Оценка затрат государства и общества на существующую наркополитику Отчет о проведенном исследовании Максим Зеличенко, ведущий исследователь Бишкек, декабрь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Законодательная база, необходимая для развития и внедрения программ лечения и профилактики ВИЧ-инфекции А.Я. Коноваленко.
Advertisements

Вызовы обеспечения доступом к диагностике и лечению гепатита С в странах Восточной Европы Что можно сделать? Раминта Штуйките Консультант, Институт «Открытое.
Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями г. Барнаул 2008 г.
Цели Задачи Структура Организация мероприятий П р о г р а м м а Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к туберкулезу.
Международный Форум «ЦРТ-6 в Восточной Европе и Центральной Азии» Москва Центр Международной торговли октября 2011 г. Открыта регистрация.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ПЕДСОВЕТ Бондаренко Татьяна Николаевна заместитель директора, учитель начальных классов МБОУ «Начальная.
«Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на годы»
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Родительское собрание.
Риски для здоровья молодых людей. Основные факты: Ежегодно умирает более 2,6 миллиона молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет, в основном, от предотвратимых.
Оценка возможностей и барьеров для построения эффективного партнерства государства и бизнеса в Алтайском Крае с целью противодействия ВИЧ-инфекции пропаганды.
Персонал мест заключения и снижение вреда Основной модуль. Занятие 3 Обучение работников уголовного правосудия по вопросам снижения в уязвимых группах.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Результаты практики в Испании: Комплексный подход к ВИЧ и ВГС в тюрьмах МЕРСЕДЕС ГАЛЛИЦО ЛЛАМАС Генеральный секретарь испанской тюремной администрации.
Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения в контексте универсального доступа к профилактике, лечению и поддержке при ВИЧ-инфекции «Итоги.
Де-институционализация Обеспечение улучшения жизни детей.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Обучающий семинар Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ПО ТУБЕРКУЛЕЗУ И ТБ СРЕДИ МИГРАНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН г.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Транксрипт:

Оценка затрат государства и общества на существующую наркополитику Отчет о проведенном исследовании Максим Зеличенко, ведущий исследователь Бишкек, декабрь 2011

Обоснование необходимости проведения исследования До недавнего времени правительства большинства стран следовали модели наркополитики, утвержденной (начиная с 1961 года) Конвенциями по наркотикам Организации Объединенных Наций (ООН). До недавнего времени правительства большинства стран следовали модели наркополитики, утвержденной (начиная с 1961 года) Конвенциями по наркотикам Организации Объединенных Наций (ООН). Эта модель уделяет особое внимание законодательству и программам, направленным на сдерживание и постепенную полную ликвидацию поставок запрещенных наркотических веществ. Эта модель уделяет особое внимание законодательству и программам, направленным на сдерживание и постепенную полную ликвидацию поставок запрещенных наркотических веществ. Но в последнее время многие политики вынуждены пересмотреть свою приверженность данным принципам. Но в последнее время многие политики вынуждены пересмотреть свою приверженность данным принципам.

Это вызвано следующими причинами: до настоящего времени так и не удалось добиться значительного сокращения масштабов незаконного оборота наркотиков и обеспечить снижение их оборота до настоящего времени так и не удалось добиться значительного сокращения масштабов незаконного оборота наркотиков и обеспечить снижение их оборота все очевиднее становятся серьезные негативные последствия действующей глобальной системы контроля над наркотиками (например: рост организованной преступности, взаимосвязь с терроризмом, наркокоррупция) все очевиднее становятся серьезные негативные последствия действующей глобальной системы контроля над наркотиками (например: рост организованной преступности, взаимосвязь с терроризмом, наркокоррупция) в сфере здравоохранения стало появляться все больше проблем, связанных с наркотиками и обусловленных криминализацией и маргинализацией людей, употребляющих наркотики в сфере здравоохранения стало появляться все больше проблем, связанных с наркотиками и обусловленных криминализацией и маргинализацией людей, употребляющих наркотики Организация Объединенных Наций (ООН) выразила озабоченность в связи с нарушениями прав и свобод человека в процессе установления контроля над оборотом наркотиков Организация Объединенных Наций (ООН) выразила озабоченность в связи с нарушениями прав и свобод человека в процессе установления контроля над оборотом наркотиков вместе с тем результаты исследований и практический опыт свидетельствуют, что некоторые проблемы могут быть успешно решены путем соответствующей политики и инициатив, которые не ставят первоочередной задачей снижение наркопотребления или объема незаконного оборота наркотиков вместе с тем результаты исследований и практический опыт свидетельствуют, что некоторые проблемы могут быть успешно решены путем соответствующей политики и инициатив, которые не ставят первоочередной задачей снижение наркопотребления или объема незаконного оборота наркотиков

Обоснование необходимости исследования В данном контексте представляется необходимым, чтобы правительства пересмотрели существующие в их странах законы, связанные с вопросами наркотиков, и разработали стратегии, позволяющие эффективно использовать имеющиеся ресурсы для достижения главной цели наркополитики: обеспечение максимальной безопасности людей, охраны их прав и здоровья, а также предоставление им возможностей для развития В данном контексте представляется необходимым, чтобы правительства пересмотрели существующие в их странах законы, связанные с вопросами наркотиков, и разработали стратегии, позволяющие эффективно использовать имеющиеся ресурсы для достижения главной цели наркополитики: обеспечение максимальной безопасности людей, охраны их прав и здоровья, а также предоставление им возможностей для развития

Обоснование необходимости исследования Одним из основных барьеров к продвижению изменений наркополитики на страновом, региональном и международном уровнях является недостаточная доказательная база, которую гражданское общество могло бы использовать в диалоге с теми, кто формирует наркополитику Одним из основных барьеров к продвижению изменений наркополитики на страновом, региональном и международном уровнях является недостаточная доказательная база, которую гражданское общество могло бы использовать в диалоге с теми, кто формирует наркополитику Впервые кроме традиционных подходов с доминантой на мораль («лучше лечить, чем сажать») нами была предпринята попытка экономического обоснования изменений в наркополитике Впервые кроме традиционных подходов с доминантой на мораль («лучше лечить, чем сажать») нами была предпринята попытка экономического обоснования изменений в наркополитике

Обоснование необходимости исследования В данной работе был произведен подсчет затрат государства и общества на существующую наркополитику, дана качественная оценка потерям, не поддающимся количественной оценке, то есть проведена оценка воздействия (ОВ) ключевых элементов наркополитики на государство и общество. В данной работе был произведен подсчет затрат государства и общества на существующую наркополитику, дана качественная оценка потерям, не поддающимся количественной оценке, то есть проведена оценка воздействия (ОВ) ключевых элементов наркополитики на государство и общество. Проведение ОВ ключевых элементов как минимум позволит налогоплательщикам понять, насколько эффективно тратятся их деньги; как максимум – даст возможность для развития наркополитики в сторону научно обоснованного подхода, способствующего общественному развитию, защите безопасности и соблюдению прав человека и способного отразить вызовы, которые ставит перед нами XXI столетие Проведение ОВ ключевых элементов как минимум позволит налогоплательщикам понять, насколько эффективно тратятся их деньги; как максимум – даст возможность для развития наркополитики в сторону научно обоснованного подхода, способствующего общественному развитию, защите безопасности и соблюдению прав человека и способного отразить вызовы, которые ставит перед нами XXI столетие

