Доклад проректора по учебной работе С.Г. Сидорова. 27 октября 2008 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Advertisements

ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
© Рособрнадзор © Росаккредагентство ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Использование результатов Интернет.
Часть 2 Лепестковая диаграмма (эпюра) критериев показателей государственной аккредитации на фоне статистики критериев показателей для университетов 29.
© Рособрнадзор © Росаккредагентство © НИИ МКО Москва, февраль 2009 ФЭПО: Основные принципы.
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.
© Рособрнадзор © Росаккредагентство ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Педагогический анализ результатов.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Доклад проректора по учебной работе С.Г. Сидорова. 13 февраля 2009 г. 1.
24 мая 2012 г. «Экспертиза данных, представленных НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций» при проведении государственной аккредитации» Член Аккредитационной.
© Рособрнадзор © Росаккредагентство © НИИ МКО Аналитический обзор результатов Интернет-экзамена в сфере профессионального.
Анализ отчетов и заключений, представленных экспертной группой Москва 2014 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальное аккредитационное.
© Рособрнадзор © Росаккредагентство ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Использование результатов Интернет.
Лицензирование образовательной деятельности аккредитация образовательных учреждений самостоятельные процедуры ( Стать я 33 закона Российской федерации.
© Подходы к разработке модели АПИМ для оценки освоения требований ФГОС Капустин А.В., Масленников А. С., Петропавловский М.В. Национальное аккредитационное.
Сибирский федеральный университет СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «АККРЕДИТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА» 22 декабря 2011 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
1 Национальное аккредитационное агентство в сфере образования © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Организационно-техническое.
Петрозаводский государственный университет Заседание ректората О разработке комплексного плана- графика мероприятий по подготовке к аккредитации.
Национальное аккредитационное агентство в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ф Э П О.
Транксрипт:

Доклад проректора по учебной работе С.Г. Сидорова. 27 октября 2008 г.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА Введена в РФ с 1 января 2000 г. Порядок комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения утвержден приказом Министерства образования РФ от г. 864 Цель: объединение процедур повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Формирование комплексной комиссии Рособрнадзора: - подкомиссия по лицензионной экспертизе; - подкомиссия по аттестации и оценке аккредитационных показателей. 3 документа по результатам работы комплексной комиссии: - экспертное заключение о лицензировании вуза; - заключение об аттестации вуза; - показатели государственной аккредитации вуза. Решение аккредитационной коллегии Рособрнадзора. Итоговые документы – приказы Рособрнадзора: о лицензировании; о государственной аккредитации.

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ Ежегодное представление информации в ЦБД ГА (Центральный банк данных государственной аккредитации). Определение показателей аккредитации образовательных учреждений и их критериальных значений. Самообследование (выполняется образовательным учреждением). Внешняя экспертиза при лицензировании и государственной аккредитации. Подготовка информационно-аналитических материалов для принятия решений по государственной аккредитации образовательных учреждений. Принятие решений - анализ показателей деятельности образовательного учреждения (Аккредитационная коллегия; Приказ руководителя органа управления образованием). Формирование реестра аккредитованных образовательных учреждений. Подготовка аналитических отчетов о развитии системы гарантии качества в России.

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования СОСТАВ АККРЕДИТАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования ВАРИАНТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ АККРЕДИТАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИЕЙ аккредитовать на заявленный вид отказать в аккредитации отложить рассмотрение вопроса до получения дополнительной информации

Лицензирование Нормативная база – Приказ Минобразования России от г «Об утверждении перечня документов и материалов, представляемых к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения»

Перечень документов и материалов, представляемых к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности вуза 1. Заявление учредителя(ей) высшего учебного заведения. 2. Копии устава и свидетельства о государственной регистрации вуза (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариально). 3. Общие сведения о вузе. 4. Копия действующей лицензии и приложения к ней. 5. Сведения об укомплектованности штатов и численности обучающихся. 6. Сведения о зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного процесса. 7. Сведения о социально-бытовом обеспечении обучающихся.

Перечень документов и материалов, представляемых к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности вуза 8. Сведения об обеспеченности обучающихся учебной и учебно-методической литературой из фонда вуза, дополнительной литературой. 9. Сведения о качественном составе профессорско- преподавательских кадров. 10. Рабочие учебные планы реализуемых основных профессиональных образовательных программ. 11. Сведения о лицах с учеными степенями и учеными званиями, привлекаемых к преподаванию. 12. Сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием. 13. Сведения о местах проведения практик. 14. Сведения о работе аспирантуры. 15. Сведения о работе магистратуры.

