Лекция 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ Вопросы: 1.Понятие финансово-правовой нормы 2.Признаки финансово-правовых норм 3.Особенности финансово-правовых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
Advertisements

Лекция 7. Предмет и система бюджетного права ВОПРОСЫ: 1.Понятие бюджета 2.Методы бюджетной деятельности 3.Понятие бюджетного права 4.Бюджетные правоотношения.
Лекция 10. Предмет и система налогового права ВОПРОСЫ: 1.Понятие налога и его признаки 2.Элементы налога 3.Функций налога 4.Виды налогов.
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА Финансово-правовые нормы.
Обществознание. Норма ( лат.) – правило, образец. Норма права – идеальная юридическая модель ( программа ) поведения людей в определенной ситуации. Признаки.
Нормы банковского права © 2006 г., Лаврентьева М.Г.
Административно-правовые нормы
{ Аюпова Ф.Ф.. - это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права, объединяемых.
Административно правовая норма - это норма, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого.
СИСТЕМА ПРАВА Тема 5. Система права Отрасль права Подотрасль права Институт права Нормы права.
Виды мер административного принуждения различаются: По характеру и специфике правонарушения: - меры психического воздействия; - меры физического воздействия;
Тема 13. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА. 1. Понятие реализации права. Формы реализации права 2. Применение права. 3. Стадии применения права. 4. Правоприменительный.
Уголовное право. Понятия и категории уголовного права.
Company LOGO Налоговое законодательство. Company name Налоговое законодательство - наиболее динамичная подотрасль финансового законодательства. Нормы.
ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА Бурсиной В.В Галяминой Е.Н. Галяминой Е.Н.
Лекция 6. Финансовый контроль ВОПРОСЫ: 1.Понятие и элементы финансового контроля 2.Финансовая дисциплина и средства ее обеспечения 3.Классификация финансового.
Финансовый контроль и финансовые правонарушения в Республике Казахстан.
Выполнила: ученица 11 класса Бойко Эмма. Проверил: Дорошенко И.С.
Выполнила: Григорьева Н. А. Группа: ЮР 3-О/Б/ЧЕБ 14.
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова.
Транксрипт:

Лекция 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ Вопросы: 1.Понятие финансово-правовой нормы 2.Признаки финансово-правовых норм 3.Особенности финансово-правовых норм 4.Виды финансово-правовых норм 5.Структура финансово-правовых норм 6.Особенности санкций финансово-правовых норм

ЛИТЕРАТУРА 1.Худяков А.И. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Найманбаев С.М. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы Конституция Республики Казахстан от года, с последующими изменениями и дополнениями.

Вопрос 1. Понятие финансово-правовой нормы Финансовая деятельность государства осуществляется только на правовой основе, в качестве которой выступает финансовое право. Финансовое право представляет собой совокупность правовых норм. Финансово-правовая норма является тем «кирпичиком», из множества которых состоит само финансовое право.

Норма права (правовая норма) - это общеобязательное правило поведения, сформулированное в норм. правовом акте, обеспеченное мерами государственного принуждения, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию. Финансово-правовые нормы - это правовые нормы, устанавливающие правила поведения участников отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

Вопрос 2. Признаки финансово-правовых норм Финансово-правовые нормы, подобно другим правовым нормам, характеризуются следующими признаками: выражает государственно-властное веление; принята уполномоченным органом государства. (Издание акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только Парламентом); содержит общеобязательное правило поведения, рассчитана на неоднократное применение и адресована неопределенному количеству субъектов; финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юр. формы. Например, налог может быть введен только таким юр. актом, который имеет форму закона; исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудит. исполнение фин. обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших фин. законодательство, к установленной финансово- правовой, административной и уголовной ответственности.

Специфика финансово-правовых норм заключается в том, что принимающий их субъект – государство в то же время является субъектом фин. отношения (выступая в целом или в лице своего органа). В результате получается, что, издавая финансово- правовые нормы, государство регулирует поведение не только своего контрагента, но и свое собственное, наде­ляя самого себя как правами, так и обязанностями. Для правовых конструкций это нетипичная ситуация - обычно государство, издавая правовые нормы, располагается над общественным отношением, поведение субъектов которого оно регулирует.