Исследование проведено Общественным фондом «Центрально-Азиатский центр наркополитики» (Бишкек), при поддержке Евразийской сети снижения вреда (ЕССВ). Исследование проведено Общественным фондом «Центрально-Азиатский центр наркополитики» (Бишкек), при поддержке Евразийской сети снижения вреда (ЕССВ). Авторский коллектив: Авторский коллектив: Руководитель: Александр Зеличенко, кандидат исторических наук, директор ОФ «Центрально- Азиатский центр наркополитики». Руководитель: Александр Зеличенко, кандидат исторических наук, директор ОФ «Центрально- Азиатский центр наркополитики». Ведущий исследователь: Максим Зеличенко. Ведущий исследователь: Максим Зеличенко. Исследователи: Денис Бердаков, Нина Тезина. Исследователи: Денис Бердаков, Нина Тезина.

Эксперты/консультанты: Эксперты/консультанты: Расул Турганов, начальник Штаба Государственной службы Кыргызской Республики по контролю наркотиков; Расул Турганов, начальник Штаба Государственной службы Кыргызской Республики по контролю наркотиков; Оксана Катькалова, на момент исследования - заместитель начальника Главного управления правового обеспечения и международного сотрудничества Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики; Оксана Катькалова, на момент исследования - заместитель начальника Главного управления правового обеспечения и международного сотрудничества Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики; Айзада Усенакунова, врач-нарколог, координатор программ заместительной терапии метадоном в Кыргызской Республике. Айзада Усенакунова, врач-нарколог, координатор программ заместительной терапии метадоном в Кыргызской Республике. Рецензенты: Рецензенты: Михаил Голиченко, ведущий аналитик по правам человека, Канадская правовая сеть по ВИЧ/СПИДу (Торонто, Канада); Михаил Голиченко, ведущий аналитик по правам человека, Канадская правовая сеть по ВИЧ/СПИДу (Торонто, Канада); Симона Меркинайте, специалист, Евразийская сеть снижения вреда (Вильнюс, Литва); Симона Меркинайте, специалист, Евразийская сеть снижения вреда (Вильнюс, Литва); Александра Гуринова, эксперт (Берлин, Германия). Александра Гуринова, эксперт (Берлин, Германия).

Проведена Оценка Воздействия по следующим параметрам: расчет прямых затрат государства; расчет прямых затрат государства; расчет косвенных затрат – финансовых потерь общества; расчет косвенных затрат – финансовых потерь общества; оценка не поддающихся количественным расчетам психологических и социальных потерь личности и общества; оценка не поддающихся количественным расчетам психологических и социальных потерь личности и общества; расчет затрат на пребывание в программах ЗПТМ и количественное сравнение показателей. расчет затрат на пребывание в программах ЗПТМ и количественное сравнение показателей.

Разработаны инструменты сбора данных опросник для потребителей инъекционных наркотиков, опросник для потребителей инъекционных наркотиков, краткие опросники для экспертов из: краткие опросники для экспертов из: Государственной службы по контролю наркотиков, Государственной службы по контролю наркотиков, Государственной службы исполнения наказаний, Государственной службы исполнения наказаний, наркодиспансера, наркодиспансера, программы ЗПТМ, программы ЗПТМ, Также были использованы: статистические данные нацстаткома, ГСКН, ГСИН, наркодиспансера, программы ЗПТМ, из источников свободного доступа – публикации в масс-медиа, интернет-материалы; статистические данные нацстаткома, ГСКН, ГСИН, наркодиспансера, программы ЗПТМ, из источников свободного доступа – публикации в масс-медиа, интернет-материалы; материалы опросов и мнения экспертов – для оценки потерь, не поддающихся или трудно поддающихся математическому анализу (например, разрыв социальных связей, распад семей, невозможность после освобождения получить хорошо оплачиваемую работу и т.д.). материалы опросов и мнения экспертов – для оценки потерь, не поддающихся или трудно поддающихся математическому анализу (например, разрыв социальных связей, распад семей, невозможность после освобождения получить хорошо оплачиваемую работу и т.д.).

При обработке полученных данных рассчитывались средние затраты на приобретение наркотиков на одного потребителя (потери для экономики страны); средние затраты на приобретение наркотиков на одного потребителя (потери для экономики страны); средние затраты на одно задержание и арест (от момента задержания до водворения в ИВС, СИЗО); средние затраты на одно задержание и арест (от момента задержания до водворения в ИВС, СИЗО); средняя стоимость содержания в ИВС, СИЗО; средняя стоимость содержания в ИВС, СИЗО; средние затраты на досудебной стадии; средние затраты на досудебной стадии; средняя стоимость содержания в местах лишения свободы; средняя стоимость содержания в местах лишения свободы; средняя стоимость медицинского обслуживания в местах лишения свободы; средняя стоимость медицинского обслуживания в местах лишения свободы; потери экономики от недополучения заработной платы осужденного (осужденный не работает, не получает заработную плату, а значит, не платит налогов и отчислений в Социальный фонд); потери экономики от недополучения заработной платы осужденного (осужденный не работает, не получает заработную плату, а значит, не платит налогов и отчислений в Социальный фонд); снижение ВВП от потери обществом трудоспособного гражданина (заключенный не производит никакого продукта). снижение ВВП от потери обществом трудоспособного гражданина (заключенный не производит никакого продукта). Кроме того, существуют потери, не поддающиеся или трудно поддающиеся математическому анализу (например, разрыв социальных связей, распад семей, невозможность после освобождения получить хорошо оплачиваемую работу и т.д.). По этим вопросам также использовались экспертные оценки. Кроме того, существуют потери, не поддающиеся или трудно поддающиеся математическому анализу (например, разрыв социальных связей, распад семей, невозможность после освобождения получить хорошо оплачиваемую работу и т.д.). По этим вопросам также использовались экспертные оценки.

Расчет прямых затрат: госорганы Все данные для расчетов предоставлялись самими государственными организациями (МВД, Минздрав, Минюст, ГСИН, ГСКН) в ответ на официальные запросы либо в форме экспертных мнений и оценок. Все данные для расчетов предоставлялись самими государственными организациями (МВД, Минздрав, Минюст, ГСИН, ГСКН) в ответ на официальные запросы либо в форме экспертных мнений и оценок. Отдельно хочется отметить открытость служб, министерств и ведомств, а также поблагодарить их за сотрудничество. Отдельно хочется отметить открытость служб, министерств и ведомств, а также поблагодарить их за сотрудничество.