Аспи ран- тура Док- то- ран- тура Дис- сер- тац. сове- ты Обра- зов. прог-мы, дополни- тельные к высшему Стои- мость ос- нов- ных фон- дов Стру ктура дохо- дов Стру ктура рас- ходо в Осн. науч. напр.и науч. школы вуза Фи- нан. науч. иссл ед. Мо- но- гра- фии Учебн ики и уч. посо- бия (с гри- фом) Ко- ли- чес- тво ЭВМ Воз- мож- ность вы- хода в In- ter- net Пло- ща- ди зд. и со- ору- ний Обо- ру- до- ва- ние (уч. лаб ) АККРЕДИТАЦИЯ Возмож ность продол жения образо- вания по ООП Струк тура подго- товки кад- ров по ООП Финан- совое состоя ние вуза НИРНаучно- методи- ческая работа Довуз. подго- товка и отбор абиту- риент. Уро- вень инфор матиз. вуза Мате- риаль но- технич база вуза

Документы, предоставляемые кафедрой эксперту Нормативная документация по организации учебного процесса на кафедрах Материалы самообследования по специальности Фонды контрольных заданий (УМО и вуза) ГОС ПрОП Учебные планы и расписание занятий Учебные программы Программы практик, договора о базах практик

Документы, предоставляемые кафедрой эксперту Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение Методические работы по организации самостоятельной работы студентов Информация о библиотечных фондах и их обновлении Результаты сдачи студентами промежуточных испытаний. Экзаменационные билеты

Документы, предоставляемые эксперту Приказы об утверждении председателей ГАК и их отчеты за 3 года Приказы об утверждении тем выпускных работ, выпускные работы, экзаменационные билеты ГЭК Дипломы и приложения Отчет об устранении недостатков, выявленных предыдущей аттестационной комиссией

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (утверждены приказом Рособрнадзора 1938 от 30 сентября 2005 г., изменения внесены приказом Рособрнадзора 885 от 25 апреля 2008 г.)

Показатели, определяющие аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение» 1. Содержание и уровень подготовки Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию. 2. Качество подготовки Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам. Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования. Уровень организации научно-исследовательской работы студентов Востребованность выпускников. 3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися. Организация воспитательной работы с обучающимися.

1. Спектр реализуемых основных образовательных программ 2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования. 3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность 4. Методическая работа 5. Квалификация педагогических работников Показатели, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет).

КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ Показатель государственной аккредитации Значение критерия государственной аккредитации для университетов 1. Спектр реализуемых основных образовательных программ Не менее 7 укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам: 2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Не менее 5 отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантуры): Не менее 4 аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения Не менее 25 процентов аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших) Наличие докторантуры, диссертационных советов, реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов, научных и научно-педагогических работников. Не менее 50 человек среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации (чел)

КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ Показатель государственной аккредитации Значение критерия государственной аккредитации для университетов 3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Не менее 5 отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования Не менее тыс. руб. среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет Не менее 18 тыс. руб. среднегодовой объем научных исследований на единицу научно- педагогического персонала за пять лет Не менее 2 среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет

КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ Показатель государственной аккредитации Значение критерия государственной аккредитации для университетов 4. Методическая работа100 процентов учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно- методическими комплексами Использование инновационных методов в образовательном процессе, в том числе обеспечение образовательного процесса доступом к электоронно- библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий (ред. Приказа Рособрнадзора от г. 885).

КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ Показатель государственной аккредитации Значение критерия государственной аккредитации для университетов 5. Квалификация педагогических работников Не менее 60 процентов профессорско- преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями. Не менее 10 процентов докторов наук и (или) профессоров. Не менее 50 процентов профессорско- преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе. Не менее 3 среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ (на примере университета) ,0 3,0 2,68 6,2 18,0 1,98 5,0 1,14 3,0 2,28 2,2 0,34 50,9 8,0 2,0 0,5 60,0 10, , ,0 50,0 Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента Объем НИР на единицу ППС Объем фундаментальных и прикладных научных исследований на единицу ППС Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППС) Количество монографий (на 100 человек ППС) Количество учебников и учебных пособий (на 100 человек ППС) Процент ППС с учеными степенями и/или званиями Процент в ППС докторов наук, профессоров Число профилей реализуемых основных ОП Число отраслей науки, в рамках которых выполняются НИР Число отраслей наук по специальностям аспирантуры Процент штатных преподавателей Количество защит диссертаций на 100 человек ППС Объем финансирования научных исследований в среднем за пять лет (тыс. руб.) Среднегодовой контингент по программам переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.) Процент аспирантов, защитившихся в срок Число УГС реализуемых основных образовательных программ 50,0 2,0 60,0 10,0 5 5

Лепестковая диаграмма аккредитационных показателей ВолГУ в 2008 г.