Здесь же оно находится внутри общ. отношения, выступая одновременно в 2 качествах: и как сторона этого отношения и как субъект, регулирующий поведение его участников посредством издания правовых норм. Кстати, это является объективной предпосылкой возможности злоупотребления государством своим положением, когда в процессе осуществления фин. деятельности оно ставит свои материальные интересы выше интересов общества, экономики и населения. Это, в частности, проявляется в установлении завышенного налогообложения, в отказе от выполнения своих собственных фин. обязательств и т.п. Такое положение вполне понятно: тот, кто принял правовую норму, установившую свою собственную обязанность, в любой момент может ее пересмотреть или отменить вовсе.

Вопрос 3. Особенности финансово- правовых норм В числе особенностей финансово-правовых норм можно отметить следующие: по содержанию - они регулируют поведение участников фин. отношения, т.е. отношения, связанного с формированием, распределением и организацией использования государственных денежных фондов; по характеру предписания - в основном носят императивный характер; по мерам ответственности – государство заинтересовано в неукоснительном исполнении предписаний финансово-правовых норм, что неудивительно, поскольку речь идет о его собственных материальных интересах. Поэтому за нарушение этих предписаний устанавливается довольно серьезная юр. ответственность;

по способу защиты прав государства - нормы, как правило, наделяют одного из субъектов фин. отношения, а именно государство или представляющий его орган, правом на одностороннею защиту своих интересов во внесудебном порядке (в частности, установление возможности принудительного взимания недоимки по налогам, а то и привлечения к финансово- правовой или административной ответственности); по способу оформления - для финансово-правовых норм характерна тщательность описания ситуации, подробность в конструировании диспозиции, охват многочисленных вариантов финансово-хозяйственных операций.

Еще одной особенностью финансово-правовых норм является то, что через них государство реализует свой собственный материальный интерес. Хотя и считается, что государство во всех ситуациях должно действовать исключительно на благо всего общества в целом, бескорыстно покровительствуя всем его членам в равной мере, в действительности у него всегда существует свой собственный интерес, не всегда совпадающий с интересами общества. Особенно четко это прослеживается при осуществлении налоговой политики государства. При этом государство имеет в своем арсенале мощное средство решения своих денежных проблем - возможность издания правового акта, порождающего финансовые обязательства организаций или граждан перед ним.

И исполнение предписаний этого акта будет обеспечено всей мощью государственного аппарата и механизмом государственного принуждения. Такой возможностью не обладает ни один субъект политической системы общества. Это обстоятельство накладывает отпечаток на содержание финансово-правовых норм и отличает их от норм гражданского права, за которыми, во-первых, не стоит материальный интерес государства, и которые, во-вторых, наделяют субъектов правоотношения равными правами.

Вопрос 4. Виды финансово-правовых норм Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. К регулятивным нормам относятся нормы, возлагающие на участников фин. правоотношения определенные обязанности либо предоставляющие им определенные права. Регулятивные нормы фин. права подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участникам фин. правоотношения совершить определенные действия. Например, использовать бюджетные ассигнования только на те цели, на которые они выделены.

Запрещающие финансово-правовые нормы предписывают воздержаться от определенных действий. Например, запрещается изымать в вышестоя­щий бюджет доходы, дополнительно полученные местными бюджетами, а также денежные средства, полученные за счет постоянно закрепленных доходных источников этих бюджетов. Управомачивающие финансово-правовые нормы дозволяют совершить определенные действия. Например, уполномоченный финансовый орган вправе предоставить налогоплательщику отсрочку по уплате налога.

Обязывающие и запрещающие финансово-правовые нормы являются императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений от содержащихся в них предписаний и требующими их безусловного исполнения. Уклонение от исполнения предписаний влечет применение санкций к виновному лицу либо включение иного механизма понуждения к надлежащему исполнению этих предписаний. При этом санкции могут быть не только финансово-правового, но и уголовного, административного и дисциплинарного характера. В финансовом праве преобладают обязывающие и запрещающие нормы. Это определяется самой сутью фин. деятельности, в значительной степени построенной на механизмах принуждения. В силу этого в юр. литературе в качестве особенности финансово-правовых норм нередко упоминается то обстоятельство, что они носят императивный (повелительный) характер.

