Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, областной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические механизмы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних Подготовила педагог-психолог СШ 37 г.Бреста Осипук Наталья.
Advertisements

Сохранение психологического здоровья учащихся – приоритетное направление в образовании. Социальный педагог Свиридова М.М.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Создание условий для сохранения психологического, физического здоровья и эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса Ханджян А.В.
За пределами нормы За пределами нормы. Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
Проект: «Работа с социально-педагогически запущенными детьми в начальной школе» Автор: Исаева Т.В.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
ГБОУ СОШ 1224 с углубленным изучением английского языка «Школьная социально- психологическая служба» Повышение качества психолого- педагогического сопровождения.
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
Обеспечение качества здоровья и здорового образа жизни ГБОУ СОШ 985.
Транксрипт:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, областной центр диагностики и консультирования «Развитие» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ АСОЦИАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Смирнова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог ОГБОУ ОЦДК «Развитие», г. Ульяновск

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ АСОЦИАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Ключевые слова: психологическое управление, участники образовательного процесса, асоциальное поведение, асоциальные состояния.

Ключевые слова: психологическое управление, участники образовательного процесса, асоциальное поведение, асоциальные состояния. Цель социально-психологических методов управления в целом – познание и использование законов социально- психологической деятельности людей для оптимизации социально-психологических явлений и процессов в интересах общества и личности.

Социальные методы осуществляют управление отношениями в группах и между группами

Психологические методы осуществляют управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе

Ключевые слова: психологическое управление, участники образовательного процесса, асоциальное поведение, асоциальные состояния. ОбучающиесяПедагогиРодители

В современной системе образования остро встают задачи профилактики и управления асоциальными состояниями участников образовательного процесса Участники образовательного процесса Задачи управления Профилактика асоциальных состояний обучающихся Обучающиеся Подготовка профессионалов, готовых работать в системе инклюзивного образования Педагоги Превенция и интервенция асоциальных состояний родителей обучающихся Родители ОбучающиесяПедагогиРодители

Ключевые слова: психологическое управление, участники образовательного процесса, асоциальное поведение, асоциальные состояния. Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам Асоциальные состояния есть устойчивые состояния личности, отклоняющиеся от наиболее важных социальных норм, причиняющие реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающиеся ее социальной дезадаптацией.

Типы отклоняющегося поведения Аморальное (безнравственное) Делинквентное (допреступное) Криминальное (преступное)

Смешение и размытие границ типов отклоняющегося поведения Аморальное (асоциальный характер) Делинквентное (антисоциальный характер) Криминальное (антисоциальный характер)

Поведенческие девиации Нестандартное поведение ведет к устранению устаревших стандартов поведения, служит механизмом развития системы и повышения уровня ее организованности (новое мышление и действия, выходящие за рамки социальных стереотипов, социальное творчество) Деструктивное поведение направленное как на нарушение социальных норм (правовых, морально- этических, культурных), так и на дезинтеграцию и регресс самой личности

Единая шкала деструктивности с двумя противоположными направлениями На себя: саморазрушительное самоубивающее На других: антисоциальное просоциальное асоциальное

Классификация поведенческих отклонений по Е. В. Змановской антисоциальное (противоречащее правовым нормам); асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности)

Факторы, обусловливающие генезис асоциального поведения: Индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида; Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия c ближайшим окружением в семье, в обществе, в коллективе; Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения, способности и готовности к саморегулированию своего поведения; Социальный, определяющийся социокультурными и экономическими условиями; Социально-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания

Три основных фактора асоциального поведения детей: Биологический выражается в физиологических особенностях, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы). Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им. Социальный отражает взаимодействие с социумом (семья, школа, другое окружение).

Причины, вызывающие семейное неблагополучие: Социально-экономические (кризисы в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами) Социально-политические (общий кризис института семьи: увеличением числа разводов и количеством семей, где есть только один родитель (или опекун), несовершенством законодательства по вопросам семьи, ее поддержки и воспитания детей). Медико-психологические, обусловленные генетической, физической и психической патологией. Психолого-педагогические связаны с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье

Наиболее тяжелые формы асоциального поведения детей: Курение Алкоголизм Наркомания Побеги из дома и бродяжничество Суицид как крайняя фаза проявления девиантности Дисморфобии. Патологическое фантазирование и хобби. Азартные игры

Асоциальные состояния учащихся, связанные с включением в систему взаимодействия участников образовательного процесса детей с ОВЗ: Со стороны детского «большинства»: агрессивность, сквернословие, враждебность, жестокость Со стороны детей с ОВЗ: агрессивность (защитного характера), сквернословие, враждебность, аутизация, уход от общения, лживость, крайнее непослушание, жестокость к младшим и животным дисморфобии патологическое фантазирование суицид

Особенности психологических угроз: они менее «видимые», а потому и более трудно контролируемые со стороны тех, кто отвечает за безопасность ребенка и озабочен проблемами его психологического здоровья; они чрезвычайно субъективно оцениваются по силе их воздействия на психику: у детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного – для другого может иметь разрушительное влияние. они глубоко переживаются детьми, подростками и юношами, но порой без внешнего видимого проявления до определенного времени, пока не накопится достаточное для психического взрыва количество обид, страданий, что и проявится в открытых конфликтах, эмоциональных срывах, протестных реакциях, аддиктивном поведении ребенка.

Причины асоциального поведения обучающихся, связанные с образовательным процессом и личностью педагога скука; предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий; изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки; педагогический и родительский «психоз» отличных отметок; многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий; формализм программных знаний; нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками; недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности; стрессовая тактика педагогических воздействий; несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка; нерациональная организация образовательного процесса; в особенности режима движений, отдыха, питания; недостаточная психологическая компетентность педагогов и многое другое.

Асоциальные состояния педагогов, связанные с включением в систему взаимодействия участников образовательного процесса детей с ОВЗ: сквернословие психологическое издевательство и оскорбления жестокое отношение к детям, апатия, уход от общения пристрастие к психоактивным веществам в свободное от работы время с целью снятия эмоционального напряжения

Выделяют ряд поддерживающих условий асоциального поведения (психосоциальных стрессоров) семьи: длительный супружеский конфликт; конфликт между супругами в сфере воспитания; длительный период развода и связанное с ним напряжение; недостаточное использование внешних ресурсов для развития ребенка; враждебное или оскорбительное отношение к ребенку; неадекватный родительский контроль; неустойчивый стиль воспитания; требование жесткой дисциплины от ребенка; физическая или психическая болезнь одного из членов семьи, включая алкоголизм, наркоманию.

Асоциальные состояния родителей, связанные с включением в систему взаимодействия участников образовательного процесса детей с ОВЗ: Со стороны родителей «большинства»: жестокость агрессивность сквернословие враждебность Со стороны родителей детй с ОВЗ: агрессивность (защитного характера), сквернословие, враждебность, апатия, уход от общения, жестокость к детям, пристрастие к психоактивным веществам как способ ухода от тяжелой реальности и снятия психического напряжения.

Психологическое управление асоциальными состояниями участников образовательного процесса

В рамках психологического управления асоциальными состояниями участников образовательного процесса специалисты могут: организовать межведомственное взаимодействие образовательного учреждения, органов внутренних дел, органов социальной защиты и опеки, общественных организаций с целью просвещения, социализации и профилактики асоциальных состояний; оказывать качественную психологической помощь и психологическую коррекцию поведения; осуществлять контроль за своевременным и качественным оказанием психологической помощи детям и осуществлением психологической коррекции поведения. Обучающимся Психологическое просвещение педагогов по вопросам сопровождения детей со склонностью к асоциальным формам поведения и детей с ОВЗ; Обеспечить профилактику и коррекцию эмоционального выгорания; Проводить мероприятия по сплочению педагогического коллектива; Проводить мастер-классы здоровьесберегающих техник саморегуляции. Педагогам психологическое просвещение родителей (лекции, семинары, беседы, подборка литературы); индивидуальное консультирование родителей по возникающим проблемам воспитания, обучения, личности ребенка и взаимоотношениям в семье; составление индивидуальной совместной с родителями программы работы с учащимся по профилактике асоциальных состояний подключение к работе с семьей органов опеки и ПДН Родителям

Стадии асоциального поведения ребенка: 1.Неодобряемое поведение - эпизодические шалости, озорство. 2.Порицаемое поведение - связано с более систематическим осуждением со стороны взрослых. 3.Девиантное поведение - нравственно отрицательные проявления и проступки; проступки, противоречащие нормам морали. 4.Делинквентное (предпреступное поведение) - проступки, противоречащие нормам права, кроме уголовного. 5.Преступное поведение. 6.Деструктивное поведение.

Систематическая работа с родителями: 1.Неодобряемое поведение - эпизодические шалости, озорство. 2.Порицаемое поведение - связано с более систематическим осуждением со стороны взрослых. 3.Девиантное поведение - нравственно отрицательные проявления и проступки; проступки, противоречащие нормам морали. 4.Делинквентное (предпреступное поведение) - проступки, противоречащие нормам права, кроме уголовного. 5.Преступное поведение. 6.Деструктивное поведение. психологическое просвещение родителей: лекции, семинары, беседы, подборка литературы. родители приглашаются на индивидуальные консультации к специалистам составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с учащимся по профилактике асоциального поведения, где большое внимание уделяется работе с родителями На четвертой, пятой, шестой стадиях развития асоциального поведения к работе должны подключаться инспекторы ПДН, специалисты социальной защиты и опеки.

Работа с родителями, связанная с профилактикой асоциальных состояний, вызванных включением в систему взаимодействия участников образовательного процесса детей с ОВЗ: Просвещение родителей «большинства» по вопросам особенностей психологического развития детей с ОВЗ; Формирование толерантности у родителей «большинства» в рамках тренинговых занятий, бесед, встреч, круглых столов совместно с родителями детей с ОВЗ; Психологическая помощь родителям детей с ОВЗ.

Слободяник Н. П., Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой»

Тренинг «Психологическая поддержка подростков с отклонениями в поведении» автор Татьяна Владимировна Агаларян, начальника отдела психолого-педагогической и социальной поддержки Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних г. Ульяновска

Социально-психологический тренинг «Конфликты и методы их преодоления» Е. Осиповой, Е. Чуменко

Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики асоциального поведения для подростков 7-9 кл. и их родителей.

Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. (5-11 кл., ПТУ) Модульный курс рассчитан на учащихся 5-11 классов, ПТУ. Модульный курс предназначен для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, валеологов.

Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. Мой выбор. Спецкурс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы 12-часовой курс "Мой выбор» рассчитан на работу с учащимися 8-9-х классов основной средней школы.

И. Финько, С. Кривцова Как сказать нет и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога Манипулирование в подростковой среде Процесс группового давления Программа Как сказать нет и не потерять друзей (сопротивление давлению группы сверстников)

Работа с педагогами, связанная с профилактикой асоциальных состояний, вызванных включением в систему взаимодействия участников образовательного процесса детей с ОВЗ: психологическое просвещение педагогов по вопросам сопровождения детей со склонностью к асоциальным формам поведения и детей с ОВЗ; профилактику и коррекцию эмоционального выгорания; мероприятия по сплочению педагогического коллектива; мастер-классы здоровьесберегающих техник саморегуляции.

Спасибо за внимание!