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА 10 ТЫС. НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВКЛЮЧАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования ДИАГРАММА РАНЖИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОЛИЧЕСТВУ СТУДЕНТОВ НА 10 ТЫС. НАСЕЛЕНИЯ 1. г. Москва (1236,2) 2. г. Санкт-Петербург (1005,5) 3. Томская область (859,0) 4. Новосибирская область (679,4) 5. Хабаровский край (665,1) 6. Воронежская область (615,8) 7. Республика Татарстан (594,5) 8. Орловская область (586,6) 9. Магаданская область (582,8) 10. Самарская область (575,5) Волгоградская область (430,0) 80. Республика Ингушетия (246,0) 81. Республика Тыва (227,8) 82. Чукотский АО (139,7) 83. Ленинградская область (129,1) 84. Ненецкий АО (94,4)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Динамика изменения количества государственных (внизу) и негосударственных (вверху) высших учебных заведений

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Динамика изменения количества государственных (внизу) и негосударственных (вверху) филиалов высших учебных заведений

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Динамика изменения количества студентов в государственных (внизу) и негосударственных (вверху) высших учебных заведениях (тыс. чел.)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Изменение контрольных цифр приема (тыс. чел.)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Динамика изменения доли обучающихся на платной основе

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования СООТНОШЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ СТУДЕНТОВ

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования СООТНОШЕНИЕ ФИЛИАЛОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ СТУДЕНТОВ ВГИ УФ

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Структура подготовки кадров высшего профессионального образования Структура подготовки кадров высшего профессионального образования по количеству обучающихся студентов Структура подготовки кадров высшего профессионального образования по количеству реализуемых программ

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Доктора наук, профессора Кандидаты наук, доценты ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ТЫС. ЧЕЛ.)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Число студентов на 1 кандидата наук, доцента Число студентов на 1 доктора наук, профессора ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ НА ЕДИНИЦУ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ТЫС. ЧЕЛ.) В ВолГУ –- 137 В ВолГУ - 33

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РОДИВШИХСЯ В РОССИИ (в процентах к 1975 г.)

Основные направления подготовки к комплексной оценке деятельности вуза Проведение самообследования. Участие студентов в Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования. Экспертиза рабочих учебных планов по направлениям подготовки бакалавров и магистров, специальностям в информационно-методическом центре Рособрнадзора в г. Шахты. Заполнение модуля комплексной оценки. Составления отчета о результатах самообследования.

Самообследование Необходимое условие аттестационной экспертизы. Цель: а) определение готовности вуза (отдельных направлений подготовки) к внешней аттестационной экспертизе; б) развитию системы внутривузовского контроля за содержанием и качеством подготовки; в) формированию единой централизованной базы данных о деятельности образовательных учреждений России; г) сокращение затрат на проведение аттестации. Итог – отчет о результатах самообследования.

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования

Идея проекта: режим on-line В одно и то же время студенты проходят Единое тестирование в системе ТестЭкзаменатор в среде Интернет По окончании экзамена студенты получают оценки (% правильно выполненных заданий) Преподаватель получает рейтинг-лист (на именной странице вуза на сайте) INTERNET пароли студентов

На именной странице вуза на сайте выставляется зашифрованный пул заданий В одно и то же время студенты проходят тестирование в системе ТестЭкзаменатор По окончании тестирования ответы студентов передаются для обработки Результаты после обработки в Росаккредагентстве появляются на сайте (на именной странице вуза) Идея проекта: режим off-line INTERNET пароли студентов программа тестирования БД тестов Локальный сервер вуза

Динамика участия студентов в ФЭПО 7-й этап Интернет- экзамена (апрель-июнь 2008 г.): 1186 вузов и филиалов 84 (из 88) субъекта РФ 5 вузов из СНГ (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Украина и Казахстан) 403 учреждения СПО более 1 миллиона