Представляется, это не является какой-то характерной и присущей только финансовому праву особенностью - такие нормы преобладают и в некоторых других отраслях права (например, в административном праве). Кроме того, как уже отмечалось, некоторые финансово- экономические отношения (например, кредитные) невозможно организовать на методах одностороннего властвования (т.е. путем обязывания и запрета), а требуется согласование сторонами условий движения денег, что требует применения диспозитивного метода правового регулирования и использования управомачивающих норм. Охранительные нормы финансового права (а к ним относятся и нормы, устанавливающие финансово-правовую ответственность за совершение фин. правонарушений) выступают средством обеспечения надлежащего исполнения субъектами финансовых отношений. Одновременно они являются средством обеспечения защиты финансовых интересов государства, где главным является полное и своевременное выполнение всеми лицами своих фин. обязательств перед государством.

В зависимости от метода правового регулирования финансово-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные. Императивные финансово-правовые нормы предельно конкретно и точно определяют права и обязанности субъектов финансового отношения и требуют от них безукоснительного исполнения содержащегося в норме предписания. По характеру содержащегося в императивных нормах предписания они могут быть как обязывающими, так и запрещающими. Диспозитивные финансово-правовые нормы допускают возможность выбора поведения, отсылая решение тех или иных вопросов либо на одностороннее усмотрение управомоченного субъекта, либо на взаимное соглашение сторон. По характеру содержащегося в них предписания диспозитивные нормы являются управомачивающими.

В большинстве случаев диспозитивные нормы производны от императивных, зависят от них и существуют в качестве их дополнения. В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и организационные. Материальные финансово-правовые нормы регулируют финансовые отношения, опосредующие движение денег как материального объекта. Примером могут служить нормы налогового права в той части, в которой они устанавливают денежные обязательства плательщиков перед государством. Материальные финансово-правовые нормы, являющиеся по характеру своего предписания обязывающими, связаны с возникновением финансового обязательства либо направлены на его реализацию.

Материальные финансово-правовые нормы, являющиеся по характеру своего предписания управомочивающими, предусматривают лишь возможность возникновения или прекращения фин. обязательства. Для его возникновения или прекращения требуются дополнительные юридические факты: индивидуальный правовой акт управомоченного субъекта или финансовый договор. Например, закон о налоговой системе какой- либо страны, дав перечень местных налогов и сборов, предоставляет право введения их на свой территории местным представительным органам. Данная норма закона о налоговой системе выступает управомочивающей нормой, которая налога непосредственно не устанавливает, но дозволяет его установить.

В некоторых случаях акты финансового законодательства могут содержать различные по характеру своего предписания материальные финансово-правовые нормы: обязывающие, запрещающие, управомочивающие. Примером могут служить акты, определяющие государственный заем: условия займа определяются нормами, носящими обязывающий и запрещающий характер, но сама возможность возникновения заемного обязательства вытекает из управомочивающей финансово- правовой нормы, на основании которой заключается между государством и конкретным заимодателем договор, являющийся разновидностью финансового договора.

Организационные финансово-правовые нормы определяют финансовой структуры, устанавливают процедуры и формы финансовой деятельности. К ним относятся, например, нормы, определяющие финансовое устройство страны и её денежную систему, устанавливающие порядок разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и т.д. Большое место среди организационных финансово- правовых норм занимают так называемые компетенционные нормы, т.е. нормы, устанавливающие права и обязанности и правовой статус фин. органов государства (например, МФ, налоговых органов и т.п.). По характеру своего предписания организационные нормы также могут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими.

Характерной обязанностью управомочивающих норм, относящихся к разряду компетенционных, выступает то, что, наделяя соответствующий государственный орган определенными правами в части контрагента государства по финансовому отношению, реализация этих прав выступает обязанностью перед государством. Скажем, закон предоставляет налоговому органу право производить взимание недоимки во внесудебном и одностороннем порядке. Однако по отношению к государству это взимание выступает в качестве обязанности (т.е. данный орган обязан воспользоваться своим правом на одностороннее взимание недоимки и осуществить сбор налога в точном соответствии с имеющимся налоговым обязательством плательщика). Наличие двойного действия такой правовой нормы объясняется тем, что уполномоченный орган государства в данном случае является субъектом двух финансовых правоотношений: материального - с налогоплательщиком и организационного - с государством.