К прямым затратам относятся: заработные платы сотрудников, расследующих дела, связанные с изъятием наркотических средств в небольших размерах (борьба с наркопотребителями). заработные платы сотрудников, расследующих дела, связанные с изъятием наркотических средств в небольших размерах (борьба с наркопотребителями). стоимость экспертиз наркотических средств в рамках таких уголовных дел; стоимость экспертиз наркотических средств в рамках таких уголовных дел; стоимость содержания задержанных в ИВС, СИЗО в период предварительного следствия, включая вещевое имущество, питание и медицинское обслуживание (которое, в связи с ограниченностью бюджетных ресурсов, в основном включает только базовые услуги по оказанию медицинской помощи). стоимость содержания задержанных в ИВС, СИЗО в период предварительного следствия, включая вещевое имущество, питание и медицинское обслуживание (которое, в связи с ограниченностью бюджетных ресурсов, в основном включает только базовые услуги по оказанию медицинской помощи). денежная стоимость самого процесса задержания (несколько сотрудников, машина, бензин, потраченное время и деньги на задержание наркопотребителя); денежная стоимость самого процесса задержания (несколько сотрудников, машина, бензин, потраченное время и деньги на задержание наркопотребителя); стоимость содержания заключенных после решения суда, включая вещевое имущество, питание и медицинское обслуживание. стоимость содержания заключенных после решения суда, включая вещевое имущество, питание и медицинское обслуживание.

ГСКН Явно видна динамика снижения количества таких дел за последние 3–4 года, с момента, когда были приняты смягчающие изменения в законодательство – понятие «разовой дозы» наркотиков, за хранение которой впервые уголовная ответственность не наступает (1172 дела в 2007 году и 758 дел в 2010 году)

ГСКН Согласно предоставленным Государственной службой данным, в период с 2007 по 2010 год в среднем ежегодно возбуждалось 962 дела в отношении лиц, задержанных с наркотическими средствами, размер которых не превышал 10 граммов. Согласно предоставленным Государственной службой данным, в период с 2007 по 2010 год в среднем ежегодно возбуждалось 962 дела в отношении лиц, задержанных с наркотическими средствами, размер которых не превышал 10 граммов. Расчеты показали, что суммарно на задержание и расследование дел в отношении этих лиц ГСКН ежегодно тратится: сом (около долларов США). Расчеты показали, что суммарно на задержание и расследование дел в отношении этих лиц ГСКН ежегодно тратится: сом (около долларов США).

Министерство юстиции Кыргызской Республики Согласно данным, опубликованным 17 января 2011 года на сайте Информационного агентства «24.kg», Министерством юстиции КР в 2010 году было проведено 705 судебных экспертиз наркотических средств. Согласно данным, опубликованным 17 января 2011 года на сайте Информационного агентства «24.kg», Министерством юстиции КР в 2010 году было проведено 705 судебных экспертиз наркотических средств. Минимальная стоимость одной экспертизы составляет 700 сом Минимальная стоимость одной экспертизы составляет 700 сом Общие затраты составили сом (примерно 11 тысяч долларов США). Общие затраты составили сом (примерно 11 тысяч долларов США).

Министерство внутренних дел Кыргызской Республики Общее количество уголовных дел по задержанию с наркотическими средствами до 10 граммов составляет в среднем уголовных дел в год Общее количество уголовных дел по задержанию с наркотическими средствами до 10 граммов составляет в среднем уголовных дел в год Согласно расчетам, средние затраты на задержание, содержание в ИВС и СИЗО, и расследование этих дел в системе МВД составляют сом в год (около долларов США) Согласно расчетам, средние затраты на задержание, содержание в ИВС и СИЗО, и расследование этих дел в системе МВД составляют сом в год (около долларов США)

Государственная служба исполнения наказаний По данным на , в учреждениях Департамента исполнения наказаний (ДИН) ГСИН по статье 246 УК КР (незаконное хранение, изготовление, приобретение, перевозка или пересылка наркотических средств без цели сбыта) содержится 280 человек. По данным на , в учреждениях Департамента исполнения наказаний (ДИН) ГСИН по статье 246 УК КР (незаконное хранение, изготовление, приобретение, перевозка или пересылка наркотических средств без цели сбыта) содержится 280 человек. Средний срок пребывания в местах заключения по 246 статье составляет 4 года. Средний срок пребывания в местах заключения по 246 статье составляет 4 года. Итого по затраты по системе ГСИН составляют сом ежегодно (около долларов США) Итого по затраты по системе ГСИН составляют сом ежегодно (около долларов США)

Таким образом, общие ежегодные прямые затраты государства в рамках существующей наркополитики на борьбу с хранением наркотических веществ в небольших размерах без цели сбыта составляют: сом (ГСКН) сом (Минюст) сом (МВД) сом (ГСИН) = сом (около долларов США) ежегодно.

Расчет косвенных затрат Потери общества, государства и личные потери, включая не поддающиеся количественным расчетам психологические и социальные потери: Дополнительные траты на содержащихся под стражей в СИЗО и в заключении после решения суда. Дополнительные траты на содержащихся под стражей в СИЗО и в заключении после решения суда. потери ВВП оттого, что задержанные и осужденные не работают. потери ВВП оттого, что задержанные и осужденные не работают. потеря в налогообложении по той же причине. потеря в налогообложении по той же причине. увеличение случаев инфицирования, особенно в местах заключения ВИЧ/СПИДом, гепатитами С и В, а также стоимость лечения таких заболеваний. увеличение случаев инфицирования, особенно в местах заключения ВИЧ/СПИДом, гепатитами С и В, а также стоимость лечения таких заболеваний. потеря социальных связей. Разваливаются семьи, трудовые коллективы, человек просто выпадает из круга общения; потеря социальных связей. Разваливаются семьи, трудовые коллективы, человек просто выпадает из круга общения; постоянные нарушения прав человека имеют катастрофические последствия для отдельного человека и общества в целом. постоянные нарушения прав человека имеют катастрофические последствия для отдельного человека и общества в целом.

Потери общества Было проведено анонимное интервьюирование участников программы ЗПТМ. Было проведено анонимное интервьюирование участников программы ЗПТМ. Это было сделано по двум причинам – чтобы получить некоторые данные из первых рук, а также для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данные, полученные из официальных источников. Это было сделано по двум причинам – чтобы получить некоторые данные из первых рук, а также для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данные, полученные из официальных источников. Все расчеты по размерам получаемой до задержания заработной плате, налоговым выплатам, затратам семьи на приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости для заключенного, содержащегося в ИВС/СИЗО или местах лишения свободы, и т.д. произведены с использованием данных анкетирования и официальных опубликованных статистических данных по Кыргызстану. Все расчеты по размерам получаемой до задержания заработной плате, налоговым выплатам, затратам семьи на приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости для заключенного, содержащегося в ИВС/СИЗО или местах лишения свободы, и т.д. произведены с использованием данных анкетирования и официальных опубликованных статистических данных по Кыргызстану.

Потери общества Прожиточный минимум для трудоспособного гражданина на весну 2011 года составляет сома. Прожиточный минимум для трудоспособного гражданина на весну 2011 года составляет сома. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, т.е. только на питание и минимальную гигиену в день человеку необходимо минимум 172 сома. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, т.е. только на питание и минимальную гигиену в день человеку необходимо минимум 172 сома.потребительской корзиныпотребительской корзины Согласно данным ГСИН, в 156,65 сома, выделяемых на заключенного ежедневно, входят все затраты системы (даже заработная плата сотрудников системы и оплата коммунальных услуг). На питание, таким образом, выделяется не более 50 сом на человека ежедневно (собственные данные ГСИН). Согласно данным ГСИН, в 156,65 сома, выделяемых на заключенного ежедневно, входят все затраты системы (даже заработная плата сотрудников системы и оплата коммунальных услуг). На питание, таким образом, выделяется не более 50 сом на человека ежедневно (собственные данные ГСИН). Таким образом, 172 – 50 = 122 сома, как минимум, семья ежедневно тратит на задержанного и заключенного из собственного бюджета. Таким образом, 172 – 50 = 122 сома, как минимум, семья ежедневно тратит на задержанного и заключенного из собственного бюджета.

Потери общества Общее число уголовных дел составляет 2492 уголовных дела (962 ГСКН и 1800 МВД). Даже если предположить, что по одному уголовному делу проходит только один подозреваемый, то за период нахождения задержанных в СИЗО и ИВС общество потеряет 6100 (сом на человека) х 2492 (человека) = сом (около 340 тысяч долларов США). Общее число уголовных дел составляет 2492 уголовных дела (962 ГСКН и 1800 МВД). Даже если предположить, что по одному уголовному делу проходит только один подозреваемый, то за период нахождения задержанных в СИЗО и ИВС общество потеряет 6100 (сом на человека) х 2492 (человека) = сом (около 340 тысяч долларов США). Что касается заключенных, тут картина гораздо страшнее: 122 (сома ежедневно) х 365 (дней) х 4 (года – средний срок) = сом тратят семья, друзья, знакомые, общество в целом на заключенного. На общее число заключенных за 4 года тратится х 280 = сом (около долларов США). Что касается заключенных, тут картина гораздо страшнее: 122 (сома ежедневно) х 365 (дней) х 4 (года – средний срок) = сом тратят семья, друзья, знакомые, общество в целом на заключенного. На общее число заключенных за 4 года тратится х 280 = сом (около долларов США).

Потери общества Следует отметить, что далеко не каждая семья находящегося под следствием подозреваемого или отбывающего заключение осужденного имеет возможность выделить эти 122 сома в день из своего семейного бюджета. Следует отметить, что далеко не каждая семья находящегося под следствием подозреваемого или отбывающего заключение осужденного имеет возможность выделить эти 122 сома в день из своего семейного бюджета. В этом случае заключенный, не имеющий возможности заработать сам и не получающий помощи от семьи, обречен на хроническую нехватку продуктов питания и предметов первой необходимости, что является нарушением его прав и причиняет ему дополнительные страдания. В этом случае заключенный, не имеющий возможности заработать сам и не получающий помощи от семьи, обречен на хроническую нехватку продуктов питания и предметов первой необходимости, что является нарушением его прав и причиняет ему дополнительные страдания. В подавляющем большинстве случаев заключенным, за счет средств криминальных структур – «общака», начинают «помогать» местные уголовные авторитеты. Это приводит к еще более глубокому погружению осужденного в криминальную среду, приобретению им прочных связей в уголовном мире и принятию на себя определенных обязательств, что делает практически невозможным разрыв с уголовной средой в будущем и практически неминуемым рецидив. В подавляющем большинстве случаев заключенным, за счет средств криминальных структур – «общака», начинают «помогать» местные уголовные авторитеты. Это приводит к еще более глубокому погружению осужденного в криминальную среду, приобретению им прочных связей в уголовном мире и принятию на себя определенных обязательств, что делает практически невозможным разрыв с уголовной средой в будущем и практически неминуемым рецидив. Этот механизм полностью дискредитирует и сводит на нет саму идею уголовного наказания как метода исправления. Этот механизм полностью дискредитирует и сводит на нет саму идею уголовного наказания как метода исправления.

Потери общества Во время задержания, следствия и в особенности в период пребывания в местах лишения свободы осужденный не работает и не получает заработной платы. Это прямые потери общества. Во время задержания, следствия и в особенности в период пребывания в местах лишения свободы осужденный не работает и не получает заработной платы. Это прямые потери общества. Эти потери в среднем составляют сом (около долларов США) за 4 года (средний срок заключения). Эти потери в среднем составляют сом (около долларов США) за 4 года (средний срок заключения).

Потери общества Согласно налоговому законодательству КР, 10% от суммы заработка необходимо оплатить в качестве подоходного налога, 17% в качестве оплаты в Социальный фонд, а значит, государство за 4 года заключения потеряет поступлений различного рода: (сом) х 27% = сом (около долларов США). Согласно налоговому законодательству КР, 10% от суммы заработка необходимо оплатить в качестве подоходного налога, 17% в качестве оплаты в Социальный фонд, а значит, государство за 4 года заключения потеряет поступлений различного рода: (сом) х 27% = сом (около долларов США).

Потери общества Показатель ВВП на душу населения рассчитывается вне зависимости от того, производит ли конкретный индивидуум этот продукт или нет. Соответственно, мы можем сказать, что заключенные не производят ВВП, то есть этот потенциальный ВВП потерян обществом. Показатель ВВП на душу населения рассчитывается вне зависимости от того, производит ли конкретный индивидуум этот продукт или нет. Соответственно, мы можем сказать, что заключенные не производят ВВП, то есть этот потенциальный ВВП потерян обществом. Общий потерянный обществом ВВП составляет долларов США. Общий потерянный обществом ВВП составляет долларов США.

ВИЧ/СПИД, вирусные гепатиты, ИППП, туберкулез Согласно официальным данным ГСИН на 1 января 2011 года в учреждениях Исправительной Системы находятся: Согласно официальным данным ГСИН на 1 января 2011 года в учреждениях Исправительной Системы находятся: больные ТБ – 553 человека (на диспансерном учете), с активной формой – 239 (получают лечение по ДОТС – 19 человек, по ДОТС+ – 120 человек); больные ТБ – 553 человека (на диспансерном учете), с активной формой – 239 (получают лечение по ДОТС – 19 человек, по ДОТС+ – 120 человек); лица, живущие с ВИЧ – 238 (на учете); лица, живущие с ВИЧ – 238 (на учете); больные гепатитом – 352 человека. больные гепатитом – 352 человека.

На диаграмме приведены оценочные данные распространенности по годам ВИЧ-инфекции, вирусного гепатита С и сифилиса по ДЭН (дозорный эпидемиологический надзор).

ВИЧ/СПИД, вирусные гепатиты, ИППП, туберкулез Стоимость лечения гепатита С: стоимость курса лечения, продолжительностью от 6 месяцев до полутора лет, составляет 4 – 18 тыс. долларов США Стоимость лечения гепатита С: стоимость курса лечения, продолжительностью от 6 месяцев до полутора лет, составляет 4 – 18 тыс. долларов США Стоимость лечения ВИЧ/СПИДа: стоимость лечения одного больного в России в 2004 году составляла 150–200 тысяч рублей в год; даже если считать, что стоимость не выросла, то эта сумма в среднем ежемесячно составляет 500 долларов Стоимость лечения ВИЧ/СПИДа: стоимость лечения одного больного в России в 2004 году составляла 150–200 тысяч рублей в год; даже если считать, что стоимость не выросла, то эта сумма в среднем ежемесячно составляет 500 долларов Стоимость лечения туберкулеза: стоимость лекарств для полного курса DOTS, по разным оценкам, составляет от 50 до 300 долларов США Стоимость лечения туберкулеза: стоимость лекарств для полного курса DOTS, по разным оценкам, составляет от 50 до 300 долларов СШАDOTS Следует учесть, что многие инфицированные ВИЧ потребители инъекционных наркотиков страдают сочетанными формами заболеваний: ВИЧ-инфекция + гепатит, ВИЧ-инфекция + туберкулез и т.д., что резко утяжеляет течение каждого из них, значительно увеличивает стоимость лечения и ухудшает прогноз Следует учесть, что многие инфицированные ВИЧ потребители инъекционных наркотиков страдают сочетанными формами заболеваний: ВИЧ-инфекция + гепатит, ВИЧ-инфекция + туберкулез и т.д., что резко утяжеляет течение каждого из них, значительно увеличивает стоимость лечения и ухудшает прогноз Стоимость лечения лекарственно-устойчивых форм туберкулеза многократно превышает стоимость простой схемы DOTS и составляет, по разным оценкам, от 4000 до долларов США. Стоимость лечения лекарственно-устойчивых форм туберкулеза многократно превышает стоимость простой схемы DOTS и составляет, по разным оценкам, от 4000 до долларов США.DOTS

ВИЧ/СПИД, вирусные гепатиты, ИППП, туберкулез Следует учесть, что в местах лишения свободы заключенные инфицируются в основном лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, а значит, их лечение обойдется государству и обществу в значительные суммы. Следует учесть, что в местах лишения свободы заключенные инфицируются в основном лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, а значит, их лечение обойдется государству и обществу в значительные суммы. Кроме того, сочетание туберкулеза с ВИЧ-инфекцией, гепатитами и ИППП требует индивидуального подбора терапевтических схем, перехода на более дорогостоящие препараты, проведения поддерживающей терапии, что также повышает общую стоимость лечения. Кроме того, сочетание туберкулеза с ВИЧ-инфекцией, гепатитами и ИППП требует индивидуального подбора терапевтических схем, перехода на более дорогостоящие препараты, проведения поддерживающей терапии, что также повышает общую стоимость лечения. Согласно существующим на сегодняшний день стандартам ВОЗ, наличие ВИЧ- инфекции требует проведения профилактики туберкулеза хотя бы одним противотуберкулезным препаратом. Это еще одна статья непосильных для государства затрат, которую так или иначе придется взять на себя обществу. Согласно существующим на сегодняшний день стандартам ВОЗ, наличие ВИЧ- инфекции требует проведения профилактики туберкулеза хотя бы одним противотуберкулезным препаратом. Это еще одна статья непосильных для государства затрат, которую так или иначе придется взять на себя обществу.

ВИЧ/СПИД, вирусные гепатиты, ИППП, туберкулез Большую часть этих затрат на данный момент оплачивают доноры – это гранты международных организаций, помощь благотворительных фондов и т.д., поэтому в данной работе эти затраты отнесены в разряд потерь общества. Большую часть этих затрат на данный момент оплачивают доноры – это гранты международных организаций, помощь благотворительных фондов и т.д., поэтому в данной работе эти затраты отнесены в разряд потерь общества. Однако все эти программы предусматривают институционализацию в ближайшем будущем, то есть государство должно будет обеспечить устойчивое финансирование лечения этой группы заключенных, что предполагает значительные затраты из государственного бюджета. Однако все эти программы предусматривают институционализацию в ближайшем будущем, то есть государство должно будет обеспечить устойчивое финансирование лечения этой группы заключенных, что предполагает значительные затраты из государственного бюджета.

Нарушения прав человека О нарушении прав человека стоит поговорить отдельно. И хотя, как ранее уже говорилось, трудно подсчитать и оценить потери и угрозы для общества, каждое отдельное нарушение наносит непоправимый вред и тормозит развитие общества в демократическом направлении. О нарушении прав человека стоит поговорить отдельно. И хотя, как ранее уже говорилось, трудно подсчитать и оценить потери и угрозы для общества, каждое отдельное нарушение наносит непоправимый вред и тормозит развитие общества в демократическом направлении. По мнению руководителя Общественного фонда «Голос свободы» Сардара Багишбекова, высказанного им в интервью интернет-изданию «Фергана.ру»: «…места лишения свободы в Кыргызстане не соответствуют признанным требованиям и минимальным стандартам по условиям содержания настолько, что само нахождение в исправительных колониях страны приравнено к бесчеловечному и унижающему достоинство человека обращению. По сути, просто сидеть в киргизской тюрьме – уже пытка» По мнению руководителя Общественного фонда «Голос свободы» Сардара Багишбекова, высказанного им в интервью интернет-изданию «Фергана.ру»: «…места лишения свободы в Кыргызстане не соответствуют признанным требованиям и минимальным стандартам по условиям содержания настолько, что само нахождение в исправительных колониях страны приравнено к бесчеловечному и унижающему достоинство человека обращению. По сути, просто сидеть в киргизской тюрьме – уже пытка»

Нарушения прав человека Среди частных прав человека и гражданина особая роль принадлежит праву на охрану здоровья, которое в Кыргызской Республике реализуется на основании закона «Об охране здоровья граждан». Следует отметить, что его положения исключают какую-либо стигматизацию и дискриминацию, в том числе на основании принадлежности какого-либо лица к категории наркопотребителей и ВИЧ-инфицированных (Национальный доклад о наркополитике Кыргызской Республики на 52-й Сессии комиссии ООН по наркотическим веществам, 2009). Среди частных прав человека и гражданина особая роль принадлежит праву на охрану здоровья, которое в Кыргызской Республике реализуется на основании закона «Об охране здоровья граждан». Следует отметить, что его положения исключают какую-либо стигматизацию и дискриминацию, в том числе на основании принадлежности какого-либо лица к категории наркопотребителей и ВИЧ-инфицированных (Национальный доклад о наркополитике Кыргызской Республики на 52-й Сессии комиссии ООН по наркотическим веществам, 2009). Согласно данным Международной кризисной группы, «доступ к элементарному медицинскому обслуживанию (в местах заключения) строго ограничен; заболеваемость туберкулезом и ВИЧ/СПИДом значительно выше, чем за пределами колоний. «Тюремный кошмар Кыргызстана». Доклад Международной кризисной группы N°118 Азия (16 августа 2006 года); asia/kyrgyzstan/Russian%20translations/118_kyrgyzstans_prison_system_nightmare_rus.pdf. Согласно данным Международной кризисной группы, «доступ к элементарному медицинскому обслуживанию (в местах заключения) строго ограничен; заболеваемость туберкулезом и ВИЧ/СПИДом значительно выше, чем за пределами колоний. «Тюремный кошмар Кыргызстана». Доклад Международной кризисной группы N°118 Азия (16 августа 2006 года); asia/kyrgyzstan/Russian%20translations/118_kyrgyzstans_prison_system_nightmare_rus.pdf. asia/kyrgyzstan/Russian%20translations/118_kyrgyzstans_prison_system_nightmare_rus.pdfwww.crisisgroup.org/~/media/Files/asia/central- asia/kyrgyzstan/Russian%20translations/118_kyrgyzstans_prison_system_nightmare_rus.pdf

Нарушения прав человека Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах налагает на государства-участники ряд безотлагательных обязательств, в том числе обеспечение осуществления прав без дискриминации. Если программы снижения вреда и доказательное лечение доступны для населения в целом, но не для людей в заключении, это противоречит международному праву. E/C.12/2000/4, пункт 30. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах налагает на государства-участники ряд безотлагательных обязательств, в том числе обеспечение осуществления прав без дискриминации. Если программы снижения вреда и доказательное лечение доступны для населения в целом, но не для людей в заключении, это противоречит международному праву. E/C.12/2000/4, пункт 30. Специальный докладчик по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, считает, что в тюрьмах для выполнения целей здравоохранения могут потребоваться более значительные усилия. В контексте ВИЧ и снижения вреда для этого требуется внедрить услуги по снижению вреда в местах заключения даже там, где они еще недоступны для общества, поскольку принципа равенства недостаточно для борьбы с эпидемией среди заключенных. Специальный докладчик по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, считает, что в тюрьмах для выполнения целей здравоохранения могут потребоваться более значительные усилия. В контексте ВИЧ и снижения вреда для этого требуется внедрить услуги по снижению вреда в местах заключения даже там, где они еще недоступны для общества, поскольку принципа равенства недостаточно для борьбы с эпидемией среди заключенных.

Нарушения прав человека Нарушения прав человека по отношению к ПИН не только приносят им моральные и физические страдания, снижают качество жизни, отталкивают от программ снижения вреда, но также подвергают их повышенному риску ВИЧ-инфицирования и заражения сопутствующими заболеваниями (прежде всего, туберкулезом и гепатитом С). Нарушения прав человека по отношению к ПИН не только приносят им моральные и физические страдания, снижают качество жизни, отталкивают от программ снижения вреда, но также подвергают их повышенному риску ВИЧ-инфицирования и заражения сопутствующими заболеваниями (прежде всего, туберкулезом и гепатитом С). Инфицированные люди неминуемо станут источником повышенной опасности распространения инфекции и выхода ее за пределы групп риска, в общую популяцию, что приводит нас к выводу о серьезных будущих экономических потерях государства и общества, связанных с лечением инфицированных и борьбой с дальнейшим распространением эпидемии. Инфицированные люди неминуемо станут источником повышенной опасности распространения инфекции и выхода ее за пределы групп риска, в общую популяцию, что приводит нас к выводу о серьезных будущих экономических потерях государства и общества, связанных с лечением инфицированных и борьбой с дальнейшим распространением эпидемии. Таким образом, нарушения прав человека несут с собой не только морально-этические потери для государства и общества в целом, они еще и крайне невыгодны с экономической точки зрения. Таким образом, нарушения прав человека несут с собой не только морально-этические потери для государства и общества в целом, они еще и крайне невыгодны с экономической точки зрения.

Нарушения прав человека Следует особо подчеркнуть, что нарушение основных прав человека: права на здоровье и благополучие, права на равный доступ к медицинской помощи и лечению, к которым приводит карательный уклон современной наркополитики, недопустимо в современном демократическом обществе. Следует особо подчеркнуть, что нарушение основных прав человека: права на здоровье и благополучие, права на равный доступ к медицинской помощи и лечению, к которым приводит карательный уклон современной наркополитики, недопустимо в современном демократическом обществе. Выстроенная на деньги налогоплательщиков система борьбы с наркотизмом не только чрезмерно затратна, она способствует нарушению прав и свобод тех, на чьи средства существует. Выстроенная на деньги налогоплательщиков система борьбы с наркотизмом не только чрезмерно затратна, она способствует нарушению прав и свобод тех, на чьи средства существует. Такая система, несомненно, нуждается в реформировании. Такая система, несомненно, нуждается в реформировании.

Программа заместительной поддерживающей терапии метадоном Расчет стоимости программы и возможный положительный экономический эффект от ее расширения (Программа спонсируется Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Global Fund), данные являются открытыми) Расчет стоимости программы и возможный положительный экономический эффект от ее расширения (Программа спонсируется Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Global Fund), данные являются открытыми) Опрос участников программы ЗПТМ позволил высчитать среднюю дневную потребность в наркотиках, как в граммах, так и в денежном эквиваленте. Так как теперь наркозависимые получают терапию метадоном, эти деньги выведены из оборота на черном рынке Опрос участников программы ЗПТМ позволил высчитать среднюю дневную потребность в наркотиках, как в граммах, так и в денежном эквиваленте. Так как теперь наркозависимые получают терапию метадоном, эти деньги выведены из оборота на черном рынке

Опрос участников программы ЗПТМ также позволил : рассчитать среднюю заработную плату, а значит, и средние отчисления на налоги и в Социальный фонд после поступления на программу ЗПТМ и получения работы рассчитать среднюю заработную плату, а значит, и средние отчисления на налоги и в Социальный фонд после поступления на программу ЗПТМ и получения работы оценить не поддающиеся денежному исчислению положительные социальные явления: сохранение семей, обретение рабочих мест, полное вовлечение в социальную жизнь оценить не поддающиеся денежному исчислению положительные социальные явления: сохранение семей, обретение рабочих мест, полное вовлечение в социальную жизнь Программа заместительной поддерживающей терапии метадоном

Программа ЗПТМ Программа ЗПТМ в Кыргызской Республике пока ограничена участием одной тысячи человек, в то время как официальная общая численность зарегистрированных наркопотребителей в республике на 1 января 2010 года составляла 9730 человек, из которых около 62,9% составляли потребители инъекционных наркотиков. Программа ЗПТМ в Кыргызской Республике пока ограничена участием одной тысячи человек, в то время как официальная общая численность зарегистрированных наркопотребителей в республике на 1 января 2010 года составляла 9730 человек, из которых около 62,9% составляли потребители инъекционных наркотиков. По разным экспертным оценкам, наркопотребителей в республике от 25 до 100 тысяч, однако наиболее достоверной и подтвержденной расчетами цифрой является оценка UNODC. Согласно этой оценке, в Кыргызстане всего около 26 тысяч наркозависимых. По разным экспертным оценкам, наркопотребителей в республике от 25 до 100 тысяч, однако наиболее достоверной и подтвержденной расчетами цифрой является оценка UNODC. Согласно этой оценке, в Кыргызстане всего около 26 тысяч наркозависимых.

Программа ЗПТМ Общая стоимость годовой программы на одну тысячу человек составляет 500 тысяч долларов США. То есть, 1,37 доллара США в день на человека. Сюда внесены и административные расходы, и зарплаты медперсоналу, и стоимость самого метадона. Общая стоимость годовой программы на одну тысячу человек составляет 500 тысяч долларов США. То есть, 1,37 доллара США в день на человека. Сюда внесены и административные расходы, и зарплаты медперсоналу, и стоимость самого метадона. На сегодняшний день стоимость содержания заключенного по статье «хранение» в два с половиной раза выше стоимости пребывания на программе ЗПТМ (156,65 сома в день против 61 сома в день). На сегодняшний день стоимость содержания заключенного по статье «хранение» в два с половиной раза выше стоимости пребывания на программе ЗПТМ (156,65 сома в день против 61 сома в день).

По оценкам самих наркозависимых, ежедневно каждый из них в среднем тратил около 540 сом (12,2 доллара США) на покупку героина. По оценкам самих наркозависимых, ежедневно каждый из них в среднем тратил около 540 сом (12,2 доллара США) на покупку героина. После поступления в программу всего одной тысячи человек более 12 тысяч долларов ЕЖЕДНЕВНО или долларов США ежегодно не поступают в нелегальный оборот. После поступления в программу всего одной тысячи человек более 12 тысяч долларов ЕЖЕДНЕВНО или долларов США ежегодно не поступают в нелегальный оборот. Программа заместительной поддерживающей терапии метадоном

Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и оплату услуг на легальном рынке. С них платятся налоги, как минимум НДС, который попадает в государственную казну, а это долларов США ежегодно. Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и оплату услуг на легальном рынке. С них платятся налоги, как минимум НДС, который попадает в государственную казну, а это долларов США ежегодно. Расширение программы означает потенциальный вывод с черного рынка до долларов США ежегодно ( ПИН по оценкам UNODC). Расширение программы означает потенциальный вывод с черного рынка до долларов США ежегодно ( ПИН по оценкам UNODC). Исследователи не ставят целью повсеместное распространение программы ЗПТМ, кроме того, проблемы возникшие в последнее время с Глобальным Фондом, делают эту идею утопической. Расчеты экономической эффективности расширения охвата Программой приведены для наглядности экономического моделирования Исследователи не ставят целью повсеместное распространение программы ЗПТМ, кроме того, проблемы возникшие в последнее время с Глобальным Фондом, делают эту идею утопической. Расчеты экономической эффективности расширения охвата Программой приведены для наглядности экономического моделирования

Заработная плата Согласно данным анкетирования, после поступления на программу ЗПТМ двое из каждых трех участников программы нашли себе работу. Согласно данным анкетирования, после поступления на программу ЗПТМ двое из каждых трех участников программы нашли себе работу. Средняя заработная плата составила 8000 сом (почти 180 долларов США). Средняя заработная плата составила 8000 сом (почти 180 долларов США). При расширении программы государство могло бы получать в виде налогов и отчислений в Социальный фонд до сом ежемесячно. При расширении программы государство могло бы получать в виде налогов и отчислений в Социальный фонд до сом ежемесячно. Только поступления от работающих участников программы могли бы на 76% перекрыть все траты на ее повсеместное распространение. Только поступления от работающих участников программы могли бы на 76% перекрыть все траты на ее повсеместное распространение.

Пример КНР Программа заместительной метадоновой терапии в Китае началась в 2004 году как маленький пилотный проект в восьми точках. При этом с выездом к нам, китайцы глубоко изучали наш опыт, особенно в сфере взаимодействия полиции и СВ Программа заместительной метадоновой терапии в Китае началась в 2004 году как маленький пилотный проект в восьми точках. При этом с выездом к нам, китайцы глубоко изучали наш опыт, особенно в сфере взаимодействия полиции и СВ С этого времени маленький проект расширился до масштабов национальной программы, охватывающей ПИН в 2007 году и свыше потребителей героина на базе 680 клиник в 27 провинциях на конец 2009 года (Int J Epidemiol December; 39(suppl_2): ii29–ii37.) С этого времени маленький проект расширился до масштабов национальной программы, охватывающей ПИН в 2007 году и свыше потребителей героина на базе 680 клиник в 27 провинциях на конец 2009 года (Int J Epidemiol December; 39(suppl_2): ii29–ii37.)

Пример КНР При средних затратах на покупку героина 50 долларов США (в Китае) на человека в день, на рынок нелегального оборота наркотиков в 2007 году не поступили 50 миллионов долларов США При средних затратах на покупку героина 50 долларов США (в Китае) на человека в день, на рынок нелегального оборота наркотиков в 2007 году не поступили 50 миллионов долларов США Снижение количества преступлений, связанных с наркотиками – с 20,7% до 3,6 - 3,8%. Снижение количества преступлений, связанных с наркотиками – с 20,7% до 3,6 - 3,8%. Социализация: процент имеющих работу с 22,9% вырос до 43,3 - 40,6%. Социализация: процент имеющих работу с 22,9% вырос до 43,3 - 40,6%. Распространенность ВИЧ среди участников программы ЗМТ ниже, чем в среднем в популяции ПИН, показатель первичной заболеваемости снизился до 0% (данные на 2008 год) Распространенность ВИЧ среди участников программы ЗМТ ниже, чем в среднем в популяции ПИН, показатель первичной заболеваемости снизился до 0% (данные на 2008 год)

Пример КНР Пример Китайской Народной Республики в данном случае представляется наиболее интересным и показательным, так как, во-первых, Китай является ближайшим региональным соседом Кыргызстана, а во-вторых, внедряемые этим государством программы отличаются масштабностью и разумной прагматичностью подхода. Не получив убедительных доказательств эффективности программ ЗМТ в профилактике распространения ВИЧ-инфекции, правительство Китая никогда не пошло бы на столь масштабное инвестирование в эти программы. Пример Китайской Народной Республики в данном случае представляется наиболее интересным и показательным, так как, во-первых, Китай является ближайшим региональным соседом Кыргызстана, а во-вторых, внедряемые этим государством программы отличаются масштабностью и разумной прагматичностью подхода. Не получив убедительных доказательств эффективности программ ЗМТ в профилактике распространения ВИЧ-инфекции, правительство Китая никогда не пошло бы на столь масштабное инвестирование в эти программы.

Выводы и рекомендации Приведенные расчеты явно свидетельствуют в пользу того, что проводившаяся в течение предшествовавших десятилетий и существующая на сегодняшний день наркополитика не только малоэффективна, ведет к многочисленным нарушениям прав человека, значимому снижению уровня здоровья населения (как среди групп риска, так и в общей популяции), серьезным осложнениям ситуации в социальной сфере, но также является неоправданно высоко затратной. Приведенные расчеты явно свидетельствуют в пользу того, что проводившаяся в течение предшествовавших десятилетий и существующая на сегодняшний день наркополитика не только малоэффективна, ведет к многочисленным нарушениям прав человека, значимому снижению уровня здоровья населения (как среди групп риска, так и в общей популяции), серьезным осложнениям ситуации в социальной сфере, но также является неоправданно высоко затратной. Огромные экономические потери, не приводящие к положительным результатам ни в одном из рассматриваемых аспектов, указывают на необходимость не просто реформирования, а коренного пересмотра и переориентации наркополитики. Огромные экономические потери, не приводящие к положительным результатам ни в одном из рассматриваемых аспектов, указывают на необходимость не просто реформирования, а коренного пересмотра и переориентации наркополитики.

Выводы и рекомендации Исследовательской группой внесены рекомендации по изменению существующей наркополитики и разработке полномасштабной, хорошо структурированной и ориентированной на конкретные цели и задачи наркополитики, предусматривающей тесное сотрудничество государственного и гражданского секторов, при четко обусловленном распределении ролей, что неминуемо должно привести к повышению эффективности затрачиваемых усилий, в сочетании с ростом рентабельности вложений. Исследовательской группой внесены рекомендации по изменению существующей наркополитики и разработке полномасштабной, хорошо структурированной и ориентированной на конкретные цели и задачи наркополитики, предусматривающей тесное сотрудничество государственного и гражданского секторов, при четко обусловленном распределении ролей, что неминуемо должно привести к повышению эффективности затрачиваемых усилий, в сочетании с ростом рентабельности вложений.

Выводы и рекомендации Проблема снижения спроса и употребления психоактивных веществ должна из сферы деятельности силовых структур перейти под ответственность органов здравоохранения, социальных служб, гражданского сектора. Проблема снижения спроса и употребления психоактивных веществ должна из сферы деятельности силовых структур перейти под ответственность органов здравоохранения, социальных служб, гражданского сектора. Необходимы широкомасштабные, поддерживаемые государством программы, нацеленные как на тех, кто еще не начал употреблять наркотики, но может начать (пропаганда здорового образа жизни, формирование в обществе негативного восприятия рискованных форм поведения, повышение осведомленности о путях инфицирования ВИЧ и другими, передающимися с кровью инфекциями, программы повышения занятости и организации досуга для молодежи и т.д.), так и предназначенные для потребителей наркотиков и ко-зависимых, включающие весь спектр услуг снижения вреда, социальную реабилитацию, трудоустройство, юридическую поддержку, программы лечения от наркозависимости и равный доступ к полному спектру медицинских услуг, психологическую помощь и т.д. Необходимы широкомасштабные, поддерживаемые государством программы, нацеленные как на тех, кто еще не начал употреблять наркотики, но может начать (пропаганда здорового образа жизни, формирование в обществе негативного восприятия рискованных форм поведения, повышение осведомленности о путях инфицирования ВИЧ и другими, передающимися с кровью инфекциями, программы повышения занятости и организации досуга для молодежи и т.д.), так и предназначенные для потребителей наркотиков и ко-зависимых, включающие весь спектр услуг снижения вреда, социальную реабилитацию, трудоустройство, юридическую поддержку, программы лечения от наркозависимости и равный доступ к полному спектру медицинских услуг, психологическую помощь и т.д. Большую часть этой работы могут и готовы взять на себя гражданский сектор и ряд международных организаций, но это возможно только при серьезной политической поддержке со стороны государства. Силовые структуры, став союзником программ снижения вреда, смогут сосредоточить свои основные силы и ресурсы на противодействии поставкам и торговле наркотиками. Большую часть этой работы могут и готовы взять на себя гражданский сектор и ряд международных организаций, но это возможно только при серьезной политической поддержке со стороны государства. Силовые структуры, став союзником программ снижения вреда, смогут сосредоточить свои основные силы и ресурсы на противодействии поставкам и торговле наркотиками.

Выводы и рекомендации Для устранения дублирования и повышения ответственности целесообразно было бы принять закон «О противодействии наркотизму», в котором четко расписать сферу ответственности каждого силового ведомства, органов здравоохранения, органов социальной защиты и т.д. Для устранения дублирования и повышения ответственности целесообразно было бы принять закон «О противодействии наркотизму», в котором четко расписать сферу ответственности каждого силового ведомства, органов здравоохранения, органов социальной защиты и т.д. Для правоохранительных органов в этой связи можно предусмотреть рекомендацию в виде развития drug referral schemes (схем перенаправления), когда наркопотребители, попавшие в поле зрения правоохранительных органов, получают направление для добровольного обращения к медико-социальным службам профилактики и лечения наркомании и инфекционных заболеваний среди потребителей наркотиков. Для правоохранительных органов в этой связи можно предусмотреть рекомендацию в виде развития drug referral schemes (схем перенаправления), когда наркопотребители, попавшие в поле зрения правоохранительных органов, получают направление для добровольного обращения к медико-социальным службам профилактики и лечения наркомании и инфекционных заболеваний среди потребителей наркотиков. В качестве одной из мер пресечения наркокоррупции Государственной службе при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков следовало бы внести предложение о создании на базе Антинаркотического центра ОДКБ своего рода СВР – Службы внутренних расследований. В ее задачу будет, прежде всего, входить выявление коррумпированных «окон» при пересечении наркогрузом государственных границ. Для этого найдены вполне конкретные механизмы, раскрытие которых выходит за рамки данного конкретного исследования. В качестве одной из мер пресечения наркокоррупции Государственной службе при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков следовало бы внести предложение о создании на базе Антинаркотического центра ОДКБ своего рода СВР – Службы внутренних расследований. В ее задачу будет, прежде всего, входить выявление коррумпированных «окон» при пересечении наркогрузом государственных границ. Для этого найдены вполне конкретные механизмы, раскрытие которых выходит за рамки данного конкретного исследования. Необходимо ускорить принятие закона «О наркопрофилактике», автором которого является депутат Жогорку Кенеша КР Дамира Ниязалиева Необходимо ускорить принятие закона «О наркопрофилактике», автором которого является депутат Жогорку Кенеша КР Дамира Ниязалиева

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Вопросы? Вопросы?