Десять основных принципов ФЭПО Добровольность участия вузов (ссузов) Добровольность участия вузов (ссузов) Полное доверие в организации проведения тестирования Полное доверие в организации проведения тестирования Конфиденциальность получаемой информации Конфиденциальность получаемой информации Использование Интернет-технологий в процедуре тестирования Использование Интернет-технологий в процедуре тестирования Компьютерная проверка заданий (и, как следствие, относительно невысокая стоимость) Компьютерная проверка заданий (и, как следствие, относительно невысокая стоимость) Режим самофинансирования Режим самофинансирования Единое время проведения Единое время проведения Единые измерители для каждой ООП Единые измерители для каждой ООП Использование критериально-ориентированных тестов (АПИМ) Использование критериально-ориентированных тестов (АПИМ) Единые методики обработки и представления информации (педагогический анализ) Единые методики обработки и представления информации (педагогический анализ)

Модель аттестационного педагогического измерительного материала по дисциплине Критерий освоения дидактической единицы: 50 % правильно выполненных заданий Дисциплина Дидактическая единица 1 Дидактическая единица 2... Дидактическая единица k Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Название дисциплины Контролируемыев АПИМ дидактические единицыдисциплины Задания АПИМ

Модель оценки выполнения требований ГОС Объект оценки Показатель освоения ГОС Модель критерия освоения ГОС СтудентДоля освоенных дидактических единиц ГОС Освоение всех дидактических единиц ГОС ООПДоля студентов, освоивших все дидактические единицы ГОС 50 % студентов, освоивших все дидактические единицы ГОС

Рособрнадзор Сравнение показателей освоения требований ГОС с другими вузами Показатели освоения требований ГОС для ООП по профилям подготовки Показатели освоения требований ГОС; Показатели освоения ДЕ дисциплин Показатели освоения ДЕ дисциплин; Коэффициенты решаемости заданий по темам Рейтинговый показатель в группе, специальности, вузе, группе вузов Обобщенные результаты освоения требований ГОС; Мониторинг результатов тестирования Структурирование информации о результатах Интернет- экзамена для пользователей различного уровня

Статистика результатов Интернет-экзамена (ФЭПО-VII) Из 855 тыс. результатов (по данным на ), свидетельствующих об уровне подготовки студентов вузов, полностью соответствуют требованиям ГОС 486 тыс. (57%) Из 105 тыс. результатов (по данным на ), свидетельствующих об уровне подготовки студентов ссузов, полностью соответствуют требованиям ГОС 64 тыс. (61%) Росаккредагентство

Наличие тестовых материалов

Дисциплины Интернет-экзамена на декабрь 2008 – январь 2009 г. ВПО СПО ГСЭОМЕН ГСЭ ОМЕН Философия Отечественная история Политология Культурология Правоведение Педагогика и психология Русский язык и культура речи Английский язык Экономика Социология Математика Информатика Физика Химия Математика и информатика Концепции современного естествознания Экология Теоретическая механика Биология Основы философии Основы экономики Основы права Основы социологии и политологии Русский язык и культура речи Английский язык Социальная психология Математика Информатика Экологические основы природо- пользования Разработчики материалов – преподаватели более 100 вузов России Полидисциплинарные АПИМ по циклу ГСЭ Полидисциплинарные АПИМ по циклу ЕН Полидисциплинарные АПИМ по циклу ГСЭ Немецкий язык

Дисциплины Интернет-экзамена на декабрь 2008 – январь 2009 г. ОПД ВПО Экономический профиль Макроэкономика Микроэкономика Национальная экономика Мировая экономика Менеджмент Технический профиль Юридический профиль Теория государства и права Уголовное право Гражданский процесс Метрология, стандартизация и сертификация Электроника и электротехника Теоретическая механика Начертательная геометрия. Инженерная графика Материаловедение. ТКМ Финансы и кредит Экономика организации Маркетинг Статистика Эконометрика Бухгалтерский учет Конституционное право Международное право Теплотехника Детали машин Теория механизмов и машин Теоретические основы электротехники, основы теории цепей Сопротивление материалов Гражданское право Криминалистика Административное право Трудовое право Экологическое право Деньги, кредит, банки Страхование Экономическая теория Теория автоматического управления

Высокая степень доверия (информация не вызывает сомнений и ее достаточно для принятия решения) Программа регулярно участвует в ФЭПО (не менее 90% студентов, обучающихся по тестируемому циклу дисциплин) Программа стабильно удовлетворяет требованиям ГОС Образовательное учреждение демонстрирует результаты тестирования по данной программе на общедоступном сайте Результаты тестирования и качества подготовки студентов обсуждаются на заседаниях Ученого совета образовательного учреждения и факультетов Образовательное учреждение гарантирует объективность процедуры тестирования Статистический анализ показывает высокую степень достоверности результатов тестирования

Допустимая степень доверия (необходимость небольшой выборочной проверки) Программа регулярно участвует в ФЭПО (не менее 90% студентов, обучающихся по тестируемому циклу дисциплин) Программа по большинству (более 75%) тестируемых дисциплин удовлетворяет требованиям ГОС Для дисциплин, результаты тестирования которых не удовлетворяют требованиям ГОС, разработаны программы «развития»; результаты обсуждаются на заседаниях Ученого совета образовательного учреждения и факультетов Образовательное учреждение демонстрирует результаты тестирования по данной программе на общедоступном сайте Образовательное учреждение гарантирует объективность процедуры тестирования Статистический анализ показывает высокую степень достоверности результатов тестирования

Неопределенная степень доверия (информации не достаточно для принятия решения) Программа не участвует (или участвует лишь эпизодически, или не полным составом студентов) в ФЭПО Программа по ряду (более 25%) тестируемых дисциплин не удовлетворяет требованиям ГОС Образовательное учреждение не демонстрирует результаты тестирования по данной программе на общедоступном сайте или демонстрируемые результаты не полностью (или не объективно) отражают результаты тестирования Образовательное учреждение не может гарантировать объективность процедуры тестирования Статистический анализ не гарантирует достоверности результатов тестирования

Степень доверия Рекомендации ВысокаяТестирование не проводится ДопустимаяВыборочное тестирование Неопределенна я Тестирование в полном объеме

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВЫПИСКА ИЗ П Р О Т О К О Л А ЗАСЕДАНИЯ АККРЕДИТАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ /АК 1. СЛУШАЛИ: … о принципах зачета результатов Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования в процедурах государственной аккредитации вузов. РЕШИЛИ: 1.2. При проведении процедуры внешней экспертизы по желанию вуза учитывать результаты его участия в интернет-экзамене в сфере профессионального образования (далее - ФЭПО). Для принятия решений выделить три степени доверия результатам тестирования: высокий, допустимый, неопределенный. При высокой степени доверия результатам ФЭПО – тестирование студентов во время внешней экспертизы не проводить. При допустимой степени доверия результатам ФЭПО – проводить выборочное тестирование студентов. При неопределенной степени доверия результатам ФЭПО – проводить тестирование в полном объеме.

att.nica.ru Добровольность Полное доверие вузам в организации тестирования Конфиденциальность информации Присутствие «наблюдателей» Использование выборочных методов (в т.ч. ПолиАПИМов)

Тенденции Улучшение качества Движение к большей открытости и прозрачности Увеличение сервиса для студентов (персональные странички с анализом результатов, тренажеры, методические пособия, … ) Увеличение сервиса для преподавателей (подробный педагогический анализ результатов, методические пособия, … ) Постепенный переход на режим on-line Расширение спектра экзаменов для различных направлений подготовки (специальностей)

Показатели освоения ГОС для ООП вуза, принимавшего участие в Интернет-экзамене

Цикл дисциплин (объем часов, выделяемых на изучение цикла в ГОС) Дисциплина (объем часов, выделяемых на изучение дисциплины в ГОС) Результаты тестирования студентов Количество студентов, принявших участие в Интернет - экзамене Процент студентов, освоивших 100% ДЕ Процент студентов, освоивших не менее 70% ДЕ Выводы по освоению цикла/дис циплины ГСЭ (1260) Английский язык (350)414175%90%+ Отечественная история (320) %90%+ Культурология (100)414130%45% ОПД (1050) Педагогика (400)656545%45%75% - Психология (300)656590%100%+ Метрология (300) %30% ЕН (1200)** Информатика (140)797991%100%* Результаты тестирования студентов основной образовательной программы Физика

Выводы по освоению дисциплины : « + » Дисциплина освоена, если не менее 50% студентов, принимавших участие в Интернет- экзамене, освоили 100% ДЕ дисциплины. «-+» Дисциплина освоена условно, если не менее 50% студентов, принимавших участие в Интернет-экзамене, освоили не менее 70% всех ДЕ дисциплины. « » Дисциплина не освоена, если более 50% студентов, принимавших участие в Интернет- экзамене, освоили менее 70% всех ДЕ дисциплины. * - Выводы о соответствии уровня подготовки студентов данной ООП требованиям ГОС являются статистически незначимыми (контингент менее 10 чел.). Выводы по освоению цикла дисциплин : « » Цикл дисциплин освоен, если освоены дисциплины, количество часов по которым в сумме составляет не менее половины объема часов, отводимого в ГОС на изучение дисциплин цикла. « » Цикл дисциплин освоен условно, если освоены или условно освоены дисциплины, количество часов, по которым в сумме составляет не менее половины объема часов, отводимого в ГОС на изучение дисциплин цикла. « » Цикл дисциплин не освоен, если условно освоены и/или не освоены дисциплины, количество часов, по которым в сумме составляет не менее половины объема часов, отводимого в ГОС на изучение дисциплин цикла. ** - Вывод по освоению цикла не приводится, так как сумма часов для изучения тестируемых дисциплин цикла составляет менее половины объема часов, отводимых в ГОС на изучение цикла (или количество часов по тестируемым дисциплинам данного цикла в ГОС отсутствует).

Студент Рейтинг-лист

Тестирование образовательных учреждений в I полугодии 2008 г. (согласно графику работы экспертных комиссий)

Экспертиза рабочих учебных планов (ИМЦА г. Шахты) Нарушение норматива средней недельной нагрузки (часов в году для заочной формы) (есть/нет): Отклонение по циклам дисциплин более чем на 5% (есть/нет): Отклонение от нормативной нагрузки по дисциплине более чем на 10% (есть/нет): Наличие часов на самостоятельную работу по физкультуре (есть/нет): Отсутствие обязательной дисциплины федеральной компоненты РУП (есть/нет): Отсутствие альтернативных дисциплин в блоке по выбору (есть/нет): Отсутствие заключительной формы контроля по дисциплине при наличии часов в семестре (есть/нет): Отсутствие часов на изучение дисциплины при наличии формы контроля в семестре (есть/нет): Превышение нормативного количества форм контроля в году (в семестре) (есть/нет): Перемещение дисциплины из федерального компонента в выборный компонент (есть/нет): Соответствие сроков реализации образовательных программ ГОС: Очная форма обучения (соответствует/не соответствует): Очно-заочная форма обучения (соответствует/не соответствует): Заочная форма обучения (соответствует/не соответствует): Несоответствия требованиям ГОС:

Замечания по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам ВолГУ в части содержания и качества подготовки в 2008 г. Замечания Код и наименование специальности, направления подготовки 1. Отклонение от нормативной общей нагрузки по дисциплине более чем на 10% , Прикладная математика , Экология и природопользование , Судебная экспертиза 2. Отсутствие обязательной дисциплины федеральной компоненты в РУП , Прикладная математика

Модуль комплексной оценки вуза 1.Справочные данные 2.Сведения о выполнении лицензионных требований и нормативов 3.Сведения о соответствии содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям ГОС 4.Сведения по показателям государственной аккредитации

Анкета эксперта по воспитательной работе 1. Целевые установки в воспитательной деятельности 1.1. Наличие утвержденной на Ученом совете концепции воспитательной деятельности (Да/Нет): 1.2. Наличие утвержденной ректором (директором), проректором (зам. директора) программы воспитательной деятельности на цикл обучения (Да/Нет): 1.3. Наличие утвержденного ректором (директором), проректором (зам. директора) календарного плана воспитательной деятельности на год (Да/Нет): 1.4. Другое (укажите, что именно): Оценка наличия целевых установок в воспитательной деятельности (от 1 до 10): 2. Информационное обеспечение организации и проведения внеучебной работы в образовательном учреждении 2.1. Наличие доступных для студентов источников информации, содержащих план внутривузовских мероприятий, расписание работы студенческих клубов, кружков, секций, творческих коллективов и т.д. (Да/Нет): 2.2. Другое (укажите, что именно): Оценка информационного обеспечения организации и проведения внеучебной работы (от 1 до 10):