Следует отметить, что для финансово-правовой литературы традиционно деление норм на материальные и процессуальные. При этом материальные нормы закрепляют материальное, денежное содержание прав и обязанностей участников фин. правоотношений, процессуальные - устанавливают порядок применения норм материального права. В принципе, такое деление норм возражений не вызывает. Однако в юриспруденции сам термин «процесс», ассоциируясь с понятиями «гражданский» и «уголовный процесс», больше выражает порядок рассмотрения споров или разрешения дел. Поэтому назвать, скажем, нормы, устанавливающие структуру и компетенцию финансовых органов государства, «процессуальными» - не поворачивается язык. Здесь же речь идет не столько о порядке разрешения конфликтов или привлечении к ответственности, а сколько об организации финансовой деятельности государства. Поэтому в данном случае термин «организационный» представляется более предпочтительным по сравнению с термином «процессуальный», поскольку он более точно выражает сущность явления.

Вопрос 5. Структура финансово-правовых норм По своей логической структуре финансово-правовая норма состоит из 3 основных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотеза финансово-правовой нормы описывает обстоятельства, при которых данная норма должна применяться. Диспозиция финансово-правовой нормы содержит само правило поведения, выражает содержание прав и обязанностей участников финансового отношения. Диспозиция является основным элементом финансово-правовой нормы.

Характерной особенностью гипотез и диспозиций финансово-правовых норм выступает их развернутость, подробность и тщательность описания. Законодатель стремится максимально точно охватить все возможные ситуации, не допуская двусмысленности и различного толкования. Объясняется это как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, сложностью предмета описания. Фин. операции и связанные с ними ситуации - это очень специфические явления, отличающиеся своеобразием понятий и многообразием вариантов. Во-вторых, речь идет о государственных деньгах, где не должно оставаться ни малейшей лазейки для их утекания. Санкция финансово-правовой нормы устанавливает последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний финансово-правовых норм. Это осуществляется путем установления того или иного вида финансово-правовой ответственности.

Вопрос 6. Особенности санкций финансово-правовых норм Санкции финансово-правовых норм по сравнению с санкциями других отраслей права имеют целый ряд особенностей. Во-первых, они, как правило, носят денежный характер. Во-вторых, эти санкции всегда выражают ответственность перед государством. Поэтому при наложении фин. взысканий деньги поступа­ют в доход государства, а не в пользу, скажем, непосредственного взыскателя. Так, когда налоговый орган взыскивает с налогоплательщика штраф за не­своевременную уплату налога, то взысканная сумма зачисляется в доход бюджета, а не этого органа.

В-третьих, для многих финансово-правовых норм (особенно налоговых) характерна односторонняя направленность санкций, т.е. они рассчитаны только для того субъекта, который противостоит в фин. правоотношении государству (или органу, представляющему его интересы). Поэтому существует, скажем, штраф за уклонение от уплаты налога, налагаемый на налогоплательщика, но не нет штрафа за неправильное взимание налога, который можно было бы наложить на налоговый орган. В-четвертых, многие финансово-правовые органы наделяют субъекта, представляющего в фин. правоотношении государство, правом самостоятельного применения санкций, т.е. правом привлечения другого лица к финансово-правовой ответственности путем наложения соответствующих взысканий в одностороннем порядке.

В-пятых, финансово-правовые санкции могут сочетать в себе предупредительные, восстановительные и карательные меры. Так, блокировку расходов получателя бюджетных средств, приостановление операций по банковским счетам можно рассматривать в качестве предупредительной меры, взыскание пеней за несвоевременную уплату налога - восстановительной (считается, что с помощью пени государства восстанавливает тот доход, который бы получило при своевременной уплате налога), наложение штрафа выступает карательной мерой.

Государство весьма заинтересовано в неукоснительном и правильном исполнении предписаний изданных им финансово- правовых норм. И это вполне объяснимо: речь идет о его собственных деньгах. Отсюда наличие мощного аппарата, контролирующего исполнение этих норм, и разветвленной системы санкций, карающих виновных в их нарушении, а также упрощенный порядок защиты прав и интересов государства, позволяющий быстро и оперативно добиваться надлежащего исполнения финансовых обязательств.

Своевременное и качественное исполнение предписаний финансово-правовых норм обеспечивают следующие меры: а) привлечение виновных должностных лиц и граждан, виновных в нарушении фин. законодательства, к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (причем меры административной и уголовной ответственности всегда являются весьма суровыми). При этом во многих случаях государство наделяет правом наложения и административного взыскания за совершение правонарушений в области финансов тот государственный орган, который представляет его интересы в данном финансовом правоотношении; б) применение мер специальных финансово-правовых санкций, которые также налагаются фин. органом государства в одностороннем порядке; в) принудительное исполнение финансового обязательства.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !