "тевтонского" и "латинского" подходов к трансцендентной реальности. Экхарт и его два наиболее известных последователя – Иоганн Таулер и Генрих Сузо принадлежали к ордену доминиканцев, были благочестивыми последователями св. Августина, Ареопагита, св. Бернарда и св. Фомы. Все трое учились в Кельнской школе, где преподавали Альберт Великий и Фома Аквинский и где до сих пор живо их мощное влияние. Мистицизм Экхарта – в той мере, в которой он проявляется в его проповедях и дошедших до нас отрывках из его сочинений, – объективен и почти догматичен. Он описывает с потрясающей определенностью и откровенностью уровни бытия, которые он познал, – "пустыню Божества, где никто не чувствует себя дома". Это великий схоласт и талантливый метафизик, одновременно являющийся выдающимся мистиком.

Мистицизм: основные представители Первый из последователей Экхарта, Иоганн Таулер (ок ), брат-проповедник из Страсбурга, был врожденным миссионером – человеком, сочетавшим обширные теологические познания и мистический дар со страстным рвением к проповедничеству. Он неустанно трудился над тем, чтобы пробудить в людях доступные им мистические переживания. Лишенный жесткого интеллектуализма, который присутствует у Экхарта, а также тенденциозного самоанализа и избыточной чувственности Сузо, Таулер представляет собой наиболее зрелый тип немецкого мистика. Проповеди Таулера – единственные его аутентичные произведения – это трубный глас, призывающий к подвигам духа. Они оказали воздействие на многих позднейших мистиков, особенно на св. Терезу ( ) и св. Иоанна Креста ( ).

Мистицизм: основные представители Таулер – не просто писатель. Он говорит на основе личного опыта. Иногда его несправедливо называют предшественником Реформации. Таулер, как и св. Хильдегарда, св. Катерина Сиенская и многие другие, критиковал злоупотребления официальной церкви того времени, однако его сочинения, по крайней мере их полные издания, показывают его как ревностного ортодоксального католика. Таулер был одним из духовных лидеров большого неформального общества "Друзей Бога", которое возникло в Страсбурге, распространилось по Рейнской области и далее в Швейцарию и Баварию и служило во времена упадка целям духовного возрождения. Полные энтузиазма и искренней самоотверженности, Друзья Бога посвящали себя мистической жизни как единственно достойной именоваться Жизнью. В это время мы наблюдаем вспышку мистической деятельности, встречаем многочисленные сообщения о видениях, экстатических состояниях и изумительных обращениях.

Мистицизм: основные представители Движение «Друзья Бога» внешне имело очень много общего с квакерами, но при этом оно развивалось внутри, а не вне официальной Церкви и было частично направлено именно против доктрины братства Свободного Духа и прочих еретических сект. С этим движением был связан и последний из троицы великих немецких мистиков-доминиканцев – блаженный Генрих Сузо (ок ), по природе своей отшельник и аскет, выдающийся визионер католического типа.

Основные направления в католическом богословии. – Схоластика schola (школа) с 9 по 20 век – Томизм Фома́ Акви́нский (1225 – 1274) с 13 по 20 век – Скотизм Иоанн Дунс Скот ( ) века – Мистицизм св. Бернард из Клерво ( ), св. Хильдегарда Бингенская ( ), Иоахим Флорский ( ), Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) и св. Жанна Франсуаза де Шанталь ( ) и св. Франциск Сальский ( ) и 17 век – Неотомизм энциклика Aeterni Patris (1879) папы Льва XIII – официальное признание неотомизма наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие

Неотомизм Философское направление обновленного томизма. В 1879 году неотомизм получил признание и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины католицизма. Наиболее известные представители неотомизма – Этьен Жильсон, Жак Маритэн, Дезире Мерсье, Корнелио Фабро и другие. Крупнейшими центрами по разработке неотомизма являются Академия Св. Фомы в Ватикане, Парижский католический институт, Католический университет в Милане, Высший институт философии при Лувенском университете (Бельгия), Институт в Пуллахе (близ Мюнхена) и другие. Неотомизм является важным направлением в современном католическом богословии и религиозной философии, но не единственным.

Неотомизм В неотомизме возрождаются основные категории богословия и философии Фомы, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя. С точки зрения неотомизма, именно Фома Аквинский наиболее правильно решил основные философские проблемы, поэтому его творчество имеет непреходящее значение. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей. Вопрос к аудитории: Не напоминает ли это вам чего-либо похожего в православном богословском контексте 20 века?

Неотомизм Развитие науки, прежде всего естествознания стремительно исходящее с Нового времени, согласно неотомизму, помимо положительных сторон имело и отрицательные. В частности, наука уводит современного человека от понимания значения нравственных и религиозных идеалов. – Человек излишне уверовал в науку, в то время как в соответствии с неотомизмом, наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Она изучает вторичные причины и внешнюю (функциональную) связь явлений. Особое значение неотомизм придает понятию личности. – Личность не может существовать вне свободы, самосознания, проявлений духовного творчества. Личность самоценна; все люди имеют одинаковую нравственную ценность, независимо от их социального происхождения, положения в обществе, национальности, цвета кожи и т.п. Неотомизм стремится возродить и сохранить традиционные для христианства ценности, – такие как личность, семья, церковная община, профессиональный долг, родина, государство. Отвергая индивидуализм и коллективизм как одинаково ложные крайности, неотомистское богословие разрабатывает понятие солидаризма. – Солидаризм предполагает нахождение механизмов согласовывания интересов общества и личности, интересов различных классов и социальных групп. Солидаризм обосновывается христианским принципом любви к ближнему.

Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Что такое католицизм? Католическое и православное богословие. Основные направления в католическом богословии. Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Евхаристическое возрождение и литургические исследования Патрологические исследования Библейские исследования Аджорнаменто – экзистенциализация – антропологизация – феноменологизация – методологизация Основные богословские темы II Ватиканского собора ( ). Проблема восприятия современного католического богословия.

Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Евхаристическое возрождение и литургические исследования Патрологические исследования Библейские исследования

Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Аджорнаменто АДЖОРНАМЕНТО (итальян. aggiornamento - обновление) - тенденция развития современного неотомизма, ориентированная на ассимиляцию католической теологией новейших философских идей экзистенциализма, философской антропологии, герменевтики, феноменологии, а также лингвистической философии, неопозитивизма и, отчасти, кантианства и когнитивной психологии. Термин введен II Ватиканским собором ( ), принявшим масштабную программу адаптации неотомизма к установкам современной культуры. Могут быть выделены несколько направлений: семантически смыкающиеся между собою экзистенциализация (Этьен Жильсон, Жак Маритен) и антропологизация (Карл Ранер, Микеле Фредерико Шакка) неотомистской проблематики; ее феноменологизация (Фернанд Ван Стеенберген, Юзеф Мария Бохеньский); параллельно развивающиеся герменевтическая когнитизация (Эмерих Корет) и методологизация (Бернар Лонерган) теологии.

Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Аджорнаменто Экзистенциализация. Начало экзистенциализации канонического неотомизма было положено Жильсоном и Маритеном, использовавшими категориальный аппарат экзистенциализма. Они предложили экзистенциальную интерпретацию классической проблемы бытия Божьего: Божественное бытие есть чистый "акт существования", распространение которого служит источником многообразия форм природного и социального существования ("мистическое фонтанирование"). Человеческое существование описывается в традиционных для экзистенциализма категориях: его экзистенция отнюдь не сводится к его бытию, и проявлением этой несводимости является исконная и атрибутивная для человека забота о смысле бытия, выводящая человека за пределы посюстороннести.

Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Аджорнаменто Антропологизация. В антропологической линии устремленность человеческого существа к "самопревосхождению" ("трансцендированию") к Богу обосновывается содержанием в его сознании трансцендентной истины. С позиции Карла Ранера, анализ априорного строя человеческого мышления свидетельствует, что человек изначально существует как "вопрос о бытии", он "открыт" тотальности Божественного бытия ("слушатель слова Божьего"), и его собственное, личное бытие есть перманентная трансценденция к Богу на основе "предвосхищения" и "предпонимания" сущности бытия Божьего. Теология аджорнаменто, таким образом, выступает как "синтетичная" (Стеенберген), "синкретичная" (Бохеньский), "интегральная" (Шакка). Опираясь на концепцию "мистического фонтанирования" акта Божественного существования, Шакка постулирует единство существования абсолютного бытия и мышления, т.е. Бога и человека.

Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Аджорнаменто Феноменологизация. Именно из экзистенциально-антропологической ориентации А. вырастают как феноменологическое, так и герменевтическое его направления. "Мир" выступает в качестве культурно аранжированной системы феноменов сознания, имеющих как интегрально-социальную, так и интимно-личную значимость. Эта индивидуальная значимость мира позволяет задать его "горизонт", через который человек может приобщиться к целостности исторического опыта (интегрально-социальному значению мира). Поскольку феноменологически этот опыт выражен в языке и представлен текстами, постольку видение мира обретается человеком посредством их понимания и интерпретации.

Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Аджорнаменто Анализ герменевтических процедур оказывается в фокусе внимания теологии (Пуллахская школа неотомизма). Строго говоря, в данном случае более корректно фиксировать двустороннее и взаимоплодотворное влияние философии и теологии друг на друга. – Герменевтика как учение о способах истолкования текстов, возникшая в эпоху эллинизма в связи с исследованием классического наследия, получила наиболее полное и систематическое развитие в рамках такой богословской дисциплины, как экзегетика. – Классические герменевтические работы Шлейермахера были созданы именно как методология интерпретации вероучения, чем вызван повышенный интерес к герменевтической проблематике в традиции протестантизма. – Программы "реинтерпретации христианских догматов" (Шлейермахер), "демифологизации библейской керигмы" (греч. kerigma - возвещение у Р. Бульт- мана), "реинтерпретации Бога" (П. Ван Бурен) не только ориентированы на герменевтическую процедуру, но и фактически изоморфны процедуре деконструкции как с методологической, так и со структурной точек зрения.

Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Аджорнаменто Методологизация. Интенция на методологизацию приводит к оформлению так называемой мета- теологии. Бернаром Лонерганом предложен принципиально новый подход к толкованию самого предмета теологии: в центре значимости он помещает не объект и не результат богопознания, но сами операции и процедуры, когнитивный механизм осуществления познающим сознанием процесса постижения сущности и бытия Божьего.

Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Что такое католицизм? Католическое и православное богословие. Основные направления в католическом богословии. Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Основные богословские темы II Ватиканского собора ( ). – Конституция о Церкви. – Конституция о Священном Писании. – Конституция о богослужении. – Пастырская конституция. Проблема восприятия современного католического богословия.

Что такое католицизм? Католическое и православное богословие. Основные направления в католическом богословии. Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Основные богословские темы II Ватиканского собора ( ). Проблема восприятия современного католического богословия.

Проблема восприятия современного католического богословия