Анкета эксперта по воспитательной работе 3. Система управления воспитательной деятельностью 3.1. Наличие должности проректора (зам. директора) по воспитательной работе/помощника ректора (директора) (Да/Нет): 3.2. Наличие структурного подразделения, ответственного за воспитательную работу (отдел, управление, совет и т.д.) (Да/Нет): 3.3. Наличие внутренних локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность (Да/Нет): 3.4. Наличие инструкций, методических рекомендаций по организации и проведению воспитательной деятельности (Да/Нет): 3.5. Наличие должности зам.декана по воспитательной работе (Да/Нет): 3.6. Наличие кураторов в учебных группах (Да/Нет): 3.7. Наличие положения (должностной инструкции) - о проректоре (зам. директоре) по воспитательной работе (Да/Нет): - о структурном подразделении, курирующем воспитательную работу (Да/Нет): - о заместителе декана по воспитательной работе (Да/Нет): - о кураторе учебной группы (Да/Нет): 3.8. Наличие Попечительского совета (Да/Нет): 3.9. Наличие клуба выпускников: (Да/Нет) Другое (укажите, что именно): Оценка системы управления воспитательной деятельностью (от 1 до 10):

Анкета эксперта по воспитательной работе 4. Наличие и эффективность работы студенческих общественных организаций 4.1. Профсоюзной организации (Да/Нет): 4.2. Количество студентов, состоящих в профсоюзе на данный момент: 4.3. Студенческого совета (Да/Нет): 4.4. Студенческих клубов, союзов, ассоциаций, творческих коллективов (Да/Нет): 4.5. Количество студенческих мероприятий, проведенных в предыдущем учебном году: 4.6. Наличие студенческих строительных отрядов (Да/Нет): 4.7. Количество студентов, работавших в строительных отрядах в предыдущем учебном году: 4.8. Студенческого отряда охраны правопорядка (Да/Нет): 4.9. Совета студенческого общежития (Да/Нет): Другое (укажите, что именно): Оценка работы студенческих общественных организаций (от 1 до 10):

Анкета эксперта по воспитательной работе 5. Наличие материально-технической базы для проведения внеучебной работы 5.1. Наличие актового зала (дома культуры) (Да/Нет): 5.2. Наличие спортивно-оздоровительного лагеря (Да/Нет): 5.3. Наличие спортивных залов (Да/Нет): 5.4. Наличие тренажерных залов (Да/Нет): 5.5. Наличие стадиона (спортплощадки) (Да/Нет): 5.6. Наличие оборудования, обеспечивающего культурно-массовые мероприятия (Да/Нет): 5.7. Наличие оборудования и инвентаря для спортивных мероприятий (Да/Нет): 5.8. Другое (укажите, что именно): Оценка материально-технической базы, используемой во внеучебной работе (от 1 до 10):

Анкета эксперта по воспитательной работе 6. Финансовое обеспечение воспитательной работы 6.1. Выделение средств на культурно-массовую работу (Да/Нет): 6.2. Выделение средств на спортивные мероприятия (Да/Нет): 6.3. Выделение средств на поощрение студентов за активное участие во внеучебной деятельности (Да/Нет): 6.4. Другое (укажите, что именно): Оценка финансового обеспечения воспитательной работы(от 1 до 10):

Анкета эксперта по воспитательной работе 7. Организация и проведение внеучебной работы 7.1. Проведение студенческих фестивалей, смотров, конкурсов и пр. в образовательном учреждении (Да/Нет): 7.2. Количество студенческих фестивалей, смотров, конкурсов и пр. проведенных в предыдущем учебном году: 7.3. Участие студентов в фестивалях, конкурсах, смотрах различного уровня в предыдущем учебном году (Да/Нет): 7.4. Достижения студентов, участвовавших в фестивалях, конкурсах, смотрах различного уровня в предыдущем учебном году (количество призовых мест, дипломов, грамот): 7.5. Количество студентов, участвующих в работе студенческих клубов, творческих коллективов, кружков и пр. на данный момент: 7.6. Число спортивных секций, клубов: 7.7. Количество студентов, занимающихся в спортивных секциях, клубах на данный момент в учебном заведении: вне учебного заведения: Количество спортивных мероприятий, проведенных в предыдущем учебном году в образовательном учреждении: 7.9. Участие студентов в спортивных соревнованиях различного уровня (Да/Нет): Достижения студентов, участвовавших в спортивных соревнованиях различного уровня в предыдущем учебном году (количество призовых мест,дипломов, грамот): Наличие многотиражной (малотиражной) газеты (Да/Нет): Тираж газеты / периодичность издания: _________/_________ Наличие сайта образовательного учреждения в сети Интернет (Да/Нет): Наличие музея истории образовательного учреждения (Да/Нет): Другое (укажите, что именно): Оценка

Анкета эксперта по воспитательной работе 8. Психолого-консультационная работа 8.1. Наличие службы социально-психологической поддержки (Да/Нет): 8.2. Наличие положения о службе социально-психологической поддержки (СПП) (Да/Нет): 8.3. Наличие утвержденной программы социально-психологической помощи (Да/Нет): 8.4. Количество обращений в СПП в предыдущем учебном году: 8.5. Количество мероприятий, проведенных СПП в предыдущем учебном году: 8.6. Другое (укажите, что именно): Оценка работы социально-психологической службы (от 1 до 10):

Анкета эксперта по воспитательной работе 9. Специальная профилактическая работа 9.1. Наличие утвержденной программы по профилактике наркотической, алкогольной, табакокурения и иных видов зависимостей (Да/Нет): 9.2. Количество мероприятий, проведенных в рамках программы в предыдущем учебном году: 9.3. Ведется ли учет студентов, страдающих наркотической, алкогольной и иными видами зависимости (Да/Нет): 9.4. Количество студентов, состоящих на учете в наркологическом диспансере(в период работы комиссии по комплексной оценке) : 9.5. Наличие утвержденной программы по профилактике ВИЧ-инфекций (Да/Нет): 9.6. Количество мероприятий, проведенных в рамках программы в предыдущем учебном году: 9.7. Наличие утвержденной программы по профилактике правонарушений (Да/Нет): 9.8. Количество мероприятий, проведенных в рамках программы в предыдущем учебном году: 9.9. Количество правонарушений, совершенных студентами образовательного учреждения в предыдущем учебном году (по данным территориальных органов МВД) : Другое (укажите, что именно): Оценка специальной профилактической работы (от 1 до 10) :

Анкета эксперта по воспитательной работе 10. Внутренняя система оценки состояния воспитательной работы Проводятся ли опросы студентов с целью выявления и учета их мнения об организации внеучебной деятельности (Да/Нет): Накапливаются ли данные опросов об оценке студентами внеучебной работы (об отдельных мероприятиях) (Да/Нет): Проводятся ли совещания, семинары, конференции и пр. с целью проведения анализа состояния воспитательной работы в образовательном учреждении (Да/Нет): Имеются ли отчеты, протоколы, тезисы выступлений с сообщениями на совещаниях, семинарах, конференциях, лиц ответственных за воспитательную работу (Да/Нет): Разработаны ли критерии внутренней оценки воспитательной работы (Да/Нет): Другое (укажите, что именно): Оценка внутренней системы оценки состояния воспитательной работы (от 1 до 10):

Анкета эксперта по воспитательной работе 11. Система поощрения студентов Наличие утвержденного положения о поощрении студентов за достижения в учебе и во внеучебной деятельности (Да/Нет): Количество студентов, поощренных в предыдущем учебном году: Другое (укажите, что именно): Оценка системы поощрения студентов(от 1 до 10): 12. Оценка организации и проведения внеучебной работы в образовательном учреждении в целом (от 1 до 10) : Замечания:

Часть III-03(б). Результаты анкетирования студентов Анкетирование проводится с помощью специальной программы только среди студентов очной формы обучения.

Часть IV-10(б). Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Использование информационных ресурсов и баз знаний (Да/Нет): Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий (Да/Нет): Ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ (Да/Нет): Применение предпринимательских идей в содержании курсов (Да/Нет): Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук (Да/Нет): Применение активных методов обучения, "контекстного обучения" и "обучения на основе опыта" (Да/Нет): Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) (Да/Нет): Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач (Да/Нет):

Структура отчета о результатах самообследования 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 2. Система управления образовательным учреждением 3. Структура подготовки специалистов 4. Содержание подготовки выпускников 5. Качество подготовки специалистов 6. Информация по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аттестации.

О комплексной оценке деятельности ВолГУ 1.Провести самообследование ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» и филиалов в декабре 2008 г. – апреле 2009 г. 2.Утвердить план проведения самообследования ВолГУ и его филиалов. 3.Начальнику Управления информатизации и телекоммуникаций В.В. Полубоярову, директорам филиалов обеспечить условия для участия студентов в Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования. 4.Заслушать информацию по результатам участия студентов в Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования на заседании Ученого совета ВолГУ в январе 2009 г. Проект решения